Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет философии и ее функции в обществе.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Предмет философии и ее функции в обществе. Философия - общая теория мира и человека в нем. Философия зародилась около 2500 лет назад в странах востока: Индии, Греции, Рима. Наиболее развитые формы она приобрела в Др. Греции. Философия - любовь к мудрости. Философия пыталась вобрать в себя все знания, т.к. отдельные науки не в состоянии были дать целостную картину мира. Вопрос о том что есть мир - основной вопрос философии. 2 основных направления: 1) философский материализм (Демокрит), и 2)философский идеализм (Платон). Философия стремилась понять не только мир вне человека, но и самого человека. Философии свойственно стремление к максимальному обобщению результатов познания. Она изучает не мир в целом, в мир как целое. Философия имеет большое воздействие со стороны общества. На нее влияют политический и общественный строй, государство, религия. Но и сама философия влияет на исторический процесс своими передовыми идеями. Поэтому она имеет следующие функции: 1. она выполняет мировоззренческую функцию, т.е. помогает сформировать целостную картину мира. 2. методологическая, поисковая функция. В этом смысле она формулирует правила познания для всех частных наук. 3. функция социальной критики. Она осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей. 4. конструктивная функция. Она означает способность отвечать на вопрос о том, что должно быть в будущем. Взгляд и предвосхищение будущего. 5. идеологическая функция. Участие философии в выработки идеологии как системы взглядов и идеалов. 6. функция отражения или обобщения культуры. Философия является стержнем духовной культуры общества. Она формулирует наиболее значимые идеалы своего времени. 7. интеллектуальная функция. Способствует развития у человека способности к теоретическому мышлению, через нее передается познавательный образ.
Истоки философии, их характеристика Термин философия впервые родился в др. Греции, автором является Пифагор. Именно он впервые назвал философию философией. Философия (с греч.) – любовь к мудрости. Пифагор имел в виду, что философия – это мудрость, и человек любит ее, тянется к ней. Однако через это понятие содержание не раскрывается. Выходя за рамки термина, философия – это многообразная, сложная форма человеческой духовности. Ее можно рассматривать в разных аспектах. Философия, которая имеет дело с определенными знаниями человека о мире, она помогает познать человеку мир. Философия в ряде случаев может выступать как религия. Многие вопросы очень близки в этих понятиях, но ответы разные. Вечен ли мир, имеет он конец или начало? Философию можно рассматривать, как элемент духовной культуры. Она всегда входила и занимала особое место там. Любая философия может рассматриваться, как форма мировоззрения. Предварительно уясним, что такое мировоззрение. Человек в своем жизненном потоке осваивает реальность, в которой он находится. Основные усилия осознавшей себя философии, сводятся к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия. Уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, идея познания, проблемы нравственности и эстетики, социальная философия и философия истории, а так же история самой философии – таковы основные проблемы философской мысли.
Основной вопрос философии. О.в.фс. есть вопрос об отношении мышления и бытия, духа и природы, объективного и субъективного, психического и физического, материального и идеального, материи и сознания и т.д. О.в.фс. имеет две стороны: 1. что первично, что вторично 2. познаваемый мир (или как относятся мысли об окружающем нас мире к самому этому миру или в состоянии ли мышление человека познать мир таким, каким он отражается в его сознании) При решении первой стороны выделилось 2 основных направления: материализм и идеализм М. считает, что материя первична (основа сознания), сознание вторично (производно от материи) Идеалисты считают наоборот. Разновидности идеализма: 1. объективный идеализм считает, что сознание, дух существовали до, вне, независимо от человека: Платон, Гегель 2. субъективный идеализм – направление в философ. которое за основу принимает индивидуальное сознание человека: Беркли, Мах, Авинариус Общее между объект. и субъект. идеализмом в решении первой стороны О.в.фс. заключается в том, что они за основу принимают идею. К решению второй стороны философы относились по разному. Субъектив. идеализм исходил из основного положения: мир познаваем не полностью, ощущение - единственный источник познания Гегель считал, что познаваемы мысль, мышлен. чел-ка, абсолютная идея и дух. Фейербах - процесс познания начинается при помощи ощущений, но ощущения дают не полное представление об окружающей действительности и дальнейший процесс познания происходит при помощи восприятий (материалист) Франц. материалисты 18 в.:Толон, Гельвеций, Гольбах - процесс познания происходит при помощи органов чувств, а разум человека не в состоянии познать то, что находится за пределом органов чувств (позиция суб. идиализма) Кант – агностик. Агностицизм - направление, сомневающееся в возможности познания мира Кантсчитал, что мир познаваем как явление, но не как сущность. Явление – познание предмета с внешней стороны, т.е. Кант стоял на позиции субъект. идеализма.
