Тема 8. Социальные установки личности, личностные сценарии, роли. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Социальные установки личности, личностные сценарии, роли.



Понятие о социальной установке. Аттитюды и методы их изучения. Эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты социальных установок. Соотношение социальных установок и реального поведения. Функции установок в регуляции поведения человека. Роль бессознательного в проблеме установок, сценариев и стратегий личности. Противоречия бессознательных установок и осознанных намерений личности.

Понятие, происхождение и значение личностных, семейных, социальных и прочих сценариев.

Теории ролей. Теория диспозиций личности. Стратификационная теория личности.

Тема 9. Социально-психологическая диагностика и прогнозирование социального поведения человека.

Важность социально-психологических исследований и теоретических знаний в нашей стране в ситуации социальной нестабильности.

Психодиагностика лидерства в группе. Диагностика малой группы. Психодиагностика учебных групп. Психодиагностика коллектива. Диагностика взаимоотношений молодых людей в добрачный период. Тест описания поведения К. Томаса.

Тренинг как метод социально-психологического исследования.

Пропедевтическое и психогигиеническое значение основ социально – психологического образования, воспитания и развития. Особое значение социальной психологии в период трансформации, характерных нарушением «бытовой» логики понимания происходящих макропроцессов.

Значение и задачи повышения социально-психологической грамотности.

Прогнозирование социального поведения человека.

Тема: Основные характеристики социальной среды.*

Понятие социума, социальной среды, социального контекста. Общие особенности структуры и динамики социальной среды.

Общности, группы, коллективы, нации, организации, объединения, воображаемые целостности и др. Различные психологические и социологические типологии групп. Общие представления о стадиях развития группы.

Группа как субъект деятельности. Группа как психологический субъект. Группа как органическое целое; полемика с механистическими теориями социума.

Позиции, контрпозиции, статус. Теории ролей. Динамика и смена ролевого поведения.

Нормы, ценности, приоритеты группы; ее намерения, интенции и зона ближайшего развития. Групповая реализация. Конвенциональность ценности социального опыта.

Перечень учебной литературы

Основная литература:

Автор Название Вид издания Место издания изд-во, кол-во стр.
1. Андреева Г.М. Социальная психология Учебник М.: Аспект-Пресс,, 2003.-364 с.
2. Андреева Г.М. Социальное познание: проблемы и перспективы Учебное пособие - М.:Аспект-Пресс, 2004.—279 с.
3. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние Учебное пособие – СПб.: Питер. 2000.
4. Кричевский, Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы Учебное пособие - М., 1991г.
5. Куницына, В.Н., Казаринова Н.В. Погольша В.М. Meжличностное общение Учебное пособие СПб.: Питер. 2002.
6. Крысько В.Г. Социальная психология Курс лекций М.:Омега-Л,2006,-352с.
7. Майерс, Д. Социальная психология Учебник Спб.:Питер, –
8. Милгрем С. Эксперимент в социальной психологии Учебное пособие - СПб.: Питер, 2000.
9. Парыгин Б. Д. Социальная психология Учебное пособие СПб.: СПбГУП, 2003.-616 с.
10. Белинская Е.П. Тихомандрицкая О.А. Социальная психология. Хрестоматия М., 1999.-
11. Сталкин М.И. Психология общения Курс лекций СПб., 2001.
12. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании Учебное пособие М.: ВЛАДОС,1995.-544 с.
13. ШибутаниТ. Социальная психология Учебное пособие Ростов/Д.: Феникс,1999.

Дополнительная литература:

 

