Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность, измерение и виды инфляции↑ Стр 1 из 23Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Инфляция - (от лат. inflatio - вздутие) - повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции цены, как правило, повышаются крайне неравномерно: одни товары дорожают стремительно, цены других сохраняют стабильность, а третьих - даже падают. Инфляции - многофакторное явление, обусловленное действием ряда причин, ведущих к нарастанию диспропорций общественного производства и оказывающих влияние на цены в сторону их повышения. Экономисты выделяют два основных типа инфляции - инфляция спроса и инфляция издержек. Первый тип инфляции связан с возникновением избыточного спроса в экономике, предъявляемого индивидуальными потребителями, компаниями и государством на товары и услуги. Инфляция спроса имеет место тогда, когда совокупный спрос выходит за пределы производственных возможностей, а производственный сектор экономики оказывается не в состоянии ответить на этот избыточный спрос увеличением реального объема продукции, поскольку все имеющиеся ресурсы труда и капитала уже полностью использованы. Появление дополнительных денег в этой ситуации обусловлено нарушением денежного обращения, денежной эмиссией. Второй тип инфляции - инфляция издержек. Она может возникнуть в результате изменения издержек и объема предложения товаров и услуг на рынке. В последние годы в высокоразвитых странах было несколько периодов, когда уровень цен рос, несмотря на то, что совокупный спрос не был избыточным. Инфляция издержек связана главным образом с ценовой политикой производителей товаров и услуг, в первую очередь с ростом номинальной заработной платы и цен на сырье и энергию. Важнейшая причина инфляции - дефицит государственного бюджета, обусловленный ростом правительственных расходов. Глубинные причины инфляции в нашей стране коренятся в низком уровне эффективности экономики, высокой материалоемкости, металлоемкости, энергоемкости и фондоёмкости продукции. Денежная реформа как метод борьбы с инфляцией, как свидетельствует исторический опыт, может привести лишь к временному решению проблемы, если она не сопровождается кардинальными мерами по реформированию неэффективной экономики. К числу этих мер относятся структурные преобразования, направленные на социальную ориентацию производства, повышение эффективности капитальных вложений. Аналогично либерализация экономики, включающая либерализацию цен, сама по себе не в состоянии остановить инфляции, если не подкрепляется широкой приватизацией предприятий, кардинальной земельной реформой, созданием стимулов, в первую очередь налоговых, для расширения производства, инвестиций, трудовой активности. Инфляция – сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства, неравновесие спроса и предложения, различная эластичность. Измеряется инфляция с помощью индекса цен (отношение цены “рыночной корзины” в данном периоде к цене аналогичной “рыночной корзины” в базовом периоде). В качестве такового могут выступать индексы ВНП, потребительских цен, оптовых цен. Критерии классификации инфляции и ее виды: 1. Темп роста цен (количественный критерий): - умеренная инфляция – цены растут менее 10 % в год, стоимость денег сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах; - галопирующая инфляция - рост цен измеряется сотнями процентов в год, контракты “привязываются” к росту цен, деньги ускоренно материализуются; - гиперинфляция – цены растут астрономическими темпами, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим. 2. Степень расхождения роста цен по различным товарным группам (сбалансированность роста цен): сбалансированная инфляция (цены различных товаров не изменены относительно друг друга) и несбалансированная инфляция (цены товаров постоянно в различных пропорциях изменяются по отношению друг к другу). 3. Ожидаемость и предсказуемость инфляции: ожидаемая и неожидаемая инфляция. Внешние проявления инфляции – повышение цен и появление излишнего количества денег. Выделяют три глубинные основные силы, приводящие к дисбалансу национального хозяйства и инфляции: 1. Государственная монополия на эмиссию бумажных денег, внешнюю торговлю, непроизводственные расходы (военные и др.), связанные с функциями современного государства. 