Лекция 8. Гражданское общество и государство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 8. Гражданское общество и государство



Основные понятия: государство, государственность, государство «третьего мира», суверенитет, форма государственного устройства, форма правления, конфедерация, унитарное государство, федерация, республика, монархия, правовое государство, социальное государство, гражданское общество, независимость, автономия.

1. Особенности государства как политической организации.

2. Формы государственного устройства и правления.

3. Правовое и социальное государство.

4. Гражданское общество и современная Россия.

Государство является главным компонентом политической системы общества, орудием политической власти.

Государство – преходящий общественный институт, оно существовало не всегда. Возникновение государственности обусловлено причинами, среди которых вряд ли можно выделить в качестве главной определяющей. Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения социально-экономической жизни, как инструмент упорядочения совместного удовлетворения интересов общества, групп, классов, социальных слоев, отдельных личностей.

С момента своего возникновения государство неоднозначно трактовалось в истории политической мысли, поскольку на различных этапах общественного развития выходили те или иные его функции и свойства.

Имеется целый ряд концепций происхождения государства. Наиболее распространенными являются следующие: патриархальная, теократическая, общественного договора, теория завоевания и социально-экономическая.

Патриархальная теория (Р. Филмер и др.) рассматривает государство как результат последовательного объединения семей, родов, племен в общности государства. Государство трактуется также как большая семья, в которой отношения монарха и его подданных отождествляются отношениями главы и членов семьи.

Теократическая концепция (Аврелий Августин, Фома Аквинский) связывает происхождение государства по воле Бога. Согласно ей, монарх является наместником Бога на земле.

Договорная концепция (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж-Ж. Руссо и др.) связывает происхождение государства с договором между населением и правителем, которому тем самым передаются права управления.

Теория завоевания (Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг), объясняет процесс возникновения государства как результат порабощения слабых групп более организованными и более сильными человеческими общностями.

Социально-экономическая теория (или марксистская) объясняет возникновение государства развитием производства, имущественной и классовой дифференциацией общества и стремлением экономически господствующего класса закрепить свое положение политически.

Часто государство понимают в широком и узком смысле:

· в широком – как государственно оформленная всеобщность, союз граждан (тождественное понятиям «общество», «страна» – Франция, Германия, Россия и т.д.);

· в узком значении – как институт господства, как основной субъект осуществления власти в обществе.

В приведенных выше теориях отмечается один из важнейших аспектов сущности государства: это выступает главным фактором социально-экономического и духовного развития общества, двигатель интеграции различных групп населения вокруг общепризнанных целей.

Как социально-политический институт, государство характеризуется в современной политологии. Наличием трех основных признаков (теория «трех элементов»).

Первый – наличие территории в определенных границах. Второй – народ, проживающий на данной территории.

Третий – наличие публичной власти, и следовательно, особого аппарата управления.

Отличительными признаками государства в ряду других общественно-политических образований являются также:

· Суверенитет, т.е. верховенство государственной власти внутри страны и независимости во вне.

· Монопольное право на применение принуждения. Обладая исключительным правом на легальное ли узаконенное насилие, государство располагает для этого необходимыми органами (армия, полиция, служба безопасности, суд) и средствами (оружие, другие ресурсы).

· Монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего населения.

· Монопольное право на взимание налогов и сборов с населения.

Анализ перечисленных признаков позволяет сформулировать следующее обобщенное определение государства как центрального института политической системы.

Государство – особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма (аппарата управления).

Почему государство является основным институтом политической системы общества? Это объясняется рядом причин. Общество делегирует государству в лице его органов основные властные функции и полномочия. В руках государства сосредоточены основные ресурсы и рычаги воздействия на население (экономические, политические, военные и другие), оно обладает всей полнотой власти на определенной территории.

Определив сущность государства, следует проанализировать его функции в рамках политической системы. Функции государства – это круг его деятельности, обязанности, назначение в обществе.

Принято выделять внутренние и внешние функции государства.

К внешним функциям относятся внешнеэкономическая, оборона страны, функция внешних сношений.

К внутренним функциям относятся экономическая, политическая, организаторская, социальная, правовая, культурно-воспитательная. В совокупности их деятельность сводится к выработке программных целей и задач развития общества, реализации властных полномочий, регулирование хозяйственной деятельности и социальных отношений, обеспечение законности и правопорядка.

