I. Подростковая среда и субкультура 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Подростковая среда и субкультура



Наряду с организованным педагогическим воздействием семьи и школы на детей и подростков большую роль в их формировании играет свободное общение, формы стихийно складывающейся жизни молодежи в социаль­ной среде. На бытовом языке обыденного сознания можно сказать, что воспитывает школа, семья и улица. «Улица» — это товарищи во дворе, районе, это неформальные движения, группы и объединения по увлечени­ям, интересам, это также события разного масштаба, социальная обстанов­ка в селе, городе, это частично и детские, подростковые организации. К этому институту социализации личности примыкают в какой-то степени учреждения дополнительного образования — различные клубы, центры внешкольных занятий для детей и молодежи. Итак, свободное общение, жизнь подростка среди сверстников являются сильными, необходимыми и имеете с тем проблематичными факторами формирования личности.

Молодежь примерно от 10 до 20 лет составляет особую возрастную группу населения страны, трудную для учителей и общества в педагогическом и социально-психологическом плане и требующую особого внимания и работы. Подростки активно осваивают мир вне семьи и школы. Главным становится свободное общение и деятельность со сверстниками и более старшими людьми вне привычных семейных, школьных ограничений и правил. И это, с одной стороны, хорошо: является мощным фактором раз-

вития, адаптации к широкой социальной действительности. С другой сто­роны, эта свободная жизнь и общение несут ряд опасностей: подростка как человека несформировавшегося легко увести на «плохую» дорогу, особенно если у него плохой тыл: семья и слабая поддержка со стороны учителя. Не случайно родители и школа боятся влияния улицы, «плохих» друзей.

Подростка отличает от взрослого неразвитое чувство ответственности за свое поведение, соблюдение норм, закона, работу, отношения с людьми. Ученые считают, что подростковый период кончается тогда, когда человек получил образование и работу, создал семью. Теперь он должен быть взрослым и нести ответственность за свое поведение в разных социальных1 ситуациях. Теперь он, как и все взрослые, свободен (от родителей прежде всего, чего не было раньше) в выборе действий, но и отвечает за них. Ко­нечно, и взрослые часто поступают безответственно, но они за это распла­чиваются. За подростка же больше отвечают взрослые, чем он сам.

Проблему социализации молодежи можно понимать как проблему по­колений. Вопрос в том, что новое поколение должно, с одной стороны, усвоить традиции, нормы, ценности отцов, с другой стороны, молодежь должна быть свободна и готова идти дальше, отвечая на вопросы своего времени. Более того, по мнению М. Мид, исследовательницы проблем дет­ства, социализации поколений в разных обществах, в настоящее время в мире преобладает префигуративная культура: опыт старших мало годится для молодых, поскольку очень быстро развиваются техника, культура. Ина­че говоря, человек рождается в одних условиях, а умирает, когда за окном совсем другая жизнь, что и делает особо острой проблему поколений.

Подростки во все времена составляли отличительную социальную груп­пу, но в наше время сложилась особая подростковая культура, которая на­ряду с другими социальными факторами играет большую роль в развитии школьника. Молодежная субкультурасистема ценностей и норм поведе­ния, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи примерно от 10 до 20 лет. Субкультура мо­лодежи получила особенное развитие в середине XX в. в силу ряда причин: продление сроков обучения, вынужденная незанятость трудом, акселера­ция — и является одним из институтов, факторов социализации школьни­ков. Субкультура молодежи представляет сложное, противоречивое социальное явление и оказывает столь же неоднозначное влияние на подрост­ков. С одной стороны, она отчуждает, отделяет молодежь от всеобщей, «большой» культуры, с другой — способствует освоению ценностей, норм, социальных ролей, облегчает подросткам вхождение в жизнь.

