Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Болтовня о лидерстве: учебник по лидерству для каждогоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Хотя количество книг, посвященных лидерству, очень велико, не все они полезны. Научных работ, книг и статей, претендующих на раскрытие лидерства, становится все больше, но то, что они говорят, противоречиво и часто сбивает с толку. Взрыв научной литературы по лидерству в последние годы полностью отражается в увеличившемся количестве статей, указанных в последнем издании книги Басса и Стогдилла «Handbook of Leadership». Если в предыдущем издании авторы упоминали лишь 3 тыс. работ, в новом издании они цитируют почти 9 тыс. Чтение этой огромной книги часто ставит вас в тупик. В литературе существуют сотни (если не тысячи) определений лидерства, а в английском языке достаточно слов, чтобы описать черты лидерства и усыпить аудиторию. Наивный читатель сразу понимает, что найти путь среди исследований лидерства так же сложно, как странствовать по неприступной дикой местности, где почти нет маяков и ориентиров. ___________________ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭФФЕКТИВНОГО РУКОВОДСТВА___________________ 213 О лидерстве пишут не только специалисты по менеджменту и руководители. Свой вклад вносят и журналисты. И, как будто этого недостаточно, неугомонный поток так называемых экспертов в различных областях добавляет свои советы о том, как можно стать эффективным руководителем. Иногда, когда я слушаю истории парикмахеров и таксистов, я думаю, что именно они знают о лидерстве больше всех. К сожалению, их вклад не всегда оценивают (и редко они делятся своим мнением с широкой аудиторией). Кажется, никогда не будет конца публикациям по вопросу лидерства. Хотя мы не можем прочитать все, что написано, интересно взглянуть на названия некоторых наиболее популярных книг. Они отражают основные вопросы, которые заботят руководителей. Как показало изучение названий, многие специалисты по проблеме лидерства черпают свое вдохновение из прошлого: «Секреты лидерства от Аттилы Гунна» или, например, «Размышления Линкольна по поводу лидерства: стратегии руководства в сложные времена». Однако главной исторической фигурой в литературе по лидерству оказался Иисус — факт, указывающий на гуманистические идеи: «Иисус — гендиректор: использование древней мудрости для провидческого лидерства», «Принципы лидерства Иисуса», «Уроки лидерства от Иисуса: вечные модели для современного лидера» и «25 типичных проблем бизнеса (и как Иисус их разрешил)». Философы тоже внесли свою лепту. Понятно, что недостаточно прочитать «Республику» Платона и «Этику» Аристотеля. А если почерпнуть новые знания, прочитав книгу «Если бы Аристотель управлял General Motors»? Более циничные читатели могут обратиться к Макиавелли. Кроме его собственных произведений, таких, как «Государь» и «Рассуждения», доступны и работы других писателей, вдохновленных его идеями: «Менеджмент и Макиавелли», или, например, «Макиавелли о менеджменте». Начинающие могут почитать «Дитя Макиавелли: учебник по власти для начинающих». Для более продвинутых студентов предлагается «После Макиавелли: Как справиться с конфликтом». Тем, кому хочется чего-то нового или непохожего на остальное, советую «Новый Макиавелли: Политическое искусство в бизнесе» и «Менеджер мафии. Руководство для корпоративного Макиавелли». Кажется, Макиавелли дает еще и ответы на вопросы пола в лидерстве: «Государыня: Макиавелли для женщин». Но не давайте себя одурачить: чтение Макиавелли не так радостно. Название «Макиавелли в аду» говорит и о темной стороне. 214 МИСТИКА ЛИДЕРСТВА
