Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возникновение социальной педагогикиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
2. Сложившаяся социально-политическая ситуация на рубеже XX—XXI вв. выдвинула социальную педагогику в самостоятельную отрасль человеко-знания, ценность и значимость которой определяются в современных условиях: • потребностью гуманизации отношений изменившейся личности и динамично меняющегося общества; • значимостью социально-педагогических знаний в научном обеспечении развития всех сфер социальной практики (деятельности социальных учреждений, системы социальных служб); • повышением роли социальной работы. Идеи и традиции социальной педагогики зародились еще в Древнем мире. В V в. до н. э. Демокрит говорил о зависимости воспитания от общественных условий. Платон, Аристотель (V—IV вв. до н. э.) считали воспитание условием развития человека, связывали судьбу общества с развитием всех его граждан. Существовавшие в античное время спартанская и афинская системы воспитания имели четкую социальную направленность, в которой отражались характер государства, особенности его социально-экономической и политической жизни. В Новое время в общественном сознании утверждается мысль о том, что обучение и воспитание являются преобразующим фактором развития общества. Словосочетание «социальная педагогика» было предложено во второй половине XIX в. немецким педагогом А. Дистервегом. Немецкий философ Пауль Наторп в начале XX в. выступил за всеобщую педагогизацию общества и призвал к созданию воспитательных союзов, способствующих реализации данной идеи. Эту деятельность он также назвал социальной педа- гогикой. Наторп считал, что человек становится человеком только благодаря человеческой общности. Провозглашенная идея стала основой его социальной педагогики и нашла отражение в книге «Социальная педагогика», вышедшей в 1911 г. В концепции П. Наторпа об общей педагогизации общества отражены общедемократические и гуманистические взгляды передовых людей того времени. О социальном становлении личности писал С. И. Гессен. Он рассматривал школьное самоуправление как основу социализации личности, выступал против классового подхода и принципа партийности в системе образования. Одним из основателей социальной педагогики в России был В. В. Зеньковский. Его социальная педагогика основывалась на том, что человека нельзя понять, если не изучить окружающую его среду (главный фактор в социализации личности). Для развития социальной педагогики многое сделал также И. Т. Шацкий, который считал, что развитие ребенка следует рассматривать не в его генетических задатках, а в той социальной и экономической среде, в которой происходит его воспитание и формирование. Главным в формировании личности является «социальная наследственность», под которой он подразумевал нормы, традиции и обычаи, передаваемые из поколения в поколение. После Октябрьской революции советская педагогика определяет социальную сущность воспитания и образования. Ученые этого периода М. В. Крупенина и В. Н. Шульгин выдвинули задачу объединения воспитательной функции школы и социальной среды, привлечения социальной среды к воспитанию детей, так как без контакта с окружающей средой школа не в состоянии разрешить задачу воспитания1. Взгляды этих ученых разделял П. П. Блонский, который писал, что нельзя успешно обучать и воспитывать ребенка без знания норм и ценностей его социального окружения. Он видел причины отклонений в поведении ребенка в специфике детского организма и в особенностях окружающей его среды. П. П. Блонский охарактеризовал поведение ребенка в системе социальных отношений (поведение вожака и подчиненного, отношения между мальчиками и девочками, между трудными и благополучными детьми)2. С именем П. Ф. Каптерева связана постановка проблемы соединения семейного и общественного воспитания. Он выступал за организацию яслей, детских садов, семейных школ и приютов для детей рабочих и крестьян. К. Н. Венцель в 1905 г. поднимает вопрос о создании в России Великой хартии для защиты детей. Выступает за создание Интернационала учащихся и разрабатывает Декларацию прав ребенка. С. Т. Шацкий разрабатывает идею двустороннего влияния: с одной стороны — влияние окружающей среды на формирование личности ребенка, а с другой стороны, влияние ребенка на окружающую среду. 1 Крупенина М. В., Шульгин В. Н. В борьбе за марксистскую педагогику. М., 1929. 2 Блонский П. П. Избр. пед и психологические соч.: В 2 т. М., 1979. В современных условиях потребность в социально-педагогической теории и практике усилилась, потому что возрастает роль социальных факторов в жизни общества и отдельных людей; увеличивается число детей и взрослых, нуждающихся в социальной защите, оказании социально-педагогической помощи. 