Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Совершенствующие организацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Что касается совершенства, недостаточно только знать о нем, надо еще стараться его иметь и использовать. АРИСТОТЕЛЬ Пусть твой взгляд стремится к звездам, а ноги стоят на земле. ТЕОДОР РУЗВЕЛЬТ Целостность начинается с того, что человек хочет быть честным с самим собой. КОРТ ФЛИНТ
сли мы взглянем на первые годы нового тысячелетия, то заметим много тревожных тем в мире работы. Главная из них — стресс на рабочем месте. Статистика заболеваний, недостаточной активности и прогулов рассказывает нам трагическую историю дисфункциональности на работе, начиная с генерального директора и заканчивая служащим, разбирающим почту. Во многих организациях баланс между жизнью на работе и личной жизнью сместился в сторону работы настолько, что личной жизни не осталось вовсе. Страшные истории в изобилии повествуют о рабочих перегрузках, противоречивых приказах, затрудненном общении, недостатке возможностей для карьерного роста, несправедливости в оценке работы и оплате, ограничениях в поведении и чрезмерной мобильности — все это приводит к депрессивным реакциям, физическим симптомам, алкоголизму, наркомании и расстройствам сна. Тем не менее, работа не обязательно полна стрессов. Наоборот, работа может быть корнем психологического здоровья, средством становле- _____________________ СОВЕРШЕНСТВУЮЩИЕСЯ ОРГАНИЗАЦИИ_____________________ 287 ния личности и поддержки самооценки. Утверждение Зигмунда Фрейда, что психическое здоровье состоит из Liebe und Arbeit (любви и работы), несет в себе долю истины. Но для здоровой работы организация должна иметь психологический смысл. Когда это достигается, выполнение реальной работы может дать служащим ощущение стабильности в крайне нестабильном, непредсказуемом мире. При условии понимания важности индивидуального психологического здоровья для функционирования организации результативное и ответственное лидерство является главным аспектом в стабилизации здоровья на рабочем месте. Лидеры несут ответственность за создание здоровых рабочих мест, позволяющих людям «чувствовать себя хорошо в собственной шкуре», способствующих их вовлечению в общее дело. Лучшие компании для работы Кроме списка крупнейших американских компаний, ежегодно публикуемого Fortune, журнал также составил список «лучших компаний для работы». В недавней статье Fortune под названием «100 компаний США, где лучше всего работать» авторы рассмотрели те условия, которые выгодно отличают некоторые организации с точки зрения работников. На самом верху (довольно щекотливая позиция, учитывая непостоянство жизни в организациях) оказались компании Southwest Airlines, W. L. Gore, Patagonia, Microsoft, Merck, Container Store, Goldman Sachs и Harley-Davidson. Обработав базу данных, состоящую более чем из 1000 компаний, авторы сократили это огромное количество по таким корпоративным признакам, как вдохновляющее лидерство, отлично организованные рабочие места, щедрый социальный пакет и чувство цели. Сотрудники победивших организаций доверяли начальству, гордились своей работой и компанией и испытывали чувство товарищества по отношению к коллегам. Победившие организации работали над созданием позитивного рабочего климата такими методами, как опционы на покупку акций компании, участие в прибылях, гибкий график и свободная форма одежды. Они устраивали мероприятия, направленные на создание чувства общности (например, пивная вечеринка в пятницу, празднование вех в истории компании, корпоративные пикники). У компаний-победителей также были новые виды дополнительных услуг — современные фит- 288_________________________ МИСТИКА ЛИДЕРСТВА______________________________ несс-центры, центры досуга, поликлиники и детские сады в офисе, большие столовые с вкусной едой и щедрая политика медицинского страхования. Одним словом, компании, стоящие наверху списка, прошли значительный путь в создании гуманной корпоративной культуры, которая положительно влияет на психическое здоровье сотрудников. Создатели потенциально образцовых организаций должны постараться вскрыть ту жизненную философию, которая стоит за ценностями, поведением и методами работы этих «компаний, где хорошо работать», а затем решить, как можно соединить эти ценности с ранее описанными ценностями высокоэффективных организаций. Они должны спросить себя: какие шаги компании должны предпринять, чтобы позаботиться о здоровье своих людей? Какие психологические аспекты делают компанию тем местом, где хочется работать? Как мы можем полностью раскрыть тот человеческий потенциал, который присутствует в