Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I. Подростковая среда и субкультураСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Наряду с организованным педагогическим воздействием семьи и школы на детей и подростков большую роль в их формировании играет свободное общение, формы стихийно складывающейся жизни молодежи в социальной среде. На бытовом языке обыденного сознания можно сказать, что воспитывает школа, семья и улица. «Улица» — это товарищи во дворе, районе, это неформальные движения, группы и объединения по увлечениям, интересам, это также события разного масштаба, социальная обстановка в селе, городе, это частично и детские, подростковые организации. К этому институту социализации личности примыкают в какой-то степени учреждения дополнительного образования — различные клубы, центры внешкольных занятий для детей и молодежи. Итак, свободное общение, жизнь подростка среди сверстников являются сильными, необходимыми и имеете с тем проблематичными факторами формирования личности. Молодежь примерно от 10 до 20 лет составляет особую возрастную группу населения страны, трудную для учителей и общества в педагогическом и социально-психологическом плане и требующую особого внимания и работы. Подростки активно осваивают мир вне семьи и школы. Главным становится свободное общение и деятельность со сверстниками и более старшими людьми вне привычных семейных, школьных ограничений и правил. И это, с одной стороны, хорошо: является мощным фактором раз- вития, адаптации к широкой социальной действительности. С другой стороны, эта свободная жизнь и общение несут ряд опасностей: подростка как человека несформировавшегося легко увести на «плохую» дорогу, особенно если у него плохой тыл: семья и слабая поддержка со стороны учителя. Не случайно родители и школа боятся влияния улицы, «плохих» друзей. Подростка отличает от взрослого неразвитое чувство ответственности за свое поведение, соблюдение норм, закона, работу, отношения с людьми. Ученые считают, что подростковый период кончается тогда, когда человек получил образование и работу, создал семью. Теперь он должен быть взрослым и нести ответственность за свое поведение в разных социальных1 ситуациях. Теперь он, как и все взрослые, свободен (от родителей прежде всего, чего не было раньше) в выборе действий, но и отвечает за них. Конечно, и взрослые часто поступают безответственно, но они за это расплачиваются. За подростка же больше отвечают взрослые, чем он сам. Проблему социализации молодежи можно понимать как проблему поколений. Вопрос в том, что новое поколение должно, с одной стороны, усвоить традиции, нормы, ценности отцов, с другой стороны, молодежь должна быть свободна и готова идти дальше, отвечая на вопросы своего времени. Более того, по мнению М. Мид, исследовательницы проблем детства, социализации поколений в разных обществах, в настоящее время в мире преобладает префигуративная культура: опыт старших мало годится для молодых, поскольку очень быстро развиваются техника, культура. Иначе говоря, человек рождается в одних условиях, а умирает, когда за окном совсем другая жизнь, что и делает особо острой проблему поколений. Подростки во все времена составляли отличительную социальную группу, но в наше время сложилась особая подростковая культура, которая наряду с другими социальными факторами играет большую роль в развитии школьника. Молодежная субкультура — система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи примерно от 10 до 20 лет. Субкультура молодежи получила особенное развитие в середине XX в. в силу ряда причин: продление сроков обучения, вынужденная незанятость трудом, акселерация — и является одним из институтов, факторов социализации школьников. Субкультура молодежи представляет сложное, противоречивое социальное явление и оказывает столь же неоднозначное влияние на подростков. С одной стороны, она отчуждает, отделяет молодежь от всеобщей, «большой» культуры, с другой — способствует освоению ценностей, норм, социальных ролей, облегчает подросткам вхождение в жизнь. Проблема в том, что ценности и интересы молодежи ограничены в основном сферой досуга: модой, музыкой, развлекательными мероприятиями, часто малосодержательным общением. Молодежная субкультура носит в основном развлекательно-рекреативный и потребительский характер, а не познавательный, созидательный и творческий. Она ориентируется на западные ценности: американский образ жизни в его облегченном варианте, массовую культуру, а не на ценности «высокой» мировой и национальной культуры. Эстетические вкусы и предпочтения школьников часто довольно примитивны и формируются главным образом средствами ТВ, музыкой диско и другими ее «легкими» жанрами. Эти вкусы и «безнравственные» ценности поддерживаются