Масса и ее психологические характеристики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Масса и ее психологические характеристики



Понятие «массы» как одного из элементов стихийных социальных групп до сих пор однозначно не определено, хотя солидных работ по психологии стихийных человеческих образовании несравненно больше, чем по психологии большие социальных групп.

Первое представление о понятии «массы» связывают с интерпре­тацией 3. Фрейда, который считал массу сообществом людей, где существует либидонозная привязанность и к вождю (лидеру), и между индивидами. По Фрейду, «первичная масса» — это масса, имеющая вождя и не обладающая качествами индивида. Это какое-то количест­во индивидов, которые сделали своим «Я-Сверх» один и тот же объ­ект и оттого в своем «Я» идентифицировались между собой. Фрейд ввел понятие и массы гомогенной — масгы психологической, состоя­щей из однородных индивидов.

Г. Блуммер использует понятие «масса» для обозначения элемен­тарного и спонтанного коллективного группирования, наделенного множеством признаков, определяющими нз которых являются призна­ки анонимности, физической рассредоточгнности, неорганизованности.

Э. Канетти, по сути дела, синонимизирует понятия «масса* и «толпа»: переходы от одного к другому при описании их психологических свойств делаются без всяких попыток эти понятия «развести».

Советские исследователи рассматривали массу как более или менее стабильное образование с довольно нечеткими границами, однако в значительной степени организованное. В этом представлении заложено внутреннее противоречие: ведь в таком случае это образо­вание перестает быть стихийным.

Термины «толпа* и «масса» употребляются без достаточного разграничения не только у Э.Канетти, и у других "исследователей нередко они встречаются как синонимы. Строго говоря, это не всегда корректно. Представляется, что понятие «масса» может рас­сматриваться как обобщение, определяющее некую абстрактную

социальную общность людей. В таком смысле говорят, например, о «трудящихся массах». Понятие «толпа» выражает ситуационно конк­ретную совокупность представителей людской массы. В этом смысле можно говорить о том, что всякая толпа есть одновременно и масса, но не всякая масса собравшихся в одном месте и в одно время людей есть толпа. Например, «масса народу» на огромном вещевом рынке все-таки не толпа. А большие скопления болельщиков или зрителей на трибунах стадионов остаются «массой» с возможностью трансфор­мироваться в «толпу». Справедливо отметить, что любое более или менее значительное реальное скопление людей («масса») при вполне определенных обстоятельствах в считанные минуты может превратиться в толпу.

Все же необходимо различать «массу» и «толпу» как самостоятельные стихийные социальные группы. Ближе всего к этой трактовке подошел Г. Блуммер, давший сущностные признаки массы.

Масса обладает статистическим характером общности. Это означает, что данная общность совпадает с множеством дискретных «единиц» и не представляет собой какого-либо самостоятельного, целостного образования, отличного от составляющих ее элементов.

Масса — статистически вероятностная общность. Это означает, что вхождение индивидов в данную общность носит неупорядоченный, случайный характер. Такая общность практически всегда отличается открытыми, размытыми границами, неопределенным количествен­ным и качественным составом.

Масса — общность, отличающаяся ситуативным характером. Это означает, что она образуется и функционирует исключительно на базе и в границах той или иной конкретной деятельности, невозможна вне ее.

Масса почти всегда является неустойчивым образованием, меня­ющимся от случая к случаю, от одной конкретной ситуации к другой.

Массаобщность выражение гетерогенная, т.е. разнородная. Она откровенно внегрупповая или межгрупповая. В подобной общности разрушаются границы между всеми существующими социальными, демографическими, политическими, региональными, образова­тельными и иными группами.

Масса имеет ряд отличительных черт:

—ее члены могут занимать различное общественное положение,
происходить из любого слоя общества;

—она может включать людей с различными классовыми позициями,
отличающихся друг от друга по профессиональному признаку,
культурному уровню и материальному состоянию;

 

—масса является анонимной группой или, точнее, состоит из
анонимных индивидов;

—между членами массы почти нет взаимодействия и обмена пе­
реживаниями;

—обычно члены массы физически отделены друг от друга и, бу­
дучи анонимными, не имеют возможности «толочься», как это делают
люди в толпе;

—масса имеет очень рыххую организацию и неспособна действо­
вать согласованно и едино, чго отличает толпу;

—масса лишена черт общества или общины;

—у массы нет ни социальной организации, ни обычаев и традиций,
ни организованных установок, ни структуры статусных ролей, ни
закрепившегося умения.