Проблема в том, что ценности и интересы молодежи ограничены в ос­новном сферой досуга: модой, музыкой, развлекательными мероприятиями, часто малосодержательным общением. Молодежная субкультура носит в основном развлекательно-рекреативный и потребительский характер, а не познавательный, созидательный и творческий. Она ориентируется на западные ценности: американский образ жизни в его облегченном варианте, массовую культуру, а не на ценности «высокой» мировой и национальной культуры. Эстетические вкусы и предпочтения школьников часто довольно примитивны и формируются главным образом средствами ТВ, музыкой диско и другими ее «легкими» жанрами. Эти вкусы и «безнравственные» ценности поддерживаются периодической печатью, современ­ным массовым искусством, оказывающим деморализирующее и дегуманизирующее воздействие. Культуру молодежи отличает также наличие моло­дежного языка, который тоже играет неоднозначную роль в воспитании подростков, он помогает молодежи осваивать мир, выражать себя и одно­временно создает барьер между ними и взрослыми. Субкультура молодежи часто имеет много общего с контркультурой и культурой авангардизма. Об­ществом эти культуры оцениваются обычно отрицательно, поскольку от­вергают привычное и угрожают стабильности, спокойствию, вместе с тем молодежная среда и контркультура несут в себе тенденции обновления, ди­намику развития.

Неформальные объединения молодежиэто одно из проявлений субкуль­туры, форма общения и жизни подростков; общества, группы сверстников, объединенных занятиями, интересами, ценностями, симпатиями. Неформаль­ные отношения есть в формальных группах — классных, студенческих кол­лективах; наряду с официальной структурой класса есть группы на базе межличностных отношений. Неформальные группы возникают обычно не в классе, не в деловых отношениях, а наряду с ними и вне школы. Они иг­рают важную роль в жизни подростков, удовлетворяют их информацион­ные, эмоциональные и социальные потребности: дают возможность узнать то, о чем нельзя поговорить со взрослыми, обеспечивают психологический комфорт, учат выполнению социальных ролей. Замечено, что чем меньше школьник вовлечен в официальные структуры, тем больше он стремится в «свою компанию», что говорит о потребности в развивающих контактах, признании ценности своей личности. Как правило, эти сообщества сверст­ников представляют собой контактные группы в 5—15 человек, собираются в определенном месте.

Группы характеризуются по разным признакам: возрасту, социальной принадлежности, форме организации, по направленности. Согласно по­следней группы бывают просоциальными (социально одобряемое направ­ление, например экология, охрана памятников, исторический клуб), асо­циальными (в стороне от общественных проблем — рэперы), антисоциаль­ными (криминальные, агрессивно-националистические). В печати можно читать о многих молодежных группах, течениях, увлечениях. Например, байкеры ездят компаниями на мотоциклах, могут быть агрессивны. Скин­хеды («бритоголовые нацисты») очень агрессивны, имеют форму, марши­руют под «фашистскую» музыку, обычно идут кого-нибудь бить, выпив водки. Есть также металлисты, панки, роллеры и др. Увлеченность каким-либо течением подвержена законам моды, имеет часто характер психиче­ской эпидемии. Представителей всех течений отличают особенности одеж-1Ы, нормы, правила поведения, род занятий, ритуалы, места сбора и пр.

Одно из самых старых течений — хиппи, или «Система», — по суще­ству, стало историей. Когда-то это было наиболее интеллектуальное и творческое движение (философские и религиозные поиски, протест против ценностей «отцов» в обществе потребления и пр.). В какой-то степени не­которые функции и традиции «Системы», наследует движение толкиенистов, которое постепенно, однако, приобретает черты формальной организации, образует исторические клубы.

Толкиенисты — это неформальное движение, которое получило в Мос­кве статус Клуба любителей фэнтэзи (1997 г.). Оно объединяет около деся­ти тысяч человек, большая часть которых неформально участвует в движе­нии, время от времени появляясь преимущественно в своих группах по симпатиям и интересам в определенных местах сбора: в Нескучном саду, Царицыно и др.

Движение возникло в конце 80-х — начале 90-х гг. XX в. и получило свое название по имени любимого писателя Толкиена, произведения кото­рого обсуждали и разыгрывали участники движения. Круг их занятий по­степенно расширился: конкурсы «менестрелей» и «ролевиков» (тех, кто разрабатывал и представлял публике какой-либо образ книжного или ска­зочно-мифологического героя); издание газет, журналов, сборников прозы И стихов и многое другое.

