Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 9. Мировая политика и международные отношения

Поиск

Основные понятия: новый институционализм, либеральный институционализм, неореализм, неолиберализм, реализм уступок, национальный интерес, мировой порядок, внешнеполитический процесс, конценсус, демилитаризация, глобализация, глобальные проблемы современности, политическая глобалистика, международный политический порядок, внутриполитические цели, военная интервенция, пограничный конфликт, вялотекущий конфликт, политика с позиции силы, неравноправное сотрудничество, дипломатия, однополярный мир, биполярный мир, многополярный мир.

1. Внешняя политика и международные отношения: сущность, концепции.

2. Глобальные проблемы и современности и их влияние на международную политику.

Международные отношения представляют собой весьма специфическую об­ласть мира политики. Они представляют собой совокупность экономических, поли­тических, правовых, дипломатических, военных, гуманитарных и других связей и взаимоотношений между государствами, социальными, экономическими, полити­ческими силами, действующими на мировой арене. Доминирующую роль в между­народных отношениях играют межгосударственные отношения. Употребление термина «международные отношения» объясняется расширением участников, субъектов международных отношений, когда наряду с государствами все более активную роль в них играют межправительственные и неправительственные орга­низации, политические партии и движения, а также социальные группы и отдель­ные личности.

В своем развитии международные отношения прошли длительный историче­ский путь. Их особый облик складывался по мере возникновения и развития госу­дарств, которые постепенно формировали внешние отношения друг с другом. По­степенно создавались и развивались такие механизмы взаимодействия государств на международной арене, как союзничество и конфронтация, протекторат (покро­вительство) и партнерство и т. п., которые выстраивали особую логику межгосудар­ственных связей и отношений. В итоге сложилась специфическая внешнеполити­ческая сфера как самостоятельная область политики.

Будучи относительно самостоятельной областью политических отношений, меж­дународная сфера политики регулируется различными нормами. Главным и соб­ственно политическим регулятором является складывающийся баланс сил между государствами, подчиняющими свою деятельность реализации национальных инте­ресов на международной арене. Эти национальные интересы подчас влекут за со­бой одностороннюю трактовку теми или иными государствами международного права, провоцируют отход от признанных норм и правил взаимоотношений между государствами. А потому, признавая высокую роль в регулировании международ­ного сотрудничества таких организаций, как Организация Объединенных Наций (ООН) или региональной системы международного сотрудничества (ОБСЕ), можно говорить об ограниченных возможностях международного права в регулировании отношений между государствами. Эффективность правовых регуляторов зависит не столько от политической поддержки институтов международного права, сколько от влияния обладающих мощными экономическими или военными ресурсами кон­кретных стран.

Однако было бы совершенно не верно говорить об отсутствии относительно эффективного регулирования отношений между государствами. Так, принятые принципы современных международных отношений (к этим принципам относятся: признание суверенного равенства государств; неруши­мость установленных границ; принцип неприменения силы или угрозы силы в международных отношениях; признание территориальной целостности государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела других государств; уважение прав человека и основных свобод; равноправие и право народов распоряжаться собственной судьбой; необхо­димость сотрудничества между государствами и добросовестного выполнения обязательств по международному праву) Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе в середине 70-х гг. в Хельсинки во многом определили характер отношений между государствами.

Годы, прошедшие после подписания Хельсинского акта, подтвердили тот факт, что европейское сообщество в целом поддерживает и практически ориентируется на данные принципы. Возросло значение и нравственных регуляторов международных отношений. Это находит свое выражение в том, что все большую поддержку государ­ственных руководителей и дипломатов получают такие этические стандарты, как осуждение агрессии, территориальной экспансии, нарушения прав человека.

