ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2. РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ



Развитие политических учений в России имеет ряд особеннос­тей, связанных с историей становления в нашей стране государ­ственности. Наши праотцы создавали свою государственность вда­ли от западной цивилизации. И Киевская Русь, и Московское госу­дарство находились в стороне от европейских государств, их разделяли тысячи верст, на преодоление которых в то время требо­вались многие дни пути. Единственный устойчивый мостик связы­вал князей Киевской Руси с Византией, именно оттуда пришло к нам христианство, которое на Руси в силу целого ряда обстоятельств было принято в виде православия, в то время как на Западе оно утверждалось в виде католицизма, а позднее и протестантизма.

Падение Константинополя в 1453 г. под ударами османских войск превращало Московское государство в мировой центр право­славия. Русский народ становился главным хранителем православ­ной веры. Москва стала называться Третьим Римом, а московский царь — единственным христианским царем, так как все другие христианские течения рассматривались как ложные, противореча­щие православной вере. Это вело к духовному обособлению Моско­вии, так как религия в то время была главным фактором, влияю­щим на формирование ценностей, убеждений, взглядов людей, на их отношение к другим людям, к государству, к власти.

Следствием многовековой изоляции стало глубокое укорене­ние в сознании элиты общества и широких масс идей о самобытно­сти русского народа, его преданности православию, самодержавию и соборности. Сила этих идей оказалась настолько мощной, что когда стали устанавливаться регулярные контакты с западноевропейски­ми государствами, оказалось, что российское общество мало воспри­имчиво к идеям демократии, правового государства.

Главная идея российской государственности — идея самодер­жавия — формулируется в XVI в. и предельно четко звучит в пись­мах Ивана IV к Андрею Курбскому. В основе идеи самодержавия лежало представление о божественном происхождении власти. Царь — это государь, Богом данный, поэтому он обладает всей пол­нотой власти. «Русские самодержцы, — писал Иван IV, — изнача­ла сами владеют своим государством, а не их бояре и вельможи»

Государство понималось не как союз народа, управляемый верхов­ной властью, а как государево хозяйство, где все остальные люди были его слугами, над которыми он имел абсолютную власть.

С XVII в. начинается ослабление влияния религиозного миро­воззрения на российскую политическую мысль, но в ней по-пре­жнему доминируют идеи необходимости самодержавной формы правления в России. Это отчетливо видно в трактате Юрия Крижанича (1618-1683) «Политика». Хорват по происхождению, провед­ший значительную часть жизни в России, Крижанич разграничил «божественный» и «природный» законы, но считал самодержавие наилучшим правлением, позволяющим государю вводить благие законы. Однако самодержавная власть, по его мнению, не должна превращаться в тиранию, так как безграничная власть противна божественному и природному законам.

Феофан Прокопович (1681-1736), сторонник абсолютной монархии, пытался соединить идею божественности власти с ее разумным использованием. Он считал, что государство возникает одновременно как результат божествен­ного влияния и как результат разумного объединения людей.

В XVIII в. благодаря работам Ф. С. Салтыкова (1661-1715), И. Т. Посошкова (1652-1726), А. Д. Кантемира (1708-1744), В. Н. Та­тищева (1686-1750) российское общество познакомилось с идеями, ранних просветителей о всесилии просвещения, законов, разумного правления. Они рассматривали государство в качестве гаранта об­щего блага, как силу, способную обеспечить общенародную пользу. Вместе с тем они не ставили под сомнение идею самодержавия в России. Так, Татищев считал, что в России в силу ее традиций, местоположения, огромной территории возможен только самодер­жавный строй. Однако монарх должен быть просвещенным, дол­жен править, опираясь на закон.

Идеи просвещенного абсолютизма ярко представлены в произ­ведениях Н. И. Новикова (1744-1818), И. А. Третьякова (1735-1776),Я. П. Козельского(1728-1794), А. П. Сумарокова (1717-1777). Для представителей этого направления характерно обращение к дого­ворной теории происхождения государства, они обсуждали пути повышения моральных устоев политики, ограничения сословных привилегий, искали пути законодательного закрепления прав граж­данина.

Особое место среди российских мыслителей XVIII в. занимает А. Н. Радищев (1749-1802). Он открыто выразил мнение о том, что самодержавная, ничем не ограниченная власть противоречит есте­ственным правам человека и заключенному между гражданами и властями договору. В книге «Путешествие из Петербурга в Мос­кву» он гневно обличал самодержавие и крепостной строй. Он го­ворил, что народ, отстаивая свои права, может поднимать восстание против власти. Идеалом общественно-политического устройства Радищев считал республику, где народ сам издает законы и осуще­ствляет управление. Не случайно Екатерина II назвала Радищева «бунтовщиком хуже Пугачева».

В XIX в. в России сложились три направления общественно-политической мысли: дворянско-либеральное, консервативно-охра­нительное и революционно-демократическое.

Среди наиболее известных представителей российского либера­лизма были. М. М. Сперанский (1772-1839), П. Я. Чаадаев (1794-1856), Н. В. Станкевич (1813-1840), Т. Н. Грановский (1813-1855),П. В. Анненков (1813-1887).

М. М. Сперанский, являвшийся статс-секретарем Александра I, подготовил по его поручению план государственных преобразова­ний в России. Он считал, что необходимо постепенно отменить кре­постное право и установить конституционную монархию. В основу системы государственной власти он предлагал положить принцип разделения властей.

