Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политические воззрения Древней Греции.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Политические воззрения Древней Греции оформились как идеология свободных граждан полиса (города-государства). Свобода как основополагающая ценность в рабовладельческой Древней Греции распространялась не на всех, а только на полноправных (свободных) граждан полиса. То же самое можно сказать и в отношении политической деятельности. Она была уделом, опять же, полноправного и свободного гражданина. Из нее исключались не только рабы, но и некоренное население. К VII-VI вв. до н.э. относится выдвижение идеи о законности как основополагающего элемента жизни города-государства. Именно закон, согласно представлениям того времени, а потом и более позднего периода, должен служить главным фактором гармонии общественной жизни и примирения граждан. В этот же период на практике реализуется идея цензовой демократической организации политической жизни знаменитого афинского законодателя и реформатора Солона, организации, построенной на идее возможного компромисса знати и народа на основе мудрого закона. Архонт (жрец) Афин Солон вошел в историю во многом благодаря тому, что установил имущественный ценз на распределение политических прав в городе-государстве: чем больше ценз (богаче человек), тем больше политических прав он получал, и наоборот. Солон также реализовал такие классические нормы демократии как выборность должностных лиц, их сменяемость, подотчетность, коллегиальность принятия решений, ответственность за их выполнение. Наконец, он снял с людей долговое бремя - запретил превращать людей за долги в рабов. Таким образом, его деятельности были органически присущи демократические и гуманистические начала. Ранний период Древней Греции отмечен политическими воззрениями Пифагора (580-500 гг. до н.э.) и его последователей. Они выдвинули в качестве Критерия «лучшего» человека нравственное и интеллектуальное превосходство. Им же принадлежит заслуга разработки учения о равенстве и справедливости. Пифагорейцы осмысливали проблематику закона и законопослушания. Они сформулировали и первые проекты идеального государственного устройства. Расцвет древнегреческой социально-политической мысли приходится на V - первую половину IV вв. до н.э. Именно в этот период (его иногда называют средним) своего наивысшего расцвета достигает древнегреческая государственность. Политические деятели и мыслители, жившие в этот исторический период, осознают, что государственная организация является основой благополучия и процветания всего общества. А потому и интересы государства должны быть превыше всего. Данные идеи, в частности, мы встречаем в дошедшем до нас наследии Демокрита (ок. 460-370 гг. до н.э.). Политическая мысль рабовладельческой демократии получила обоснование в произведениях софистов. Софистами (слово произошло от греческого «софос» — мудрый) называли тогда философов, которые обучали искусству спорить, доказывать, выступать в суде и народном собрании. В этом отношении софисты реализовали практически одну из программных идей демократии — идею обучения мудрости, распространения знаний. Софисты не составляли какой-либо единой школы и развивали различные взгляды. Ими были выдвинуты различные социально-политические идеи: - измеримость важности всех процессов в обществе по их отношению к человеку; - равенство всех людей по их причастности по управлению государством; - возможность обучения этому искусству; - высокая роль закона в государстве; - равенство людей от природы, общественный характер неравенства; - роль силы и сильнейшего в общественной и политической жизни; - идеи заключения общественного договора. Даже столь краткое изложение наследия софистов позволяет утверждать, что они внесли значительный вклад в развитие политических представлений людей своего времени. В последующем многие из этих идей получили свое дальнейшее развитие. Одной из наиболее ярких фигур среди мыслителей рассматриваемого периода развития Древней Греции, вне всякого сомнения, является Сократ (469-399 гг. до н.э.), мысль которого была занята осмыслением разумной природы нравственных, политических и социальных явлений. Он, в частности, пришел к очень важному выводу о том, что разумное, справедливое и законное являются тождественными. И потому он становится принципиальным сторонником законопослушания. Сократ подвергал суровой критике афинскую демократию, настаивая на том, что править в городе должны не те, кто выбран по жребию или получил власть обманом, а те, кто умеет это делать. В качестве хорошо управляемых государств Сократ расценивал Спарту и Крит, где власть народа не имела такой значимости, как в Афинах. Определяя место Сократа в политической науке, видимо, справедливо говорить о том, что именно он, на основе осмысления понятий и определений морально-политической проблематики, положил начало теоретическим исследованиям в области политической жизни. Наивысшего расцвета древнегреческая политическая мысль получает в работах выдающихся мыслителей Платона и Аристотеля. Платон (427-347 до н.э.) - выдающийся философ и политик. Он основал в Афинах академию, которая просуществовала почти тысячу лет. Главное в его наследии - разработка проблемы идеального государства. Он установил следующие отклонения от идеала: -олигархия - власть торговцев и ростовщиков, алчных и богатых людей; -демократия - власть толпы, стихия наглости; -тирания - всесилие одного лица. «Раз в государстве почитают богатство и богачей, - писал Платон, - значит там меньше ценится добродетель и ее обладатели». Идеальным же государством по Платону является то, в котором правят философы и где отсутствует частная собственность. Философы правят, поскольку они - высший класс людей, второй класс - воины и стражи, третий класс - ремесленники и крестьяне, занимающиеся физическим трудом. При этом высшие классы только правят, но не владеют собственностью. Они не имеют права воспользоваться ничем из предоставленных государством благ (сегодня это бы назвали борьбой с привилегиями). У подданных классов не должно быть ничего своего вообще: ни семьи, ни собственности. Государство, по Платону, должно быть устроено не так, чтобы лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо в целом. С учетом последних приведенных мыслей Платона его по праву можно считать идеологом древнего коммунизма. Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.) –один из самых выдающийся из всех мыслителей древности, ученик и критик Платона. Аристотель стал родоначальником сравнительной политологии, описав политические режимы 158 полисных структур. Он написал труд под названием «Политика», где также пытался отыскать идеальную форму государства. Но, в отличие от Платона, он не отрицал, а приветствовал частную собственность, которая, по его мнению, коренится в природе человека, в его естественной любви к себе. Аристотель выделил три правильных (монархия, аристократия и полития) и три неправильных формы государства (тирания, олигархия и демократия). Самой же правильной формой государства он считал политию, то есть власть среднего класса: ни богатых, ни бедных. Этот класса умерен в правах, не развращен богатством и может отстаивать интересы всех членов общества. Добавим к сказанному, что идея власти среднего класса весьма актуальна и в современной политологии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 742; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.55.184 (0.01 с.) |