Чувственное и рациональное в структуре познания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чувственное и рациональное в структуре познания



Важнейшей разновидностью духовной деятельности человека является познание окружающего мира, и вопрос о способности познавать окружаю­щий мир составляет вторую сторону основного вопроса философии — об отношении мышления к бытию. В соответствии с теорией познания диалек­тического материализма тождество мышления и бытия достигается в долгом и трудном процессе отражения, т.е. идеального воспроизведения предметов внешнего мира (объекта) в сознании человека (субъекта). Конечный про­дукт этого процесса — образы, знания — отличаются достоверностью, точ­ностью, существенностью отображаемых свойств и отношений.

Процесс познания протекает в различных чувственных и рациональных формах. К чувственным формам относятся ощущения, восприятия и представления. Рациональными формами являются понятия, суждения, умозаключения, проблемы, гипотезы, теории и др.

Ощущение — отражение предмета (ситуаций, событий) при их непос­редственном воздействии на некоторую из чувствительных систем — зре­ние, слух, обоняние, вкус, осязание и др. Это исходный пункт позна­вательного процесса, его единственный источник и необходимая предпо­сылка. Ощущение непосредственно связывает человека с внешним миром, превращает энергию внешнего раздражения в факт сознания. Существуют многообразные виды ощущений: зрительные, осязательные, слуховые, тем­пературные, вибрационные, обонятельные, вкусовые, болевые, мышечно-суставные, ощущения равновесия, ускорения и т.д.

Целостное отражение предметов в результате их непосредственного воз­действия на органы чувства называется восприятием.

Процесс отражения в рациональных формах называется мышлением. Отправляясь от чувственного опыта, мышление преобразует его, дает воз­можность получить знания о таких отношениях в объективном мире, кото­рые недоступны чувственному восприятию.

Важнейшей формой мышления является понятие. В нем концентриру­ется отображение существенных признаков предметов. Содержание поня­тия прямо или косвенно строится на основе представлений.

Образование понятия — процесс рефлексивный.

Если с помощью понятия отражается совокупность существенных при­знаков предмета, то при посредстве суждения раскрывается какая-то одна из его сторон, выражается наличие (отсутствие) у него какого-то признака. При этом данный признак может быть как существенным, так и несущест­венным.

Как и понятие, всякое суждение содержит в себе элемент рефлексивно­сти. Судить о чем-либо —значит не только указать на принадлежность или непринадлежность признака предмету, но и выразить свое отношение к содержанию высказанной мысли в форме знания, убеждения, сомнения, веры. В процессе познания отдельные суждения связываются между собой и преобразуются по особым правилам. Так рождается новое знание без непос­редственной опоры на органы чувств. Форма мышления, посредством кото­рой на основании одного или более известных суждений получается новое суждение, называется умозаключением. Значительная часть положении современной науки добывается выводным путем, т.е. способом умозаклю­чений.

Вопрос о соотношении чувственного и рационального был предметом оживленных дискуссий между представителями различных философских школ. Сенсуалисты, в особенности Гассенди, Гоббс, Локк, утверждали, что главной и определяющей формой достоверного познания является чувст­венность и что деятельностью органов чувств можно объяснить все содер­жание человеческого сознания. Им возражали рационалисты, считавшие основой познания и поведения людей разум. К основному тезису сенсуализ­ма «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах» Лейбниц, один из главных представителей рационализма, добавил: «Кроме самого разу­ма». Тем самым он отвел разуму роль единственного источника знаний и критерия их истинности.

Слабость сенсуализма — в неспособности удовлетворительно объяснить природу теоретического уровня познания. Сенсуалисты, например, заходи­ли в тупик при истолковании природы математических понятий, логиче­ских правил вывода и т.д. Но и рационалисты столкнулись с иной, хотя и не менее серьезной трудностью дать непротиворечивое объяснение объек­тивному характеру знания, наличию частного, случайного в нем


.

 


Проблема истины

Истина – правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом, воспроизводящее их так, как они существуют вне и независимо от сознания; объективное содержание человеческого познания.

