Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование нравственных ценностных оснований

Поиск

Этика социальной работы как научная теория находится ещё на стадии формирования, ибо становление в нашей стране профессии социального работника происходит в наши дни. Как самостоятельный вид профессиональной деятельности в России социальная работа существует с 1991 года. В странах Западной Европы и США социальная работа как особый вид профессиональной деятельности берет начало с конца Х1Х века. Как и в других профессиях, в ней существуют определённые специальности и специализации. Среди них можно выделить следующие: социальные работники управленческого уровня, социальные работники социальных служб, специалисты по социальной работе с инвалидами, социальные работники служб занятости и миграции, социальные педагоги, социальные психологи и др. Как видно, социальная работа по своему содержанию достаточно разнообразна, что и обусловливает многообразие её форм.

Большое число специализаций в рамках этой профессии зависит от социальной политики, проводимой государством, а также от российских социокультурных традиций. Особенности социальной политики современного российского государства находят выражение в том, социальные работники заняты в сфере социального обеспечения и образования. В Российской Федерации создаются системы социальных служб по оказанию помощи пожилым людям, людям с ограниченными возможностями, семьям, детям, лишённым попечения родителей, другим категориям лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В настоящее время некоторые специалисты рассматривают социальную работу как вид социальной помощи, поддержки всем людям, потому что каждый человек нуждается в реализации своих социальных потребностей. Однако в наши дни социальная работа - вид профессиональной деятельности, объектом которой выступают «слабые» слои общества, неспособные самостоятельно справиться с вставшими перед ними проблемами. Должность социального работника существует и в современных образовательных учреждениях. Социальные работники помогают подросткам в случаях, когда родители не выполняют своих обязанностей перед ними. Социальные педагоги, владея навыками работы с «трудными» детьми, оказывают учителям и детям необходимую психолого-педагогическую помощь.

Несмотря на то, что «социальная работа» как самостоятельная профессия появилась в последнее десятилетие, однако различные виды социальной помощи оказывались даже на ранних ступенях общественного развития. Общество не смогло бы выжить, если бы не оказывало поддержки тем слоям населения, которые в этой поддержке нуждаются.

Первые социальные нормы, явившиеся отражением производственной необходимости в древних обществах, не несли в себе нравственного содержания. Они имели целью способствовать удовлетворению насущных потребностей членов сообщества в пище, одежде, безопасности. Первобытный человек не обладал необходимыми физическими возможностями для ведения одиночного образа жизни. Поэтому жизнь в коллективе была «уготована» ему его собственной природой.

Общинные формы взаимоотношений, возникшие на доисторической ступени общественного развития, явились, как отмечает И.Л. Зеленкова, социальной базой для возникновения простейших форм нравственных отношений. Общинные черты жизни (общность земли, решение всех спорных вопросов на собраниях, наличие единого бога-покровителя, равные права в управлении) обусловливали возникновение единых норм поведения.

Одной из форм проявления милосердия в современном обществе является филантропия. Филантропия (с гр. – человеколюбие) означает благотворительность. В древней истории можно отыскать истоки благотворительности. Общественное мнение в древние времена оценивало поступки каждого человека, исходя из того, как в них сочетаются личный и коллективный интерес. Община осуждала поведение, в котором пренебрегались общественные интересы. В этом процессе постепенно формировались простейшие нормы нравственности, которые позднее стали называть народной мудростью. Самые древние правила народной мудрости (народной нравственности) касались отношения к умершим, старшим, женщине-матери, детям. К этому периоду можно отнести, пишет Г.П. Медведева, возникновение «прообразов будущей благотворительности».

Оказание помощи слабым (старикам, детям, оставшимся без родителей) оценивалось в общественном сознании с древнейших времён как выражение милосердия, доброты, доброжелательности, радушия.

