Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гендерные стереотипы, предрассудки, установки

Поиск

Под стереотипом в психологии понимают упрощенное, схематизированное, зачастую искаженное или даже ложное, характерное для сферы обыденного сознания представление о каком-либо социальном объекте (человеке, группе людей, социальной общности и т. п.). Впервые термин «социальный стереотип» ввел У. Липпман. Он определял социальные стереотипы как картинки мира в голове человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценности, позиции и права. Иногда под стереотипами понимают устойчивые, регулярно повторяющиеся формы поведения.48

46 J. Stockard, M. Johnson, Sex roles (New York, 1980).

47 R. Unger, «Imperfect reflection of reality: Psychology constructs gender»,
Making a difference: Psychology and the construction of gender (New Haven:
Yale University Press, 1990).

48 Байбурин А.К. Некоторые вопросы этнографического изучения поведения//
Этнические стереотипы поведения. Ленинград, 1985. С. 3.


336

Стереотипы имеют несколько функций: когнитивную, заключающуюся в упорядочении информации; аффективную, противопоставляющую «своего» и «чужого»; социальную, разграничивающую внутригрупповые и внегрупповые явления.49 Эти функции ведут к образованию структур, на которые люди ориентируются в обыденной жизни.

Существует огромное множество самых разных стереотипов, в том числе и интересующие нас гендерные стереотипы — культурно и социально обусловленные представления о качествах и нормах поведения мужчин и женщин. Мы полностью разделяем точку зрения А.В. Кирилиной,50 согласно которой гендерные стереотипы правомерно рассматривать с двух позиций: в мужском и женском самосознании, с одной стороны, и в коллективном общественном сознании — с другой.

Американские психологи, занимавшиеся изучением гендерных стереотипов, сделали два важных вывода. Первый из них заключается в том, что гендерные стереотипы сильнее расовых. Второй вывод относительно гендерных стереотипов состоит в том, что существуют сильные гендерные стереотипы, и члены группы, в отношении которых эти стереотипы действуют, принимают эти стереотипы.

В исследовании Кэй До и Тима Эмсвейлера это убедительно продемонстрировано. Их эксперимент заключался в следующем. Студентов и студенток познакомили с весьма успешными результатами, которых добился их коллега (мужчина или женщина) при выполнении сложного задания. После этого испытуемых просили высказать собственное мнение о том, что, с их точки зрения, послужило причиной успеха. Оказалось, что и студенты, и студентки приписывали достижения мужчины почти исключительно его способностям, в то время как на успехи женщины, по оценкам обеих групп, больше повлияла удача.51

49 Кубрякова E.C., ред. Краткий словарь когнитивных терминов. М., 1996. С.
177.

50 Кирилина А.В. Гендер: лингвистические аспекты. М.: Издательство Ин
ститут социологии РАН, 1999. С. 97.

51 К. Deaux, T. Emsweller, «Explanations of successful performance on sex-linked
tasks: What is skill for male is luck for the female», Journal of Personality
and Social Psychology,
1974, 29: 80-85.


337

Можно назвать и множество других стереотипов такого рода. Так, например, стереотипное представление о мужчине как лидере, о большей доминантности мужчин и конформности женщин в равной степени характерны и для мужчин, и для женщин.

Вот как можно представить стереотипные описания характерных мужских и женских черт, полученные в исследовании американских студентов, проведенном в конце 70-х годов.52

Таблица 2. Характерные мужские и женские черты

 

Характерные черты мужчины Характерные черты женщины
Сильный, склонен к занятиям спортом Слабая, не склонна к занятиям спортом
Меньше беспокоится о своей внешности и почти не боится старости Беспокоится о своей внешности и боится старости
Выполняет роль кормильца семьи Проявляет привязанность к семье
Имеет опыт сексуальной жизни Добродетельна
Неэмоционален, стоек Эмоциональна, нежна
Логичен, рационален, объективен, обладает развитым интеллектом Легкомысленна, непоследовательна, обладает тонкой интуицией
Стремится к власти и лидерству Уступчива, услужлива
Независим, свободен Зависима, в большой мере нуждается в защите
Активен Пассивна
Стремится к успеху, честолюбив Робкая, застенчивая

52 Таблица приведена по книге: Смелзер Н. Социология. М.: «Феникс», 1994. С. 342.


