Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие «лидерство». Отдельные аспекты лидерстваСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Лидерство – это, прежде всего, быть хозяином своей жизни, добиваться поставленных целей и только потом – умение вести за собой. Лидерство – это не руководство, как часто понимают это слово, хотя лидер может быть руководителем. Лидерство – это и не менеджмент. Лидерство – ключ к конкурентоспособности. Лидер (от англ. leader - ведущий) – лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества. В общественной жизни лидера как центральную, наиболее авторитетную фигуру в конкретной группе лиц, можно выделить практически в каждом виде деятельности и в любой исторический период. Термин «лидер» имеет два значения: 1) индивид, обладающий наиболее ярко выраженными, полезными (с точки зрения внутригруппового интереса) качествами, благодаря которым его деятельность оказывается наиболее продуктивной. Такой лидер служит образцом для подражания, своеобразным эталоном, к которому должны, с точки зрения групповых ценностей, примыкать другие члены группы. Влияние такого лидера основано на психологическом феномене отраженной субъективности (т.е. идеальном представлении других членов группы); 2) лицо, за которым данное сообщество признает право на принятие решений, наиболее значимых с точки зрения группового интереса. Авторитет этого лидера основан на способности сплачивать, объединять других для достижения групповой цели. Такое лицо, независимо от вида лидерства (авторитарного или демократического), регулирует взаимоотношения в группе, отстаивает ее ценности в межгрупповом общении, влияет на формирование внутригрупповых ценностей и в некоторых случаях символизирует их. Понятие лидерства широко употребляется в социологии, политологии, психологии и ряде других наук о человеке и обществе. Этому феномену посвящены многочисленные теоретические и эмпирические исследования. Его изучение имеет прагматическую направленность. В первую очередь, оно служит базой для разработки методов эффективного руководства, а также отбора лидеров. Лидерство как явление основывается на определенных объективных потребностях сложноорганизованных систем. К ним относятся потребность в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и функциональной способности. Такая упорядоченность осуществляется через вертикальное (управление – подчинение) и горизонтальное (одноуровневые связи) распределение функций и ролей, и прежде всего, через выделение управленческой функции и осуществляющих ее структур, которые для своей эффективной работы требуют иерархической, пирамидальной организации. Вершиной такой управленческой пирамиды выступает не кто иной, как лидер. Лидер – это член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели. Лидер не назначается официально, не наделяется какими-либо административными полномочиями и не несет юридической ответственности за состояние дел в группе. Это положение распространяется на любое объединение. Лидерство – один из способов дифференциации группы в результате деятельности, общения и взаимодействия ее членов. Возникнув как результат общения и взаимодействия индивидов в составе группы, лидерство становится сложным социально-психологическим феноменом, в котором определенным образом фокусируются и проявляются важнейшие характеристики группового развития, имеющие не только психоэмоциональную, но и, в первую очередь, социальную сущность. До настоящего времени единой теории лидерства не существует. Любое вновь возникающее течение в психологии, как правило, сопровождается либо пересмотром, либо совершенствованием, либо манифестацией своих взглядов, как на личность, так и на ее роль в обществе. Однако все-таки в этом вопросе можно выделить основные направления. К середине прошлого столетия сложились три основных теории: «теория черт лидера», «лидерство как функции группы» (Р. Крачфилд, Д. Креч, Г. Хоманс), а также «теория лидерства как функции ситуации» (Р. Бете, Т. Вьюком, А. Харе). «Теория черт лидера» исходит из того, что лидерами люди рождаются. Ряд врожденных свойств и характеристик индивида (сила и подвижность нервных процессов, экстравертированность, способность к эмпатии – сочувствию, ярко выраженные эвристические и интеллектуальные способности), как утверждают сторонники этой теории, позволяет ему занять господствующее положение в любой ситуации и взять на себя роль ведущего, т.