Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лидерство и стиль управления.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Динамические процессы группы формируют феномен лидерства, обеспечивающий гармонизацию групповых отношений. Существуют различия понятий «лидер» и «руководитель». Понятие лидерства относится к характеристике психологических отношений, возникающих в группе «по вертикали», т.е. с точки зрения доминирования и подчинения. Понятие руководства относится к организации всей деятельности группы, к процессу управления ею. Эффективные лидеры не всегда являются эффективными руководителями, например в случае, когда лидер воодушевляет, мотивирует подчиненных на достижение неверно выбранной им цели. В этом случае эффективное лидерство будет сочетаться с неэффективным руководством. Возможны и другие сочетания. Человек может быть слабым лидером эффективным руководителем, особенно если он управляет работниками, четко осознавшими свои задачи и мотивированными к труду. Можно выделить следующие различия лидера и руководителя: ■ лидер в основном регулирует межличностные отношения в группе, в то время как руководитель — официальные отношения группы как некоторой социальной организации; ■ лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой и является малая группа), руководство — элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений; ■ лидерство возникает стихийно; руководитель реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем элементов социальной структуры; ■ явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство — явление более стабильное; ■ руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой санкций, которых в руках лидера нет; ■ процесс принятия решения руководителем (и вообще в системе руководства) более сложен и опосредован множеством обстоятельств и соображений, не обязательно связанных с интересами данной группы, в то время как лидер принимает решения, касающиеся групповой деятельности; ■ сфера деятельности лидера — в основном малая группа, где он является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он«представляет» малую группу в более широкой социальной системе В нормально функционирующих организациях должны быть созданы условия для формирования как лидеров, так и руководителей. Дж. Блэйк и П. Лоуренс утверждают, что разные виды деятельности требуют усиления либо лидерских (кризис, стратегические изменения), либо управленческих (текущая работа функциональных руководителей) навыков. К настоящему времени проведено более 10 тыс. исследований лидерства. Можно выделить два измерения, относительно которых группируются предложенные модели лидерства: особенности человека; характер ситуации. Особенности человека можно рассматривать исходя из двух подходов: 1) описания личностных черт лидера; 2) характеристик его поведения. Характер ситуации можно рассматривать с точки зрения ее универсальности или изменчивости. Комбинация двух измерений дает четыре качественно различных варианта моделей лидерства, представленных в табл. 3.10. Теория лидерских качеств, или структурная теория, ставит перед собой задачу выявить универсальную структуру личности эффективной лидера, определив свойственные ей черты или характеристики. Множество исследователей пыталось определить набор характеристик, делающий человека лидером. При этом они, сообразуясь с уровнем развития производства на рассматриваемом этапе, ставили на первое место то физическую силу, то интеллект.
Таблица 3.10 Классификация моделей лидерства
Так, исследования российских руководителей выявили десять основных характеристик, свойственных современному лидеру: ■ умение формировать управленческую команду; ■ стратегическое видение развития бизнеса; ■ умение управлять стратегическими изменениями в развитии бизнеса; ■ способность принимать решения в условиях неопределенности; ■ самодисциплина и организованность; ■ умение делегировать полномочия и контролировать получение необходимых результатов; ■ способность налаживать конструктивные взаимоотношения внутри коллектива; ■ умение налаживать и поддерживать конструктивные отношения внешними сторонами: ■ детальное знание бизнес-процессов и производственной специфики своей организации или отрасли; ■ способность к ведению переговоров и убеждению в правоте своих позиции. Выделяют четыре группы лидерских качеств: физиологические, психологические, интеллектуальные и личностные. Эти качества и их характеристики представлены в табл. 3.11. В целом структурный подход столкнулся с рядом неразрешимых проблем: ■ выделение оптимального набора характеристик лидера оказалось неосуществимым; ■ подход полностью игнорировал групповой контекст, в котором реализуется лидерство;
Таблица 3.11 Качества, наиболее часто встречающиеся у лидеров
■ подход не смог вскрыть причинно-следственную связь между лидерством и индивидуально-личностными особенностями (характеризуют ли определенные черты лидера или успешное лидерство формирует специфические черты); ■ в контексте данного подхода индивидуальные черты выступают как статичные образования, лишенные развития; ■ невысокая корреляция личностных черт с поведенческими проявлениями лидерства, строго говоря, не позволяет считать указанные характеристики надежными предикторами. Разочарование в структурной теории привело к выдвижению концепции «лидера без черт». Несмотря на недостатки, структурный подход неизменно вызывает интерес практического менеджмента. Даже неидеальные тесты, построенные на достижениях структурного подхода, дают возможность осуществлять профессиональный отбор лидеров. Тестирование нацелено в основном на выявление пяти характеристик, неизменно демонстрирующих высокую положительную корреляцию с успешным лидерством: ■ интеллект; ■ доминантность; ■ уверенность в себе; ■ высокий активационный (энергетический) уровень; ■ профессиональные знания и навыки, релевантные выполняемой задаче. Недостатки структурного подхода попытались преодолеть авторы теории поведенческого лидерства. Данный подход рассматривает лидерство в контексте внешнего поведения, демонстрируемого лидером, и пытается найти некоторые устойчивые совокупности поведенческих характеристик, обеспечивающие успех лидеру. Структурный подход подразумевает наличие, «готовых», статичных черт лидера, т.е. лидером нужно родиться. Поведенческий же подход рассматривает лидерство не как заданный набор особенностей личности и способностей, а как форму поведения, которую можно освоить и которой можно и нужно обучать. Именно в рамках этого подхода сформировалось понятие стиля лидерства, под которым понимается «совокупность приемов и методов, применяемых лидером с целью оказания воздействия на зависящих от него или находящихся в его подчинении людей» [33 Лютенс Ф. организационное поведение: пер. с англ. 7-е изд. М.: ИНФРА-М, 1999]. Приоритет в разработке поведенческого подхода принадлежит К.Левину, Его интересовало, как стиль поведения лидера связан эффективностью деятельности группы. Стили руководства получили обозначения, прочно укоренившиеся в социально-психологической литературе: авторитарный, демократический и попустительский. Авторитарным называют стиль, при котором лидер по отношению к ведомым действует директивно, жестко распределяя роли между членами группы, не позволяя выходить за их пределы и тщательно контролируя их работу во всех деталях. Авторитарный лидер почти все основные функции управления сосредоточивает в своих руках, не позволяя членам группы обсуждать или оспаривать действия и принимаемые им решения. Характеристиками, противоположными авторитарному стилю лидерства, обладает демократический стиль, при котором лидер старается управлять группой совместно с ведомыми (подчиненными), позволяя обсуждать свои решения, поддерживая проявляемую ими инициативу. Попустительский стиль лидерства — форма руководства, при которой лидер практически устраняется от активного управления группой и ведет себя так, как если бы он был рядовым участником. Он позволяет членам группы делать все, что им захочется, предоставляя им полную свободу действий. Рассмотренные стили имеют формальную и содержательную стороны, характеристики которых представлены в табл. 3.12.
Таблица 3.12
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 950; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.160.42 (0.008 с.) |