Инфляция и антиинфляционное регулирование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инфляция и антиинфляционное регулирование



СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ ИНФЛЯЦИИ

При изучении данной темы преследуется цель изучить такое сложное социально-экономическое явление как ин­фляция, выяснить ее сущность, причины, типы и виды, последствия и методы борьбы с ней.

Понятие «инфляция» возникло после гражданской вой­ны в Северной Америке (1861—1865 гг.) Инфляция — это относительное обесценивание национальной денежной еди­ницы, которое проявляется в формах, зависящих от осо­бенностей национальной экономики.

Инфляция — есть многофакторное явление, обуслов­ленное действием ряда причин, ведущих к росту диспро­порции общественного производства и оказывающих вли­яние на цены в сторону их повышения.

Определение инфляции как переполнение каналов де- нежного обращения обесценивающимися бумажными день­гами нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и про­является в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену.

Инфляция — это дисбаланс между совокупным спро­сом и совокупным предложением. Это не означает, что повышаются обязательно все цены. Даже в периоды до­вольно быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабильными, а другие падать. Одно из главных больных мест инфляции — это то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренны­ми темпами, а третьи вовсе не поднимаются.

 

Что же можно отнести к действительно инфляционным причинам роста цен?

Во-первых, это диспропорциональность, или несбалан­сированность государственных расходов и доходов, выра­жающаяся в дефиците госбюджета.

Во-вторых, инфляционный рост цен может происхо­дить, если финансирование инвестиций осуществляется ана­логичными методами. Особенно инфляционно опасными яв­ляются инвестиции, связанные с милитаризацией эконо­мики.

В-третьих, общее повышение уровня цен связывается различными школами в современной экономической тео­рии с изменением структуры рынка в XX веке.

 

Инфляцией называется повышение уровня цен в эко­номике, продолжающееся в течение некоторого периода времени. Повышение уровня цен, инфляция, означает падение покупательной способности денег. Будучи, наряду с безработицей, проявлением макроэкономической неста­бильности, инфляция является объектом макроэкономи­ческой политики.

Ежегодные увеличения уровня цен могут быть малы­ми и постепенными (ползучая инфляция) или большими и ускоряющимися (гиперинфляция).

ФОРМЫ И ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ

Выделяют два вида: сбалансированная инфляция и несбалансированная. При первой цены различных това­ров относительно друг друга остаются низменными, а при второй — цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях.

Инфляция разделяется на ожидаемую и неожидаемую. Первая предсказывается и прогнозируется заранее, вторая — нет.

Инфляция по свободе цен подразделяется на открытую и подавленную. При открытой инфляции деятельность рыночного механизма хотя и затруднена, но сохраняется,

поэтому инфляционные процессы здесь протекают в их ес­тественной форме.

О подавленной инфляции следует сказать особо. Она порождена неверной деятельностью государства. Напри­мер, введение им временного замораживания доходов и цен, установление верхних пределов их роста; стремление удержать динамику заработной платы на уровне, не пре­вышающем темпы роста производительности труда; или даже тотальный административный контроль над ценами и доходами.

По темпам роста цен инфляцию разделяют на три типа:

1. Умеренная (ползучая) — 10% в год.

2. Галопирующая — от 20% до 200% в год.

3. Гиперинфляция — 50% в месяц.

 

Первый тип инфляции (умеренная) наименее опасен и сопровождает развитие экономики практически всех стран. Темпы умеренной инфляции обычно не превышают 10% в год.

Второй тип (галопирующая инфляция) представляется ростом цен сотнями процентов в год.

Третий тип — гиперинфляция. Она представляет собой период времени, на протяжении которого нестабильность цен становится столь значимой, что начинает доминиро­вать в повседневной жизни, приводя к дезорганизации производства и рынка, а также перераспределения дохо­дов и богатства в обществе."

Гиперинфляцией считается такое положение, в услови­ях которого годовая норма инфляции превосходит уро­вень 1000%.

 

Инфляцию можно разделить на два вида: спроса и пред­ложения.