е. лидера. Но в жизни встречается сколько угодно случаев, когда лица, отмеченные сильной волей, интеллектом и другими достоинствами, так и не стали лидерами. По данным Е. Дженнингс, почти в каждой группе есть члены, превосходящие лидеров по уму, способностям, однако они не имеют статуса лидера. «Теория лидерства как функции группы» основывается на том, что феномен лидерства есть результат внутригруппового развития, все члены группы в той или иной степени участники этого процесса, а лидер – это член группы с наибольшим статусом, наиболее последовательно придерживающийся норм и ценностей группы. Третья точка зрения – «Теория лидерства как функции ситуации» – в настоящее время самая распространенная. Наблюдения над тем, как одни и те же лица в группах могут занимать разное положение, играя в них различные социальные и межличностные роли (ребенок может быть лидером среди ребят своего двора и «отвергаемым» в классе; учитель может быть лидером в своем коллективе и «ведомым» в семье и т.д.), привели исследователей к выводу, что лидерство – это не столько функция личности или группы, сколько результат сложного и многопланового влияния всевозможных факторов и ситуаций. Подход к личности с точки зрения ролей, которые периодически она играет, дал повод рассматривать различные факторы (ситуации) как пусковые моменты для выдвижения лидера. Отсюда и тезис, что специфика лидерства как функции ситуации и роли заключается втом, что эту роль лидеру не «дают», а он ее «берет» сам, то есть принимает на себя большую ответственность за выполнение групповых задач, чем все остальные. Еще в 1950-х годах Р. Бейлс экспериментально выявил, что в каждой малой группе выдвигаются как минимум два типа лидеров: эмоциональный и инструментальный. Функция эмоционального лидера – обеспечение психологического климата в группе, забота об оптимальном урегулировании межличностных отношений. Обычно он выступает в роли арбитра, советчика. Инструментальный лидер – член группы, берущий на себя инициативу в специфических видах деятельности (благодаря своей особой компетентности в тех или иных вопросах) и координирующий общие усилия по достижению цели. В организациях различают формальное и неформальное лидерство. Формальное связано с установленными правилами назначения руководителя. Неформальное возникает на основе личных взаимоотношений участников. Такие лидеры могут быть выделены: 1. По содержанию деятельности: а) лидер-вдохновитель, предлагающий программу поведения; б) лидер-исполнитель, организатор выполнения уже заданной программы; в) лидер, являющийся одновременно вдохновителем и исполнителем. 2. По стилю руководства: а) авторитарный; б) демократический; в) совмещающий в себе элементы того и другого стиля управления. 3. По характеру деятельности: а) универсальный, т.е. постоянно проявляющий свои качества лидера; б) ситуативный – лидер лишь в определенных, специфических ситуациях.
Фактически с появлением лидера не только реорганизуется структура группы, но и изменяются ее цели и задачи. Незапрограммированное, неучтенное лидерство может свести на «нет» многолетний труд всех. С другой стороны, лидерство может направить по пути достижения высших результатов. Подводя итоги данного раздела, нельзя не отметить, как велика роль лидерства в группе. Оно формирует не только отдельные личности, но и саму группу, ее идеалы, устремления, сами цели, пути их достижения.
Черты личности-лидера Лидер не ведет за собой, а обладает набором качеств, позволяющих другим следовать за ним! Под чертами личности следует понимать устойчивые особенности человека, проявляющиеся на протяжении длительного времени и мало изменяющиеся в различных житейских ситуациях. Основными особенностями черт личности лидера являются степень выраженности (у разных людей степень выраженности черт различна), трансситуативность (проявление черт в различных ситуациях) и измеряемость (черты личности доступны измерениям с помощью специализированных опросников и других тестов). В экспериментальной психологии личности наиболее широко исследованы такие показатели, как экстраверсия – интраверсия; конформизм – доминантность; застенчивость – смелость, тревожность, ригидность, импульсивность и др. Согласно теории черт поведение детерминировано в основном не жизненными ситуациями, а индивидуальными особенностями людей. Люди различаются между собой по степени выраженности определенных личностных черт, оказывающих значительное влияние на поведение. Выделяют следующие черты лидера: самообладание, справедливость, упорство, прагматизм, смелость, уверенность в решениях, честность, прямолинейность, мужественность, хитрость, эрудицию, ум, дипломатичность, ораторские способности, общительность, организаторские способности, силу духа, энергичность, целеустремленность, а также наличие чувства юмора, мудрость, аккуратность, трудолюбие, авторитетность. Главные черты лидера – справедливость, умение постоять за другого, сплотить коллектив. Он не просто принимает решения, а принимает их, исходя из интересов дела всего коллектива. Конечно, нельзя рассматривать лидера как человека, обладающего всеми вышеперечисленными факторами. Р. Столдилл выделил 5 черт, которыми должен обладать лидер: – интеллектуальные