Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Элементы групповой динамики и основные концепции механизма развития малой группы

Поиск

Закономерности групповой динамики подчиняются действию двух основных законов: целое доминирует над его частями и отдельные элементы.объединяются в целое.

Первый закон означает, что:

—группа — это не просто сумма индивидов, группа — это общ­
ность, которая влияет на поведение своих членов;

—извне легче повлиять на поведение всей группы, чем на поведение
отдельного ее члена;

—каждый член группы признает свою зависимость от всех других
членов.

Второй закон означает, что:

—не сходство, а взаимосвязь членов — основа для формирования
группы;

—человек склонен становиться членом той группы, с которой он
себя отождествляет, а не той, от которой он больше всего зависит;

—человек остается среди тех людей, к кому он себя причисляет,
даже если их поведение кажется несправедливым, а давление
недружелюбным.

Понятие групповой динамики включает в себя несколько основных элементов.

Цели группы определяются тем, в какую более общую систему она включена, а также личностными качествами ее лидера.

Цели группы могут не совпадать с целями отдельных ее членов, что особым образом влияет на групповую динамику.

Целью группы может быть конвергенция личных целей.

Нормы группы возникают в результате:

— преследования общей цели;

— стремления к сохранению стабильности группы;

— общих представлений, сложившихся в группе;

— подражания другим группам;

— страха перед сан кция м и.

онечном счете, к распаду группы. Это случается

I Нормы, выработанные самой группой, защищаются ее членами.

' Группа оказывает давление на своих членов, заставляя их подчиняться г этим нормам.

: Структура группы определяется совокупностью (репертуаром)

; социальных ролей, исполняемых ее членами. Одна из важнейших таких \ ролей — роль лидера в группе.

\ Лидер выдвигается в результате взаимодействия членов группы

| или организует вокруг себя группу при соответствии его норм и
\ ценностных ориентации групповым нормам и ценностям; способствует
I управлению этой группой при достижении групповых целей.
\ Лидер импонирует группе, ведет ее, побуждает ее к действиям,

| организует, планирует, формирует программу действий и управляет деятельностью группы, проявляя при этом более высокую, чем все остальные члены группы, активность.

Кроме лидера, в группе могут быть другие социальные роли. Существует множество подходов к описанию психологических особенностей взаимодействия субъектов группы.

Концепция, разработанная советким психологом Л.И.Уманским, определяет следующую схему. В центре континуума располагается группа-конгломерат, т.е. группа, состоящая из незнакомых между I собой людей, а на полюсах — коллектив и ашгиколлектив. Развитие группы к полюсу «коллектива» обусловлено прохождением двух качественно новых стадий — кооперации и автономизации. При этом между группой-кооперацией и группой-конгломератом возможны и такие стадии развития, как «номинальная группа» и «группа-ассоциация».

Амеркианский социальный психолог Б. Такмен разработал двухфазную модель.Он описывает динамику развития, выделяя две сферы групповой активности: деловую — решение групповой задачи и межличностную - развитие групповой структуры. Предполагается, что в каждой из этих сфер группа проходит по четыре стадии своего развития.

В сфере деловой активности.

стадия «ориентировки в задаче»: поиск членами группы опти­
мального способа решения общей задачи;

стадия «эмоционального ответа на определенные требования»:
противодействие членов группы общим требованиям, предъявляемым
им вследствие несовпадения личных намерений и предписаний;

стадия «открытого обмена релевантными интерпретациями»: этап
групповой жизни с максимальным информационным обменом,

позволяющим партнерам глубже проникнуть в намерения друг друга и предложить альтернативную трактовку информаиии;

стадия «принятиярешения»: конструктивные попытки решить
общую задачу.

В сфере межличностной активности:

стадия «проверки и зависимости»: оценка каждым членом группы
характера действий других членов и поиски взаимоприемлемого пове­
дения в группе;

стадия «внутреннего конфликта»: при нарушении взаимодействия
в группе;

стадия «развития групповой сплоченности»: постепенная гармо­
низация отношений, угасание межличностных конфликтов;

стадия «функционально-ролевой соотнесенности»: образование
ролевой структуры группы как своеобразного резонатора, посредством
которого проигрывается решение групповых задач.

И. Ялом и К. Хек предложили трехфазную концепциюргзвития малой группы.

Первая фаза «кружения на месте»: ориентировка и зависимость, неуверенность, адаптация и пассивное напряжение.

Вторая фаза «стабилизации»: развитие сплоченности группы, структурирование группы в борьбе с внешними помехами, конструк­тивность, активная работа.