338

В настоящее время отмечается тенденция к ослаблению подобных стереотипов. И психологические исследования показали, что не существует «чисто» мужской или женской личности; и все больше проникает и в научное, и в обыденное сознание идея о том, что стереотипы не являются чем-то природным, а создаются обществом. Женское движение и феминистская идеология в значительной мере поколебали многие гендерные стереотипы.

Пытаясь ответить на вопрос о возникновении и формировании стереотипов, Э. Игли выдвинула предположение о том, что установившиеся различия мужских и женских социальных ролей являются причиной формирования гендерных стереотипов.53

Как отмечает Н.М. Лебедева, существует значительная согласованность гендерных стереотипов во многих культурах. Мужчины воспринимаются как агрессивные, автократичные, дерзкие, доминирующие, изобретательные, сильные, независимые, грубые, умные; женщины — как эмоциональные, мечтательные, чувствительные, покорные и суеверные. Проведенное кросс-культурное исследование в 14 культурах показало довольно большие различия в гендерной идеологии общества. В странах в высоким социоэкономическим развитием — это равенство, в более традиционных культурах (особенно в мусульманских странах

— Индия, Пакистан, Нигерия) обосновывается желательность гендерных различий. Интересен в этом плане пример Японии

— высокоразвитой страны, однако с традиционной гендерной идеологией. Как показало данное исследование, гендерная идеология в достаточной степени отличается у разных поколений: старшее поколение придерживается идеологии неравенства, более молодые — равенства, но специфического типа. Так, двести лет назад японские женщины не отвечали за воспитание детей, и большинство семейных решений принималось мужчинами. Сейчас забота о детях — главная работа японской женщины, которая образована настолько, что может обучать своих детей от школы до университета. В опросе японских мальчиков о том, сколько времени они проводят с отцами, они в три раза чаще, чем их американские сверстники, ответили «нисколько». ЭКен-

53 A. Eagly, Sex differences in social behavior: A social role interpretation (Hillsdale, New Jersy: Lawrence Erlbaum, 1987).


щин в Японии работа часто не привлекает потому, что это сфера жизни мужчины, и женщина может там играть только вспомогательную роль. Кроме того, в Японии нередки случаи смертей в результате слишком усердной работы, и многие японские женщины предпочитают быть «образованными мамами», хотя на их плечах еще лежит и вся домашняя работа. С другой стороны, в настоящее время 85% выпускниц университетов хотели бы после окончания иметь работу.54

На основании различных данных, полученных в исследованиях социальных стереотипов, Г. Тэджфел55 сделал ряд выводов, которые, с нашей точки зрения, могут быть с полным основанием отнесены и к гендерным стереотипам также. Люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками. Такие стереотипы имеют тенденцию оставаться стабильными в течение длительного периода времени. Социальные (и гендерные в том числе) стереотипы могут изменяться в зависимости от социальных, экономических или политических изменений, но этот процесс происходит достаточно медленно. Стереотипы усваиваются очень рано, и используются детьми задолго до возникновения собственных мнений о тех группах, к которым они относятся.

Предрассудки — это установки, препятствующие адекватному восприятию сообщения, группы людей или действия. Как правило, человек не осознает или не хочет осознавать, что он предубежден, и рассматривает свое отношение к объекту предубеждения как следствие объективной и самостоятельной оценки каких-то фактов. Предрассудки складываются на основе искаженной или неполной информации.