периодической печатью, современным массовым искусством, оказывающим деморализирующее и дегуманизирующее воздействие. Культуру молодежи отличает также наличие молодежного языка, который тоже играет неоднозначную роль в воспитании подростков, он помогает молодежи осваивать мир, выражать себя и одновременно создает барьер между ними и взрослыми. Субкультура молодежи часто имеет много общего с контркультурой и культурой авангардизма. Обществом эти культуры оцениваются обычно отрицательно, поскольку отвергают привычное и угрожают стабильности, спокойствию, вместе с тем молодежная среда и контркультура несут в себе тенденции обновления, динамику развития. Неформальные объединения молодежи — это одно из проявлений субкультуры, форма общения и жизни подростков; общества, группы сверстников, объединенных занятиями, интересами, ценностями, симпатиями. Неформальные отношения есть в формальных группах — классных, студенческих коллективах; наряду с официальной структурой класса есть группы на базе межличностных отношений. Неформальные группы возникают обычно не в классе, не в деловых отношениях, а наряду с ними и вне школы. Они играют важную роль в жизни подростков, удовлетворяют их информационные, эмоциональные и социальные потребности: дают возможность узнать то, о чем нельзя поговорить со взрослыми, обеспечивают психологический комфорт, учат выполнению социальных ролей. Замечено, что чем меньше школьник вовлечен в официальные структуры, тем больше он стремится в «свою компанию», что говорит о потребности в развивающих контактах, признании ценности своей личности. Как правило, эти сообщества сверстников представляют собой контактные группы в 5—15 человек, собираются в определенном месте. Группы характеризуются по разным признакам: возрасту, социальной принадлежности, форме организации, по направленности. Согласно последней группы бывают просоциальными (социально одобряемое направление, например экология, охрана памятников, исторический клуб), асоциальными (в стороне от общественных проблем — рэперы), антисоциальными (криминальные, агрессивно-националистические). В печати можно читать о многих молодежных группах, течениях, увлечениях. Например, байкеры ездят компаниями на мотоциклах, могут быть агрессивны. Скинхеды («бритоголовые нацисты») очень агрессивны, имеют форму, маршируют под «фашистскую» музыку, обычно идут кого-нибудь бить, выпив водки. Есть также металлисты, панки, роллеры и др. Увлеченность каким-либо течением подвержена законам моды, имеет часто характер психической эпидемии. Представителей всех течений отличают особенности одеж-1Ы, нормы, правила поведения, род занятий, ритуалы, места сбора и пр. Одно из самых старых течений — хиппи, или «Система», — по существу, стало историей. Когда-то это было наиболее интеллектуальное и творческое движение (философские и религиозные поиски, протест против ценностей «отцов» в обществе потребления и пр.). В какой-то степени некоторые функции и традиции «Системы», наследует движение толкиенистов, которое постепенно, однако, приобретает черты формальной организации, образует исторические клубы. Толкиенисты — это неформальное движение, которое получило в Москве статус Клуба любителей фэнтэзи (1997 г.). Оно объединяет около десяти тысяч человек, большая часть которых неформально участвует в движении, время от времени появляясь преимущественно в своих группах по симпатиям и интересам в определенных местах сбора: в Нескучном саду, Царицыно и др. Движение возникло в конце 80-х — начале 90-х гг. XX в. и получило свое название по имени любимого писателя Толкиена, произведения которого обсуждали и разыгрывали участники движения. Круг их занятий постепенно расширился: конкурсы «менестрелей» и «ролевиков» (тех, кто разрабатывал и представлял публике какой-либо образ книжного или сказочно-мифологического героя); издание газет, журналов, сборников прозы И стихов и многое другое. Движение превратилось в устойчивую саморазвивающуюся систему, которая оказывала в целом положительное социализирующее воздействие на его участников. Они приходят в движение в основном по таким причинам: проблемы в семье, непризнание в школе или студенческой среде, стремление к творческой деятельности, к саморазвитию и общению. В движении, в Клубе, сложились разнообразные виды деятельности, с педагогической точки зрения весьма целесообразные. Это изучение какой-либо области знаний путем обмена информацией и мнениями; единоборства, театрализованное фехтование, изготовление доспехов, исторические игры, инсценировки; занятия музыкой, литературой, изобразительным и прикладным искусством. Многие приходят сюда, чтобы учить и учиться. Получается что-то вроде системы взаимного обучения в неформальной обстановке в свободном