Психологические характеристики массы состоят в следующем

Масса импульсивна, изменчива. Ею руководит почти исключительно бессознательная сфера. Импульсы, которым повинуется масса, могут быть благородными или жестокими, героическими или трусливыми. Однако они настолько повелительны, что побеждают личное, даже инстин кг самосохранен ия.

Масса ничего не делает преднамеренно. Если даже она страстно чего-нибудь хочет, то все-таки это продолжается недолго. Она не способна к длительному проявлению чувства, не выносит никакой отсрочки между своим желанием н осуществлением его. У нее есть чувство всемогущества.

Масса чрезвычайно легко поддается внушению. Она легковерна. Она лишена критики.Чувства массы очень просты и чрезмерны. Масса не знает ни сомнений, ни колебаний и немедленно переходит к самым ' крайним действиям. Высказанное подозрение превращается у нее в неопровержимую истину, зародыш антипатгии — в дикую ненависть.

Масса — раздражи/тельиа. Склонная ко всему крайнему, ivacca возбуждается чрезмерными раздражениями. Чтобы увлечь массу, нужно обращаться не к разуму, она лишена его, а к воображению.

Масса никогда не знает жажды истины. Она требует иллюзий, от которых не может отказаться. Ирреальное всегда имеет у нее пре- v. мущество перед, реальным. Несуществующее влияет на нее столь же сильно, как и существующее. Не логика правит массой, а легенда. Не наука способна завоевать массу, а мифы, которые создадут для нее. Мифы легко запомнить. Они апеллируют к чувствам плебса.

Для того чтобы управлять массой, должна определиться элита. Тот, кто хочет влиять на нее, не чуждается ни в какой логической оценке

свбих аргументов. Он должен рисовать самые яркие картины, преувеличивать и повторять все одно и то же.

2. Масса и вождь

Одним из первых психологов, обративших внимание на го, что массе требуется вождь, был 3. Фрейд. Он выдвинул гипотезу о том, что в основе связей, которые объединяют массу, лежит идентификация ребенка с отцом — самая ранняя и самая первоначальная форма эмоциональной связи. По Фрейду, отождествление членов массы с вождем происходит из семейных отношений, а преклонение перед «отцом народов» имеет самую непосредственную связь с детскими «комплексами», На вожде, как считал Фрейд, проецируется бессознательный образ праотца, он (вождь) делается как бы «живым Богом»., а масса слишком часто действует «nD-детски», вопреки собственным интересам.

Всякой мощной связи между элементами массы («мы») необходим противостоящий им объект, противник — «они», будь он действитель­ным или воображаемым. Любому вождю требуется не просто подчерки­вать братские отношения между членами ведомой им массы, он должен поддерживать атмосферу страха перед какими-то могущественными внешними силами, направлять на «них» агрессивное влечение членов массы.

Любое массовое движение абсорбирует огромное количество людей, которые не умеют думать сами. Мысль завоевывает массу сверчу, а не наоборот, — в том случае, конечно, если мыслящие одиночки чувствуют ее, т.е. массы, настроение.

Массой правят избранные. Масса поклоняется силе и слову, произнесенному как откровение от новой веры. Масса любит сильных людей. Масса — это женщина.

Вождь вызывает немедленную реакцию повиновения. Достаточно ему появиться, чтобы масса признала в нем другого вождя, который играл роль на другой сиене, в других обстоятельствах.

Фрейд указывает, что целью «вождей» всегда остается власть, получаемая ими в условиях страха, недовольства своим положением у массового человека.

Массы, каковы бы ни были их культура или социальное положе­ние, нуждаются в поддержке вождя. Он не убеждает их с помощью доводов рассудка, не добивается подчинения силой. Он пленяет их, как гипнотизер, своим авторитетом.

3. Поведение индивидов в массе

Тот факт, что масса состоит из индивидов, принадлежащих к самым различным локальным группам и культурам, имегт большое значение. Это следует понимать так, что объект интереса, который привлекает внимание составляющих массу, находится за пределами локальных культур и групп. Объект массового интереса можно рассматривать как нечто, отвлекающее внимание людей от их локальных культур и сфер жизни и обращающее внимание наболее широкое пространство.

В таком смысле: масса может трактоваться как нечто, состоящее из отчужденных индивидов, вынужденных действовать обособленно, и обращающее внимание на те объекты, которые интересны, но сбивают с толасу и которые нелегко понять и упорядочить. Индивиды при этом испытывают замешательство и неуверенность.

Индивид в масое вместо того, чтобы лишаться своего самосознания, напротив, способен сильно обострить его. Вместо того чтобы действовать, откликаясь на внушения и взволнованное возбуждение тех, с кгм он состоит в контакте, индивид действует, откликаясь на тот объект, который привлек его внимание, на основании пробужденных им порывов.