Однако изменение границ на рубеже 80-90-х гг. прошлого столетия, связанное с крушением мировой социалистической системы и распадом СССР, привело к нарушению сложившегося в прежние годы баланса сил в мире. Это открыло новую страницу в международных отношениях. Западные государства, блок НАТО встали на путь силового решения многих международных проблем. Отныне открыто звучат призывы военного вмешательства в дела суверенных государств в случае наруше­ния ими, например, прав человека или проведения экспансионистской политики. Это нашло свое практическое выражение в вооруженной акции западных стран во главе с США в югославском конфликте в Косово.

Анализируя изменения, происходящие на международной арене, можно отме­тить характерные черты и тенденции современного мирового политического процесса.

Во-первых, современный мировой политический процесс характеризуется пе­реходным состоянием, когда нарастает тенденция к установлению нового мирового порядка. Это особенно наглядно дало о себе знать после трагических событий 11 сентября 2001 г. в США, когда ряд объектов этой страны, в частности Нью-Йорк, подверглись террористическому нападению.

Во-вторых, мировой политический процесс развивается сложным, противоре­чивым и поливариантным путем, поскольку различны и противоречивы интересы участников политического процесса, да к тому же они строятся на основе сочета­ния сознательных, упорядоченных выступлений со стихийными, спонтанными ак­циями.

В-третьих, при сохранении общей детерминации политического процесса со­циально-экономическими факторами одновременно возрастает его относительная самостоятельность, обнаруживается растущая автономность и самоценность поли­тики, политических партий и движений.

В-четвертых, по мере усложнения и демократизации общественного развития видоизменяются структуры, механизмы, формы, средства и методы осуществления политики; наряду с государствами в политическом процессе активно участвуют многочисленные правительственные и неправительственные организации, разного рода группы поддержки и давления и т. п.

Межгосударственные отношения в силу разнообразия национальных интере­сов отличаются в известной мере непредсказуемостью и неуравновешенностью. Отношения между государствами могут подвергаться значительным колебаниям под воздействием экономических, социальных и политических изменений. Хотя можно привести немало примеров и довольно устойчивых отношений между теми или иными странами. Долгое время после второй мировой войны достаточно тесны­ми были отношения между рядом стран Восточной Европы, объединенными вокруг СССР. В настоящее время в мире сложились тесные отношения между семью наи­более развитыми странами США, Англией, Канадой, Германией, Японией, Италией и Францией, оказывающими наиболее существенное влияние на состояние миро­вых экономических связей.

Основной и важнейшей закономерностью функционирования системы межго­сударственных отношений является тенденция к поддержанию в ней состояния ди­намического равновесия или баланса сил. «Баланс сил», «соотношение сил», «рас­становка сил», «силовая политика», «политика с позиции силы» — эти и иные анало­гичные выражения, широко используемые в политическом словаре, наглядно сви­детельствуют о значении категории силы государства. В связи с этим особого вни­мания заслуживает современное ракетно-ядерное оружие как важный компонент силы государства. С появлением ракетно-ядерного оружия в мире сложилась новая военно-политическая ситуация, основанная, образно говоря, на «равновесии стра­ха», вызванного реальной опасностью взаимного уничтожения.

После окончания второй мировой войны политический процесс на нашей плане­те развивался крайне неравномерно. 50-60-е годы прошлого столетия в отношениях между Востоком и Западом и созданных ими военных блоков (НАТО и Варшавский договор) существовали острейшие противоречия, высокая напряженность — «холод­ная» и «психологическая» войны. В 70-е годы наступила разрядка, между СССР и США был подписан ряд договоров и соглашений, в том числе и таких, которые имели важное значение для укрепления международной безопасности. Это способствовало тому, что уже в 80-е годы политический климат планеты существенно изменился к лучшему, в том числе и на основе реальных шагов в области разоружения.

На рубеже столетий удалось отодвинуть непосредственную угрозу войны, пере­нести отношения между государствами в русло сотрудничества. Развернулся ре­альный процесс сокращения ядерного оружия, обычных вооружений и вооружен­ных сил, обозначилась тенденция к уменьшению глобальных военных расходов.

