Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Лидерство в подростковом возрасте↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Содержание 1. Введение Глава 1. Лидерство в подростковом возрасте. 1.1. Определение понятия лидерство и его классификация 1.2. Теории лидерства 1.2.1. Теория черт 1.2.2. Концепции харизматического лидерства 1.2.3. Факторно-аналитическая и ситуационная модели лидерства 1.3. Особенности подросткового возраста 1.4. Структура подростковых объединений и особенности взаимоотношений в них 1.5. Лидерство в подростковом возрасте Выводы по первой главе Глава 2. Характеристика выборки и методов исследования 2.1. Методологические принципы и характеристика выборки исследования 2.2. Характеристика методик исследования 2.3. Характеристика методов математической статистики Глава 3. Характеристика результатов исследования 3.1. Изучение индивидуально личностных особенностей и лидерских качеств испытуемых 3.2. Изучение отношения подростков к сверстникам с разными лидерскими качествами 3.3. Изучение различий лидерских качеств у испытуемых разного пола 3.4. Изучение отношения к подросткам-лидерам разного пола Выводы Заключение Список литературы Введение. В современном обществе интерес к проблеме лидерства связан с тем, что все чаще и чаще на предприятиях и в неформальных объединениях стали нужны люди, способные повести за собой. Сейчас на первый план выходят такие качество как решительность, конкурентоспособность, организованность, инициативность, способность повести за собой. Все эти качества закладываются и воспитываются в подростковом возрасте. Тогда, когда ребенок в группе своих друзей учиться организовывать и направлять деятельность этой группы, учиться принимать решения не только за себя, но и за группу, учится быть ответственным. Для собственной успешности ребенок должен обладать не только теми знаниями и умениями, которые помогут заявить ему собственную позицию, но помогут успешно реализовываться в выбранной деятельности. Теории и практике выявления лидерства посвящены работы: Ю.П.Платонова, А.Н. Лутошкина. Стили лидерства раскрыты в работах А. Аграшенко, Н.И. Шевандрина. Особую значимость представляют исследования, посвященные деятельности детских объединений. Вопросы истории, организации и функционирования детских объединений рассматриваются в работах И.И. Фришмана, А.Н. Лутошкина, В.Б. Сбитнева, А. Тришкина. Основное исследование их работ направлено на изучение воспитательной функции детских организаций, на вопросы подготовки подростка к работе в детском объединении, на вопрос социализации личности подростка. Анализ теоретических источников позволяет сделать вывод о том, что в психологической литературе освещены основные положения и подходы к изучению различных аспектов лидерства Цель работы – изучение отношения к одноклассникам с лидерскими качествами в подростковом возрасте Гипотезы исследования – 1. Лидерские качества взаимосвязаны с отношением окружающих к подростку, чем сильнее выраженность лидерства, тем положительнее отношение. 2. Существуют особенности в психологическом портрете лидеров разного пола. Задачи: 1. Изучить индивидуально личностные характеристики и лидерские способности у подростков, а так же отношение подростков друг к другу 2. Изучить взаимосвязь лидерских особенностей с отношением окружающих к подростку 3. Изучить особенности лидерских качеств у подростков разного пола.
Предмет: лидерские качества подростков и отношение к ним Объект: подростки Методики: 1) Диагностика лидерских способностей (Е.Жариков, Е.Крушельницкий) 2) 16-ти факторный личностный опросник Кеттелла. 3) Экспресс самооценка лидерства 4) Диагностика функционального лидерства в малых группах 5) Методика личностного дифференциала(вариант, адаптированный в НИИ им. В.М. Бехтерева)
Практическая значимость данной работы может представлять интерес для лиц, непосредственно работающих с подростками в формальных и неформальных объединениях. Знание особенностей становления лидеров-подростков, их взаимоотношения с группой, различия между лидерами разного пола позволит выстроить программу работы наиболее эффективно и комфортно, что позволит достичь наибольшего взаимопонимания между группой и лидером, а так же добиться наибольших успехов в практикуемой деятельности.