каждой организации? К сожалению, этот подход, основанный на заботе об отдельном индивиде, противоречит климату современного бизнеса, который заботится о конечном финансовом результате. Организации редко служат теми ориентирами в море изменений, которыми они некогда были. Фактически жизнь в компаниях никогда не была более бурной, чем в наш век. Компании, перечисленные в хит-параде лучших мест работы, являются редким исключением из правила. Как я упоминал в главе 3, в век перестройки бизнеса и чрезмерной озабоченности созданием ценности для акционеров, психологический договор, существовавший в менее лихорадочные времена, не может быть соблюден. Таким образом, служащие компании становятся все более похожи на независимых агентов, а принадлежность к организации играет все меньшую роль. В результате циничное отношение к компаниям растет, лояльность падает, а служащий прошлых лет — тип человека, эмоционально привязанного к своей организации, -практически полностью исчез. В прошлом иметь отношение к какой-нибудь компании было эффективным способом утвердить свою роль в мире. Принятие кодекса верности компании помогало сделать опыт работника целостным с феноменологической точки зрения. Принадлежность к какой-либо организации была способом справиться с экономическими и социальными трудностями и, таким образом, была элементом стабильности. Тем более парадоксально, что в этот век непоследовательности был отброшен один из традиционных столпов стабильности — контракт, основанный на психологии. _____________________ СОВЕРШЕНСТВУЮЩИЕСЯ ОРГАНИЗАЦИИ_____________________ 289 Последствия этой потери для психологического здоровья сотрудников весьма значительны. Как было отмечено ранее, нарушив психологический контракт, организации отказались от той сдерживающей роли, которую он когда-то играл (сознательно или бессознательно). Когда высшее руководство перестало стремиться создавать «удерживающее окружение», которое «сдержало» бы беспокойство людей, ситуация на рабочих местах стала не менее, а только более стрессовой. Вследствие этого страдает психическое здоровье сотрудников. «Здоровая» личность Один из способов получить ответ на вопрос, что делает организацию вдохновляющим, живым и приносящим удовлетворение местом работы, — это рассмотреть, что содействует правильному существованию личности. При каких условиях человек чувствует себя наиболее бодрым, например? К сожалению, определения «здоровой» личности очень сильно отличаются друг от друга в зависимости от того, кто ведет наблюдения. Одним из способов облечь плотью понятие психического здоровья является рассмотрение того, что психотерапевты делают со своими пациентами, чтобы помочь им работать в полную силу. Они побуждают людей осознать и прочувствовать свои цели и мотивацию, помогают им лучше понять свои сильные и слабые стороны и предотвращают саморазрушительную деятельность. Они заставляют людей учиться и расти, проявлять больше терпимости в двойственных ситуациях, становиться эмоционально более отзывчивыми и развивать варианты, гибкость и эффективность их поведенческого репертуара. Делая все это, психотерапевт ставит акцент на увеличении свободы выбора своих пациентов, таким образом, давая им, возможность вести себя более свободно и перестать быть управляемыми силами, которые находятся за пределами их сознания. Мы можем развить нашу картину психического здоровья дальше, «рассмотрев характерные особенности здоровой личности (при этом, постоянно помня, что здоровье и болезнь являются измерениями одного континуума) (Анкета 13.1). Мой опыт работы с большим количеством людей на рабочих местах — опыт, сочетающий понятия бизнеса с психологией, — предполагает следующее. * Здоровые люди (или более здоровые, если помнить о нашем континууме) обладают стабильным ощущением собственной индивидуальности, они хорошо понимают, кто они такие.
290 МИСТИКА ЛИДЕРСТВА . СОВЕРШЕНСТВУЮЩИЕСЯ ОРГАНИЗАЦИИ 291
. 292_________________________ МИСТИКА ЛИДЕРСТВА______________________________
_____________________ СОВЕРШЕНСТВУЮЩИЕСЯ ОРГАНИЗАЦИИ_____________________ 293 * Здоровые люди способны распознавать двуличие, но могут вос * Здоровые люди имеют творческую жилку и любят играть. Они уме * Здоровые люди смотрят на мир положительно. Они умеют пере * Здоровые люди способны на самонаблюдение и самоанализ. Они силь Системы мотивирующих потребностей Вышеописанные характеристики рассказывают нам о том, что создает «здоровую» и «счастливую» личность. Однако, чтобы поставить «диагноз»: здоров, болен, счастлив, несчастлив, в каждом конкретном случае следует более внимательно рассмотреть то, что мы назвали «внутренним театром» личности.
