Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Введение: методологические постулаты феминистского исследованияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В гендерной социологии мы сталкиваемся с такой социальной перспективой, которая эксплицитно ставит женщин и мужчин, а также их жизненные миры в центр наблюдения и анализа. Результатом при этом является обнаружение патриархальных структур общества, с помощью которых группы мужчин оцениваются выше и подчиняют себе женщин во всех значимых социальных сферах. Последовательное применение гендерной перспективы в социологии связано с осознанием того, что пол как социально-структурная категория определяет не только условия реальной жизни мужчин и женщин, но и системы мышления, в которых мы, с одной стороны, социализируемся, усваивая их и тем самым подкрепляя, но, с другой стороны, которые мы в состоянии критично изменять. Феминистски ориентированное исследование (или женское исследование) означает отклонение не только традиционной женской роли, но и прежних методов исследования. Лозунг «личное — политично и научно» означает, что каждая женщина обладает репертуаром знаний, который ближе к реальности и тем самым «научнее» того, что мужчины-исследователи до сих сформулировали относительно женщин. Соответственно сам вопрос «кто может быть экспертом, кто может знать ситуацию женщин изнутри?» лежит, по словам В. Олесен, в основе феминистской методологии.1 Отсюда в фокусе феминистского каче- 1 V. Olesen, «Feminism and Models of Qualitative Research», in N. Denzin, Y.S.Lincoln, eds., Handbook of Qualitative Research (London, New Delhi: Sage, 1995): 158-174, p. 159. ственного исследования — женская субъективность, а также интеракции и отношения женщин с другими, анализируемые на предмет мужского контроля, пронизывающего лингвистические и конверсационные патриархатные структуры.2 Кроме того, понимание микропрактик интеракции позволяет выйти на «мезо-уровень»3 анализа, который увязывает влияние социальных и институциональных структур с фрагментированным миром повседневности. Основные постулаты феминистской социальной теории, которые принимаются большинством феминистски ориентированных исследовательниц,4 сводятся к следующим положениям: 1. Преодоление андроцентризма, т. е. приравнивания мужских моделей жизни и мышления к человечески универсальным и сосредоточение на анализе отношений полов. 2. Последовательное применение гендерной перспективы во всех аспектах научной деятельности. Признается, что пол как категория социальной структуры обусловливает не только условия реальной жизни мужчин и женщин, но их системы мышления, что не может не сказываться и на научной рефлексии представительниц науки. 3. Требование эмансипации женщин и тем самым преодоления существующих патриархальных взаимоотношений. Освобождение женщин от экзистенциальной и правовой зависимости от супруга, а также освобождение от биологически обосновываемого распределения ролей в общем контексте культуры — центральные темы феминистски ориентированного социального исследования. Достижима ли эмансипация через равенство с мужчинами или через утверждение их отличия (и реабилитацию женственного) — предмет феминистской дискуссии. 4. Партийность и личная ангажированность: опыт пренебрежения и инструментализации женского известен феминистским исследовательницам буквально на собственном теле — 2 Ibid, р. 161. 3 A. Clarke, «A social worlds research adventure: The case of reproductive science», 4 B. Bruck, ed., Feministische Soziologie. Eine Einfuhrung (Frankfurt\Main, New как личный опыт дискриминации, который и делает их более сензитивными и открытыми в изучении подобных дискриминаций. Кроме того, женщины обогащают исследование темами, ранее не входившими в научный оборот, выбирая те исследования, которые касаются как их собственной ситуации, так и опыта других женщин с целью их изменения и улучшения. 5. Связь с женским движением и практикой. Постулаты ангажированности и партийности обусловливают кооперацию женских исследований и практики и — тем самым — связь с политическим женским движением. Наука в «башне из слоновой кости» не может быть феминистской. 6. Междисциплинарность женских исследований: кто ставит вопрос о причинах насилия против женщин, вынужден перешагивать границы узко специализированных областей знания. Основу этих постулатов феминистского исследования заложила Мария Миез, которая первой сформулировала и озвучила их на первом немецком Конгрессе феминистских социальных исследовательниц во Франкфурте в 1977 году. Проблема выбора метода Рассмотрим некоторые из постулатов феминистски ориентированного социального исследования и методологическую дискуссию вокруг них. Основной методологический конфликт, который призваны разрешить эти постулаты, сосредоточен на взаимоотношениях исследовательницы и «исследуемой». Эмпирические женские исследования за последние пару десятилетий совершенно ясно показали значимость различий не только между мужчинами и женщинами, но и между женщинами. Новая акцентуация субъект-объектного напряжения в исследовательском процессе наметила две методологические крайности: с одной стороны, требование ангажированности может повлечь за собой мифологизацию «чужой» женской реальности, с другой — вести к оправданию жизненной практики опрошенных и отсутствию приращения нового знания о «женской жизни» и ее изменения. Общим методологическим выходом из этой ситуации признается саморефлексия исследовательницы, понимаемая как балан- 200 сирование между близостью и дистанцией, контролируемая работой в группе и зачастую руководимая супервайзером.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.60.175 (0.007 с.) |