ГЛАВА 1. ЛИДЕРСТВО В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Теории лидерства
Теория черт
Теория черт или теория лидерских качеств является наиболее ранним подходом в изучении и объяснении лидерства. Первые исследователи пытались выявить те качества, которые отличают «великих людей» от масс. Исследователи верили, что лидеры имели какой-то уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличавших их от нелидеров. Исходя из этого подхода, ученые пытались определить лидерские качества, научиться измерять их и использовать для выявления лидеров. Этот подход базировался на вере в то, что лидерами рождаются, а не становятся. В этом направлении были проведены сотни исследований, породивший предельно длинный список выявленных лидерских качеств. Р. Стогдилл в 1948 г. и Р. Манн в 1959 г. попытались обобщить и сгруппировать все ранее выявленные лидерские качества. Так, Стогдилл пришел к выводу, что в основном пять качеств характеризуют лидера: ум или интеллектуальные способности; господство или преобладание над другими; уверенность в себе; активность и энергичность; знание дела.[2] Однако эти пять качеств не объясняли появление лидера. Многие люди с этими качествами так и оставались последователями. Манна постигло аналогичное разочарование. Среди семи личностных качеств лидера, которые он выявил, ум являлся лучшим предсказателем того, что его обладатель будет лидером. Однако практика этого не подтвердила. Несмотря на это, изучение лидерских качеств было продолжено вплоть до середины 80-х гг. наиболее интересный результат был получен известным американским консультантом У. Беннисом, исследовавшим 90 успешных лидеров и определившим следующие четыре группы лидерских качеств: управление вниманием, или способность так представить сущность результата, цели или действий, чтобы это было привлекательным для последователей; управление значением, способность так передать значение идеи, чтобы она была понятна и принята последователями; управление доверием, или способность построить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных; управление собой, или способность настолько хорошо знать и вовремя признавать свои слабые и сильные стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей. Последующее изучение привело к выделению четырех групп лидерских качеств: физиологические, психологические или эмоциональные, умственные или интеллектуальные, и личностные деловые. К физиологическим относят такие качества человека, как рост, вес, сложение или фигура, внешний вид или представительность, энергичность движений и состояние здоровья. Конечно, в какой-то степени может существовать связь между наличием этих качеств и лидерством. Однако быть физически выше и крупнее, чем средний человек в группе, еще не дает никакого права быть в ней лидером. Примеры многих людей подтверждают факт того, что индивиды с отклонениями в меньшую сторону могут вырасти до размеров очень влиятельных фигур Психологические качества, такие как смелость, независимость, инициативность, честность, работоспособность и т. д. проявляются на практике главным образом через характер человека. Изучение их взаимосвязи с лидерством привело к появлению очень длинного списка этих качеств. Большинство из них так и не получило подтверждения практикой своей связи с лидерством. Изучение умственных качеств и их связи с лидерством проводилось многими учеными, и в общем их результаты совпадают в том, что уровень этих качеств у лидеров выше, чем у нелидеров. К этому, видимо привело то, что успех лидера во многом зависит от его способностей и умения решать проблемы и принимать правильные решения. Однако последующие исследования показали, что корреляция между этими качествами и лидерством достаточно мала. Так, если средний интеллектуальный уровень последователей невысок, то быть для лидера слишком умным значит сталкиваться с множеством проблем. Личностные деловые качества носят в большей степени характер приобретенных и развитых у лидера навыков и умений в выполнении своих функций. Их значимость для успеха возрастает по уровням организационной иерархии. Однако точное их измерение затруднено. Еще не удалось доказать, что эти качества являются определяющими для эффективного лидерства. Так, например, деловые качества, сделавшие кого-то лидером в коммерческом банке, вряд ли пригодятся для