Сценарий внутреннего театра личности пишется как ответ на системы мотивирующих потребностей человека, которые определяют выбор. Эти системы потребностей начали работать в детстве и продолжают работать в течение всей жизни (хотя они могут меняться под воздействием возраста, образования и развития). Системы мотивирующих потребностей — это те движущие силы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе. Есть пять основных систем мотивирующих потребностей. Три из них затрагивают работу лишь косвенно. Первая отвечает за физиологические по- требности человека, например, еда, питье, удаление отходов, сон и дыхание; вторая отвечает за потребность человека в чувственном удовольствии и (позднее) в сексуальном возбуждении; третья отвечает за потребность человека отрицательно реагировать на некоторые ситуации через противостояние и отказ. В дополнение к этим, есть еще две системы, которые затрагивают работу непосредственно и сильно: потребность в привязанности/принадлежности и потребность в исследовании/ утверждении. 294_________________________ МИСТИКА ЛИДЕРСТВА______________________________ Гуманность человека заключается в его потребности в привязанности/принадлежности — в поиске взаимоотношений с другими людьми, в желании стать частью чего-то большего. Потребность в привязанности запускает процесс общения с другими человеческими существами; это всеобщее желание быть близко к другому, получать удовольствие делиться и быть принятым. Когда эта потребность в близком общении распространяется на группу, желание насладиться близостью может быть описано как потребность в принадлежности. И привязанность, и принадлежность играют уравновешивающую эмоциональную роль, подтверждая самооценку человека и укрепляя его чувство собственного достоинства. Еще одна система мотивирующих потребностей, крайне важная для работы, — потребность в исследовании/утверждении — включает в себя способность играть, думать, учиться и работать. Как и потребность в привязанности/принадлежности, эти потребности возникают в раннем возрасте. Ученые, наблюдающие детей, открыли, что исследование — в данном случае посредством познания нового и открытия причинно-следственных связей — вызывало длительное состояние возбужденного внимания. Аналогичная реакция на возможность исследования проявляется и во взрослом возрасте. Тесно связана с потребностью в исследовании потребность в самоутверждении, то есть в возможности выбирать, чем человек хочет заниматься. Игровое исследование и манипуляция окружением в ответ на исследовательско-утверждающую мотивацию порождают чувства эффективности, компетентности, самодостаточности, инициативы и старательности, неважно, является ли исследователь развивающимся ребенком или генеральным директором корпорации. Поскольку две последние системы потребностей — потребность в привязанности/принадлежности и потребность в исследовании/утверждении — оказывают большое влияние на работу, лидеры организаций должны создать такую корпоративную культуру, которая прямо использует эти потребности. Как? Построением набора мета-ценностей, которые близко отвечают этим системам потребностей, созданием среди своих людей чувства сообщества, происходящего оттого, что они часть организации (обращение к потребности в привязанности/принадлежности), и чувства удовольствия и ответственности (обращение к потребности в исследовании/утверждении). Первая мета-ценность, которую мы называем «любовь» или «сообщество», должна помочь всем сотрудникам развить чувство корпора- _____________________ СОВЕРШЕНСТВУЮЩИЕСЯ ОРГАНИЗАЦИИ_____________________ 295 тивности с коллегами и чувство принадлежности к компании. Привязанность и принадлежность необходимы не только отдельным личностям, но и организации. Доверие и взаимное уважение могут появиться, только когда достигнуты чувства привязанности и принадлежности; а, как мы неоднократно видели в предыдущих главах, доверие — это ключ к успеху организации. Чувство сообщества может быть усилено различными способами. Все зависит от структуры организации. Например, маленькие подразделения позволяют людям чувствовать себя более тесно связанными. То же самое дает распределение лидерства, то есть руководство, скорее распределенное по организации, чем сосредоточенное наверху. Система наставничества тоже создает общность: старшие сотрудники, помогающие младшим приобрести новые навыки и приемы (и побуждающие их быть уверенными в собственных достижениях), моделируют поддерживающее отношение к коллегам. В дополнение к мета-ценностям сообщества, компании должны развивать мета-ценность удовольствия. Сотрудники, которым весело на работе, свободно удовлетворяют свою потребность в исследовании и утверждении, что приводит к инновациям и творчеству. Таким образом, веселье улучшает практические результаты компании вместе с психическим здоровьем сотрудников. Организации, пренебрегающие чувством удовольствия, уподобляются тюремным лагерям, в которых начальство является не более чем «стражей», характеризуемой алексити-мией, о которой мы говорили в главе 6. Поиск человечеством значимости и согласованности
