Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Компании, выдерживающие испытание временем

Поиск

Ранее в этой главе мы говорили о факторах, которые вынудили компа­нию DEC (и других) резко скатиться вниз в списках самых успешных компаний, составленных журналом Fortune. Также мы видели, как синд­ром устрицы может помешать лидерам изменить модели организации,


__________________________ СИНДРОМ УСТРИЦЫ_______________________________ 79


   
АНКЕТА 3/3  
На каком этапе Ваша компания?  
  Оцените отношение людей в Вашей компании, поставив X там, где, как Вы считаете, они находятся, по следующим параметрам   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  
· Люди в нашей компании:   · Люди в нашей компании ориентированы:   · Люди в нашей компании руководят:   · Наша компания:   · Наша корпоративная культура заключается в:   · Руководство в нашей компании: стабильность   национально     технологи     довольно иерархична     зависимости     диктаторское постоянная смена   глобально     клиенты     работает как есть     независимости     авторитетное
  Чем выше оценка по каждому из параметров, тем больше Вы уверены, что люди в Вашей компании придерживаются новой модели организационного процесса (и, если Ваше восприятие верно, тем больше шансов у Вашей компании для выживания).    
         

 


как того требует современный мир. Теперь давайте подойдем к вопросу успеха с другой стороны и посмотрим, как некоторые компании смогли остаться на вершине хит-парада на протяжении всех лет его публика­ции. К 2001 г. четыре компании оказывались в десятке лучших десять раз или более — Merck (15 раз), Coca-Cola (13 раз), Procter&Gamble (10 раз) и ЗМ (10 раз). Чем отличаются эти компании? Что особенного было в их методах организации, что принесло им такой успех?


80_________________________ МИСТИКА ЛИДЕРСТВА____________________________


Компании, кажется, знают, как себя вос­создавать

Компании, которым удалось остаться на вершине ежегодных хитпарадов Fortune, редко принадлежат к новейшим высокотехнологичным отраслям. Их высокие рейтинги не являются временным результатом «горячих» условий на рынке. Даты основания компаний ясно дают это понять: ЗМ была основана в 1902 n.Merck — в 1899 г., Coca-Cola — в 1886 г., a Procter&Gamble — в 1837 г. И все же эти компании, кажется, знают, как себя воссоз-

давать: они в состоянии понимать и подстраиваться под перемены и име­ют опыт изменения моделей организации (Анкета 3.4).

Так как же выглядят успешные и устойчивые компании? Что отличает их? У меня нет ответов на все вопросы, но, исследуя компании с высокой производительностью, я заметил следующие общие характеристики:

1. Подобные компании обычно сосредоточены либо на одном бизнесе, либо имеют очень сфокусированный спектр продукции. В многоотраслевых конгломератах прибыль, которую приносит
центр, обычно бывает ограниченной, во многом потому, что не­
многие обладают разносторонними знаниями производства, что­
бы сделать компанию с широким спектром услуг успешной. Хорошие лидеры уделяют внимание одному делу.

2. Эти компании очень чувствительны к окружению, в котором они
работают; другими словами, они ориентированы на внешнюю среду. Они обращают внимание на малейшие изменения покупательского спроса и тщательно отслеживают воздействие подрывных
технологий (даже если эти технологии обладают небольшим рынком и кругом потребителей). Лидеры должны поддерживать тесный контакт с постоянными клиентами.

3. Несмотря на отчуждение, которое возникает, когда во многих организациях фактор «способности к трудоустройству» вытесняет старый психологический контракт, эти компании, как правило, бывают сплоченными, с сильной культурой, общим видением мира и
системой мышления. Сплоченность служит «клеем», который обеспечивает эффективность информационной системы. Их лидеры
видят себя «верховными жрецами» корпоративной культуры и действуют в соответствии с этой ролью.

