Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 6. Политические отношения и процессы

Поиск

Основные понятия: политическое развитие, политическая модернизация, политическая ориентация, консенсус, политическое решение, политические клики.

1. Политический процесс: сущность, виды.

2. Краткая характеристика основных политических процессов

3. Политическая партия: сущность, типология, роль в политической системе общества.

4. Общественные организации и движения.

В толковых словарях термин процесс (processum – продвижение) определяется в двух смыслах:

1) последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-нибудь;

2) совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Под политическим процессом В.А. Мельник понимает последовательную смену состояния социально-политической действительности, в первую очередь политической системы общества, происходящую в результате совокупной деятельности социально-политических субъектов (политических сил), направленных на завоевание, удержание и использование политической власти, на обеспечение конституирования, функционирования или изменения политической системы, на воспроизводство или изменение существующей совокупности общественных отношений.

Понятие «политический процесс» в современной литературе используется в нескольких аспектах: во-первых, динамическое, интегральное измерение макрополитической жизни, заключающее в себя функциональное воспроизводство и изменение компонентов политической системы; во-вторых, как совокупную политическую активность социальных субъектов и, в-третьих, как борьбу за контроль над рычагами властвования и управления обществом, характеризующуюся определенной расстановкой и соотношением социально-политических сил.

Л.С. Мамут выделяет следующие типы политических процессов:

Формирование органов политической системы (институционализация);

Воспроизведение компонентов и признаков политической системы в процессе ее функционирования:

Принятие и исполнение политических решений.

Режимы протекания политического процесса.

1. Режим функционирования, не выводящий политическую систему за рамки сложившихся взаимоотношений граждан и институтов гражданской власти; традиции и преемственность обладают неоспоримым приоритетом перед любыми инновациями;

2. Режим развития, при котором происходит трансформация властных механизмов с целью оптимизации способов адаптации и адекватного реагирования на новые социальные требования населения, вызовы времени;

3. Режим вырождения или упадка, при котором наблюдается вырождение или упадок данных механизмов с точки зрения критериев адаптационной оптимизации. Принимаемые режимом решения утрачивают способность управлять и регулировать социальные отношения, а сам режим теряет стабильность и легитимность.

Содержание политического процесса включает в себя:

· социально-политические условия возникновение и функционирования политического процесса;

· субъекты политических действий и средства их влияния на объект, а также объекты воздействия;

· политические интересы, мотивы и цели поведения в политическом взаимодействии;

· взаимодействие субъектов в форме борьбы и сотрудничества.

По своему составу (структуре) политический процесс может быть представлен совокупностью процессов: революция, реформы, модернизация, восстание, политический кризис, прямое политическое действие, конфликты и сотрудничество, избирательная кампания. Политический процесс осуществляется через борьбу людей за свои интересы (именно они играют роль генератора политического процесса).

Революция – это коренное, полное преобразование структуры власти в обществе, радикальное изменение его политической системы, открывающее возможность значительных социально-экономических преобразований.

Реформы являются целенаправленным процессом, связанным с поэтапным изменением, наличием промежуточных звеньев в преобразовательном процессе.

Модернизацией называют процесс приближения различных фрагментов и целых политических и социальных систем к уровню их наиболее развитых состояний.

Еще одним видом политического процесса является модернизация. Американский социолог У. Мур отмечает, что модернизация есть «понятие тотальной трансформации досовременного общества к тому типу технологии и соответствующей ему структуры, которые характерны для развития экономически процветающих и политически относительно стабильных стран западного мира».

Под политической модернизацией в настоящее время понимается возрастание способности политической системы адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые виды институтов, обеспечивающих развитие социальной системы. Этот процесс обусловлен как объективными (социально-экономическими и культурными), так и субъективными (способность политического руководства осуществить более или менее эффективное изменение политической системы) факторами.

Выделяют следующие цели политической модернизации: создание новых политических институтов для решения постоянно расширяющегося круга социальных и экономических проблем; изменение политических ориентаций элиты и лидеров на открытую борьбу; формирование рациональной бюрократии.

Многие политологи отождествляют процесс модернизации с демократической модернизацией или с процессом демократизации политической системы данного общества.

