Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Защитные механизмы аффекта механизмыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Динамика изменений компании Все мы слышали поговорку «Нет побед без боли». Опыт свидетельствует, что в этих словах есть правда. Как мы видели в предыдущем разделе, «беспокойство» (т. е. психологическая боль в том или ином виде) является предпосылкой для изменений в человеке. То же самое касается и компании. «Боль» компании
Изменения в компании не могут произойти, если нет «боли» в системе. Кто захочет что-либо менять, если все идет хорошо? Но если объем продаж сокращается или надвигаются увольнения, никому не захочется сохранять имеющееся положение вещей. Еще лучше, если «боль» приходит и из вне, и изнутри, т. е. когда клиенты и остальные участники рынка усиливают беспокойство, порожденное данными бухгалтерских отчетов. Когда люди в компании чувствуют двойную потребность в переменах, вероятность того, что они начнут действовать, возрастает. Среди внешних факторов, которые могут вызвать «боль» в компании, можно упомянуть конкурентов, снижающуюся прибыль, сокраще- ________________________ ИЗМЕНЯЕМ СЕБЯ И КОМПАНИЮ 191 ние доли рынка, нехватку ресурсов, прекращение господдержки, технологические потребности и проблемы с поставщиками и покупателями. Примером внутреннего давления может служить неэффективное управление, моральные проблемы, высокая текучесть квалифицированных кадров, прогулы, трудовые конфликты (например, забастовки), усиление внутренних интриг и стычек. Все эти факторы оказывают негативное воздействие на мировосприятие людей в компании. Возникающие проблемы разрушают корпоративную культуру и влияют на процесс принятия решений. Хотя я не любитель боли, я считаю, что руководитель (занятый или нет процессом перемен) не должен позволять своим сотрудникам чувствовать себя слишком комфортно. Если существует хотя бы одна из перечисленных проблем, ее надо обсудить со служащими компании, а не хранить в тайне. Для эффективного управления необходим минимальный уровень секретности. Однако если люди чувствуют себя слишком уютно, они как бы засыпают и не могут вовремя заметить признаки опасности в своей компании. Однако тем, что мы можем назвать «разрушительной функцией» лидера (нарушением спокойствия), часто злоупотребляют. Есть комикс, изображающий нескольких рабов, заканчивающих строительство пирамиды. На переднем плане стоит один из надсмотрщиков и кричит: «Он передумал. Он хочет, чтобы его кремировали!» Должен соблюдаться едва уловимый баланс: слишком сильные перемены могут создать столько же проблем, сколько и застой компании. Макиавелли даже говорил, что с помощью постоянной реорганизации высшее руководство скрывает свои плохие решения. Процесс трансформации компании еще больше затрудняется, если речь заходит не о назревающих переменах, а о внезапных. Эффективные руководители должны действовать уравновешенно, что позволит им результативно справляться с обоими видами перемен. Лидеры должны поощрять каждодневные изменения, составляющие неотъемлемую часть жизни компании; но в то же время следить за переломными моментами, которые могут совершенно изменить ход бизнеса. Как только они замечают такие моменты, они должны действовать как можно быстрее. Многие исследования показывают, что руководители высшего звена редко переживают серьезные изменения в разрушающейся компании. Внезапность стоит человеческого капитала. Мало кто из руководителей может одинаково хорошо справляться с обоими видами изменений.