Свои функции государство осуществляет через систему государственных органов. В основе государственного механизма большинства современных государств лежит принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Впервые эта идея была высказана в Новое время английским философом Дж. Локком, затем поучила развитие в разработке французского просветителя Ш. Монтескье «О духе законов» (1748 г.)

Разделение властей – не просто разделение функций между звеньями госаппарата, а создание трех относительно независимых и самостоятельных сфер властвования, с целью предотвращения бесконтрольной концентрации в одном органе и установлении диктатуры.

Возникнув в различных конкретно-исторических условиях, государство существует в различных формах. Форма государства как совокупность его характеристик, определяющих устройство и способ организации, определяется формой правления, формой государственного устройства, типом политического режима.

Форма правления – это характеристика органов высшей власти, их формирования, организации и взаимоотношений с населением данной страны.

История дает две основные формы правления: монархию и республику.

Монархия – это такая форма правления, при которой вся власть в государстве принадлежит единоличному правителю (монарху) и передается по наследству. В настоящее время монархия существует в трех разновидностях: абсолютная, сословно-представительная (дуалистическая) и конституционная.

Абсолютная монархия – существует в настоящее время в немногих странах (Оман, Саудовская Аравия, Арабские Эмираты). Власть здесь передается по наследству в рамках одной правящей династии.

Сословно-представительная – (дуалистическая) монархия имеет следующие отличительные черты: вся власть, кроме законодательной, принадлежит монарху и передается по наследству. Такая форма правления существует в немногих странах (Иордания, Кувейт, Марокко).

Конституционная (парламентская) монархия – довольно распространенная в настоящее время форма правления (Великобритания, Голландия, Дания, Норвегия, Япония, Швеция и др.). Основные ее черты: власть главы государства практически не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничено в сфере исполнительной власти. Правительство формируется парламентским большинством и подотчетно парламенту, а не монарху. Тем самым «монарх царствует, но не правит».

Республика – другая, более популярная сегодня, чем монархия, форма государственного правления. Высшая власть в государстве принадлежит выборным органам - парламенту или президенту. Таким образом, в республике источником власти является народ, который избирает высшие органы государства на определенный срок. Существуют следующие виды республик: парламентская, президентская, смешанная.

Главной, отличительной чертой парламентской республики (Италия, ФРГ, Индия, Турция, Израиль и др.) является образование правительства на парламентской основе и ответственность его перед парламентом. Руководитель правительства – первое лицо в исполнительной власти, а президент обычно ограничивается представительскими функциями.

В президентской республике (США, Аргентина, Бразилия, Венесуэла и др.) верховная власть принадлежит президенту, который самостоятельно формирует правительство, является главой государства и исполнительной власти. Имеется четкое разделение законодательной и исполнительной власти. Парламент не может вынести вотум недоверия правительству, но и президент не вправе распустить парламент.

Полупрезидентская республика (смешанная) существует в Автрии, Ирландии, Португалии, Польше, Финляндии, Франции и других странах.

Эта форма правления стремится сочетать сильную президентскую власть с эффектным контролем парламента за деятельностью правительства. Ее главная отличительная черта – двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом.

Что касается России, то по своему конституционному устройству она является смешанной, полупрезидентской республикой. Ей свойственны следующие характеристики: наличие всенародно избранного президента, представление президенту права назначать и смещать членов кабинета, право президента на роспуск парламента.

Формы государственного устройства. Под государственным устройством понимается внутритерриториальная организация государства. В настоящее время встречаются следующие формы государственного устройства:

· Унитарное государство – единое государственное образование, разделенное на административно-территориальные единицы, имеющие одинаковый юридический статус и не обладающие политической самостоятельностью. Унитарными государствами являются, например, Англия, Франция, Польша и др.

· Федерация – это такое государство, которое имеет в своем составе государственные образования (республики, штаты, кантоны, провинции, земли), обладающие определенной самостоятельностью, со своим административно-территориальным делением и законодательством США, Россия, Канада, Бразилия, Мексика и др.

· Конфедерация – союз юридических и политических самостоятельных государственных образований для осуществления конкретных совместных целей (Швейцария, Европейское содружество, Британское содружество Наций и др.). Конфедерация – неустойчивая форма государственности и обычно либо эволюционирует в федерацию, либо распадается.

