Понятие «лидерство». Отдельные аспекты лидерства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «лидерство». Отдельные аспекты лидерства



Лидерство – это, прежде всего, быть хозяином своей жизни, добиваться поставленных целей и только по­том – умение вести за собой.

Лидерство – это не руководство, как часто понимают это слово, хотя лидер может быть руководителем. Лидерство – это и не менеджмент.

Лидерство – ключ к конкурентоспособности.

Лидер (от англ. leader - ведущий) – лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удов­летворение интересов данного сообщества.

В общественной жизни лидера как центральную, наиболее авторитетную фигуру в конкретной группе лиц, можно выделить практически в каждом виде деятельности и в любой исторический период.

Термин «лидер» имеет два значения: 1) индивид, обладающий наиболее ярко выраженными, полезными (с точки зрения внутригруппового интереса) качества­ми, благодаря которым его деятельность оказывается наиболее продуктивной. Такой лидер служит образцом для подражания, своеобразным эталоном, к ко­торому должны, с точки зрения групповых ценностей, примыкать другие чле­ны группы. Влияние такого лидера основано на психологическом феномене отраженной субъективности (т.е. идеальном представлении других членов груп­пы); 2) лицо, за которым данное сообщество признает право на принятие реше­ний, наиболее значимых с точки зрения группового интереса.

Авторитет этого лидера основан на способности сплачивать, объединять дру­гих для достижения групповой цели. Такое лицо, независимо от вида лидерства (авторитарного или демократического), регулирует взаимоотношения в груп­пе, отстаивает ее ценности в межгрупповом общении, влияет на формирование внутригрупповых ценностей и в некоторых случаях символизирует их.

Понятие лидерства широко употребляется в социологии, политологии, психологии и ряде других наук о человеке и обществе. Этому феномену посвя­щены многочисленные теоретические и эмпирические исследования. Его изуче­ние имеет прагматическую направленность. В первую очередь, оно служит ба­зой для разработки методов эффективного руководства, а также отбора лидеров.

Лидерство как явление основывается на определенных объективных потреб­ностях сложноорганизованных систем. К ним относятся потребность в самоор­ганизации, упорядочении поведения отдельных элементов системы в целях обес­печения ее жизненной и функциональной способности. Такая упорядоченность осуществляется через вертикальное (управление – подчинение) и горизонталь­ное (одноуровневые связи) распределение функций и ролей, и прежде всего, через выделение управленческой функции и осуществляющих ее структур, ко­торые для своей эффективной работы требуют иерархической, пирамидальной организации.

Вершиной такой управленческой пирамиды выступает не кто иной, как лидер.

Лидер – это член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической, как правило, достаточно значимой си­туации, чтобы обеспечить организацию совместной коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели.

Лидер не назначается официально, не наделяется какими-либо адми­нистративными полномочиями и не несет юридической ответственности за со­стояние дел в группе. Это положение распространяется на любое объединение.

Лидерство – один из способов дифференциации группы в результате дея­тельности, общения и взаимодействия ее членов. Возникнув как результат об­щения и взаимодействия индивидов в составе группы, лидерство становится сложным социально-психологическим феноменом, в котором определенным образом фокусируются и проявляются важнейшие характеристики группового развития, имеющие не только психоэмоциональную, но и, в первую очередь, социальную сущность.

До настоящего времени единой теории лидерства не существует. Любое вновь возникающее течение в психологии, как правило, сопровождается либо пере­смотром, либо совершенствованием, либо манифестацией своих взглядов, как на личность, так и на ее роль в обществе. Однако все-таки в этом вопросе можно выделить основные направления. К середине прошлого столетия сложились три основных теории: «теория черт лидера», «лидерство как функции группы» (Р. Крачфилд, Д. Креч, Г. Хоманс), а также «теория лидерства как функции ситуации» (Р. Бете, Т. Вьюком, А. Харе).

«Теория черт лидера» исходит из того, что лидерами люди рождаются. Ряд врожденных свойств и характеристик индивида (сила и подвижность нерв­ных процессов, экстравертированность, способность к эмпатии – сочувствию, ярко выраженные эвристические и интеллектуальные способности), как утвер­ждают сторонники этой теории, позволяет ему занять господствующее поло­жение в любой ситуации и взять на себя роль ведущего, т.е. лидера.

Но в жизни встречается сколько угодно случаев, когда лица, отмеченные сильной волей, интеллектом и другими достоинствами, так и не стали лидера­ми. По данным Е. Дженнингс, почти в каждой группе есть члены, превосходя­щие лидеров по уму, способностям, однако они не имеют статуса лидера.