Однако мировой политический процесс сохраняет еще немало черт, унаследо­ванных от того времени, когда в международных отношениях доминировала ставка на силу. Об этом говорят региональные вооруженных конфликты, агрессия стран НАТО против Югославии, вооруженные противостояния на пространствах бывшего СССР и другие очаги напряженности.

Как мы уже отмечали, в послевоенный период стратегическая стабильность и безопасность, особенно в отношениях между наиболее мощными в военном отноше­нии государствами — СССР и США, — обеспечивалась благодаря ракетно-ядерному паритету (начало 70-х годов). Вскоре, однако, обнаружилось, что повышение его уровня не способствует укреплению безопасности обеих сторон, а снижает ее. В кон­це прошлого столетия впервые в истории возникло явление, когда стало невозмож­ным достичь победы как в «большой войне», так и в гонке вооружений. Необходи­мость всеобщей безопасности превратилась в категорический императив XX в.

Под мировой политикой понимается совокупная политическая деятельность основных субъектов международного права; интегрированный интерес, выражен­ный в деятельности ООН и других законных органов и учреждений мирового сооб­щества.

Структурно мировая политика представлена: внешнеполитической деятельнос­тью национальных государств; политическими акциями региональных межгосудар­ственных и общественных структур, группировок, союзов и других объединений та­кого рода; деятельностью на глобальном уровне ООН и других организаций и уч­реждений, уполномоченных на то государствами и народами.

Мировая политика, таким образом, охватывает весь спектр политических отно­шений, сложившихся между государствами и в надгосударственных рамках. Ее главные приоритеты обусловлены решением проблем, от которых зависит будущее всего человечества. Это, прежде всего, война и мир, всеобщая безопасность, охра­на окружающей среды, преодоление отсталости и нищеты.

В последние десятилетия несбалансированность международных отношений возрастает в связи с тем, что на международную политическую арену помимо госу­дарств вышли и иные самостоятельные субъекты или организации.

Первой международной организацией явился Всемирный почтовый союз (ВПС), который возник в 1875г. и в настоящее время ведет свою работу в Брюсселе, вы­пускает ежегодники с перечнями всех международных организаций.

Международные организации охватывают самые. разные аспекты международ­ных отношений. В качестве примеров различных международных организаций мож­но привести:

— региональные организации, такие как Ассоциация Государств Юго-Восточ­ной Азии (АСЕАН), Европейское Экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок), Карибское сообщество, Лига арабских государств (ЛАГ), Организация Исламская Конференция (ОИК), Организация Африканского Единства (ОАЕ) и т. д.;

— организации экономического характера, охватывающие сферу финансов, торговли и т.д., например: Европейская Ассоциация Свободной Торговли (ЕАСТ), Международная Торговая Палата (МТП), Международный Банк Экономического Со­трудничества (МЭС), Международный Валютный Фонд (МВФ), Международный Банк Реконструкции и Развития (МББР);

— организации в области отдельных отраслей мирового хозяйства, например: Международное Энергетическое Агентство (МЭА), Международное Агентство по Атомной Энергетике (МАГАТЭ), Международный Союз Электросвязи, Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК) и т. д.;

— профессиональные организации: Международная Организация Журналис­тов (МОЖ), Международная Ассоциация Политических Наук (МАПН), Международ­ная организация Криминальной Полиции (ИНТЕРПОЛ);

— демографические организации: Международная Демократическая Федера­ция Женщин (МДФЖ), Всемирная Ассоциация Молодежи (ВАМ), Всемирная Феде­рация Демократической Молодежи (ВФДМ);

— организации в области культуры и спорта: Международный Олимпийский Ко­митет (МОК), Организация Объединенных Наций по Вопросам Образования Науки и Культуры (ЮНЕСКО);

— военные организации: Организация Северо-Атлантического Договора (НАТО), Тихоокеанский Пакт Безопасности (АНЗЮС);

— профсоюзные организации: Международная Конфедерация Свободных Профсоюзов (МКСП), Всемирная Конфедерация Труда (ВКТ);

— организации в поддержку мира и солидарности: Всемирный Совет Мира (ВСМ), Пагуошское Движение, Организация Солидарности Народов Стран Азии и Африки (ОСНАА), Международный Институт Мира в Вене;

— религиозные организации: Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), Христианское движение в Защиту Мира или Христианская Мирная Конференция (ХМК);

— Международный Красный Крест (МКК) - организация, целью которой явля­ется помощь военнопленным, другим жертвам войны, катастроф и стихийных бед­ствий;

— экологические организации: Гринпис и др.

