Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные убеждения и суждения

Поиск

Социальные убеждения и суждения — мощнейший фактор, определяющий социальное поведение индивида в тех или иных обстоятельствах жизни. В огромной мере социоповедение индивида зависит от того, как люди интерпретируют (объясняют) других. Наши заключения о поступках людей очень важны: ведь этим определяются наши реакции и решения относительно других. Люди интерпретируют других людей, а социальные психологи интерпретируют интерпретацию этих людей. Д. Майерс и другие американские социопсихологи активно эксплуатируют так называемую теорию атрибуции, или теории приписывания. Эта теория, как они считают, объясняет поведение людей. Одна из концепций теории приписывания состоит в следующем. Люди объясняют поведение других людей, приписывая причину действий либо внутренней природе человека (свойства характера, мотивы, установки), либо внешним ситуациям.

На самом же деле эти различия между внутренними и внешними причинами поведения часто стерты (ситуации действительно влияют на внутреннюю природу того, что наделено активностью: шар катится
и потому, что он круглый, и потому, что его толкнули, и это относится отнюдь не только к неодушевленным предметам). Тем не менее, социальные психологи обнаружили, что люди часто приписывают поведение других либо их внутренней природе, либо ситуации.

Выявился ряд и других интересных закономерностей, в соответствии с которыми люди интерпретируют поведение других. Так, было замечено, что многие с необычайной легкостью делают
заключения о чертах личности других людей. Обращено внимание на то, что приписывания почти сплошь и рядом рационалистичны, т.е. психология здравого смысла часто объясняет поведение других с логической точки зрения. Было обнаружено, что в обыденных интерпретациях люди часто не
принимают в расчет иные возможные причины поведения, если уже акие-то правдоподобные из них известны.

Социопсихологи установили также, что люди нередко приходят к заключению, будто намерения и внутренняя природа другого человека соответствует его поведению. Это так называемая теория соответ-
ствующих предположений, или теория предубеждения соответствия.

Немало интересного выявлено и в том, что касается распространенных ошибок, связанных с феноменом приписывания. Так, одной из фундаментальных ошибок приписывания считают тенденцию наблюдателей недооценивать ситуационную и переоценивать внутреннюю природу другого. Все, однако, происходит наоборот, когда дело касается самого наблюдателя. Другими словами, мы часто объясняем свое собственное поведение с точки зрения ситуации, но при этом считаем, что другие сами несут ответственность за свое
поведение. Это очень точно иллюстрируется той лексикой, какой мы пользуемся в подобного рода ситуациях. Когда мы объясняем собственные поступки, то обычно используем глаголы, которые характеризуют наши реакции («Меня это раздражает...»). Интерпретируя же кого-то другого, мы чаще используем прилагательные, характеризующие этого человека («Он раздражительный»).

Ошибки приписывания совершаются отчасти потому, что, наблюдая за чьим-либо действием, мы концентрируем свое внимание именно на этой личности, а ситуация остается относительно незаметной. Когда же мы действуем, наше внимание обычно направлено на то, на что мы реагируем, и ситуация проявляется более явно. Поэтому мы более чувствительны к ситуативным влияниям на нас. Когда социальную информацию можно проинтерпретировать по-разному, большой вес имеет предубеждение. Мы менее критичны к информации, если она поддерживает предпочитаемые нами выводы. Интерпретация событий самым непосредственным образом зависит от восприятия, и этим можно успешно пользоваться для манипулирования интерпретациями. Эксперименты с фотографиями одного и того же человека, показанные одновременно с сопроводительной информацией о том, кто этот человек (герой или преступник), убедительно подтвердили такую зависимость. Иначе говоря, если у нас есть убеждение, оно влияет на то, как мы воспринимаем всю другую, относящуюся к делу информацию.

Социопсихологами подмечен и такой феномен, который получил название «стойкость убеждений». Суть его в том, что когда основа нашего убеждения дискредитируется, объяснение, почему убеждение могло бы быть истинным, остается.