Диалектика и ее исторические формы Диалектика исходит из того, что в познании мира, во-первых, вещи надо рассматривать во взаимосвязи их друг с другом, не брать изолированно; и, во-вторых, вещи надо рассматривать в их изменении и развитии. В соответствии с диалектической методологией сущность вещи может быть полностью понята только тогда, когда известна история становления этой вещи, отражено развитие этой вещи. Метафизика ближе обыденному, повседневному, нефилософскому сознанию. Мыслить метафизически проще. Диалектический же метод требует глубокой философской, теоретической культуры, постижения историко-философского опыта. В истории философии выделяются следующие исторические формы диалектики: 1. Стихийная, наивная диалектика античности (наиболее яркий представитель – Гераклит). 2. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии XVIII – первой половины XIX в. (И.Кант, Г.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель). 3. Диалектика революционных демократов XIX в. (А.И.Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др.). 4. Материалистическая диалектика (К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И.Ленин).
Милетская философская школа Философия началась с Фалеса, который сказал, что все произошло из воды. Фалес- уроженец Милета в Малой Азии. Греки поддерживали связи с Египтом. Предполагают, что Фалес ездил в Египет и привез оттуда сведения по геометрии. Фалес был одним из семи греч. мудрецов. "Вода есть наилучшее". Он думал, что вода - есть первичная субстанция, а все вокруг происходит из нее, что Земля покоится на воде. Анаксимандр- гораздо более интересен, чем Фалес (примерно 6 век до н.э.). Утверждал, что все вещи произошли из единой субстанции, но не из воды. Первосубстанция бесконечна, вечна, временна и объемлет все миры, т.к. Анаксимандр считал наш мир одним из многих. Первосубстанция превращается в различные субстанции, а те переходят друг в друга. Он считал, что первосубстанция не может быть определенным элементом, иначе он бы поглотил все остальные. Живые существа возникли из влажного элемента, когда он подвергся выпариванию Солнцем. Человек, как и другие животные, произошел от рыб. Предполагается, что он первым сделал карту Земли (в форме цилиндра). Солнце больше Земли в 27-28 раз. Анаксимен- около 5 века до н.э. Главной субстанцией является воздух. Душа состоит из воздуха. Огонь - разреженный воздух. Сгущаясь, воздух становится сперва водой, затем землей и, наконец, камнем. Земля по форме подобна круглому Вывод:Милетская школа важна не своими достижениями, а исканиями. Философские построения Ф. А. А, следует рассматривать, как научные гипотезы
Философия Демокрита Предпосылкой атомизма (А) была потребность дать матер. Объяснение наблюдаемых свойств вещей - их множества, движения и изменения. Зенон, доказал что гипотеза о бесконечной делимости вещей, пространства и времени ведет к неустранимым противоречиям и парадоксам. А. предполагали сущ. беск. мн-ва телесных частиц, они допускали сущ. пустоты в кот. происх. движ. частиц и отрицали за частицами возм. делиться до бесконечности, видели в них непроницаемые атомы. Основатель А. - Левкипп.(рожден в Милете). Все состоит из мельчайших недел. частиц и пустоты.все происходит в силу закона причинности и достаточного основания. Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает в силу необходимости и на каком-то основании. Продолжатель А. - Демокрит (460 -370 ггднэ) - Сущ. атомы и пустоты, образующие своими бескон. многообр. соединениями все сложные тела. Ощущ. представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник познания. Недостаточные и неточные свидетельства ощущ. исправляются более тонким усмотрением ума. Так атомы и пустота невидимы, но их существование удостоверяются основанным на чувств. наблюдениях размышлением. Д. говорит отом,что ф. занимается изучением не того, что известно всем, а того, что лежит в основе всего, образует его причину. Атомы суть всевозм. мал. тела, не имеющие качеств, пустота же - метод, в котором все эти тела, в течении всей вечности носясь вверх и вниз, или сплетаются между собой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают,расходятся и снова сходятся в такие соединения, и таким образом они производят и все прочие сложные тела и наши тела, и их состояния и ощущения. Ат. учение распространяется Д. на учение о жизни и душе. Жизнь и смерть орг. сводится к соед. и разложению атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Душа не бессмертна. Основа познания - ощущения. От вещей отделяются "видики", они несутся во все стороны в пустом пространстве и проникают в органы чувств через поры, возникает образ предмета, соотв. самому предмету. Т.о. уже в ощущ мы получаем верный образ предмета. Однако маленькие предметы недоступны чувствам, Такие св-ва вещ. постигаются умом. Идеалом Д. явл. жизнь, обеспеченная общим законом и порядком, безмятежная и благодушная. Разумное наслаждение жизнью состоит в светлом и спок. состоянии души, обусловленном согласием с прир., исполнением долга, мерой во всем… Без этого не могут быть достигнуты ни искусство, ни мудрость.
