К устному выступлению на семинарском занятии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К устному выступлению на семинарском занятии



Выступления и доклады в рамках учебного процесса оцениваются по следующим основным признакам:

• актуальность содержания, глубина и полнота анализа фактов, явлений, проблем, относящихся к обсуждаемым вопросам;

• информационная насыщенность, новизна, оригинальность изложения вопросов;

• точная адресованность, доходчивость выступления;

• структурная организованность, логичность, грамматическая правильность и стилистическая выразительность речи;

• убедительность, действенность аргументации, практическая значимость и теоретическая обоснованность предложений и выводов выступающего.

Опыт показывает, что для докладчика особо значимы такие три фак­тора, как:

владение материалом;

владение самим собой;

владение ауди­торией.

Владение материалом означает глубокое осмысление выступающим темы, идеи и всех элементов композиции доклада-фактов, разъяснений, доводов, связей фактов и выводов вплоть до языковых средств выраже­ния мыслей. Главное, придерживайтесь следующего принципа: не гово­ри того, о чем не знаешь, и знай о том, что говоришь.

Спорным является вопрос о том, читать текст доклада или говорить «без бумажки». Так, для торжественного, научного, обзорного выступле­ния лучше читать текст, не теряя зрительного контакта с аудиторией. В остальных случаях доклады желательно не читать, а свободно переска­зывать материал, время от времени зачитывая отдельные цитаты, выска­зывания, формулировки и цифровые данные, если имеются таковые.

Поведение докладчика должно отличаться сдержанностью, даже не­которой официальностью. Вместе с тем, выступая перед аудиторией, труд­но избежать волнения, мешающего вести себя уверенно, по-деловому. Са­монастройку лучше всего проводить перед началом доклада. Желательно внутренне собраться, мысленно пройтись по плану доклада, освежить ма­териал в памяти. Затем полезно расслабиться на одну-две минуты, после чего нужно «взять себя в руки».

Вначале необходимо выбрать глазами два-три симпатичных вам лица, так как именно они помогут вам наладить контакт с аудиторией. В про­цессе выступления для привлечения внимания нужно стараться менять темп, тон речи и силу голоса. Чтобы избежать заискивания, излишних нравоучений, высокомерия и сохранить уважительный тон речи, реко­мендуется тщательно следить за общим тоном выступления.

Помните, что не на всякую реплику следует отвечать. Используйте реплики слушателей лишь для лучшего освещения вопроса и закрепле­ния контакта с аудиторией.

При ответах на вопросы после выступления рекомендуется учиты­вать не только их содержание, но и характер. Так, на элементарные воп­росы типа «что?», «где?», «когда?» достаточно лишь правильно назвать факт, явление, событие и т.п., не приводя особых обоснований. Однако практика требует от обучающегося умения при ответе на вопрос система­тизировать знания, сопоставлять точки зрения, анализировать причинно-следственные связи и отношения. В таких случаях рекомендуется исполь­зовать прием пословного раскрытия вопроса. При этом вопрос мысленно делится на смысловые (понятийные) группы, а между ними выделяются связи, определяющие содержание и последовательность раскрытия воп­роса.

Так как в процессе семинаров, конференций регулярно наблюдаются элементы дискуссии, приведем некоторые правила полемики в условиях учебного процесса:

• выслушать товарища до конца, не спешить с возражениями;

• уточнить позицию оппонента, ясно изложить свою;

• не затрагивать личных ценностей, качеств оппонента («не переходить на личности»);

• критиковать обоснованно, используя факты и другие достоверные аргументы;

• вносить конструктивные предложения;

• в ходе полемики не поддаваться вспышкам эмоций («не терять чувства меры»);

• не терять контакта с аудиторией и оппонентом;

• в конце выступления четко повторить свою точку зрения и быть готовым выслушать пояснения или возражения.

Помните, что на оценку вашей работы на семинаре влияет эффект сотрудничества с преподавателем. Поэтому не про­являйте ложной скромности на семинарах, не бойтесь задавать вопросы преподавателю, даже если при этом обнаруживается незнание вами про­стых истин.

Семинар №1-2

(4 часа)

ФИНАНСЫ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ.

Цель: развитие научного представления о финансах и обоснование необходимости изучения финансовой дисциплины

План

Сущность финансов и их функции.