192_________________________ МИСТИКА ЛИДЕРСТВА______________________________ Как было сказано, мы можем провести ряд параллелей между индивидуальными изменениями и изменениями в компании. Как и в случае с конкретным человеком, перемены в компании происходят последовательно. Процесс начинается с ощущения дискомфорта от системы компании. Именно боль системы запускает процесс перемен. Но пойти дальше этого уровня очень сложно, потому что, как и в случае с человеком, компании приходится иметь дело с сильным сопротивлением. Сотрудники сначала могут не понять, что процесс изменений в их же интересах. Даже те, кто понимает, что не все идет удачно, могут найти сотни причин, чтобы избежать перемен. Страх, что предполагаемые выгоды изменений не окупят потраченных сил, ставит действию подсознательные преграды. Таким образом, с этим вопросом связаны многие внутренние проблемы (Анкета 8.2). «Траур» компании Несмотря на многочисленные заявления консалтинговых фирм, изменения в компании проходят долго. В этой главе уже упоминались слова Кейнса о том, что люди должны забыть прошлое. Как и в случае потери в личной сфере, люди, оставившие позади старые способы жизни и работы в компании, должны пройти через период «траура», оплакивая то, что было потеряно. Те, кто пережил эту трансформацию, особенно в случае серьезных изменений в компании, проходят через несколько этапов «траура». Они последовательно проходят через шок, недоверие (неверие), отбраковку и понимание/принятие. * Шок. Первой реакцией людей, когда они узнают, например, что их * Неверие. Затем наступает неверие. Отказываясь принимать изме * Отбраковка. На этом этапе возникают самоанализ и переоценка своего «я» и ситуации, которые приводят людей к пониманию про- ИЗМЕНЯЕМ СЕБЯ И КОМПАНИЮ 193
блемы и желанию преодолеть ее. В это время люди постепенно приходят к отбраковыванию старых методов и начинают экспериментировать с новыми. * Понимание/принятие. На этом этапе люди скорее смотрят в будущее, чем в прошлое. Так как предпринимаются шаги к улучшению ситуации, они начинают видеть и оценивать полученные преимущества. Желая сохранить и умножить эти преимущества, они про-
194 мистика лидерства должают придерживаться новой модели поведения, пока она не становится естественной. В результате происходит изменение их мировоззрения и принятие новой реальности (см. рис. 8.3).
Оцепенение Ориентация на Самоанализ Ориентация на Состояние прошлое Переоценка будущее замешательства Пассивное состояние ситуации Принятие новой Рутинная работа Зависимость Пассивное состояние реальности Нерешительное Изменение мира исследование компании Время Рис. 8.3. «ТРАУР» КОМПАНИИ Сопротивление в компании Как мы уже видели, люди оплакивают потерю уверенности в привычном, когда в их компании происходят серьезные изменения. Кроме того, это вызывает страх, а он, в свою очередь, порождает сопротивление. Для многих людей в компании изменения связаны с потерей уверенности, которую им приносила их работа. Их пугает неизвестность, и они держатся за старые модели поведения, даже если
понимают, насколько они вредны. Те, кто ждет, что им придется освоить новую работу или больше трудиться, могут бояться, что им не хватит навыков и выносливости для осуществления перемен. Некоторые могут бояться исчезновения хороших условий работы или ощущения свободы. Других же путает, что изменения повлекут за собой потерю ответственности и власти с последующим изменением их положения. Их страшит возможная потеря статуса, прав, привилегий, которую могут принести с собой перемены. Тре- ________________________ ИЗМЕНЯЕМ СЕБЯ И КОМПАНИЮ________________________ 195 тьи могут считать изменения осуждением их прошлой работы. Более того, перемены иногда угрожают существующим союзам, так как могут быть связаны с потерей важных контактов и друзей. Страх перед тем, что придется покинуть друзей и привычное окружение, может вызвать серьезное сопротивление. Для служащих, занимающихся бюджетом, встает вопрос неокупаемых капиталовложений: они нехотя соглашаются с изменениями, влекущими за собой потерю вложений. И, наконец, люди могут сопротивляться переменам из-за сильного страха потерять работу или быть переведенными на менее квалифицированную. Один из способов преодолеть сопротивление, которое вызывают все перечисленные страхи, состоит в том, чтобы объяснить всем, что сохранение существующего положения вещей создает больше проблем, чем прыжок в неизвестность. Если эти усилия не «сломят» сопротивление сотрудников переменам, все усилия будут напрасными. Люди должны понять всем своим существом последствия бездействия. Им надо объяснить, чего им будет стоить, если ничего не изменится. Другими словами, они должны почувствовать боль компании, о которой мы уже говорили. Начало процесса преобразований компании Сопротивление трудно преодолеть. Только согласованные действия со стороны инициаторов изменений могут запустить процесс трансформации компании. Давайте посмотрим, из чего они состоят. ОСВЕТИТЬ ПРОБЛЕМУ До тех пор пока проблемы компании будут понятны лишь немногим, руководители и подчиненные останутся заложниками моделей поведения, которые, хотя и были раньше эффективными, стали со временем разрушительными. Ничего не удастся сделать, пока люди не поймут: обстоятельства изменились, надо к ним адаптироваться; то, что когда-то было рецептом успеха, стало рецептом краха, а то, что было хорошей работой (и полностью соответствовало экономическому окружению), более недееспособно. Но сдвиги в мировоззрении ключевых игроков компании даются непросто. Обычно для этого нужен сильный толчок. Положительные изменения должны убедить скептиков в том, что существующее положение вещей не может больше продолжаться и что компания не отвечает требованиям окружения. 196_________________________ МИСТИКА ЛИДЕРСТВА______________________________ Как мы видели ранее в этой главе, осознание необходимости перемен быстрее всего достигается, если люди ощущают давление и изнутри, и извне. Отсутствие на рабочем месте является примером давления изнутри, а нехватка ресурсов — внешнего давления. Поскольку эти факторы с каждым днем усиливают разочарование и раздражение, их нельзя больше не замечать, и, в конце концов, переполняющее чувство недовольства положением вещей начинает овладевать всеми. Постепенно большинство приходит к пониманию того, что надо что-то предпринимать, иначе будущее компании будет в опасности. (Это эквивалент индивидуальной кристаллизации недовольства для компании.)