Движение превратилось в устойчивую саморазвивающуюся систему, ко­торая оказывала в целом положительное социализирующее воздействие на его участников. Они приходят в движение в основном по таким причинам: проблемы в семье, непризнание в школе или студенческой среде, стремле­ние к творческой деятельности, к саморазвитию и общению. В движении, в Клубе, сложились разнообразные виды деятельности, с педагогической точки зрения весьма целесообразные. Это изучение какой-либо области знаний путем обмена информацией и мнениями; единоборства, театрали­зованное фехтование, изготовление доспехов, исторические игры, инсце­нировки; занятия музыкой, литературой, изобразительным и прикладным искусством. Многие приходят сюда, чтобы учить и учиться. Получается что-то вроде системы взаимного обучения в неформальной обстановке в свободном общении, похоже на систему дополнительного образования. Движение довольно благотворно влияет на его участников, хотя порой оно может слишком уводить человека от действительности в мир игры и фанта­зии и тем самым затруднять его адаптацию к реальной окружающей среде1.

В настоящее время сколько-нибудь мощных движений, кроме назван­ных, незаметно, мода на увлечения быстро меняется. Подростки, особенно московские, ориентированы на потребление массовой культуры, на «бур­жуазный» стиль жизни. Обычно школьники, увлекшиеся своей группой, выпадают из сферы влияния школы и родителей, их социализация и вос­питание становятся проблематичными. Такая излишняя погруженность в подростковую культуру, отрезающая человека от мира, часто приводит к одной из форм девиантного поведения.

Девиантное, или отклоняющееся, поведениесистема поступков челове­ка, противоречащих официально установленным или фактически сложившим­ся культурным, нравственным, правовым и психологическим нормам. Различа­ют две категории девиантного поведения: отклонение от нормы психиче­ского здоровья и отклонение от социальных, нравственных, правовых норм. Последнее проявляется чаще всего в виде алкоголизма, наркомании, агрессии, вандализма, сексуальной распущенности, сверхувлечения суб­культурой или чем-либо еще. В сверхувлечениях, правда, следует выделять позитивные, творческие увлечения: творчество ведь всегда нарушение нор­мы, поиск нового

 

Сделано по материалам курсовой работы студентки МПУ Е. А. Черничкиной

 

Также довольно трудно выделить норму и патологию в психике челове­ка, в его поведении. Дети школьного возраста только еще усваивают нор­мы, поэтому они, особенно подростки, составляют группу риска. Для юно­шества характерны психические нарушения в виде акцентуаций характера и личностных расстройств, связанных с формированием Я-концепции, са­мосознания1. К последним относят специфические реакции подростков на окружающую среду, на близких, самого себя, свой внутренний мир и свое тело.

Например, синдром отчуждения — дистанцирование от реальности, утеря связей с другими, отстранение от привычного. Мир воспринимается подростком как чужой, странный и непривычный. Деперсонализация — отчуждение, направленное на собственное Я, когда школьник сам в себе видит непривычное, непонятное и странное, отчего испытывает апатию, эмоциональную подавленность. Дисморфомания — бред физического не­достатка, повышенная озабоченность собственной внешностью и страх пе­ред изменениями своего тела, особенно у девочек. Синдром философской интоксикации — погруженность в глобальные проблемы, склонность к по­иску вечных истин и универсальных законов, смысла жизни, сопровож­дающиеся созерцательностью, мечтательностью, уходом от реальности.

Эти и другие расстройства сопровождаются депрессией, неврозами, ко­торые выражаются в тревоге, плохом настроении, подавленности и пр. Причиной школьных неврозов являются ситуации в школе: плохая успевае­мость, конфликт с учителем, отношения с товарищами. Учитель может видеть и акцентуации характеров, не зная при этом психологической тер­минологии. Например, гипертимный подросток отличается повышенной активностью, частой сменой увлечений, сверхобщительностью; астенонев-ротический тип характеризуется повышенной утомляемостью, раздражи­тельностью, ипохондрией и т. д. Учителю следует замечать особенности по­ведения детей и, если не действуют педагогические методы, обращаться к помощи специалиста.