способности; – господство или преобладание над другими; – уверенность в себе; – активность и энергичность; – знание дела. Но оказалось, что человек, обладающий всеми этими качествами, не обязательно становится лидером. В процессе последующего изучения этого вопроса исследователи выделили четыре группы лидерских качеств: физиологические, психологические, интеллектуальные и личностно-деловые. Но и эти качества не явились обязательным гарантом лидерства. Фрэнк Карделл поставил задачу определить качества, черты характера и привычки, которые противоположны лидерству. Ниже следует перечень этих «разъединителей»: – низкая самооценка и отсутствие уважения к себе; – чрезмерная склонность к обману, отговоркам, оправданиям; – картины в сознании, удерживающие нас на месте; – неумение прощать; – недостаточное использование своего воображения; – пренебрежение к своему творческому потенциалу; – потребность быть всегда правым; – слабые коммуникативные способности: неумение слушать и говорить; – неспособность примириться со своими страхами; – отсутствие ясных целей; – недостаток обязательности; – боязнь риска; – неспособность принять ответственность за свою жизнь; – потеря надежды; – недостаток мужества; – неумение фантазировать и мечтать; – отсутствие любви к себе; – тщеславие. Конечно, свои недостатки можно исправить свои недостатки, подобная практика указывает возможные пути и установки формирования спортсмена-лидера, а также то, что лидера реально «создать», если так можно сказать, искусственно. При том, что в «естественных условиях» данный процесс занимает продолжительное время, при проведении целенаправленной работы срок становления лидера можно значительно сократить.
Лидерство и руководство Ошибочно как отождествлять лидерство и руководство в команде, так и противопоставлять их. Назначение лидера «сверху» также является заблуждением. Как отмечают современные исследователи, лидерство и руководство – это персонифицированные формы социального взаимодействия и интеграции всех механизмов и способов социально-психологического воздействия для достижения максимального эффекта в групповой деятельности. Если феномен лидерства по своей природе связан, прежде всего, с регулированием межличностных отношений, носящих неоформленный характер, то руководство – носитель функций и средство регулирования официальных (оформленных) отношений в рамках социальной организации. Руководство – это процесс управления трудовой деятельностью группы, осуществляемый руководителем – посредником социального контроля и власти – на основе административно-правовых полномочий и норм общежития. В связи с этим лидерство также определяется как процесс внутренней социально-психологической самоорганизации и самоуправления взаимоотношениями и деятельностью членов группы за счет индивидуальной инициативы участников. Лидер добровольно берет на себя значительно большую ответственность, чем того требует формальное соблюдение служебных предписаний или общепринятых норм. Лидерство – это один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы выполняют роль лидера, т.е. объединяют, направляют действия всей группы, которая, в свою очередь, ожидает, принимает и поддерживает их действия. Из этого определения видно, что лидерство может быть как индивидуальным, так и групповым. Фактически рождение лидерства, цель лидерства – это одна из форм духа группы, формирование группой и индивидуальных целей на пути достижения высоких результатов. Лидерство – это внутренняя сущность индивидуума. Лидер в команде (теория множественности лидерства) Каждый член группы в соответствии со своими деловыми и личностными качествами, вкладом в общее дело, развитостью чувства долга и ответственности (благодаря признанию группой его заслуг и способности оказывать влияние на окружающих) занимает определенное положение в системе групповой организации. Групповая структура с этой точки зрения представляет собой своеобразную иерархию статусов ее членов (рейтинг). Одна из важных особенностей структуры – гибкость и динамичность. Это значит, что для каждого члена группы всегда открыта возможность изменить, повысить свой статус, завоевать уважение, авторитет и признание товарищей. Лидерство – это реализация оптимальной (в некотором смысле) системы внутригруппового взаимодействия (между членами группы), направленного на достижение общегрупповых целей. Может ли быть несколько лидеров в группе? Каким образом сделать лидерами значительную часть команды? Чтобы увеличить самоотдачу большинства членов коллектива, необходимо сделать лидерами большее число людей. Следует группу разбить на подгруппы (бригады, ячейки) и организовать между ними соревнование. Таким образом, индивидуальных лидеров может быть столько, сколько организовано бригад или групп.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.180.253 (0.009 с.) |