Приведем пример, иллюстрирующий предрассудок в гендерной сфере. В эксперименте Ф. Голдберга девушек-студенток просили познакомиться с научными статьями и оценить их с точки зрения профессионализма, компетентности, стиля и т. п. Некоторые студентки получили статьи, подписанные авто рами-

54 Пример взят из книги Лебедевой Н.М. Введение в этническую и кросс-
культурную психологию. М.: «Ключ», 1999. С. 39-40.

55 Н. Tajfel, «Social stereotypes and social groups», in J. Turner and Y. Giles,
eds., Intergroup behaviour (Oxford: Blackwell; Chicago: University of Chicago
Press, 1981), pp. 144-167.


340

женщинами, другие — те же статьи, но подписанные авторами-мужчинами. Оказалось, что студентки значительно выше оценивают статьи, подписанные мужчинами, чем женщинами. Т. е. предрассудки в отношении представителей собственной гендерной группы привели к низкой интеллектуальной оценке труда других женщин.

Предрассудки могут очень мощно влиять и на результаты деятельности. Целый ряд исследований убедительно продемонстрировал, что люди, попадающие в ряды меньшинства или назначенные на низкостатусные позиции, в действительности начинали отставать в выполнении заданий, требующих неких навыков и концентрации внимания. Они также показали, что существующие в обществе предрассудки и установки относительно женщин приучают и их самих оценивать себя как существ, стоящих интеллектуально ниже мужчин.

Одним из наиболее болезненных предрассудков или мифов относительно женщин является следующий: «если ее изнасиловали, значит, она должна была сама дать повод». В некоторых предрассудках, направленных против женщин, мы сами не отдаем себе отчета, и они являются примером, говоря словами Дэрил и Сандры Бем, неосознанной идеологии. В настоящее время, с одной стороны, многие предрассудки относительно женщин ослабевают, с другой, — появляются новые, например, относительно феминисток.

Говоря об источниках предрассудков, прежде всего называют неравный статус: предрассудки помогают оправдывать экономическое и социальное превосходство тех, у кого в руках богатство и власть. Предрассудки и дискриминация находятся в отношениях взаимной поддержки: дискриминация поддерживает предрассудок, а предрассудок узаконивает дискриминацию. Есть множество примеров, как с помощью предрассудков рационализируется неравный статус, в том числе и гендерный.

Существует взаимосвязь и между религией и предрассудками, однако она отнюдь не однозначна. Как сказал Гордон Ол-порт, написавший одну из первых психологических книг, посвященных предрассудкам, ставшую классической Природа предрассудка: «Роль религии парадоксальна. Она создает предрассудки и уничтожает предрассудки».56 Хотя предрассудки порож-

56 G. Allport, The nature of prejudice (Garden City: Doubleday Anchor, 1958), p. 413.


даются социальными условиями, эмоциональные факторы могут придавать им особую интенсивность и напряженность. Предрассудки могут подпитываться агрессией и фрустрацией, некоторыми личностными качествами (авторитарностью и потребностью в статусе). Когнитивные процессы также оказывают определенное влияние на предрассудки. В частности, определенный ход мысли заставляет нас обнаруживать доказательства в поддержку стереотипов и предрассудков, а память «запоминает» то, что им соответствует, и «забывает» им противоречащее.

Таким образом, гендерные стереотипы очень сильны и принимаются даже теми группами, относительно которых они созданы. Существующие стереотипные представления о женственности и мужественности достаточно близки в разных культурах. Стереотипы имеют тенденцию рано усваиваться и изменяются они с большим трудом.

Существует множество предрассудков относительно женщин, которые могут ухудшать, и в реальности часто ухудшают, результаты их деятельности.

Феминистская психология

Понятие феминистской психологии только начало складываться. Сандра Хардинг, занимающаяся философией науки, сделала следующую классификацию феминистских подходов к изучению гендера:57

• Подход с точки зрения позиции феминизма. Предполагается,
что женщины существенно отличны от мужчин и должны
изучаться отдельно, сами по себе.

Феминистский эмпирический подход. Утверждается, что женщины могут существенно отличаться от мужчин, а могут и не отличаться, но только точные измерения могут показать, в чем их сходство и в чем отличия.