2. Предмет, объект и функции социальной педагогики Социальная педагогика как область науки и сфера педагогической деятельности нацелена на преобразование окружающей среды, формирование гуманных, воспитывающих межличностных отношений в различных видах социума. Объектом социальной педагогики является целостная система социальных взаимодействий, межличностных отношений человека в сфере его ближайшего окружения. Некоторые авторы считают, что объектом социальной педагогики является человек на всем протяжении его жизни, оказание ему помощи в процессе социализации. Взгляды на определение предмета социальной педагогики различны. Некоторые считают предметом социальной педагогики процесс воспитания всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемый как в специальных воспитательных учреждениях, так и вне их. Другие определяют предмет социальной педагогики как воспитательное влияние социальной среды. Бочарова В. Г. предметом социальной педагогики называет процесс педагогического влияния на социальные взаимодействия человека в течение всех возрастных периодов жизни и в различных сферах его микросреды'. Рассмотрение личности в социуме, в конкретной социальной ситуации ее развития, деятельности и общения, выделяют социальную педагогику как самостоятельную отрасль педагогического знания, как педагогику отношений в социуме. Существуют различные трактовки категории «социальная педагогика». Социальная педагогика — это наука о духовной социализации тех, кто по каким-либо причинам «выпал» из системы «нормальных» социальных связей и поэтому сформировал у себя социально не одобряемые качества личности (В. С. Селиванов). В «Российской педагогической энциклопедии» социальная педагогика определяется как отрасль педагогики, изучающая «социальное воспитание всех возрастов и социальных категорий людей, осуществляемое как в собственно воспитательных учреждениях, так и в различных организациях, для которых оно не является ведущей функцией». Таким образом, социальная педагогика — это отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание, осуществляемое в организациях, специально для этого созданных, и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией. Назначение социальной педагогики как науки состоит в том, чтобы: • заложить основы педагогического мышления у различных субъектов социума; • сформировать способности и умения принимать в социальной практике наиболее эффективные, педагогически целесообразные решения, адекватные конкретным личностно-средовым ситуациям и позволяющие привести в движение реальные механизмы развития социальных инициатив; • полноценно использовать возможности семьи, других социальных институтов, микросреды личности и социума в целом для осуществления социальной защиты и повышения качества жизни. Сущность социальной педагогики заключается в: • своевременной диагностике социальных проблем личности; • выявлении и педагогически целесообразном влиянии на взаимоотношения людей в социуме; • формировании социально-ценностных ориентациях личности; • оказании помощи личности в социализации и др. Социальная педагогика как наука учитывает следующие закономерности: • формирование индивида происходит при социально-педагогическом воздействии общественной среды и активности самой личности в процессе саморазвития; • формирование и потребление социальных услуг обусловливается потребностями общества, особенностями этноса, преобладающим способом производства, городской или сельской спецификой; • эффективность работы социального педагога обеспечивается целостностью воздействия на объект, реализацией общих интересов объекта и субъекта. Субъекты социальной педагогики — это люди и организации, которые ведут социальную работу и управляют ею. Цели и задачи, содержание и средства социальной педагогики различаются в зависимости от возраста человека, сферы его деятельности, обстоятельств его жизни, физического и умственного состояний, положения общества, в котором он живет. Социальная педагогика предстагаиет собой достаточно сложную систему, включающую социально-педагогические системы разного уровня и форм. Различают уровни социальной педагогики в зависимости от масштабов деятельности: социетальный, социально-средовой и индивидуальный'. Социетальный уровень. Объектом изучения является общество как относительно устойчивая общность людей. Реализатором педагогических действий выступает государство, различные политические и общественные организации и движения, заинтересованные в социализации членов общества в определенном направлении. Средством осуществления воспитания выступает идеология как система ценностных ориентации. • Социально-средовой уровень. Объектом выступают социальная сфера общества, микросреда, коллективы людей и т. д. Средства реализации: 1 Бочарова В. Г. Профессиональная социальная работа: личностно ориентированный подход. Монография. М., 1999. С. 38. 1 Социальная педагогика:- Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Никитина. М.: ВЛАДОС, 2002. С. 32-33. 