Наиболее значительную роль в системе международных отношений играет ООН. Ее членами являются более 170 государств, что свидетельствует о том, что она достигла практически полной универсальности. В рамках ООН сложился целый ряд организаций, которые органически вошли в систему международных отноше­ний и как структуры ООН, и как самостоятельные организации. К ним относятся:

— ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения);

— МОТ (Международная Ассоциация,Труда);.

— ЮНЕСКО (Организация, занимающаяся вопросами культуры и науки);

— МВФ (Международный Валютный Фонд);

— МАГАТЭ (Международная Организация по Атомной Энергетике);

— ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию);

— Международный суд.

Международные правительственные организации имеют больше рычагов воз­действия на международную политику и отдельные государства, чем национальные правительства, которые влияют на процесс принятия решений главным образом силой общественного мнения, организованных массовых мер.

Многочисленные субъекты мировой политики оказывают существенное влия­ние на трансформацию международных связей и взаимодействий. В итоге изменя­ется вся система международных связей и взаимодействий. При этом данная сис­тема связей и взаимодействий преобразуется и вследствие возникновения и ус­ложнения глобальных проблем, решение которых невозможно без объединения усилий различных стран и народов.

Мировая политика не есть механическая совокупность внешних политик госу­дарств и других участников международных отношений. Она наделена собственны­ми качественными особенностями и способна оказывать на поведение субъектов международных отношений самостоятельное влияние. Основные элементы миро­вой политики тесно связаны между собой и взаимодействуют как части единого целого.

От внутренней политики мировую политику отличает отсутствие центральной власти, обеспечивающей соблюдение обязательных для каждого субъекта правил поведения. Поэтому мировая политика представляет собой зону повышенного рис­ка, в которой каждый участник взаимодействия должен осуществлять свою дея­тельность в обстановке известной непредсказуемости поведения других участни­ков мирового политического процесса. Мировая политика не лишена стихийного начала, и она не ограничивается деятельностью государств.

По своему характеру и целям мировая политика — это особый род политики, предполагающей в своей основе создание и поддержание стабильной междуна­родной среды, в которой могли бы реализовываться интересы всех участников. Как и всякая политика, она является сферой властных отношений. Для нее харак­терно соперничество и согласование ценностей, целей и интересов государств и других международных субъектов. Объектами мировой политики являются рас­пределение ресурсов и организация общественной жизни. И потому мировая по­литика — это не только особая сфера или поле деятельности международных субъектов, но и процесс.

Цель и назначение мировой политики — объединение людей независимо от национальной, государственной или социально-классовой принадлежности. Для этого мировая политика предполагает создание системы международной безопас­ности, которая исключала бы возникновение войн и создавала бы благоприятные условия для развития всестороннего сотрудничества между странами и народами.

Значительное место в мировой политике занимают вопросы обеспечения безо­пасности и защищенности человека на основе принципов и норм международного права. Начавшееся тысячелетие отмечено все более широким утверждением в мире таких ценностей, как социальное и экономическое благосостояние, личное благополучие и безопасность, неотчуждаемость основных прав и свобод человека, утверждение в качестве основ внутренней и внешней политики государств так на­зываемых универсальных общечеловеческих ценностей.

Мировая политика, как мы уже отмечали, строится и на использовании факто­ра силы, которую иногда мировое сообщество может пускать в ход для решения политических проблем. Пример тому военная операция в Ираке, Югославии, а так­же в Афганистане. Однако для проведения таких акций требуется не только под­держка большинства государств, но и, в первую очередь, соответствующее реше­ние ООН.