Философия Платона (427-347, «Государство, законы») Платон - основатель объективного идеализма. Согласно учению Платона лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи - это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей. Мир идей - божественное царство, в к-ром до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю, где временно находясь в чел. теле, как узник в темнице она вспоминает о мире идей. Бытие содержт в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво. В космогоническом учении П утверждает, что последними эл-тами всех вещей явл неделимые треугольники или геометрическте бестелесные атомы. Теория познания Платона опирается на его учение о душе. П считал, что человек, как телесное существо, смертен. Душа же его бессмертна. Когда человек умирает, его душа, по П, не погибает, а лишь освобождается от телесного покрова как своей темницы и начинает свободно путешествовать в поднебесной сфере. Во время этого путешествия она соприкасается с миром идей и созерцает их. Поэтому суть процесса познания состоит в припоминании душой того идей, которые она уже созерцала. Истинное знание дает только мышление. Мышление же это не зависимый от чувственных восприятий абсолютно самостоятельный процесс припоминания. Только мышление дает знание идей. Чувственное восприятие пораждает лишь мнения о вещах. Душа состоит из 3 частей: разумной, кот создается самим творцом, аффективной и вожделеющей, кот создаются низшими богами. Победа разумной части над страстями и вожделениями возм при соотв воспитании. Т.к. люди не могут личными усилиями прибл к совершенству то необходимо гос-во и законы. Гос-во основано на разделении труда между разрядами своб граждан. В уч. о делении граждан на разряды П руководствуется своей классиф частей души. Частная собств и семья - подрывают условия общества. Поэтому П разработал план общежития, основанного на устранении - личной собственности, а также учение о общности жен и гос воспитании детей.
Философия Аристотеля Аристотель (384 - 322 гг до н э). Он критикует Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира. Сущность – это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она отвечает на вопрос: «Что есть вещь?» Ар-ль делит сущности на низшие и высшие. Низшие сущности состоят из материи и формы. Материя– это первичный материал, потенция вещей.Форма придает материи актуальное состояние, т.е превращает ее из возможности в действительность. Т о, Ар-ль понятие идеи заменяет на понятие формы. Форма, согласно Ар-лю – это активное начало, начало жизни и деятельности. Высшие сущности он называет чистыми формами. Наивысшая сущность – Перводвигатель, который служит источником жизни и движения всего космоса. Аристотель выделяет 4 вида причин бытия:1) Материальные, то, из чего состоят вещи, их субстрат. 2)Формальные, в которых форма проявляет себя, образуя сущность, субстанцию бытия. Каждая вещь есть то что она есть. 3)Действующие или производящие– рассматривающие источник движения и превращения возможности в действительность, энергитическая база формирования вещей. 4)Целевая или конечная причина, отвечающая на вопросы «Почему?» и «Для чего?». Ар-ль всегда связывал движение с соответствующей энергией, без которой не может произойти превращение из потенциального в актуальное. Под энтелехией Ар-ль понимает достигнутый результат, цель движения, завершение процесса. Учение о перводвигателе. Т.к. движение вечно, Аристотель предполагал, что должно существовать нечто, что приводит все тела в движение. Это и есть первый двигатель. Сам он не может находиться в движении, ибо тогда следовало бы предположить наличие еще одного двигателя. «Первый двигатель» для своей деятельности не нуждается в существовании других тел, он сам есть энергия, чистая деятельность. Будучи энергией, перводвигатель не обладает материей, он есть чистая форма – цель. Душа явл-ся формой по отношению к материи. Однако, по Ар-лю, присуща лишь живому существу. Ей обладают только растения, животное и человек. Растительна душа ведает функциями питания роста и размножения – общими для живых существ. Разумной душой обладает лишь человек. Разумная душа - такая часть души, которая познает и думает. Разум составляет основное начало этой души. Отличие чел-ка от животного – это способность к интелектуальной жизни.