395культурно-просветительная, физкультурно-оздоровительная, социально-воспитательная работа и т. п. • Индивидуальный уровень. Объектом социальной педагогики является отдельный человек на различных стадиях и уровнях социализации, в отношении которого применяются разнообразные социально-педагогические приемы и средства. К функциям социальной педагогики относят теоретико-познавательную; прикладную; гуманистическую1. Теоретико-познавательная функция выражается в том, что социальная педагогика накапливает знания, синтезирует их, составляет наиболее полную картину изучаемых ею процессов и явлений в современном обществе, описывает и объясняет имеющиеся данные, вскрывает их глубинные основания. Прикладная функция связана с поиском путей, способов, условий эффективного совершенствования социально-педагогического влияния на процесс социализации в организационно-педагогическом и психолого-педагогическом аспектах. Гуманистическая функция выражается в разработке целей совершенствования социально-педагогических процессов, создающих благоприятные условия для развития личности и ее самореализации. Методологическими основами социальной педагогики являются философия воспитания, современные данные человекознания. Как отрасль знания социальная педагогика представляет собой совокупность следующих разделов: Философия социального воспитания рассматривает фундаментальные методологические и мировоззренческие вопросы, дает трактовку сущности социального воспитания и его задач; разрабатывает общие подходы к соотношению таких понятий, как развитие, социализация и воспитание, определяет ценности и принципы социального воспитания и т. д. • Социология социального воспитания исследует социальное воспитание в процессе социализации, пути и способы использования воспитательного потенциала; нивелирование отрицательного и усиление положительного влияния да развитие человека в процессе социализации, использует данные ряда отраслей социологического знания. • Социально-педагогическая виктимология исследует те категории людей, которые стали или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации; в ней определяются направления социальной и педагогической помощи им. • Теория социального воспитания описывает, объясняет, прогнозирует функционирование социального воспитания, исследует, что представляют собой индивидуальные, групповые и социальные субъекты социального воспитания, как они между собой взаимодействуют, что составляет содержание жизнедеятельности воспитательных организаций, какими должны быть содержание и характер индивидуальной помощи человеку. • Психология социального воспитания на основе социально-психологических характеристик человека и групп выявляет психологические условия эффективности взаимодействия субъектов социального воспитания. Мудри к А. В. Социальная педагогика. М.: Изд. центр. Академия. 1999. С. 184. Методика социального воспитания отбирает из практики и конструирует новые способы целесообразной организации социального воспитания и др.' Центральным разделом социальной педагогики является анализ процесса социализации, рассмотренный ранее. Социально-педагогическая деятельность близка к педагогической деятельности, однако имеет свою специфику и собственные категории. Рассмотрим подробнее собственные категории социальной педагогики: социально-педагогическая деятельность, социальное воспитание, социальное обучение. 3. Категории социальной педагогики Социально-педагогическая деятельность — это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи личности в процессе социализации, освоение ею социокультурного опыта и создание условий для самореализации в обществе. Осуществляется социально-педагогическая деятельность социальными педагогами в образовательных и других учреждениях, организациях, объединениях. Социально-педагогическая деятельность является адресной, направленной на конкретную личность и решение ее индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество. Отличительными особенностями профессиональной социально-педагогической деятельности являются: • передача социокультурного опыта, помощь в социализации личности (цель деятельности); • адресный и локальный характер деятельности; • воздействие на личности, имеющие проблемы в социализации (объект деятельности); • работа в образовательных, социально-педагогических учреждениях, социальных службах и др. Основными направлениями социально-педагогической деятельности являются: • профилактика дезадаптации (социальной, психологической, педагогической); • повышение уровня социальной адаптации; • социальная реабилитация личностей, имеющих те или иные отклонения от нормы. Осуществляется социально-педагогическая деятельность непосредственно с личностью или через посредническую деятельность (личность — среда). По содержанию социально-педагогическая деятельность достаточно многообразна. Включает работу с детьми (социальная защита детства), молодежью, пожилыми людьми, малообеспеченными гражданами, инвалидами, семьей, в сфере занятости и др.
1 Социальная педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. М. А. Гадагузовой. М.: ВЛАДОС, 2001. С. 105.