Многочисленные психологические эксперименты показали, что чем тщательнее мы проверяем свои теории и объясняем, почему они могли бы быть истинными, тем в большей степени становимся закрытыми для информации, которая способна пошатнуть наше мнение. Неверное мнение о других людях или даже о себе может продолжать существовать даже после его дискредитации.

Социальные установки

 

Под установкой принято понимать благоприятную или неблагоприятную оценочную реакцию на что-либо или на кого-либо, которая выражается в мнениях, чувствах, а также в целенаправленном поведении. Установка— это неосознаваемая готовность к действию. Психологи считают, что любое воздействие на человека можно рассматривать с точки зрения теории установки. Когда оно имеет социальную природу, то говорят о социально-психологической природе установки. Понимание механизма действия установок облегчается пониманием действия принципа так называемой доминанты. Психофизиологам хорошо известно, что деятельность человека во многом определяется доминантой — устойчивым очагом повышенной возбудимости в коре и подкорке головного мозга. Это есть то самое таинственное «что-то», что мешает человеку или, напротив, заставляет его предпринимать какие-либо действия в определенных ситуациях.

Считается, что доминанта в своем развитии проходит три стадии.На первой стадии доминанта возникает под влиянием внутренних химико-биологических процессов, с одной стороны, и внешних раздражителей — с другой. В качестве поводов для подпитки доминанта привлекает самые раздражители.

На второй стадии из прежнего множества действующих возбуждений доминанта выбирает группу, которая для нее особенно «интересна», в результате чего образуется условный рефлекс.

На третьей стадии между доминантой и внешним раздражителем устанавливается прочная связь, так что раздражитель будет вызывать и подкреплять ее. Внешняя среда содержит определенные сигналы, на которые обязательно реагирует соответствующая доминанта. Доминантный очаг обладает рядом специфических свойств:

— устойчивостью во времени;

— способностью, с одной стороны, как бы притягивать к себе раз- яичные внешние раздражители, а с другой — подпитываться ими;

— господством одной доминанты в конкретный интервал времени (минуты, часы, а в некоторых особых случаях — месяцы и годы);

— ослаблением доминанты в связи с ее естественным разрешением. Доминанта — объективно существующий механизм человеческого мышления и поведения. Тем не менее, человек способен осознавать, корректировать прежние и создавать новые доминанты.

Принято различать понятия «установка» и «социальная установка», несмотря на схожесть слов, раскрывающих их содержание: «склонность», «направленность», «готовность». В рамках общей психологии под установкой действительно понимается состояние готовности субъекта к определенной активности, что обусловливается действием двух факторов:

—потребностью субъекта;

— соответствующей объективной ситуацией.

Установка бывает ситуативная и фиксированная. Последняя есть закрепленная в случае повторения ситуации настроенность на поведение для удовлетворения данной потребности в данной ситуации.

В социальной психологии под социальной установкой понимается определенное состояние сознания и нервной системы, организованное и основанное на предшествующем опыте и выражающее готовность к peajmum. (В западной социальной психологии вместо термина «социальная установка» применяется термин «атгмтюд».) В большинстве определений установки подчеркиваются три главных элемента:

1) убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки);

2) эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная, аффективная составляющая);

3) соответствующая реакция, которая, в частности, может отражаться в поведении (поведенческая составляющая).

Полагают, что социальная установка выполняет важные для субъекта функции. Эти функции следующие:

адаптивная (утилитарная): установка направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;

когнитивная: установка дает упрощенные указания о способе поведения по отношению к конкретному объекту;

регулятивная: установка выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения;

защитная: установка способствует разрешению внутренних конфликтов личности;

стабилизирующая: установка определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер деятельности, обеспечивает сохранность ее направленности в непрерывно изменяющихся
ситуациях;

автомативная: установка освобождает субъекта от необходимости принимать решения и сознательно контролировать деятельность в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях;

ригидная: установка выступает как фактор инертности, косности деятельности, затрудняющей приспособление к новым ситуациям.

