Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отношение к подросткам-лидерам разного пола↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Мы провели корреляционный анализ с целью изучить взаимосвязь функционального лидерства с отношением подростков и личностными особенностями юношей и девушек, а так же для сравнения этих взаимосвязей у подростков разного пола. В ходе корреляционного анализа были обнаружены следующие данные (см. рис.3.6-7): Девушки и юноши различаются по количеству обнаруженных достоверных взаимосвязей функционального лидерства, а так же самооценки лидерских качеств с отношением к ним подростков и с личностными особенностями. Так же обнаружено, что большинство взаимосвязей функционального лидерства с отношением к сверстникам и личными качествами у девушек так же верны и по отношению к самооценке лидерства (см. рис 3.6). Итак, у девушек функциональное лидерство достоверно прямо взаимосвязано с отношением к ним сверстников (со всеми показателями: оценкой, силой, активностью) достоверность выше 99%. Так же функциональное лидерство напрямую коррелирует с самооценкой лидерства (p<0,001), то есть чем выше девушки оценивают свои лидерские качества, тем больше их считают лидерами сверстники.
Примечание: ( P<0,001; = P<0,01; ¾P<0,05) Рисунок 3.6. Корреляционная плеяда по группе девушек. Как мы можем видеть на рисунке 3.6. функциональное лидерство и самооценка лидерских качеств напрямую взаимосвязаны с рядом личностных особенностей, а именно с: доминантностью, общительностью, самоконтролем, нонконформизмом, смелостью и подозрительностью (p<0,05-0,001; см. рис. 3.6). То есть, чем сильнее выражены данные качества удевушке, тем большим лидером она является для группы и тем выше она оценивает свои лидерские способности. Так же самооценка лидерских качеств девушками взаимосвязана с их радикальностью и интеллектом, чем выше развиты данные качества, тем сильнее девушка считает себя лидером. У юношей обнаружено пять достоверных взаимосвязей, две с самооценкой лидерских качеств и три с функциональным лидерством (см. рис. 3.7)
Примечание: ( P<0,001; = P<0,01; ¾P<0,05) Рисунок 3.7. Корреляционная плеяда по группе юношей. Как можно видеть, функциональное лидерство у юношей, коррелирует с самооценкой лидерских качеств (p<0,05 связь прямая) То есть юноши, как и девушки адекватно оценивают свои лидерские способности, соразмерно оценке лидерства группой.
Так же функциональное лидерство прямо коррелирует с отношением подростков к юноше, по шкале сила, то есть чем сильнее юноша кажется группе, тем сильнее его лидерство в группе (p<0,05). Функциональное лидерство тем сильнее, чем более подозрителен юноша (p<0,05). Самооценка лидерских качеств юношами коррелирует прямо с их нормативностью поведения и с самоконтролем (связи прямые p<0,01 и 0,05). То есть чем выше у юноши развиты моральные принципы и самоконтроль, тем сильнее он оценивает свои лидерские способности.
ВЫВОДЫ 1. У подростков в нашем исследовании выражены такие качества, как: эмоциональная открытость, общительность, естественность, хорошая контактность, при этом подростки обладают высоким уровнем самоконтроля, регуляции своего поведения, и стремятся вести себя соответственно общепринятым нормам. Исходя из данных полученных по всем трем методикам, у подростков наблюдается средний уровень развития лидерских способностей. По методике Е. Жарикова и Е. Крушельского получилось, что у 69% испытуемых подростков наблюдается средний уровень лидерских качеств; 17% - подростков обладают низким уровнем лидерских качеств; у 12% подростков обнаружен высокий уровень лидерских способностей; 2% выборки – это подростки стремление к власти, которых критически высоко. Согласно самооценке лидерских способностей подростками 64% испытуемых обладают средним уровнем выраженности лидерских качеств, 27% - подростки с низким уровнем лидерства, и лишь 9% подростков обладают высокими лидерскими качествами. Исходя из оценки группы, 83% испытуемых набрали 20-50% выборов, то есть они считаются «предпочитаемыми» со средними лидерскими качествами; 13 % испытуемых – являются выраженными лидерами (10%- функциональными, и 3% универсальными); 4% -подростков аутсайдеры. С помощью методики личностного дифференциала было изучено общее отношение испытуемых друг к другу. Исходя из полученных результатов, можно сказать, что в среднем подростки оценивают друг друга низко (оценка=2,93), по шкале «сила» так же балл занижен (М=2,75), средний показатель по шкале активность (М=3,58). 2. Группа чаще в лидеры выбирает сверстников, обладающих высоко развитыми интеллектуальными способностями, открытых, смелых, стремящихся к доминированию, власти, подозрительных и не починающихся влиянию окружения. Подростки адекватно оценивают свои лидерские качества, их самооценка соответствует действительной оценке лидерства испытуемого группой (p<0,001).Шкала активность коррелирует с уровнем лидерских способностей изучаемых по методике «Диагностика лидерских способностей» (p<0,01), то есть, чем сильнее у подростка выражены лидерские качества, тем более активным он представляется своим сверстникам. Шкала оценки и шкала сила коррелируют с самооценкой лидерских качеств (p<0,01), а так же с множеством личностных характеристик: с общительностью, интеллектом, доминантностью, смелостью, подозрительность, дипломатичностью, радикализмом и нонконформизм. Все взаимосвязи прямые, таким образом, чем сильнее выражены вышеперечисленные личностные качества, тем лучше отношение к испытуемому со стороны сверстников.