лидерства в исследовательской лаборатории или в театре. Теория черт обладает рядом недостатков. Во-первых, перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконечным. По этой причине стало невозможно создать «единственно верный» образ лидера. Во-вторых, по различным причинам, таким, например, как неудача в поиске путей измерения многих лидерских качеств, а также в силу непризнания возможных различий в зависимости от организации или ситуации, не удалось установить тесную связь между рассмотренными качествами и лидерством и помочь практическому выявлению последнего. Суммируя сказанное, можно сделать заключение, что подход, изучающий лидерские качества, несомненно, интересен, но, к сожалению, до сих пор не очень помог практике. Инструкция к тесту Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «да» или «нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь над высказываниями. Если сомневаетесь, все-таки сделайте отметку на «+» или «-» («а» или «б») в пользу того альтернативного ответа, к которому вы больше всего склоняетесь. Сумма баллов за ответы подсчитывается с помощью ключа к опроснику. За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает один балл, в ином случае – 0 баллов. Обработка данных Производится с помощью ключа — бланка. Подсчитываются значения О (оценки), С (силы), А (активности). Их максимальные значения могут колебаться от +21 до –21. По нашей версии их количественные уровни могут иметь следующие значения. 17-21 — высокий уровень; 8-16 — средний уровень; 7 и менее — низкий уровень. Интерпретация факторов ЛД Фактор оценки (О) свидетельствует об уровне самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой. Низкие значения фактора (О) указывают на критическое отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем достижений, особенностями личности, на недостаточный уровень принятия самого себя. Особенно низкие значения этого фактора при самооценке свидетельствуют о возможных невротических или иных проблемах, связанных с ощущением малой ценности своей личности. При использовании ЛД для измерения взаимных оценок фактор (О) интерпретируется как свидетельство уровня привлекательности, которым обладает один человек в восприятии другого. При этом положительные (+) значения этого фактора соответствуют предпочтению, оказываемому объекту оценки, отрицательные (-) — его отвержению. Фактор силы (с) в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Его высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. Особенно низкие оценки свидетельствуют и указывают на астенизацию и тревожность. Во взаимных оценках фактор (с) выявляет отношения доминирования-подчинения, как они воспринимаются субъектом оценки. Фактор активности (а) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. Положительные (+) значения указывают на высокую активность, общительность, импульсивность; отрицательные (-) — на интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Во взаимных оценках отражается восприятие людьми личностных особенностей друг друга.[20] Рисунок 3.1. Средние данные по индивидуально личностным особенностям подростков. На рисунке 3.1. представлены данные о личностных особенностях подростков. Исходя из этих данных, можно сказать, что подросткам присущи такие качества как: открытость (М=6,8), эмоциональная устойчивость (М=6,3), высокая нормативность поведения (М=6,6), высокий самоконтроль (М=6,5). То есть для данной выборки подростков присущи эмоциональная открытость, общительность, естественность, хорошая контактность, при этом подростки обладают высоким уровнем самоконтроля, регуляции своего поведения, и стремятся вести себя соответственно общепринятым нормам. Однако необходимо отметить, что все эти показатели хоть и являются повышенными, попадают в границы среднестатистической нормы - или средней выраженности – 4-7 стен. То сеть, мы можем сказать, что в подгруппе нет ярко выраженных присущих всем подросткам черт личности. Ниже в таблице 3.1. представлены средние данные по трем методикам, изучающим лидерские качества испытуемых подростков, из которых первые две (Е. Жарикова и экспресс-диагностика) направлены на самооценку своих лидерских способностей, а методика функционального лидерства изучает лидерские качества испытуемого с точки зрения группы. Таблица 3.1. Данные о лидерских способностях подростков.
