Типы акцентуаций характера в подростковом возрастеи их влияние на возможные отклонения в поведении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы акцентуаций характера в подростковом возрастеи их влияние на возможные отклонения в поведении



Гипертимный (возбудимый) тип. Основные признаки: с раннего детства подвижность, общительность, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, легкость общения и быстрота усвоения учебного материала. Любят компании сверстников, в которых стремятся командовать. Главная черта гипертимов – у них почти всегда хорошее настроение. Лишь изредка они могут проявлять гнев, агрессию, причинами которых, как правило, служат противодействия со стороны окружающих, стремление «укротить» детей. Гипертимы плохо переносят одиночество и жесткий режим, поэтому первые трудности в психологическом плане у таких детей возникают при поступлении в школу – они неусидчивы, отвлекаемы. Учатся гипертимы очень неровно. Для гипертимов не характерна лживость. 14-18 лет – самый благоприятный возраст для проявления гипертимности. Примерно каждый десятый юноша и каждая двадцатая девушка гипертимны на уровне психопатии. Главная причина этого – семья. Циклоидный тип. Основные признаки: чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным периодом. Чаще всего это скрытый тип. В детстве циклоиды ничем не отличаются от сверстников, но с наступлением подросткового возраста у них возникает первая субдепрессивная фаза (субдепрессия – это маловыраженная депрессия, для которой характерны склонность к апатии, вялость, ощущение, что все валится из рук). В этот период циклоиды начинают тяготиться обществом и компанией, у них резко снижается работоспособность. Серьезные неудачи в период субдепрессии могут вызвать аффективную реакцию и суицидальные попытки.

трудно переносят эмоциональное отвержение со стороны значимых для них людей и коренную ломку жизненных стереотипов. Циклоидам не свойственна делинквентность и грубые формы нарушения поведения. Девиантное поведение появляется в периоды подъема настроения.

Лабильный тип. Основные признаки: резкая смена настроений в зависимости от ситуации. В детстве лабильный ребенок тоже ничем не отличается от сверстников, но у него есть склонность к невропатии, – отмечается крайняя изменчивость настроения по ничтожным поводам. Лабильному типу свойственна преданная дружба, от друга они ждут понимания и способности выслушать их, когда им хочется «поплакаться в жилетку». Друг у таких детей обычно бывает один. Сильно переживает эмоциональное отвержение со стороны значимых для него людей, утрату близких или разлуку с теми, к кому привязан. Девиантное поведение лабильным подросткам не свойственно.

Астеноневротический тип.

Основные признаки: быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям и ипохондрии (повышенному вниманию к своему здоровью). С детства характерны признаки невропатии (капризность, ночные страхи, заикание), повышенная утомляемость, раздражительность. Такие дети раздражаются по любому поводу, но потом быстро раскаиваются. Дети с такой акцентуацией плохо переносят поездки в общественном транспорте, быстро устают от компании. Они не стремятся к близким отношениям из-за своей пугливости и неуверенности в себе, не проявляют инициативы. Круг друзей у них ограничен, прежде всего, из-за их внезапной раздражительности и частых капризов. сильная утомляемость и раздражительность, которые могут привести к аффективным вспышкам.

Сензитивный (тревожный) тип. Основные признаки: повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности. Подростков этого типа отличают чрезмерная чувствительность и высокие моральные требования к себе. В детстве они пугливы, стараются избегать чрезмерно подвижных игр, предпочтение отдают тихим играм или играм с малышами, очень замкнуты среди посторонних. Чрезвычайно привязаны к родным. У них рано формируется чувство долга, поэтому учатся они очень старательно, но побаиваются контрольных. Не переносит насмешек или подозрения в неблаговидных поступках, недоброжелательное внимание или публичные обвинения. Данному типу свойственно совершать суицидальные попытки под влиянием длительных переживаний неудач, чувства собственной неполноценности. Делинквентность не свойственна.

Психастенический тип.

Основные признаки: высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу и постоянным сомнениям, тенденция к образованию ритуальных действий. В детстве робкие, пугливые, склонные к рассуждательству. В начальной школе у них появляются фобии (страхи) и абсессии (навязчивости). Критический период в их развитии – начальная школа. От таких детей нельзя требовать дополнительных занятий, посещения секций, кружков. В подростковом возрасте у них проявляется нерешительность, тревожная мнительность. Принять решение или сделать выбор -это для них самая трудная задача, причем даже после принятия решения вновь следуют долгие сомнения и раздумывания о правильности сделанного выбора. Люди этого типа – прирожденные пессимисты, опасающиеся будущего и ожидающие неудач. Подростки такого типа сильны лишь на словах, но отнюдь не на деле. Это буквоеды и педанты, стремящиеся путем предварительного обдумывания и тщательного планирования обезопасить себя от часто ими же придуманных будущих неприятностей. Ббоязнь ответственности за себя и за других.