И конечно, ни один серьезный студент, изучающий лидерство, не должен забывать о мире животных. Среди самых запоминающихся такие названия: «Винни Пух о менеджменте» и «Полет Буфалло: стремление к совершенству, учимся позволять служащим руководить». Очевидно, что в сфере научно-популярных исследований лидерства встречаются Восток и Запад. В наш век глобальных корпораций западные студенты, желающие приобщиться к восточной мудрости, могут прочесть «Искусство воина: лидерство и стратегия от китайских классиков», «Путь лидера (на основе размышлений китайского генерала Сун-цзу)», «Книга лидерства и стратегии: уроки китайских победителей», «Искусство войны», «Дао личного лидерства», «Книга пяти колец» или «Конфуций в зале заседаний совета директоров». Читателям, заинтересованным в простых решениях, т. е. тем, кого радует, что рецепты показательного руководства становятся проще с каждым днем, советуют прочесть «Быстрый путь к лидерству», «21 неопровержимый закон лидерства», «Основы успешного лидерства» и (тем, кто очень спешит) «10-минутное руководство по эффективному лидерству». Большинству студентов, изучающих лидерство, этого будет достаточно. Однако могут найтись несколько твердолобых, которым захочется прочесть что-нибудь еще. Для них, особенно если их интересует что-то совсем необыкновенное, я предлагаю «Руководство по лидерству для полных идиотов» и, чтобы завершить этот «серьезный» обзор литературы, упомянем «Предел скандала: руководство по сексу, лжи и лидерству для родителей». Если мы посмотрим на все существующие книги по лидерству, то поймем, что они представляют собой парадокс. С одной стороны, многие книги проявляют растущий цинизм по отношению к жизни компании, они предлагают советы, как быстро что-то изменить, чтобы выжить в джунглях бизнеса. С другой стороны, мы видим реакцию на эту точку зрения когда авторы пытаются с экзистенциональной позиции найти смысл во все более запутывающемся мире. Модели руководства Одна из проблем, с которой мы сталкиваемся при изучении вопроса лидерства, состоит в том, что его можно рассматривать и как процесс, и как состояние. Как состояние, лидерство представляет собой набор ха- ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭФФЕКТИВНОГО РУКОВОДСТВА 215 рактеристик (моделей поведения и личных качеств), которые делают людей более эффективными в достижении целей. Как процесс, лидерство — это попытка руководителя, используя разные основы власти (используя свой собственный набор навыков), повлиять на членов группы, чтобы направить их усилия на достижение общей цели. Подход, основанный на взаимодействии В общих чертах можно говорить о двух полюсах исследований лидерства. На одном полюсе находятся «персоналисты» — исследователи, считающие, что эффективность лидерства определяют специфические качества личности. Они рассматривают лидерство как состояние и/или процесс. На другом полюсе расположились «ситуационалисты» — те, кто отрицают влияние индивидуальных различий и приписывают все изменения эффективности лидерства давлению обстоятельств. В то время как персоналисты считают лидера «героическим» штурманом, владеющим любой ситуацией, в какой бы он ни оказался, ситуационалисты превращают лидера в подставное лицо — игрушку, которой управляют силы обстоятельств. Они говорят о том, что почти ничего не зависит от того, кто несет ответственность; общественные силы определяют, что надо делать.
Понятно, что лидерство не принадлежит ни одному из полюсов. Как и многие вещи в этом мире, правда находится где-то посередине. Более того, лидерство никогда не существует изолированно. Лидеры не могут жить без последователей, и все действия руководителей происходят в определенном контексте. Таким образом, для того, чтобы понять поведение лидера, мы должны исследовать не только личные черты руководителя, но и черты его последователей и особенности конкретной ситуации. Определенные стили руководства просто не подходят некоторым типам последователей или ситуаций. Именно соотношение лидера, последователей и ситуации делает лидерство таким сложным. Чтобы успешно объединить все элементы, больше всего подойдет модель «взаимодействия». Как показано на рис. 9.1, личность, должность и опыт руководителя играют важную роль в уравнении лидерства, но не меньшее значение имеют личности его последователей (наряду с их ценностями, отношениями, мнениями и объединяющей группу силой) в сочетании с ситуацией (характер задачи, вид компании, корпоративная культура, производственные факторы и социально-экономическая и политическая ситуация).