Так как осознание боли компании необходимо для любой попытки трансформировать ее, лидеры, которые хотят начать процесс перемен, должны определить проблемы, вставшие перед компанией, найти источник недомогания и четко представить себе негативные последствия неудачи. Широко применяется тактика, при которой создают своего рода «горящую платформу», т. е. обращается внимание на нежелательность существующего положения вещей. Сравнение с другими компаниями — хороший способ показать недостатки компании и их последствия. Четко описывая реальную ситуацию, руководители компании определяют существующее состояние недовольства. Однако они должны быть осторожны, чтобы удержать недовольство на терпимом уровне, иначе, испугавшись, люди могут перестать обращать внимание на проблемы и уйдут. Чтобы обезопасить компанию от излишнего стресса, лидеры должны предоставить реальную альтернативу существующей ситуации. Необходимо создать «коллективные амбиции» — образ будущего, который поддержат все. Но этот образ должен быть реалистичным, иначе общая поддержка не превратится в общие усилия.
СВЯЗАТЬ ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ В НОВОМ ВИДЕНИИ При объяснении любых перемен лидеры должны сосредоточиться на понятных, неоспоримых причинах изменений, чтобы служащие не подумали, что от традиции отказываются просто так. Чтобы еще больше обезопасить себя от этого страха, лидеры должны опираться на аспекты существующей культуры, подходящие для обновленной компании. Разрабатывая принципы преобразований, руководителям придется пере- ________________________ ИЗМЕНЯЕМ СЕБЯ И КОМПАНИЮ________________________ 197 смотреть основные черты культуры, к которым привыкли служащие компании, и в то же время использовать положительные аспекты перемен. Они должны создать чувство гордости за историю компании и показать, как эта гордость может укрепить организацию на ее пути к будущему. Обращаясь к прошлым достижениям компании и открывая новые методы работы, лидеры создают ощущение надежды — двойной подход, обеспечивающий поддержку новому начинанию. Служащие должны понимать, что весь процесс преобразований вдохновлен проницательностью руководства и движим незыблемыми корпоративными ценностями. Они должны видеть, что его цель не только в том, чтобы построить и поддержать конкурентоспособность, но и в том, чтобы ответить на индивидуальные нужды всех вовлеченных людей. Наконец, они должны знать, что процесс перемен органичен, что существуют четко определенные параметры. СОЗДАНИЕ ПОДДЕРЖКИ И СИСТЕМ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ПЕРЕМЕНАМ Лидеры должны найти главных игроков, поддерживающих их новое видение будущего, и создать соответствующую структуру компании, чтобы воплотить это видение. Так кто же эти главные игроки? Все! Конечно, ключевые руководители компании важны, так как они могут помочь распространить взгляды и взаимодействие по всей фирме. Но рядовые служащие не менее важны, перемены не могут произойти без их поддержки. Участие и вовлеченность в процесс служащих является ключом к успеху преобразований. Люди на всех уровнях компании, а не только на вершине, должны участвовать в нем, начиная с совместного определения проблемы. Им должны рассказать об их роли не только в процессе перемен, но и в работе будущей преобразованной компании. Им надо дать возможность развить навыки, необходимые для будущей компании. Более того, их участие на всем пути должно вознаграждаться: например, руководителям следует поощрять служащих, поддерживающих преобразования, показывая, таким образом, преимущества перемен. Поддержка всех сотрудников компании быстрее возрастет, если руководители будут создавать и праздновать «маленькие победы». Разделив долгий процесс преобразований на меньшие части, можно сделать его более приятным и убедить людей в его выполнимости. Руководители должны выбирать сражения довольно значимые, но и достаточно легкие. Более того, им следует подавать пример, беря на себя ответствен- 198 МИСТИКА ЛИДЕРСТВА ность в важных областях перемен. Их подчиненные могут сомневаться в их словах, но не поступках. Однако, стремясь к маленьким победам, руководители должны установить высокий уровень ожидаемых показателей. Расширяя потенциал, предоставляя служащим возможность расправить крылья, руководители подталкивают их принять вызов. Удачное расширение идет на пользу и компании, и людям, так как достижение целей одним порождает чувство удовлетворения у многих. Хотя поддержка и развитие служащих лежат в основе преобразований, руководители должны быть