«Теория лидерства как функции группы» основывается на том, что фе­номен лидерства есть результат внутригруппового развития, все члены груп­пы в той или иной степени участники этого процесса, а лидер – это член груп­пы с наибольшим статусом, наиболее последовательно придерживающийся норм и ценностей группы.

Третья точка зрения – «Теория лидерства как функции ситуации» в настоящее время самая распространенная. Наблюдения над тем, как одни и те же лица в группах могут занимать разное положение, играя в них различ­ные социальные и межличностные роли (ребенок может быть лидером среди ребят своего двора и «отвергаемым» в классе; учитель может быть лидером в своем коллективе и «ведомым» в семье и т.д.), привели исследователей к вы­воду, что лидерство – это не столько функция личности или группы, сколько результат сложного и многопланового влияния всевозможных факторов и си­туаций.

Подход к личности с точки зрения ролей, которые периодически она играет, дал повод рассматривать различные факторы (ситуации) как пусковые момен­ты для выдвижения лидера. Отсюда и тезис, что специфика лидерства как функции ситуации и роли заключается втом, что эту роль лидеру не «дают», а он ее «берет» сам, то есть принимает на себя большую от­ветственность за выполнение групповых задач, чем все остальные.

Еще в 1950-х годах Р. Бейлс экспериментально выявил, что в каждой малой группе выдвигаются как минимум два типа лидеров: эмоциональный и инст­рументальный. Функция эмоционального лидера – обеспечение психологи­ческого климата в группе, забота об оптимальном урегулировании межлич­ностных отношений. Обычно он выступает в роли арбитра, советчика.

Инструментальный лидер – член группы, берущий на себя инициативу в специфических видах деятельности (благодаря своей особой компетентности в тех или иных вопросах) и координирующий общие усилия по достижению цели.

В организациях различают формальное и неформальное лидерство. Формаль­ное связано с установленными правилами назначения руководителя. Нефор­мальное возникает на основе личных взаимоотношений участников.

Такие лидеры могут быть выделены:

1. По содержанию деятельности:

а) лидер-вдохновитель, предлагающий программу поведения;

б) лидер-исполнитель, организатор выполнения уже заданной программы;

в) лидер, являющийся одновременно вдохновителем и исполнителем.

2. По стилю руководства:

а) авторитарный;

б) демократический;

в) совмещающий в себе элементы того и другого стиля управления.

3. По характеру деятельности:

а) универсальный, т.е. постоянно проявляющий свои качества лидера;

б) ситуативный – лидер лишь в определенных, специфических ситуациях.

 

Фактически с появлением лидера не только реорганизуется структура группы, но и изменяются ее цели и задачи. Незапрограммированное, неучтенное лидер­ство может свести на «нет» многолетний труд всех. С другой стороны, лидерство может направить по пути достижения высших результатов.

Подводя итоги данного раздела, нельзя не отметить, как велика роль ли­дерства в группе. Оно формирует не только отдельные личности, но и саму группу, ее идеалы, устремления, сами цели, пути их достижения.

 

Черты личности-лидера

Лидер не ведет за собой, а обладает набором качеств, позволяющих другим следовать за ним!

Под чертами личности следует понимать устойчивые осо­бенности человека, проявляющиеся на протяжении длительного времени и мало изменяющиеся в различных житейских ситуациях. Основными особенностями черт личности лидера являются степень выраженности (у разных людей степень вы­раженности черт различна), трансситуативность (проявление черт в различ­ных ситуациях) и измеряемость (черты личности доступны измерениям с по­мощью специализированных опросников и других тестов).

В экспериментальной психологии личности наиболее широко исследованы такие показатели, как экстраверсияинтраверсия; конформизмдоминантность; застенчивость – смелость, тревожность, ригидность, импульсивность и др.

Согласно теории черт поведение детерминировано в основном не жизненны­ми ситуациями, а индивидуальными особенностями людей. Люди различаются между собой по степени выраженности определенных личностных черт, оказы­вающих значительное влияние на поведение.

Выделяют следующие черты лидера:

самообладание, справедливость, упор­ство, прагматизм, смелость, уверенность в решениях, честность, прямолиней­ность, мужественность, хитрость, эрудицию, ум, дипломатичность, ораторские способности, общительность, организаторские способности, силу духа, энергич­ность, целеустремленность, а также наличие чувства юмора, мудрость, акку­ратность, трудолюбие, авторитетность.

Главные черты лидера – справедливость, умение постоять за другого, спло­тить коллектив. Он не просто принимает решения, а принимает их, исходя из интересов дела всего коллектива.

