Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические воззрения Древней Греции.

Поиск

Политические воззрения Древней Греции оформились как идеология свобод­ных граждан полиса (города-государства). Свобода как основополагающая цен­ность в рабовладельческой Древней Греции распространялась не на всех, а только на полноправных (свободных) граждан полиса. То же самое можно сказать и в от­ношении политической деятельности. Она была уделом, опять же, полноправного и свободного гражданина. Из нее исключались не только рабы, но и некоренное на­селение.

К VII-VI вв. до н.э. относится выдвижение идеи о законности как основополага­ющего элемента жизни города-государства. Именно закон, согласно представле­ниям того времени, а потом и более позднего периода, должен служить главным фактором гармонии общественной жизни и примирения граждан.

В этот же период на практике реализуется идея цензовой демократической организации политической жизни знаменитого афинского законодателя и рефор­матора Солона, организации, построенной на идее возможного компромисса знати и народа на основе мудрого закона. Архонт (жрец) Афин Солон вошел в историю во многом благодаря тому, что установил имущественный ценз на распределение политических прав в городе-государстве: чем больше ценз (богаче человек), тем больше политических прав он получал, и наоборот. Солон также реализовал такие классические нормы демократии как выборность должностных лиц, их сменяемость, подотчетность, коллегиальность принятия решений, ответственность за их выполнение. Наконец, он снял с людей долговое бремя - запретил превращать людей за долги в рабов. Таким образом, его деятельности были органически присущи демократические и гуманистические начала.

Ранний период Древней Греции отмечен политическими воззрениями Пифа­гора (580-500 гг. до н.э.) и его последователей. Они выдвинули в качестве Крите­рия «лучшего» человека нравственное и интеллектуальное превосходство. Им же принадлежит заслуга разработки учения о равенстве и справедливости. Пифаго­рейцы осмысливали проблематику закона и законопослушания. Они сформулиро­вали и первые проекты идеального государственного устройства.

Расцвет древнегреческой социально-политической мысли приходится на V - первую половину IV вв. до н.э. Именно в этот период (его иногда называют сред­ним) своего наивысшего расцвета достигает древнегреческая государственность. Политические деятели и мыслители, жившие в этот исторический период, осозна­ют, что государственная организация является основой благополучия и процве­тания всего общества. А потому и интересы государства должны быть превыше всего. Данные идеи, в частности, мы встречаем в дошедшем до нас наследии Де­мокрита (ок. 460-370 гг. до н.э.). Политическая мысль рабовладельческой демократии получила обоснование в произведениях софистов. Софистами (слово произошло от греческого «софос» — мудрый) называли тогда философов, которые обучали искусству спорить, доказы­вать, выступать в суде и народном собрании. В этом отношении софисты реализо­вали практически одну из программных идей демократии — идею обучения мудро­сти, распространения знаний. Софисты не составляли какой-либо единой школы и развивали различные взгляды. Ими были выдвинуты различные социально-политические идеи:

- измеримость важности всех процессов в обществе по их отношению к чело­веку;

- равенство всех людей по их причастности по управлению государством;

- возможность обучения этому искусству;

- высокая роль закона в государстве;

- равенство людей от природы, общественный характер неравенства;

- роль силы и сильнейшего в общественной и политической жизни;

- идеи заключения общественного договора.

Даже столь краткое изложение наследия софистов позволяет утверждать, что они внесли значительный вклад в развитие политических представлений людей своего времени. В последующем многие из этих идей получили свое дальнейшее развитие.

Одной из наиболее ярких фигур среди мыслителей рассматриваемого периода развития Древней Греции, вне всякого сомнения, является Сократ (469-399 гг. до н.э.), мысль которого была занята осмыслением разумной природы нравственных, политических и социальных явлений. Он, в частности, пришел к очень важному вы­воду о том, что разумное, справедливое и законное являются тождественными. И потому он становится принципиальным сторонником законопослушания. Сократ подвергал суровой критике афинскую демократию, настаивая на том, что править в городе должны не те, кто выбран по жребию или получил власть обманом, а те, кто умеет это делать. В качестве хорошо управляемых государств Сократ расценивал Спарту и Крит, где власть народа не имела такой значимости, как в Афинах. Определяя место Сократа в политической науке, видимо, справедливо гово­рить о том, что именно он, на основе осмысления понятий и определений мораль­но-политической проблематики, положил начало теоретическим исследованиям в области политической жизни. Наивысшего расцвета древнегреческая политическая мысль получает в рабо­тах выдающихся мыслителей Платона и Аристотеля.

Платон (427-347 до н.э.) - выдающийся философ и политик. Он основал в Афинах академию, которая просуществовала почти тысячу лет. Главное в его наследии - разработка проблемы идеального государства. Он установил следующие отклонения от идеала:

-олигархия - власть торговцев и ростовщиков, алчных и богатых людей;

-демократия - власть толпы, стихия наглости;

-тирания - всесилие одного лица.

«Раз в государстве почитают богатство и богачей, - писал Платон, - значит там меньше ценится добродетель и ее обладатели». Идеальным же государством по Платону является то, в котором правят философы и где отсутствует частная собственность. Философы правят, поскольку они - высший класс людей, второй класс - воины и стражи, третий класс - ремесленники и крестьяне, занимающиеся физическим трудом. При этом высшие классы только правят, но не владеют собственностью. Они не имеют права воспользоваться ничем из предоставленных государством благ (сегодня это бы назвали борьбой с привилегиями). У подданных классов не должно быть ничего своего вообще: ни семьи, ни собственности. Государство, по Платону, должно быть устроено не так, чтобы лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо в целом. С учетом последних приведенных мыслей Платона его по праву можно считать идеологом древнего коммунизма.

Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.) –один из самых выдающийся из всех мыслителей древности, ученик и критик Платона. Аристотель стал родоначальником сравнительной политологии, описав политические режимы 158 полисных структур. Он написал труд под названием «Политика», где также пытался отыскать идеальную форму государства. Но, в отличие от Платона, он не отрицал, а приветствовал частную собственность, которая, по его мнению, коренится в природе человека, в его естественной любви к себе.

Аристотель выделил три правильных (монархия, аристократия и полития) и три неправильных формы государства (тирания, олигархия и демократия). Самой же правильной формой государства он считал политию, то есть власть среднего класса: ни богатых, ни бедных. Этот класса умерен в правах, не развращен богатством и может отстаивать интересы всех членов общества. Добавим к сказанному, что идея власти среднего класса весьма актуальна и в современной политологии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 742; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.55.184 (0.01 с.)