Установка может быть направлена на различные факторы деятельности, в частности на ее цель, мотив, условие.

Вопрос о том, определяют ли установки поведение, вызывает к жизни иной — основополагающий — вопрос о природе человека: какая связь существует между тем, что у нас на душе, и тем, что мы творим и действительности? Какая связь между мыслью и действием, характером и поведением, личным миром и общественными делами?

Многочисленными остроумными психологическими, экспериментами было доказано и то, что установки определяют поведение, и то, что установки на самом деле ничего не меняют. Противоречия в тгом нет, просто помимо установок наше поведение подвержено многим другим влияниям. Один социальный психолог насчитал 40 различных факторов, осложняющих взаимосвязь «установка —поведение». И, пожалуй, самый важный из таких факторов: в условиях повседневной жизни люди нередко выражают установки, которых сами не придерживаются. Люди порой говорят то, что, как им кажется, от них хотят услышать другие. Выявлен и эффект так называемой агрегации: воздействие установки на поведение становится более очевидным, когда рассматривается личность или поведение в целом, а не отдельные поступки.

Взаимодействие социальной установки и поведения представляет собой достаточно сложный, далеко не однозначный феномен, о чем свидетельствуют проведенные специалистами эксперименты, те или иные конкретные жизненные ситуации.

В эксперименте был отправлен письменный запрос в 251 ресторан и отель: «Не согласитесь ли Вы принять в качестве гостей китайцев?» Ответило 128 заведений. Только один ответ 6ШПоложительным; 92% ответивших предложение отвергли. К тому времени автор эксперимента (Ла-Пьер) вместе с очаровательной парой китайских молодоженов уже в течение полугода колесили по всей стране, где повсюду встречали радушный прием, за исключением одного- единственного случая. Феномен получил название «парадокс Ла- Пьера» — расхождение между социальной установкой (негативное отношение к китайцам) и реальным поведением хозяев отелей.

Показательна следующая ситуация. В Палате представителей США во время общего голосования ее члены абсолютным большинством голосов приняли решение о повышении своего жалованья. Несколько минут спустя при поименном голосовании тот же самый билль почти тем же большинством голосов был провален.

M. Рокич высказал идею о том, что у субъекта существуют одновременно два типа социальной установки: на объект и на ситуацию. Включаться в действие может то один из них, то другой, но могут и оба сразу. Этим, возможно, и объясняется «парадокс Ла-Пьера».

В другой концепции (Д. Кац, Э. Стотленд) высказана мысль о том, что в разных ситуациях может проявляться то когнитивный, то аффективный компоненты социальной установки. Выявлено три условия, при которых установки предсказывают поведение. Во-первых, это происходит, если удается свести до минимума другие влияния на утверждения, отражающие установки людей, и на их поведение; во-вторых, если установки в точности соответствуют изучаемому поведению. И наконец, лучше предсказывает поведение сильная установка.

Зачастую люди действуют автоматически, не раздумывая, согласно своему привычному шаблону. Такая бездумная реакция является адаптивной, что дает возможность человеческому уму заниматься другим делом. При новой ситуации поведение людей становится не таким автоматическим. Шаблон исчезает. Они думают, прежде чем совершить какой-то поступок.

Выявлено, что люди, хотя бы на несколько мгновений вспоминавшие свое прежнее поведение, выражали установки, которые лучше предопределяли их будущее поведение. Значит, установки, приходя нам на ум, направляют наше поведение. Люди, осознающие самих себя, обычно ладят со своими установками.

Установка, как было отмечено раньше, подразумевает оценку. Установка — это Сйязь, создаваемая человеком, между объектом и его оценкой. Когда связь прочна, столкновение с объектом вызывает Соответствующую установку. Чем сильнее будет связь, тем сильнее становится установка. Впоследствии ситуация может автоматически вызывать определенную установку. Тем не менее люди вырабатывают свои установки таким образом, что иногда они действуют, а иногда — нет. Если установки рождаются как результат жизненного опыта, они скорее всего будут закреплены и станут определять поступки.