Существенный вклад в развитие теории международных отношений внесли ав­торы геополитических теорий, предложивших целый круг идей, в которых раскры­вается зависимость внешней политики государств от факторов, позволяющих контролировать определенные географические пространства. Совокупность этих теорий образует возродившуюся в последние полтора-два десятилетия науку, по­лучившую наименование геополитика.

Геополитика (от греч. gе — Земля, politike — политика) — наука о географиче­ской обусловленности различных политических процессов. Термин «геополитика» ввел в научный оборот в начале XX века шведский ученый Рудольф Челлен. Этим термином он обозначил ту область исследований, которая описывала государство в качестве «географического организма или феномена пространства».

Р. Челлен утверждал, что сила и влияние государства в значительной мере зависят от географического положения страны, ее природных богатств и численно­сти населения. Поэтому геополитика рассматривает земное пространство как наи­более важный ресурс. По мнению Челлена, к государству геополитика должна под­ходить как к географическому организму и вместе с тем как к политическому про­странству. Следовательно, государство — это земля, территория, среда обитания, население и вместе с тем — это страна.

Географический организм — это географический ландшафт, т. е. природный комплекс, в который входят рельеф, климат, почвы, воды, растительный и животный мир. От свойств поверхности во многом зависят своеобразие обитания людей в данном регионе, торговые отношения и, в конечном счете, направленность и харак­тер протекания политических явлений.

В рамках географического организма функционируют и развиваются различ­ные объединения людей: племена, этносы, государства, империи, блоки государств и т. д. В современной науке они называются большими социальными системами.

Следовательно, геополитика — это наука, изучающая особенности протекания политических процессов в больших социальных системах через призму географи­ческих ландшафтов.

В геополитическом анализе выделяют три аспекта:

— исследование социально-политической ситуации с точки зрения конкретных географических и временных условий их развития;

— сопоставление реальных данных с различными и часто противоположными представлениями об одной и той же территории;

— прогноз и рекомендация по проведению политической стратегии преобразования пространства.

Главными геополитическими факторами выступают:

географические — пространственное положение, природные ресурсы;

политические — политический строй и особенности государства, его границы, социальная структура общества, наличие свобод и др.;

экономические — мощность и структура производительных сил, уровень жиз­ни населения, инфраструктура, стратегические запасы и мобилизационные мощ­ности и др.;

военные — размеры, мощь, боеготовность и боеспособность вооруженных сил, уровень развития военного искусства, уровень подготовки военных кадров и др.;

экологические — демографическое давление на ограниченные ресурсы страны и планеты, истощение сырьевых ресурсов, изменение жизнеспособности населе­ния различных стран и др.;

культурные — национальные, конфессиональные, трудовые традиции, интере­сы коренных национальностей в других, государствах, уровень развития науки, об­разования, здравоохранения, урбанизации и др.

В целом, можно выделить четыре основные группы факторов, оказывающих влияние на формирование военно-политической обстановки и место России в мировом сообществе:

К первой группе относятся факторы, влияющие на снижение опасности развязывания крупномасштабной войны, в том числе ядерной, а также формирование и укрепление региональных центров силы. Сегодня вокруг России образовалось три «кольца» государств, занимающих различные позиции по отношению к национальным интересам России. Первое «кольцо» - ближнее зарубежье - образуют самостоятельные государства, вышедшие из Советского Союза. Второе «кольцо» образуют североевропейские государства и бывшие государства-участники Организации Варшавского Договора - среднее зарубежье. Третье «кольцо» - дальнее зарубежье - составляют государства на Западе, Юге и Востоке. При этом основными геополитическими центрами силы являются США, Германия, Япония, Индия и Китай. У каждого из перечисленных центров отчетливо определились свои интересы в мире и в конкретных регионах, которые зачастую не совпадают с интересами России.