Дадим краткую характеристику представленных выше направлений деятельности социальных педагогов и социальных работников. Работа в семье. Семья представляет систему социального функционирования человека. Она обеспечивает экономическую, социальную, физическую безопасность своим членам; заботу о младших, престарелых и больных; создает условия для их социализации, объединяя всех чувством любви, общности. Современный кризис семьи проявляется в снижении ее педагогического потенциала, ухудшении качества и содержания семейного воспитания. Семья воздействует на процесс социализации детей не только фактом своего существования, но и благоприятным морально-психологическим климатом семьи. В настоящее время семье, имеющей детей, оказывают такие виды помощи, как: • денежные выплаты (пособия и пенсии); • трудовые, налоговые, жилищные, медицинские и другие льготы; бесплатная выдача детского питания; • социальное обслуживание (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование). Социальная работа в сфере занятости. Безработица (незанятость) определяется различными факторами: сокращением рабочих мест, вызванным структурными изменениями в экономике, уровнем и характером рыночных отношений. В условиях экономического кризиса, дестабилизации экономики имеет место ухудшение уровня жизни людей. Выделяют следующие формы безработицы: • текущая — незанятость в связи с переходом работника с одного предприятия на другое; • структурная — результат дисбаланса спроса и предложений на рынке труда; • скрытая (латентная) — избыточная занятость, обусловленная стремлением сохранить кадры с выплатой минимального пособия (стаж сохраняется, трудовая деятельность не ведется). Люди остро переживают невостребованность своих знаний, производственного опыта, поэтому главным в социальной политике является предупреждение массовой безработицы, развертывание профориентационной работы. Служба занятости имеет разветвленную сеть и выполняет следующие задачи: ' сбор и распространение информации о спросе и предложениях на местном рынке труда; • консультирование работников по вопросам профессионального обучения и трудоустройства; • профессиональная ориентация всех групп населения; • выплата пособий по временной незанятости; • консультирование предпринимателей по проблемам занятости; • организация переподготовки высвобождаемой с производства рабочей силы. Социальные работники и социальные педагоги осуществляют психологическую поддержку в рамках индивидуальной консультации, обсуждая конкретную жизненную ситуацию, намечают план дальнейшего поиска работы. Кроме этого, они предоставляют информационную консультацию клиенту о наличии вакантных мест, об упреждениях, где можно пройти обучение и переобучение. Профориентация является приоритетным направлением государственной политики в учреждениях службы занятости, что позволяет снижать уровень социальной напряженности и повышать степень социальной адаптации населения к современным условиям жизни. Работа с детьми (социальная защита детства). Основой системы защиты детства выступает правовая база, включающая международное законодательство (Хартия детства, Декларация прав ребенка), российские государственные законы (Конституция РФ, Закон о семье, Закон об образовании). Система защиты детства начинается с зашиты семьи, матери и ребенка. Социальная защищенность детства определяется системой работы учреждений образования и воспитания детей. Социальная защита интересов женщин. Социально-экономическая ситуация в стране вынуждает женщин трудиться в разных условиях, в том числе вредных и опасных для здоровья. В стране принят Указ «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин» (1993 г.), который направлен на обеспечение фактического равноправия женщин и мужчин в политической, социальной и экономической жизни страны, свободного выбора в самореализации женщин во всех областях деятельности. С целью реализации Указа создаются организации (консультационно-правовые службы, центры социально-психологической адаптации), позволяющие женщинам совмещать родительские обязанности с трудовой и общественной деятельностью. Социальная забота о трудоустройстве и быте инвалидов. Инвалид — это человек, который имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленных заболеванием, последствием травм или дефектами, приводящими к ограниченной жизнедеятельности и вызывающими необходимость в социальной защите. Инвалидов классифицируют: • по возрасту (дети, взрослые); • по происхождению инвалидности (инвалиды детства, инвалиды войны, труда, общего заболевания); • по степени трудоспособности (нетрудоспособные — I группа, временно нетрудоспособные — II группа, трудоспособные в щадящих условиях — III группа); • по характеру заболевания (мобильные, маломобильные и неподвижные). Социальному работнику необходимо знать основные принципы обслуживания инвалидов, которые сформулированы в Декларации ООН о правах инвалидов, в Законе «О социальном обслуживании»: соблюдение прав человека и