В то время, как у индивида личная выгода является очень сильной, почти единственной двигательной пружиной, у масс она весьма редко выступает на первый план. В массе стираются индивидуальные достижения людей, исчезает их оригинальность.

4. Поведение массы

Поведение массы является спонтанным, самобытным, элементар­ным, оно не определяется правилами или чьим-то ожиданием. Массовое поведение парадоксальным образом выстраивается из индивидуальных линий деятельности, а не из согласованного действия. Эти индивидуальные деятельности выступают прежде всего в форме выборов, которые являются откликом на неясные порывы и эмоции, пробуждаемые объектом массового интереса. Так выбирают новую зубную пасту, книги, новую моду, философию или религиозные убеждения.

Если индивидуальныелинии поведения сходятся, влияние массы может быть весьма значительным. Из-за сдвигов в интересах или вкусах массы может потерпеть крах какая-нибудь политическая партия и вознестись на вершину успеха другая.

. Масса подвергается влиянию тех или иных возбужденных призывов, появляющихся в прессе или по радио, пр-изывов, которые играют на примитивных порывах, антипатиях и традиционных фобиях, тогда ее поведение становится похожим на поведение толпы. И все же масса может вести себя и без такого стадного неистовства. Гораздо больше на нее влияет художник или писатель, если ему удается прочувствовать смутные эмоции массы, выразить и артикулировать v:\.

Примерами массового поведения может служить золотая илн земельная лихорадка. Здесь индивид (илн семья) имеет собственную щель, между участниками наблюдается минимум кооперации и очень мало чувства преданности или лояльности. Каждый старается опередить другого, каждый стремится заботиться только о себе. Едв=1 лихорадка получает ход, как начинается хг.отическое движение, налицо минимум дисциплины и никакой организации для того, чтобы установить хоть относительный порядок. В ряде случаев поведение массы превращается в повапьное бегство или панику.

На поведение массы влияет массовая реклама, особенность которой состоит в том, что она адресована анонимному индивиду, а каждый индивид действует на основании своего собстве иного аыбора. Каждый из них представляет собой часть разнородной группы, и только схожий выбор делает индивида одинаковым с другими.

Для массы характерны малоэффективные коммуникации. Ее члены обеспокоены, испытывают смутные надежды или перемены во вкусах и интересах, и потому ее поведение отличается поиском на ощупь — этот неопределенный процесс выбора между объектами к идеями, привлекающими внимание индивидов.

Очень четко описал различие в поведении толпы и массы Э. Канетти, который, напомним, не делал разницы между этими понятиями, но различение получилось у него непроизвольно, само собой. В главе «Масса бегства» в книге «Масса и власть» психология толпы описывается на примере, в частности, бегущей толпы. В этом фрагменте показано, как имгннотолпа превращается к массу: «Энергия бегства умножается, если бегущие знают друг друга; они должны толкать друг друга вперед, а не отпихивать в сторону. В тот миг, когда бегущий начинает думать только о себе, а в других видеть линь помеху, характер массового бегства полностью меняется, и оно превращается в свою противоположность— в панику, в борьбу каждого против всех, стоящих на его пути. Чаще всего это превращение происходит, когда несколько раз меняется направление бегства. Достаточно перерезать мессе путь, чтобы сна ринулась в другом направлении. Если путь перерезается еще и еще раз, она уже не знает,

куда бежать. Она теряет направление, и ее консистенщия сразу меняет­ся. Опасность, до сих пор воодушевлявшая и объединявшая, теперь делает каждого врагом другого, каждый начинает спасаться сам по себе». И далее: «Бегство может закончиться и досрочно, если вдруг опасность самоликвидировалась в самом ее источнике. Например, объявлено перемирие, и городу, откуда все бежали, уже ничто не угрожает. Люди поодиночке возвращаются туда, откуда бежали вместе, они снова разделены, как и раньше».

Сообразно этому типу масс (т.е. в интерпретации Г. Блуммера) Канетти описывает праздничные массы. Изобилие товаре в, пищи и напитков, множество людей, на празднике гуляющих, может наслаждаться изобилием! Каждый берет себе, сколько может, но изо­билие неисчерпаемо. Никто и ничто не угрожает, нг настораживает, не побуждает к бегству — на время праздника жизнь и наслаждение гарантированы. Атмосфера расслабленности, а не разрядки. Отсут­ствует единая для веек цель, к которой должны все стремиться. Цель — это праздник, она уже достигнута. И теперь каждый идет, куда хочет, а не все вместе к одной цели.

ТЕМА 20



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.55.214.236 (0.027 с.)