Рис. 9.1. СФЕРА ЛИДЕРСТВА Ситуация и последователи как составляющие лидерства Если мы хотим проанализировать конкретный эпизод руководства, мы должны посмотреть на тип задачи, которую надо выполнить, на характер и состояние производства, господствующее социально-экономическое и политическое окружение, национальную культуру, в которой работает компания, и корпоративную культуру, окрашивающую весь микрокосм компании. Даже стиль руководства определенного лидера (очень личный показатель) зависит от более широкой ситуации. Это сложный результат взаимодействия личности, этапа жизни, национальной и корпоративной культуры. После того, как мы рассмотрели ситуацию в попытке понять некий эпизод лидерства, мы должны оценить последователей. Что можно сказать об их мировоззрении? Что они ждут от руководителя и от работы? Каковы их отношения с лидером? Например, ждут ли они руководства сверху или лучше всего работают в самоуправляющихся командах? (см. рис. 9.2.) ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭФФЕКТИВНОГО РУКОВОДСТВА 217
Малая власть Большая власть Подчиненные Рис. 9.2. ОТНОШЕНИЯ НАЧАЛЬНИК- ПОДЧИНЕННЫЙ Основная составляющая лидерства: компетентность руководителя Мы видели, что лидеры не работают в вакууме, на них влияют окружение и их подчиненные. Точно также лидеры не развиваются в вакууме. Если мы будет внимательны к нюансам, мы сможем понять человека и его прошлое по тому стилю руководства, который он или она практикует. Как мы уже видели, каждый лидер усваивает особенный стиль руководства и развивает определенные полномочия в соответствии со своим «внутренним театром» — сценарии, являющиеся отражением главных потребностей человека. Давайте немного упростим для ясности. Стиль руководства человека, проявляющийся в различных ролях, которые он берет на себя, пребывая на руководящей должности, является последствием тонкого взаимодействия сил его внутреннего театра (вращающихся вокруг основных потребностей) и навыков, которые он или она со временем приобретает (см. рис. 9.3). В главе 2 я рассказал о том, как справляться с различными силами внутреннего театра человека, и ввел понятие «главная тема конфликтных отношений», или ГТКО. Кроме того, я рассмотрел различные защитные механизмы и типы личностей и постарался показать, что каждый тип личности состоит из специфического сочетания черт характера. Эти черты характера проявляются через определенные модели поведения, которые мы можем назвать компетенцией. В конкретной ситуации определенный набор навыков повышает эффективность руковод- 218_________________________ МИСТИКА ЛИДЕРСТВА______________________________
Рис. 9.3. СОСТАВЛЯЮЩИЕ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА ства. Задача лидера (в том числе и потенциального) — развить набор навыков, покрывающий как можно большее количество случаев. О каких навыках идет речь? Или, если отступить назад, какие черты дают начало этим способностям? Что отличает хорошего руководителя от плохого — какие особенные, узнаваемые характеристики можно выделить? Толстые руководители или худые? Высокие или низкие? Оказывается, эти физические различия не являются определяющим фактором. Шарль де Голль был довольно высоким, а Наполеон был коротышкой. (Физическая внешность, однако, не настолько не важна. Высоких людей чаще выбирают, они получают большие зарплаты, и их чаще продвигают по службе, чем людей небольшого роста.) Если физические характеристики не определяющие, то существуют ли другие способы, позволяющие выделить черты характера, обеспечивающие потенциал лидера? За прошедшие столетия было разработано много довольно уникальных методов. Например, модель оценки лидерства, которую придумал в шутку Наполеон. Это была матрица способностей руководителей, состоявшая из двух показателей — интеллект и энергия, которые могут выступать в следующих сочетаниях.
___________________ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭФФЕКТИВНОГО РУКОВОДСТВА___________________ 219 * Люди с высоким интеллектом и большим количеством энергии становились генералами. * Люди с высоким интеллектом и небольшим количеством энергии * Люди с низким интеллектом и небольшим количеством энергии * Людей с низким интеллектом и большим количеством энергии убивали. Это самые опасные люди. (Наполеон мог бы быть учителем За Наполеоном последовали другие. В начале XX века проводилось множество научных исследований тех черт, которые были бы универсальными гарантами успешного руководства. Однако эти исследования не увенчались успехом. Полученные результаты были противоречивы, в основном из-за методологических проблем. Огорченные результатами, многие ученые, интересовавшиеся лидерством, совершенно забросили эту линию исследований и обратились к другим подходам. Однако в последнее время, после длительной паузы в исследованиях черт личности и благодаря лучшим измерительным технологиям, теория черт переживает второе рождение. Результаты новых исследований многообещающие. Вместо узкого подхода (например, двухмерных моделей: инициация и анализ, нацеленность на общество и задача, или автократия и