Философия эпохи возрождения Возрождение - философ.и социолог.учения в эпоху становления раннего буржуазного общ-ва (в основном в Италии) 14-17вв. Официальной философией в эту эпоху оставалась схоластика, но успехи в географии, в медицине, научная анатомия, возникновения символов в математике сломило господство церкви Прежде всего возр. проявилась в этике. Возобновление этических учений стоицизма (Петрарка) и эпикуризма (Валла), направленных против христианской морали. Валла - этика Эпикура, стремление всего живого к избеганию страданий. Душа есть единое и неделимое, е способности есть ощущения, и это единственный источник познания. Наслаждение - высшее благо. На личном благе строятся отношения людей в обществе. Для В характерен взгляд на природу как на разумное, одушевленное целое, подчиняющееся законам. Основа этого - пантеизм. 1)Натуралистический - одухотворение природы, наделение ее божественными свойствами, растворение бога в природе. Человек есть часть природы, его любовь к познанию бесконечного и сила разума возвышают его над миром. 2)Мистический - растворение природы в боге. Наибольшую роль в философии эпохи возрождения сыграли натурфилософские концепции. Наиболее важными результатами этого естественно- научного направления в философии были: 1) методы экспериментально - математического исследования природы; по Галилею, все явления можно свести к количественному отношению. К истине приводят два метода: резолютивный (аналитический, разложить явление на элементы) и композитивный (синтетический, осмысление явления в целостности). 2) детерминистское истолкование действительности; найдены фундаментальные законы механики, что говорит о том, что существует естественная необходимость. 3) формулировка научных, свободных от элементов антропоморфизма (наделение субъектов, с кот.человек соприкасается в своей жизни, человеческими качествами) законов природы (Галилей в механике Общ-во - сумма изолированных индивидов. Необходимо светское государство. Движущая сила - человеческий эгоизм, что и надо обуздывать государством. В борьбе со средневековым теократизмом на первый план культуры возрождения выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы. Антропоцентризм- воззрение, согласно кот.человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Гуманизм- отражаемый антропоцентризм, кот.исходит из человеч.сознания.Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. В узком смысле слова гуманизм - идейное движение, содержанием кот.является изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры.
Философия Нового времени Характерна ориентация на познание реальности, основанное на чувственном. Формирование естествознания связано с тенденцией познания на единичных, изолированных фактах, не определяющих систему целостно. Встает вопрос о сущности и характере самого познания, что приводит к повышению значимости гносеологической ориентации новой философии. Стремление к систематизации, количественный рост и усилившаяся дифференциация познания вызывают развитие теоретического мышления, не только ищущего причинно следственного (связанного с законами) объяснения взаимосвязи между отдельными явлениями и областями явлений, но и стремящегося к созданию целостного образа мира, опирающегося на новую науку и ее данные. Стремление к выяснению взаимосвязей и взаимодействий закономерно ведет к повышению роли рационального рассмотрения, поэтому с развитием чувственного эмпирического познания мира развивается и точное, рациональное математическое мышление. Основные представители: Ф.Бекон, Р.Декарт.