Одним из видов девиантного поведения является противоправное, кри­минальное поведение, преступность молодежи, которая растет в настоящее время по причинам социальным и педагогическим. Ученые находят связь между воспитательным потенциалом семьи и преступным поведением: как правило, воспитательно слабые, «неблагополучные» семьи порождают пре­ступность.

С точки зрения педагогики одним из проявлений девиантного поведе­ния следует считать педагогическую запущенностьповедение и уровень со­циально-нравственного развития, не соответствующие требованиям об­щества, школы к учению и поведению школьника. Этому тоже есть причины в обществе, семье и школе. От педагога зависит, как не допустить педагоги­ческих ошибок, ведущих к педагогической запущенности, работать без ди-дактогений. Под этим словом понимают последствия неправильных действий учителя, ведущих к утрате контактов учащегося со школьным окру­жением, систематической неуспеваемости и часто к правонарушениям. Иначе говоря, это методические и особенно психологические ошибки учи­теля: грубые замечания, агрессия по отношению к ребенку, бестактность — действия, при которых учитель, не зная состояния ученика, событий в его жизни (например, смерть близких, болезнь, развод), наносит ему обиду, психологическую травму.

 

 

Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.

 

К факторам, причинам девиантного поведения школьников относят, помимо сказанного, следующие:

• дегуманизация современной цивилизации в целом как общества по­требления, в котором наблюдается упадок духовных ценностей, падение авторитета церкви;

• глобальный кризис в России, социально-политический, экономи­ческий, культурно-идеологический;

• кризис образовательной системы и семьи.

Следует осознавать последствия отклоняющегося поведения молодежи и его влияние на личность. Незначительные проявления девиантного поведе­ния, как было отмечено, свойственны многим подросткам: они только усваи­вают нормы, со временем «странные» поступки уходят. Опасна и разруши­тельна для личности глубокая, фанатичная, от всего отрезающая, чрезмерная вовлеченность в субкультуру, в жизнь замкнутой группы. Постоянное пре­бывание на грани нормы ведет к закреплению нежелательных стереотипов поведения во взрослой жизни. В этом случае требуются коррекционно-педагогические меры, которые должны принять психологи, врачи, педагоги.

Наличие подростковой культуры требует адекватной педагогической позиции. Учитель должен знать ее, знать привычки, нормы, ценности учеников — их мир и, как это ни трудно, не относиться к нему агрессивно, до­пускать, что подростки имеют право иметь свои взгляды, культуру. Вместе с тем учитель должен делать так, чтобы школьники от молодежной культуры, во многом маргинальной, шли к культуре общечеловеческой и таким образом усваивали бы ценности, нормы общества, в котором живут. Это тем более так, потому что, взрослея, подростки все же в массе усваивают и наследуют общечеловеческие, базовые ценности и проходят свой жизненный путь, как и их отцы.

Иначе говоря, педагог, работая с подростками, должен придерживаться следующих принципов-правил.

• Принцип знания, согласно которому учителя должны знать социо­культурную ситуацию в молодежной среде, знать характер культуры, npol) лемы, тенденции развития, увлечения и многое другое.

• Принцип терпимости, толерантности, что требует уважительного отношения к их праву делать свою жизнь по-своему, требует неагрессивно го, сдержанного восприятия всего того, что происходит с подростками.

Принцип деятельного контакта, по которому учитель должен сохранять психологический и педагогический контакт с «незнакомым племенем» и вовлекать подростков в развивающую деятельность в разных формах.

Главным в работе воспитателя является формирование установки yчеников на самостоятельность, способности каждого делать свою жизнь, отвечать за себя, быть личностью, а не членом довольно примитивной грум

пы людей, современно одетых и умеющих говорить только о футболе и рок-группах.