Исходя из данных полученных по всем трем методикам, у подростков наблюдается средний уровень развития лидерских способностей. По методике Е. Жарикова средний балл = 30,20- качества лидера выражены средне, при этом необходимо отметить, что, не смотря на то что в группе присутствуют значения, указывающие на слабую выраженность лидерских способностей (минимум =20), предельно низких значений по данной методике нет. Так же мы можем видеть, что в группе присутствуют испытуемые с показателями лидерства близкого к полному доминированию – диктату. Экспресс-диагностика – самооценка лидерских способностей, так же выявила средний уровень лидерских способностей (М=4,51)., при этом в отличие от предыдущего метода у подростков не обнаружено значений предельно высоких (Максимум =8 баллов из 10). Диагностика функционального лидерства, своего рода социометрия, выявила в группе в среднем «предпочитаемый» статус лидерства (М=37,55%) – средний уровень. Для более подробного рассмотрения лидерских качеств подростков нами был проведен частотный анализ испытуемых с разными уровнями выраженности лидерских качеств, по всем трем методикам. Как видно на рисунке 3.2 по методике Е. Жарикова и Е. Крушельского получилось, что у 69% испытуемых подростков наблюдается средний уровень лидерских качеств, то есть подавляющее большинство подростков отмечают у себя среднюю выраженность лидерских способностей; 17% - подростков обладают низким уровнем лидерских качеств, то есть они не склоны к управлению окружающими и не стремятся к этому; у 12% подростков обнаружен высокий уровень лидерских способностей, то есть именно эта часть выборки стремиться к власти, и способна управлять окружающими, вести их за собой; 2% выборки – это подростки стремление к власти которых критически высоко, это испытуемые которые стремятся к собственному диктату и беспрекословному подчинению себе окружающих. Рисунок 3.2. Количественное соотношение подростков с различными уровнями лидерских способностей по методике «Диагностика лидерских способностей» (Е.Жариков, Е.Крушельницкий).
Согласно самооценке лидерских способностей 64% испытуемых обладают средним уровнем выраженности лидерских качеств, 27% - подростки с низким уровнем лидерства, и лишь 9% подростков обладают высокими лидерскими качествами. Рисунок 3.3. Количественное соотношение подростков с различными уровнями лидерских способностей по методике «Экспресс самооценка лидерских способностей». То есть, исходя из оценки подростками своих способностей, большинство испытуемых (более 60%) определяют у себя среднюю выраженность лидерских способностей. Рисунок 3.2. Количественное соотношение подростков с различными уровнями лидерских способностей по методике «Диагностика функционального лидерства».
Исходя из оценки группы, 83% испытуемых набрали 20-50% выборов, то есть они считаются «предпочитаемыми» со средними лидерскими качествами; 13 % испытуемых – являются выраженными лидерами (10%- функциональными, и 3% универсальными); 4% -подростков аутсайдеры. Рисунок 3.4. Средние показатели по методике «Личностного дифференциала».
С помощью методики личностного дифференциала было изучено общее отношение испытуемых друг к другу. Исходя из полученных результатов, можно сказать, что в среднем подростки оценивают друг друга средне низко (оценка=2,93), по шкале «сила» так же балл занижен (М=2,75), средний показатель по шкале активность (М=3,58). Таблица 3.2. Корреляционный анализ индивидуально личностных особенностей, отношения подростков и их лидерских качеств с оценкой их функционального лидерства.
Примечание: Фактор А: «замкнутость – общительность»; Фактор В: интеллект;Фактор Е: «подчиненность-доминантность»; Фактор Н: «робость – смелость»; Фактор L: «доверчивость – подозрительность»;Фактор Q2: «конформизм – нонконформизм».
Как мы можем видеть функциональное лидерство коррелирует с множеством изучаемых показателей, и все связи прямые: Со шкалами методики Кеттела функциональное лидерство коррелирует с «открытостью» (p<0,05), «вербальным интеллектом» (p<0,05), «доминантностью» (p<0,01), «смелостью» (p<0,01), «подозрительностью» (p<0,01) и «нонконформизмом» (p<0,001). Поскольку все взаимосвязи прямые, соответственно функциональное лидерство тем сильнее выражено, чем ярче проявляются вышеперечисленные качества. То есть, группа чаще в лидеры выбирает сверстников, обладающих высоко развитыми интеллектуальными способностями, открытых, смелых, стремящихся к доминированию, власти, подозрительных и не починающихся влиянию окружения. Корреляция функционального лидерства (объективного показателя) с данными о лидерских качествах, полученных с помощью других методик, говорит о том, что эти данные можно считать объективными и соответствующими реальности. То есть, подростки адекватно оценивают свои лидерские качества, их самооценка соответствует действительной оценке лидерства испытуемого группой (p<0,001). Функциональное лидерство так же коррелирует со всеми шкалами личностного дифференциала с достоверностью выше 99%. То есть, отмечается положительное отношение подростков к сверстникам, которых они сами определяют лидерами.