общении, похоже на систему дополнительного образования. Движение довольно благотворно влияет на его участников, хотя порой оно может слишком уводить человека от действительности в мир игры и фантазии и тем самым затруднять его адаптацию к реальной окружающей среде1. В настоящее время сколько-нибудь мощных движений, кроме названных, незаметно, мода на увлечения быстро меняется. Подростки, особенно московские, ориентированы на потребление массовой культуры, на «буржуазный» стиль жизни. Обычно школьники, увлекшиеся своей группой, выпадают из сферы влияния школы и родителей, их социализация и воспитание становятся проблематичными. Такая излишняя погруженность в подростковую культуру, отрезающая человека от мира, часто приводит к одной из форм девиантного поведения. Девиантное, или отклоняющееся, поведение — система поступков человека, противоречащих официально установленным или фактически сложившимся культурным, нравственным, правовым и психологическим нормам. Различают две категории девиантного поведения: отклонение от нормы психического здоровья и отклонение от социальных, нравственных, правовых норм. Последнее проявляется чаще всего в виде алкоголизма, наркомании, агрессии, вандализма, сексуальной распущенности, сверхувлечения субкультурой или чем-либо еще. В сверхувлечениях, правда, следует выделять позитивные, творческие увлечения: творчество ведь всегда нарушение нормы, поиск нового
Сделано по материалам курсовой работы студентки МПУ Е. А. Черничкиной
Также довольно трудно выделить норму и патологию в психике человека, в его поведении. Дети школьного возраста только еще усваивают нормы, поэтому они, особенно подростки, составляют группу риска. Для юношества характерны психические нарушения в виде акцентуаций характера и личностных расстройств, связанных с формированием Я-концепции, самосознания1. К последним относят специфические реакции подростков на окружающую среду, на близких, самого себя, свой внутренний мир и свое тело. Например, синдром отчуждения — дистанцирование от реальности, утеря связей с другими, отстранение от привычного. Мир воспринимается подростком как чужой, странный и непривычный. Деперсонализация — отчуждение, направленное на собственное Я, когда школьник сам в себе видит непривычное, непонятное и странное, отчего испытывает апатию, эмоциональную подавленность. Дисморфомания — бред физического недостатка, повышенная озабоченность собственной внешностью и страх перед изменениями своего тела, особенно у девочек. Синдром философской интоксикации — погруженность в глобальные проблемы, склонность к поиску вечных истин и универсальных законов, смысла жизни, сопровождающиеся созерцательностью, мечтательностью, уходом от реальности. Эти и другие расстройства сопровождаются депрессией, неврозами, которые выражаются в тревоге, плохом настроении, подавленности и пр. Причиной школьных неврозов являются ситуации в школе: плохая успеваемость, конфликт с учителем, отношения с товарищами. Учитель может видеть и акцентуации характеров, не зная при этом психологической терминологии. Например, гипертимный подросток отличается повышенной активностью, частой сменой увлечений, сверхобщительностью; астенонев-ротический тип характеризуется повышенной утомляемостью, раздражительностью, ипохондрией и т. д. Учителю следует замечать особенности поведения детей и, если не действуют педагогические методы, обращаться к помощи специалиста. Одним из видов девиантного поведения является противоправное, криминальное поведение, преступность молодежи, которая растет в настоящее время по причинам социальным и педагогическим. Ученые находят связь между воспитательным потенциалом семьи и преступным поведением: как правило, воспитательно слабые, «неблагополучные» семьи порождают преступность. С точки зрения педагогики одним из проявлений девиантного поведения следует считать педагогическую запущенность — поведение и уровень социально-нравственного развития, не соответствующие требованиям общества, школы к учению и поведению школьника. Этому тоже есть причины в обществе, семье и школе. От педагога зависит, как не допустить педагогических ошибок, ведущих к педагогической запущенности, работать без ди-дактогений. Под этим словом понимают последствия неправильных действий учителя, ведущих к утрате контактов учащегося со школьным окружением, систематической неуспеваемости и часто к правонарушениям. Иначе говоря, это методические и особенно психологические ошибки учителя: грубые замечания, агрессия по отношению к ребенку, бестактность — действия, при которых учитель, не зная состояния ученика, событий в его жизни (например, смерть близких, болезнь, развод), наносит ему обиду, психологическую травму.
Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.
