Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отраслей педагогической науки

Поиск

 

По данным Министерства образования РФ, среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной дез­адаптации. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требо­ваниями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2—2,5 раза, достигнув 30% и более. По данным медицинской статистики, за 10 лет обучения в школе количество здоровых школьников сокращается в 4—5 раз, составляя лишь 10—15% от общего числа учеников.

Увеличение числа детей с отклонениями в развитии и поведении приве­ло к возникновению особой педагогики — педагогики помощи и защиты, так называемой коррекционной педагогики. Коррекционная педагогика (от лат. correctioисправляю)одна из ветвей педагогической науки, которая изучает закономерности, причины возникновения отклоняющегося поведения у детей, разрабатывает пути и способы его исправления. Опираясь на кор-рекционную педагогику, возможно осуществить по настоящему индиви­дуальный подход к каждому ребенку, реализовать на практике гуманное личностно ориентированное воспитание.

Как самостоятельная наука коррекционная педагогика возникла совсем недавно. Предшественницей коррекционной педагогики является дефекто­логия (лат. defectus — недостаток и греч. logos — учение) — наука, исследую­щая психофизиологические особенности развития аномальных детей (греч. anomalos — неправильный), закономерности их обучения и воспитания. Зада­ча дефектологии — определение условий, способствующих преодолению имеющихся у детей дефектов в умственном и физическом развитии.

Термином «коррекционная педагогика» либо заменяют понятие «дефек­тология», либо считается, что коррекционная педагогика охватывает не толь­ко область специальных научных знаний, но и основы психолого-педаго­гических знаний о сущности и закономерностях образования и воспитания детей, имеющих нерезко выраженные недостатки в развитии психики и от­клонения в поведении. Основной целью коррекционной педагогики является выявление причин и поиск путей исправления недостатков в развитии лич­ности, помощь ей в успешном освоении картины мира и адекватной интег­рации в социум.

Предметом коррекционной педагогики служит процесс обучения, воспита­ния детей с недостатками в развитии и отклонениями в поведении, определе­ние наиболее результативных методов и средств выявления, предупреждения и преодоления этих отклонений.

Коррекционная педагогика призвана помочь в решении следующих задач:

• определить природу и сущность отклонений в развитии и поведении детей, выявить причины и условия их появления;

• изучить историю становления и развития коррекционно-педагогической деятельности;

• разработать технологии коррекционно-педагогического воздействия на личность ребенка с отклонениями в развитии;

• провести анализ общего и специального образования детей с откло­нениями в развитии в условиях массовой школы;

• определить цели, задачи и основные направления деятельности спе­циальных, коррекционно-развивающих учреждений и центров социальной защиты и реабилитации детей;

• создать необходимую учебно-методическую базу в подготовке учите­ля к коррекционно-педагогической работе с детьми.

В коррекционной педагогике, так же как и в общей, ведущими катего­риями являются обучение, воспитание и развитие. Принципы коррек­ционно-педагогической деятельности совпадают с общепедагогическими. В дополнение к ним ведущими учеными в этой области (С. Г. Шевченко, Т. А. Власовой, А. Д. Гонеевым, Н. И. Лифинцевой, Н. В. Ялпаевой) раз­работаны специальные понятия.

Коррекциясистема специальных и общепедагогических мер, направлен­ных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков.

Компенсация — это сложный многоаспектный процесс перестройки или за­мещения нарушенных или недоразвитых психофизических функций организма.

Адаптация (школьная)это процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям.

Источниками развития коррекционной педагогики служат многовеко­вой практический опыт воспитания; философские, обществоведческие, пе­дагогические и психологические труды; текущая мировая и отечественная практика коррекционного воспитания; данные специально организован­ных педагогических исследований; опыт педагогов-практиков.

На ранних этапах развития человеческого общества отношение к людям с психофизическими недостатками было нетерпимым. В эпоху античности отдельные человеческие сообщества, исповедующие культ силы, отнимали жизнь у детей с отклонениями в физическом развитии. Например, в Спар­те каждого новорожденного осматривали старейшины. Слабых и уродли­вых детей кидали в пропасть Тайгет. В Древнем Риме убивали уродливых и топили в воде хилых и обезображенных детей. В период Средневековья в Западной Европе инквизиция расправлялась с душевнобольными людь­ми, считая слабоумных «детьми дьявола», их бросали в тюрьмы, подвергали пыткам, сжигали на кострах.