Примечание: ( P<0,001; = P<0,01; ¾P<0,05)Фактор А: «замкнутость – общительность»; Фактор В: интеллект; Фактор Е: «подчиненность-доминантность»; Фактор Н: «робость – смелость»; Фактор L: «доверчивость – подозрительность»; Фактор N: «прямолинейность -дипломатичность»; Фактор Q1: «консерватизм – радикализм»; Фактор Q2: «конформизм – нонконформизм» Рисунок 3.5. Корреляционная плеяда отношения к подросткам с их лидерскими и личностными особенностями.
На рисунке 3.5. представлена корреляционная плеяда, построенная по обнаруженным достоверным взаимосвязям отношения подростков друг к другу с их личностными особенностями и лидерскими качествами. Как мы можем видеть все шкалы, которые характеризуют отношение подростков к сверстникам, взаимосвязаны с лидерскими качествами и индивидуально личностными особенностями. Шкала активность коррелирует с уровнем лидерских способностей изучаемых по методике «Диагностика лидерских способностей» (p<0,01), то есть, чем сильнее у подростка выражены лидерские качества, тем более активным он представляется своим сверстникам. Шкала оценки, непосредственно отражающая отношение подростков друг к другу, и шкала сила коррелируют с самооценкой лидерских качеств (p<0,01), а так же с множеством личностных характеристик:с общительностью, интеллектом, доминантностью, смелостью, подозрительность, дипломатичностью, радикализмом и нонконформизмом. Все взаимосвязи прямые, таким образом, чем сильнее выражены вышеперечисленные личностные качества, тем лучше отношение к испытуемому со стороны сверстников.
Таблица 3.4. Сравнительный анализ индивидуально личностных особенностей подростков разного пола.
Примечание: Фактор А: «замкнутость – общительность»; Фактор В: интеллект; Фактор С: «эмоциональная нестабильность -эмоциональная стабильность»; Фактор Е: «подчиненность-доминантность»; Фактор F: «сдержанность – экспрессивность»; Фактор G: «низкая нормативность поведения – высокая нормативность поведения»; Фактор Н: «робость – смелость»; Фактор I: «жесткость – чувствительность»; Фактор L: «доверчивость – подозрительность»; Фактор М: «практичность – мечтательность»; Фактор N: «прямолинейность -дипломатичность»; Фактор О: «спокойствие – тревожность»; Фактор Q1: «консерватизм – радикализм»; Фактор Q2: «конформизм – нонконформизм»; Фактор Q3: «низкий самоконтроль – высокий самоконтроль»
Исходя из результатов сравнительного анализа, можно сказать, что группы подростков разного пола достоверно различаются, по индивидуально личностным характеристикам, а так же по лидерским качествам и отношению сверстников. У девушек достоверно сильнее выражены такие качества, как: общительность, вербальный интеллект, экспрессивность, смелость, дипломатичность, радикализм, высокий самоконтроль (степень значимости см. таб. 3.4). У юношей ярче проявляются такие качества, как: высокий самоконтроль, подозрительность, мечтательность, тревожность, эмоциональная стабильность. Юноши и девушки различаются по выраженности лидерских качеств, а именно: исходя из данных по самооценке лидерства и оценки функционального лидерства у девушек более ярко выражены лидерские способности (p<0,01), чем у юношей. Таким образом, мы можем сказать, что девушки обладают более высоко развитыми лидерскими качествами.