гражданина; • предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания; • равные возможности получения социальных услуг; ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан; «ответственность органов власти всех уровней за обеспечение прав граждан. Социальные услуги предоставляются всем инвалидам независимо от пола, расы, национальности, места жительства, отношения к религии, убеждений. Законом предусматриваются следующие формы социального обслуживания: • на дому (социально-медицинское обслуживание); • в отделениях — полустационарное социальное обслуживание (дневного или ночного пребывания граждан); • социальное обслуживание (дома-интернаты, пансионаты); • срочное социальное обслуживание (организация питания, обеспечение одеждой, обувью, ночлегом); • социально-консультационная помощь. Социальный работник содействует организации помощи при проведении медико-социальной реабилитации инвалидов, в их санаторно-курортном лечении, приобретении необходимых тренажеров, средств передвижения, корригирующих аппаратов, а также предоставлении рабочих мест для людей с ограниченными возможностями. Социальная работа с пожилыми людьми. В социальной работе с пожилыми людьми используются разнообразные формы и методы: социальное обслуживание на дому, срочная и адресная социальная помощь и защита (оказывается одиноким пенсионерам, инвалидам, престарелым старше 80 лет). .Важное значение приобретает медико-социальная реабилитация пожилых людей. Социальные службы заботятся о физическом и духовном здоровье пожилых людей, содействуют их активному образу жизни, повышают оптимизм; привлекают к работе в различных обществах, организовывают встречи, приобщают к совместному проведению досуга. Одним из основных направлений в социальной работе с пожилыми людьми является попечительство. Главной формой — функционирование домов-интернатов (временного или постоянного проживания). Проблема бездомности в России. Бездомность трактуется как отсутствие укрытия, проживание без прав на жилье. Значительную часть бездомных составляют так называемые бомжи, т. е. лица без определенного местожительства. Невозможность получить жилье, устроиться на работу побуждает часть таких людей на преступления. Положение бездомных детей особенно тяжелое. Многие дети покидают конфликтные семьи, бегут от побоев, угроз, оскорблений, родителей-алкоголиков. Для них создаются приюты, ночлежки, центры реабилитации. Массовый наплыв беженцев также усугубляет проблему бездомности. Бесправное положение, ущемление свободы русскоязычного населения в странах ближнего зарубежья, межнациональные конфликты, военные действия, экологические катастрофы вынуждают многие семьи оставить свое жилье и стать беженцами (мигрантами). Необходимо совместное решение всех государств СНГ, единство их государственной политики для оказания помощи беженцам. В настоящее время разработана программа «Миграция», согласно которой беженцев расселяют по отобранным регионам, обеспечивая им социальную защиту, рабочие места. Кроме того, учрежден фонд помощи беженцам «Соотечественники», отделения которого существуют в 20 городах России. Его целью стало комплексное обустройство переселенцев. В решении проблем бездомности большую роль играют социальные педагоги, имеющие опыт работы в приютах, центрах социальной реабилитации, детских домах. Социальная работа с молодежью. Молодежь — это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости (возраст от 14 до 20 лет). Главными направлениями в работе социального педагога с молодыми людьми являются: • трудоустройство (хорошо оплачиваемая и интересная работа); • оздоровление межличностных отношений; • устранение психотравмирующих ситуаций; • выработка навыков общения со взрослыми и сверстниками; • создание условий для нормальной жизнедеятельности. Девиантное поведение как проблема социальной работы. Нестандартное, отклоняющееся от норм поведение (преступность и аморальное поведение) называют девиантньш. Девиантное поведение подразделяют на две группы: к первой относят людей с явной или скрытой психопатологией (астеники, шизоиды, эпилептики, а также лица с акцентуированным характером). Ко второй группе относятся люди, чье поведение отклоняется от морально-нравственных норм и проявляется в социальной патологии (пьянство, наркомания, проституция). В основе девиантного поведения данной группы лежит социальное неравенство, расслоение общества на богатых и бедных, бездуховность, отчуждение личности, морально-этическая деградация, неблагоприятные условия жизни в семье, неудачи в учебе и т. д. С этими людьми ведется работа по их духовному развитию, нравственному возрождению на принципах общечеловеческой морали, поиска смысла жизни. Работа с малообеспеченными гражданами. Уровень жизни характеризует степень удовлетворения материальных и духовных потребностей и включает в себя такие показатели, как уровень национального дохода, оплата труда, объем потребляемых благ, уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров, жилищные