Модернизация выступает в виде систематического процесса эпохальных и долгосрочных изменений, захватывающего вслед за индустриально развитыми странами также полупериферию современного мира.

Основные признаки модернизации в отдельных сферах общества:

Экономическая сфера: экономическими характеристиками модернизации выступают преобразование способа производства и укладов хозяйствования в современную равновесную рыночную систему открытого типа с господством в ней частного сектора, сосуществующего с другими секторами: государственным, кооперативным, смешанными капиталами, трудовой акционерной собственности и др.

В социальной сфере модернизация связана с формированием устойчивой равновесной социальной стратификации общества, становлением среднего класса, а также достижением массового потребления, высокого уровня и продолжительности жизни, наконец, появлением и развитием полнокровного гражданского общества и всех его основных социальных институтов. Социально-политическим следствием данного обстоятельства выступает становление и укрепление «государства благосостояния или благоденствия» или социального государства.

В политической сфере модернизация характеризуется становлением и укреплением национальных суверенных государств, правовых структур государственности, реального разделения основных ветвей власти, политической демократии. Она связана с реальной активизацией политического участия населения, развития многопартийности, становлением и развитием открытых плюралистических политических систем.

В сфере культуры и духовной жизни в целом модернизация характеризуется распространением грамотности среди населения, секуляризацией образовательной системы, религиозно-конфессиональной толерантностью, распространением либеральных ценностей, плюрализмом гуманитарных течений в науке, художественном творчестве, искусстве и т.д. Появлением автономной свободной личности.

Политический кризис – это момент наивысшего обострения противоречий, когда необходимость политических преобразований приобретает основания необратимости, а требование перехода политической системы в качественно новое состояние становится все более ощутимым.

Политическая кампания – это система действий, рассчитанная на достижение определенной цели.

Прямое действие – непосредственное влияние граждан на органы политической власти через использование разнообразных форм политической активности – митингов, демонстраций, забастовок.

Участие граждан в политическом процессе является ключевым фактором его содержательного наполнения.

В каждом государственно организованном обществе складывается та или иная вовлеченность граждан в политику.

Участие – это, прежде всего, инструментальная активность, посредством которой граждане пытаются влиять на правительство таким образом, чтобы оно предпринимало желаемые для них действия.

С точки зрения направленности, целевой ориентации политического процесса в нем выделяется три главные стадии. Это подготовка, принятие (выработка) и реализация политических решений.

Политическое решение – это сознательный выбор одного из не менее двух возможных вариантов политических действий. Оно связано с определением задач политического действия, этапов и способов их достижения.

В.А. Мельник выделяет следующие методы принятия политических решений:

1. Компромисс – соглашение, достигнутое путем взаимных уступок.

2. Консенсус - общее согласие в отношении того или иного политического курса в целом либо по отдельным его аспектам. Это такой метод разработки и принятия решения, при котором обсуждаемая альтернатива не ставится на голосование, а принимается путем согласования.

3. Гегемония в политике есть главенствующее положение какого-либо класса или государства по отношению к другим классам или государствам. Приоритет в принятии политических решений принадлежит более могущественному субъекту, а его менее сильные союзники соглашаются с предложенной альтернативой как отвечающей и их интересам.

П. Шаран выделяет следующие методы принятия политических решений:

Рационально-универсальный. Он предполагает однозначное определение сути проблемы и путей ее решения, выбор оптимального варианта достижения цели.

Метод ветвей (ограниченных сравнений). Он предполагает принятие частичных решений, направленных на улучшение ситуации, а не на полное решение проблемы.

Смешанный (смешанно-сканирующий). А. Этциони предлагает рациональный анализ проблемы и выделение ее главного, ключевого компонента, которому уделяется первостепенное внимание и к которому применяется рационально-универсальный метод. Другие же элементы проблемы решаются постепенно, путем приемлемых частичных решений.

Одним из видов политического процесса является выборы. Одним из показателей и условий реальной демократии являются выборы в различного рода центральные и местные представительные учреждения. Эти учреждения создаются правоспособными гражданами посредством голосования за кандидатов, выдвигаемых в соответствии с установленными законом правилами. В то же время существуют и иные органы, которые также избираются либо населением страны, либо населением субъектов федерации или административно - территориальных единиц. Во всех этих случаях проводятся всеобщие, федеральные, местные и т.д. выборы, представляющие собой массовые политические кампании. В ходе выборов демократически ориентированные группы населения имеют легальные возможности выступать с собственными требованиями и бороться за свои цели.

