Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оттачивание вспомогательных навыков эмоционального развития

Поиск

Три наиболее важных вспомогательных навыка, которые формируют эмоциональный потенциал, — способность активно слушать, понимать невербальную коммуникацию и адаптироваться к широкому спектру эмоций.


Слушаем активно

Есть пословица: «У нас два уха и один рот, чтобы слушать вдвое боль­ше, чем говорить». В ней заключена великая мудрость. Многим из нас полезно поменьше говорить и побольше слушать (только действительно слушать).

Многим из нас полезно поменьше говорить и побольше слушать

Основным элементом в развитии эмоционального потенциала яв­ляется то, что часто называют умением «активно слушать». Это намно­го больше, чем просто молча ждать своей очереди высказаться. Именно так слушают психотерапевты: с полным внима­нием, стараясь полностью определить значение того, что говорит человек (а также того, что он или она предпочитают не говорить).

Многие из нас так не слушают ни дома, ни на работе. Студенты, специализирующиеся на ком­муникации, говорят, что большинство людей произносит от 125 до 150 слов в минуту, в то время как могут воспринимать и обрабатывать 750-1200 слов в минуту. Возможно, именно этот дисбаланс делает нас такими плохими слушателями. Наш мозг в свободное между словами время где-то блуждает.

Блуждание ума — самое безобидное проявление привычки плохо слушать, которую я могу вспомнить. Некоторые люди стараются делать несколько дел, пока слушают, — отослать письмо по электронной по­чте, завершить канцелярскую работу или ответить на звонки, которые вполне можно было отложить на потом. Другие притворяются, что слу­шают, поддерживая визуальный контакт и кивая головой в нужный мо­мент, но при этом думают о других вещах. Да, они слышат, но не слуша-


50 МИСТИКА ЛИДЕРСТВА

ют; они воспринимают факты, но (поглощенные собственными про­блемами) не прислушиваются к подтексту того, что говорится. Есть люди, которые не хотят дожидаться, пока собеседник думает или говорит, и прерывают его, как только в голове появляется новая мысль. А есть и такие, которые настолько поглощены собственным мыслительным про­цессом, что могут слушать только то, что хотят.

Активные же слушатели, напротив, заняты только одним делом: они полностью участвуют в том, что было сказано. Однако это не значит, что они обязательно хранят молчание. Они периодически передают сказан­ное своими словами, чтобы убедиться, что они услышали именно то, что им хотели сказать, используя слова вроде «Как я понял, вы говорите, что...» или «Если я правильно понял то, что вы сказали...» Более того, хорошие слушатели думают над смыслом того, что было сказано. Они комменти­руют, говоря «Что вы имеете в виду, говоря...?» или «Вы так говорите, потому что..?» Кроме того, они провоцируют дальнейшие высказыва­ния собеседника, говоря, например, «Вы можете рассказать мне, что про­изошло потом?» или «Расскажите мне подробнее о той затруднительной ситуации, в которой Вы оказались?» Они пытаются думать и о чувствах говорящего, вызывая его ответную реакцию словами вроде «Если бы это случилось со мной, я бы расстроился» или «Что Вы чувствовали тогда?» или «Вам, наверное, было очень приятно услышать это» (Анкета 2.4).

Слушаем глазами

Турецкая пословица советует: «Вместо того чтобы открывать свой рот, откройте свои глаза». Следуя этому совету, хорошие слушатели исполь­зуют соответствующий язык жестов и обращают внимание на язык же­стов других, помня, что «соответствие» определяется контекстом. На­пример, в западных культурах хороший слушатель старается смотреть в глаза собеседнику. Если человек не поддерживает зрительный контакт, может показаться, что у него «хитрые» глаза. Однако в таких странах, как Япония, Корея, Тайвань, Индия, и других странах Среднего Востока зрительный контакт может быть расценен как агрессия. В привычки западных слушателей входят также периодическое одобрительное ки­вание и легкий наклон к собеседнику.

Внимание к невербальной коммуникации является важным элемен­том эмоционального развития. Выражение лица, жесты, оговорки — все это играет роль в процессе общения. Незаметные движения объясня­ются почти бессознательйо. Например, представьте, что Вы обедаете с


 


___________________ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ В МИРЕ РАБОТЫ_____________________ 51

 

   
  АНКЕТА 2.4  
  Активный ли Вы слушатель?  
    Ответьте на следующие вопросы «да» или «нет».  
  • Можете ли Вы дать другим закончить говорить, не прерывая их?
  • Задаете ли Вы вопросы, если не понимаете сказанное?
  • Обращаете ли Вы внимание на то, что говорится, и поддерживаете ли Вы зрительный контакт?
  • Воспринимаете ли Вы то, что вам говорят?
  • Повторяете ли Вы то, что Вам сказали, чтобы убедиться в том, что правильно понимаете собеседника?
  • Думаете ли Вы о смысле сказанного и подтверждаете ли правильность понимания?
  • Пытаетесь ли Вы проникнуть в те чувства, которые стоят за словами?
ДА НЕТ     Если Вы не смогли ответить на все вопросы утвердительно, Вы, возможно, не очень хорошо слушаете. Независимо от того, ответили Вы утвердительно или отрицательно, Вы, возможно, захотите проверить Ваши ответы с близкими вам людьми, чтобы узнать, что думают люди о Вашей манере слушать.

В процессе взросления мы теряем большин­ство навыков правого полушария

подругой, у которой весь вечер уголки рта испачканы едой. Вы, конечно, можете ей об этом сказать. Но более вежливый способ уладить пробле­му — взять свою салфетку и вытереть уголки собственного рта, при этом смотря на подругу. Более чем вероятно, что она тоже вытрет губы. Намек и ответ настолько незаметны, что если Вы спросите ее, почему она вытерла губы, она, возможно, не сможет дать разумный ответ.

Другой пример невербального общения, кото­рый мы все испытываем на себе, включает в себя силу зрительного контакта. Если Вы хотите при­влечь внимание кого-то, кто занят разговором с другим человеком на противоположном конце комнаты, Вам достаточ­но просто пристально посмотреть на того, с кем Вы хотите поговорить. Он или она «почувствуют» контакт и обернутся к вам.

 


52__________________________ МИСТИКА ЛИДЕРСТВА____________________________

   
  АНКЕТА 2.5  
  Насколько широк Ваш спектр эмоции?  
 
  1. Что Вас злит? Вспомните последний случай, когда Вы были в гневе. Как Вы справились с ситуацией? Могли бы Вы сделать это по-другому, лучше?
  2. Что Вас огорчает? Можете ли Вы описать несколько случаев, когда Вам было грустно? Как Вы справились с этими ситуациями?
  3. От чего Вы испытываете чувство стыда? Опишите несколько ситуаций, в которых Вам было стыдно.
  4. Что Вас радует? Можете ли Вы описать несколько случаев радости?
    Запишите свои ответы и подумайте над ними. Они должны рассказать Вам о том, на­сколько Вы чувствительны к своим эмоциям, и помогут Вам лучше понять Вашу эмоцио­нальную жизнь.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.162.114 (0.006 с.)