Вообще же педагогическую и социально-психологическую помощь трудным подросткам оказывают различные социальные службы, работники и в том числе социальные педагоги. Социальный педагог ведет свою работу непосредственно в среде детей группы риска, педагогически запущенных, социально неблагополучных подростков.

2. Межнациональное общение как проблема в молодежной среде

Одной из острейших проблем общества и молодежной среды, в частно­сти, являются межнациональные отношения. Проблема имеет ряд уровней и аспектов, вот некоторые из них: государственная национальная политика и социальная работа в области межнациональных отношений, теории и концепции межнационального общения, воспитательная работа образова­тельных учреждений и молодежных организаций, наконец, бытовое вос­приятие и поведение граждан.

Из печати известны вопиющие факты, свидетельствующие о нацио­нальной ненависти, насилии, преступном поведении взрослых и, что осо­бенно тревожно, подростков и молодежи, школьников и студентов. В Рос­сии, мягко сказать, есть группы, слои общества, исповедующие шовинизм, расизм в крайних формах, здесь опасно жить людям с «небелым» цветом кожи. Несмотря на официальные запреты, в СМИ нередко ведется пропа­ганда антисемитизма, шовинизма, национальной ненависти, насилия.

Существует расхождение между официальной идеологией и политикой, законодательством в области национальных отношений, где признаются и принимаются международные нормы и стандарты, и обыденным этниче­ским сознанием и поведением, массовой личностной и групповой психоло­гией, где господствуют предрассудки, стереотипы, национальная нетерпи­мость и пр. Психология толпы, групповое сознание, поддерживаемое от­дельными людьми, партиями, средствами печати и обусловленное тяжелой жизнью в стране, оказывает гораздо более сильное влияние на людей, осо­бенно молодежь, чем официальные политические доктрины и педагогиче­ская работа в системе образования.

Анализ и научное решение проблемы ведется на стыке таких наук, как социология, политология, право, психология, этносоциология и этнопси­хология, педагогика, философия. Основными понятиями, отражающими реальный феномен, являются этническое (национальное) сознание, межна­циональное общение, национальная и культурная толерантность.

Усиление националистических тенденций происходит во всем мире с конца XX в. по разным причинам, одной из них является процесс глоба­лизации, который воспринимается как угроза национальной культуре, как наступление американизма. В России с начала 90-х гг. усилились национа­листические настроения по ряду причин: распад СССР, экономический и социокультурный, идеологический кризис, обеднение, маргинализация больших слоев населения.

Это особенно отразилось на молодежи. Исследования социологов показывают, что молодежь в сравнении с другими группами населения

 

наиболее этноцентрична, т. е. проявляет неприязнь к одной или многим национальностям, нетерпимость, национализм. Многие молодые люди считают, что в России должны жить только русские. Ученые фиксируют, что к настоящему времени среди значительной части молодежи господ­ствуют националистические убеждения. Это объясняют отчасти возраст­ными причинами, психологическими особенностями: молодой человек хочет быть сильным и успешным в жизни, склонен рассматривать мир упрощенно, как черно-белый, делит людей на своих и чужих по соци­альному и национальному признаку, хочет принадлежать к сильной группе. Социальная ситуация и возрастные психологические особенно­сти обусловливают национальное самосознание молодежи, подталкива­ют молодых людей к крайним позициям, к национальной нетерпимости и экстремизму.

В национальном сознании школьников и студентов, молодежных групп получают положительные оценки «свои», представители родного этноса, одновременно резко отрицательно оцениваются «чужие». Делаются выводы о том, что виноваты во всех бедах «чужаки», которых надо изгнать из Рос­сии. Содержание национального сознания характеризуется также этатиче-ской, державной идеологией: Россия есть и должна быть великой держа­вой, в ней должна быть сильная власть, армия, Россия должна обладать

• большой территорией. В первую очередь молодые люди называют великие военные победы России и политических деятелей прошлого и настоящего. Только потом и не всегда среди национальных ценностей называют духов­но-нравственные начала, культуру, искусство, писателей1.