уверены, что и структура компании «перестроена» надлежащим образом. Например, если в новой компании основное место отводится инновациям служащих, система поощрения по результатам работы тоже должна быть пересмотрена. Точно так же, если право принятия решений распределено по компании, следует изменить структуру управления. Этапы в процессе преобразования компании Все сказанное ранее подскажет вам, через какие этапы преобразования проходит компания. * Создание общего мировоззрения. На этом этапе руководители * Изменение поведения. На втором этапе руководители снабжают полномочиями своих последователей (передавая власть и ответственность), создают взаимодействие между подразделениями, уделяют больше внимания покупателям, проводят внутреннее и внешнее сопоставление, адаптируют структуру компании. * Построение отношений, полномочий и методов. На третьем этапе руководители работают над тем, чтобы дать служащим то, что те хотят, чтобы сделать преобразование успешным, поддержать их развитие, как в эмоциональном плане, так и в профессиональном. На этом этапе очень важны «маленькие победы». * Улучшение результатов работы компании. Когда руководители _______________________ ИЗМЕНЯЕМ СЕБЯ И КОМПАНИЮ________________________ 199 тать, чтобы поддержать изменения, приведшие к увеличению прибыльности, сокращению расходов, увеличению доли на рынке, расширению географического охвата, повышению курса акций и участию в развитии региона, создающего общественный вклад. Рис. 8.4 показывает эти этапы преобразования компании графически (Анкета 8.3).
Рис. 8.4. ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В КОМПАНИИ Стратегии осуществления преобразований Преобразования бывают разные. Одним компаниям достаточно небольшого усовершенствования стратегии, другим же нужны серьезные перемены. Степень преобразований зависит от конкретной компании и того делового окружения, в котором она существует. Может помочь сравнение. Наименее агрессивные преобразования компании похожи на регулярную обрезку деревьев: при этом лишь обрезаются листья и подрезаются некоторые ветви. Следующая степень 200_________________________ МИСТИКА ЛИДЕРСТВА______________________________
преобразований более решительная: она затрагивает основные ветви, а может дойти и до ствола. Последняя степень вмешательства самая серьезная: при ней оценивается сила корней деревьев и улучшается поток питательных веществ, который они обеспечивают. Если первый подход почти косметический, то третий решает вопрос жизни и смерти. В бизнесе эти три подхода превращаются в реструктурирование (уменьшение), реорганизацию (улучшение) и обновление корпорации (изменение корпоративного мировоззрения). В процессе изменений эти подходы идут от улучшения работы к реорганизации компании, потом к массовым увольнениям, затем к пересмотру концепции бизнеса, изменению стратегии через определение основных направлений компании, далее к воскрешению ру
202________________________ МИСТИКА ЛИДЕРСТВА_______________________________ кулы», т. е. избавляются от людей, которые важны для здорового будущего компании. Более того, сокращения почти неизбежно создают моральные проблемы и приводят к разрушению доверия в компании. Доверие долго достигается, но быстро исчезает. И как только оно
пропало, быстро вернуть его невозможно. Оно процветает только в атмосфере глубокой заботы о людях — атмосфере, которая не поощряется сокращениями. Так как лучшие люди могут уйти, если нарушается их доверие, компания должна проводить сокращения очень осторожно. То есть стратегически, основывая процесс на вдохновляющем образе будущего и применяя очень строгий принцип отбора. Сокращение, основанное только на цифрах, обречено на провал. Стратегическое сокращение начинается с детального представления будущего компании. Это позволяет понять, какие сильные стороны менеджмента должны стать приоритетными, что даст возможность руководителям выбрать ключевых сотрудников. И прежде чем начать увольнения (или найма на работу), следует построить структуру будущей компании вокруг этих ключевых людей. Проведя эту подготовительную работу и предложив ключевым сотрудникам лучшие должности и набор привилегий, компания сможет избежать потери ценных людей и необходимости переподготовки оставшихся, чтобы они смогли занять пустующие места руководителей. Кроме того, если в первый раз вы правильно проведете сокращение, это позволит вам не обращаться к консультантам и не увольнять без особой причины сотрудников, а это стоит денег. Стратегическое сокращение подразумевает, что