Таким образом, общепризнано, что установки определяют поведение. Это верно, что люди иногда отстаивают то, во что верят, но верно и то, что люди верят в то, что отстаивают.

Психологические эксперименты показывают, что установки не могут определять поведение, если внешние воздействия сильнее внутренней убежденности.

Социальные стереотипы

Социальным стереотипом считается относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта — группы, человека, события, явления и т.п. Стереотипы — это общие мнения о распределении
rex или иных черт в группах людей. Например, «Уверенность в себе чаще наблюдается у мужчин, чем у женщин», «Политики — лгуны» Итальянцы эмоциональные».

Стереотип складывается обычно в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта и представлений, принятых и социуме, очень часто предвзятых. Чем менее близки между собой шоди, тем больше они руководствуются в своих отношениях стереотипами. Или чем меньше группа, чем менее она влиятельна, тем больше се члены оперируют стереотипами.

Социальный стереотип далеко не всегда точен. Возникая в условиях ограниченной информации об объекте, стереотип может оказаться ложным и выполнять консервативную, а то и реакционную роль,
искажая знания людей и серьезно деформируя межличностные взаимодействия.

Наличие социального стереотипа играет существенную роль в оценке мира. Он позволяет сокращать время реагирования на меняющуюся реальность, ускоряет процесс познания. Основные свойства стереотипов:

- они способны влиять на принятие человеком решения, нередко самым нелогичным образом;

— в зависимости от характера установки (позитивной или негативной) стереотипы едва ли не автоматически «подсказывают» одни доводы в отношении какого-то события, явления и вытесняют из сознания другие, противоположные первым;

— стереотип обладает выраженной конкретностью
Стереотипы бывают:

позитивные;

негативные;

нейтральные;

чрезмерно обобщенные;

чрезмерно упрощенные;

точные;

приблизительные.

Определение истинности или ложности социального стереотипа обычно строится на анализе конкретной ситуации. Любой стереотип, будучи истинным водном случае, в другом может оказаться ложным
и, следовательно, неэффективным при ориентации субъекта в окружающем мире.

Основные приемы выявления стереотипов:

— обнаружение устойчивых тем разговоров, например, среди знакомых;

— проведение опросов, интервью, анкетирования;

— метод неоконченных предложений, когда человек продолжает фразу, начатую экспериментатором, о том или ином явлении;

— метод выявления ассоциаций,' когда группе опрашиваемых предлагается за 30 секунд написать, с чем у них ассоциируется то или иное явление.

Восприятие, классификация и оценка социальных объектов или событий распространением их характеристик, высказанных какой-либо социальной группой на основе определенных представлений (стереотипов) носит название стереотипизация.

Стереотипизация служит механизмом взаимопонимания, классифицируя формы поведения, его причины и объясняя их отнесением к уже известным или кажущимся известными явлениям,.
категориям. Стереотипизация отражает схематичность и аффективную окрашенность подобного рода оценки действительности.

С психологической точки зрения стереотипизация — это процесс, когда сходные характеристики даются всем членам какой-то группы или общности без достаточного осознания возможных различий между ними.

Стереотипизация выполняет ряд функций, наиболее важные из которых — поддержание идентификации личности и группы, оправдание возможных негативных установок по отношению к другим
группам и т.д. Иногда стереотипизация помогает. Особенно легко люди полагаются на стереотипы при:
- дефиците времени;

чрезмерной занятости;

усталости;

эмоциональном, возбуждении;

в слишком молодом возрасте, когда человек еще не научился различать многообразие бытия.

Предрассудки и суеверия

Предрассудок, или предубеждение, — это установка, которая препятствует адекватному восприятию сообщения или действия, это суждение до всякого выяснения истинного положения вещей. В предрассудке объединяются аффект (чувства), поведенческая тенденция (склонность действовать определенным образом) и знания (убеждения).