Рисунок 3.6. Корреляционная плеяда по группе девушек. Как мы можем видеть на рисунке 3.6. функциональное лидерство и самооценка лидерских качеств напрямую взаимосвязаны с рядом личностных особенностей, а именно с: доминантностью, общительностью, самоконтролем, нонконформизмом, смелостью и подозрительностью (p<0,05-0,001; см. рис. 3.6). То есть, чем сильнее выражены данные качества удевушке, тем большим лидером она является для группы и тем выше она оценивает свои лидерские способности. Так же самооценка лидерских качеств девушками взаимосвязана с их радикальностью и интеллектом, чем выше развиты данные качества, тем сильнее девушка считает себя лидером. У юношей обнаружено пять достоверных взаимосвязей, две с самооценкой лидерских качеств и три с функциональным лидерством (см. рис. 3.7)
Примечание: ( P<0,001; = P<0,01; ¾P<0,05) Рисунок 3.7. Корреляционная плеяда по группе юношей. Как можно видеть, функциональное лидерство у юношей, коррелирует с самооценкой лидерских качеств (p<0,05 связь прямая) То есть юноши, как и девушки адекватно оценивают свои лидерские способности, соразмерно оценке лидерства группой. Так же функциональное лидерство прямо коррелирует с отношением подростков к юноше, по шкале сила, то есть чем сильнее юноша кажется группе, тем сильнее его лидерство в группе (p<0,05). Функциональное лидерство тем сильнее, чем более подозрителен юноша (p<0,05). Самооценка лидерских качеств юношами коррелирует прямо с их нормативностью поведения и с самоконтролем (связи прямые p<0,01 и 0,05). То есть чем выше у юноши развиты моральные принципы и самоконтроль, тем сильнее он оценивает свои лидерские способности.
ВЫВОДЫ 1. У подростков в нашем исследовании выражены такие качества, как: эмоциональная открытость, общительность, естественность, хорошая контактность, при этом подростки обладают высоким уровнем самоконтроля, регуляции своего поведения, и стремятся вести себя соответственно общепринятым нормам. Исходя из данных полученных по всем трем методикам, у подростков наблюдается средний уровень развития лидерских способностей. По методике Е. Жарикова и Е. Крушельского получилось, что у 69% испытуемых подростков наблюдается средний уровень лидерских качеств; 17% - подростков обладают низким уровнем лидерских качеств; у 12% подростков обнаружен высокий уровень лидерских способностей; 2% выборки – это подростки стремление к власти, которых критически высоко. Согласно самооценке лидерских способностей подростками 64% испытуемых обладают средним уровнем выраженности лидерских качеств, 27% - подростки с низким уровнем лидерства, и лишь 9% подростков обладают высокими лидерскими качествами. Исходя из оценки группы, 83% испытуемых набрали 20-50% выборов, то есть они считаются «предпочитаемыми» со средними лидерскими качествами; 13 % испытуемых – являются выраженными лидерами (10%- функциональными, и 3% универсальными); 4% -подростков аутсайдеры. С помощью методики личностного дифференциала было изучено общее отношение испытуемых друг к другу. Исходя из полученных результатов, можно сказать, что в среднем подростки оценивают друг друга низко (оценка=2,93), по шкале «сила» так же балл занижен (М=2,75), средний показатель по шкале активность (М=3,58). 2. Группа чаще в лидеры выбирает сверстников, обладающих высоко развитыми интеллектуальными способностями, открытых, смелых, стремящихся к доминированию, власти, подозрительных и не починающихся влиянию окружения. Подростки адекватно оценивают свои лидерские качества, их самооценка соответствует действительной оценке лидерства испытуемого группой (p<0,001).Шкала активность коррелирует с уровнем лидерских способностей изучаемых по методике «Диагностика лидерских способностей» (p<0,01), то есть, чем сильнее у подростка выражены лидерские качества, тем более активным он представляется своим сверстникам. Шкала оценки и шкала сила коррелируют с самооценкой лидерских качеств (p<0,01), а так же с множеством личностных характеристик: с общительностью, интеллектом, доминантностью, смелостью, подозрительность, дипломатичностью, радикализмом и нонконформизм. Все взаимосвязи прямые, таким образом, чем сильнее выражены вышеперечисленные личностные качества, тем лучше отношение к испытуемому со стороны сверстников. 3. Подростки разного пола достоверно различаются, по индивидуально личностным характеристикам, а так же по лидерским качествам и отношению сверстников. У девушек достоверно сильнее выражены такие качества, как: общительность, вербальный интеллект, экспрессивность, смелость, дипломатичность, радикализм. У юношей ярче проявляются такие качества, как: высокий самоконтроль, подозрительность, мечтательность, тревожность, эмоциональная стабильность. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Лидер – это личность, которую выделяет группа, на основании выполняемых ею функций, способная воздействовать на группы для интеграции деятельности, которая направлена на удовлетворение потребностей и интересов. Для выяснения отношения к одноклассникам с лидерскими качествами в подростковом возрасте нами было проведено исследование, гипотезами которого было: 1. Лидерские качества взаимосвязаны с отношением окружающих к подростку, чем сильнее выраженность лидерства, тем положительнее отношение. 2. Существуют особенности в психологическом портрете лидеров разного пола. Гипотеза подтверждена. Таким образом, можно говорить, что лидерство в подростковом возрасте связано с отношением окружающих к подростку-лидеру, и чем сильнее лидерство, тем положительнее отношение и что в портрете лидеров разного пола существуют особенности. Данные из работы могут быть интересны и важны для построения программ работы с лидерами и группами в различных учреждениях и объединениях подростков.