Национальное самосознание такого содержания присуще, конечно, не •только молодежи. Такие убеждения сформированы и получают развитие среди некоторых современных ученых, политиков, деятелей культуры и ис­кусства, церкви. Такие и подобные убеждения имеют давнюю историю, культурную традицию (славянофильство, евразийство), и это обстоятель­ство осложняет задачу общества и педагогического сообщества по формированию культуры межнационального общения. Националистические идеи, этнические предрассудки, стереотипы восприятия и поведения очень живучи. Страх перед чужими и враждебное к ним отношение сохраняются

, как атавизм с первобытных времен. Это эмоционально окрашенное, оце­ночное восприятие представителей другого этноса всегда поддерживается внутренними кризисами и внешними процессами.

Что может ответить педагогика, теория и методика воспитания на этот остро актуальный вызов общества и молодежной среды, в частности? Во-первых, ответ может быть дан на личностном уровне: каждый педагог, любой работник системы образования должен давать пример положитель­ного (в отличие от негативного, шовинистического) национального само-

. сознания. Педагог должен исповедовать и демонстрировать национальную

1 гордость, патриотизм, знание культуры своей страны и одновременно при­держиваться стандартов в межнациональных, межкультурных отношениях, задаваемых ЮНЕСКО, развитым миром.

 

Социология молодежи / Под ред. В. Т. Лисовского. СПб., 1996. С. 360—378.

 

Во-вторых, педагогические работники могут и должны компетентно, профессионально делать свою работу. Содержание, методы и формы вос­питания, в том числе формирования культуры межнационального обще­ния, известны, они описаны в предыдущих главах, есть в специальной ли­тературе. Здесь мы только передадим содержание некоторых международ­ных и внутренних документов, которые в определенной мере служат ориентиром для проведения воспитательной работы с молодежью по фор­мированию культуры межнациональных отношений.

В нашей стране имеется Концепция государственной национальной по­литики Российской Федерации (1996). В ней говорится о том, что в совре­менных условиях усиливается взаимозависимость стран и наций, интерна­ционализация всех сторон человеческой жизнедеятельности. Этническая пестрота населения земли, многонациональность большинства государств и регионов, интенсификация экономических, политических и духовных от­ношений народов усиливают связи людей разных национальностей и кон­фессий, их работа, учеба, жизнь, как правило, протекают в полиэтнической среде. Это определяет потребность в организации целенаправленной ра­боты по формированию у детей, молодежи, всех граждан культуры меж­национального общения, воспитания у них патриотизма, национальной, культурной, религиозной терпимости. В Концепции ставится задача: «Обеспечить разработку программы и курсов, способствующих воспитанию культуры межнационального общения, ознакомлению детей, молодежи, населения с духовным богатством народов России и их внедрение в систе­му дошкольного воспитания, среднего и высшего образования, повышения квалификации кадров, а также в систему обучения в воинских частях и подразделениях».

Развивая идеи Концепции, Правительство РФ своим постановлением от 22 февраля 1997 г. № 217 утвердило План первоочередных мероприя­тий по реализации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации. Среди ведущих мероприятий — внесение в со­держание школьного и вузовского образования знаний, направленных на формирование культуры межнационального общения, разработка специ­альных программ и курсов по воспитанию культуры межнационального общения.

Воспитание культуры межнационального общения рассматривается как одна из целей образования и воспитания и в ряде других законодательных документов РФ: Закон РФ «Об образовании», «Стандарты-2000», Нацио­нальная доктрина образования и др. Закон Российской Федерации «Об об­разовании» выделяет федеральные и национально-региональные образова­тельные стандарты (ст. 7). Эти стандарты предусматривают обязательный набор школьных дисциплин, содержание которых должно обеспечивать интеграцию личности в мировую и национальные культуры; формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и на­целенного на совершенствование этого общества.

В Законе характеризуется содержание образования: «Содержание обра­зования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами...» (ст. 14).