• Феминистский конструктивистский подход. Доказывается, что
фемининные черты конструируются и являются изменчивыми,
поэтому попытки их как-либо измерить ведут к заблуждениям.

57 S. Harding, The science question in feminism (Itaca, New York: Cornell University Press, 1986).


342

Существующие в настоящее время гендерные исследования в психологии могут быть с большей или меньшей степенью строгости отнесены к одному из этих подходов.58 Психологические исследования, проведенные с позиций феминизма, показывают роль женщин-психологов в развитии психологии:59 она состоит в том, что напоминает и акцентирует, что психология женщин и женский опыт — это как раз половина человеческого опыта. Они занимались изучением психологии и опыта именно женщин, преследуя и определенные политические цели по изменению патриархатной психологии и гендерного неравенства в обществе.

Феминистский эмпирический подход (примером может служить работа Маккоби и Джэклин60) более ориентирован на установление гендерных различий, а также на демонстрацию того факта, что существует не так уж много статистически или социально значимых различий между способностями и качествами личности женщин и мужчин. Однако этот подход подвергался критике со стороны представителей феминизма в связи с тем, что в его рамках используются традиционные психологические теория, методы и способы анализа, не учитывающие специфики изучаемого объекта — а именно специфический женский опыт.

Представители конструктивистского подхода (например, Харе-Мастин и Маресек61) придерживались точки зрения о том, что гендерные различия скорее конструируются, а не просто измеряются и описываются. Многие феминистские психологи, например, У. Холлвэй,62 отходят от исследований гендера как продукта или результата, но изучают процессы, посредством которых он конструируется и в результате которых возникает. Ак-

58 Достаточно подробный их анализ приведен в работе С. Percy, «Feminism»,
Gender and Psychology (London: Arnold, 1998), pp. 27-40.

59 Примером могут служить следующие исследования: Н. Lips.Sex and gender:
an introduction
(Mountainview, CA: Mayfield Publishing Company, 1993); J.
Hyde, Half the human experience (Lexington, MA: D.C. Health & Company.
1996); M. Matlin, The psychology of women (Fort Worth, TX: Harcourt Brace,
1996).

60 E. Maccoby and С Jacklin, The psychology of sex differences (Stanford: Stanford
University Press, 1974).

61 R.T. Hare-Mustin and J. Marecek, eds., Making a difference: psychology and
the construction of gender
(New Haven: Yale University Press, 1990).

62 W. Hollway, «Beyond sex differences: a project for feminist psychology».
Feminism and Psychology, 1994, 4, 4: 5538-5546.


цент на изучении таких процессов обусловил и методы их исследования — качественные, и в первую очередь, анализ дискурса, изучение языка как средства конструирования реальности вообще и гендера в частности. В качестве примера можно привести имена Мэри Кроуфорд в США и Маргарет Вэзерол в Великобритании. Безусловно сильная сторона данного подхода состоит в его междисциплинарных связях с политическими науками, культурологией, социологией, литературоведением и в попытках создать на данной основе изменяющуюся и социально ориентированную психологию.

В 90-е годы фокус исследований гендерной психологии несколько сместился: основной интерес стали вызывать работы, направленные на изучение различий среди самих женщин и внутри категории женского опыта. Появились исследования, показывающие различия не только в сфере женской гетеросек-суальности, но и женской гомосексуальности (например, Дж. Китсингер,63 С. Уилкинсон64); изучающие женщин с различной расовой и этнической принадлежностью (К. Бхавнани и др.65), здоровых и инвалидов (например, Дж. Моррис66), психически здоровых и больных (Дж. Ашер67) и т. д.

