Роль психолога, тренера и руководителя в воспитании лидера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль психолога, тренера и руководителя в воспитании лидера



Учитывая, что деятельность руководителя охватывает и такие области, где лидер не может справить­ся, эффективность руководства зависит от того, насколько руководитель в сво­ей работе опирается на лидеров, а они поддерживают его. Искусство управле­ния – это в известном смысле и умение координировать работу лидеров, опираться на них, т.е. укреплять устойчивость и жизнеспособность официаль­ной организации, умело используя и направляя в нужное русло межлич­ностные связи и отношения.

 

XIX. Власть, влияние и лидерство

1. Власть и личное влияние.

2. Взаимоотношение власти и управления.

3. Лидерство и власть. Отличия менеджера от лидера.

4. Стили лидерства и управления.

Влияние – это процесс воздействия на мысли и/или поведение других людей.

Лидерство – это способность убеждать людей в своих способностях управлять.

Личная харизма – это форма влияния на других посредством личностной привлекательности, вызывающей поддержку и признание лидерства, что обеспечивает обладателю харизмы власть над последователями.

 

1.

В связи с ликвидацией во многих случаях векового интеллектуального разрыва между руководителями и исполнителями, стала возрастать необходимость искать сотрудничества со стороны последнего, чтобы иметь возможность на него влиять.

Влияние, как уже мы отмечали, – это процесс воздействия на мысли и/или поведение других людей. Оно существует в двух формах:

убеждение, которое предполагает, что исполнитель в результате некоторых действий руководителя (лидера), принимает сформулированную им цель или мнение;

участие, когда руководитель вместо убеждения исполнителя принять цель руководителя, просто направляет усилия подчиненного и способствует свободному обмену информацией.

 

2.

В ласть и управление – это два взаимодополняющих понятия, они переплетаются, но не тождественны. Чтобы это было понятно, подчеркнем, что не может быть управления без реальной власти, но не может быть и власти, не подкрепленной реальным управлением. Власть реализуется в управлении, то есть она здесь проявляется как совокупность полномочий, компетенций, лидерства и целей.

Власть может быть реализована тогда, когда она строит управление по общей цели, опирается на полномочия, имеет информацию, необходимую для управления, пользуется авторитетом и признанием.

Власть может реализовываться по-разному. Содержание возможных вариантов реакции на воздействие, управленческое решение может быть разным. Управляемость, как фактор власти зависит от разных причин, а именно:

– потребности участия в управлении;

– качества управленческих решений;

– качества человеческих ресурсов;

– цели управления;

– соответствия типа управления конкретной обстановке;

– достаточности полномочий менеджера для решения проблем;

– авторитета менеджера;

– социально-психологической атмосферы деятельности;

– влияния внешней среды на деятельность фирмы.

А какова стратегия влияния? Другими словами, как менеджеры могут влиять на других людей? Выделим шесть общих стратегий влиянию. К ним обычно относят следующие:

1. Использование положения. Как менеджер Вы можете пытаться влиять на окружающих, используя положение и полномочия, данные Вам должностью. У военных наиболее очевидная форма этого влияния – отдача приказа. В большинстве гражданских организаций обычно принято не приказывать людям, а предлагать или просить;

2. Стратегия подталкивания (или стратегия «кнута»). Эта стратегия заключается в попытках влиять на людей посредством наказаний или угрозы наказаний по отношению к тем, кто не выполняет требования;

3. Стратегия приманивания (или стратегия «пряника»). Стратегия приманивания основывается на использовании различных доступных менеджеру источников власти: можно предложить подчиненному ресурсы, консультацию, информацию, пообещать повышение статуса или полезные связи и т.д.

4. Стратегия убеждения. Убеждение – это способ влияния на людей, основанный на призыве к разуму. Оно предполагает принятиеисполнителем, в результате некоторых действий руководителя (лидера), сформулированной им цели или мнения. Эффективность этой стратегии зависит от весомости аргументов;

5. Подготовительные стратегии. Их назначение – подготовка почвы для будущих попыток оказать влияние на людей. Вы можете попытаться наладить хорошие отношения с коллегами, проявляя дружелюбие, оказывая помощь и т.д., в надежде на то, что они будут легче подвержены Вашему влиянию в будущем;

6. Превентивные стратегии. Оказать влияние можно путем предотвращения каких-либо действий. Например, можно воспрепятствовать обсуждению вопроса на совещании, скрыть информацию, подавить разногласия и т.д. Например, можно устроить так, чтобы совещание проводилось в такое время, когда Ваши оппоненты не смогут на нем присутствовать и, таким образом, повлиять на обсуждение вопросов. Вы можете скрыть информацию, которая, по Вашему мнению, неблагоприятна для выбранного Вами курса действий.

 

3.

Стратегии влияния могут быть приемлемыми и неприемлемыми.

Со временем группы и организации, развиваются и согласовывают общепринятые нормы, формируют более или менее разделяемое представление о том, какие стратегии приемлемы, а какие недопустимы. Иногда эти нормы формализованы и имеют ясное, недвусмысленное значение, а иногда считаются само собой разумеющейся частью культуры организации. Если Вы понимаете, какие способы влияния признаются окружающими допустимыми в Вашей организации, Вам легче будет строить, поддерживать, укреплять конструктивные взаимоотношения с сотрудниками. Однако Ваши представления могут и не совпадать с теми, что имеют Ваши подчиненные о Вашей власти и влиянии. Это обязательно проявится в Ваших с ними отношениях.

3.

Руководство – это власть, реализуемая через формальные, официально закрепленные иерархические структуры, действующие по определенным правилам.

Термин «руководство» часто используется в качестве синонима понятия «управление» Можно говорить «управление организацией» и «руководство организацией». Но под руководством понимается управление только «живым» объектом – человеком, коллективом.

Лидерство – когда власть и влияние основываются не только на отношениях формальной подчиненности, но и на личных качествах лидера.

Проблема лидерства приобретает все большее значение в освоении менеджмента, что определяется, в частности, возрастанием роли человеческого фактора в управлении, усложнением управления и усилением его зависимости от факторов и ценностей человеческих отношений.

Лучший вариант лидерства заключается в совпадении менеджера и лидера в одном лице

Полномочия или положение менеджера еще не определяют его лидерства, а лишь открывают возможность появления и реализации лидерства. То есть надо понять, что не каждый менеджер автоматически становится лидером.

4.

Стиль управления определяется взаимодействием приоритетов и ориентиров в деятельности менеджера и персонала управления, это совокупность отношений к людям, отношений к делу, организации индивидуальной деятельности, образ менеджера. Стиль управления это то, из чего складывается лидерство, потому что именно в реализации определенного стиля управления возникает лидерство в качестве комплекса таких признаков, как уважение, признание и авторитет.

Выделите основные стили руководства:

– авторитарный;

– демократический,

– либеральный.

В чистом виде названные стили не существуют, и ни один стиль руководства не может считаться лучше других во всех случаях. П прежде чем выбрать соответствующий курс действий руководителю следует проанализировать сложившуюся ситуацию

 

XX. Изменения в организации

 

Организационное изменение – это перевод организации из текущего состояния в некоторое желательное в будущем состояние, позволяющее повысить ее эффективность.

Среда, в которой действует организация, постоянно меняется, и поэтому, чтобы выжить в новых условиях, ей необходимо адаптироваться к этим переменам.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.194.39 (0.01 с.)