Проблема истины одна из основных в теории познания. Истина является конечной целью всей познавательной деятельности человека.

Различные трактовки истины:

1) Прагматическая концепция: истина это то, что практически полезно.

2) Концепция конвенциализма: истинно то, что сответствует мнению большинства. (однако, в истории науки первооткрыватели, отстаивая истину, часто были в одиночестве).

3) Декарт, Спиноза, Лейбниц: критерий истины ясность и отчетливость мыслимого, т.е. истина то, что не вызывает сомнений. (Однако, очевидность мыслимого хотя и играет важную роль при установлении истины, но это не единственный ее критерий, иногда уверенность в истинности мысли вводит нас в заблуждение).

1), 2), 3) субъективистские трактовки (?) истину находят в самом субъекте.

4) Платон, Аристотель: Истина есть соответствие мыслей действительности (классическая концепция истины). Платон: "Мир идей истина" это субстанциональная трактовка.

5) Когерентная концепция: Данное утверждение истина, если оно получено по определенным логическим правилам из других предположений, ранее признанных истинными. (Но это справедливо для математики, но при применении математики в науке и технике не все обнозначно).

6) Корреспондентская теория: Истинным являются утверждения, которые соответствуют внешней действительности. (Но некоторые явления и процессы не поддаются прямому наблюдению, следовательно об их истинности нельзя ничего сказать).

7) Кант: Критерий истины чувственное восприятие. (Но этот критерий признает существующим лишь то, что воспринимается чувствами).

8) Диалектический материализм (Маркс, Лении): Выделяются четыре момента в познавательном действии, которые влияют на истину: 1) объективная реальность; 2) предмет познания; 3) познающий субъект; 4) совокупность логических утверждений. Истина соответствие 4)-го 2)-му

Выделяют понятие объективная истина такое содержание наших знаний, "которое не зависит ни от человека, ни от человечества" (Ленин). Отличительная черта диалектического подхода рассмотрение объективной истины в связи с практикой. Практика связующее звено между объектом и субъектом познания. Практика является критерием истины (!). При реализации идеи на практике знание сопоставляется с познаваемым объектом, и при этом определяется истинность и объективность знания. Объективная истина не есть что-то застывшее, она постоянно развивается, становится более полной с каждым новым открытием.

Диалектический процесс изменения и развития объективной истины характеризуется понятиями относительной и абсолютной истины. Относительная истина это знание, которое приближено и неполно воспроизводит объективный мир (человек познает не все стороны объекта). Абсолютная истина несомненное неизменное, раз и навсегда установленное знание (предельно точное и полное знание), она постоянно подтверждается жизнью.

Существуют два противоположных подхода:

1) Отказ от признания в относительной истине доли абсолютной истины ведет к агностицизму (отрицание объективного познания).

2) Признание устоявшегося знания абсолютной истиной, игнорирование процесса развития истины (догматизм).

На самом деле, знание содержит относительные и абсолютные моменты, поэтому знание надо использовать в определенных границах, т.е. истина конкретна. Принцип конкретной истины (один из главных принципов диалектического подхода к познанию): нужен точный учет всех условий, в которых находится объект познания (учет реальных связей, существенных свойств, тенденций его развития), т.е. конкретной обстановки. Истине противостоит заблуждение, т.е. неверное, принимаемое за истину представление о действительности.

Атрибуты истины: 1) истина идеальна (истинен не предмет, а мысль. Истина сфера сознания); 2) истина объективна (не зависит от субъекта); 3) истина парадоксальна (она раскрывает суть вещи, а не кажущиеся характеристики, она содержит относительные и абсолютные моменты); 4) истина конкретна; 5) социальность (накопление истин в жизни людей); 6) истина совокупность единства и многообразия; 7) экзистенциальность (научная истина объективна, обоснована, а истина жизни имеет субъективный оттенок (Экзистенциальное видение жизни)).

Истина основная часть знания, знание составная часть информации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.250 (0.008 с.)