Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 4. Гармонизация предметного мира.
ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННЫХ ЗНАНИЙ Имени А.М.ШИРОКОВА» Факультет искусств КАФЕДРА ДИЗАЙНА
ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА Конспект лекций для студентов специальности 1-19 01 01 «Дизайн» Специализация 1-19 01 01-04 «Дизайн (коммуникативный)» Направление специальности 1-19 01 01-04 04«Дизайн (виртуальной среды)» Минск
Конспект лекций по дисциплине «История дизайна» для специализации «Дизайн (виртуальной среды)»
Лекция 1. Роль и место дизайна в производственной деятельности. Дизайн как деятельность сферы индустриального производства. Мастерство переходило из поколения в поколение. Вместе со способом изготовления наследовались и формы предметов: в старину они были канонизированы. Расширение масштабов и повышение интенсивности производственной деятельности привели к созданию в естественной среде – биосфере – среды искусственного происхождения – техносферы. Преобразовательно-производственная деятельность обладает иерархической структурой. Структурными элементами деятельности предприятия являются: - человек; - материал; - орудия труда; - технологические процессы; - среда; - продукция. Терминология дизайна. Дизайн – художественно-конструкторская деятельность в промышленности, охватывающая творчество дизайнера, методы и результаты его труда, условия их реализации в производстве. Техническая эстетика – научная дисциплина, изучающая социально-культурные, технические и эстетические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства для жизни и деятельности человека. Дизайн формирует не только предметную среду, но и отношение человека к ней. Дизайнерские методы и средства позволяют совершенствовать все стороны производства: экономическую, физическую, экологическую, технологическую, этологическую, психологическую, педагогическую, социологическую, эстетическую, культурологическую. Антропометрические свойства изделий. Научное обоснование человеческих параметров изделия обеспечивают данные ряда антропометрическо-технических дисциплин, в основном эргономики.
Лекция 2. Истоки дизайна. Предметы и ансамбли материальной среды, создаваемой человеком, - одна из древнейших сфер художественного творчества. Труд и искусство первобытного человека представляли собой единый жизненный процесс. В эпоху палеолита художественная потребность проявляется в ранних формах изобразительного искусства (рис.1). Появление орнамента и система изобразительной символики (рис.2). Прикладное искусство – изделия из дерева и глины богато декорируются (рис.3). Различия между красотой и пользой появляются при свободном труде ремесленника по мере развития торговых отношений (рис.4,5,6). С возникновением мануфактуры свободный ремесленник превращается в наёмного рабочего. Из созидательного утилитарное производство превращается в подражательное тиражирование. Прикладное искусство всё больше проявляет подражательный характер и отходит от свободного искусства, которое в свою очередь всё больше отрывается от материального производства. Увеличение численности буржуазии привело к тому, что изделия стали состоять как бы из двух частей: утилитарной и художественной. Кризис перепроизводства выявляет несоответствие между качеством и спросом. Безвкусные товары не могут быть проданы. Дизайн как проектировочная дисциплина связан с развитием индустриального производства. Цель дизайна – преобразование предметной среды человека, приведение её в соответствие с новыми потребностями и общественными отношениями.
Лекция 3. Техническое творчество и искусство. Зарождение художественных начал в техническом творчестве. Каждый из предметов был органически связан со своим временем, его культурой, техникой и искусством. Развитие в тесном единстве со всеми другими видами искусства – закономерность прикладного искусства. Орудия производственной деятельности (рис.7,8). Орудия домашнего труда (рис.9,10,11,12,13,14,15,16). Производственные станки (рис.17,18,19). Формы первых станков наделены очевидной эмоционально-эстетической содержательностью. Эволюция часов. Механическая сущность конструкции облекалась в декоративно-выразительную форму (рис.20,21,22,23). Исторические формы приборов прежде всего определялись их функцией (рис.24,25,26,27,28,29). История форм промышленного оборудования. Формообразование в технике. Стилевая направленность архитектуры (рис.30). Понятия «форма» и «конструкция» для первых станков – синонимы (рис.31). Литые станины, ступенчатые передачи, суппорты серийных станков качественно изменили их форму и лишили связи с архитектурой (рис.32,33). Направление в станкостроении, предопределённое функциональной задачей (рис.34). Только организованность форм, гармоническая соотнесённость статической формы внутренним динамическим процессам способна придать машине эстетическую выразительность (рис.35,36,37,38,39,40). Исторические аспекты развития транспорта, индивидуальный (рис.41,42), производственный (рис.43,44,45,46,47,48,49,50), городской транспорт (рис.51). Архитектоника развития инженерных конструкций (рис.52,53,54). Связь художественного и технического творчества.
