Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изменение групповой динамики как социальная техникаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Малая группа может рассматриваться в трех качествах: — как среда для изменения членов группы; — как объект изменений: несмотря на то, что целью группы яв- группы; — как агент изменений", когда используются организационные усилия группы. Известный американский социопсихолог Д. Картрайт по-своему формулирует принципы социотехнологического использования группы как среды изменений: —если группу необходимо использовать как среду для изменений, —чем привлекательнее группа для ее членов, тем сильнее вли —чем больше установки и ценности привлекают в группу, тем | — чем выше престиж члена группы в глазах других членов, тем в сильнее его влияние; ж. — усилия, направленные на изменение индивидов или той части Ш группы, которые, будь они успешны, привели бы к отклонению от В норм группы, вызывают большее сопротивление; 1 — сильное групповое давление можно установить, создав общее у I; всех членов группы мнение о необходимости изменений, и таким EL образом источник давления перенести в саму группу; — все члены группы должны убедиться в необходимости перемен, - изменения в одной части группы вызывают напряжение в дру Основные проблемы, связанные с групповой динамикой, сводятся к изучению диагностики и управления межличностными отношениями в группе, эмоциональной и социальной жизни в группах, особенно в неформальных структурах, механизмов общения как действенного фактора влияния на членов группы и др У Психологический практикум \ ЧРИ иИ Игра «Законодатель поз» Цель игры: обратить внимание участников друг на друга и создать чувство группы, объединиться для совместной работы. Участники игры становятся в круг, кто-то называет имя любого из участников. Тот принимает какую-нибудь позу, вслед за ним все остальные повторяют эту позу. Выдержав незначительную паузу, этот участник хлопает в ладоши, как бы освобождая остальных, и называет имя следующего участника. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не побывает «законодателем» поз. Обсуждение, анализируются изменения эмоционального состояния участников игры в связи с изменением позы и подражанием другому человеку. Игра «Часы» Цель игры: повысить сплоченность группы, эффективность группового взаимодействия. Ведущий приглашает 12 участников игры встать в круг и представить себе, что все они в этот момент образуют большие часы и каждый означает какую-нибудь цифру на циферблате. Ведущий поясняет, как эти часы показывают время. Он быстро называет время в часах и минутах, и тот, кому выпало изображать часовую стрелку, хлопает в ладоши, а тот, кто изображает время в качестве минутной стрелки, говорит «бом». Если ведущий называет время только в часах (без минут), то один и тот же человек сначала хлопает в ладоши и вслед за этим говорит «бом». Если в группе больше 12 человек, то ведущий либо производит замену игроков, либо привлекает «свободных» к игре в качестве наблюдателей или контролеров. Обсуждение: анализируются ответы на вопросы: — Какие чувства испытывали участники, когда «часы» давали сбой? - Как эмоциональное состояние участника игры влияло на группу, Игра «Террористы» Цель игры: структурировать группы, слаженно взаимодействовать в группе. Все участники игры делятся на четыре малые группы по четыре человека в каждой. Четвертый человек в каждой группе — наблюдатель или контролер. Группам присваиваются имена - первая, вторая, третья и четвертая. Ведущий объявляет порядок игры в три периода. В I периоде первая группа играет со второй, третья — с четвертой. Причем первая и четвертая — «террористы», вторая и третья -«экипаж». «Террористы» захватывают самолет и приказывают экипажу изменить курс. И тут у «воздушных пиратов» начинается спор: они хотят лететь в разные страны. Кто из участников в какую страну хотел бы лететь, может определяться заранее либо в момент «захвата», или же страну указывает наблюдатель. Таким образом, в каждом противостоянии есть четыре заинтересованные стороны: а) «экипаж», который хочет лететь по маршруту; б) 1-й «террорист», который хочет