Итак, истоки в народном сознании проявлений заботливости, сострадания, милосердия свидетельствуют о том, что принципы этики социальной работы длительное время формировались в непосредственной практической жизнедеятельности людей. При этом не было необходимости в этике социальной помощи человеку как особой области знания, так как сама помощь рассматривалась абсолютной нормой человеческого общежития.

Впервые моральные требования к человеку, живущему среди других людей, нуждающихся в его защите, сформулированы в Ветхом завете.

«7. Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, даёт тебе: то не ожесточи сердца твоего, и не сожми руки твоей перед нищим братом твоим.

8. Но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чём он нуждается.

9.Ибо нищие всегда будут на земле твоей; поэтому я и повелеваю тебе: отверзай руку брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей…» (Второзаконие, глава 15, ст. 7, 8, 11)

Милосердие нашло выражение в моральных требованиях Ветхого завета также по отношению к вдовам и сиротам. Бог запрещает воспользоваться их слабостью, а те, которые ослушаются Бога, будут справедливо наказаны.

«Ни вдовы, ни сироты не притесняйте;

Если же ты притесняешь их, то, когда они возопиют ко Мне,

Я услышу вопль их,

И воспламенится гнев Мой,

И убью вас мечём, и будут жёны ваши вдовами, и дети ваши сиротами». (Исх., 22: 22-23).

Христианство предложило новые механизмы регуляции поведения человека по отношению к «слабым» людям, нуждающимся в помощи и защите. Новый завет унаследовал многие нравственные правила, содержащиеся в Ветхом завете, но усовершенствовал их. Этические принципы помощи страждущим, убогим, нищим, сиротам в Новом завете частично повторяют догматы Ветхого завета, но носят иной характер.

Высшее выражение нравственного существования человека среди других людей представлено в христианстве. Христианство утверждает, что подлинное предназначение человека в любви к Богу и людям. Поэтому истинным мерилом христианской морали является сострадание, милосердие к тем, кто сам не может решить свои собственные проблемы, так как «не здоровые нуждаются во враче, а больные».

Источником милосердия служит любовь, которая не зависит от поступков человека и от его заслуг. Милосердие бескорыстно, безусловно, безгранично. Его нужно оказывать лишь на основании своего любящего сердца, а не за совершённые деяния. При этом истинным выражением нравственного добра является только то милосердие, которое совершается тайно. Как сказал Христос в Нагорной проповеди своим ученикам:

«1. Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет награды от Отца вашего Небесного.

2. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди...» (От Матфея. Святое Благовествование. Гл. 6, ст. 5-6).

Христианство уравнивало перед лицом Бога всех, невзирая на богатство, знатность. Христианство способствовало становлению идеи и практики милосердия в сфере общественных отношений. Христианская мораль, писал С.Л. Франк, отвергает всякий эгоцентризм, всякую сосредоточенность человека на самом себе, утверждая необходимость оказания помощи нуждающимся людям.

Мировая практика благотворительности изобилует примерами оказания бескорыстной помощи не только нищим, но и представителям творческих профессий, общественным организациям, которые испытывают недостаток в финансовых и прочих средствах для решения определённых проблем.

Однако во все времена возникали скептические оценки, касающиеся моральной стороны благотворительной деятельности. В некоторых случаях они, безусловно, имели под собою реальные основания, однако в общем смысле благотворительность всегда несла возможность спасения для тех, кто утратил всякую надежду. Этические идеи благотворительности высказывались многими христианскими, западноевропейскими, отечественными философами и мыслителями, утверждавшими, что методы и формы благотворительности необходимо оценивать через призму морали. В этом смысле, считали они, основой благотворительности является желание делать добро для своей собственной души, для её совершенствования. Итак, нравственные основы профессиональной социальной работы своими корнями связаны с нравственными законами помощи человеку, существующими на всём протяжении человеческой истории, которые находили своё выражение в идеях христианских мыслителей и их благотворительной деятельности.