Первая (инфляция спроса) имеет место в том случае, когда доходы населения и предприятий растут быстрее ре­ального объема товаров и услуг. Повышенный избыточный спрос приводит к завышенным ценам на реальный посто­янный объем продукции и вызывает инфляцию спроса.

Второй вид — инфляция предложения или издержек производства, где рост цен объясняется возрастанием из­держек источника инфляции, обусловленной ростом из­держек, — это увеличение заработной платы или повыше­ние цен на сырье и энергию.

Инфляция производителей гораздо сложнее инфляции спроса, так как правительство в данном случае встает пе­ред дилеммой: либо увеличить спрос для стимулирования производства, что чревато еще большим обострением инф­ляции и скачком цен; либо бездействовать, что приведет к глубокому спада, который может вернуть к прежнему уров­ню, но это обернется для экономики значительной потерей реального выпуска.

В последнее время экономисты стали выделять особый новый вид инфляции — стагфляцию. Как известно, стагфляция — одновременное возрастание общего уровня цен, сокращение объемов производства и, следовательно, увеличение безработицы. Стагфляция тесно связана с инф­ляцией предложения и спроса. А причинами является струк­турное несовершенство рынка и отсутствие конкуренции, так как у монополий нет стимулов для снижения издержек.

 

Способы измерения инфляции. Существует три спосо­ба измерения инфляции.

· Первый способ — измерение с помощью индекса цен. Используется индекс цен валового национального продукта, индивидуальных потребительских цен и индивидуальных оптовых цен. Для вычисления ин­декса берут соотношение между совокупной ценой опреде­ленного набора товаров и услуг («рыночной корзиной»), выражается в процентах.

· Второй способ определения силы инфляционных про­цессов — измерение темпов инфляции за год, но можно рассматривать и более короткие периоды (месяцы или квар­талы) или более длинные (десятилетия). Для вычисления темпов инфляции за год нужно вы­честь индекс цен прошедшего года из индекса цен этого года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100%. Если темп инфляции полу­чится отрицательным, значит, наблюдалась дефляция (па­дение цен).

· Третий способ — это вычисление «по правилу величи­ны 70». Правило помогает быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен: надо только разделить число 70 на темп ежегодного увеличения уров­ня цен в процентах.

 

Инфляцию измеряют при помощи показателя, который называется темпом (уровнем) инфляции. Темп инфля­ции показывает рост (прирост) уровня цен и рассчитыва­ется с помощью индексов цен.

Темп инфляции в текущем году:

Темп инфляции =(I2-I1)/ I2*100%,

где I1 и I2 соответственно индексы цен за два сравниваемых года

Одной из серьезных проблем инфляции является нерав­номерность роста цен на различные товары. Если на одни товары цены могут сильно вырасти, то на другие они растут медленнее и с запозданием. Как правило, с наибольшим опоз­данием начинают расти ставки заработной платы.

 

 

Типовая задача 1:

Численность занятых составляет 90 млн. человек. Численность безработных – 10 млн. человек.

А) рассчитайте уровень безработицы;

Б) месяц спустя из 90 млн. человек, имевших работу, были уволены 0,5 млн. человек; 1 млн. человек из числа официально зарегистрированных безработных прекратили поиски работы. Определить каковы теперь:

1) численность занятых;

2) количество безработных;

3) уровень безработицы.

 

Типовая задача 2:

В таблице приведены индексы цен по годам:

Год Индекс цен Уровень инфляции (в %)
    - - - -

 

Рассчитайте уровень (темп) инфляции для каждого года. Использую «правило величины 70», определите количество лет, необходимых для удвоения уровня цен (в качестве знаменателя последовательно принимайте рассчитанные ранее темпы для каждого года).

 


МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОВОКУПНОГО СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ, МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ.

Совокупный спрос — это реальный объём национального производства, который потребители предприятия фирмы и правительство государств готовы купить при любом возможном уровне цен.

Анализ показал, что нисходящий характер кривой совокупного спроса нельзя объяснить эффектом дохода. Он вызван другими эффектами:

1) Эффект процентной ставки – когда уровень цен повышается то возрастают процентные ставки, что приводит к сокращению потребительских расходов и инвестиций, а следовательно и совокупного спроса. Чем больше уровень цен, тем меньше уровень спроса.

