Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретические и эмпирические источники социальной психологии↑ Стр 1 из 34Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Существуют разные взгляды на историю развития социальной психологии. Считается, что первыми историческими формами социально-психологического знания стали: теория психологии народов (Германия), теория психологии масс (Италия, Франция), теории социальных инстинктов (Англия, США). В теории психологии народов (Ф. Гегель, М. Лазарус, Г. Штейн-таль) нация (народ) рассматривается как «сверхиндивидуальнай целостность», личность наделяется «сверхиндивидуальной душой», и вторая находится в подчиненном отношении к первой. Иначе говоря, теория психологии народов исходила из того, что главная сила истории — это народ, «дух целого», который выражает себя в религии, языке, мифах, обычаях, искусстве и т.п., а индивидуальное сознание есть его продукт. Задача социальной психологии состоит в том, чтобы психологически познать сущность духа народа, открыть законы духовной деятельности народа. Позднее (в работах В. Вундта) концепция психологии народов с отказом от не вполне определенного понятия «дух целого» приобрела более реалистический вид, но так или иначе основная мысль в этой теории сводилась к тому, что, кроме индивидуального сознания, существует нечто, характеризующее психологию группы и индивидуальное сознание, и в конечном счете это предопределяется психологией группы. В теории психологии масс (работы Г. Тарда, С. Сигеле, Г. Лебона) сновополагающими были идеи об активной роли иррациональных моментов в социальном поведении и об активной роли подражания. Иррационализм в социальном поведении прослеживался на примере аффективного поведения уголовных преступников, а позднее (преимущественно в работах Г. Лебона) — в поведении больших скоплений людей, «людских масс». Главное отличие психологии масс и том, что человек «толпы», человек «массы» теряет свою индивидуальность, подчиняется импульсам, примитивным инстинктам и легко поддается различным иррациональным действиям. В рамках концепции психологии масс формально признавался некоторый примат индивида над обществом, однако само общество произвольно сводилось к толпе и описывалось также весьма односторонне, главным образом в состоянии паники. Теория социальных инстинктов (В. Макдугалл, Э. Росс, Д. Болдуин) исходит из того, что социальное поведение определяется врожденными инстинктами, стремлением к цели, что свойственно как человеку, так и животному. Это стремление, желание, порыв выступает в психике человека как движущая сила характера формирующая социальное поведение. Авторы теории считают, что всё происходящее в области сознания находится в прямой зависимости от бессознательного начала. Внутренним выражением инстинктов являются главным образом эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями носит систематический и определенный характер. Сформулированы несколько пар связанных между собой инстинктов и эмоций. Среди них — инстинкт борьбы и соответствующие ему гнев и страх, инстинкт самосохранения и соответствующее ему чувство бегства, инстинкт строительства и чувство созидания, стадный инстинкт и чувство принадлежности, инстинкт воспроизведения рода и ревност ь, инстинкт приобретения и чувство собственности. В конечном счете, концепция теории инстинктов объясняет социальное поведение с точки зрения некоего спонтанного стремления к цели и утверждает значение иррациональных и бессознательных влечений в качестве движущей силы не только индивида, но и человечества. К философским истокам и предпосылкам развития социальной психологии относят: — идеи Платона об иррациональности поведения масс, присущего демократии (эти идеи легли в основу теории массовых социальных движений); — идеи Аристотеля об общественных инстинктах, объединяющих людей; — идеи Гельвеция о социальной детерминации (предопределенности) развития личности; — идеи Фейербаха о роли и сущности социально-психологического общения людей как единственного способа проявления человеческой сущности; — идеи российских революционных демократов и философов о социальных настроениях, об общественном мнении, о нравах, об обычаях и т.п. Американский социальный психолог С. Сэржент считает, что социальная психология берет свое начало от идей и теорий школ: — социальной философии (Платон, Монтескье, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др.); — социальной антропологии (М. Лазарус, В. Вундт, Ф. Тейлор и др.); — английского эволюционизма (Ч. Дарвин, Г.Спенсер и др.). К эмпирическим предпосылкам возникновения и развития социальной психологии относят: — ораторское искусство Древней Греции, развившее приемы управления вниманием и эмоционально-психологическим состоянием больших и малых человеческих групп; — действа жрецов, шаманов, ведунов, развившие приемы суггестивного (внушающего) воздействия на аудиторию; — взаимодействия различных религиозных конфессий со своей паствой, развившие приемы формирования установок; — культурно-психологические традиции чень-буддизма, развившие приему психотренинга и психорегуляции.
Концептуальные основы социальной психологии
Социальную психологию, как и любую другую науку, можно рассмотреть с трех сторон: — методологической; — феноменолргической; — праксиологической. Методология социальной психологии — это совокупности приемов исследования, средств, необходимых для познания социально-психологических явлений. Феноменология социальной психологии — это социально- психологические явления, т.е. психические состояния и поведение индивида в группе. Праксиология социальной психологии — это конкретное индивидуальное и групповое поведение людей. Это прикладная социальная психология. Методологию социопсихологии составляет концептуальный аппарат, содержательную базу которого формируют основные положения исторического материализма, в частности, те из них, которые исследуют место и роль психического фактора в социальной жизни. Обобщая сказанное, отметим, что социальная психология выступает в качестве междисциплинарной научной теории, изучающей, социальную психику как динамическую систему, в том числе явления и законы, а также психологические механизмы социальной регуляции,
Контрольные вопросы: 1. Каковы представления социальных психологов о «границах» социальной психологии как науки? 2. Каковы исторические предпосылки возникновения социальной психологии? 3. Каково содержание понятия «предмет социальной психологии»? 4. В чем суть научной теории психологии народов? 5. В чем суть научной концепции психологии масс? 6. В чем суть научной теории социальных инстинктов? 7. Каковы философские истоки социальной психологии, отраженные в идеях Платона, Аристотеля, Гельвеция, Фейербаха, российских революционных демократов? 8. Каковы эмпирические предпосылки возникновения социальной психологии?
Психологический практикум
Игра «Броуновское движение» Цель игры: выявить особенности индивидуального восприятия человека человеком, определить закономерности, помогающие общению в группе. Ведущий, прежде чем разъяснить правила предстоящей игры, обращает внимание участников на то, что психологические игры обладают одним важным свойством: если играющему удается проникнуться идеей игры, полностью сосредоточиться на ней, на ее требованиях и максимально «войти в образ», то и поведение играющего будет максимально адекватным поведению человека в аналогичных жизненных обстоятельствах. Ведущий просит участников игры встать в круг, затем, закрыв глаза и не разговаривая, начать произвольно двигаться в разных направлениях. Через некоторое время, по хлопку ведущего, все останавливаются и открывают глаза. Снова с закрытыми глазами совершают те ж§ действия и при этом издают жужжание. По хлопку ведущего вновь останавливаются и открывают глаза. Обсуждение: участники игры делятся своими ощущениями, восприятиями, отвечая на вопросы: — Какие чувства возникли в первом и во втором случаях? — Что мешало движению? — Что помогало не сталкиваться друг с другом? Ведущий комментирует ответы игроков, объясняет природу появления чувства тревоги, ощущения неловкости, о которых участники, возможно, говорят. Он предлагает сравнить ощущения в ходе игры с теми ощущениями, что возникают, если человек попадает в новую компанию, в непривычные обстоятельства и ситуации, когда жела-
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.69.167 (0.012 с.) |