Роль финансов в системе денежных отношений рыночного хозяйства.

Основы использования финансов в общественном воспроизводстве.

Типы финансовых решений.

Понятие и источники финансовых ресурсов.

 

Тезаурус

Выучите определения следующих терминов:

Финансы, финансовые решения, финансовые ресурсы, финансовый рынок.

 

Вопросы для обсуждения

Что изучает финансовая наука и в чем заключается социально-экономическая сущность финансов?

Какую роль в достижении целей вашей жизни играют финансы?

Каковы отличительные признаки финансовых отношений?

Какие функции выполняют финансы в экономической системе?

Каковы источники финансовых ресурсов государства, фирмы, домохозяйства?

Каковы основные типы финансовых решений, которые принимают домохозяйства, фирмы?

Каким образом финансовые решения, которые принимаются одиноким человеком, отличаются от решений, принимаемых главой домохозяйства, на котором лежит ответственность за нескольких детей школьного возраста?

В каком возрасте можно ожидать финансовой независимости ребенка?

Вы решили купить автомобиль. Проанализируйте свои перспективы, внимательно рассмотрев следующие вопросы:

Существуют ли какие-либо другие способы удовлетворить ваши потребности в средстве передвижения, кроме приобретения машины? Составьте список этих вариантов и укажите аргументы за и против каждого из них.

Какими разными способами вы могли бы профинансировать покупку автомобиля?

Получите информацию, как минимум, от трех разных финансовых учреждений, предоставляющих автокредиты, и оцените условия каждого из них.

Вы обдумываете возможность основания своего бизнеса, но у вас нет денег. Подумайте, каким бизнесом можно заняться, не делая займов? Теперь подумайте о бизнесе, который бы вы выбрали, если бы имели возможность занять любую сумму. Откуда вы могли бы получить средства для финансирования нового бизнеса?

 

Задания для студентов

Общие:

1. Выпишите названия журналов и газет (по библиографическому каталогу библиотеки КГСХА), на страницах которых рассматриваются финансовые проблемы.

2. Из публикаций последних десяти лет выпишите определения, трактующие термин «финансы» с различных позиций. Сопоставьте точки зрения разных авторов по вопросу сущности финансов.

Индивидуальные:

1. Напишите эссе на тему: «Зачем следует изучать финансы?» (выскажите свое мнение по этому вопросу и аргументируйте его как минимум пятью причинами).

2. Подготовьте несколько досье на отечественных и / или зарубежных ученых экономистов в области финансов и / или видных политических деятелей (по схеме: год рождения, работа по окончании ВУЗа, достижения в науке или политике).

 

Тестовые:

Выберите один верный вариант ответа на поставленный вопрос.

1.На какой стадии процесса воспроизводства роль финансов наиболее значительна?

1) производство и распределение;

2) распределение и обмен;

3) обмен и потребление.

2. Какие субъекты являются основными игроками в мире финансов?

1) домохозяйства и фирмы;

2) государство и домохозяйства;

3) государство и фирмы.

3. Финансовая теория основана на доктрине, согласно которой главная функция, которую выполняют все финансовые отношения, заключается …

1) в удовлетворении потребностей государства;

2) в удовлетворении потребностей людей;

3) в формировании капитала хозяйствующих субъектов.

4. Укажите соответствия:

 

А Финансовые ресурсы государства А Б В Г Д Е Процент по срочному депозиту Налоговые доходы Кредиторская задолженность Нераспределенная прибыль Государственный займ Заработная плата
Б Финансовые ресурсы домохозяйства
В Финансовые ресурсы предприятия

5. Финансовые решения характеризуются тем, что:

1) доходы и расходы разнесены во времени и могут быть точно предсказаны;

2) доходы и расходы разнесены во времени и, при этом, не могут быть точно предсказаны ни теми, кто принимает решения, ни кем-либо другим;

3) доходы и расходы происходят одновременно но, при этом, не могут быть точно предсказаны ни теми, кто принимает решения, ни кем-либо другим.

 

Основная литература

Финансы: Учебник / Под ред. В.В. Ковалева. – М.: Проспект, 2001. – 640 с.

Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 504 с.: ил.

