ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические взгляды мыслителей Нового времени



Теоретическими и методологическими основами воззрений мыслителей Ново­го времени были теории естественного права и общественного договора.

Начало разработке этих теорий заложил выдающийся голландский ученый в области права и политики Гуго Гроций (1583-1645). Естественное право, по мнению Гроция, порождено потребностью людей в об­щении друг с другом. Оно обусловлено естественной природой человека, принци­пы и нормы которой вырабатываются в процессе общения между людьми. Из данной теории Г. Гроций делает вывод о том, что именно на основе есте­ственного права регулируются имущественные, политические, правовые, нрав­ственные и другие отношения между людьми. Это регулирование осуществляют частное, государственное и международное права, которые сознательно вырабаты­ваются людьми, выражают их волю. Выразителем этой воли является, по Гроцию, гражданская власть, выступающая как власть государственная. Заслугой Гроция является и его суждение о договорном характере возникно­вения государства. Он смотрел на государство как на «полное соединение сво­бодных людей» на основе договора между ними. Из такого договора выводятся принципы и нормы государственного права. Г. Гроций был убежденным республиканцем. Он предлагал не только ввести ограничения на власть правителей, но и подчинить их требованию соблюдения за­конов. Это он называл высшей справедливостью. Право для Гроция означает то, что справедливо.

Заметное место в развитии политических идей в XVII в. занимает творчество знаменитого голландского философа и политического деятеля Баруха (Бенедик­та) Спинозы (1632-1677). Он, в частности, был убежден, что естественное состоя­ние, людей было временем полной дикости, что не обеспечивало человеку безопас­ность. Средством решения этой проблемы Спиноза рассматривал переход людей в гражданское состояние, к обществу и государству. Отличительный признак гражданского состояния — наличие верховной власти, совокупное тело которой, согласно Спинозе, и есть государство. Вступая в граж­данское состояние, человек обязан осуществлять только те естественные права, которые дозволены государством. Все иные естественные права представляют со­бой преступление. Спиноза выделял три формы государства: монархию, аристократию и демокра­тию, отдавая предпочтение демократии и отвергая власть, полученную путем заво­евания.

Дальнейшее развитие теории естественного права и общественного договора получило в трудах английского философа Томаса Гоббса (1588-1679), который утверждал, что естественное состояние человека основано на правиле «Человек человеку — волк», что порождало состояние постоянной «войны всех против всех». Однако присущий человеку инстинкт самосохранения и способность здраво рассуждать позволяют людям определить условия, при которых можно избежать неприятностей естественного состояния. Эти условия — естественные законы: стремление к миру, отказ от части своих прав ради мира и безопасности, соблюде­ние заключенных договоров и т, д. Однако естественные законы должны быть под­креплены властью государства. Поэтому люди заключают между собой договор. Из договора «всех со всеми» появляется «великий Левиафан» (всемогущее чудо­вище); имя его — государство. Люди передают ему свои права, несут перед ним определенные обязанности. Он же в своем государственном лице представляет всех граждан данной страны и действует от их имени.

Представляют интерес политические взгляды анг­лийского философа и политического деятеля Джона Локка (1632-1704). Он вы­ступил как основоположник буржуазного либерализма, обосновав необходимость свободы личности как главного принципа функционирования гражданского обще­ства и государства. Методологической основой либерализма Локка явились теории естественного права и общественного договора, которых придерживался и Гоббс. Однако толко­вание основных положений данных теорий у Локка было существенно иным. Есте­ственное состояние и естественные свободы людей, считал он, ведут не к «вой­не всех против всех», а к сотрудничеству, в основе которого лежит признание каждым человеком естественного права других людей. Большое значение Локк придает принципу разделения властей на законода­тельную, исполнительную и федеративную. Высшей из них является законодатель­ная, определяющая использование силы государства. Исполнительная власть ис­полняет законы, Подчинена и подотчетна законодательной власти. Федеративная власть занимается вопросами внешних отношений государства и обеспечением его внешней безопасности.

Таким образом, в XVII в. были обоснованы идеи о необходимости разделения властей, законодательной регламентации деятельности государственных органов и понимания роли государства как гаранта реализации основных жизненно важных потребностей индивида.





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.109.55 (0.004 с.)