К факторам, причинам девиантного поведения школьников относят, помимо сказанного, следующие: • дегуманизация современной цивилизации в целом как общества потребления, в котором наблюдается упадок духовных ценностей, падение авторитета церкви; • глобальный кризис в России, социально-политический, экономический, культурно-идеологический; • кризис образовательной системы и семьи. Следует осознавать последствия отклоняющегося поведения молодежи и его влияние на личность. Незначительные проявления девиантного поведения, как было отмечено, свойственны многим подросткам: они только усваивают нормы, со временем «странные» поступки уходят. Опасна и разрушительна для личности глубокая, фанатичная, от всего отрезающая, чрезмерная вовлеченность в субкультуру, в жизнь замкнутой группы. Постоянное пребывание на грани нормы ведет к закреплению нежелательных стереотипов поведения во взрослой жизни. В этом случае требуются коррекционно-педагогические меры, которые должны принять психологи, врачи, педагоги. Наличие подростковой культуры требует адекватной педагогической позиции. Учитель должен знать ее, знать привычки, нормы, ценности учеников — их мир и, как это ни трудно, не относиться к нему агрессивно, допускать, что подростки имеют право иметь свои взгляды, культуру. Вместе с тем учитель должен делать так, чтобы школьники от молодежной культуры, во многом маргинальной, шли к культуре общечеловеческой и таким образом усваивали бы ценности, нормы общества, в котором живут. Это тем более так, потому что, взрослея, подростки все же в массе усваивают и наследуют общечеловеческие, базовые ценности и проходят свой жизненный путь, как и их отцы. Иначе говоря, педагог, работая с подростками, должен придерживаться следующих принципов-правил. • Принцип знания, согласно которому учителя должны знать социокультурную ситуацию в молодежной среде, знать характер культуры, npol) лемы, тенденции развития, увлечения и многое другое. • Принцип терпимости, толерантности, что требует уважительного отношения к их праву делать свою жизнь по-своему, требует неагрессивно го, сдержанного восприятия всего того, что происходит с подростками. Принцип деятельного контакта, по которому учитель должен сохранять психологический и педагогический контакт с «незнакомым племенем» и вовлекать подростков в развивающую деятельность в разных формах. Главным в работе воспитателя является формирование установки yчеников на самостоятельность, способности каждого делать свою жизнь, отвечать за себя, быть личностью, а не членом довольно примитивной грум пы людей, современно одетых и умеющих говорить только о футболе и рок-группах. Вообще же педагогическую и социально-психологическую помощь трудным подросткам оказывают различные социальные службы, работники и в том числе социальные педагоги. Социальный педагог ведет свою работу непосредственно в среде детей группы риска, педагогически запущенных, социально неблагополучных подростков. 2. Межнациональное общение как проблема в молодежной среде Одной из острейших проблем общества и молодежной среды, в частности, являются межнациональные отношения. Проблема имеет ряд уровней и аспектов, вот некоторые из них: государственная национальная политика и социальная работа в области межнациональных отношений, теории и концепции межнационального общения, воспитательная работа образовательных учреждений и молодежных организаций, наконец, бытовое восприятие и поведение граждан. Из печати известны вопиющие факты, свидетельствующие о национальной ненависти, насилии, преступном поведении взрослых и, что особенно тревожно, подростков и молодежи, школьников и студентов. В России, мягко сказать, есть группы, слои общества, исповедующие шовинизм, расизм в крайних формах, здесь опасно жить людям с «небелым» цветом кожи. Несмотря на официальные запреты, в СМИ нередко ведется пропаганда антисемитизма, шовинизма, национальной ненависти, насилия. Существует расхождение между официальной идеологией и политикой, законодательством в области национальных отношений, где признаются и принимаются международные нормы и стандарты, и обыденным этническим сознанием и поведением, массовой личностной и групповой психологией, где господствуют предрассудки, стереотипы, национальная нетерпимость и пр. Психология толпы, групповое сознание, поддерживаемое отдельными людьми, партиями, средствами печати и обусловленное тяжелой жизнью в стране, оказывает гораздо более сильное влияние на людей, особенно молодежь, чем официальные политические доктрины и педагогическая работа в системе образования. Анализ и научное решение проблемы ведется на стыке таких наук, как социология, политология, право, психология, этносоциология и этнопсихология, педагогика, философия. Основными понятиями, отражающими реальный феномен, являются этническое (национальное) сознание, межнациональное общение, национальная и культурная толерантность. Усиление националистических тенденций происходит во всем мире с конца XX в. по разным причинам, одной из них является процесс глобализации, который воспринимается как угроза национальной культуре, как наступление американизма. В России с начала 90-х гг. усилились националистические настроения по ряду причин: распад СССР, экономический и социокультурный, идеологический кризис, обеднение, маргинализация больших слоев населения. Это особенно отразилось на молодежи. Исследования социологов показывают, что молодежь в сравнении с другими группами населения