 

Справочная литература

Бернар И., Колли Ж.-К. Толковый экономический и финансовый словарь: французская, русская, английская, немецкая, испанская терминология: в 2-х т. – М.: Международные отношения. Т.1: 1997. – А-F – 784 с.; Т.-2.- Q-Z – 760 с.

Райзберг Б. А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Инфра – М, 2002. – 480 с.

 

Дополнительная литература

Пушкарева, В. М. История мировой и русской финансовой науки и политики / В.М. Пушкарева. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 272 с.: ил.

Финансы: Учебник для вузов /Под ред. проф. М. В. Романовского, проф. О. В. Врублевской, проф. Б. М. Сабанти. – М.: Юрайт, 2000

Боди, З., Мертон, Р. Финансы.: Пер с англ.: Учебное пособие. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. – 592 с.: ил.

Финансы в вопросах и ответах: Учебное пособие / С.А. Белозеров, В.В.Иванов, В.В.Ковалев и др.; Под ред. В.В.Иванова, В.В.Ковалева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – 272 с.

 

 

Семинар №3-4

(4 часа)

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА.

Цель:

изучение структуры финансовой системы государства и направлений её оптимизации;

оценка качества знаний студентов, посредством проведения контрольной работы (2 часа)

План

Понятие финансовой системы государства.

Характеристика структурных подразделений финансовой системы РФ.

Проблемы и перспективы реструктуризации финансовой системы РФ.

 

Тезаурус

Выучите определения следующих терминов:

Финансовая система, публичные финансы, бюджетная система, государственный и муниципальный кредит, децентрализованные финансы, финансы домохозяйств, финансы предприятий и организаций, финансовые потоки, финансовый рынок.

 

 

Вопросы для обсуждения

Какой элемент финансовой системы составляет её основу?

Какие факторы предопределяют организацию публичных финансов?

Какова взаимосвязь между основными участниками финансовой системы?

Какие функции выполняет финансовая система?

Какова роль финансового рынка в системе финансовых отношений?

Каким образом финансовая система способствует надежности экономики и процветанию капиталистического общества?

Каким образом финансовая система способствует надежности экономики и процветанию капиталистического общества?

 

Задания для студентов

Общие:

1. Выпишите из литературных источников минимум два альтернативных определения термина «финансовая система государства».

2. Приведите пример перемещения денежных ресурсов во времени через финансовую систему. Существует ли какой-либо более эффективный способ перемещения этих ресурсов?

Индивидуальные:

1.Приведите пример инвестирования, которое было бы невозможно, если бы не существовало способа объединять финансовые ресурсы многих домохозяйств.

2. Опишите систему финансирования предпринимательства в РФ. Какую роль в этом процессе играют домохозяйства, частные фирмы и правительство?

3. Опишите систему финансирования высшего образования в РФ. Какую роль в этом процессе играют домохозяйства, некоммерческие организации, частные фирмы и правительство?

4. Подберите к каждому термину соответствующее нижеприведенное определение.

Термины

1. Финансы.

2. Финансовая система.

3. Финансовые ресурсы.

4. ВВП.

5. Национальный доход.

6. Распределительная функция.

7. Контрольная функция.

8. Регулирующая функция.

9. Стабилизационная функция.

10. Деньги.

11. Государственные финансы.

12. Централизованные финансы.

13. Децентрализованные финансы.

14. Национальное богатство.

15. Финансовые фонды.

Определения

Система денежных отношений по поводу формирования и использования фондов, необходимых государству для выполнения своих функций.

Функция, заключающаяся в обеспечении для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильных условий в экономических и социальных отношениях.

Денежные фонды, формируемые за счет финансовых ресурсов.

Функция, заключающаяся в объективном отражении распределительного процесса и контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

Совокупность форм и методов накопления, распределения и использования финансовых ресурсов.

Товар особого рода, выполняющий роль всеобщего эквивалента.

Совокупность материальных благ, созданных предшествовавшими и нынешним поколениями, и вовлеченных в процесс воспроизводства природных ресурсов, которыми располагает общество на определенный момент времени.

Денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий.

Экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Функция, проявляющаяся при распределении и перераспределении НД, когда происходит создание основных (первичных) доходов, и образование производных (вторичных) доходов.