лететь на Канары; в) 2-й «террорист», который рвется на Мадагаскар; г) 3-й «террорист», который полетит только в Мозамбик. На выяснение отношений отводится по 10 мин, затем определяется, куда же все-таки летит самолет. Если стороны не пришли к единому мнению, наблюдатель записывает всем по 2 штрафных очка. Если победило мнение одного из «террористов», он получает 2 очка, остальные двое - по 0,5 очка, а «экипаж» - 0 очков. Если принимается мнение «экипажа», то его члены получают по 1 очку, а каждый «террорист» — по 0,5 очков. Если хотя бы один «террорист», не согласный с итогом обсуждения, принимает решение взорвать «самолет», то он получает одно штрафное очко, а все остальные — по 0,5 штрафные очка. Во II периоде первая группа играет с третьей, а вторая - с четвертой, в III периоде: первая играет с четвертой, а вторая - с третьей. В III периоде роли «экипажа» и «террористов» определяются жребием. Все результаты игры наблюдатели заносят в таблицу, которую затем отдают ведущему, а он сводит данные в единую таблицу: (Т - террорист, Э — экипаж). Обсуждение: во-первых, подводятся итоги и объявляются победители — те, кто набрал больше очков. Во-вторых, участники обмениваются мнениями относительно того, кто был лучшим «террористом», а кто — лучшим «летчиком», в тройке с какими двумя участниками каждому хотелось бы «захватить самолет» в игре и втройкг с кем хотелось противостоять нападению в качестве «экипажа самолета». Желательно свою точку зрения аргументировать. № Фамилия,,,,, ,_ I период II период III период _ Группа игрока или имя Сумма игрока 113 Бапл т;э Балл Т/Э Балл 2 Т Э Э 3 Т______ Э_ Э Вторая 4 ЭТТ 5 ЭТТ _________ 6______ Э______ Т_________ Т Третья 7 Э Т Э 8 Э Т Э _________ 9______ Э____ Т___________ ^_Э Четвер 11 ТЭТ 12 Т_____ Э_ Т_________ ^г Игра «Фантасмагория позитивная» Цель игры: продемонстрировать основные механизмы групповой динамики, диагностировать психологическое состояние группы. Все участники закрывают глаза. Через какое-то время каждый по очереди открывает глаза и описывает только внутренние качества (т.е. без внешних?) того участника группы, который ему наиболее симпатичен. Каждый участник в это время «применяет на себя» ту или иную характеристику. Игра «Фантасмагория негативная» Цель игры: продемонстрировать основные механизмы групповой динамики, диагностировать психологическое состояние группы. Все участники закрывают глаза. Через какое-то время каждый по очереди открывает глаза и описывает только внутренние качества (т.е. без внешних!) того участника группы, который ему наиболее несимпатичен. Каждый участник в это время «примеряет на себя» ту или иную характеристику. Игра «Рисуем все» Цель игры: сплотить группу посредством коллективного творчества, научить переживать групповые эмоциональные состояния (позитивные и негативные). * Ведущий обращается ко всем участникам: «Давайте все вместе мысленно нарисуем картину. Я беру холст и рисую на нем что-то, потом передам его Тане, она слева от меня. Она нарисует на нем то, что ей захочется, и скажет нам, что она нарисовала, затем передаст его следующему участнику». После того, как ведущий убедился, что все участники группы поняли, как они будут рисовать картину, он берет воображаемый холст в подрамнике и говорит: «Я беру холст и рисую на нет линию горизонта» и передает будущую картину участнице, сидящей слева. Он внимательно слушает и запоминает, что нарисовал на картине каждый участник. Побывав у всех, картина возвращается к ведущему. Он берет воображаемую картину и говорит: «\Л вот теперь я держу в руках картину и вижу на ней линию горизонта, которую нарисовал я...» И далее он ' проговаривает то, что нарисовал каждый участник группы, называя каждого по имени и обращаясь в этот момент непосредственно к нему. Если группа большая, то можно привлечь еще одного-двух участников игры, которые будут выполнять ту же роль, что и ведущий, по своему сегменту круга. Обсуждение: обычно проходит на фоне очень сильного эмоционального единства. Участники обмениваются своими переживаниями, чаще позитивными, хотя, возможно, и негативными.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.124.80 (0.008 с.) |