Ряд федеральных программ (федеральная целевая программа «Моло­дежь России», «Федеральная национальная программа» и др.) ставят конк­ретные задачи и пути их реализации по воспитанию культуры межнацио­нального общения в российском обществе. Они подчеркивают, что культу­ра межнационального общения есть важнейший компонент гражданского воспитания и определяют приоритетными такие элементы содержания:

• формирование у школьников таких ценностей, как Родина, Отече­ство, Конституция, демократия, свобода, права человека, семья, граждан­ская и социальная ответственность, формирование чувства гражданина многонациональной России;

• приобщение учащихся к совокупности ценностей, отражающих об­щечеловеческое и национальное культурное богатство народов России, к их историческим, духовным, нравственным традициям, готовности про­должать и развивать их.

В этих и других нормативно-правовых актах рассматриваются не только предусмотренные Конституцией Российской Федерации права и свободы граждан, связанные с их национальной принадлежностью. В них отражается педагогическая политика государства, в которой определяются цели и содер­жание воспитания гражданственности, культуры межнационального общения.

Проблема воспитания культуры межнационального общения, воспита­ния в духе мира, демократии, прав человека, взаимопонимания и согласия является глобальной и находит свое отражение в документах международ­ного сообщества. 53-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН (1998 г.) при­нята Декларация о культуре мира. Культуру мира следует понимать как гло­бальную школу, в которой все учатся жить вместе в мире и согласии, уко­ренять в сознании людей идею защиты мира, не применять насилие, утверждать справедливость и демократию. Воспитание таких качеств, как толерантность, ненасилие, навыки бесконфликтной коммуникации, уме­ние слушать и слышать, спорить с оппонентом, не превращая его во врага, должны воспитываться с самого раннего детства. Образовательная и воспи­тательная работа в школе не должна ограничиваться сообщением опреде­ленных знаний. Необходимо в детских коллективах создавать гуманисти­ческую среду, которая будет способствовать формированию навыков бес­конфликтности, ненасильственному общению среди детей, вышедших из разных национальных, культурных, конфессиональных и социальных слоев общества. Следует вовлекать подростков в акции солидарности, сопережи­вания с теми, кто перенес страдания и нуждается в поддержке. Это помо­жет молодому человеку реально подготовиться к участию в жизни граждан­ского общества, правовом, демократическом государстве.

ЮНЕСКО в 1995 г. провозгласил Декларацию принципов толерантности. Толерантность — это международный термин, обозначающий не просто терпимость, а уважение, принятие и правильное понимание единства чело­вечества, взаимозависимость всех от каждого и каждого от всех, богатство и разнообразие культур, признание прав и свободы, отказ от культуры вой­ны и утверждение культуры мира. ООН, придавая большое значение утвер­ждению принципов толерантности в жизни международного сообщества, провозгласила день подписания Декларации (1995 г.) Международным днем, посвященным толерантности.

Для многонациональной, такой этнически разнообразной страны, как Россия, проблема воспитания толерантности имеет большое значение. По­этому в 2001 г. Правительство РФ утвердило Федеральную целевую про­грамму «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». Она рассчитана на 2001—2005 гг.

Как задачи формирования культуры межнационального общения мож­но привести конкретные проявления взаимопонимания и согласия между людьми в современных условиях:

• уважение к человеческому достоинству;

• проявление и закрепление таких качеств, как чуткость, доброжела­тельность, терпимость, великодушие;

• чувство меры и такта в общении с людьми, умение преодолевать конфликты в отношениях с ними;

• уважительное отношение к языку, культуре, традициям, обычаям других народов;

• потребность претворять нравственные знания в действия и поступки;

• умение управлять своим поведением, своими потребностями, соче­тая их с интересами окружающих;

• стремление словом и делом, своим личным примером утверждать нормы нравственности.

В современных условиях широкое развитие получает концепция поли­культурного воспитания. Оно предусматривает адаптацию человека к раз­личным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур, взаимодействие между людьми с разными традициями, ориента­цию на диалог культур, отказ от культурно-образовательной монополии в отношении других наций и народов. Реализация ее идей направлена на создание такой.атмосферы, живя в которой любой человек чувствовал бы себя не только сыном своей родины, но и гражданином вселенной, пони­мал и уважал, хранил не только культуру своего народа, но и культуры дру­гих народов, а следовательно, уважал право другой личности на свободное культурное развитие. Реализация концепции подводит учащихся к понима­нию существования других стилей жизни, которые столь же значимы и имеют право на существование, как и их собственный.