Стоимость конечных товаров и услуг, произведенных данной страной во всех отраслях экономики за определенный период времени и предназначенных для конечного потребления, накопления и экспорта.

Функция, связанная с вмешательством государства через финансы в процесс воспроизводства.

Стоимость вновь созданного в стране в течение года совокупного продукта, представляющая доход, приносимый всеми факторами производства.

Фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства, предприятий, организаций и населения и предназначенные для обеспечения расширенного воспроизводства и общегосударственных потребностей.

Экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и внебюджетных фондах.

Тестовые:

Выберите один верный вариант ответа на поставленный вопрос.

1. Денежные отношения опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий:

а) финансовые ресурсы;

б) децентрализованные финансы;

в) товарные отношения.

2. Укажите функции финансов:

а) распределительная, контрольная, стимулирующая;

б) контрольная, распределительная, регулирующая;

в) обобщающая, контрольная, распорядительная.

3. Экономические отношения, связанные с формированием использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и внебюджетных фондах это:

а) центральные финансы;

б) финансы;

в) финансы частных национальных и транснациональных корпораций.

4. Как историческая категория финансы появились:

а) во времена первобытнообщинного строя;

б) одновременно с образованием рабовладельческого государства;

в) в период перехода от рабовладельческого общественно-экономического строя к феодальному.

5. Относится ли коммерческий банк к какой - либо части финансовой системы:

а) государственным финансам;

б) финансам предприятий и организаций;

в) не относится к финансовой системе.

 

6. Функция финансов, связанная с вмешательством государства через финансы в процессе воспроизводства:

а) контрольная;

б) распорядительная;

в) регулирующая.

7. К финансам предприятий и организаций относятся:

а) фонды имущественного и личного страхования;

б) финансы АО;

в) финансы арендных предприятий.

8. Выверите верное утверждение:

а) бюджетная система является основой финансовой системы;

б) финансы предприятий - главное звено финансовой системы;

в) бюджетная система - главное звено финансовой системы.

9. Стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны на её территории за определенный период времени:

а) ВВП;

б) НД страны;

в) финансовые ресурсы страны.

10. Какое из перечисленных отношений является финансовым:

а) гражданин делает покупки в магазине;

б) гражданин платит государственную пошлину;

в) бухгалтерия выплачивает сотрудникам заработную плату.

11. Финансовая система РФ включает следующие звенья:

а) бюджетная система, внебюджетные фонды, банковский кредит, имущественное страхование, финансы предприятий и организаций;

б) бюджетная система, внебюджетные фонды, государственный кредит, страхование, финансы коммерческих структур:

в) бюджетная система, внебюджетные фонды, государственный кредит, страхование, финансы предприятий и организаций.

12. Распределительная функция финансов заключается:

а) в эффективном распределении ВВП, прибыли, фонда оплаты труда;

б) в пропорциональном распределении стоимости вновь созданного продукта;

в) исключительно в распределении и перераспределении национального богатства страны.

13. Составляющими сферы публичных финансов являются:

а) бюджетная система, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий;

б) бюджетная система. Центральный Банк, внебюджетные фонды, финансы государственных предприятий;

в) бюджетная система, внебюджетные фонды, имущественного и личного страхования.

14. По своему материальному содержанию финансы - это:

а) денежные отношения, возникающие между отдельными звеньями бюджетной системы страны;

б) денежные фонды, формируемые за счет финансовых ресурсов;

в) целевые фонды денежных средств, в совокупности представляющие финансовые ресурсы страны.

15. Система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий:

а) звено финансовой системы;

б) финансовая система;

в) сфера финансовых отношений.

I6. Финансовый механизм - это:

а) совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом для обеспечения условий социально-экономического развития;

б) экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств;

в) совокупность сфер и звеньев финансовых отношений.

 

Основная литература

Финансы: Учебник / Под ред. В.В. Ковалева. – М.: Проспект, 2001. – 640 с.

Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 504 с.: ил.

 

Справочная литература

Бернар И., Колли Ж.-К. Толковый экономический и финансовый словарь: французская, русская, английская, немецкая, испанская терминология: в 2-х т. – М.: Международные отношения. Т.1: 1997. – А-F – 784 с.; Т.-2.- Q-Z – 760 с.

Райзберг Б. А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Инфра – М, 2002. – 480 с.