Шизоидный тип. Основные признаки: отгороженность, замкнутость, интроверсия, эмоциональная холодность, проявляющиеся в отсутствии сопереживания, трудностях установления эмоциональных контактов; недостаток интуиции в процессе общения. Шизоидные черты проявляются раньше других – с раннего возраста такие дети предпочитают играть в одиночестве. Они тянутся к взрослым, где легче молчать и как бы оставаться наедине с собой. В подростковом возрасте у таких детей есть трудности с развитием эмпатии (сопереживание чужим радостям и печалям), они не умеют вступать в неформальные контакты, их внутренний мир остается закрытым и непонятным для окружающих. Они очень любят книги, причем избирательно. У них могут быть странные хобби – изучать, к примеру, китайские иероглифы, но занимаются они этим только для себя. Если они занимаются коллекционированием, то их коллекции, как правило, уникальны. Им очень хорошо даются тонкие ручные навыки. Не переносит ситуаций, в которых нужно устанавливать неформальные эмоциональные контакты, и насильственное вторжение посторонних в его внутренний мир. Суицидальные попытки для шизоидов не свойственны.

Истероидный (демонстративный) тип. Основные признаки: ярко выраженная тенденция к вытеснению неприятных для него фактов и событий, лживость, фантазирование и притворство, используемые для привлечения к себе внимания, авантюристичность, тщеславие, «бегство в болезнь» при неудовлетворенной потребности в признании. С детства подростки этого типа привыкли быть в центре внимания. Они крайне эгоцентричны, обладают ненасытной жаждой внимания к своей особе, стремятся любыми средствами добиваться восхищения, признания, сочувствия; при этом порой ненависть и негодование в свой адрес предпочитают безразличию. Неспособность переносить удары по эгоцентризму, разоблачение, особенно публичное, его вымыслов, а тем более их высмеивание (это может привести к аффективным реакциям). Часто проявляется реакция оппозиции с требованиями вернуть утраченное внимание. Общение в группе сверстников сопряжено с претензиями на лидерство или исключительность. Такие подростки могут менять группу, если оказались разоблаченными во лжи или несостоятельности притязаний. Что касается реакции увлечения, то подростки истероидного типа увлекаются тем, чем можно привлечь к себе внимание, часто выбирая для этого занятия оригинальные или занятия с броскими внешними атрибутами.

неустойчивых личностей Основные признаки: склонность легко поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых впечатлений или компаний, умение легко устанавливать контакты, которые, впрочем, носят поверхностный характер. Подростков этого типа все время тянет к развлечениям, причем к таким, которые не требуют волевых усилий. Их характерная черта – безволие – проявляется в отношении к учебе, к работе по дому, к общественной работе. Они неспособны к деятельной активности, как к общественно полезной, так и к делинквентной. С 12-14 лет такие подростки начинают выпивать, бесцельно бродить по улицам, заниматься мелким воровством. У них отсутствует желание учиться и работать, они безразличны к своему будущему, неспособны на настоящую дружбу.

безнадзорность, бесконтрольность.

Такие подростки легко вовлекаются в группы, в том числе и асоциальные, где подражают всему дурному и легко идут на совершение группой правонарушений. Уличные компании с детства

становятся для них излюбленным местом времяпрепровождения.

Эпилептоидный тип. Основные признаки: вязкость мышления, скрупулезная педантичность, склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией, которая проявляется в виде приступов гнева и ярости, конфликтности. Практически не переносит неподчинения себе и бурно восстает против ущемления своих интересов.

28.Химические аддикции связаны с использованием в качестве аддиктивных агентов различных веществ, изменяющих состояние. Многие из этих веществ токсичны и вызывают органические поражения. Некоторые вещества, изменяющие психическое состояние, включаются в обмен и вызывают явления физической зависимости.

Приём препаратов бытовой химии. Прием лекарственных средств в дозах, превышающих терапевтические. Наркомания.

В алкогольной аддикций, так же, как и в других, необходимо выделять психологическую зависимость от алкоголя. Психологическая зависимость от алкоголя строится на фиксации ощущения, что алкоголь вызывает желаемый эффект. Эффекты употребления алкоголя многосторонни, а их слишком четкое выделение носит упрощённый и условный характер. Наряду с универсальностью алкоголя, то есть, его способностью вызывать различные эффекты, люди отличаются друг от друга изначально разным стремлением к достижению наиболее желаемого ими эффекта, например, к более дифференцированному, «утончённому» эффекту. Но, чем более дифференцирован эффект, тем в большей степени он связан с употреблением сравнительно небольших доз алкоголя.

29.Нарушение пищевого поведения Расстройствами пищевого поведения страдают люди, сосредоточенные на еде и своем весе.
Любой человек уделяет внимание приему пищи. Кроме того, у каждого есть периоды, когда он ест либо меньше, либо больше, чем обычно. Однако большинство людей возвращаются к нормальному режиму питания. Если этого не происходит, скорее всего речь идет о расстройствах пищевого поведения. Расстройства пищевого поведения подробности Расстройства пищевого поведения это серьезные проблемы поведения и психики.
Под расстройствами пищевого поведения понимается:
- Нервная анорексия, при которой Вы худеете, но не едите достаточно потому, что думаете, что Вы имеете избыточный вес.
- Булимия, когда периоды переедания сменяют периоды чистки организма и отказа от пищи, иногда при помощи искусственно вызываемой рвоты или слабительных средств
- Обжорство, когда вопросы питания полностью выходят из-под контроля

Женщины чаще, чем мужчины, страдают расстройствами пищевого поведения. Как правило, они проявляются в подростковом возрасте и часто соседствуют с депрессиейи тревожными расстройствами.

Расстройства пищевого поведения могут привести к заболеваниям сердца и почек и даже к смерти. Своевременное лечение очень важно. Лечение расстройств пищевого поведения включает в себя мониторинг, психотерапию, консультирование по вопросам питания, и иногда лечение лекарствами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.01 с.)