4. Подобные компании полностью уверены в том, что лидерство не
является качеством немногих. Сторонники «рассредоточенного»
лидерства, они поощряют лидерство с маленькой буквы на всех


___________________________ СИНДРОМ УСТРИЦЫ_______________________________ 81

   
АНКЕТА 3.4  
Произошло ли в Вашей компании изменение модели организации?  
  Подумайте, на правильном ли пути Ваша компания на современном рынке и будет ли она там же на быстро растущем рынке будущего по каждому из пунктов списка. Поставьте крестик в колонке СЕЙЧАС или ЗАВТРА, или в обеих.   Сейчас Завтра Я считаю, что у нашей организации:   · «правильное» видение · «правильная» стратегия · «правильные» ценности · «правильные» основные направления деятельность · «правильные» навыки, способности, позиции и поведения · она должна осуществить свои стратегические намерении · «правильная» команда руководителей · «правильный» способ поощрения инноваций · «правильная» структура затрат · «правильный» взгляд на покупателей   Если у Вас много пустых мест в колонке ЗАВТРА, Вам пора пересмотреть основные пара­метры Вашей компании. Возможно, следует изменить модель построения организации. Сравните свои результаты с теми, которые получились у других членов Вашей компании. Обсудите общие моменты и различия.  
     

 

уровнях, а не только Лидерство на вершине организации. В ре­зультате у людей появляется ощущение контроля над всем, что они делают; они чувствуют, что могут что-то изменить. Они верят в то, что у них есть право голоса, что к их мнению прислушиваются. Их информируют о том, что происходит в компании. Так как руко­водство может оказаться в темноте, эти компании считают, что информация должна быть доступна. Так они сводят секретность до минимума. Лидеры должны напоминать себе, что они тренеры и наставники. Они занимаются развитием лидерства.

5. Для этих компаний характерны постоянные инновации, которые являются источником жизни любой организации. Они настолько


82_________________________ мистика лидерства____________________________

увлечены нововведениями, что их девиз: «Лучше просить проще­ния, чем просить разрешения». Лидеры не должны забывать, что без инноваций их компании умрут. Они должны играть главную роль в поощрении инноваций и предпринимательства.

6. Такие компании поощряют оптимистический настрой служащих.
Работникам нравится то, что они делают. А это удовольствие за­
разительно: довольные служащие доставляют удовольствие покупателям. Очень сложно «удовлетворить» клиентов, если служащий
не доволен. Лидеры должны играть главную роль в создании атмосферы, в которой их служащим было бы хорошо.

7. Такие компании понимают значимость удовлетворения клиентов.
Признавая, что без клиентов они не могли бы работать, они считают, что стоит прислушиваться только к клиентам. Следовательно,
все процессы, происходящие в компании, направлены на «удовлетворение» покупателей. Лидеры должны подавать пример «удовлетворения» постоянных клиентов.

8. В этих компаниях есть культура обучения. Они понимают, что совершение ошибок является частью процесса принятия решений, что люди должны учиться и расти на своих ошибках. Они ценят разностороннее мышление и действия, понимая, что нет единственного
верного способа выполнить работу. Чтобы отслеживать прогресс, они
используют единицы измерения деятельности, которые можно подсчитать, например, установление внешних и внутренних контрольных точек. И отмечают различия между желаемыми и реальными результатами. Лидерыглавные управляющие информации,
и они должны действовать в соответствии с этой ролью.

9. У таких компаний есть системная перспектива. Они осознают независимость разных частей организации и прилагают усилия к
созданию синергетического эффекта. Лидеры играют важную роль
в объединении разных частей компании. Они должны находить способы помочь подразделениям учиться друг у друга.

10. И, наконец, подобные компании чаще бывают консервативными в финансовых вопросах. Они не рискуют без достаточных оснований. Будучи главным распределителем ресурсов, лидер должен тщательно отслеживать основные финансовые показатели компании.

Но даже эти 10 характеристик успеха не могут гарантировать от не­удач. Билл Гейтс, глава Microsoft, однажды сказал: «Мы всегда живем в двух


___________________________ СИНДРОМ УСТРИЦЫ_____________________________ 83


годах от неудачи». Он прекрасно понимает, что успех сегодня может стать неудачей завтра — возможно, лучше, чем кто-либо из нас, так как ему при­шлось пройти через судебное разбирательство против Microsoft. Как мы видели ранее на примере резкого падения корпоративных рейтингов в списках Fortune, успех всегда предвещает несчастье. Это особенно верно в случае, когда успех порождает высокомерие или апатию. Как сказал один остряк: «На вершине всегда есть место, потому что те, кто туда добирает­ся, засыпают и скатываются вниз».