 

Дополнительная литература

Пушкарева, В. М. История мировой и русской финансовой науки и политики / В.М. Пушкарева. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 272 с.: ил.

Финансы: Учебник для вузов /Под ред. проф. М. В. Романовского, проф. О. В. Врублевской, проф. Б. М. Сабанти. – М.: Юрайт, 2000

Боди, З., Мертон, Р. Финансы.: Пер с англ.: Учебное пособие. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. – 592 с.: ил.

Финансы в вопросах и ответах: Учебное пособие / С.А. Белозеров, В.В.Иванов, В.В.Ковалев и др.; Под ред. В.В.Иванова, В.В.Ковалева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – 272 с.

Семинар №5-6

(4 часа)

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА.

Цель: изучение финансовой политики государства, её типов, методов и инструментов, а также особенностей современной финансовой политики РФ.

План

Содержание и значение финансовой политики.

Типы и направления финансовой политики государства.

Финансовая политика РФ: направления, инструменты, методы, итоги и перспективы.

Тезаурус

Выучите определения следующих терминов:

Финансовая политика, налоговая политика, бюджетная политика, инвестиционная политика, налог, налоговая ставка, налоговая льгота, бюджет, расходы бюджета, инвестиции, ставка рефинансирования

 

Вопросы для обсуждения

Что следует понимать под государственной финансовой политикой?

Что является целью государственной финансовой политики?

Какие существуют направления финансовой политики государства?

Какова взаимосвязь бюджетной, налоговой и инвестиционной политики?

Каковы принципиальные отличия между классической и неоклассической теориями финансов?

Каковы причины финансовых кризисов РФ периода становления рыночных отношений?

 

Задания для студентов

Общее:

На основании изученных библиографических источников заполните таблицу:

Этапы развития государства Характеристика реализуемой финансовой политики Инструменты финансовой политики Результат финансовой политики
Конец XIX-начало XX в (до 1917 г)      
1917 –1945 гг.      
1945 – 1991 гг.      
1991 – 2001 гг.      
2001г. – н.д.      

Индивидуальные:

1. Подготовьте доклад на тему «Финансовая политика и финансовая реформа А.Кудрина»

2. Сформулируете задачи налоговой, бюджетной и инвестиционной политики на современном этапе развития финансовой системы.

Тестовые:

А) Выберите один верный вариант ответа на поставленный вопрос.

 

1.Тип финансовой политики, использование которого достаточно эффективно в краткосрочный период:

а) регулирующий

б) административный

в) неолиберальный

2. В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на:

а) финансовую стратегию и финансовую тактику

б) либеральную и регулирующую финансовую политику

в) директивный и регулирующий финансовый механизм

3. В соответствии со структурой финансовой системы финансовый механизм подразделяется на:

а) финансовый механизм федерации, регионов, местных органов

б) финансовый механизм предприятий, страховой механизм, бюджетный механизм

в) механизм мобилизации финансовых ресурсов, механизм предоставления финансовых ресурсов, механизм стимулирования общественного производства

4.В зависимости от степени регулирования со стороны государства финансовый механизм делится на:

а) директивный и регулирующий

б) финансовый механизм федерации, регионов и местных органов

в) финансовый механизм предприятий и страховой механизм

5. Порядок организации внутрихозяйственной деятельности на предприятии входит в сферу действия:

а) налогового финансового механизма

б) директивного финансового механизма

в) регулирующего финансового механизма

6. Что относится к объектам управления:

а) финансы предприятий, страховые отношения, государственные финансы

б) финансовые службы предприятий, страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции

в) планирование, оперативное управление, контроль

7. Что из перечисленного является субъектом управления:

а) финансовые органы и налоговые инспекции

б) финансовые службы и отделы предприятий

в) финансовый аппарат и финансовая информация

8. Составляющая финансовой политики государства, цель которой- создание условий для привлечения в реальный сектор экономики отечественных и иностранных капиталов:

а) инвестиционная политика

б) кредитно-денежная политика

в) валютная политика

9. Для какого типа финансовой политики характерно активное вмешательство государства в экономические процессы с целью сглаживания колебаний циклов экономического развития страны:

а) административный тип

б) регулирующий тип

в) смешанный тип

10. Финансовая политика, концепции которой были разработаны Дж. Кейнсом и впервые использованы в 30-40-е годы 20 века в США:

а) неолиберальная

б) либеральная

в) регулирующая

 

Б) Укажите верно или неверно нижеприведенное выражение:

 

Неолиберальная финансовая политика - тип финансовой политики, суть которой заключается в невмешательстве государства в происходящие экономические процессы, роль государства при этом сводится к обеспечению сбора налогов для осуществления своих целей и финансирования государственных расходов.

