Отношение к подросткам-лидерам разного пола 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отношение к подросткам-лидерам разного пола



Мы провели корреляционный анализ с целью изучить взаимосвязь функционального лидерства с отношением подростков и личностными особенностями юношей и девушек, а так же для сравнения этих взаимосвязей у подростков разного пола.

В ходе корреляционного анализа были обнаружены следующие данные (см. рис.3.6-7):

Девушки и юноши различаются по количеству обнаруженных достоверных взаимосвязей функционального лидерства, а так же самооценки лидерских качеств с отношением к ним подростков и с личностными особенностями.

Так же обнаружено, что большинство взаимосвязей функционального лидерства с отношением к сверстникам и личными качествами у девушек так же верны и по отношению к самооценке лидерства (см. рис 3.6).

Итак, у девушек функциональное лидерство достоверно прямо взаимосвязано с отношением к ним сверстников (со всеми показателями: оценкой, силой, активностью) достоверность выше 99%.

Так же функциональное лидерство напрямую коррелирует с самооценкой лидерства (p<0,001), то есть чем выше девушки оценивают свои лидерские качества, тем больше их считают лидерами сверстники.

 

Примечание: ( P<0,001; = P<0,01; ¾P<0,05)

Рисунок 3.6. Корреляционная плеяда по группе девушек.

Как мы можем видеть на рисунке 3.6. функциональное лидерство и самооценка лидерских качеств напрямую взаимосвязаны с рядом личностных особенностей, а именно с: доминантностью, общительностью, самоконтролем, нонконформизмом, смелостью и подозрительностью (p<0,05-0,001; см. рис. 3.6). То есть, чем сильнее выражены данные качества удевушке, тем большим лидером она является для группы и тем выше она оценивает свои лидерские способности.

Так же самооценка лидерских качеств девушками взаимосвязана с их радикальностью и интеллектом, чем выше развиты данные качества, тем сильнее девушка считает себя лидером.

У юношей обнаружено пять достоверных взаимосвязей, две с самооценкой лидерских качеств и три с функциональным лидерством (см. рис. 3.7)

 

Примечание: ( P<0,001; = P<0,01; ¾P<0,05)

Рисунок 3.7. Корреляционная плеяда по группе юношей.

Как можно видеть, функциональное лидерство у юношей, коррелирует с самооценкой лидерских качеств (p<0,05 связь прямая) То есть юноши, как и девушки адекватно оценивают свои лидерские способности, соразмерно оценке лидерства группой.

Так же функциональное лидерство прямо коррелирует с отношением подростков к юноше, по шкале сила, то есть чем сильнее юноша кажется группе, тем сильнее его лидерство в группе (p<0,05).

Функциональное лидерство тем сильнее, чем более подозрителен юноша (p<0,05).

Самооценка лидерских качеств юношами коррелирует прямо с их нормативностью поведения и с самоконтролем (связи прямые p<0,01 и 0,05). То есть чем выше у юноши развиты моральные принципы и самоконтроль, тем сильнее он оценивает свои лидерские способности.

 


 

ВЫВОДЫ

1. У подростков в нашем исследовании выражены такие качества, как: эмоциональная открытость, общительность, естественность, хорошая контактность, при этом подростки обладают высоким уровнем самоконтроля, регуляции своего поведения, и стремятся вести себя соответственно общепринятым нормам. Исходя из данных полученных по всем трем методикам, у подростков наблюдается средний уровень развития лидерских способностей. По методике Е. Жарикова и Е. Крушельского получилось, что у 69% испытуемых подростков наблюдается средний уровень лидерских качеств; 17% - подростков обладают низким уровнем лидерских качеств; у 12% подростков обнаружен высокий уровень лидерских способностей; 2% выборки – это подростки стремление к власти, которых критически высоко. Согласно самооценке лидерских способностей подростками 64% испытуемых обладают средним уровнем выраженности лидерских качеств, 27% - подростки с низким уровнем лидерства, и лишь 9% подростков обладают высокими лидерскими качествами. Исходя из оценки группы, 83% испытуемых набрали 20-50% выборов, то есть они считаются «предпочитаемыми» со средними лидерскими качествами; 13 % испытуемых – являются выраженными лидерами (10%- функциональными, и 3% универсальными); 4% -подростков аутсайдеры. С помощью методики личностного дифференциала было изучено общее отношение испытуемых друг к другу. Исходя из полученных результатов, можно сказать, что в среднем подростки оценивают друг друга низко (оценка=2,93), по шкале «сила» так же балл занижен (М=2,75), средний показатель по шкале активность (М=3,58).