1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н. Зарубежная социальная психология ХХ столетия Учебное пособие М.: Аспект-Пресс, 2002.
2. Анцупов А.Я, Шипилов A.M. Конфликтология Учебное пособие М. ЮНИТИ.-2003.
3. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию Учебное пособие М., АСПЕКТ-ПРЕСС, 1998.
4. Асмолов А.Г. Деятельность и установка Учебное пособие М.: Изд-во МГУ.1979.-151с.
5. Белинская Е.П., Тихомандриц-кая О.А. Социальная психология личности Учебное пособие М.: Аспект –Пресс,2001.
6. Берн Э. Игры, в которыеиграют люди. Люди, которые играют в игры Учебное пособие .- Л. 1992.
7. Бернс Р. Я-концепция и воспитание Учебное пособие М.: Прогресс,1986
8. Богомолова Н.Н. Современные когнитивные модели. Убеждающие коммуникации Статья Мир психологии. – 1999г. - №3. – с. 46-52
9. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком Учебное пособие М.:МГУ,1982.
10. Гозман Д. Я. Психология эмоциональных отношений Учебное пособие М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.
11. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология Учебное пособие М.: Наука,1994.
12. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности Учебное пособие М.:МГУ,1979.
13. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии Учебное пособие М.: МГУ, 1987.
14. Келли Г. Процесс каузальной атрибуции Современная зарубеж.- ная социальная психология:. Тексты М.:МГУ,1984.
15. Лабунская, В.А. Невербальное поведение Учебное пособие Ростов/ Д: РГУ,1986.
16. Лебон Г. Психология народов и масс СПб. 1995
17. Левин К. Теория поля в социальных науках Учебное пособие СПб.: Речь, 2000.
18. Московичи С. От коллективных представлений к социальным Статья Вопросы социологии.1992. №2
19. Прайс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии Учебное пособие СПб.: ПИТЕР, 2000.-528 с.
20. Слободчиков В.И. Е.И. Исаев.   Психология человека Учебное пособие М.,1995.
21. Сикевич З.В., Крокинская О.К., Поссель Ю.А. Социальное бессознательное СПб.:Питер,2005.-267с.
22.   Социальная психология в трудах отечественных психологов. Хрестома-тия СПб.:Питер, 2000.
23. Сухов А.Н. Социальная психология Учебник М.,: 2002.
24. Степанов, С. С. Век психологии: имена и судьбы Учебное пособие – М., 2002.  
25. Шапарь, В.Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов Учебное пособие Ростов/Д.:Феникс,2006.-448  
26. Фернхем, А., Хейвен П. Личность и социальное поведение Учебное пособие СПб. ПИТЕР, 2001.    

 

 

ЖУРНАЛЫ

«Вопросы психологии», «Журнал практического психолога», «Психологический журнал», «Прикладная психология» и др.

 


При подготовке к практическим занятиям студентам необходимо найти литературу, представленную в перечне (см. выше). Подготовка к занятиям начинается с теоретической части с целью ознакомления с основными понятиями и позициями в науке. На основе изученных авторских концепций студенту разрешается давать собственные интерпретации фактам и событиям.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К

ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

по социальной психологии

Специальность 03100 –«Педагогика и психология»

Практическое занятие №1

Тема:Предмет и методы социальной психологии

Продолжительность 4 часа.

Учебная цель: Раскрыть базовые понятия предмета, выделить цели, задачи и методы, используемые в социальной психологии. Ознакомить студентов с методами, применяемыми в социальной психологии.

1. Предмет, цели и задачи социальной психологии. Объект социально-

психологического исследования.

2. Многомерность предмета социальной психологии: смежные области

науки.

3. Методы социально-психологических исследований: наблюдение,

анализ документов, социометрия, референтометрия, групповая оценка личности (ГОЛ), тесты.

4. Краткий исторический очерк возникновения социальной психологии Истоки социально-психологических знаний в мифологических,

религиозных и философских воззрениях ученых древности.

Предпосылки развития социально-психологических знаний в эпоху

Просвещения и в Новое время. Социально-психологическая проблематика в историко-революционной социологии 19 в. Становление социальной психологии в России.

Практическое задание:

1. Построить программу социально-психологического исследования. 2.Выбрать один из методов исследования (социометрия, референтометрия) и провести его на группе. Обосновать полученные результаты.

3. Систематизируйте и обобщите в форме таблицы современные направления исследований в социальной психологии.

Термины и понятия: социальная психология, контент-анализ, социология, социум, социальная динамика, социометрия, массовое сознание, идеология, общественные ценности, референтометрия.

Рекомендуемые задания для самостоятельной работы

1.Подготовить сообщение по теме «Структура общественного сознания» и продумать методы его исследования.

2. Контент-анализ - метод, применяемый в социальной психологии.

3. Дайте сравнительную характеристику методов социальной психологии в нашей стране и за рубежом.

4. Сравнительный анализ основных направлений в социальной психологии( Россия и США).

Литература:

1. Андреева, Г.М. Социальная психология/Г.М. Андреева. - М. Изд. МГУ,

2002г.

2. Парыгин, Б.Д. Социальная психология/Б.Д. Парыгин. - СПб, 2003.

3. Словарь-справочник по социальной психологии/В. Крысько.-

СПб.: Питер,2003.

4. Социальная психология. /Под ред. Л.Н. Сухова - М., 2002.

5. Социальная психология: Хрестоматия. - М., 2000.

Контрольные вопросы по теме занятия.

1. Что является предметной областью исследований в социальной

психологии?

2.В чем состоит «многомерность» предмета социальной психологии?

3.Какие смежные науки можно выделить в качестве составляющих?

4.Что представляет собой «социальная динамика» и в чем состоит её

непредсказуемость?

5. Перечислите основные методы исследований в социальной психологии.

