Имени профессора И. И. Иванова» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Имени профессора И. И. Иванова»



 

 

Кафедра Финансы и кредит

 

 

СОГЛАСОВАНО: Председатель методической комиссии _______________________факультета ________________________________ (подпись, расшифровка подписи) протокол №____от «___»______200__г. УТВЕРЖДАЮ: Декан _______________факультета ______________________________ ______________________________ (подпись, расшифровка подписи) «____»____________________200__ г.  

 

 

Рабочая программа

дисциплины «Финансы»

 

 

Специальность: 080105 Финансы и кредит

 

Факультет: финансовый

 

Форма обучения: очная и заочная

 

 

Курск – 2007


Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080105 Финансы и кредит, утвержденного 17.03.2000г. Министерством образования РФ, учебного плана специальности 080105 Финансы и кредити примерной программы дисциплины «Финансы», рекомендованной Учебно-методическим объединением по образованию в области финансов, учета и мировой экономики

 

Количество часов в общей трудоемкости 200

т.ч.:

лекции 68

семинарские занятия 68

практические занятия -

лабораторные занятия -

самостоятельная работа 64

 

Форма итогового контроля, № семестра

Очная форма обучения

5-й семестр – зачет

6-й семестр – экзамен

Заочная форма обучения

7-й семестр – зачет

8-й семестр – экзамен

 

Автор (-ы) - составитель (-и)

Соловьева Т.Н.

Скрипкина Е.В.

Липченко Е.А.

 

Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры

Финансы и кредит

 

протокол №_________от «____»_________________200__г.

 

 

Заведующий кафедрой ______________________________________/Ф.И.О./

(подпись, расшифровка подписи)


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная дисциплина «Финансы» является одной из обязательных специальных дисциплин (цикл СД) федерального компонента для студентов экономических факультетов высших учебных заведений.

Функциональное назначение дисциплины состоит в углублении финансово-экономической подготовки студентов, обучающихся по специальности 080105 «Финансы и кредит».

Место дисциплины. Учебная дисциплина «Финансы» дает теоретические знания в области теории финансов, сфер и звеньев финансовой системы страны, основ управления финансовыми потоками, принципов организации финансов экономических субъектов и финансовой базы деятельности субъектов публичной власти.

Основой учебного курса являются следующие нормативные документы:

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 080105 Финансы и кредит, утвержденный 17.03.2000г. Министерством образования РФ;

Учебный план специальности 080105 Финансы и кредит

Типовые программы, рекомендованные УМО по специальности 080105 «Финансы и кредит»;

«Макет примерной учебной программы дисциплины» письмо Министерства образования РФ от 2 июня 2000 г. №14-558-381 ин/16

Цель учебной дисциплины – дать комплексное представление о многогранной системе финансовых отношений, функционирующих в общественном производстве и обслуживающих все его сферы и сектора.

 

Учебные задачи:

дать студентам теоретические знания в области финансов как основы для дальнейшего изучения дисциплин специализации;

обучить навыкам работы с нормативными документами, статистическими данными, фактическим материалом;

познакомить с методами аналитической работы и практикой принятия обоснованных финансовых решений.

Дисциплина «Финансы» является теоретическим курсом, продолжающим анализ экономических отношений общества в условиях рыночной экономики.

При изучении дисциплины студенты используют знания, полученные в результате усвоения содержания следующих дисциплин: «Экономическая теория», «Мировая экономика» и др. Успешное овладение дисциплиной «Финансы» позволит применить полученные знания на практике финансовой работы и облегчит усвоение последующих специальных дисциплин - «Бюджетная система РФ», «Финансы предприятий», «Налоги и налогообложение», «Финансовый менеджмент», «Страхование».

 

В процессе изучения дисциплины применяются различные педагогические технологии в форме активных методов обучения:

Информационно-коммуникационная технология;

Проектный метод обучения;

Технология развития критического мышления;

Групповая работа и др.

Их использование позволяет студентам развивать научную эрудицию, кругозор, дает навыки ведения аргументированной дискуссии, формировать творческое мышление.

В рамках изучаемого материала по дисциплине организуются «научные диспуты», где студенты учатся работать с литературой, обобщать и анализировать полученные данные, проведение заседаний позволяет заранее подготовиться к выполнению курсовых и дипломных работ. Такой вариант достигается за счет того, что темы докладов увяза­ны с темами курсовых и дипломных работ в рамках изучаемой специальности.

С целью улучшения и совершенствования познавательного уровня студен­тов по дисциплине преподавателями практикуется непосредственное привлечение студентов к проведению семинарских и практических занятий, в процессе которых студентами используются различные методы и приемы оценки знаний. В частности осущест­вляется опрос по темам лекций, тестирование, работа с кроссвордами и др. Вторая часть практических занятий ведется преподавателем по разбору ситуаций, возникающих в сфере кредитно-финансовых отношений, одно­временно выполняются практические задания (решение задач) по имеющемуся учебно-методическому ком­плексу.