Так как же могут лидеры обнаружить угрожающие признаки закисания успеха? Научившись преодолевать «фактор вареной лягушки». «Что это такое?» спросите Вы. Ну, представьте, что Вы лягушка. (Это, может быть, непросто, но постарайтесь!) Теперь представьте, что кто-то поставил на плиту большую кастрюлю с водой и вскипятил ее. Когда появились пузыри, он бросает Вас туда. Что Вы будете делать? Конечно, будете пытаться выпрыгнуть. Вы не будете сидеть там и думать о смыс­ле жизни. Не время для этого.

Теперь, будучи еще лягушкой, представьте, что этот кто-то ставит на плиту кастрюлю с холодной водой, кидает Вас туда и включает плиту на медленный огонь. Так как вода нагревается медленно — очень-очень медленно — Вы даже не заметите, как сварились. Когда Вы это поймете, прыгать будет уже поздно.

То, как руководители работают в компании, определяет ее успех или неудачи

Этот последний сценарий похож на то, что происходит со многими людьми и компаниями. Если организация и люди в ней не гиперчувствительные к необходимости пе­ремен, их сварят. Из-за «фактора вареной лягуш­ки» многих сегодняшних крупных компаний не будет завтра; изменившиеся обстоятельства погу­бят их. Фактор вареной лягушки — это тот ковар­ный процесс, из-за которого руководители замеча­ют признаки угасания компании слишком поздно (Анкета 3.5).

Это приводит нас обратно к людям: то, как руководители работают в компании, определяет ее успех или неудачи. В следующей главе мы бли­же взглянем на лидерство.


84_________________________ МИСТИКА ЛИДЕРСТВА______________________________

 
АНКЕТА 3.5  
Погубит ли Вас «фактор вареной лягушки»?  
  Страдает ли Ваша компания от нижеперечисленных симптомов? Ответьте ДА или НЕТ на следующие утверждения, в зависимости оттого, насколько близки они к Вашей ситуации.   ДА НЕТ   · Компания страдает от контроля; правила и директивы главенствуют · В компании установилась культура недоверия · Компания страдает от узости взглядов, привычна «борьба с пожарами» · Компанию разрывают междоусобицы · У компании образ мысли «не раскачивай лодку» · Компания страдает от высокомерия, другими словами, считается, что мы все знаем · Компания неохотно перенимает удачный опыт других организаций · Компания не верит вразвитие людей   Если Вы утвердительно ответили на большую часть вопросов, это значит, что у Вашей компании и ее руководства большие неприятности. Если не изменить ситуацию, есть большая вероятность, что Вы не выживете.  

.



Фактор неудач в лидерстве

Лучше попасть к воронам, чем к льстецам; потому что первые пожирают только падаль, а последниеживых.

антисфен

Остерегайтесь своих желанийони сбудутся.

РАЛЬФ УАЛДО ЭМЕРСОН

Это был человек, сделавший себя сам; никто не был причиной его неудач.

ДЖОЗЕФ ХЕЛЛЕР

В

предыдущих главах мы посмотрели на господство перемен в дело­вом мире, изучили новую модель организаций, созданную этими изменениями, и увидели, насколько трудным может оказаться приспо­собление к ним. Создав основу для дискуссии, давайте вернемся к воп­росу о лидерстве и начнем все сначала. Что подразумевает лидерство? Из чего оно состоит? Что должны делать лидеры? Можно представить эту проблему в более простом, личном виде: Что Вы делаете, когда при­ходите на работу? Что важно для Вас? На что Вы тратите свое время, будучи начальником? Какие неуловимые качества лидеров проявляют­ся в Вашей каждодневной работе (Анкета 4.1)?


86_________________________ МИСТИКА ЛИДЕРСТВА______________________________

 
АНКЕТА 4.1  
Из чего состоит Ваш рабочий день?  
 
  1. Опишите Ваш обычный рабочий день (если таковой вообще существует!)
  2. На какие занятия Вы тратите больше всего времени?
  3. Если бы Вам пришлось сгруппировать эти занятия по категориям (например, производственные отношения, работа с клиентами, исследование рынка, подготовка руководителей), какие категории Вы выделили бы?
 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.42.189 (0.008 с.)