2. Профсоюзная монополия, задающая размер и продолжительность заработной платы. 3. Монополия крупнейших фирм на определение издержек и цен. Инфляционные причины роста цен: 1. Диспропорциональность, несбалансированность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците госбюджета, если этот дефицит финансируется за счет займов в Центральном эмиссионном банке страны, т.е. за счет “печатного станка”. 2. Финансирование инвестиций методами, аналогичными пункту “1” (особенно, если это инвестиции на милитаризацию экономики). 3. Изменение структуры рынка в 20 веке из совершенной конкуренции в сторону олигополизации и монополизации. 4. Импорт инфляции (например, инфляция из-за роста цен на энергоносители в 1973 году). 5. Приобретение инфляцией самоподдерживающегося характера в результате инфляционных ожиданий. Социально-экономические последствия инфляции: 1. Обесценение потока денежных доходов. 2. Перераспределение доходов и богатства. 3. Материализация денежных средств. 4. Падение интереса к долгосрочным целям. 5. Обесценение денежных сбережений. 6. Скрытая конфискация денежных средств и падение реального процента. 7. Ухудшение управляемости национального хозяйства. Для антиинфляционного регулирования используется два типа экономической политики: 1. Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. 2. Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзиной и согласуемая с динамикой индекса цен. С середины 60-х годов стали применяться общие для всей экономики мероприятия по прямому и косвенному регулированию цен. Прямое регулирование проводилось в рамках политики доходов. Можно выделить два направления политики доходов: установление максимальных пределов роста цен и ставок заработной платы и прямой контроль над ними. Однако эффективность политики доходов оказалась ниже ожидаемой и в середине 70-х годов все развитые страны отказались от её применения. К косвенным методам воздействия на цены относятся “дефляционные” мероприятия монетарной и фискальной политики. Для смягчения социальной напряжённости и создания предела падению жизненного уровня применяются меры адаптивной политики: индексация доходов и компенсация потерь от инфляции. Однако компенсации проводятся в государственном секторе за счёт бюджета, который уже находится в состоянии дефицита. Борьба с инфляцией может быть успешной лишь тогда, когда снимаются вызвавшие её причины. Инфляция связана с деформациями на товарных и денежных рынках, которые приводят к устойчивому превышению совокупного спроса над совокупным предложением. Поэтому антиинфляционная политика государства должна включать два блока: 1) регулирование совокупного спроса; 2) регулирование совокупного предложения. Эволюция рыночного мировоззрения сформировала два направления антиинфляционной политики: кейнсианское и монетаристское. Кейнс считал, что поднять уровень предложения можно, создав с помощью государственных заказов эффективный спрос. Другим инструментом роста предложения должны стать дополнительные инвестиции, подстёгнутые дешёвым кредитом. Особенностью кейнсианских программ является углубление бюджетного дефицита. Однако дефицит бюджета на в коем случае не должен покрываться дополнительной эмиссией денег которая усугубит инфляцию. Целесообразен другой путь - прибегнуть к государственным займам, которые можно будет погасить в дальнейшем, когда страна переборет экономические болезни. Монетарные программы основаны на стимулировании роста предложения, но без дополнительных инвестиций. Они рекомендуют продавать всё, что можно - ресурсы, информацию, осуществлять разумную приватизацию. Монетарные программы обычно осуществляются в три этапа: - на первом этапе проводится конфискационная денежная реформа; - на втором сокращается бюджетный дефицит и удорожается кредит; - на третьем снижаются налоговые ставки. На первом и втором этапе снижается совокупный спрос, на третьем - стимулируется рост товарной массы. Подобные радикальные рецепты требуют больших жертв и испытаний. Инфляция последних лет протекает на фоне чрезмерного бюджетного дефицита, который инфляцию и порождает и резко усиливает. Поэтому необходимо этот дефицит убрать. Здесь возможны два пути: увеличить доходную часть за счёт роста налогов или сократить расходы государства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.80.194 (0.008 с.) |