Третья фаза «целенаправленной деятельности»: фаза оптимального функционирования малой группы.

Концепция, разработанная М. Вудкоком и Д. Фрэнсисом, сводится к следующим пяти стадиям.

Первая стадия развития группы— притирка, когда члены группы присматриваются друг к другу. Определяется степень личной заинтересованности в том, чтобы работать или не работать в этой группе. Личные чувства маскируются или скрываются, искреннего и заинтересованного обсуждения целей и методов работы практически нет. Члены группы почти не слушают друг друга, творческая и воодушевляющая коллективная работа фактически отсутствует.

Вторая стадия— по терминологии авторов — «ближний бой». Это период борьбы и переворотов, когда оценивается вклад лидера, образуются кланы и группировки, а разногласия выражаются более открыто. На этом этапе личные взаимоотношения приобретают все большее значение, сильные и слабые стороны отдельных членов группы проявляются все отчетлие. Иногда происходит силовая борьба за лидерство. Группа начинает обсуждать способы достижения согласия, стремится наладить эффективные взаимоотношения.

Третья стадияэкспериментирование, когда члены группы осознают свой возрастающий потенциал. Все актуальнее становится проблема эффективного использования ресурсов группы. Появляется интерес к более прогрессивным методам работы, желание экспериментировать. Принимаются меры по реальному повышению эффективности работы группы.

Четвертая стадия— эффективность, когда группа приобретает опыт в успешном решении многих проблем и использовании ресурсов. Работники переживают чувство гордости за свою принадлежность к «команде-победительнице». Возникающие проблемы исследуются реалистически и решаются творчески. Управленческие функции могут плавно делегироваться то одному, то другому члену группы в зависимости от конкретной задачи.

Пятая стадиязрелость, когда группа функционирует как коллектив, сплоченный вокруг хорошо осознаваемых всеми реальных общих целей, объединивших цели индивидуальные. Действуют прочные связи между членами группы. Людей оценивают по достоинствам, а не по их претензиям. Отношения носят неформальный, психологически комфортный характер, личные разногласия разрешаются без отрицательных эмоций и психологи­ческого напряжения. Группа демонстрирует отличные результаты и устанавливает высокие стандарты достижений. Расширяется делегирование полномочий, и все больше членов группы участвует в планировании и принятии решений.

Концепция Волкова. Российский психолог И.П. Волков предложил модель эмоциональной динамики группообразования как последователь­ность фаз развития межличностного контакта. По его описанию, структура эмоциональной динамики выглядит следующим образом.

Фаза первичного восприятия — ее результатом выступает формирование первого впечатления о членах группы.

Фаза сближения — направлена на формирование оценки и самооценки, развитие рефлексивных отношений, формирование установки на совместное действие.

Фаза совместного действия —ведет к принятию межличностных ролей и определению социального статуса в процессе общения.

Фаза «сцепления» -характеризуется укреплением чувства общности, чувства «мы», формированием психологически комфортных норм общения и включением механизмов взаимовлияния.

Финские психологи Т. Санталайнен, Э. Воутилайнен, П. Лоренне, специалисты по управлению, предложили свою оригинальную конструкцию, описывающую поведение группы, стадии ее развития.

. Новая группа. На этой стадии группа формируется как единое целое из практически чуждых друг другу людей. Такова, например, учебная группа или новая группа в трудовом коллективе.

Люди ведут себя осторожно, робко. Каждый пытается найти себе роль, которая сохранила бы его индивидуальность и в то же время подходила бы для единого целого. Отношения формальые, каждый стремится действовать, не раздражая других и избегая возможных щекотливых тем, такого же поведения ждет л от других членов груп­пы. Все довольны, если в группе найдется человек, немного более активный, чем другие, стремящийся как-то направить деятельность группы. Сущестзование пока важнее дела, так что вполне возможно появление в группе самоустраняющихся, которые способны оставаться в стороне, не замеченные другими. Они «участвуют, ничего не делая», но другие не успевают обращать внимания на их поведение.

Приобретение навыков. На второй стадии развития группы происходит выяснение форм деятельности К этой стадии обычно переходят тогда, когда группа работает над крупными заданиями, выполнение которых предполагает вклад уже всех членов группы. В зависимости от задания появляются и конкретные проблемы — внешние условия, техника, рабочие принадлежности. Мнение от­дельных работников все еще не учитывается, решения принимаются преимущественно на основе голосования, а конечный результат определяется усредненным мнением (и разбросом мнений). Возможные весьма противоречивые цели группы и предложения о способе действий не проявляются, а тлеют подспудно, отрицательно влияя на работу. Об использовании потенциала группы нет даже и речи.