В работах П. Я. Чаадаева, Н. В. Станкевича, Т. Н. Грановского, П. В. Анненкова излагались не только идеи правового государства, гражданских прав, но и суждения о том, что путь развития запад­ных стран более эффективный, прогрессивный, что России следова­ло бы перенять ряд основополагающих принципов западноевропей­ского государственно-общественного устройства. Этих мыслителей за их ориентацию на западную политическую традицию стали на­зывать западниками.

После отмены крепостного права началась новая волна в разви­тии российского либерализма. Б. Н. Чичерин (1828-1904) высту­пал против деспотизма, за правовое государство и конституцион­ную монархию. Одновременно он выступал критиком социалисти­ческих идей социального равенства, считал, что государство должно защищать права человека, но не должно брать на себя функцию заботы о неимущих. П. И. Новгородцев (1866-1924) развивал идею социального государства, которое должно гарантировать каждому человеку достойное существование. Свобода не может быть реаль­ной, если человеку не гарантирована нормальная материальная обес­печенность.

Консервативно-охранительное направление политической мыс­ли сложилось как своеобразная реакция российского дворянства на возможные изменения в связи с последовательной реализацией буржуазно-демократических преобразований в обществе. Его пред­ставители стремились обосновать принципиальные различия в раз­витии Запада и России, они идеализировали историческое прошлое страны и ратовали за сохранение вековых традиций, самобытности России. Данное идейно-политическое течение получило название славянофильства.

Славянофилы не были однородны. Выделялось ортодоксально-реакционное направление, представленное С. С. Уваровым (1786-1855), Н. М. Карамзиным (1766-1826), К. П. Победоносцевым (1827-1907), и реформаторское, представленное А. С. Хомяковым (1804-1860),И. В. Киреевским (1806-1856), К. С. Аксаковым (1817-,1860), И. С. Аксаковым (1823-1886).

Ортодоксы, говоря о глубокой религиозности российского народа, его преданности самодержавию, доказывали, что в России, где власть держится на вере, нельзя стро­ить государство на принципах западного либерализма, проводить демократические реформы политических институтов. «Правосла­вие, самодержавие, народность» — так сформулировал С. С. Уваров главный принцип российской государственности.

Представители реформаторского направления в славянофильстве не отрицали не­обходимости некоторого реформирования российской государствен­ности, выступали за отмену крепостного права. Однако считали, что перенесение на российскую почву западной культуры разрушит духовное единство России, соборность, внутреннее согласие народа.

Революционно-демократическое направление в российской по­литической мысли в XIX в. представлено В. Г. Белинским (1811-1848), А. И. Герценом (1812-1870), Н. Г. Чернышевским (1828-1889), М. А. Бакуниным (1814-1876), П. А. Кропоткиным (1842-1921). Революционеры-демократы считали, что переход России к демократии необходим и будет совершен так же, как и на Западе, путем революционных преобразований. Однако в понимании, кто будет главной движущей революционной силой, каков должен быть характер изменений, у революционеров-демократов были серьезные расхождения.

М. А. БакуниниП. А. Кропоткин негативно относились к лю­бому государству, ограничивающему свободу человека, и призыва­ли к его разрушению. Идеалом для них был союз самоуправляю­щихся общин, основой которого станет взаимопонимание свобод­ных людей, не имеющих над собой никакой верховной власти.

В конце XIX в. в России складываются социалистические тео­рии марксистского направления. Их отличало негативное отношение к идеям либерализма, к буржуазному, частнокапиталистиче­скому способу производства, вера в возможности нарождающегося пролетариата построить справедливое демократическое общество, где нет места эксплуатации и где существует подлинное народовла­стие. Г. В. Плеханов (1856-1918) считал, что социализм как ко­нечную цель рабочего движения российский пролетариат сможет построить только тогда, когда пройдет школу политического воспи­тания в зрелом капиталистическом обществе. Особенно значим вклад в развитие социалистических теорий В. И. Ленина (1870-1924). Он разрабатывал теорию социалистической революции, тео­рию государства, социалистической демократии, которые впослед­ствии легли в основу идеологической доктрины советского госу­дарства. Взгляды Ленина оказали огромное влияние на развитие политической мысли в СССР.

Особое место в российской политической мысли занимает М. Я. Острогорский (1854-1919). Его называют основателем рос­сийской политической социологии. Он отошел от нормативного под­хода к явлениям политической жизни, т. е. от рассуждений об иде­альном состоянии общества, и вплотную занялся изучением реаль­ных процессов. Его главная работа — «Демократия и политические партии». В ней он говорит о демократии не как о статическом состоянии, а как о постоянном столкновении интересов различных социальных групп, организаций и партий.

Основная литература:

1. Василенко И., Панарин А. Политология. – М., 2003

2. Гаджиев К.С. Политология.-М.,2004

3. Политология /Под ред. В.Д. Перевалова.-М.,2003

4. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политическую науку. – М., 2004

Дополнительная литература:

1. Коломийцев В.Ф. Социология Герберта Спенсера // Социологические исследования.-2004.-№ 1

2. Култыгин В.П. Теория рационального выбора – возникновение и современное состояние // Социологические исследования.-2004.-№ 1

3. Осипов Г.В. Три встречи с Питиримом Сорокиным // Социологические исследования.-2004.-№ 5

4. Политология/ Под ред. А. Радугина.- М, 2000

5. Соловьев А.И. Политология. -М., 2001

6. Яновский Р.Г. Суздальские письма Н.Д. Кондратьева // Социологические исследования.-2004.-№ 5

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.109.55 (0.006 с.)