Известный американский политологЗ. Бжезинский в своей книге “Великая шахматная доска”, вышедшей в 1996 году, писал: “Россия стала главной разменной картой американской геополитики. Новый мировой порядок при гегемонии США создается против России, за счет России и на обломках России”. Эти слова, подтверждаемые событиями последних лет, еще раз доказывают, что главными стратегическими задачами США и их союзников по-прежнему остаются расчленение российского геополитического пространства, планомерное выведение отдельных регионов из-под юрисдикции России с целью получения неограниченного доступа к колоссальным природным ресурсам нашей страны и обширному рынку сбыта импортных товаров, а также стремление исключить в перспективе возможность создания на евразийском пространстве мощного государства, способного претендовать на мировое лидерство - Россию.

Второй группой являются факторы, оказывающие влияние на продолжающееся расширение блока НАТО. Трансформация НАТО отражает стремление США сохранить контроль над странами Европы, ограничить их суверенитет и ущемить их экономические интересы. В новой «Стратегической концепции НАТО» нет ни слова об «общечеловеческих интересах» или равной безопасности для всех стран и она ориентирована на превентивные действия за пределами зоны ответственности НАТО. В связи с этим расширено Европейское командование. В его зону ответственности дополнительно включены Россия, Эстония, Латвия, Литва, Молдова, Украина, Белоруссия, Грузия, Армения и Азербайджан. Сейчас на европейском континенте НАТО имеет преимущество над Россией в масштабах 3:1 по бронетанковой технике, 3:1 по артиллерии, 2:1 по боевым самолетам и вертолетам. В зону ответственности Центрального командования попали государства Персидского залива и Каспийского моря, в том числе Туркменистан, Казахстан, Киргизия и Таджикистан.

Третьей группой факторов можно назвать сохраняющиеся кризисные тенденции экономического и социального развития государств мирового сообщества, а также соперничество государств за раздел сфер влияния в политике и экономике. Сегодня страны конкурируют друг с другом по всем параметрам экономики и политики. По величине налоговой нагрузки, по уровню безопасности страны и ее граждан, по гарантиям защиты прав собственности. Они соревнуются в привлекательности делового климата, в развитии экономических свобод, в качестве государственных институтов. Конкуренция приобрела действительно глобальный характер.

В период слабости России многие ниши на мировом рынке ей пришлось уступить. И они тут же были захвачены другими. Их никто так просто возвращать не хочет и не отдаст. В то же время современный общий цивилизационный уровень развития сопредельных государств в основном благоприятно сказывается на внешней безопасности России. Окружающие ее страны вступили в постиндустриальный этап цивилизационного развития, имеют развитую экономику, придерживаются либеральных ценностей в отношении личности и общества.

Однако сегодня активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позиций России в политической и экономической областях. Особенно это проявляется через попытки игнорировать интересы России при решении крупных проблем международных политических и экономических отношений, включая конфликтные ситуации, которые в конечном итоге способны подорвать международную безопасность и стабильность, затормозить происходящие позитивные изменения в международных отношениях.

Россия не смогла еще в полной мере интегрироваться в новую систему международных отношений и не имеет каких-либо экономических союзников. Достигнутые экономические соглашения со странами СНГ носят декларативный характер, деградирует общее экономическое пространство. На этом фоне роль признанного экономического лидера по-прежнему удерживают США, которые сознательно разгромили всю экономику Африки, ввели Латинскую Аме­рику в долги, из которых ей не выкрутиться на протяжении десятков лет. 20% наиболее богатых людей в мире получают 83% мирового дохода, а 20% беднейших - лишь 1,4%, при этом лишь 4% населения развивающихся стран догоняют населе­ние развитых стран, а 96% все более отстают. И эта тенденция - богатство одного и бед­ность другого полюса продолжается.

Мировые Центры исследований, Римский клуб, политики, некоторые руководители Америки сами говорят, что дальнейший путь США - это путь в никуда. «Если Америка не откажется от роли планетарного желудка, переваривающего и засасывающего все, если не будет моральных ограничителей, то нас ждет глобальная катастрофа».