условия, уровень здравоохранения, образования и культуры. На сегодняшний день поляризация по уровню материального положения различных групп и слоев населения достигла невиданного размаха. Регулирование уровня жизни населения — одно из основных направлений деятельности государства. Оно включает в себя такие механизмы, как индексация и компенсация. Индексация осуществляется двумя способами: путем увеличения доходов через определенное время и путем корректировки доходов в связи с ростом уровня цен. Индексируются заработная плата, пенсии, стипендии. Выплаты индексации осуществляются за счет государственного и местных бюджетов. Государство использует, следующие меры по социальной защите малообеспеченных граждан: льготное налогообложение, предоставление бесплатных или льготных услуг (в здравоохранении, на транспорте, коммунальном обслуживании, пособии на детей, пенсии). В настоящее время социальные работники оказывают социальную поддержку малоимущим гражданам, привлекая для этой деятельности спонсоров и благотворительные организации. Социальные работники содействуют льготному бытовому обслуживанию в отделениях социальной помощи и на дому (уборка помещений, ремонт жилья, выдача напрокат бытовой техники). Формирование здорового образа жизни как цель социальной работы. Здоровый образ жизни — это выработка у населения навыков и привычек действовать с пользой для здоровья. Главной задачей социальных работников и социальных педагогов является охрана здоровья и жизни клиентов. Большое значение в этой деятельности имеет воспитание культуры межличностных отношений, охрана психического здоровья, приобщение к физической культуре, социальное воспитание людей. Таким образом, социальные педагоги в своей практической деятельности независимо от направления работы осуществляют социальное воспитание. Социальное воспитание — целенаправленный процесс формирования со-. циально значимых качеств личности, необходимых ей для успешной социализации. Современная социальная педагогика рассматривает социальное воспитание как процесс содействия продуктивному личностному росту человека при решении им жизненно важных задач взаимодействия с окружающим миром (достижения жизненного успеха, социальной компетентности, конкурентоспособности, социального самоопределения, выживания в обществе). Цели социального воспитания: направленная информационная и практическая поддержка процесса созидательного и творческого становления индивидуальности личности в конкретном обществе; «содействие личности в самоорганизации собственной жизни на всех возрастных этапах жизненного пути (в детстве, отрочестве, юности, взрослости, старости) и в разных жизненных пространствах ее социального взаимодействия (в семье, школе, малой группе общения, трудовом коллективе, территориальной общине); • конструктивная помощь в ключевых и критических ситуациях социализации и самореализации личности человека (полоролевой, семейно-бытовой, профессионально-трудовой, досуготворческой, социально-правовой, гражданской, физической, психической, нравственно-эстетической, эмоциональной и др.). Социальные педагоги, занимаясь социальным воспитанием, осуществляют целенаправленное влияние на развитие личности. Социальное обучение — целенаправленный процесс передачи социальных знаний и формирования социальных умений и навыков, способствующих социализации личности1. Обучаясь в образовательном учреждении, личность получает академические знания, необходимые для усвоения и использования. Одновременно она приобретает социальные знания, умения и навыки, которые обеспечивают освоение социальных норм, установок, ценностей и способствуют формированию собственного опыта.
Вопросы для самоконтроля 1. Что является предметом социальной педагогики? 2. Дайте характеристику функций социальной педагогики. 3. Назовите особенности социальной педагогики как науки. 4. Каковы направления работы социального педагога? 5. Какие формы, методы и средства воспитания использует социальный педагог в работе? Основная литература . 1. Василькова Ю. В. Лекции по социальной педагогике. В 2 т. М., 1997. 2. Мудрик А. В. Социальная педагогика. М: Академия, 1999. 3. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общ. ред. М. А. Галагу-зовой. М.: ВЛАДОС, 2000. Дополнительная литература 1. Мустаева Ф. А. Основы социальной педагогики: Учебник для студ. высш. пед. уч. заведений. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Академический проспект, 2001. 2. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. М.: ТЦ Сфера, 2001. 3. Селиванов В. С. Педагогика, Смоленск, 2001. 4. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Никитина. М., 2002. 5. Ярцев Д. В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. 1999. № 5. 1 Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. М. А. Галагузовой. М.: ВЛАДОС, 2001. С. 112.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 531; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.138.214 (0.012 с.) |