определится не только, какие должности сохранятся, но и что оно за собой повлечет. Те, кто переживают сокращение, часто жалуются на то, что увольнение сотрудников привело к увеличению загруженности на работе, добавило трудностей и без того обеспокоенным и дезориентированным служащим. Чтобы избежать ненужного напряжения (переутомления), руководство должно объяснить каждому человеку, в чем заключаются его новые обязанности и объем работы. Если сокращение будет частью продуманного процесса преобразований компании, больше вероятность, что оно пройдет удачно, чем, если это будет просто сокращение. Конечно, реорганизация часто подразумевает сокращение, но она компенсирует уход сотрудников, которым не хватало навыков и гибкости по сравнению с новыми творческими, ИЗМЕНЯЕМ СЕБЯ И КОМПАНИЮ 203 энергичными людьми, полными энтузиазма оживить компанию. Кроме того, она подразумевает вложения в людей в форме тренинга, образовательных программ, новых технологий. Подобные инвестиции являются признаком веры руководства в будущее. Наряду с другими методами реорганизации, о которых мы говорили, они ослабляют чувство вины у тех, кто остался, и уменьшают дисфункциональные проблемы. Если увольнения необходимы для выживания компании, они должны проводиться быстро. Несмотря на то, что реорганизация должна быть частью постепенного процесса корпоративного обновления, образом жизни, а не одноразовым действием, руководство компании обязано помнить, что для психологического благополучия оставшихся необходима стабильная рабочая атмосфера. Люди обычно плохо переносят неопределенность. Они тратят драгоценную энергию на переживания и мысли о том, произойдет ли что-нибудь столь же неприятное, как увольнения. Конечно, определенное волнение неизбежно. Но руководители могут уменьшить его и работать над поддержанием доверия, постоянно объясняя в деталях этапы реорганизации. Они смогут подбадривать тех, кому это необходимо, если будут доступны, прояснят ситуацию и будут честны и открыты, рассказывая о последствиях грядущих перемен. Поведение лидеров с жертвами и их отношение особенно важны для успешных преобразований. Заботливое обращение с теми, кого уволили, пойдет на пользу и компании, и жертвам. Так как оставшиеся очень остро реагируют на якобы несправедливое отношение к уволенным коллегам, их поведение, настроение и продуктивность напрямую связаны с тем, как проводятся увольнения. Обеспечивая жертв ощутимой заботой (например, советы по трудоустройству и психологическая помощь), активно помогая им найти новую работу и пережить переход, руководители извлекут максимальную пользу из сложившейся ситуации. Изменение стратегии Если одни компании, нуждающиеся в серьезных преобразованиях, выбирают реорганизацию бизнеса, другие предпочитают изменить стратегию или вернуться к основному виду деятельности организации. Многие компании терпят неудачи, как только расширяются в нескольких направлениях, особенно если они вступили в не слишком знакомые области. Если в результате формируется диверсифицированный портфель фирмы, который не приводит к совместным действиям, компании следует восстановить четкую ориентацию. 204 МИСТИКА ЛИДЕРСТВА Первым шагом к цели будет полная оценка того, что компании удается действительно хорошо. Каковы ее основные виды деятельности? Что хорошо получается у сотрудников компании? Второй шаг — тщательное изучение делового окружения. С какими трудностями сталкивается компания? Какие у нее конкуренты? Чего хотят покупатели? Какие неожиданности могут возникнуть на рынке? Как изменится деловое окружение через три года? Во многих случаях лучший способ воскресить тонущую компанию и восстановить ее жизнеспособность — вернуться к основным видам деятельности и изменить стратегию в соответствии с потребностями рынка. Изменение корпоративного мировоззрения
Очень часто реорганизации бизнеса и изменения стратегии недостаточно для разворота компании. Иногда приходится изменять все мировоззрение фирмы. Естественно, что всякая попытка перемен, соответствующая мировоззрению, имеет больше шансов на успех. Встает вопрос: как компания может обновить себя изнутри? Другими словами, как она может воскресить лидера, провести собственное обновление, создать атмосферу обучаемости и поддержать стратегические инновации? Сокращение и другие тактические действия могут лишь немного помочь компании. Хотя вначале они сокращают расходы, но редко приносят конкурентное преимущество в долгосрочном плане. Настоящая прибыль, получается, от стратегических инноваций. Именно вложения в людей и