Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философское понимание материи.

Поиск

Существует более сотни определений материи. Среди них такие:

материя — это философская абстракция, понятие. посредством которого обозначается многообразие природных явлений и процессов (Ф. Энгельс)

материя — это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. …и пр.

Понятие материи прошло несколько этапов в своем развитии.

Поначалу — это наглядно-чувственное ее представление (вода, воздух, огонь).

Затем материю отождествляли с веществом, с атомами и их свойством неделимости (Демокрит).

И, наконец, пришли к пониманию материи как субстанции, согласно которой в мире нет ничего кроме материи и ее свойств, которые тоже включены в материю. То есть материя включает в себя актуально и потенциально — сознание. Это доказывается тем, что природа может существовать без наличия сознания, а вот духовное не существует вне природы, вне материи (хотя явно видно, что данные положения верны лишь при наличии предварительных условий, что верна материалистическая трактовка происхождения мира, что само по себе не доказуемо).

Есть философские течения, как пантеизм, которые рассматривают Дух и материю как тождественные понятия. То есть Дух растворен в природе, а Бог и природа сливаются в единую субстанцию, которая является причиной самой себя (causa sui) — Б. Спиноза.

Научное понятие материи

Материя как универсальная естественная (в отличие от сверхъестественной) основа мира. Место понятия материи в научном знании. Историческое развитие представлений о материи. Материя как "архе", первовещество, субстрат в ранней греческой философии. Материя как лишенность смысла, материал для копирования идей у Платона. Материя как субстанция потенциального, материя и форма у Аристотеля. Ничтожность и бренность материального, вещественного - важнейшая аксиома религиозного мировоззрения Средних веков. Механистическое понимание материи в Новое время. Материя как совокупность атомов. Материя как вещество, масса. Материя как совокупность механических свойств, присущих вещам. Французский материализм XVIII века и Л. Фейербах о материи как обо всем том, что воздействует извне на человека и его сознание, как о природе в целом. Идеи диалектического материализма о материи как таковой. Влияние важнейших научных открытий XIX - начала XX века и изменений научной картины мира на понимание материи. Ленинское определение материи; два смысла понятия материи: материя как предельная категория, материя как объективная реальность. Методологическое значение диалектико-материалистического понимания материи для развития естествознания. Принципиальная неограниченность естественно-научных толкований диалектико-материалистического понимания материи. Соотнесенность универсального (быть объективной реальностью), всеобщих (абсолютность, несотворимость, неуничтожимость, неисчерпаемость, единство дискретности и непрерывности, связь с движением, пространством и временем) и конкретно-научных (тяжесть, инерция, форма и др.) свойств материи. Уровни структурной организации материи: механический, физический, химический, биологический и социальный. Важнейшие типы материальных систем: мегамир, макромир, микромир.

14.Концепции пространства и времени:

Концепция пространства- времени

 

Из известных форм бытия мы рассмотрим такие важнейшие, как пространство, время, движение, энергия, жизнь.

(св. Августин: «Я знаю, что такое пространство и время, пока меня об этом не спрашивают»).

При рассмотрении категорий пространства и времени возникают следующие вопросы:

1. Являются ли пространство и время неотъемлемыми характеристиками бытия или они характеризуют лишь устройство нашего сознания (Кант)?

2. Каковы свойства, характеризующие пространство и время? Эти свойства неизменны или меняются?

Отвечая на первый вопрос, одни философы утверждают, что пространство и время — это объективные характеристики бытия, существующие так же, например, как существует материя, и не зависящие ни от сознания, ни от материи. Другие считают, что пространство и время — субъективные понятия, характеризующие сугубо человеческий способ восприятия мира.

Ответ на второй вопрос также неоднозначен. При классическом подходе обычно отмечают, что пространство характеризуется следующими свойствами:

— протяженностью; протяженность — сущность пространства и характеризует способность вещей существовать одно возле другого;

— однородностью: отсутствием в нем каких-либо выделенных точек;

— изотропностью: — равноправностью всех возможных направлений;

— трехмерностью: положение любого объекта в пространстве может быть определено с помощью трех независимых величин.