Упрочение. Это третья стадия, когда люди дейтвуют именно как группа. Ее члены уже имеют определенное впечатление о других работниках, да и роли отдельных личностей гораздо чаще связаны именно с заданием. Каждый знает свое место, свою роль и стремится ее выдержать, активные и пассивные члены четко отделяются друг от друга. На этой стадии часто бывают уже отработаны собственные способы труда, ст которых нелегко отказаться. Атмосфера в группе в большинстве случаев весьма раскованная, поскольку все знают друг друга, но за счет раскованности создается жесткая система норм. Далеко не всегда группа, довольно открытая внутри себя, проявляет открытость внешнему миру. Именно на стадии упрочения нередко случается идти на компромисс, вследствие чего многие члены группы стремятся защитить свою индивидуальность — так вырабатываются защитные механизмы. Ими могут быть:

. Новая группа. На этой стадии группа формируется как единое целое из практически чуждых друг другу людей. Такова, например, учебная группа или новая группа в трудовом коллективе.

Люди ведут себя осторожно, робко. Каждый пытается найти себе роль, которая сохранила бы его индивидуальность и в то же время подходила бы для единого целого. Отношения формальые, каждый стремится действовать, не раздражая других и избегая возможных щекотливых тем, такого же поведения ждет л от других членов груп­пы. Все довольны, если в группе найдется человек, немного более активный, чем другие, стремящийся как-то направить деятельность группы. Сущестзование пока важнее дела, так что вполне возможно появление в группе самоустраняющихся, которые способны оставаться в стороне, не замеченные другими. Они «участвуют, ничего не делая», но другие не успевают обращать внимания на их поведение.

Приобретение навыков. На второй стадии развития группы происходит выяснение форм деятельности К этой стадии обычно переходят тогда, когда группа работает над крупными заданиями, выполнение которых предполагает вклад уже всех членов группы. В зависимости от задания появляются и конкретные проблемы — внешние условия, техника, рабочие принадлежности. Мнение от­дельных работников все еще не учитывается, решения принимаются преимущественно на основе голосования, а конечный результат определяется усредненным мнением (и разбросом мнений). Возможные весьма противоречивые цели группы и предложения о способе действий не проявляются, а тлеют подспудно, отрицательно влияя на работу. Об использовании потенциала группы нет даже и речи.

Упрочение. Это третья стадия, когда люди дейтвуют именно как группа. Ее члены уже имеют определенное впечатление о других работниках, да и роли отдельных личностей гораздо чаще связаны именно с заданием. Каждый знает свое место, свою роль и стремится ее выдержать, активные и пассивные члены четко отделяются друг от друга. На этой стадии часто бывают уже отработаны собственные способы труда, ст которых нелегко отказаться. Атмосфера в группе в большинстве случаев весьма раскованная, поскольку все знают друг друга, но за счет раскованности создается жесткая система норм. Далеко не всегда группа, довольно открытая внутри себя, проявляет открытость внешнему миру. Именно на стадии упрочения нередко случается идти на компромисс, вследствие чего многие члены группы стремятся защитить свою индивидуальность — так вырабатываются защитные механизмы. Ими могут быть:

—отступление: молчание и отход от деятельности группы, от­
сутствие увлеченности, высокомерие, углубленность в другие заботы;

—пугающая информация: критический настрой, ссылки на соб­
ственное превосходство, угрожающие словесные выражения;

 

—приведение в замешательство: опутывание собеседника
неожиданными ответами;

—жесткий формализм: формальная вежливость, буквоедство,
установление норм, слежение за поведением других;

—попытки обольщения: эротические призывы, капризы;

—превращение дела в шутку;

—разговорчивость, уводящая от темы, трепачество;

— пробуждение чувства виновности, ложная скромность и др.
Разделение на клики. Это следующая стадия, когда в группе

появляются критаканы, быстро объединяющиеся на основе общности мнения. Прежнее желание членов группы сотрудничать пропадает. Энергия расходуется на критику противоборствующих клик, люди устраняются отдел, между кликами рождается конкуренция и борьба

за власть.

Разделению на клики можно воспрепятствовать или влияние их ослабить, обсуждая проблемы, анализируя причины. Полезно для группы постоянно квалифицировать свою деятельность, однако нужно быть готовым л к тому, что группа будет находить лишь хорошие стороны и убеждаться в собственном великолепии. Хотя влияние клик существенно ослабится, но эффективность работы группы все равно

пострадает.