Смешанная финансовая политика - тип финансовой политики, сочетающий в себе отдельные ключевые положения исторически сложившихся типов финансовой политики.

Кредитно-денежная политика - политика, выражающаяся в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом.

Социальная политика - политика государства, выражающаяся в корректировке цен и тарифов на монопольные товары и услуги.

Регулирующая финансовая политика - тип финансовой политики, направленный на регулирование количества денег в обращении посредством системы налогообложения и перераспределения бюджетных расходов.

Таможенная политика - политика, ограничивающая или расширяющая доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряющая либо сдерживающая экспорт и импорт товаров и услуг из страны.

Либеральная финансовая политика - тип финансовой политики, при котором государство активно вмешивается в экономические процессы, а также повышается роль налогов и бюджета в регулировании экономики страны.

Бюджетная политика - политика, связанная с решением задач финансового обеспечения прав граждан и охватывающая пенсионную, миграционную сферы, вопросы финансовой помощи отдельным группам населения.

Инвестиционная политика - политика, связанная с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных капиталов в реальный сектор экономики.

Административная финансовая политика - тип финансовой политики, предполагающий жесткую централизацию финансовых ресурсов у государства с последующим плановым распределением их по отраслям экономики и регионам страны.

Финансовая политика - процесс выработки целей управления финансами и осуществления воздействия на них с помощью методов и рычагов финансового механизма.

 

Основная литература

Финансы: Учебник / Под ред. В.В. Ковалева. – М.: Проспект, 2001. – 640 с.

Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 504 с.: ил.

 

Справочная литература

Бернар И., Колли Ж.-К. Толковый экономический и финансовый словарь: французская, русская, английская, немецкая, испанская терминология: в 2-х т. – М.: Международные отношения. Т.1: 1997. – А-F – 784 с.; Т.-2.- Q-Z – 760 с.

Райзберг Б. А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Инфра – М, 2002. – 480 с.

 

Дополнительная литература

Пушкарева, В. М. История мировой и русской финансовой науки и политики / В.М. Пушкарева. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 272 с.: ил.

Финансы: Учебник для вузов /Под ред. проф. М. В. Романовского, проф. О. В. Врублевской, проф. Б. М. Сабанти. – М.: Юрайт, 2000

Боди, З., Мертон, Р. Финансы.: Пер с англ.: Учебное пособие. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. – 592 с.: ил.

Финансы в вопросах и ответах: Учебное пособие / С.А. Белозеров, В.В.Иванов, В.В.Ковалев и др.; Под ред. В.В.Иванова, В.В.Ковалева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – 272 с.

Семинар №7-8

(4 часа)

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ.

Цель: изучение механизма управления финансами, их планирования и прогнозирования

План

Сущность управления финансами.

Инструменты управления финансами.

Органы управления финансами.

Понятие финансового планирования и прогнозирования.

Механизм планирования финансов.

Особенности управления финансами РФ в современных условиях.

Особенности планирования и прогнозирования финансов в современных условиях в РФ.

 

Тезаурус

Выучите определения следующих терминов:

объект управления, субъект управления, управление финансами, косвенные методы государственного регулирования, инструменты управления финансами, органы управления финансами, финансовое планирование, финансовое прогнозирование, финансовый план.

 

Вопросы для обсуждения

Каковы цели управления финансами?

Каковы сферы применения тех или иных инструментов управления финансами?

Чем определяется особая роль Федерального казначейства в управлении финансами?

Какие государственные институты участвуют в управлении финансами?

В чем состоит роль и значение финансовых прогнозов?

В чем состоит различие между стратегическими и текущими, долгосрочными и краткосрочными финансовыми планами?

Чем обусловлено участие различных органов исполнительной власти в управлении финансами?