Философия И. Канта Иммануил Кантродился в 1724г в Кениксберге. Он был не только фил, но также крупным ученым в обл естествознания. Фил развитие К. делится на 2 периода. В перв. период (до нач. 70-х гг) пытался решать ф пробл - о бытии, фил природы, религии, этики, логики исходя из убеждения, что ф. м.б. разработана и обоснована как умозрительная наука. (без обращ к опытным данным) Во 2-й пер (критический)пытает ся строго отделить явления от вещей в себе. Последние не могут быть даны в опыте. Вещи непознаваемы. Мы позн. лишь явления или тот способ, кот. эти вещи в себе действуют на нас. Это учение - агностицизм Познание начинается с того, что “вещи в себе” возд. на наши органы чувств и вызыв ощущения,но ни ощущуние нашей чувственности, ни понятия и сужд. нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теорет. знания о “вещах в себе” (ввс). Достоверное знание сущ - это математика и естествознание. Учение о знании. Знание всегда выраж в форме суждения. Сущ 2 вида суждений:1) аналитическиеуждения. Пример: все тела имеют протяжения 2)ситетическиесуждения. Пр: некоторые тела тяжелы. Есть 2 класса синт суждений. 1. обнаруживается в опыте (нек лебеди черны) -апостериорные2.эта связь не может основ на опыте - априорныесуждения.(все, что случается имеет причину). Апр. суждениям К. придает б. Значение Чувственное познание. У К простр и время перестают быть формами сущ вещей. Они становятся априорными формами нашей чувственности. Априорные формы рассудка. Условием возм апр. синт сужд в теорет естествознании явлкатегории.Это независимые от поставляемого опытом содержания понятия рассудка, под кот рассудок подводит всякое содерж, получаемое из опыта. Т.е. категори не формы бытия, а понятия рассудка. Категории априорны. По К ни ощущ ни понятия сами не дают знания. Ощущ без понятий- слепы, а понятия без ощущ - пусты. Этика.Противоречие необходимости и свободы - не настоящее: чел поступает необходимо в одном отношении и свободно в другом. Необходимо, так как чел есть явление среди др явл прир и в этом отнош подчинен необходимости. Но чел также и нравственное сущ, субъект нравственного сознания, а значит свободен.
Философия Гегеля Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля (1770-1831). великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития... Гегель сформулировал законы и категории диалектики. Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера. Три закона диалектики (суть истории развития). 1. Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры). 2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание. Развитие происходи по спирали. 3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс.
Пространство и время Пространство – обычно протяженность, время – длительность. П и в обладают своими свойствами. П обладает трехмерностью, оно1)симетрично, т е нет не обратимых процессов,2) пространство однородно (каждая точка пространства м б взята за начало координат),3)пространство изотропно, т е нет привелигированных направлений (в верх, в низ, в лево, в право). Время – длительность, оно асимметрично, т е не обратимо. Время может пониматься по разному:1) циклическое время (календари); 2)время может толковаться как некоторая симметрия, т к ряд процессов не является не обратимыми (соединение Н и О2дает Н2О и обратно, возможно распадение);3) время может пониматься как стрела, т е время не обратимо, нельзя вернуться в прошлое. Время отличается от вечности, вечность не меняется и не имеет времени, вечность это всегда настоящее. Есть две теории относительности: 1. Специальная. В ней были объединены понятия движение, пространство и время. П и в меняются в завис-и от скорости движения; ритм времени сокращаетя и линейные размеры тела сокращаются. Было введено понятие – пространственно-временной интервал – это величина которая не меняется при переходе от одной системы отсчета к другой. 2. Общая теория относительности связала в едино понятия тяготеющей массы, пространства и времени. Ритм времени замедляется. Пространство искривляется под действием поля тяготения. Наблюдения во время солнечных затмений показали что пространство искривляется. Из этого были сделаны следствия на основе геометрии Лобачевского (отрицательная кривизна) и Римана (положительная кривизна), что при положительном искривлении пространства вселенная замкнута, а при отрицательном вселенная бесконечна. Фридман сделал вывод, что наша вселенная м б стационарной, она или сужается или расширяется. Наша же вселенная расширяется. Т о 15-20 млрд лет назад наша вселенная была сконцентрирована в замкнутой форме пространства. У вселенной есть горизонт, и за пределы какой-то сферы у человека нет возможности выйти.. Становление вселенной связывают с черными дырами сверхплотного состояния, которые отличаются тем что в поле их тяготения все исчезает, даже луч света. Черные дыры это элементарные частицы сжатые пространством и временем.