Тем не менее, выборы сами по себе еще не обеспечивают прочного утверждения демократических институтов и прихода к власти достойных и ответственных лидеров. Эффективность выборов зависит от целого ряда факторов, в том числе экономического порядка в виде развитых институтов рыночной экономики, многоукладного хозяйства и конкуренции, действующей в рамках правового поля. Среди социальных условий эффективности выборов ведущим можно признать сложившуюся социальную структуру с ограниченным по своему весу и влиянию слоем маргиналов и люмпенов и наличием многочисленного среднего класса, выступающего за политическую стабильность и правопорядок. Важная роль здесь также принадлежит достаточно развитой политической и гражданской культуре, укорененным демократическим институтам и традициям.

В настоящее время конституции большинства стран провозглашают всеобщее избирательное право. Французский политолог М. Дюверже дает следующее определение всеобщего избирательного права: "Строго юридически всеобщее избирательное право - это такое избирательное право, которое не ограничено никакими условиями, связанными с имуществом и способностями. Это не означает, что все члены нации имеют равное право голоса".

В демократических государствах избирательное право является сегодня "формально равным". Это означает, во-первых, что каждому избирателю предоставляется равное количество голосов и, во-вторых, все граждане участвуют в выборах на равных основаниях, т.е. избирательные округа по своей численности должны быть одинаковыми.

Выборы подразделяются на прямые и непрямые. Если закон предусматривает такой порядок волеизъявления, когда избиратели имеют возможность прямо выразить свое отношение к кандидатам посредством подачи голосов, то выборы будут прямыми. Непрямые выборы, в свою очередь, подразделяются на косвенные и многостепенные. При косвенных выборах воля избирателей опосредуется специальной избирательной коллегией, которая только для этого и создается. Выполнив эту задачу, коллегия выборщиков распускается. При многостепенных выборах воля избирателей опосредуется не особой, только для данного случая создаваемой коллегией, а постоянно действующим представительным учреждением, для которого избрание другого органа или должностного лица является лишь одним из полномочий, входящих в его компетенцию.

Выделяют три основных типа голосования: альтернативное, кумулятивное, лимитированное.

Первый предполагает наличие у пришедшего на избирательный участок участника одного голоса, который он может отдать "за" или "против" определенной кандидатуры.

При альтернативном голосовании число голосов у избирателя больше, чем количество зарегистрированных кандидатов, избиратель может отдать все свои голоса одному из кандидатов, либо распределить их в известной пропорции сообразно своим интересам.

При лимитированном голосовании у избирателя число голосов меньше, чем число кандидатов. И он, как и в предыдущем случае, имеет возможность отдать их одному кандидату либо распределить между несколькими.

Существуют (хотя и реже применяются) другие способы голосования, в т.ч. так называемые рейтинговые системы, например, такие, как "плампинг". Она позволяет избирателю вычеркнуть либо оставить в бюллетене то число кандидатов, которое он сочтет необходимым. В итоге кандидат, набравший наибольшее число голосов, считается избранным.

"Пойнт система" предполагает примерно ту же процедуру, но без вычеркивания кандидата в бюллетене. При ней в бюллетене отмечается рейтинг кандидата (или избирательного объединения), например, баллами 1,2, 3, 4, 5 и т.п. В таком случае выборы выигрывает тот кандидат, который получил наивысшие оценки своих избирателей.

Выборы проводятся по избирательным округам, которые на основании закона учреждаются центральным правительством либо органами власти субъектов федерации. Если от округа избирается один депутат, то такой округ называется одномандатным, а если несколько депутатов - то многомандатным; применяется и третий вид - т.н. общегосударственный округ. Избирательный округ подразделяется на избирательные участки, представляющие территориальные единицы, обслуживаемые одним пунктом для голосования.

Т.о. избирательная система - это совокупность установленных законом правил, принципов и средств, с помощью которых определяются итоги голосования и распределяются депутатские мандаты.