На Руси, так же как и в Европе, отношение к убогим, нищим, калекам было неоднозначным. Когда таких людей становилось особенно много (пос­ле войн, экологических катастроф), передвижение их пытались ограничить. Для них при монастырях открывали богадельни. В «Стоглавый судебник» (1551) при Иване Грозном была внесена статья о необходимости попечения больных и нищих, «кои одержимы бесом и лишены разума». Их рекомендо­валось помещать в монастыри, чтобы они не были «пугалом для здоровых».

405В эпоху Возрождения стали пробиваться гуманистические идеи состра­дания и милосердия к человеческим порокам и недостаткам. Врачи начи­нают посещать монастыри и тюрьмы, пытаются вести наблюдения за ду­шевнобольными, искать пути помощи и возвращения их в общество.

Выдающийся педагог Я. А. Коменский выделил типы детей, отличаю­щихся друг от друга степенью умственного развития и особенностями ха­рактера. Он считал, что ученики с острым умом и стремлениями к знани­ям, но необузданные и упрямые, которых в школе считают безнадежными, и ученики тупые, с извращенной и злобной натурой, которые с трудом поддаются педагогическому воздействию, — все они имеют право на обуче­ние.

Со второй половины XIX в. в связи с расширением сети школьного об­разования все острее вставала проблема неуспеваемости учащихся с незна­чительными отклонениями в развитии, так как они не справлялись с про­граммами народных школ. Вследствие этого возникла система так называе­мых вспомогательных школ.

Забота и опека страждущих и обездоленных на Руси традиционно была свойственна простому народу, присутствовала в официальных действиях церкви и государственной власти. В Уставе о православной церкви, утверж­денном киевским князем Владимиром Святославичем (996), вменялось в обязанность церкви заботиться об убогих, нищих и юродивых.

В XI в. Киево-Печерская лавра становится прибежищем для калек и слабоумных, то же самое можно сказать о деятельности монастырей и церк­вей по всей Киевской Руси.

В начале XII в. киевский князь Владимир Мономах в поучении своим детям {«Поучение князя Владимира Мономаха своим детям») указывал: «Всего паче убогих не забывайте, но елико могуше по силе кормите о по­давайте сироте и вдовицу оправдайте сами, а не давайте сильным погу­бить человека».

Первые лечебно-просветительные учреждения в России появляются в XIX в. У истоков отечественной коррекционной педагогики стояли вид­ные ученые: А. И. Граборов, Л. К. Шлегер, К. Н. Корнилов. Самоотвер­женным организатором коррекционного образования в России был врач-дефектолог В. П. Кащенко (1870—1943). Его книга «Педагогическая кор­рекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков» была переиздана в 1994 г. и до сих пор является востребованной среди педагогов, дефектологов и родителей.

Очень интенсивно развивалась коррекционная педагогика в годы совет­ской власти. Были даны определения безнадзорности, беспризорности, пе­дагогической запущенности, детской преступности.

Безнадзорность детейобщественное явление, заключающееся в отсут­ствии надлежащего наблюдения за детьми со стороны родителей или лиц, их заменяющих. Причинами могут быть непонимание родителями своих обя­занностей как воспитателей, преувеличенное представление о самостоя­тельности ребенка, в некоторых случаях эгоистичность, нежелание уделять достаточное внимание воспитанию своих детей.

Беспризорностьобщественное явление, заключающееся в недостаточ­ном попечении и воспитательном воздействии в отношении несовершеннолет- 406

них. Возникает в результате общественных бедствий — войны, голода, без­работицы, крайней нужды родителей.

Запущенность педагогическаяотклонение от нормы в поведении ребен­ка, обусловленное недостатками воспитания. Причины: отсутствие правиль­ного воспитания в семье, частая смена школ и преподавателей, отрицатель­ное влияние улицы и безнадзорность.