В настоящее время можно также констатировать, что в силу целого ряда обстоятельств Россия, ее отдельные регионы превращают­ся в стратегический узел мировой политики. Так, например, Кавказский регион стал ареной столкновений интересов государств как на регио­нальном уровне, так и в мировом масштабе. Речь идет о глобальном про­тивостоянии России, Западных государств и исламского мира.

Сегодня о своих интересах в этом регионе, так или иначе, заявляют десятки стран, в том числе США, Германия, Великобритания, Франция, Турция, Иран, Китай и др.

В «большой игре» за каспийскую нефть усиливаются попытки эмиратизировать восточную часть Закавказья, что в свою очередь сопровожда­ется политическими, экономическими идеологическими установками в виде доктрины «защиты жизненно важных интересов западных госу­дарств», «расширения сферы американской глобальной ответственности» в этом важном экономическом, геостратегическом регионе. Нельзя также не отметить и такой факт, с какой настойчивостью обсуждается идея «единого Кавказского дома», но без Российской Федерации.

Политическая и экономическая обстановка в Азиатско-Тихоокеанском регионе традиционно определяется лидирующей ролью Японии.

В целом анализ экономической ситуации в мире свидетельствует о наметившейся тенденции создания трех торгово-экономических зон под эгидой США, Японии и Германии, умаления влияния России на единое экономическое пространство, блокирования ее попыток и возможностей выйти на мировой рынок высоких технологий.

Вывод очевиден, в современном мире с Россией никто не хочет враждовать и это никому не нужно. В то же время Россию никто и особенно не ждет, никто ей специально помогать не будет.

К четвертой группе факторов относится глобальное распространение террористических и экстремистских движений и групп. Проблема терроризма, в последнее время, приобретает особую остроту. После 11 сентября 2001 г. очень многие в мире поняли, что «холодная война» закончилась и на повестку дня вышли другие угрозы, идет другая война - война с международным терроризмом. Россия, основываясь на международных конвенциях и договорах, сотрудничает в области борьбы с терроризмом с иностранными государствами и выступает одним из самых надежных гарантов международной стабильности.

Именно принципиальная позиция России позволила сформировать прочную антитеррористическую коалицию. В контексте союзнических отношений руководство России совместно с руководством ряда стран СНГ приняло соответствующее решение. Для нашего государства, давно столкнувшегося с терроризмом, не стояло проблемой выбора поддержать или не поддержать усилия по уничтожению его логова в Афганистане. Тем более что это действительно способствовало укреплению безопасности на южных рубежах России и в относительной степени способствовало улучшению ситуации по этому вопросу во многих странах СНГ.

Таким образом, международные отношения современности характеризуются динамичной трансформацией системы. После окончания эры биполярной конфронтации возникли взаимоисключающие тенденции к формированию многополярного мира и к установлению доминирования одной страны или группы стран в мировых делах.

В последние десятилетия Россия существенно продвинулась по пути интеграции в систему мировых хозяйственных связей, вступила в ряд влиятельных международных организаций и институтов. Ценой напряженных усилий удалось по ряду принципиальных направлений укрепить позиции России на мировой арене.

Среди проблем, разрешение которых сегодня является насущной необходимостью, основными принято считать следующие:

а) Социально-экономические проблемы, проблема возрастающего разрыва между высокоразвитыми странами и странами третьего мира (т.н. проблема "Север - Юг")