3. Подростки разного пола достоверно различаются, по индивидуально личностным характеристикам, а так же по лидерским качествам и отношению сверстников. У девушек достоверно сильнее выражены такие качества, как: общительность, вербальный интеллект, экспрессивность, смелость, дипломатичность, радикализм. У юношей ярче проявляются такие качества, как: высокий самоконтроль, подозрительность, мечтательность, тревожность, эмоциональная стабильность. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Лидер – это личность, которую выделяет группа, на основании выполняемых ею функций, способная воздействовать на группы для интеграции деятельности, которая направлена на удовлетворение потребностей и интересов. Для выяснения отношения к одноклассникам с лидерскими качествами в подростковом возрасте нами было проведено исследование, гипотезами которого было: 1. Лидерские качества взаимосвязаны с отношением окружающих к подростку, чем сильнее выраженность лидерства, тем положительнее отношение. 2. Существуют особенности в психологическом портрете лидеров разного пола. Гипотеза подтверждена. Таким образом, можно говорить, что лидерство в подростковом возрасте связано с отношением окружающих к подростку-лидеру, и чем сильнее лидерство, тем положительнее отношение и что в портрете лидеров разного пола существуют особенности. Данные из работы могут быть интересны и важны для построения программ работы с лидерами и группами в различных учреждениях и объединениях подростков.
Список литературы: 1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. –СПб., 1998 2. Андреева Г.М. Социальная психология. –М., 2000 3. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. //Н.П. Аникеева. Изд. 2-е. –М., 2000 4. Белкин А.С. Основы возрастной психологии. –М., 2001 5. Бендас Т.В. психология лидерства. –СПб., 2009 6. Вачков И.В. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников. –СПб., 2009 7. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечепуренко В.Н. Социология. –М., 2000 8. Выготский Л.С. Педология подростка. –М.,1994 9. Дъяченко М.И. Психологический словарь справочник.- М., 2001 10. Кон И.С. Дружба. –М.,1987 11. Кон И.С. Психология ранней юности. –М., 1984 12. Корниенко Н.А. Социальная психология. – Новосибирск,2004 13. Крайг Г. психология развития. –СПб., 2005 14. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. –М., 2001 15. Маейрс Д. Социальная психология.-СПб.,1997
16. Мухина В.С. Возростная психология. –СПб,2003 17. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологических теорий. – М., 2003 18. Петровская Л.А. Компетентность в общении. –М., 1989 19. Платонов Ю.П. Путь к лидерству. –СПб., 2006 20. Посохова С.Т., Соловьева С.Л. настольная книга практического психолога. –СПб., 2008 21. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. –СПб., 2002 22. Сбитнева В.Б. Развитие лидерских качеств подростков в детском общественном объединении /Дополнительное образование и воспитание №9/ -М., 2009 23. Тетерский С.В. Искусство вести за собой. Тренинги и занятия по формированию у юношества социальной инициативности и лидерских качеств. –М., 2007 24. Тимонин А.И., Тимонина Л.И. Школа лидера: цикл учебно-развлекающих занятий для старшеклассников областного лагеря старшеклассников имени А.И. Лукошкина «Комсорг» - Н. Новгород, 2008 25. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. СПб., 1996 26. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. –М.,2002 27. Циркин С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. –СПб.,1999 28. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. –М.,2006 29. Щекин Г.В. Как эффективно управлять людьми. –К., 1999 30. Эльконин Д.Б. Психология игры. –СПб.,1997
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.166.207 (0.01 с.) |