Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение понятия лидерство и его классификация.

Поиск

 

На данный момент существует несколько определений понятия лидерство.

Например, Б.Д. Парыгин трактует лидерство как один из процессов организации и управления малой социальной группой, который способствует достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом.[17]

С.А. Багрецов определяет лидерство как степень ведущего влияния личности члена группы на группу в целом в направлении оптимизации решения общегрупповой задачи. Лидер – это член группы, за которым все остальные члены признают право принимать наиболее ответственное решение, затрагивающее интерес всей группы и определяющее направленность ее деятельности. [19]

В свою очередь, Т.В. Бендас определяет лидерство как феномен групповой жизни людей, который проявляется в наделении одного или нескольких индивидов правом оказывать определяющее влияние на решение важных групповых задач и на поведение членов группы, а так же признании группой (в той или иной степени) такого права за данным индивидом, что приводит к обладанию им нескольких видов власти и занятию центральной позиции в статусной иерархии группы. [5]

Несмотря на то, что каждый из авторов выделяет какую-то сво специфичную черту лидерства, они делают акцент на том, что лидер оказывает влияние на других, ведет за собой, определяет направленность деятельности.

Таким образом, можно сказать, что лидер – это личность, выделяемая группой на основании выполняемых ею функций, способная воздействовать на нее для интеграции деятельности, которая направлена на удовлетворение потребностей и интересов данного сообщества.

Сейчас существует множество классификаций лидеров и лидерства выделяемых на различных основаниях.

Например, Вебер разделяет лидеров по способу легитимации власти. Он выделяет

-традиционных лидеров, чей авторитет основан на традиции (монархи, вожди);

-рационально-легальных – т.н. выбранные лидеры;

-харизматические – «лидеров, по мнению масс, наделенных особой благодатью, выдающимися качествами, необычайной способностью к руководству».[2]

Различают так же формальное и неформальное лидерство. Первое связано с назначение лидера (например, староста класса, учебной группы) и установлением правил подчинения. Неформальное же лидерство возникает на основе личных взаимоотношений участников (например, лидер подгруппы класса, группы). Эти типы лидеров могут дополнять друг друга или быть в противодействии.

В книге «Основы социально-психологических теорий» предложена концепция Б.Д. Парыгина, предполагающая дифференциацию лидеров в соответствии с особенностями их деятельности по трем различным основаниям:

1. По содержанию деятельности:

1) Лидер –программист –«творец» ситуации, не только создающий, но и в большинстве случаев разрешающий ее.

2) Лидер-исполнитель – т.е. приспособленец, чутко улавливающий групповое настроение и приходящий на смену лидеру – программисту лишь после того, как ситуация создана.

2. По стилю руководства:

1) Авторитарный – ориентирующийся на себя;

2) Демократический – ориентирующийся на группу.

3. По характеру деятельности:

1) Ситуационный лидер – т.е. умеющий создавать и разрешать только определенные, сходные ситуации;

2) Универсальный лидер – справляющийся с обязанностями организатора в различных ситуациях, не похожих друг на друга.[17]

При анализе лидерства важным фактором является природа этого феномена. Общая концепция лидерства включает ряд факторов, которые сочетаясь различным образом, позволяют узнать природу лидерства в любой данный момент времени.

1. Личность и происхождение лидера, а так же тот процесс, благодаря которому он стал лидером.

2. Характерные черты групп и индивидов, которыми руководит данный лидер.

3. Характер взаимоотношений между лидером и теми, кем он руководит.

4. Контекст или условия, к которых осуществляется лидерская роль.

5. Результат взаимодействия между лидером и теми, кем он руководит.

Какого рода лидерство мы получим при этом зависит от характера и сочетания этих пяти факторов. Данное определение природы лидерства предложил американский политолог М.Г. Херманн в своей работе «Составные части лидерства»[7].

М.Г. Херман также отмечает, что лидеры и ведомые действуют в определенном контексте, свидетельствующем и давлении, оказываемом на лидера, а так же о тех требования, которые ему предъявляются. Среди таких требований можно назвать:

-наличие и характер формализованных правил для принятия решения;

-степень подотчетности руководителя подчиненным;

-сила и тип оппозиции;

-характер любых разделяемых убеждений;

-доступные для лидера ресурсы.

Каждый из этих факторов помогает определить ситуацию, в которой может осуществляться лидерство и его контекст. Контекст лидерства – это те параметры, в которых осуществляется руководство. Контекст определяет, кому из своего окружения лидер будет уделять особое внимание, каковы границы взаимодействия лидера с теми, кем он пытается руководить. Более того, от контекста зависит, в каких пределах лидер может использовать поощрение и наказание, осуществляя руководство, кто будет оценивать это руководство и насколько эффективным сочтет его. Неотъемлемой частью лидерства является сам лидер, который наделен властью принимать решения в отношении других людей или группы, и который несет ответственность за принятые решения.

В социально-психологической литературе так же встречается разделение лидеров по стилю руководства. Здесь допускается существование трех основных стилей: авторитарный, демократический, нейтральный (анархический). Для лидера авторитарного стиля характерно жесткое, единоличное принятие решения, касающегося группы, слабый интерес к подчиненному как к личности. Лидер демократического стиля стремиться к выработке конкретных решений, демонстрируя при этом интерес к неформальному аспекту отношений. Для нейтрального типа характерна полная отстранённость от дел коллектива.