Методы научного познания Метод- это совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Метод способствует достижению намеченной цели. Методология это область знания, занимающаяся изучением методов, оценкой их эффективности, сущности и применимости, методы научного познания принято подразделять по широте применимости в процессе научного исследования: 1. Первая группа это всеобщие методы: диалектический и метафизический, еще их называют общефилософскими методами. 2. Вторую группу методов составл яют общенаучные методы, которые используются в самых различных областях наук, т.е. имеют широкий спектр междисциплинарного применения. 3. Третья группа методов: частнонаучные, которые используются только в рамках исследования какой-то конкретной науки или даже конкретного явления. Существует два уровня познания, это 1)эмпирический и 2)теоретический. На эмпирическом уровнеиспользуют наблюдение, эксперимент, измерение. На теоретическом уровнеиспользуют идеализацию и формализацию. А метод моделирования можно использовать на обоих уровнях. Элементы структуры научного знания: 1. Фактический материал или твердо установленный факт. 2. Научные предположения (гипотезы). Смена этапов в науке приводит к изменению норм научного познания. Цель методологии - создать новые способы и методы для решения проблем современной науки. С переходом на современном этапе естествознания к изучению больших и сложноорганизованных объектов (систем) прежние методы классического естествознания оказались не эффективными. Сейчас мир понимается, как динамическая система, где компоненты взаимодействуют и приобретают новые качества. Для изучения такой системы выработан системный подход. Основная задача общей теории систем состоит в том, чтобы найти совокупность законов, объясняющих поведение функционирование и развитие всего класса объектов как целого. Особенности системного подхода: 1. При исследовании объекта как системы, компоненты этой системы рассматриваются не сами по себе отдельно, а с учетом их места в структуре целого. 2. При исследовании систем обязательно предполагается учет внешних условий их существования. Эволюционно-синергетическая парадигма, создание такого подхода стало возможным на базе нового научного направления - синергетика. Синергетика- это наука о самоорганизации систем состоящих из множества подсистем самой различной природы. Другое определение синергетики - кооперация, сотрудничество, взаимодействие различных элементов систем. Движение развития науки, поднятие на новый качественный уровень связывали с НТР. Положения из синергетического подхода: 1. Сложно организованным системам нельзя навязывать пути их развития. Наоборот следует понять, каким образом способствовать их собственным тенденциям развития. 2. Для сложных систем существует несколько альтернативных путей развития. Вывод - существуют такие пути развития человека и природы, которые могли бы устроит человека и не наносить вреда природе. 3. Синергетика дает знания о том, как оперировать сложными системами. 4. Синергетика позволяет раскрыть закономерности протекания быстрых, нелинейных процессов, которые лежат в основе качественных преобразований системы. Два философских направления: 1. Детерминизм- учение о причинной материальной обусловленности природных, социальных и психических явлений. 2. Индетерминизм- учение, отрицающее какую-либо объективную причинную обусловленность явлений. Динамический закон - это физический закон, отображающий объективную закономерность в форме однозначной связи неких физических величин выраженных количественно. Исторически первой и простой явилась динамическая механика Ньютона. Лапласу принадлежит абсолютизация динамических закономерностей. Согласно его принципу все явления в мире детерминированы, т.е. предопределены необходимостью. Статистические законы. Наряду с динамическими законами действуют законы, которые получили название статистических. Это значит, что предсказать событие можно не однозначно, а с определенной степенью вероятности.
Проблема научной истины Истина - это адекватная информ о объекте, получаемая посредством нго чувственного или интелектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Истина есть свойство знания, а не объекта познания. Знание есть отражение и сущ в виде чувственного или понятийного образа. Образ может быть не только отраж наличного бытия, но также и прошлого. Истиные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практ действия в настоящем и предвидеть будущее. Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Заблуждение - это содержание сознания, е соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Ложь - это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-то в обман.Ложью м.б как измышление о том чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Научное познание по своей сути невозможно без столкнов различных мнений, убеждений, также как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок. Любой объект познания - неисчерпаем, он меняется, облад множеством свойств и связан бескон числом связей с окруж миром. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития общества, науки... Истина поэтому относительна, ибо она отраж объект не полностью, не исчерпывающим образом. Относительная истина есть ограничено-верное знание о чем-либо. К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения, смерти итд. Абс истина - это такое содержание знания, кот не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью. Конкретность - это свойство истины, основаное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, сущ свойств, тендеций его развития. Истинные идеи - это те кот хорошо работают.(полезные) Крит истины закл в практике. Именно в практике должен чел доказать истиность, т.е. действительность своего мышления. Этот принцип выраж в термином реализуемость. Посредством реализации идеи в практ действии знание соизмеряется, сопоставляется со своим объектом, выявляя тем самым настоящую меру объективности, истинности своего содежания.