В основу мажоритарной системы положен принцип большинства при определении результатов голосования (от франц. majorite - большинство). Избранным в тот или иной выборный орган считается кандидат (или список кандидатов), набравший установленное законом число голосов. Большинство бывает разным: избирательная система абсолютного большинства требует 50 % плюс один голос и более. В связи с тем, что кандидатам не всегда удается собрать более половины голосов в первом туре, приходится проводить второй тур выборов. А во втором туре избранным считается тот, кто набрал больше голосов, чем кто - либо из его соперников.

При выборах по мажоритарной системе относительного большинства для победы кандидату достаточно набрать больше голосов, чем другим его конкурентам, и не обязательно больше половины. Избирательные округа, как и при предыдущей системе, являются, как правило, одномандатными, т.е. от одного округа избирается только один депутат.

Политическим следствием применения данной системы является утверждение в стране двух крупных политических партий, постоянно чередующихся у власти. Многолетний опыт показал, что подобная двухпартийная система заставляет партии более ответственно подходить к государственному управлению, в той мере, в какой именно правящая партия несет полную ответственность за управление, а проигравшая партия переходит в оппозицию, критикующую правительство.

Главное отличие пропорциональной избирательной системы от мажоритарной является то, что она строится не на принципе большинства, а на принципе представительства, т.е. относительного соответствия между числом поданных голосов и количеством завоеванных мандатов. Пропорциональная система обеспечивает в целом сравнительно верное отражение в представительном органе реального соотношения политических сил в стране. При данной системе создаются большие избирательные округа, и, чем они больше, тем отчетливее проявляются преимущества пропорционализма, а в оптимальном виде вся страна выступает в виде единого общенационального округа. При этом выборы по данной системе проводятся по т.н. партийным спискам. Каждая партия выдвигает свой список на выборные должности, избиратель голосует за него в целом, хотя в отдельных вариантах этой системы он может выразить особое отношение к отдельным кандидатам. После подсчета голосов определяется квота или избирательный метр, т.е. наименьшее число голосов избирателей, необходимое для избрания депутата. Для определения квоты общее число поданных по данному округу (стране) голосов делится на общее число депутатских мест. А места между партиями образуется путем деления полученных ими голосов на квоту.

И мажоритарная, и пропорциональная системы имеют и свои плюсы, и свои минусы. Поэтому сегодня все отчетливее наблюдается тенденция объединения этих систем: когда часть кандидатов избирается по одной системе, а часть - по другой. Одновременно комбинируются различные способы подсчета голосов. В то же время смешанная система лишь отчасти позволяет прикрыть недостатки пропорциональной и мажоритарной систем. Хотя полного соответствия достичь все же не удается: при мажоритарной системе меньшинство вообще не получает депутатских мест, при пропорциональной всегда есть остатки неучтенных голосов, и, следовательно, точной пропорции голосов и мест едва удастся добиться и в будущем, даже с учетом прогресса в техническом обеспечении выборов.

Одним из наиболее важных компонентов того широкого общественного контекста, на фоне которого развивается политический процесс, является структура социального конфликта.

Конфликт можно определить как отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкурентными лицами или группами. Каждая сторона делает всё, чтобы принята была её точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.

Конфликт - это столкновение противоположных интересов, мнений, взглядов, серьёзное разногласие, острый спор, чреватый осложнениями и борьбой враждующих сторон различного уровня и состава участников, испытание сил противоборствующих сторон, оспаривающих друг у друга распространение властных полномочий или ресурсов.

Политический конфликт – это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов.

Политический конфликт – один из видов социального конфликта, столкновение политических субъектов по поводу властных отношений.

Дж. Бертон, Х. Ледер, Дж. Дэвис и другие выдвинули версию, объясняющую природу политического конфликта - так называемую теорию человеческих потребностей. Эта концепция утверждает, что конфликты возникают в результате ущемления или неадекватного удовлетворения потребностей, составляющих основу человеческой личности. К базовым источникам конфликта относятся разные ценности: О. Надлер - идентичность, экономический рост, трансценденция (внутреннее самораскрытие); Р. Инглехарт - безопасность, общественное признание, нравственное совершенство и прочие. Удовлетворение такого рода стремлений требует от власти видоизменения и совершенствования политических структур в целях наиболее полного и адекватного удовлетворения этих универсальных человеческих потребностей; процессы идентификации граждан, осознание ими своей принадлежности к социальным, этническим, религиозным и прочим областям и объединениям, что определяет понимание ими своего места в социальной и политической системе.