наиболее этноцентрична, т. е. проявляет неприязнь к одной или многим национальностям, нетерпимость, национализм. Многие молодые люди считают, что в России должны жить только русские. Ученые фиксируют, что к настоящему времени среди значительной части молодежи господствуют националистические убеждения. Это объясняют отчасти возрастными причинами, психологическими особенностями: молодой человек хочет быть сильным и успешным в жизни, склонен рассматривать мир упрощенно, как черно-белый, делит людей на своих и чужих по социальному и национальному признаку, хочет принадлежать к сильной группе. Социальная ситуация и возрастные психологические особенности обусловливают национальное самосознание молодежи, подталкивают молодых людей к крайним позициям, к национальной нетерпимости и экстремизму. В национальном сознании школьников и студентов, молодежных групп получают положительные оценки «свои», представители родного этноса, одновременно резко отрицательно оцениваются «чужие». Делаются выводы о том, что виноваты во всех бедах «чужаки», которых надо изгнать из России. Содержание национального сознания характеризуется также этатиче-ской, державной идеологией: Россия есть и должна быть великой державой, в ней должна быть сильная власть, армия, Россия должна обладать • большой территорией. В первую очередь молодые люди называют великие военные победы России и политических деятелей прошлого и настоящего. Только потом и не всегда среди национальных ценностей называют духовно-нравственные начала, культуру, искусство, писателей1. Национальное самосознание такого содержания присуще, конечно, не •только молодежи. Такие убеждения сформированы и получают развитие среди некоторых современных ученых, политиков, деятелей культуры и искусства, церкви. Такие и подобные убеждения имеют давнюю историю, культурную традицию (славянофильство, евразийство), и это обстоятельство осложняет задачу общества и педагогического сообщества по формированию культуры межнационального общения. Националистические идеи, этнические предрассудки, стереотипы восприятия и поведения очень живучи. Страх перед чужими и враждебное к ним отношение сохраняются , как атавизм с первобытных времен. Это эмоционально окрашенное, оценочное восприятие представителей другого этноса всегда поддерживается внутренними кризисами и внешними процессами. Что может ответить педагогика, теория и методика воспитания на этот остро актуальный вызов общества и молодежной среды, в частности? Во-первых, ответ может быть дан на личностном уровне: каждый педагог, любой работник системы образования должен давать пример положительного (в отличие от негативного, шовинистического) национального само- . сознания. Педагог должен исповедовать и демонстрировать национальную 1 гордость, патриотизм, знание культуры своей страны и одновременно придерживаться стандартов в межнациональных, межкультурных отношениях, задаваемых ЮНЕСКО, развитым миром.
Социология молодежи / Под ред. В. Т. Лисовского. СПб., 1996. С. 360—378.
Во-вторых, педагогические работники могут и должны компетентно, профессионально делать свою работу. Содержание, методы и формы воспитания, в том числе формирования культуры межнационального общения, известны, они описаны в предыдущих главах, есть в специальной литературе. Здесь мы только передадим содержание некоторых международных и внутренних документов, которые в определенной мере служат ориентиром для проведения воспитательной работы с молодежью по формированию культуры межнациональных отношений. В нашей стране имеется Концепция государственной национальной политики Российской Федерации (1996). В ней говорится о том, что в современных условиях усиливается взаимозависимость стран и наций, интернационализация всех сторон человеческой жизнедеятельности. Этническая пестрота населения земли, многонациональность большинства государств и регионов, интенсификация экономических, политических и духовных отношений народов усиливают связи людей разных национальностей и конфессий, их работа, учеба, жизнь, как правило, протекают в полиэтнической среде. Это определяет потребность в организации целенаправленной работы по формированию у детей, молодежи, всех граждан культуры межнационального общения, воспитания у них патриотизма, национальной, культурной, религиозной терпимости. В Концепции ставится задача: «Обеспечить разработку программы и курсов, способствующих воспитанию культуры межнационального общения, ознакомлению детей, молодежи, населения с духовным богатством народов России и их внедрение в систему дошкольного воспитания, среднего и высшего образования, повышения квалификации кадров, а также в систему обучения в воинских частях и подразделениях». Развивая идеи Концепции, Правительство РФ своим постановлением от 22 февраля 1997 г. № 217 утвердило План первоочередных мероприятий по