Во второй половине 19 века в благотворительной деятельности многих стран произошло изменение, выразившееся в том, что нравственная ценность благотворительности стала рассматриваться в оказании такой помощи людям, которая бы позволила им стать более ответственными за себя, за свою жизнь. Трудно переоценить роль моральных факторов благотворительной деятельности во все времена. Она выходит за пределы самой этой деятельности, являясь одним из истоков формирования моральных ценностей для осуществления социальной работы. Формирующаяся сегодня новая форма этического знания, которой является этика социальной работы, призвана развить эти идеи с учётом специфики социальной работы в наши дни.

 

2.4. Этика социальной работы:
соотношение теоретического и прикладного знаний

 

Область этического знания имеет два аспекта: теоретический и прикладной. Этика социальной работы может быть понята как прикладная этика, являющаяся практическим воплощением норм морали в деятельности социальных работников. В этике социальной работы как прикладной области знания содержатся общие нормы моральных отношений, так называемой нормативной этики. Нормативная (теоретическая) этика или этика в строгом смысле этого слова (фундаментальная этическая теория) является своего рода сущностью и прикладной этики.

В этом смысле этика социальной работы - это конкретизация общечеловеческих нравственных принципов к условиям деятельности социального работника. Как прикладная область этического знания этика социальной работы изучает специфическое проявление добра, справедливости, совести, чести, долга, ответственности и др. нравственных принципов в социальной работе. Здесь речь идёт о высших нравственных ценностях и принципах, которые обусловливают высокопрофессиональную деятельность социального работника.

Хотя этика социальной работы не «вырабатывает» сами принципы, она является важной ступенью в развитии этического знания, так как повышает практическую эффективность принципов нормативной этики. Этика социальной работы не только «применяет» известные принципы морали к специфическим видам деятельности социальных работников, но и формулирует дополнительные требования к выполнению служебного долга, исходя из особенностей направлений деятельности социального работника (работа с проблемой клиента, с другими службами, учреждениями и организациями).

Этика социальной работы представляет собой науку о профессиональных идеалах и ценностях, этических принципах и нормах поведения, отражающих сущность профессии и регулирующих взаимоотношения между социальными работниками и клиентами, между социальными работниками внутри профессии, между социальными работниками и обществом.

Поскольку сфера профессиональной деятельности социального работника очень широка (организатор социальной защиты населения, экономист социальной службы, юрист социальной службы, медико-социальный работник, специалист по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, психолог социальной службы, социальный педагог социальной службы и т. д.), то его нравственная позиция и должностная инструкция находятся в постоянном взаимовлиянии.

Нравственная позиция социального работника предваряет само действие, определяя его моральный выбор. Что такое моральный выбор? Когда он возможен? Моральный выбор существует в том случае, если имеется несколько вариантов действий. Их наличие затрудняет осуществление морального выбора, делая значимым для социального работника знание профессионально-этических требований, предъявляемых к профессии. Не всегда можно оценить моральную значимость данных действий социального работника для клиента, других людей, выявить отдалённые последствия этого действия. Поэтому важным фактором морального выбора являются нравственные качества социального работника. Этика социальной работы призвана играть важную роль в воспитании и совершенствовании личности социального работника, формируя у неё морально одобряемые мотивы профессиональной деятельности. Изучение этики социальной работы также должно способствовать развитию качеств личности, позволяющих оценивать профессиональные цели, задачи, используемые в их достижении средства, а также сами действия и их результаты с точки зрения соответствия их моральным принципам. действия, имеющего отрицательную нравственную значимость) должен учитывать реализацию следующих факторов.

Прежде всего, необходимо выявить определяющий мотив этого действия. Однако иногда случается, что благовидный мотив может привести к неблаговидным результатам. Поэтому не менее важно увидеть результат последствия действия: принесло ли это действие благо другим людям. Дать оценку совершённому действию, т.е. оценить средства, которые человек использовал при достижении определённой цели. Как видим, оценка моральности поведения личности не должна быть поспешной.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 594; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.119.191 (0.01 с.)