Факторы политических конфликтов

Внесоциальные факторы: к ним относятся многочисленные интерпретации различных видов политической направленности, базирующиеся на признании сходства внутривидовой враждебности животных и агрессивности человека.

Социальные факторы: к ним относятся разнообразные формы и аспекты общественных отношений, определяющие несовпадение статусов субъектов политики, их ролевых назначений и функций, интересов и потребностей во власти, недостаток ресурсов и т.д.; расхождение людей (групп и объединений) в базовых ценностях и политических идеалах, в оценках исторических и актуальных событий, а также в других субъективно значимых представлениях о политических явлениях.

Структура развития политического конфликта

I стадия - характерно сформировавшееся отношение сторон по поводу конкретного противоречия или группы противоречий, выраженное в более или менее чёткой форме их противостояния.

II стадия - определение стратегии противоборствующими сторонами и форм их борьбы для разрешения имеющихся противоречий с учётом потенциала и возможностей применения различных, в том числе и насильственных средств внутренней и международной ситуации.

III стадия - вовлечение в борьбу других участников через блоки, договоры.

IV стадия - нарастание борьбы, вплоть до кризиса, охватывающего поэтапно всех участников с обеих сторон и перерастающего в общенациональный.

V стадия - переход одной из сторон к практическому применению силы, в начале в демонстрационных целях или ограниченных масштабах, чтобы принудить противостоящую сторону удовлетворить интересы той стороны, которая начала демонстрацию силы.

VI стадия - вооружённый конфликт.

Как правило, на первых стадиях назревающего конфликта стороны полностью осознают несовместимость своих интересов и начинают рассматривать друг друга как препятствие для реализации своих устремлений. С какого-то момента они начинают понимать невозможность дальнейшей оттяжки удовлетворения своих потребностей и укрепляются в решимости приступить к конфликтным действиям.

Состояние отношений между двумя или большим числом социальных субъектов, при котором открытое столкновение между ними не только возможно, но и становится практически неизбежным, называется конфликтной ситуацией. При ее наличии начало конфликта инициируется, как правило, некоторым дополнительным обстоятельством, которое в обычных условиях не вызывает решительных действий. В назревшей же конфликтной ситуации это обстоятельство становится поводом к открытому столкновению. С началом активных враждебных действий сторон конфликт вступает в явную стадию своего развития.

Близким по своему содержанию к понятию конфликтная ситуация является понятие политический кризис, или кризисная ситуация. В политике кризис означает переломный момент в развитии политического процесса, резкий переход политической ситуации из одного качественного состояния в другое. Политический кризис – это сбой в функционировании политической системы, расстройство прежних взаимоотношений между правящей группой и подчиненными социальными слоями. Любой политический кризис может перерасти в конфликтную ситуацию.

В зависимости от особенностей проявления и причин возникновения политического кризиса в политологии выделяют такие его формы, как:

Кризис легитимности. Возникает в результате рассогласования целей и ценностей правящего режима с представителями основной части граждан о необходимых средствах и формах политического регулирования, нормах справедливого правления и т.д.;

Кризис идентичности. Возникает тогда, когда этнические и социально-культурные различия становятся преградой на пути общенационального объединения и идентификации с определенной политической системой;

Кризис политического участия. Характеризуется созданием правящей элитой искусственных препятствий включению в активную политическую жизнь групп, заявляющих о своих претензиях на власть, а также обострением проблемы сохранения территориальной целостности, национального единства и стабильности политической системы в условиях быстрого роста политического участия групп с противоречивыми интересами;

Кризис проникновения. Проявляется в снижении способности государственного управления проводить свои решения в различных областях общественной жизни. Его возникновение связано с расхождением между реальной политикой и провозглашенными правительством целями;

Кризис распределения. Означает неспособность правящей элиты обеспечить приемлемый для общества рост материального благосостояния и его распределение, позволяющих избежать чрезмерной социальной дифференциации и гарантирующих доступность основных материальных благ всем слоям населения.