реализации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации. Среди ведущих мероприятий — внесение в содержание школьного и вузовского образования знаний, направленных на формирование культуры межнационального общения, разработка специальных программ и курсов по воспитанию культуры межнационального общения. Воспитание культуры межнационального общения рассматривается как одна из целей образования и воспитания и в ряде других законодательных документов РФ: Закон РФ «Об образовании», «Стандарты-2000», Национальная доктрина образования и др. Закон Российской Федерации «Об образовании» выделяет федеральные и национально-региональные образовательные стандарты (ст. 7). Эти стандарты предусматривают обязательный набор школьных дисциплин, содержание которых должно обеспечивать интеграцию личности в мировую и национальные культуры; формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. В Законе характеризуется содержание образования: «Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами...» (ст. 14). Ряд федеральных программ (федеральная целевая программа «Молодежь России», «Федеральная национальная программа» и др.) ставят конкретные задачи и пути их реализации по воспитанию культуры межнационального общения в российском обществе. Они подчеркивают, что культура межнационального общения есть важнейший компонент гражданского воспитания и определяют приоритетными такие элементы содержания: • формирование у школьников таких ценностей, как Родина, Отечество, Конституция, демократия, свобода, права человека, семья, гражданская и социальная ответственность, формирование чувства гражданина многонациональной России; • приобщение учащихся к совокупности ценностей, отражающих общечеловеческое и национальное культурное богатство народов России, к их историческим, духовным, нравственным традициям, готовности продолжать и развивать их. В этих и других нормативно-правовых актах рассматриваются не только предусмотренные Конституцией Российской Федерации права и свободы граждан, связанные с их национальной принадлежностью. В них отражается педагогическая политика государства, в которой определяются цели и содержание воспитания гражданственности, культуры межнационального общения. Проблема воспитания культуры межнационального общения, воспитания в духе мира, демократии, прав человека, взаимопонимания и согласия является глобальной и находит свое отражение в документах международного сообщества. 53-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН (1998 г.) принята Декларация о культуре мира. Культуру мира следует понимать как глобальную школу, в которой все учатся жить вместе в мире и согласии, укоренять в сознании людей идею защиты мира, не применять насилие, утверждать справедливость и демократию. Воспитание таких качеств, как толерантность, ненасилие, навыки бесконфликтной коммуникации, умение слушать и слышать, спорить с оппонентом, не превращая его во врага, должны воспитываться с самого раннего детства. Образовательная и воспитательная работа в школе не должна ограничиваться сообщением определенных знаний. Необходимо в детских коллективах создавать гуманистическую среду, которая будет способствовать формированию навыков бесконфликтности, ненасильственному общению среди детей, вышедших из разных национальных, культурных, конфессиональных и социальных слоев общества. Следует вовлекать подростков в акции солидарности, сопереживания с теми, кто перенес страдания и нуждается в поддержке. Это поможет молодому человеку реально подготовиться к участию в жизни гражданского общества, правовом, демократическом государстве. ЮНЕСКО в 1995 г. провозгласил Декларацию принципов толерантности. Толерантность — это международный термин, обозначающий не просто терпимость, а уважение, принятие и правильное понимание единства человечества, взаимозависимость всех от каждого и каждого от всех, богатство и разнообразие культур, признание прав и свободы, отказ от культуры войны и утверждение культуры мира. ООН, придавая большое значение утверждению принципов толерантности в жизни международного сообщества, провозгласила день подписания Декларации (1995 г.) Международным днем, посвященным толерантности. Для многонациональной, такой этнически разнообразной страны, как Россия, проблема воспитания толерантности имеет большое значение. Поэтому в 2001 г. Правительство РФ утвердило Федеральную целевую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». Она рассчитана на 2001—2005 гг. Как задачи формирования культуры межнационального общения можно привести конкретные проявления взаимопонимания и согласия между людьми в современных условиях: • уважение к человеческому достоинству; • проявление и закрепление таких качеств, как чуткость, доброжелательность, терпимость, великодушие; • чувство меры и такта в общении с людьми, умение преодолевать конфликты в отношениях с ними; • уважительное отношение к языку, культуре, традициям, обычаям других народов; • потребность претворять нравственные знания в действия и поступки; • умение управлять своим поведением, своими потребностями, сочетая их с интересами окружающих; • стремление словом и делом, своим личным примером утверждать нормы нравственности. В современных условиях широкое развитие получает концепция поликультурного воспитания. Оно предусматривает адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур, взаимодействие между людьми с разными традициями, ориентацию на диалог культур, отказ от культурно-образовательной монополии в отношении других наций и народов. Реализация ее идей направлена на создание такой.