2) Эффект богатства – при более высоком уровне цен реальная стоимость или покупательская способность накопленных финансовых активов уменьшаются. В этом случае население сократит свои расходы и спрос упадёт.

3) Эффект импортных закупок – при повышении уровня отечественных цен уменьшается спрос со стороны зарубежных потребителей на данный товар.

Факторы смещающие кривую спроса вправо или влево:

1) Изменение потребительских расхолдов, которое в свою очередь зависит от:

· от благосостояния потребителей

· от ожидания потребителей

· от задолженостей потребителей

· от уровня налогообложения.

2) Изменение в инвестиционных расходах, которые в свою очередь зависят от:

· процентных ставок

· ожидаемой прибыли от инвестиций

· налоговой политики

· технологии

3) Изменение в государственных расходах.

4) Изменение в расходах на чистый объём экспорта, которые в сою очередь зависят от:

· национального дохода в зарубежных странах

· валютных курсов

Совокупное предложение показывает уровень реального объёма производства при каждом возможном уровне цен.

Форма кривой зависит от того, что происходит с издержками на единицу продукции а, следовательно, и с ценами;

Кривая совокупного предложения состоит из трех отрезков:

1 – кейнсианский, здесь есть недоиспользование ресурсов, безработица, производство может расти при неизменных ценах.

2 – промежуточный, в производстве появляются узкие места и соответственно используются менее совершенное оборудование, издержки увеличиваются, растут цены.

3 – вертикальный отрезок, полная занятость, реальный объём производства находится на максимальном уровне, если даже происходит рост уровня цен, в ответ производство не изменяется, поскольку все ресурсы уже задействованы.

Факторы сменяющие кривую предложения вправо и влево:

1) Изменение цен на ресурсы.

2) Наличие внутренних ресурсов.

3) Цены на импортные ресурсы.

4) Господство на рынке.

5) Изменение в производительности.

6) Изменение правовых норм, например, налогового законодательства и регламентированное государственное регулирование;

Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложение определяет равновесный уровень цен и равновесный реальный объем национального производства.

 


ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ.

Экономическое развитие – эволюция производительных сил общества и производственных отношений Экономическое развитие идёт, как правило, на базе расширенного производства.

Динамика экономического развития трудно измеряема и не всегда подаётся полной оценке. Примером показателей экономического развития могут быть показатели экономического роста и показатели качества жизни. Отсутствие экономического роста не есть отсутствие экономического развития.

Экономический рост может изменяться в физическом и стоимостном выражении.

Стоимостные показатели экономического роста решают проблему соизмеримости различных видов продукции, однако в этом случае появляется проблема выявления инфляционной составляющей При использовании натуральных показателей трудно решить проблему соизмерения..

Показателями экономического роста являются объёмы ВНП и ВВП, темпы их роста, а объем и темп роста национального дохода. Иногда в качестве показателей темпа роста используются показатели объема производства и темпа роста по отдельным отраслям производства и аналогичные показатели в расчете на душу населения.

Советская макроэкономическая теория экономического роста.

Эту теорию условно можно разбить на три этапа:

1) 30 –60 -е года – экономисты считали, что высокие темпы развития и роста, объективно присуще плавной экономики. Они основывалась на представлении о неограниченном росте источников сырья и рабочей силы. Это было отражение экстенсивного развития, по которому шла страна в первые пятилетки.

2) 60-70-е годы эта теория обосновала переход к интенсивному пути развития.

Основным фактором такого развития считался научно-технический прогресс. Началась реформирование экономики (1965 г. Косыгинские реформы), но реформы не пошла. Они были отторгнуты системой.

3) 80-е годы, теория нового качества экономического роста. По этой теории повышение темпов экономического роста должно сопровождаться:

· снижением трудовых, капитальных и материальных затрат, на базе внедрения ресурсных технологий.

· Создание продукции с высокими потребительскими свойствами.