Одними из серьезнейших проблем современности являются проблемы социально-экономического развития. Сегодня становится ясно, что оно как таковое ограничено естественными пределами, однако же эти пределы упорно не желают учитываться в системе современного товарного производства. Кроме этого все более и более вопиющим становится разрыв в социально-экономическом развитии и благосостоянии между развитыми странами Запада и странами т.н. "Третьего мира", к которым причисляют беднейшие страны Азии, Африки и некоторых других регионов. Сегодня налицо одна тенденция - бедные беднеют, а богатые богатеют. Так называемый "цивилизованный мир" (США, Канада, Япония, страны Западной Европы - всего около 26 государств - примерно 23% мирового населения) на данный момент потребляют 75% производимой в мире энергии, 79% добываемого топлива, 95% древесины, 72% выплавляемой стали, источником же сырья является как раз "Третий мир", в котором сегодня остро стоят гуманитарные проблемы, в том числе проблема голода. Так из Африки в процентах к своим потребностям они получают: марганец - США: 99, ЕЭС: 99; золото - США: 43, ЕЭС: 99; платина США: 85, ЕЭС: 100; хром - США: 88, ЕЭС: 97; никель - США: 75, ЕЭС: 10; тантал - США: 90, ЕЭС: 100 и т.д. Проблема взаимоотношений "Первого" и "Третьего" миров и получила название проблемы "Север - Юг". Касательно нее существует две противоположных концепции: первая утверждает, что причиной отсталости стран бедного "Юга" является так называемый "Порочный круг бедности", в который они попадают, и засчет чего не могут начать эффективное развитие. Многие экономисты "Севера", приверженцы этой точки зрения, считают, что в своих бедах виноват сам "Юг". Иная концепция утверждает, что основную ответственность за нищету стран современного "Третьего мира" несет именно "цивилизованный мир", ибо именно при участии и под диктовку богатейших стран мира происходил процесс формирования современной экономической системы, и, естественно, эти страны оказались в заведомо более выгодном положении, что сегодня позволило им сформировать т.н. "золотой миллиард", погрузив в пучину бедности все остальное человечество, нещадно эксплуатируя как минеральные, так и трудовые ресурсы стран, оказавшихся не у дел в современном мире. Уже давным-давно явным образом назрела необходимость переоценки существующей системы международных экономических отношений и создания нового экономического порядка, который бы прекратил ущемление прав беднейших государств планеты и предоставил им равные возможности для вхождения в мировую экономику.

б) Проблемы экологии

Одной из самых обсуждаемых сегодня проблем является проблема экологии. Неудержимый рост производства, последствия научно-технического прогресса и неразумного природопользования сегодня ставят мир перед самой, что ни на есть реальной угрозой глобальной экологической катастрофы. В качестве свидетельства этого можно привести лишь следующие факты: техногенное потепление на планете привело к тому, что только в Северном полушарии за последние годы число аномальных и катастрофических природных ситуаций (бури, наводнения, засухи) возросло в 2,5 раза; толщина арктических льдов за последние 20-40 лет выросла на 1,3 м (40%). В последние годы темпы таяния льдов ускоряются и достигают 10 см в год; за последние 30 лет человечество уничтожило 30% окружающей его природы и этот процесс нарастает. Детальное рассмотрение перспектив развития человечества с учетом актуальных природных процессов приводит к необходимости резкого ограничения темпов и объемов производства, ибо их дальнейший бесконтрольный рост может толкнуть нас за черту, за которой уже не окажется в достаточном количестве всех необходимых ресурсов, необходимых для жизни человека, в том числе чистого воздуха и воды. Общество потребления, сформировавшееся сегодня, бездумно и безостановочно растрачивая ресурсы, ставит человечество на грань мировой катастрофы.

в) Демографический кризис

В 1800 г. на планете было лишь около 1 млрд. людей, в 1930 - 2 млрд., в 1960 - уже 3 млрд., в 1999 человечество достигло 6 млрд. Сегодня население земли возрастает на 148 чел. в минуту (247 рождаются, 99 умирают) или на 259 тыс. в день - таковы современные реалии. Сегодня человечество стоит перед необходимостью контроля за ростом населения, ибо число людей, которое способна обеспечить наша планета все же ограничено, тем более, что возможный недостаток ресурсов в будущем (о котором речь пойдет ниже) вкупе с огромной численностью людей, населяющих планету, мож



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1038; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.137.209 (0.015 с.)