Изучение трудов о лидерстве позволяет предположить, что на лидерство могут оказывать влияние следующие 7 свойств:

1)основные убеждения лидера;

2) стиль лидера;

3) мотивы, которыми руководствуется лидер, стремясь добиться определенного положения;

4) реакция лидера на давление и стресс;

5) то, каким образом лидер впервые оказался в роли руководителя;

6) предшествующий опт лидера;

7) среда, в которой лидер начинает свою деятельность.

Убеждения лидера – это один из наиболее прямых способов понимания взаимосвязи между тем, что представляет собой лидер и тем, в чем хочет убедить своих соратников. Убеждения определяют то, как лидер интерпретирует среду своей деятельности и помогают составить карту той сферы, в которой они действуют. Убеждения включают в себя цели и стратегии. Необходимо также знать, насколько твердо лидер придерживается своих убеждений. Чем прочнее убеждения лидера в отношении внешних явлений, тем, более вероятно, что эти убеждения повлияют на его руководящую деятельность.

 

 

Теории лидерства

 

Теория черт

 

Теория черт или теория лидерских качеств является наиболее ранним подходом в изучении и объяснении лидерства. Первые исследователи пытались выявить те качества, которые отличают «великих людей» от масс. Исследователи верили, что лидеры имели какой-то уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличавших их от нелидеров. Исходя из этого подхода, ученые пытались определить лидерские качества, научиться измерять их и использовать для выявления лидеров. Этот подход базировался на вере в то, что лидерами рождаются, а не становятся.

В этом направлении были проведены сотни исследований, породивший предельно длинный список выявленных лидерских качеств. Р. Стогдилл в 1948 г. и Р. Манн в 1959 г. попытались обобщить и сгруппировать все ранее выявленные лидерские качества. Так, Стогдилл пришел к выводу, что в основном пять качеств характеризуют лидера: ум или интеллектуальные способности; господство или преобладание над другими; уверенность в себе; активность и энергичность; знание дела.[2]

Однако эти пять качеств не объясняли появление лидера. Многие люди с этими качествами так и оставались последователями. Манна постигло аналогичное разочарование. Среди семи личностных качеств лидера, которые он выявил, ум являлся лучшим предсказателем того, что его обладатель будет лидером. Однако практика этого не подтвердила. Несмотря на это, изучение лидерских качеств было продолжено вплоть до середины 80-х гг. наиболее интересный результат был получен известным американским консультантом У. Беннисом, исследовавшим 90 успешных лидеров и определившим следующие четыре группы лидерских качеств: управление вниманием, или способность так представить сущность результата, цели или действий, чтобы это было привлекательным для последователей; управление значением, способность так передать значение идеи, чтобы она была понятна и принята последователями; управление доверием, или способность построить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных; управление собой, или способность настолько хорошо знать и вовремя признавать свои слабые и сильные стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей.

Последующее изучение привело к выделению четырех групп лидерских качеств: физиологические, психологические или эмоциональные, умственные или интеллектуальные, и личностные деловые.

К физиологическим относят такие качества человека, как рост, вес, сложение или фигура, внешний вид или представительность, энергичность движений и состояние здоровья. Конечно, в какой-то степени может существовать связь между наличием этих качеств и лидерством. Однако быть физически выше и крупнее, чем средний человек в группе, еще не дает никакого права быть в ней лидером. Примеры многих людей подтверждают факт того, что индивиды с отклонениями в меньшую сторону могут вырасти до размеров очень влиятельных фигур

Психологические качества, такие как смелость, независимость, инициативность, честность, работоспособность и т. д. проявляются на практике главным образом через характер человека. Изучение их взаимосвязи с лидерством привело к появлению очень длинного списка этих качеств. Большинство из них так и не получило подтверждения практикой своей связи с лидерством.

Изучение умственных качеств и их связи с лидерством проводилось многими учеными, и в общем их результаты совпадают в том, что уровень этих качеств у лидеров выше, чем у нелидеров. К этому, видимо привело то, что успех лидера во многом зависит от его способностей и умения решать проблемы и принимать правильные решения. Однако последующие исследования показали, что корреляция между этими качествами и лидерством достаточно мала. Так, если средний интеллектуальный уровень последователей невысок, то быть для лидера слишком умным значит сталкиваться с множеством проблем.

Личностные деловые качества носят в большей степени характер приобретенных и развитых у лидера навыков и умений в выполнении своих функций. Их значимость для успеха возрастает по уровням организационной иерархии. Однако точное их измерение затруднено. Еще не удалось доказать, что эти качества являются определяющими для эффективного лидерства. Так, например, деловые качества, сделавшие кого-то лидером в коммерческом банке, вряд ли пригодятся для лидерства в исследовательской лаборатории или в театре.

Теория черт обладает рядом недостатков. Во-первых, перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконечным. По этой причине стало невозможно создать «единственно верный» образ лидера.

Во-вторых, по различным причинам, таким, например, как неудача в поиске путей измерения многих лидерских качеств, а также в силу непризнания возможных различий в зависимости от организации или ситуации, не удалось установить тесную связь между рассмотренными качествами и лидерством и помочь практическому выявлению последнего.

Суммируя сказанное, можно сделать заключение, что подход, изучающий лидерские качества, несомненно, интересен, но, к сожалению, до сих пор не очень помог практике.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 982; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.32.53 (0.009 с.)