Конечно, нельзя рассматривать лидера как человека, обладающего всеми вышеперечисленными факторами.

Р. Столдилл выделил 5 черт, которыми должен обладать лидер:

– интеллектуальные способности;

– господство или преобладание над другими;

– уверенность в себе;

– активность и энергичность;

– знание дела.

Но оказалось, что человек, обладающий всеми этими качествами, не обяза­тельно становится лидером. В процессе последующего изучения этого вопроса исследователи выделили четыре группы лидерских качеств: физиологические, психологические, интеллектуальные и личностно-деловые. Но и эти качества не явились обязательным гарантом лидерства.

Фрэнк Карделл поставил задачу определить качества, черты характера и привычки, которые противоположны лидерству. Ниже следует перечень этих «разъединителей»:

– низкая самооценка и отсутствие уважения к себе;

– чрезмерная склонность к обману, отговоркам, оправданиям;

– картины в сознании, удерживающие нас на месте;

– неумение прощать;

– недостаточное использование своего воображения;

– пренебрежение к своему творческому потенциалу;

– потребность быть всегда правым;

– слабые коммуникативные способности: неумение слушать и говорить;

– неспособность примириться со своими страхами;

– отсутствие ясных целей;

– недостаток обязательности;

– боязнь риска;

– неспособность принять ответственность за свою жизнь;

– потеря надежды;

– недостаток мужества;

– неумение фантазировать и мечтать;

– отсутствие любви к себе;

– тщеславие.

Конечно, свои недостатки можно исправить свои недостатки, подобная практика ука­зывает возможные пути и установки формирования спортсмена-лидера, а так­же то, что лидера реально «создать», если так можно сказать, искусственно. При том, что в «естественных условиях» данный процесс занимает продолжи­тельное время, при проведении целенаправленной работы срок становления лидера можно значительно сократить.

 

Лидерство и руководство

Ошибочно как отождествлять лидерство и руководство в команде, так и про­тивопоставлять их. Назначение лидера «сверху» также является заблуждением.

Как отмечают современные исследователи, лидерство и руководство – это персонифицированные формы социального взаимодействия и интеграции всех механизмов и способов социально-психологического воздействия для достижения максимального эффекта в групповой деятельности. Если феномен лидерства по своей природе связан, прежде всего, с регулированием межличностных отноше­ний, носящих неоформленный характер, то руководство – носитель функций и средство регулирования официальных (оформленных) отношений в рамках социальной организации.

Руководство – это процесс управления трудовой деятельностью группы, осуществляемый руководителем – посредником соци­ального контроля и власти – на основе административно-правовых полномо­чий и норм общежития. В связи с этим лидерство также определяется как процесс внутренней социально-психологической самоорганизации и самоуправле­ния взаимоотношениями и деятельностью членов группы за счет индивидуаль­ной инициативы участников.

Лидер добровольно берет на себя значительно большую ответственность, чем того требует формальное соблюдение служебных предписаний или обще­принятых норм.

Лидерство – это один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы выполняют роль лидера, т.е. объеди­няют, направляют действия всей группы, которая, в свою очередь, ожидает, при­нимает и поддерживает их действия.

Из этого определения видно, что лидерство может быть как индивидуаль­ным, так и групповым. Фактически рождение лидерства, цель ли­дерства – это одна из форм духа группы, формирование группой и инди­видуальных целей на пути достижения высоких результатов.

Лидерство – это внутренняя сущность индивидуума.

Лидер в команде (теория множественности лидерства)

Каждый член группы в соответствии со своими деловыми и личностными качествами, вкладом в общее дело, развитостью чувства долга и ответственно­сти (благодаря признанию группой его заслуг и способности оказывать влияние на окружающих) занимает определенное положение в системе групповой организации.

Групповая структура с этой точки зрения представляет собой своеобразную иерархию статусов ее членов (рейтинг). Одна из важных особенностей струк­туры – гибкость и динамичность. Это значит, что для каждого члена группы всегда открыта возможность изменить, повысить свой статус, завоевать уваже­ние, авторитет и признание товарищей.

Лидерство – это реализация оптимальной (в некотором смысле) системы внутригруппового взаимодействия (между членами группы), направленного на достижение общегрупповых целей.

Может ли быть несколько лидеров в группе? Каким образом сделать ли­дерами значительную часть команды? Чтобы увеличить самоотдачу большинства членов коллектива, необходимо сделать лидерами большее число людей. Следует группу разбить на подгруппы (бригады, ячейки) и организо­вать между ними соревнование. Таким образом, индивиду­альных лидеров может быть столько, сколько организовано бригад или групп.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.042 с.)