Центральная проблема конфликтов – их разрешение (управление конфликтом, контроль над конфликтом, регулирование конфликта).

Как отмечается в современных учебных пособиях, регулирование конфликта (конфликтный контроль) – разработка и применение системы мер, направленных на ограничение интенсивности и масштаба конфликта, его деэскалацию.

Е. Нордлинжер обосновал шесть основных принципов для успешного урегулирования политических конфликтов: стабильная коалиция, принцип пропорциональности, деполитизация, взаимосвязь права вето, компромисс, концессия, т.е. предоставление права урегулирования конфликта третьей стороне.

Неотъемлемой составной частью политической системы современного общества являются партии. Слово «партия» происходит от латинского partis, что означает часть целого, т.е. часть более крупной общности. Это понятие уже в Древнем мире использовалось для обозначения групп политических союзников, стремящихся к общей цели, в первую очередь в соперничестве за власть.

Начало формирования современных партий было положено в середине Х1Х в. и связано с введением в ряде стран Запада всеобщего избирательного права, что привело к вовлечению в политическую жизнь широких слоев населения.

Эволюция партии как политического института сопровождалось теоретически осмыслением данного явления в общественно-политической мысли. В конце Х1Х вв. проблематика политических партий выделилась в качестве отдельного направления политической науки. Наибольшую известность получили работы М. Вебера, М. Острогорского, Дж. Брайса, Р. Михельса, которых по праву считают основоположниками современной партологии.

Из современных теоретиков следует отметить труды Дж. Лапаломбары, М. Вейнера, Р.-Ж. Шварценберга, М. Дюверже и др.

Политические партии существенно отличаются от внешне похожих на них других политических объединений (союзов, обществ, движений и т.п.) по ряду специфических признаков.

Признаки политической партии (по Дж. Лапаломбару и Вейнеру):

· Основная цель деятельности – завоевание и осуществление политической власти в обществе.

· Наличие детально разработанной политической программы и устава партии.

· Наличие организационной структуры в центре и на местах.

· Активное участие в выборных кампаниях.

Сила политических партий во многом определяется их организованностью, соединением усилий их членов. В силу этого обстоятельства они способны гораздо в большей степени, чем отдельные индивиды или другие общественные группы, влиять на политику и общественное мнение.

Политическая партия – это наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть.

Для того, чтобы понять роль и место партии в жизни общества, необходимо выявить ее функции. В современном мире действуют самые различные партии, выполняя в общественной жизни своих стран ряд важных функций.

Политические функции связаны с борьбой за власть и ее реализацию. К ним относятся руководство политической борьбой за власть на основе разработанных программ; организация различных форм участия граждан в политической деятельности; налаживание контактов с другими организациями и политическими движениями в стране и за рубежом; осуществление посреднической связи между социальными группами и политической властью.

К социальным функциям относятся: работа с массами; формирование положительного общественного мнения; выражение интересов определенных групп населения в политических решениях (по Г. Алмонду агрегирование интересов); привлечение на свою сторону возможно большего числа будущих избирателей; социальная интеграция и политическая социализация граждан.

Идеологические функции партии реализуются в разработке идеологии, партийных программ, пересмотре и совершенствовании теоретических и практических установок, а также в пропаганде и агитационной деятельности.

Все эти взаимосвязи и призваны служить укреплению позиций данной партии в обществе, обеспечению ее победы на выборах и права на формирование правительства, участие в парламентской деятельности.

Мир политических партий чрезвычайно многолик. Разобраться в этом многообразии помогает типология политических партий. В основу типологии могут быть положены различные критерии: социальная база, идеологический облик, принципы организации, методы деятельности и др.

По своей классовой сущности партии подразделяются на буржуазные, мелкобуржуазные, помещичьи, крестьянские, рабочие.

С точки зрения их идейно-политической ориентации различаются коммунистические, социал-демократические, либеральные, консервативные партии, а также партии, опирающиеся на различные религиозные и национальные доктрины.