 

Задания для студентов

Общее:

Охарактеризуете структуру Министерства финансов РФ и функции каждого подразделения (источник – сайт Министерства финансов РФ www.minfin.ru).

 

Индивидуальные:

Выберите два любых органа управления финансами из двух разных сфер финансовой системы России и составьте перечень всех законодательных и других нормативных актов, составляющих правовую основу их деятельности. На основе анализа подобранных актов оцените состояние имеющейся правовой базы деятельности соответствующих органов управления и сделайте обоснованные выводы.

Начертите схему, отражающую органы управления финансами во всех сферах и звеньях финансовой системы России; покажите на схеме и охарактеризуйте взаимосвязь между разными органами управления финансами.

 

Тестовые:

Укажите верно или неверно нижеприведенное выражение:

 

Управление - совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата.

Планирование - элемент управления финансами, включающий разработку комплекса мер, базирующихся на оперативном анализе финансовой ситуации и направленных на получение максимального эффекта при минимальных затратах.

Субъект управления - различные виды финансовых отношений, на которые осуществляется воздействие в процессе управления финансами.

Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач.

Финансовый аппарат - организационные структуры, осуществляющие управление финансами.

Директивный финансовый механизм - финансовый механизм, связанный с отношениями, в которых непосредственно участвует государство (налоги, государственный кредит, бюджетный процесс).

Финансовый менеджмент - оценка субъектом хозяйствования состояния своих финансовых ресурсов, выявляющая возможности увеличения финансовых ресурсов и направления их наиболее эффективного использования.

Финансовый механизм - часть финансовой политики, направленная на решение задач конкретного этапа развития общества, путем своевременного изменения финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

Объект управления - система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

Финансовая тактика - совокупность мероприятий государства по разработке общей концепции, основных направлений, целей, главных задач использования финансовых отношений, по созданию финансового механизма и управлению финансовой деятельностью хозяйствующих субъектов.

Контроль - элемент управления финансами, позволяющий сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с планируемыми, выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути более эффективного хозяйствования.

Оперативное управление - совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами.

Основная литература

Финансы: Учебник / Под ред. В.В. Ковалева. – М.: Проспект, 2001. – 640 с.

Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 504 с.: ил.

 

Справочная литература

Бернар И., Колли Ж.-К. Толковый экономический и финансовый словарь: французская, русская, английская, немецкая, испанская терминология: в 2-х т. – М.: Международные отношения. Т.1: 1997. – А-F – 784 с.; Т.-2.- Q-Z – 760 с.

Райзберг Б. А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Инфра – М, 2002. – 480 с.

 

Дополнительная литература

Пушкарева, В. М. История мировой и русской финансовой науки и политики / В.М. Пушкарева. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 272 с.: ил.

Финансы: Учебник для вузов /Под ред. проф. М. В. Романовского, проф. О. В. Врублевской, проф. Б. М. Сабанти. – М.: Юрайт, 2000

Финансы в вопросах и ответах: Учебное пособие / С.А. Белозеров, В.В.Иванов, В.В.Ковалев и др.; Под ред. В.В.Иванова, В.В.Ковалева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – 272 с.

 

Семинар №9-10

(4 часа)

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ.

Цель:

изучение сущности, функций и роли финансового контроля

оценка качества знаний студентов, посредством проведения контрольной работы (2 часа)

План

Основные положения теории финансового контроля

Содержание и структура механизма финансового контроля

Проблемы и перспективы развития финансового контроля в РФ

 

Тезаурус

Выучите определения следующих терминов:

финансовый контроль, государственный финансовый контроль, негосударственный финансовый контроль, внутрифирменный финансовый контроль, аудиторский контроль, внутренний и внешний аудит, предварительный финансовый контроль, текущий и последующий финансовый контроль, проверка, обследование, надзор, анализ финансового состояния, наблюдение, ревизия

 

Вопросы для обсуждения

В чем заключается различие функций государственного и негосударственного финансового контроля?

Какие факторы определяют результат финансового контроля?

Как можно обеспечить независимость финансового контроля?

В чем состоит различие между предварительным, текущим и последующим финансовым контролем?

В чем состоит различие между проверкой, надзором и ревизией?

В чем заключается различие функций внешнего и внутреннего аудита?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.212 с.)