Лекция 4. Гармонизация предметного мира. Преемственность предметных форм. В каждый исторический период стиль в архитектуре складывался на основе постоянства для данного периода материально-технических и идеологических предпосылок. Появление последующего стиля происходит постепенно, на базе предыдущего. Изучение истории мебели в связи с архитектурой носит не только познавательный, но и профессиональный характер. Архитектура и мебель Древнего мира. Попытки противопоставить природе творения своих рук человек предпринял в эпоху разложения первобытнообщинного строя. Египет. Религиозная система с культом богов и мёртвых объединила в этой стране все проявления культуры в единый монолит. Для мебели всех периодов трёх египетских царств характерен общий стиль (рис.55). Внешней форме мебели Египта свойственна мягкость очертаний, почти неощутимый переход скульптуры в конструкцию и конструкции в скульптуру. Греция. Греция дала миру ордерную систему. Мебель была простой и изящной, формы были архитектурны и меньше декорированы по сравнению с египетскими (рис.56). Все предметы были внутренне соотнесены с человеком. Для греков всё зримое было важно и существенно, так как предметный мир воспринимался целостным и органичным. Рим. Особое место в культурной жизни Рима занимали греки. В архитектуре применялась арочная конструкция и ордерная система. Мебель прошла путь развития от простых форм до роскоши времён Империи (рис.57). Архитектура и мебель Европы. В эпоху феодализма, войн и крестовых походов возникает романский стиль. Интенсивный рост городов, развитие торговли и ремёсел нашли своё художественное выражение в появлении готического стиля. Готической архитектуре противопоставила себя архитектура Возрождения. Именно в этот период зародился декоративизм. Богатая скульптурность форм является прообразом следующего стиля – барокко. Затем обильная декорировка, пышность и богатство приёмов барокко уступают место рациональности форм раннего классицизма (рис.58). Облегчённость форм и декора, утрата прямоугольного очертания и симметричности характерны для стиля рококо. В эпоху Наполеона декоративно-прикладное искусство перерождается в пышный воинствующий стиль империи – ампир (рис.59). Становление капиталистической формации привело к крушению идеологии, а также архитектуры и мебели. Происходит смешение стилей – эклектика. Переход к империализму создал стиль модерн, который отразил представления о новых конструктивных возможностях металла, железобетона и стекла (рис.60,61,62). Модерн обеспечил появление новой художественной профессии – дизайна. Требования технической эстетики к изделиям (рис.63). ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННЫХ ЗНАНИЙ Имени А.М.ШИРОКОВА» Факультет искусств КАФЕДРА ДИЗАЙНА
ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА Конспект лекций для студентов специальности 1-19 01 01 «Дизайн» Специализация 1-19 01 01-04 «Дизайн (коммуникативный)» Направление специальности 1-19 01 01-04 04«Дизайн (виртуальной среды)» Минск
Конспект лекций по дисциплине «История дизайна» для специализации «Дизайн (виртуальной среды)»
Лекция 1. Роль и место дизайна в производственной деятельности. Дизайн как деятельность сферы индустриального производства. Мастерство переходило из поколения в поколение. Вместе со способом изготовления наследовались и формы предметов: в старину они были канонизированы. Расширение масштабов и повышение интенсивности производственной деятельности привели к созданию в естественной среде – биосфере – среды искусственного происхождения – техносферы. Преобразовательно-производственная деятельность обладает иерархической структурой. Структурными элементами деятельности предприятия являются: - человек; - материал; - орудия труда; - технологические процессы; - среда; - продукция. Терминология дизайна. Дизайн – художественно-конструкторская деятельность в промышленности, охватывающая творчество дизайнера, методы и результаты его труда, условия их реализации в производстве. Техническая эстетика – научная дисциплина, изучающая социально-культурные, технические и эстетические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства для жизни и деятельности человека. Дизайн формирует не только предметную среду, но и отношение человека к ней. Дизайнерские методы и средства позволяют совершенствовать все стороны производства: экономическую, физическую, экологическую, технологическую, этологическую, психологическую, педагогическую, социологическую, эстетическую, культурологическую. Антропометрические свойства изделий. Научное обоснование человеческих параметров изделия обеспечивают данные ряда антропометрическо-технических дисциплин, в основном эргономики.