3. Детские общественные объединения

Наряду с неформальными течениями молодежи сегодня в стране существу­ет ряд детских и молодежных организаций и движений, руководимых, как правило, взрослыми. Среди институтов социализации детские организации, работа которых строится прежде всего с учетом интересов детей и предполага­ет их инициативу и общественную активность, занимают особое место.

Детское движение — объективное явление, порождение общественной жизни. В определенном возрасте, примерно от 9 до 15 лет, развивается по­требность подростков в значительном расширении контактов и в совместной деятельности. Дети стремятся к социальной деятельности наряду со взрослы­ми и вместе с ними. Своего рода законодательным подтверждением наличия этого явления стала Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.), провозгласив­шая свободу ассоциаций и мирных собраний как норму жизни детей (ст. 15.1).

Ученые отмечают, что социальная активность детей и подростков в по­следние годы возрастает, и формы ее проявления становятся разнообраз­нее, Детям и подросткам нужны такие объединения, где каждому помогут удовлетворить свои интересы, развить способности, где создана атмосфера доверия, уважения к личности ребенка. Все исследователи отмечают, что большинство подростков высказывают пожелание состоять в детской орга­низации, при этом почти 70% из них предпочитают быть членами органи­зации по интересам; 47% утверждают, что организация нужна, чтобы инте-| ресно проводить свободное время; более 30% — чтобы лучше подготовить­ся к взрослой жизни.

В России дети в силу распада массовых пионерской и Комсомольске? организаций оказались в социальном вакууме. Между тем детские органи­зации составляют неотъемлемую часть общества во всех современных стра­нах, они — реальная разновидность социальных движений. Кроме удовлет­ворения потребностей детей и подростков в общении, совместной деятель­ности по интересам, эти организации выполняют и другие социальные функции. Они включают подростков в жизнь общества, служат средством формирования социальных навыков, защиты интересов и прав детей. Учас­тие в детских организациях позволяет приобрести социальный опыт, спо­собствует формированию гражданских качеств, необходимых для жизни в демократическом обществе. Трудно переоценить роль детских и подрост­ковых общественных организаций в социализации личности ребенка.

Законодательной базой развития детских общественных объединений являются Законы Российской Федерации «Об общественных объединени­ях» и «О государственной поддержке молодежных и детских общественных организаций» (1995). Закон РФ «Об общественных объединениях» (ст. 7) определяет, что формами детских общественных объединений могут быть детская организация, детское движение, детский фонд, детское обществен­ное учреждение1.

Наиболее распространенной формой сегодня является детская обще­ственная организация — самодеятельное, самоуправляемое объединение, созда­ваемое для реализации какой-либо социальной идеи (цели), имеющее регулирую­щие ее деятельность нормы и правила, зафиксированные в ее уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство.

В России более 200 молодежных общественных организаций и объеди­нений (спортивные, скаутские, творческие и др.). Некоторые из них назы­ваются ассоциациями, лигами, союзами2. Современный этап развития дет­ского движения характеризуется переходом от одной в прошлом детской организации к многообразию (по целям, содержанию, формам и методам деятельности, степени включенности в социальную практику) обществен­ных формирований, отличающихся динамичностью, определенной неза­висимостью от государственных и общественных структур и личностной ориентацией. Они отражают все те инновационные процессы и явления,

1 Закон РФ «Об общественных объединениях», 1995 // Вожатый века. 2001. № 1.

2 Детские и молодежные общественные объединения России: Справочник. М., 1995; Теория, история, методика детского движения. Вып. 4. М., 1998.

которые происходят в сферах жизни нашего общества. Но, будучи явлени­ем социальным, детское движение выступает как фактор развития личнос­ти, как педагогическое средство.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 556; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.130 (0.083 с.)