И, наконец, третьей формой государства, как совокупности его характеристик, является тип политического режима.

Типы политических режимов - (демократические, тоталитарные, авторитарные) были рассмотрены в специальной лекции.

Западная политическая мысль в понимании природы государства исходила из того, что оно не может быть ни добрым, ни справедливым. Государство все время стремится к тирании. Для ограничения его власти и был введен принцип конституционализма: подчинение власти и граждан Конституции (Основному закону). Введение этого принципа создало правовое государство.

Выработка теории «правового государства велась с XVII в. (Д. Локк, И. Кант и др.).

Сущность правового государства заключается в первенстве права над властью, в ограничении действия власти стоящим над ней законом, безусловное подчинение власти, граждан и всех общественных субъектов действующему праву. Последнее выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида.

Отличительные признаки правового государства: верховенство закона во всех сферах жизни общества; гарантии прав личности, возможности ее свободного развития; взаимная ответственность государства и личности; принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Правовое государство в промышленно развитых странах дополняется социальной ориентацией. Эта идея разрабатывалась на Западе с сер. Х1Х в. (Л. Штайн, Ю. Офнер, Г. Геллер, Ф. Нойман и др.).

Социальное государство представляет собой форму организации государственной власти, для которой свойственна забота о благосостоянии граждан, создании для них достойных условий существования. Такое государство формирует новый тип социальных связей между людьми. Основанный на принципах социальной справедливости, социального мира гражданского согласия.

Советская правовая доктрина долгое время считала неприемлемой саму идею правового, социального государства как буржуазию, а значит антинаучную. Только в конце 80-х годов была признана необходимость формирования правового государства в нашей стране.

Однако очевидно, что от конституционного закрепления идеи правового, социального государства до ее практической реализации лежит долгий и трудный путь. Современная Россия стоит только на начальном этапе этих преобразований.

Корни идеи ГО можно найти уже в античном мире (Древня Греция и Рим), в частности в творчестве Цицерона. Именно он сформулировал понятия «гражданин», «гражданственность» и сформулировал представление об обществе как совокупности граждан. (Само слово гражданин происходит от латинского «цивис», что означает Свободный, Городской, Культурный человек, наделенный правами и выполняющий государственные обязанности. Отсюда – цивилизация). После Античного мира человек повернулся к идее ГО только в средние века и ближе к новому времени. Здесь нельзя не назвать труды Томаса Гоббса «О гражданине» (1642) и «Левиафан» (1651).

Идеи ГО нашли свое отражение так же в трудах Локка, Монтескье, Руссо, Канта, Гегеля, Мирабо и других мыслителей этой эпохи.Именно они сформулировали основные идеалы ГО, которые в общем виде можно представить так: - цивилизованный человек; - цивилизованное общество; - цивилизованное государство; - цивилизованные отношения между ними.

Эти идеи привели к ряду социальных революций, которые произошли в странах Западной Европы (Голландия, Германия, Франция). В итоге революций на рубеже 19 – 20 веков задача формирования ГО для ряда государств из теоретической плоскости переместилась в плоскость практическую. Во второй половине ХХ века были достигнуты впечатляющие результаты в деле практического создания ГО. Считаются, что в этом деле лидируют следующие страны: США, Канада, Япония, Германия, страны Скандинавии и другие государства. Но в принципе, становление гражданского общества - это длительный, бесконечный процесс совершенствования человека и человеческих отношений. Он не прекратится никогда, пока существует человечество.

Взаимосвязь гражданского общества и государства. Государство и общество находятся в сложной взаимозависимости друг от друга, по поводу которой не прекращаются споры. Существует несколько точек зрения на этот счет.

Первая - государство и гражданское общество - это самостоятельные феномены, не зависящие друг от друга.

Вторая - гражданское общество - это часть государства и подчинено ему.

Третья - государство представляет собой продолжение гражданского общества, это его органическая и подчиненная часть.

Четвертая - взаимосвязь между государством и обществом диалектическая.

Каждая из точек зрения содержит в себе определенную долю правды, но ближе к истине все же четвертая.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 981; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.23.123 (0.128 с.)