Изменения в обществе в послереволюционное время потребовали нового подхода к теории и практике изучения отклонений в развитии и поведении детей. Это успешно удалось сделать выдающемуся психологу Л. С. Выготско­му (1896—1934). Им были выявлены и сформулированы основные законы психического развития ребенка: закон развития высших психических функ­ций, закон неравномерности детского развития, учение о первичности и вто-ричности дефекта, о социальной природе вторичного дефекта. Он считал, что симптом — не первопричина аномального развития ребенка, а результат, следствие своеобразия его развития, за ним скрываются, как правило, слож­ные патологические процессы. Л. С. Выготский сформулировал понятие «зона ближайшего и актуального развития ребенка», выявив взаимосвязь психического развития и обучения, где обучение служит движущей силой развития. Им активно разрабатывалась мысль о компенсаторных возможно­стях организма аномального ребенка. Но вышедшее в 1936 г. постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» резко затормозило работу теоретиков и практиков коррекционной педагогики.

Несмотря на трудности, работа не прекращалась. В последние годы на­правления работы коррекционной педагогики значительно расширились, захватив сферу не только специальных школ, но и коррекционных классов, отдельных групп детей в общеобразовательной школе.

Таким образом, коррекционная педагогика изучает проблемы детей, ко­торые входят в группу риска. Они, с одной стороны, не являются объектом общей педагогики и психологии, но, с другой стороны, не стали и объек­том специальной психологии и педагогики.

2. Норма и отклонение в развитии человека

Достаточно сложно определить, является ли развитие ребенка нормаль­ным или отклоняющимся от нормы (аномальным). Ввиду невозможности дать строго научное толкование понятию человеческой нормы за нормаль­ное признается просто среднее и в то оке время наиболее часто встречающее­ся значение. Это среднее также не будет оставаться неизменной величиной, а будет меняться в зависимости от социально-экономических, культурно-исторических, климатических и прочих условий эпохи.

Фактически, по словам В. П. Кащенко, между нормальными и психи­чески больными существует столько же градаций, сколько людей вообще.

Особую актуальность проблема критериев нормы приобретает в контекс­те коррекционно-развивающей деятельности. Наиболее разработанными являются:

• предметная норма — знания, умения и навыки, приобретаемые при изучении конкретных предметов, курсов (отражаются в стандартах образо­вания);

407• социально-возрастная норма — показатели интеллектуального и личностного развития школьника (психологические новообразования), ко­торые должны сложиться к концу определенного возрастного этапа;

• индивидуальная норма — проявляется в индивидуальных особеннос­тях развития и саморазвития ребенка (А. К. Маркова);

• норма психического развития.

Основной задачей педагога является выявление и коррекция отклоняю­щегося от нормы поведения ребенка.

В учебном пособии под редакцией В. А. Сластенина анализируются раз­личные отклонения в характере и поведении детей:

расторможенность, гиперактивностъ. Двигательная расторможен-ность может сочетаться с другими отклонениями. Наиболее часто растор­моженность сочетается с психической незрелостью, которую называют ин­фантилизмом;

повышенная эмоциональная возбудимость (аффективность). Эффек­тивное поведение — склонность детей к частым, острым и разрушитель­ным эмоциональным состояниям. Проявляется в повышенной обидчиво­сти, необузданности эмоции, смеха и плача, капризах, упрямстве, остро выраженных симпатиях и антипатиях к людям, импульсивности поступков и побуждений ребенка;

застенчивость, пугливость, наличие болезненных страхов (фобий), пас­сивность. Они могут быть выражены в разной степени и разных формах. Постоянное недовольство собой и окружением создает множество проблем в общении, решении жизненных задач;

аутичное поведение (погружение в себя, отчужденность от окруже­ния). Такие дети относятся к категории «трудных», поскольку обычные способы взаимодействия и воспитательные воздействия не всегда ими при­нимаются;

чрезмерная импульсивность проявляется в том, что действие непроиз­вольно вырывается у субъекта, он не может сознательно регулировать свои намерения, взвешивать и обдумывать их. Иногда это может приниматься за решительность. Однако сильное импульсивное необдуманное действие быстро ослабевает, как только встречается с противодействием, требующим длительного усилия;

повышенная внушаемость — некритическая податливость действию внушения, готовность подчиняться внушающим воздействиям окружаю­щих, рекламы и пр.;

