Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предмет и методы социальной психологии

Поиск

Предметная область социальной психологии. Спектр представлений оцелях и задачах социальной психологии. Функции социально - психологическогознания. Объект социально-психологического исследования.

Смежные области науки: общая психология, социология, культурная антропология, этнография, этнология, идеология, философия, теорияуправления, политология, их взаимопроникновение. Многомерность предмета социальной психологии.

Основные теоретические концепции современной социальной психологии.

Методы социальной психологии: исследовательские, коммуникативные, порождающие, транслирующие, воздействующие, тренинговые, игровые и пр. Математическое моделирование сложных социально- психологических объектов. Универсальные и специфические методы. Соотношение количественных и качественных методов в социальной психологии.

Проблема социально-психологической стратификации и типологизации. Общество в ситуации нестабильности. Массовое сознание в экстремальных ситуациях (экологические, социальные, военные, финансовые потрясения и катастрофы).

Истоки социально - психологических знаний в философских, социологических, религиозных и мифологических воззрениях. Утопические социально-психологические учения древности. Политизация и идеологизация социально-психологической мысли вэпоху просвещения и в Новое Время. Место социально-психологической проблематики и историко - революционной социологии 19 века.

Первые шаги на пути становления научной социальной психологии. «Психология народов». «Психоистория». Психология масс. Теория «инстинктов социального поведения».

Становление социальной психологии в России. Советский период: влияние немецкой классической и марксистской философии. Подчинение социальной психологии идеологии: полемика о статусе и предмете социальной психологии в 20-е годы. Возрождение социальной психологии в 60-е годы. Основные направления исследований и практического применения социально – психологических знаний в отечественной науке.

Основные линии развития мировой социально – психологической мысли. Прикладные социально - психологические исследования. Фундаментальные исследования.

Тема. Методологические основания социальной психологии

( самостоятельная работа) *

Основные методологические идеи 20 века и их влияние на развитие социально-психической мысли.

Гомеостатическая парадигма: Психоаналитическая традиция социально-

психологической мысли: психоистория, психологиясценарной детерминации и пр. Марксизм: исторический материализм. Необихевиаризм (К.Левин, Г.Олпорт).

О рганический эволюционизм: В.И. Вернадский (теория неосферы). Пьер Тейяр де Шарден (телеологический антропоцентризм) Л.Н. Гумилев (Этнология).

Системный подход (Л. Берталанфи, Э. Юдин ипр.); принцип целостности и дополнительности (Нильс Бор).

Гуманистическая парадигма в предмете и методах социальной психологии.

Теория резонанса. Теория хаоса.

Тема 2. Психология общения

Содержание, цели и средства общения. Формы, функции, виды и уровни общения. Основные закономерности общения. Воздействие в процессе общения.

Основные аспекты общения. Коммуникация, интеракция, перцепция. Вербальная и невербальная коммуникация. Язык и символ. Мотив и смысл общения. Понятие об обратной связи.

Социальные стереотипы. Понятие об атрибуции. Уровни и виды аттракции.

Психологическая совместимость. Психология семьи.

Тема 3. Психология конфликта.

Социально-психологическое содержание понятия «конфликт», функции. Причины возникновения конфликтов. Структура и динамика конфликта. Карта конфликта. Методы разрешения конфликтов. Стратегия и исходы конфликтного взаимодействия. Компромисс, сглаживание, сотрудничество. Правила поведения в конфликтной ситуации.

Тема 4. Психология малых групп.

Понятие о малой и средних группах. Основные количественные и качественные характеристики малой группы. Законы динамики малой группы. Стадии, механизм и уровни развития малой группы, срок жизни малой группы.Модели развития групп.

Структура малой группы. Несовпадение понятий «позиция» и «роль». Осознание личной идентичности и принадлежности группе как необходимыекомпоненты зарождения группы.

Групповая совместимость, групповая сплоченность, принятие группового решения. Феномен группового поля, давления, воздействия. Конформизм и бунтарство. Групповая эффективность. Внутригрупповое общение. Феномены межгруппового взаимодействия.

Управление малой группой. Лидер, стратег, изгой, деятель, организатор и прочие внутригрупповые позиции. Функции лидера. Понятие о стилях лидерства. Проблема лидерства в зарубежной социальной психологии. Школа К. Левина.

Психологический анализ феномена славы, известности, популярности,харизматичности. Отчуждение от группы. Невроз одиночества. Психологический климат.

Организационная психология. Психология управления, психология власти.

Тема 5. Феномены больших социальных групп и массовидных социальных явлений.

Проблемы социально-психологического исследования больших социальных групп. Типологический подход к большим общностям. Проблемы прогнозирования групповой динамики в массовых явлениях.

Структура больших групп. Классы, страты, слои, этносы, нации, возрастные группы, общности по половому признаку и пр.

Классификация типов групп по типу управления: 1) группа общего согласия; 2) консенсус; 3) демократия; 4) олигархия; 5)диктатура. Понятия об охлократии и анархии.

Стихийные группы. Феномен толпы. Крупные неформальные объединения. Психология панических состояний. Самоопределение группы. Осознанность неосознанность принадлежности к группе.

Концепция этнопсихологии, психология нации. Понятие о национальном характере. Этноцентризм. Национализм. Патриотизм. Космополитизм. Интернационализм.

Проблема группового сознания. Понятие массового и коллективного сознания. Менталитет.

Политическая психология. Общественное мнение: способы его количественного и качественного анализа; факторы, на него влияющие. Психология власти.

Социально-психологические особенности полов.

Роль средств массовой информации и коммуникации. Реклама, Мода. Пропаганда. Слухи.

Проблема психологического воздействия и руководства большими общностями. Суггестия. Внушение, «заражение», убеждение.

Подражание, конформность. Чувство «анонимности» в больших группах. Защищенность, «мы» - чувство.

Проблема «промывания мозгов», дезинформации, манипуляции сознанием.

Тема 6. Социально-психологическая характеристика личности. Специфика социально-психологической перспективы проблемы личности. Гуманистические теории личности. Типологии личности. Спектр представлений о влиянии социума на формирование личности.

Образ Я и Я-концепция. Влияние самосознания и самооценки на воспитание другого.

Уровень притязаний и групповая активность. Ролевая модель. Ключевые и значимые люди. Понятие о референтной группе.

Понятие гендерной роли. Гендерные особенности в социально-психологическом контексте.

Идеалы

 

Тема 7. Проблема социализации и адаптации.

Понятие социализации. Теоретические и практические проблемы. Представление о механизмах социализации личности. Основные стадии социализации.

Институты социализации. Детерминация процесса социализации личности.

Содействие, воспитание как главные факторы, определяющие успешность процесса социализации личности. Индивидуальность личности и её жизненный путь. Понятие об экзистенциональном вакууме Понятие судьбы.

Адаптация, адаптивность. Механизмы адаптации личности в группе.

Самоактуализация. «Имманентная» ценность человеческой личности по отношению к социуму. Проблемы свободы воли. Самореализация.

«Трансцендентная» концепция личности: достижение аутентичности личности в процессе активной «вовне» направленной деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 589; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.145.37 (0.009 с.)