Классическое время характеризуется следующими свойствами:

— длительностью; длительность — сущность времени, способность явлений существовать одно после другого;

— одномерностью;

— необратимостью (невозможность возврата в прошлое);

— однородностью (равноправие всех его моментов).

Два понятия:

1. Субстанциальная концепция пространства и времени;

2. Реляционная концепция пространства и времени.

Движение и материя существуют неразрывно так же, как и с пространством и временем.

Время - последовательность смены объектов и процессов, длительность их бытия и развития, а пространство- как форма бытия она выражает их протяжённости и расположение относительно друг друга.

15.Проблема развития в философии:

Развитие представляет собой закономерное, целостное, необратимое структурное изменение систем, имеющее определенную направленность. Эта направленность является равнодействующей от сложения различных внутренних тенденций изменения, вытекающих из законов движения системы и наличных внешних условий. Процесс развития - переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, которые рождаются из предшествующих систем.

2 разновидности процессов развития:
- качественные превращения, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня ее организации;
- процессы перехода от одного уровня к другому.
Бывает восходящее и нисходящее развитие. В результате развития возникает качественно новое. Существенную характеристику развития составляет время, определяет его направленность.

Основными признаками развития являются:
1) качественный характер изменений,
2) их необратимость и
3) направленность.

 

 

16.Философское учение о сознании:

Сознание обеспечивает человеку прояснение всех смысло жизненных проблем: для чего он живет, достойно ли живет, есть ли цель в его существовании. Направленность на внешние предметы присуща и психике животных, но без актов рефлексии и самосознания, предполагающих формирование Я, как состояния выделенности человека из природы и из сообщества других людей.

Существуют различные стратегии исследования и понимания сознания:

объективно-идеалистическая (на уровне Абсолюта, Бога)

пантеистическая (сознание всюду и везде)

реалистическая (сознание человека)

натуралистическая, вульгарно-материалистическая (только мозг).

Соответственно в качестве потенциально возможных источников сознания представляются:

— космическое информационно-смысловое поле, одним из звеньев которого является сознание индивида;

— внешний предметный и духовный мир, природные, социальные, духовные явления, воспринимаемые сознанием в виде конкретно чувственных, понятийных и др. образов;

— социокультурная среда, научные, этические, эстетические установки, нормы поведения, накопленные обществом знания и пр.;

— духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний;

— мозг, как макроструктурная природная система, обеспечивающая на клеточном уровне осуществление общих функций сознания.

Структура сознания или психики разделяется на 3 уровня:

1. Бессознательное или подсознание;

2. Сознание;

3. Сверхсознание.

Платон считал, что бессознательное- это внутреннее скрытое знание.

Августин говорил, что это помещение, скрытое от сознания.

Кант считал, что это интуиция.

Шопенгауэр считал, что это воля.

Фрейд рассматривал, что это комплекс неосознанных влечений- либидо.

Юнг считал, что это коллективное бессознательное, то есть у всех людей есть коллективный бессознательный опыт.

Сверхсознание(или надсознание)- это результаты рождения гипотез, догадок, то есть интуитивное озарение. Работа сверхсознания также не контролируется волевым усилием и поэтому сверхсознание- это высший этап отражения реальности или интуиция.

Самосознание- это осознание человеком окружающего мира или самого себя и связи Я с миром. В самосознание включаются самоидентификация, самоконтроль, самооценка, самопознание. На начальном этапе самосознания человек отождествляет себя с окружающими явлениями, людьми, то есть мы всегда эмоционально реагируем на критику(например, своей школы, своего университета, своего дома).

Общественное сознание- это результат объективирования личного сознания через язык, предметы, культуры и оно относительно независимо от сознания людей, но развивается через сознание каждого отдельного человека. Общественное сознание не существует в виде отдельного субстрата, то есть нет носителя общественного головного мозга, который его порождает.

 

17.Познание как предмет философского исследования:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 565; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.186.156 (0.009 с.)