6.Назовите основные направления социально-психологических исследований во Франции? Какие ученые внесли значительный вклад в развитие этнологического направления в науке?

7. Какие периоды в развитии отечественной науки можно выделить? Назовите авторов, школы и основные направления их поисков.

 

Практическое занятие №2

Тема: Психология общения

Продолжительность 6 часов.

Цель: Изучить основные закономерности общения.

1. Содержание, цели и средства общения.

2. Формы, функции, виды и уровни общения.

3. Вербальная и невербальная коммуникация. Общение как коммуникация, интеракция и как социальная перцепция.

4. Воздействие в процессе общения.

Термины и понятия:общение, коммуникация, интеракция, вербальная коммуникация, невербальная коммуникация, кинесика, проксемика, коммуникативный барьер, межличностные отношения, реципиент, коммуникатор, рефлексивное, нерефлексивное слушание, социальная перцепция, каузальная атрибуция, стереотип суггестия,, эффект «ореола», «первичности», установка, межличностная аттракция.

Практические задания.

Раздаточный материал:Чистые листы бумаги, ручки

1. Раскройте проблему: Барьеры в общении и пути их преодоления. С позиции психолога консультанта дайте рекомендации руководителю, подростку, студенту.

2. Иллюзия социальной перцепции. Участникам предлагается ответить на следующие вопросы: «Каких качеств, необходимых для общения, не хватает, по вашему мнению, Вам? Каких качеств, необходимых для общения, не хватает другим людям?» Обсуждение: чаще всего оказывается, что в других людях не хватает мягкости, теплоты и доброты, а в себе твердости, настойчивости. Эффективно общаться можно лишь обладая достаточными психолого-педагогическими знаниями и перестраиваясь с одной ролевой позиции на другую.

3. Проективный рисунок.Цель-развитие перцептивной стороны общения, эмпатии, а также групповая оценка личности как средство к самосовершенствованию.Задача в том, чтобы нарисовать два рисунка: «Я- такой я есть» и «Я- каким хотел бы быть». Рисунки не подписываются. Все участники по цепочке высказываются, в том числе и аноним. По желанию автор называет себя и тех, чьи интерпретации понравились.

4.Диагностика коммуникативной толерантности (В.В. Бойко). Интерпретация результатов по группе.

5.Исследование коммуникативно-характерологических тенденций (Т. Лири). Интерпретация результатов по группе.

Задания для самостоятельной работы

1.Подготовьте доклад на тему: «Пространственно-временная организация общения» и «Взаимосвязь общения и совместной деятельности».

2. Аттракция и каузальная атрибуция как механизмы межличностного восприятия. Требования к оформлению рефератов и докладов (см. приложение 1).

Лumepamypа:

1. Андреева, Г.М. Социальная психология/ Г.М. Андреева -М.:Аспект –

Пресс, 2003.

2. Андреева, Г.М. Социальное познание: проблемы иперспективы/

Г.М.Андреева. – М., 2004.

3. Аронсон, Э. Общественное животное. Введение в социальную

психологию / Э. Аронсон. М.: АСПЕКТ-ПРЕСС. 1998.

4. Богомолова, Н.Н.Современные когнитивные модели. Убеждающие

коммуникации /Богомолова Н.Н. // Мир психологии. - 1999.- № 3. -с.46

5. Донцов, А.И. Проблемы групповой сплоченности / А.И. Донцов.-М.:

МГУ,1984.

6. Зимбардо, Ф., Ляйппе М. Социальное влияние/ Ф.Зимбардо, М.Ляйппе. –

СПб, 2000.Основы социально-психологической теории: Учебное пособие.-

М., 1995г.

7. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности/ О.П. Елисеев. СПб.:

Питер, 2004.- 509 с.

8. Кричевский, Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы/Р.Л.

Кричевский и др. - М.:Аспект-Пресс, 2003.

9. Куницына, В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное

общение/ В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова и др. – СПб.: ПИТЕР, 2002.

10. Лабунская. В.А. Невербальное поведение/ В.А. Лабунская.- Ростов: Изд-

во Ростов ун-та, 1986.

11. Петровская, Л.А. Кооперативность в общении / Петровская Л.А. - М.:

Изд- во Московского ун­-та, 1989.

12. Социальная психология. Хрестоматия. / Под. ред. Е.П. Белинскойэ

О.А. Тихомандрицкой.- М., 1999.

13. Социальная психология в трудах отечественных психологов.

Хрестоматия – СПб., 2000.

14. Сталкин, М.М. Психология общения. Курс лекций/ М,М. Сталкин. –

СПб., 2001.

15. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов /

Шапарь, В.Б.Ростов/Д.:Феникс,2006.-448

16. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании/ Н.И.