Внутренняя гармония. Пятой стадии группового процесса, назы­ваемой по-другому - «счастливая семья», присуще подчеркивание согласия любой ценой. Члены группы пытаются быть в равной степени активными и признают ценность каждого члена группы с точки зрения единого целого. Атмосфера довольно теплая, дружеская и безопасная, и члены группы гордятся тем, что они составляют единый коллектив. На этой стадии не приходится много говорить о ролях, работа в целом удовлетворяет людей, отмечаются высокая устойчивость, сплоченность и стабильность. У группы свои обычаи, у ее членов — свои рабочие места. На этой стадии группе угрожают лишь самоудовлетворенность и отсутствие притока «свежей крови».

Дробление. Это следующая нормальная стадия развития группы, значительное время пребывавшей в состоянии внутренней гармонии. Назревает кризис, обусловленный потерей гибкости и снижением эффективности группы. Период «застоя» прерывается неким внеш­ним фактором, искусственно поддерживаемое равновесие начинает рушиться. Появляются «здравомыслящие люди», «сомневающиеся», «крепкие задним умом». Становится заметно, что для успешной работы уже явно недостаточно одного дружелюбия, что обособленность сильно тормозит развитие, необходим глоток, и не один, свежего воздуха, нужны новые люди, и что группа распадется, хотя бы на короткое время.

Не исключено, что группа восстановится на основе визуализации групповой ситуации. В этот момент большую роль для дальнейшей работы группы может сыграть посторонний консультант.

Идеальная группа. Это открытая группа, сотрудничество и общение в ней проходят гибко и всегда целенаправленно. К такой группе легко присоединиться, а ее члены могут быть членами многих других групп. Роли и нормы диффузны. Группа полагается как на собственные, так и на другие ресурсы. К работе, членам подгрупп и посторонним относятся гибко и реалистично. Деятельность во многом опирается на личный вклад каждого, что в сумме и дает конечный результат. Члены группы — способные, инициативные, воодушевлены на но­вое, стремятся постоянно развивать себя и согласны работать на благо группы, Задания выполняются с общей ответственностью. Вся деятельность направлена на приспособление к изменениям, статичное состояние признается неудовлетворительным. Деятельность группы основывается не только наделах, но и на чувствах.

Российский психолог А.В. Петровский предполагает следующие фазы развития малой группы.

Диффузная группа — межличностные отношения в этой общности не опосредуются содержанием совместной деятельности, ее целями, значимостью и ценностями.

Группа-ассоциация— принадлежность к общности начинает осоз­наваться как условие эффективности дальнейших действий.

Группа-кооперация— межличностные отношения опосредуются об­щественно ценным и значимым содержанием совместной деятельности.

Группа-коллектив — межличностные отношения опосредуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности.

Группа-команда— межличностные отношения опосредуются лич­ностно значимым социальным или антисоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности.

Есть и другие модели групповой динамики, как сближающиеся с приведенными выше, так и отличающиеся от них, что в немалой сте­пени зависит от особенностей самой группы. В качестве примера

можно отметить группы специально создаваемые (в том числе с по­мощью психологического отбора) для работы либо в экстремальных условиях (команды спасения), либо в условиях социальной изоляции (экспедиции). Здесь различают следующие стадии развития группы. Период ознакомления— относительно короткий, характеризующийся развитием ориентировочных и исследовательских реакций членов группы. Имеет место повышенный интерес друг к другу, сдержанные и корректные поведенческие реакции.

Фаза дискуссий— достаточно продолжительная, в ходе ее члены группы интенсивно общаются, выясняют позиции друг друга по значимым вопросам. В результате возникает структурный контур группы с признаками функционально-ролевой дифференциации и эле­ментами коалиционирования.

Фаза ролевой ориентации— в ходе ее завершается формирование группы как целостной системы, обладающей определенной социально-психологической атрибутикой.

Развивающиеся деструктивные процессы нередко бывают непродолжительны и достаточно жестко пресекаются извне.

Вполне очевидно, что в малой группе каждый ее член является объектом и субъектом взаимодействия с другими членами группы.

Несмотря на то, что направленность воздействия и влияния одних членов группы на других может быть различной, в социальной психологии для обозначения этих процессов принято понятие «групповое давление».

Исследованиями установлено, что давление на индивида может оказывать не только большинство группы, но и меньшинство.

Американские социопсихологи Г. Джерард и М. Дойч выделили два вида группового влияния (давления).

Нормативное давление —это давление большинства, чье мнение воспринимается членом группы как норма.

Информационное давление — это давление меньшинства, и член группы рассматривает мнение лишь как информацию, на основе которой осуществляет свой выбор.