Пять вышеописанных систем мотивации определяют взгляд человека на мир, создавая субъективную реальность, которая проводит его через объективную реальность жизни. Когда эти две реальности конфликтуют, появляются стресс и дискомфорт (а в крайних случаях и психические расстройства). Так как люди чувствуют необходимость согласования своей субъективной реальности и объективной реальности мира, они стараются найти такую деятельность, которая отражала бы их основ- ные мотивационные системы. Слаженная деятельность — на работе или в личной сфере — воспринимается как личностно значимая. 296_________________________ МИСТИКА ЛИДЕРСТВА______________________________ Работа играет огромную роль в стремлении человека к значимости. Работа, согласовывающая субъективную и объективную реальность, дает человеку чувство значимости и ориентации и предлагает целостность в мире, который, по большому счету, непоследователен. Более того, деловое наследие (как обсуждалось в главе 5) обеспечивает подтверждение ощущения человеком собственной личности, таким образом, предлагая важную форму нарциссического удовлетворения. Работа может придать смысл не только вышеописанному личностному чувству, но и более широкому общественному чувству выхода за пределы личных потребностей, чтобы улучшить качество жизни, помочь людям в нужде или сделать ценный вклад в общество. Организации, чьи цели приносят пользу обществу, побуждают как руководителей, так и сотрудников использовать в работе больше воображения и творчества. Учитывая важность смысла (личного или общественного) для работающих, руководство компании должно создать коллективный смысл. Под этим я подразумеваю, что работа в любой организации должна выполняться — а по необходимости быть подана — так, чтобы сотрудники понимали, что они делают, а цели работы выглядели бы достойными труда. Получающееся в результате сочетание личной и коллективной целей необходимо для здоровья личности и укрепляет здоровье компании. Давайте более подробно рассмотрим, что руководители должны делать, чтобы создать коллективный смысл. * Они должны создать чувство цели для своих людей. Они могут добиться этого, ясно и четко выразив видение будущего компании, ее основную цель и культуру. Создав поддержку этому видению, они создадут сильную и сплоченную индивидуальность, цель и смысл группы. * Они должны создать ощущение самоопределения среди своих сотрудников. Ради психического здоровья компании необходимо, чтобы сотрудники чувствовали, что они контролируют свою жизнь. Они должны воспринимать себя не как винтики в большой схеме, а как деятелей, имеющих выбор. * Они должны дать сотрудникам ощущение влияния. Важно, чтобы каждый член компании был убежден, что его действия могут что-то изменить. Вот к чему относится делегирование полномочий. Лидеры должны давать людям «голос»! * Они должны поощрять чувство компетентности среди всех сотрудников, чтобы работники компании испытывали уверенность в СОВЕРШЕНСТВУЮЩИЕСЯ ОРГАНИЗАЦИИ 297 личном росте и развитии. Важно постоянное обучение: только когда стремления к исследованию находят толчок, может процветать творчество сотрудников. * То, как что-то делается, говорит почти столько же о смысле, как и то, что делается. Лидерам следуем развивать сильное чувство общих ценностей. В особенности им нужно поддерживать и внедрять именно те ценности успешных компаний, которые мы рассмотрели в главе 8: ориентированность на команду, беспристрастность, уважение к личности, большее количество полномочий, внимание к потребителю, ориентация на успех, предпринимательское отношение, удовольствие, отчетность, постоянное обучение, готовность к изменениям и доверие. Бывшая организация Перси Барневика, ABB, является хорошим примером компании с коллективным смыслом. Для ABB характерно то, что иногда называется «прагматичным идеализмом». Под этим подразумевается общественно значимая работа, которая к тому же выгодна акционерам. Как сказал Барневик: «У ворот Стокгольма 200 миллионов русских, и мы должны найти им работу». Он воспринимает свою миссию серьезно: ABB стала самым крупным западным работодателем для людей из стран Восточного блока. Барневик также говорит об улучшении окружающей среды в Китае и Восточной Европе через использование «чистой» энергии. Ричард Бренсон тоже работает над созданием коллективного смысла. Он постоянно вовлекает себя и своих людей в проекты, которые могут изменить мир к лучшему. Например, он много сделал для борьбы со СПИДом и предложил свои самолеты для помощи пострадавшим при катастрофах.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.237.176 (0.01 с.) |