2. Группа чаще в лидеры выбирает сверстников, обладающих высоко развитыми интеллектуальными способностями, открытых, смелых, стремящихся к доминированию, власти, подозрительных и не починающихся влиянию окружения. Подростки адекватно оценивают свои лидерские качества, их самооценка соответствует действительной оценке лидерства испытуемого группой (p<0,001).Шкала активность коррелирует с уровнем лидерских способностей изучаемых по методике «Диагностика лидерских способностей» (p<0,01), то есть, чем сильнее у подростка выражены лидерские качества, тем более активным он представляется своим сверстникам. Шкала оценки и шкала сила коррелируют с самооценкой лидерских качеств (p<0,01), а так же с множеством личностных характеристик: с общительностью, интеллектом, доминантностью, смелостью, подозрительность, дипломатичностью, радикализмом и нонконформизм. Все взаимосвязи прямые, таким образом, чем сильнее выражены вышеперечисленные личностные качества, тем лучше отношение к испытуемому со стороны сверстников.

3. Подростки разного пола достоверно различаются, по индивидуально личностным характеристикам, а так же по лидерским качествам и отношению сверстников. У девушек достоверно сильнее выражены такие качества, как: общительность, вербальный интеллект, экспрессивность, смелость, дипломатичность, радикализм. У юношей ярче проявляются такие качества, как: высокий самоконтроль, подозрительность, мечтательность, тревожность, эмоциональная стабильность.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Лидер – это личность, которую выделяет группа, на основании выполняемых ею функций, способная воздействовать на группы для интеграции деятельности, которая направлена на удовлетворение потребностей и интересов.

Для выяснения отношения к одноклассникам с лидерскими качествами в подростковом возрасте нами было проведено исследование, гипотезами которого было: 1. Лидерские качества взаимосвязаны с отношением окружающих к подростку, чем сильнее выраженность лидерства, тем положительнее отношение.

2. Существуют особенности в психологическом портрете лидеров разного пола.

Гипотеза подтверждена.

Таким образом, можно говорить, что лидерство в подростковом возрасте связано с отношением окружающих к подростку-лидеру, и чем сильнее лидерство, тем положительнее отношение и что в портрете лидеров разного пола существуют особенности.

Данные из работы могут быть интересны и важны для построения программ работы с лидерами и группами в различных учреждениях и объединениях подростков.

 

Список литературы:

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. –СПб., 1998

2. Андреева Г.М. Социальная психология. –М., 2000

3. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. //Н.П. Аникеева. Изд. 2-е. –М., 2000

4. Белкин А.С. Основы возрастной психологии. –М., 2001

5. Бендас Т.В. психология лидерства. –СПб., 2009

6. Вачков И.В. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников. –СПб., 2009

7. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечепуренко В.Н. Социология. –М., 2000

8. Выготский Л.С. Педология подростка. –М.,1994

9. Дъяченко М.И. Психологический словарь справочник.- М., 2001

10. Кон И.С. Дружба. –М.,1987

11. Кон И.С. Психология ранней юности. –М., 1984

12. Корниенко Н.А. Социальная психология. – Новосибирск,2004

13. Крайг Г. психология развития. –СПб., 2005

14. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. –М., 2001

15. Маейрс Д. Социальная психология.-СПб.,1997

16. Мухина В.С. Возростная психология. –СПб,2003

17. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологических теорий. – М., 2003

18. Петровская Л.А. Компетентность в общении. –М., 1989

19. Платонов Ю.П. Путь к лидерству. –СПб., 2006

20. Посохова С.Т., Соловьева С.Л. настольная книга практического психолога. –СПб., 2008

21. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. –СПб., 2002

22. Сбитнева В.Б. Развитие лидерских качеств подростков в детском общественном объединении /Дополнительное образование и воспитание №9/ -М., 2009

23. Тетерский С.В. Искусство вести за собой. Тренинги и занятия по формированию у юношества социальной инициативности и лидерских качеств. –М., 2007

24. Тимонин А.И., Тимонина Л.И. Школа лидера: цикл учебно-развлекающих занятий для старшеклассников областного лагеря старшеклассников имени А.И. Лукошкина «Комсорг» - Н. Новгород, 2008

25. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. СПб., 1996

26. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. –М.,2002

27. Циркин С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. –СПб.,1999

28. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. –М.,2006

29. Щекин Г.В. Как эффективно управлять людьми. –К., 1999

30. Эльконин Д.Б. Психология игры. –СПб.,1997



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.012 с.)