Обычно предрассудок — это неоправданно негативная установка. Человек нередко не осознает или не желает осознавать свою предубежденность и рассматривает свое отношение к объекту предупреждения как следствие объективной или самостоятельной оценки.

Предрассудок (предубеждение) может быть следствием поспешных и необоснованных выводов, исходящих из личного опыта, а также результатом некритического усвоения стандартизированных суждений,
принятых в определенной общественной группе. Нередко предрассудок используется для оправдания тех или иных, порой неблаговидных, поступков. Психологически почву для предрассудков создают следующие

факторы. Неравный статус людей: история свидетельствует, что благодатной почвой для появления предрассудков и стереотипов были экономические отношения неравенства между группами; социоэкономи-
ческая дискриминация поддерживает предрассудки. Религия: религиозность способствует внушаемости людей, и это касается любых убеждений, в том числе и предрассудков именно в силу фактора веры, а не фактора знания. Фаворитизм: это пристрастность к своей группе, противопоставление «мы» и «они». «Мы» — хорошие, «они» — плохие.

Конформизм; он облегчает возможность индивидам идти по линии наименьшего сопротивления и думать автоматически «как все». В таком случае однажды возникший предрассудок сохраняется по инерции.

Институциональная поддержка: это распространение предрассудков усилиями социальных институтов, например, политических партий, движений, средств массовой информации.

Как и стереотипы, предрассудки весьма устойчивы. Суеверие — это предрассудок, состоящий в том, что индивид принимает за реальность неведомые силы, способные предвещать события и даже влиять на них. Особое место занимают приметы — благодаря им определенным событиям приписывается прогностическое значение.

Суеверие включает в себя допущение, нередко неосознанное, что эти неведомые силы могут дать защиту, если с ними вступить в союз. Суеверие, как правило, проявляется на поведенческом уровне, обычно в обрядовых формах — ношении талисманов, татуировках, магических жестах или действиях.

Исключительная устойчивость суеверий психологически объясняется тем фактом, что случаи их подтверждения прочно фиксируются, а факты явной ошибочности — вытесняются из сознания.
Способствует распространению суеверий желание людей заглянуть в ближайшее будущее, особенно в экстремальных обстоятельствах.

Контрольные вопросы:

1. В чем состоит суть Я-концепции?

2. Какова структура Я-концепции?

3. В чем психологический смысл понятий «реальное Я», «идеальное Я», «зеркальное Я»?

4. Раскройте психологическое содержание понятий «социальные убеждения» и «социальные суждения».

5. Какова суть психологического «эффекта приписывания»?

6. Что такое «доминанта»?

7. Покажите на примерах личного опыта или наблюдений, как социальные установки определяют модели поведения индивида.

8. Каковы три условия, при которых установки предсказывают поведение?

9. Раскройте содержание понятия «социальный стереотип».

10. Какие бывают стереотипы?

11. Раскройте содержание понятий «предрассудки» («предубеждения») и «суеверия».

12. Какова психологическая природа предрассудков?

Психологический практикум

Игра «Возьми желанное»

Цель игры: показать различные способы получения невербальной информации.

В центр круга ставят стул, на который кладут какой-либо предмет, например, часы или авторучку. Каждый участник должен представить себе, что на стуле находится нечто чрезвычайно важное для него, будь то исполнение заветного желания, большая сумма денег, отношения с кем-либо и т. д. Каждый по очереди подходит к стулу и берет это нечто для него важное, не говоря о его значении. Остальные внимательно наблюдают за этим процессом: как человек берет предмет — торопливо или медленно, обдуманно или спонтанно, целеустремленно или легкомысленно; может быть, кладет что-то взамен.

Обсуждение: участники анализируют различные способы поведения. Одному покажется что-то в поведении другого чуждым и 11епонятным, а кто-то, возможно, хотел бы научиться манере другого
участника получать свое.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 420; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.68.201 (0.017 с.)