· Должны были появиться социальные приоритеты экономического роста.

Однако и эти теоретически верные возрения не были реализованы командно-административной системой.

БЮДЖЕТ И НАЛОГИ

В Х1Х веке считали, что экономика существует только, как рыночная система. (Существует по Смиту “невидмая рука”). Современные экономисты считают, что для успеха функционирования экономики нужны и не рыночные регуляторы. Они необходимы для осуществления следующих функций:

· гарантий прав частной собственности

· производства так называемых общественных благ.

· для обеспечения конкурентной среды и борьбы с монополиями.

· для принятия мер против макроэкономических колебаний.

· для принятиям мер по корректировки рыночного распределения доходов.

· государство само становится организатором производства в стратегических и малоприбыльных отраслях.

Частные и государственные сектора обладают разной эффективностью: в частном неэффективность ведёт к потери собственной прибыли, а в государственном ложиться на плечи налогоплательщикам.

Для того, чтобы проводить свою деятельность государство должно иметь некие ресурсы: государственный доход получается за счёт налогов. Доходы и расходы государства объединены в понятие государственного бюджета. Если расходы больше доходов, то наблюдается дефицит государственного бюджета, когда дефицит накапливается и образуется государственный долг.

Если расходы меньше доходов, то имеется профицит бюджета.

Величена бюджетного дефицита не должна превышать более двух или трёх процентов ВНП.

Способы методы и инструменты государственного регулирования рыночной экономики

I. Способы:

1. Экономические;

2. Административные;

3. Судебные.

 

II. Методы:

1. Прямые:

а) ограничение чистого бизнеса;

б) государственное предпринимательство.

 

2. Косвенные:

а) кредитно-денежные;

б) налоговые (фискальная политика – фиск-казна);

в) бюджетные;

г) индикативное планирование.

 

III. Инструменты:

1. Для прямого регулирования:

а) лицензирование;

б) регистрация;

в) регламентация;

г) антимонопольные запреты;

д) лимиты цен;

е) квотирование;

ж) минимизация зарплаты

з) планы и программы;

и) стандарты;

к) государственные инвестиции

 

2.Для методов косвенного регулирования:

а) учетная ставка;

б) резервная ставка;

в) операции открытого рынка;

г) синьораж;

(df) Доход, извлекаемый государством в результате выпуска в обращение дополнительного количества денег, инфляционный налог.

д) валютные интервенции;

е) кредитные льготы;

ж) налоговые ставки;

з) таможенные пошлины;

-

Восемьдесят процентов государственного бюджета наполняется за счёт налога.

Налоги – обязательные платежи физических и юридических лиц взимаемые государством. Во всех государствах налоги выполняют следующие функции:

1) Фискальную.

2) Распределительную.

3) Стимулирующую.

4) Регулирующую.

Фискальная – формирует денежный запас для выполнения государственных функций.

Распределительная – при помощи налоговой системы государство перераспределяет национальный доход в пользу тех или иных групп населения.

Стимулирующая функция заключается в том, что налоговыми ставками и льготами государство пытается стимулировать научно-технический прогресс, где это более важно.

Регулирующая функция заключается в изменении условий налогообложения для достижения неких поставленных государством целей.

Существуют три стратегии налогообложения:

1) Пропорциональная.

2) Прогрессивная.

3) Регрессивная.

Элементы процесса уплат

Принципы налогообложения:

1) Обязательство.

2) Стабильность основных видов налогов.

3) Равнонапряжённость – равномерное распределение налогового времени так, чтобы относительная налоговая нагрузка была равномерной.

Элементы процесса уплаты налогов:

1) «У источника» - изъятия налога до получения дохода у владельца.

2) «По декларации» – взимание налога после получения дохода владельцем.

3) По кадастру.

Налоги бывают прямые и косвенные. Прямые налоги – налоги взымаемые государством непосредственно с доходов или с имущества налогоплательщика. Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, которые фиксируются в виде надбавки к цене или тарифу.

Материалы для самостоятельной работы по теме 4

Вопросы для обсуждения и закрепления материала



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.146.172 (0.116 с.)