Такой порядок проведения занятий позволяет выявить степень инициатив­ности, меру ответственности каждого студента, кроме того, студентами накапливаются навыки по порядку проведения деловых совещаний перед ауди­торий.

Для осуществления текущего контроля знаний студентов преподавателями проводятся деловые игры, дискуссии и диспуты по актуальным вопросам учебного курса, моделирование финансовых ситуаций, тест-тренинги, экспресс-опросы, коллоквиумы и другие методы активизации познавательной работы студентов.

В целях оперативного контроля знаний студентов по дисциплине осуществляются текущие и промежуточные контрольные тестирования с использованием установленной тестирующей программы «Assist», которая позволяет оценивать уровень знаний студентов по разработанным преподавателями тестам, и в автоматизированном режиме формировать отчетные данные о результатах тестирования. Такая же программа установлена на компьютерах преподавателей кафедры, что позволяет оперативно вносить изменения в пакеты тестовых заданий.

По результатам изучения дисциплины «Финансы» студент должен

иметь представление:

о тенденциях и закономерностях развития в сфере финансовых отношений;

о современном состоянии научных знаний, необходимых для освоения курса, перспективах и направлении их развития;

об основных сферах применения полученных знаний;

знать:

основные дискуссионные вопросы теории финансов, позицию российской экономической науки по вопросам их сущности, функциям, законам и роли в современном экономическом развитии национальной и мировой экономик;

современное законодательство, нормативные и методические документы, связанные с финансово-экономическими отношениями;

содержание основной отечественной и зарубежной монографической литературы по теоретическим вопросам, связанным с функционированием финансовой системы;

основы организации и регулирования финансовых отношений;

особенности реализации финансовой политики в РФ и других странах,

систему финансовых отношений, складывающуюся у субъектов хозяйствования;

управление финансами на уровне предприятия.

уметь:

пользоваться финансовой терминологией;

владеть формами и методами анализа экономических явлений и процессов, в том числе финансовых, в их взаимосвязи, взаимозависимости и развитии с учетом конкретных исторических условий;

анализировать социально-экономические процессы в условиях рыночной экономики, учитывая при этом специфику России;

анализировать статистические материалы по состоянию финансовой системы РФ;

анализировать периодическую литературу по вопросам состояния и отдельным проблемам финансовой сферы экономики;

уметь оценивать роль финансов в современной рыночной экономике.

проводить практические расчеты по вопросам прогнозирования, использования и контроля за финансовыми ресурсами предприятия;

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(очная форма обучения)

Наименование разделов и тем Всего часов в трудоемкости В том числе аудиторных Самостоятельная работа  
всего лекции семинарские, практические занятия
             
I модуль
  ВВЕДЕНИЕ. Предмет и задачи учебной дисциплины «Финансы»         - -
РАЗДЕЛ I. ПОНЯТИЕ О ФИНАНСАХ И УПРАВЛЕНИИ ИМИ
1.1. Финансы как экономическая категория          
1.2. Использование финансов в качестве экономического инструмента       -  
1.3. Финансовая система          
1.4. Финансовая политика          
1.5. Управление финансами          
1.6. Финансовое планирование и прогнозирование       -  
1.7. Финансовый контроль          
II модуль
РАЗДЕЛ II. Финансы экономических субъектов
2.1. Основы функционирования финансов в разных сферах деятельности       -  
2.2. Финансы коммерческих организаций          
2.3. Финансы некоммерческих организаций          
2.4. Финансы домашних хозяйств          
2.5. Сущность, значение и основы организации страхования          
Итого за 5 семестр          
Форма итогового контроля зачет
III модуль
РАЗДЕЛ III. государственные и муниципальные финансы
3.1. Основы функционирования государственных и муниципальных финансов          
3.2. Бюджетная система и бюджетное устройство          
3.3. Государственный бюджет как экономическая категория          
3.4. Бюджетный процесс          
3.5. Региональные финансы          
3.6. Муниципальные финансы          
3.7. Государственный и муниципальный кредит          
3.8. Государственные внебюджетные фонды          
IV модуль
РАЗДЕЛ IV. Использование финансов для решения социально-экономических задач
4.1. Влияние финансов на экономику       -  
4.2. Использование финансов для решения социальных проблем       -  
4.3. Роль финансов в развитии международного сотрудничества          
РАЗДЕЛ VI. Особенности функционирования национальных финансовых систем.
5.1. Финансовые системы развитых стран         -
5.2. Финансовые системы развивающихся стран          
5.3. Финансовая система США   - - -  
5.4. Финансовая система Федеративной республики Германии   - - -  
5.5. Финансовая система Великобритании   - - -  
5.6. Финансовая система Франции   - - -  
5.7. Финансовая система Японии   - - -  
Итого за 6 семестр          
Итого          
Форма итогового контроля курсовая работа, экзамен

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(заочная форма обучения)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.019 с.)