Гендерные аспекты девиантного поведения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гендерные аспекты девиантного поведения.



Предпосылки возникновения и развития гендерных исследований в психологии.

Гендер — это повседневный мир взаимодействия мужского и женского, воплощенный в практике; это системная характеристика социального порядка, от которой невозможно отказаться, она постоянно воспроизводится и в структурах сознания, и в структурах действия. Когда социальное производство гендера становится предметом исследования, обычно рассматривают, как гендер конструируется через институты социализации, разделение труда, через культуру (гендерные роли и стереотипы, массмедиа), а также проблемы гендерной стратификации и неравенства.

Рассмотрим развитие гендерной психологии в контексте направления — парадигмы половых различай. Анализ результатов многочисленных исследований, посвященных изучению различий, психологических характеристик мужчин и женщин, особенностях их поведения, показал, что психологических различий между представителями мужского и женского пола не так много, как кажется. У мужчин более развиты пространственные и математические способности, а у женщин — вербальные способности. В социальном поведении мужчины характеризуются более высоким уровнем развития таких черт, как агрессивность и доминантность, а женщины — дружелюбие и контактность. Что касается социальных ролей мужчин и женщин, то для женщин более значимыми являются семейные роли, а для мужчин — профессиональные. Женская роль в семье больше связана с заботой и уходом за членами семьи; профессиональный статус играет центральную роль в мужской самоидентификации. Однако, согласно более поздним исследованиям ], даже к общепризнанным различиям между мужчинами и женщинами по уровню агрессивности, математическим и вербальным способностям нужно подходить с большой осторожностью, поскольку различия, выявляемые между средним мужчиной и средней женщиной, обнаруживаются далеко не всегда.

Проблемы гендерной психологии.

В последнее время гендерная проблематика все активнее стала заявлять о себе в различных отраслях научного знания. Эта тенденция коснулась и психологии, в психологических публикациях все чаще можно встретить такие понятия, как «гендер», «гендерный», «гендерные исследования». Какая реальность стоит за использованием этих терминов: дань моде или новые тенденции в развитии отечественной психологии? Все более остро актуализируется задача теоретического осмысления феномена гендерной психологии и разработки соответствующего гендерного подхода в ней. В рамках решения этих задач рассмотрим следующие вопросы: 1) предпосылки возникновения и развития гендерных исследований в психологии; 2) специфика гендерных исследований в западной психологии; 3) гендерная проблематика в отечественной психологии.

Развитию гендерных исследований, рассматриваемых как «междисциплинарная исследовательская практика, реализующая эвристические возможности гендерного подхода для анализа социальных трансформаций и систем доминирования». Таким образом, в настоящее время гендерные исследования представлены в двух аспектах: первый аспект предполагает реализацию гендерного подхода как научной теории и исследовательской практики, второй — как образовательной практики, включающей разработку и преподавание гендерно- ориентированных учебных дисциплин.

19.психологические проблемы родителей, влекущие за собой девиации поведения у детей

В этом случае речь идет о чаще всего неосознаваемой проблеме или потребности одного из родителей, который оказывает на ребенка решающее влияние. Перед психотерапевтом (психологом) стоит задача выявить эту психологическую проблему, помочь ее преодолеть в психотерапевтическом процессе. Эти неосознаваемые проблемы родители часто решают за счет ребенка:

1) расширение сферы родительских чувств. Нарушения воспитания проявляются гиперпротекцией. Проблемы родителей: нет одного из супругов или неудовлетворительные отношения с ним (эмоциональная холодность между супругами, «разность характеров», разные взгляды на жизнь, семью, на проблему воспитания детей, алкоголизм одного из родителей и т. д.). Чаще всего один из родителей ищет в своем ребенке эту недостающую часть в его жизни: потребность в эмоциональной близости, заботе и частично эротические чувства. Они чаще направляются к ребенку противоположного пола, отдать ему «все чувства», «всю любовь». Например, мать «ради ребенка» отказывается от замужества. В такой семье формируются мощные симбиотические связи, формируются эротические отношения к родителю – ревность, влюбчивость, инфантилизм. Когда ребенок переходит в подростковый возраст, у родителей возникает страх перед созревающей независимостью подростка. Эти потребности (чаще у матери) ею не осознаются.

2) предпочтение в подростке детских качеств. Такая бессознательная установка родителей ведет к потворствующей гиперпротекции. Родители стремятся сохранить у детей детские качества, несмотря на их взросление (наивности, непосредственности, игривости). Подросток для них все еще «маленький». Такая установка может проявляться у родителей, у которых долго не было желанного ребенка, или может быть связана с биографией родителя (недополучил ласку и тепло от своих родителей – несчастливое детство). Последнее связано с желанием дать своему ребенку то, что не получил сам(а). Такая позиция ведет к тому, что к ребенку значительно снижен уровень требований, что ведет к психическому инфантилизму.