атмосферы, живя в которой любой человек чувствовал бы себя не только сыном своей родины, но и гражданином вселенной, понимал и уважал, хранил не только культуру своего народа, но и культуры других народов, а следовательно, уважал право другой личности на свободное культурное развитие. Реализация концепции подводит учащихся к пониманию существования других стилей жизни, которые столь же значимы и имеют право на существование, как и их собственный. 3. Детские общественные объединения Наряду с неформальными течениями молодежи сегодня в стране существует ряд детских и молодежных организаций и движений, руководимых, как правило, взрослыми. Среди институтов социализации детские организации, работа которых строится прежде всего с учетом интересов детей и предполагает их инициативу и общественную активность, занимают особое место. Детское движение — объективное явление, порождение общественной жизни. В определенном возрасте, примерно от 9 до 15 лет, развивается потребность подростков в значительном расширении контактов и в совместной деятельности. Дети стремятся к социальной деятельности наряду со взрослыми и вместе с ними. Своего рода законодательным подтверждением наличия этого явления стала Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.), провозгласившая свободу ассоциаций и мирных собраний как норму жизни детей (ст. 15.1). Ученые отмечают, что социальная активность детей и подростков в последние годы возрастает, и формы ее проявления становятся разнообразнее, Детям и подросткам нужны такие объединения, где каждому помогут удовлетворить свои интересы, развить способности, где создана атмосфера доверия, уважения к личности ребенка. Все исследователи отмечают, что большинство подростков высказывают пожелание состоять в детской организации, при этом почти 70% из них предпочитают быть членами организации по интересам; 47% утверждают, что организация нужна, чтобы инте-| ресно проводить свободное время; более 30% — чтобы лучше подготовиться к взрослой жизни. В России дети в силу распада массовых пионерской и Комсомольске? организаций оказались в социальном вакууме. Между тем детские организации составляют неотъемлемую часть общества во всех современных странах, они — реальная разновидность социальных движений. Кроме удовлетворения потребностей детей и подростков в общении, совместной деятельности по интересам, эти организации выполняют и другие социальные функции. Они включают подростков в жизнь общества, служат средством формирования социальных навыков, защиты интересов и прав детей. Участие в детских организациях позволяет приобрести социальный опыт, способствует формированию гражданских качеств, необходимых для жизни в демократическом обществе. Трудно переоценить роль детских и подростковых общественных организаций в социализации личности ребенка. Законодательной базой развития детских общественных объединений являются Законы Российской Федерации «Об общественных объединениях» и «О государственной поддержке молодежных и детских общественных организаций» (1995). Закон РФ «Об общественных объединениях» (ст. 7) определяет, что формами детских общественных объединений могут быть детская организация, детское движение, детский фонд, детское общественное учреждение1. Наиболее распространенной формой сегодня является детская общественная организация — самодеятельное, самоуправляемое объединение, создаваемое для реализации какой-либо социальной идеи (цели), имеющее регулирующие ее деятельность нормы и правила, зафиксированные в ее уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство. В России более 200 молодежных общественных организаций и объединений (спортивные, скаутские, творческие и др.). Некоторые из них называются ассоциациями, лигами, союзами2. Современный этап развития детского движения характеризуется переходом от одной в прошлом детской организации к многообразию (по целям, содержанию, формам и методам деятельности, степени включенности в социальную практику) общественных формирований, отличающихся динамичностью, определенной независимостью от государственных и общественных структур и личностной ориентацией. Они отражают все те инновационные процессы и явления, 1 Закон РФ «Об общественных объединениях», 1995 // Вожатый века. 2001. № 1. 2 Детские и молодежные общественные объединения России: Справочник. М., 1995; Теория, история, методика детского движения. Вып. 4. М., 1998. которые происходят в сферах жизни нашего общества. Но, будучи явлением социальным, детское движение выступает как фактор развития личности, как педагогическое средство. В детском движении сложились на основе опыта некоторые принципы, опре<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 646; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.242.160 (0.02 с.) |