демократия) новые исследования рассматривают поведенческие проявления желаемых черт в контексте. Другими словами, черты характера сами по себе менее важны, чем то, к чему они приводят. Новый подход изучает, как некоторые люди — настоящие лидеры - силой своего характера производят потрясающий эффект на своих последователей. Он рассматривает то, как эти лидеры влияют на мировоззрение служащих компании, определяя, разъясняя и создавая ценности, изменяя культуру компании и создавая приверженность миссии, целям и стратегии компании, получая, таким образом, отличные результаты работы. Этот новый подход позволяет более подробно описать тайну лидерства. Исследователи, работающие в этом направлении, уделяют внимание контекстуальным и культурологическим измерениям, которые яв- 220_________________________ МИСТИКА ЛИДЕРСТВА______________________________
ляются неотъемлемой частью динамики лидерства, отмечают влияние окружения на лидеров и их поведение, отказываются от узкого инструментализма в пользу перспективы, при которой лидер воспринимается как «посредник» преобразований. Исследования, продвинувшиеся дальше упрощенного подхода предыдущих научных работ, выделили несколько характеристик личности, которые регулярно появляются и отличают лидеров от не лидеров, т. е. черты характера, которые можно объединить в модели структуры личности под названием «Большая Пятерка». (Теория пяти факторов, популярная среди многих индустриальных психологов, например, таких, как Роберт Хоган, называет пять категорий черт, наиболее важных для поведения человека: обращенность вовне, готовность искать согласие, добросовестность, чувствительность и открытость новому опыту.) Таким образом, как ни странно, мы перешли от подхода, основанного на универсальных чертах, к модели способностей (Анкета 9.1). Наиболее эффективные руководители обладают набором навыков в следующих трех областях: * Личные навыки, такие, как мотивация, уверенность в себе, энергия и личная эффективность. * Социальные навыки, такие, как влияние, политическая осведомленность и сочувствие. * Познавательные навыки, такие, как концептуальное мышление и масштабное видение. На рис. 9.3 мы показали эти данные как одно измерение лидерства. Кроме того, мы можем рассматривать их и как часть многоступенчатого процесса, в центре которого находятся потребности, эмоции, защита, стимулы и характерные черты; далее следуют ценности, мнения, представление о самом себе, за которыми идут способности и знания. Результатом взаимодействия совокупности этих переменных являются поведение и поступки (Анкета 9.2) (см. рис. 9.4). ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭФФЕКТИВНОГО РУКОВОДСТВА 221
Рис. 9.4. КРУГ НАВЫКОВ В конце этой главы давайте посмотрим на некоторые навыки (тесно связанные с личными чертами), которые наиболее важны для эффективного руководства:
* Динамизм. Термин «динамизм» применяется к людям, которые бывают, напористыми, которым хочется делать все по-своему, и они знают, как. Подобные люди очень энергичны и властны. От остальных их отличает сильное стремление к достижениям. В груди настоящих лидеров горит огонь; именно они заставляют происходить события, и они готовы победить. Им нравится доводить все до конца. Они стремятся действовать. Даже если они не очень уверены, они производят достаточно хорошее впечатление, чтобы убедить окружающих. Благодаря своей напористости они заставляют людей делать то, что без их помощи те бы не сделали. * Коммуникабельность. Наиболее успешные лидеры обладают замечательными навыками общения. (Эти навыки, между прочим, 222_________________________ МИСТИКА ЛИДЕРСТВА______________________________
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭФФЕКТИВНОГО РУКОВОДСТВА 223 тесно связаны с экстраверсией из теории Большой Пятерки.) Ведь руководители работают с людьми, они проводят много времени, разговаривая с окружающими, и им это должно нравиться. * Восприимчивость. Успешный лидер обычно открыт новым идеям и методам. Это качество становится все более важным по мере того, как бизнес достигает глобальных масштабов. * Готовность соглашаться. Эффективный руководитель получается из тех людей, которые готовы искать согласие. Хорошие лидеры обычно идут навстречу, они гибкие и приятные. Они знают, как по-другому, позитивно подойти к трудной ситуации. Подобные черты делают их превосходными командными игроками. * Надежность. Эффективные руководители добросовестны (другой фактор из Большой Пятерки). Если их просят что-то сделать, они * Аналитический интеллект. Большинство эффективных руководителей обладают более чем средним аналитическим интеллектом. Это помогает им думать стратегически. Однако слишком высокий IQ нежелателен, так как из-за него происходит излишняя рационализация собственной точки зрения (что мешает адекватным поступкам). * Эмоциональный потенциал. Как говорилось в главе 2, успешные Все эти навыки и качества (и то, как они проявятся в поступках) помогут руководителям работать в современных условиях глобального рынка.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.201.52 (0.011 с.) |