Еще одно направление, начавшее развиваться в рамках гендерной психологии, — изучение мужчин и маскулинности; концептуальные и методические наработки, уже полученные в феминистски ориентированной психологии, переносятся и на изучение мужчин.68 Мужские исследования возникли не как некий ответ на женские исследования, а в результате осознания сложности и неоднородности самой категории «мужчина». Как

63 J. Kitzinger, «Sexual violence and compulsory heterosexuality», Feminism and
Psychology,
1992, 2: 399-418.

64 S. Wilkinson and C. Kitzinger, eds., Heterosexuality: a feminism and psychology
reader
(London: Sage, 1993).

65 K.K. Bhavnani and A. Phoenix, eds., Shifting identities, shifting racism: a
feminism and psychology reader
(London: Sage, 1994).

66 J. Morris, ed., Encounters with strangers: feminism and disability (London:
The Women's Press, 1996).

67 J. Ussher, Women's madness: misogyny or mental illness? (London: Harvester
Wheatsheaf, 1991).

68 N. Edley and M. Wetherell, Men in perspective: practice, power and identity
(London: Harvester Wheatsheaf, 1995).


344

отмечают Е. Гапова и А. Усманова, помещая одну из работ по данной проблематике69 в Антологию гендерной теории, первые работы по маскулинности были в основном сосредоточены не на белых мужчинах среднего класса, а на маргинальных типах маскулинности, связанных с расовой или этнической принадлежностью или сексуальной ориентацией.70 Мужские исследования включают в себя изучение проблем маскулинности, мужской идентификации, мужского тела, гомосексуальности и др. Такие исследования проводятся не только за рубежом, но начали проводиться и в отечественной науке (см. работы И.С. Кона,71 А. Синельникова72 и др.).

Заключение: значение гендерных исследований в психологии

Таким образом, на основании приведенных выше данных можно сделать следующие выводы.

1. гендерные исследования стали неотъемлемой частью
психологической науки. гендерная проблематика стала вычле
няться в разных областях психологии — при изучении когни
тивной и эмоциональной сфер, межличностных взаимодействий,
идентификации и социализации, а также механизмов, на основе
которых строятся социальные отношения.

2. Методологические основания гендерных исследований, с
определенной долей условности, могут быть разделены на две
группы. К одной из них примыкают все так называемые пози
тивистские — биологически или социобиологически ориентиро
ванные теории, делающие акцент на биологической детерминанте

м Месснер М. Маскулинность и профессиональный спорт // Антология гендерной теории / Сост. Гапова Е., Усманова А. Минск: Прорилеи, 2000. С. 218-235.

70 Гапова Е., Усманова А. Предисловие // Антология гендерной теории /
Сост. Гапова Е., Усманова А. Минск: Пропилеи, 2000. С. 7-11.

71 Кон И.С. Мужское тело как эротический объект // Гендерные исследова
ния. 1999, №3. С. 297-317.

72 Синельников А. Паника. Террор. Кризис. Анатомия маскулинности //
Гендерные исследования. 1998, №1. С. 211-227.


и чаще использующих термин «пол». Другую группу составляют альтернативные, феминистские — социально и культурно ориентированные теории, использующие термин «гендер», понимаемый как социальный и психологический пол, и считающие социум и культуру источником его формирования.

3. Теории, входящие в указанные группы, используют в своих исследованиях и различные методы. В первой из этих групп в основном используются количественные методы — психометрические и тестовые; во второй — качественные: изучение случая (case study), анализ нарратива, анализ дискурса и другие.

4. Появилась особая отрасль психологии — феминистская психология. Предметом своего изучения она сделала женщин как таковых, те сходства и различия, которые могут быть выявлены на основании исследования разных групп женщин (разных рас и культур, разной степени соматического и психического здоровья, разной сексуальной ориентации и т. д.). В качестве одной из главных задач феминистской психологии была названа задача изменения патриархатных гендерных стереотипов и положения женщин в обществе.

5. Все указанные проблемы, направления, отрасли исследования, методология и конкретные методики, имеющие по преимуществу западное происхождение, требуют адекватной адаптации к отечественной психологии и системе ее преподавания в высшей школе.


Ирина Жеребкина

2. Феминизм и психоанализ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.152.49 (0.01 с.)