3) воспитательная неуверенность родителя. Также формирует потворствующую гиперпротекцию, понижение уровня требований. В семье происходит перераспределение власти между родителями и ребенком. Родитель идет на поводу у ребенка, уступает ему даже в тех вопросах, в которых, по его же мнению, уступать никак нельзя. Ребенок добивается для себя максимума прав, выполняя минимум требований. В такой семье вырастает бойкий, уверенный в себе подросток и нерешительный родитель. Очень часто такая ситуация появляется, если родитель имеет психастенические черты. В определенных условиях дети, воспитанные строгими родителями (эгоцентричными), став взрослыми, видят в своих детях эту же требовательность и эгоцентричность, испытывают к ним постоянное чувство долга и вины, как и к своим родителям. Отсюда и возникает неуверенность в воспитании своих детей.

4) фобия утраты ребенка. Формирует потворствующую или доминирующую гиперпротекцию. У родителей проявляется неуверенность в своих действиях по отношению к ребенку, повышенное внимание к его здоровью, преувеличенные страхи за жизнь ребенка. Источником таких переживаний является тот факт, что долгожданный ребенок родился болезненным и слабым, его с трудом выходили. Чаще всего это один ребенок в семье. Страх потерять ребенка заставлял родителей тревожно прислушиваться к любым пожеланиям ребенка и стремиться тут же их удовлетворять (потворствующая гиперпротекция) или же опекать его в любых случаях (доминирующая гиперпротекция).

5) неразвитость родительских чувств. Продуцируемое нарушение воспитания проявляется в виде гипопротекции, эмоциональном отвержении, жестком обращении. Развитость родительских чувств, которые обусловливают правильное воспитание детей, связана с мотивациями такого рода, как любовь к ребенку, чувство долга, потребность реализовать себя в детях, уважение и привязанность к личности ребенка и др. Неразвитость родительских чувств встречается у родителей подростков с отклонениями характера и личностного развития. Такие родители не хотят общаться с ребенком, он их «раздражает», их не интересуют жизнь ребенка и его мир переживаний. Родительские чувства хуже развиты в более молодом возрасте родителей (очень сильно они развиты у бабушек и дедушек). Причиной неразвитости родительских чувств являются отвержение самого родителя в детстве его родителями или неполная семья, где одному из родителей, оставшемуся с ребенком, «было не до него (нее)», воспитание в детском доме (нет опыта отношений родитель – ребенок). При дисгармоничных отношениях между родителями на ребенка перекладываются родительские обязанности. Этот тип воспитания характеризуется повышенной «моральной ответственностью», либо отношения к ребенку характеризуются раздражительной враждебностью. Высказывания родителей наполнены жалобами на утомительность родительских обязанностей, которые отрывают от карьеры, интересов. Женщины этой категории характеризуются эмансипированностью, независимостью, слабыми материнскими чувствами, нежеланием быть «домохозяйкой», иметь мужа, ухаживать за ребенком. Высказывания типа: «Если бы у меня не было детей, я бы добился (добилась) в жизни гораздо большего»;

6) проекция на ребенка (подростка) своих нежелаемых качеств. Нарушения воспитания сказываются в эмоциональном отвержении и жестоком обращении. Причиной такого воспитания является то, что родитель видит в своем ребенке те отвергаемые им черты, которые принадлежат ему самому, но он их не осознает или не может признать. Это агрессивность, леность, упрямство, негативизм к другим, несдержанность, эгоизм. Не признавая этих качеств в ребенке, родитель как бы извлекает выгоду для себя, утверждая таким образом, что он сам не является носителем этих качеств. Этот механизм проекции широко распространен как один из механизмов психологической защиты. В высказываниях родителей проскальзывает неверие в ребенка, звучат менторские интонации, попытка найти «негатив» в любом поступке ребенка: «Если предоставить моему сыну (дочери) свободу, он (она) немедленно использует это во вред себе и окружающим»;

7) вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания детей. Этот тип воспитания носит характер противоречивого, когда соединяется потворствующий тип воспитания с гиперпротекцией одного родителя и отвержением, или доминирующей гиперпротекцией другого родителя. Часто воспитание становится ареной борьбы между родителями и источником постоянных конфликтов. Родители борются таким образом за приоритет в воспитании детей, за самоуважение в семье в качестве главного законодателя. При этом один родитель стоит на позициях строгого воспитания, другой склонен идти на поводу у ребенка. Источником разности подходов являются родительские семьи самих родителей, они бессознательно переносят опыт из своего детства на своих детей (патриархальные семьи, демократические семьи). Шкала ВК отражает типичные высказывания «строгой» стороны, потому что она чаще всего является инициатором обращения к психотерапевту;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 589; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.006 с.)