Список литературы: 1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. –СПб., 1998 2. Андреева Г.М. Социальная психология. –М., 2000 3. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. //Н.П. Аникеева. Изд. 2-е. –М., 2000 4. Белкин А.С. Основы возрастной психологии. –М., 2001 5. Бендас Т.В. психология лидерства. –СПб., 2009 6. Вачков И.В. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников. –СПб., 2009 7. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечепуренко В.Н. Социология. –М., 2000 8. Выготский Л.С. Педология подростка. –М.,1994 9. Дъяченко М.И. Психологический словарь справочник.- М., 2001 10. Кон И.С. Дружба. –М.,1987 11. Кон И.С. Психология ранней юности. –М., 1984 12. Корниенко Н.А. Социальная психология. – Новосибирск,2004 13. Крайг Г. психология развития. –СПб., 2005 14. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. –М., 2001 15. Маейрс Д. Социальная психология.-СПб.,1997 16. Мухина В.С. Возростная психология. –СПб,2003 17. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологических теорий. – М., 2003 18. Петровская Л.А. Компетентность в общении. –М., 1989 19. Платонов Ю.П. Путь к лидерству. –СПб., 2006 20. Посохова С.Т., Соловьева С.Л. настольная книга практического психолога. –СПб., 2008 21. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. –СПб., 2002 22. Сбитнева В.Б. Развитие лидерских качеств подростков в детском общественном объединении /Дополнительное образование и воспитание №9/ -М., 2009 23. Тетерский С.В. Искусство вести за собой. Тренинги и занятия по формированию у юношества социальной инициативности и лидерских качеств. –М., 2007 24. Тимонин А.И., Тимонина Л.И. Школа лидера: цикл учебно-развлекающих занятий для старшеклассников областного лагеря старшеклассников имени А.И. Лукошкина «Комсорг» - Н. Новгород, 2008 25. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. СПб., 1996 26. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. –М.,2002 27. Циркин С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. –СПб.,1999 28. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. –М.,2006 29. Щекин Г.В. Как эффективно управлять людьми. –К., 1999 30. Эльконин Д.Б. Психология игры. –СПб.,1997 Содержание 1. Введение Глава 1. Лидерство в подростковом возрасте. 1.1. Определение понятия лидерство и его классификация 1.2. Теории лидерства 1.2.1. Теория черт 1.2.2. Концепции харизматического лидерства 1.2.3. Факторно-аналитическая и ситуационная модели лидерства 1.3. Особенности подросткового возраста 1.4. Структура подростковых объединений и особенности взаимоотношений в них 1.5. Лидерство в подростковом возрасте Выводы по первой главе Глава 2. Характеристика выборки и методов исследования 2.1. Методологические принципы и характеристика выборки исследования 2.2. Характеристика методик исследования 2.3. Характеристика методов математической статистики Глава 3. Характеристика результатов исследования 3.1. Изучение индивидуально личностных особенностей и лидерских качеств испытуемых 3.2. Изучение отношения подростков к сверстникам с разными лидерскими качествами 3.3. Изучение различий лидерских качеств у испытуемых разного пола 3.4. Изучение отношения к подросткам-лидерам разного пола Выводы Заключение Список литературы Введение. В современном обществе интерес к проблеме лидерства связан с тем, что все чаще и чаще на предприятиях и в неформальных объединениях стали нужны люди, способные повес
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 2500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.22.184 (0.017 с.) |