их идеи приносят длительное улучшение. Таким образом, лидеры должны изучать креативность и инновации своих сотрудников. Им следует вдохновить служащих сделать дополнительные усилия. Часто это значит, что лидер должен воскреснуть сам. Степень обновления на всех уровнях компании должна быть выше, чем степень изменений окружения. СОЗДАНИЕ ОБЩЕГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ: ПРЕОБРАЗОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ Проблема, встающая перед инициаторами преобразований, заключается в том, чтобы все в компании взяли на себя личную ответственность за часть процесса. Перекладывание вины на других ни к чему не приведет. ИЗМЕНЯЕМ СЕБЯ И КОМПАНИЮ 205
В одной компании жалуются, что не могут провести преобразования из-за сопротивления среднего менеджмента, а в другой говорят, что высшее руководство не видит свет. И той, и другой компании надо понять, что, как говорит герой американского комикса Пого: «Мы должны встретить врага, и это мы сами!» Каждый человек в компании — каждый! — должен задать себе вопрос: что мешает мне делать то, что мне нравится делать? И что я могу сделать, чтобы убрать эти помехи? (Анкета 8.4) Всякий человек в позиции власти скоро понимает, что личную ответственность нельзя создать, просто потребовав это. Если бы все было 206 МИСТИКА ЛИДЕРСТВА так просто: «Возьми на себя ответственность!» Нет, для того, чтобы распространить ответственность в компании, руководитель должен вдохновить людей на это. Другими словами, он должен создать достаточно сильное воодушевление в последователях, нарисовав настолько яркую картину будущего, что люди захотели бы попасть в него. Другой способ — сказать, что необходимо создать «общее мировоззрение». Для этого он должен задать людям личные вопросы, например, те, что перечислены в анкете «Что Вас сдерживает». То, как люди ответят на эти вопросы, повлияет на процесс корпоративных преобразований, определит его направление. Общее мировоззрение, необходимое для успешных преобразований, объединяет в себе определенные задачи на будущее с теми аспектами корпоративной культуры, которые могут поддержать желаемое будущее. Однако это сложно, потому что корпоративная культура — смесь основных предположений, выражающихся в представлениях, ценностях и характерных моделях поведения, принятых среди членов компании для того, чтобы справиться с внешним и внутренним давлением — во многом лежит за пределами сознания людей. Это своего рода «невидимая рука», управляющая всеми действиями.
Хотя культура компании обычно воспринимается как должное, она создает правила поведения. Это социально принятые нормативные точки зрения. Другими словами, корпоративная культура помогает сотрудникам понимать правила жизни в компании. Культура организации определяет, например, корпоративную стратегию, отношения с внешними акционерами, основные методы отбора, критерии хороших показателей работы и развития, принятый стиль межличностных отношений и руководства. Кроме того, культура компании описательна, т. е. она рассказывает об уникальности и цельности компании и содержит много символических элементов, проявляющихся через язык, ритуалы, истории, метафоры, вещи, поведение и другие составляющие, которые со временем становятся неотъемлемой частью каждодневной жизни. Из-за ее глубокой связи с личностью культура компании обычно существует довольно долго, и ее нелегко изменить. Определить, какие ценности формируют культуру вашей компании, не просто. Учитывая, что культура неосязаема, вы можете только почувствовать эти ценности, вы можете до них дотронуться, их понюхать, вы знаете, что они существуют. Но вы, скорее всего, с трудом ИЗМЕНЯЕМ СЕБЯ И КОМПАНИЮ 207 сможете их описать. Сотрудники компании похожи на рыбу в воде. Рыба понимает, что ей нужна вода, только когда ее оттуда вынимают. Часто именно новички и посторонние люди обращают наше внимание на некоторые яркие аспекты корпоративной культуры. Однако, несмотря на все сложности, для любых преобразований очень важно определить главные ценности компании. Руководитель должен знать, какие ценности разделяют его сотрудники, и стоит ли эти ценности сохранять. Хотя есть возможность определить некоторые культурные ценности, характерные для делового мира, полного единства не существует. Нельзя клонировать успех, сделав в годовом отчете акцент на определенные ценности (даже если руководитель тщательно их смоделировал). У каждой преуспевающей компании есть что-то еще помимо этих цен
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.191 (0.013 с.) |