По отношению к существующему порядку, содержанию целей и задач выделяют: революционные партии (стремящиеся к радикальному, качественному преобразованию общества), реформистские (выступающие за улучшение общественной жизни без структурных принципиальных изменений), консервативные (отстаивающие сохранение устойчивых, сложившихся форм общественной жизни) и реакционные партии (стремящиеся к восстановлению предшествующих общественных порядков и структур).

По месту в системе государственной власти партии подразделяются на правящие и оппозиционные, по условиям деятельности – на легальные, полулегальные и нелегальные.

По месту в политическом спектре: левые, центристские и правые. Левые партии, как правило, исповедуют социалистические, коммунистические ценности (общественное равенство, социальная справедливость) и соответственно радикально-революционные методы их достижения.

Правые партии в основном ориентируются на буржуазные ценности, стабильность политической системы, отрицание коммунистических идеалов и революционных методов переустройства общества. Политический центр – это умеренные партии, не стремящиеся к резким изменениям в обществе. Компромисс, сотрудничество – степень их повседневной политики.

По организационной структуре классификация М. Дюверже) выделяют кадровые и массовые партии.

Кадровые партии характеризуются немногочисленностью, внутрипартийной свободой, отсутствием фиксированного членства, организационной рыхлостью. Их деятельность ориентирована на участие и победу в выборах своих лидеров (например республиканская и демократическая партии в США).

Массовые партии отличаются многочисленностью, жесткой организованностью, идеологической направленностью, активной пропагандой своих целей среди населения. К такому типу относятся все коммунистические и социал-демократические партии.

Деление партий на кадровые и массовые дополняются классификацией (типологией) партий на парламентские и авангардные по характеру их деятельности.

Парламентская партия борьбу за власть связывает главным образом с выборами в представительные учреждения, стремясь к завоеванию максимально возможного числа мандатов и проведению своей политики через парламент и правительство.

Авангардная партия не ограничивает свою деятельность борьбой за депутатские мандаты. Она осуществляет широкую внепарламентскую деятельность, большое внимание уделяет идеологической и воспитательной работе, формируется на мировоззренческой основе.

Существуют в мире партии, базирующиеся на межклассовой основе (демократические, республиканские) партии, созданные на основе социальных групп (этнические, профессиональные); партии объединяющие людей по их интересам (например, партии «зеленых» и др.).

В процессе функционирования партии образуют партийную систему.

Партийная система представляет собой механизм взаимодействия и соперничества партий в борьбе за власть и ее осуществление.

В современной политологии принято выделение трех основных типов партийных систем:

· Однопартийная система (характерна для тоталитарных режимов);

· Двухпартийная система (бипартизм) – это система, при которой реальную борьбу на выборах за власть в государстве ведут только две партии (например, консервативная и лейбористская в Великобритании; республиканская и демократическая в США).

· Многопартийная система – это система, в которой более двух партий имеют достаточно сильную организацию и влияние. Чтобы воздействовать на функционирование правительственных институтов (Италия, Франция и др.).

Количество партий в конкретной стране, претендующих на места в парламенте и право формировать исполнительную власть зависит от исторических, национально-культурных, политических особенностей.

Что касается России, то процесс формирования многопартийной системы проходит здесь сложно и противоречиво. С августа 1991 г. возникло большое количество партий. Однако деятельность многих из них не затрагивает глубинные слои общества. По возможностям и способам влияния на принятие решений, большинство ныне существующих партий ближе к группам давления, а по основным признакам они ближе к протопартиям, характеризующимся малочисленностью, организационной слабостью, аморфностью программ, популизмом. Все это характерно для партийной системы транспереходного периода.

Заметную роль в общественно-политической жизни общества, наряду с политическими партиями, играют также общественные организации и движения. В отличие от партий они не претендуют на непосредственное участие в осуществлении власти и не берут на себя связанных этим обязательством. Вместе с тем, они вносят весомый вклад в государственное, хозяйственное, социально-культурное строительство.

Общественная организация – это добровольное объединение граждан на основе общности интересов, имеющее относительно устойчивую организационную структуру снизу доверху, фиксированное (оформленное) индивидуальное или коллективное членство.

Согласно этим признакам к общественным организа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.117.211 (0.015 с.)