Лекция 2. Истоки дизайна. Предметы и ансамбли материальной среды, создаваемой человеком, - одна из древнейших сфер художественного творчества. Труд и искусство первобытного человека представляли собой единый жизненный процесс. В эпоху палеолита художественная потребность проявляется в ранних формах изобразительного искусства (рис.1). Появление орнамента и система изобразительной символики (рис.2). Прикладное искусство – изделия из дерева и глины богато декорируются (рис.3). Различия между красотой и пользой появляются при свободном труде ремесленника по мере развития торговых отношений (рис.4,5,6). С возникновением мануфактуры свободный ремесленник превращается в наёмного рабочего. Из созидательного утилитарное производство превращается в подражательное тиражирование. Прикладное искусство всё больше проявляет подражательный характер и отходит от свободного искусства, которое в свою очередь всё больше отрывается от материального производства. Увеличение численности буржуазии привело к тому, что изделия стали состоять как бы из двух частей: утилитарной и художественной. Кризис перепроизводства выявляет несоответствие между качеством и спросом. Безвкусные товары не могут быть проданы. Дизайн как проектировочная дисциплина связан с развитием индустриального производства. Цель дизайна – преобразование предметной среды человека, приведение её в соответствие с новыми потребностями и общественными отношениями.
Лекция 3. Техническое творчество и искусство. Зарождение художественных начал в техническом творчестве. Каждый из предметов был органически связан со своим временем, его культурой, техникой и искусством. Развитие в тесном единстве со всеми другими видами искусства – закономерность прикладного искусства. Орудия производственной деятельности (рис.7,8). Орудия домашнего труда (рис.9,10,11,12,13,14,15,16). Производственные станки (рис.17,18,19). Формы первых станков наделены очевидной эмоционально-эстетической содержательностью. Эволюция часов. Механическая сущность конструкции облекалась в декоративно-выразительную форму (рис.20,21,22,23). Исторические формы приборов прежде всего определялись их функцией (рис.24,25,26,27,28,29). История форм промышленного оборудования. Формообразование в технике. Стилевая направленность архитектуры (рис.30). Понятия «форма» и «конструкция» для первых станков – синонимы (рис.31). Литые станины, ступенчатые передачи, суппорты серийных станков качественно изменили их форму и лишили связи с архитектурой (рис.32,33). Направление в станкостроении, предопределённое функциональной задачей (рис.34). Только организованность форм, гармоническая соотнесённость статической формы внутренним динамическим процессам способна придать машине эстетическую выразительность (рис.35,36,37,38,39,40). Исторические аспекты развития транспорта, индивидуальный (рис.41,42), производственный (рис.43,44,45,46,47,48,49,50), городской транспорт (рис.51). Архитектоника развития инженерных конструкций (рис.52,53,54). Связь художественного и технического творчества.
Лекция 4. Гармонизация предметного мира. Преемственность предметных форм. В каждый исторический период стиль в архитектуре складывался на основе постоянства для данного периода материально-технических и идеологических предпосылок. Появление последующего стиля происходит постепенно, на базе предыдущего. Изучение истории мебели в связи с архитектурой носит не только познавательный, но и профессиональный характер. Архитектура и мебель Древнего мира. Попытки противопоставить природе творения своих рук человек предпринял в эпоху разложения первобытнообщинного строя. Египет. Религиозная система с культом богов и мёртвых объединила в этой стране все проявления культуры в единый монолит. Для мебели всех периодов трёх египетских царств характерен общий стиль (рис.55). Внешней форме мебели Египта свойственна мягкость очертаний, почти неощутимый переход скульптуры в конструкцию и конструкции в скульптуру. Греция. Греция дала миру ордерную систему. Мебель была простой и изящной, формы были архитектурны и меньше декорированы по сравнению с египетскими (рис.56). Все предметы были внутренне соотнесены с человеком. Для греков всё зримое было важно и существенно, так как предметный мир воспринимался целостным и органичным. Рим. Особое место в культурной жизни Рима занимали греки. В архитектуре применялась арочная конструкция и ордерная система. Мебель прошла путь развития от простых форм до роскоши времён Империи (рис.57). Архитектура и мебель Европы. В эпоху феодализма, войн и крестовых походов возникает романский стиль. Интенсивный рост городов, развитие торговли и ремёсел нашли своё художественное выражение в появлении готического стиля. Готической архитектуре противопоставила себя архитектура Возрождения. Именно в этот период зародился декоративизм. Богатая скульптурность форм является прообразом следующего стиля – барокко. Затем обильная декорировка, пышность и богатство приёмов барокко уступают место рациональности форм раннего классицизма (рис.58). Облегчённость форм и декора, утрата прямоугольного очертания и симметричности характерны для стиля рококо. В эпоху Наполеона декоративно-прикладное искусство перерождается в пышный воинствующий стиль империи – ампир (рис.59). Становление капиталистической формации привело к крушению идеологии, а также архитектуры и мебели. Происходит смешение стилей – эклектика. Переход к империализму создал стиль модерн, который отразил представления о новых конструктивных возможностях металла, железобетона и стекла (рис.60,61,62). Модерн обеспечил появление новой художественной профессии – дизайна. Требования технической эстетики к изделиям (рис.63).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.203.56 (0.006 с.) |