негативизм проявляется в немотивированном сопротивлении любо­му влиянию, исходящему от других. Негативизм возникает как защитная реакция на воздействия, которые противоречат потребностям человека. От­каз от выполнения требования есть своеобразный способ выхода из конф­ликта. В психологической литературе называются две формы негати­визма — пассивный, выражающийся в отказе выполнять предъявляемые требования, и активный, при котором совершаются противоположные дей­ствия. Негативные реакции при длительном эмоциональном неблагополу­чии ребенка могут стать качествами его личности;

жестокость, деспотизм, агрессивность выражаются в драках, разру­шительном отношении к вещам, оскорблениях, брани, стремлении мучить слабого или животных. Агрессия может быть физическая и вербальная, прямая и косвенная;

бесцельная ложь — когда ребенок не знает причины своей неправди­вости и не связывает ее с каким-либо умыслом. Это непреднамеренная ложь, от которой ребенок не может воздержаться;

бесцельное воровство — зачаточная форма явления, которое специа­листы называют клептоманией. Ребенок может коллекционировать самые необычные предметы, и мотивация на первый взгляд остается неясной. Например, правонарушение, совершенное подростком, оказалось полной неожиданностью Для его родителей. По характеристике мамы, это был спо­койный и незлобивый мальчик, имел хобби — коллекционировал трубки от уличных таксофонов;

страсть к бродяжничеству может быть патологическим влечением психопатических или истерических личностей, но может быть и при­вычкой при отсутствии болезненного предрасположения. В. П. Кащенко констатирует, что страсть к бродяжничеству развивается иногда в раннем детстве и начинается с того, что ребенок неоднократно после уроков не возвращается домой и до ночи где-нибудь бродит. Постепенно бродяжни­чество становится привычкой со всеми сопутствующими ему явлениями — нищенством, кражами и т. п.;

лень как состояние бездеятельности, душевной вялости, пассивности тоже имеет разную природу и может быть «нормальной» и патологической. Чаще всего она проявляется в школьном возрасте. По свидетельству вра­чей, большинство ленивых школьников — совершенно здоровые люди. Но у некоторых учащихся лень есть одно из проявлений патологии. Основны­ми признаками являются малоподвижность, низкая работоспособность, расстройство воли, равнодушие к жизни, высокая подчиняемость другим. Частой причиной такого состояния бывает соматогенная астения, т. е. фи­зическая и психическая слабость, вызванная соматическим заболеванием. Она вполне преодолевается благодаря щадящему режиму. У здоровых же школьников чаще всего причиной лени, как замечает классик отечествен­ной педагогики К. Д. Ушинский, является прямое нерасположение к той деятельности, к которой взрослый призывает ребенка. Причины такого не­расположения тоже различны, но в них, говорит педагог, виновато само­воспитание. Так, нередки случаи, когда ребенку предъявляются требования и на него обрушивается множество обязанностей, нисколько для него не интересных, к выполнению которых он не готов, но которые он должен выполнить как долг. Постоянное внушение ребенку его обязанностей, тре­бований долга может вызвать обратное действие. Иногда, пишет К. Д. Ушин­ский, лень образуется «от неудачных попыток в ученье». С самого начала освоения новой для ребенка деятельности он сталкивается с неуспехом. Систематические неуспехи пугают его и делают ленивым. Впрочем, если ребенок добивается успеха, не прилагая никаких усилий, он тоже может стать ленивым. Но в этом тоже виновато воспитание.

Как определить педагогу и родителям, является ли поведение ребенка нормой или аномалией? Необходимо ли ему обследование? Существует не­сколько признаков, по которым можно определить степень тяжести нару­шения:

409• стабильность проявлений во времени (нарушение не меняется и не исчезает с возрастом): отклоняющиеся черты у нормального ребенка ситуа­тивны, от них он может избавиться, если захочет, больной же — нет;

• тотальность проявлений нарушений (дома, в школе, в гостях), если же ребенок дома один, а «на людях» другой, то это не патология;

• социальная дезадаптация (постоянные жизненные трудности, кото­рые испытывает либо сам ребенок, либо окружающие его люди).

В целом нарушения в развитии проявляются в устойчивой низкой успе­ваемости или неуспеваемости ребенка: «трудновоспитуемое™», асоциаль­ном поведении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.69.167 (0.009 с.)