Шевандрин.– M.: ВЛАДОС. 1995.

Контрольные вопросы по теме занятия

1. Перечислите и охарактеризуйте основные компоненты процесса коммуникации

2. Дайте определение понятию «обратная связь»

3. Чем отличается вербальная и невербальная коммуникация?

4. Какие барьеры и аффекты в общении мешают установлению контакта?

5. Охарактеризуйте феномен «межличностная аттракция» и объясните влияние личностных качеств на аттракцию.

6. В чем состоит сущность и специфика социальной перцепции?

7.Каким образом эмпатия влияет на взаимопонимание между людьми?

8.Раскройте действие механизма каузальной атрибуции, назовите его виды и ошибки.

Практическое занятие №3

Тема: Психология конфликта.

Продолжительность 4 часа.

Цель:Изучить механизм зарождения конфликта и научить студентов способам его регулирования и разрешения. Раскрыть суть понятия «переговорная концепция». Рассмотреть этапы ведения переговоров и способы подачи позиции.

1. Понятие межличностного конфликта. Общая характеристика мотивационнойи когнитивной концепции источников межличностного конфликта. Функции, структура и динамика межличностного конфликта.

2. Психология агрессивного поведения. Основные теории агрессии. Методы систематического изучения агрессии. Биологические и социальные детерминанты агрессии. Индивидуальные детерминанты агрессии. Превентивные меры и управление агрессией.

3.Гендерная динамика в межличностных отношениях. Социально-психологические особенности сексуальных меньшинств.

4. Симпатия, уважение, дружба, любовь.

Термины и понятия:агрессия, конфликт, компромисс, избегание, конфликтогены, сотрудничество, ассертивность, функции межличностного конфликта.

Практические задания:

1. Попытайтесь проанализировать один из своих внутриличностных конфликтов.

2. Систематизируйте и представьте в виде таблицы позитивные и негативные функции конфликта.

3. Раскройте динамику конфликта.

4. Проведите тестирование студентов с помощью методики Томаса. Дайте характеристику группы, основываясь на её результатах.

5. Какие коррекционные занятия Вы можете предложить с целью снижения конфликтов в вашей группе?

Задания для самостоятельной работы:

1.Переговоры как способ разрешения конфликтов. Представьте поэтапную схему – этапов переговорного процесса.

2. Дискуссия на тему: Проблема одиночества - способ избегания конфликтов или результат конфликтного поведения?

4.Причины детской (или подростковой) агрессии. Типичные причины конфликтов.

5. Подготовьте (разработайте) коррекционную программу по снижению подростковой агрессивности.

Требования к оформлению рефератов и докладов (см. приложение 1).

Литература:

1.Андреева, Г. М. Социальная психология/ Г. М.Андреева. -М.: Аспект-Пресс, 2003.

2. Белинская, Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности/

Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая.—М., 2001.

3. Бэрон, Р., Ричардсон Д. Агрессия/ Р.Бэрон, Д .Ричардсон. СПб.: ПИТЕР.

1998.

4. Гришина, Н.В. Психология конфликта/ Н.В.Гришина. СПб.: ПИТЕР, 2000.

5. Емельянов, С.К.,Практикум по конфликтологии/ С..К.Емельянов. СПб.:

ПИТЕР. 2000.

6. Куницына, В.П., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное

общение/ В.П.Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша.-СПб.: ПИТЕР,

7. Петровская, .П. А.Компетентность в общении/ П. А. Петровская. М.: Изд-

во Моск. ун-та, 1989.

8. Сталкин, М.И. Психология общения. Курс лекций/ М.И. Сталкин. -СПб.

2001.

9. Фернхем, А., Хейвен П.Личность и социальное поведение/ А. Фернхем, П.

Хейвен. СПб. ПИТЕР, 2001.

9.Анцупов, А.Я, Шипилов A.M. Конфликтология/ А.Я. Анцупов, A.M.

Шипилов. М.: ЮНИТИ, 2001.

10.Берн, Э.Игры, в которыеиграют люди. Люди, которые играют в игры/

Э.Берн.- Л. 1992.

11.Гозман, Д. Я.Психология эмоциональных отношений/ IД. Я. Гозман. М.:

Изд- во Моск. ун-та, 1987.

Контрольные вопросы по теме занятия

1. Какие способы разрешения конфликтов вы знаете?

2. Раскройте механизм избегания конфликтов.

3. Что можно отнести к конфликтогенам.

4. Возможно ли управлять конфликтом?

5.Можно ли выделить позитивные функции и последствия конфликта?

 

Практическое занятие № 4





Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 107.21.85.250 (0.009 с.)