Духовная культура общества Философию можно рассматривать, как элемент духовной культуры.
Человек, индивид, личность Индивид (атом) – неделимый, единый, - человек как часть коллектива, совокупности рода человеческого. В настоящее время сущ 2 концепции личности:1) личность как функциональная (ролевая) характеристика чел и 2) личность как его сущностная характеристика. Первая коцепция опирается на понятие соц роли человека. Эта концепция однако не позволяет раскрыть внутренний мир чел, фиксируя только его внешнее поведение, кот не всегда отражает сущность чел. Вторая - Сущностная концепция явл более глубокой. Личность - индивидуальное выражение общ отношений и функций людей, субъект позания и преобразования мира, прав и обязаностей, этических, эстетических и всех иных соц норм. Личность - всегда общественно развитый человек. Главным результирующим свойством личности явл мировоззрение. Человек вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработав то или иное мировоззр, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность. Характер означает силу воли. Т.о., личность - мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности. Каждый чел биологически неповторим. У каждого конкретного чел всегда есть что-нибудь свое. Ответственность– категория, отражающая особое отношение личности к обществу, к-ое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм. Необходимость и свобода. Люди обладают знач свободой в определеии целей своей деятельности, средств для достиж этой цели. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в жизнь как осущ возможности путем выбора определенной цели и плана действий. Своб воли - это способность чел принимать решения и совершать поступки в соотв со своим интересами, целями, оценками и идеалами, выражающаяся в его избирательной деятельности. Т.о. каждое действие чел есть сплав своб и необход.=> Свобода личности, общества закл в способности выбирать, принимать решения. С одной стор своб присутствует в необход, т.е. необход реализуется только через свободу, в виде бескон цепи выбора в деятельности людей. С др стороны необход содержиться в своб в виде объективно даных истор обстоятельств, объек условий деят людей. Свобода есть осознанная необходимость.
Законы диалектики 1. закон единства и борьбы противоположностей; Закон единства и борьбы противоположностей раскрывается через категории: противоположность, противоречие, тождество, различие. Противоположность– черты, стороны, признаки предмета, которые коренным образом отличаются друг от друга и вместе с тем не могут сущ. друг без друга, взаимно дополняют друг друга (день и ночь, добро и зло, верх и низ). . «Противоречие – это импульс, толчок к изменению и развитию предмета. Различают виды противоречий: 1. Антагонистические и неантагонистические. Антагонистические- это такие противоречия, которые сущ. между классами, группами, слоями, интересы которых различные, взаимоисключающие. Неантагонистические– противоречия, противоположные антагонистическим. Этот вид противоречий характерен только для общества. 2. Внутренние и внешние. Внутренние– противоречия между противоположными сторонами предмета (пр. между производством и потреблением). Внешние- противоречия между данным явлением и другими явлениями (пр. между обществом и природой, живым организмом и внешней средой). 3. Основные и неосновные. Основные- противоречия между ведущими (главными) сторонами предмета. Неосновные- противоречия между другими сторонами предмета. Сущность закона. Любой предмет обладает: противоположностями, которые в процессе взаимодействия приводят к противоречию. Противоречие дает толчок к изменению и развитию предмета. 2. закон перехода количественных изменений в качественные и обратно Любой предмет и явление обладают как количеством, так и качеством. Качество– 1. свойство предмета - такие черты и особенности предмета, которые характеризуют его способность взаимодействовать с другими предметами. 2. структура предмета, то из чего состоит предмет, из каких элементов 3. функции предмета, т.е. то, для чего предмет предназначен. 4. место предмета, т.е. является он исходным пунктом или его результатом, находится он в развитом или неразвитом состоянии. Любое явление обладает как количественными, так и качественны
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 671; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.190.187 (0.018 с.) |