Считается, что основанием власти у нормативного большинства выступает механизм «награда — принуждение», а у информационного меньшинства — «экспертиза — закон».

Способы влияния и воздействия членов группы друг на друга уже рассматривались ранее. Однако важно проанализировать, что же получается в процессе и на выходе группового влияния и воздействия.

можно отметить группы специально создаваемые (в том числе с по­мощью психологического отбора) для работы либо в экстремальных условиях (команды спасения), либо в условиях социальной изоляции (экспедиции). Здесь различают следующие стадии развития группы. Период ознакомления— относительно короткий, характеризующийся развитием ориентировочных и исследовательских реакций членов группы. Имеет место повышенный интерес друг к другу, сдержанные и корректные поведенческие реакции.

Фаза дискуссий— достаточно продолжительная, в ходе ее члены группы интенсивно общаются, выясняют позиции друг друга по значимым вопросам. В результате возникает структурный контур группы с признаками функционально-ролевой дифференциации и эле­ментами коалиционирования.

Фаза ролевой ориентации— в ходе ее завершается формирование группы как целостной системы, обладающей определенной социально-психологической атрибутикой.

Развивающиеся деструктивные процессы нередко бывают непродолжительны и достаточно жестко пресекаются извне.

Вполне очевидно, что в малой группе каждый ее член является объектом и субъектом взаимодействия с другими членами группы.

Несмотря на то, что направленность воздействия и влияния одних членов группы на других может быть различной, в социальной психологии для обозначения этих процессов принято понятие «групповое давление».

Исследованиями установлено, что давление на индивида может оказывать не только большинство группы, но и меньшинство.

Американские социопсихологи Г. Джерард и М. Дойч выделили два вида группового влияния (давления).

Нормативное давление —это давление большинства, чье мнение воспринимается членом группы как норма.

Информационное давление — это давление меньшинства, и член группы рассматривает мнение лишь как информацию, на основе которой осуществляет свой выбор.

Считается, что основанием власти у нормативного большинства выступает механизм «награда — принуждение», а у информационного меньшинства — «экспертиза — закон».

Способы влияния и воздействия членов группы друг на друга уже рассматривались ранее. Однако важно проанализировать, что же получается в процессе и на выходе группового влияния и воздействия.

•КУ = 0:3 = 0. Если коэффициент удовлетворенности равен нулю, а статус (число полученных положительных выборов) равен, например, трем, это означает, что человек взаимодействует не с теми, с кем ему хотелось бы.

Сумма взаимных положительных выборов у индивида
КУ (инд.) =------------------------------------------------------------.

Сумма всех положительных выборов, сделанных индивидом

Коэффициент удовлетворенности можно посчитать как для каждого индивида, так и для всей группы. В последнем случае формула групповой удовлетворенности будет иметь вид:

Сумма взаимных положительных выборов в группе

КУ (ГР.) =_------------------------------------------------.

Сумма зсех положительных выборов, сделанных в группе

В результате социометрического исследования руководитель по­лучает не только информацию о положении каждого члена группы в системе межличностных отношений, но и обобщенную картину состояния этой системы или то, что обычно называют психоло­гическим климатом группы. Характеризуется он особым показате-4 лем — уровнем благополучия взаимоотношений группы. Он может быть:

—высоким, если «звезд» и «предпочитаемых» в сумме больше, чем
«пренебрегаемых», «отвергаемых» членов группы;

—средним, если имеет место примерное равенство этих величин;

— низким, если число «пренебрегаемых», «изолированных» и
«отвергаемых» членов группы больше числа «звезд» и «предпочитае­
мых».

Диагностическим показателем считается «индекс изоляции» — процент людей, лишенных положительного выбора в группе.

Результаты социометрического исследования можно использовать для управления группами.

Неформальные группы, существующие в рамках организации, мо­гут действовать во благо ее, против ее интересов и целей и безразлично (индифферентно) по отношению к ним. В числе более или менее эффективных методов управления неформальной организацией можно указать следующие:

—признание руководителем существования неформальной органи­
зации;

—тонкая, дипломатичная работа с ней;

—избегание высказываний и действий, угрожающих существо­
ванию неформальной группы;

—выслушивание мнений членов и лидеров неформальных групп;

—прогнозирование отрицательного воздействия тех или иных
действий на неформальную группу;

—привлечение членов и лидера неформальной группы к участию в

принятии решений;

-быстрая выдача точной информации во избежание возникнове­ния и распространения слухов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 467; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.209.251 (0.01 с.)