Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 20. Основы общей теорииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Социального управления Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых факторов. Гельвеций Клод-Адриан Основные понятия и принципы общей теории социального управления. Управление педагогическими системами как разновидность социального управления. Основные принципы, методы и формы управления педагогическими системами.
Базовые понятия: управление, менеджмент педагогический менеджмент, менеджер образования, принципы управления,1 методы управления, формы управления. Основные понятия и принципы общей теории социального управления Управление — это воздействие на систему с целью ее упорядочения, сохранения качественной специфика совершенствования и развития1. Развитие теории социального управления началось на рубеже XIX—XX вв., чему в огромной мере способствовали достижения науки и техники, приведшие к существенным изменениям в отношениях к материальному производству и бизнесу. Основоположниками теории научного управления являются всемирно известные теоретики и практики научного менеджмента Ф. Тейлор, Г. Форд, Г. Эмерсон, А. Файоль, Э. Мэйо и др. Анри Файоль считал, что управлять — значит предвидеть, изучать будущее и устанавливать программу действий; организовывать — строить двойной организм предприятия (материальный и социальный); распоряжаться — приводить в действие персонал предприятия; согласовывать — связывать, объединять и сочетать действия и усилия; контролирован, — наблюдать, чтобы всепроисходило сообразно установленным правилам и распоряжениям. В российской педагогике проблемам управления уделяли пристальное внимание К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов и др Общая теория управления в России начала развиваться достаточно бурно сразу после смены в 1917 г. общественного строя. Новые социально-экономические задачи обусловили поиск новых методов управления, нашедшие свое отражение в трудах Л. А. Богданова, А. К. Гастева, П. М. Керженцева и другими были обоснованы принципы управления, разработаны структуры и технологии процессы управления производством. Приложение теории социального управления к управлению школой в 20—30 гг. рассматривалось П. П. Блонским, И. О. Веселовым, Н. К. Крупской и др. В их трудах освещались вопросы организации учебного процесса в школе, хозяйственной деятельности ее руководителя, внедрения научной организации труда в практику школьного работника. В основу руководства советской школой легли принципы управления, близкие по своей сути к административным и получившие название ленинских. Большой энциклопедический словарь. М., 1980. Интерес к теории и практике управления школой усилился после окончания Великой Отечественной войны: увеличилось число исследований, посвященных анализу и обобщению опыта работы руководителей школы по организации учебно-воспитательного процесса (А. А. Волковский, П. В. Зимин, Н. А. Сорокин, Н. И. Соцердотов и др.). В 60-х гг. прошлого века произошло осмысление школоведения как важной отрасли педагогической науки, возобновился интерес к научной организации труда учителя, директора школы. Целая плеяда блестящих исследователей школоведческих проблем проявила себя в 70-х гг. XX в. В трудах Н. В. Горбунова, М. Г. Захарова, В. И. Зверевой, Т. А. Ильиной, М. И. Кондакова, И. С. Марьенко, А. А. Орлова, И. П. Раченко, В. А. Сухомлинского, Р. К. Шакурова, Т. И. Щукиной и др. был заложен фундамент научных основ теории внутришкольного управления. В последние десятилетия XX вв. произошло резкое возрастание роли общего и специального научного знания, профессиональных и личностных качеств человека в общественной и экономической жизни. Это обстоятельство выдвинуло сферу образования в число приоритетных областей человеческой деятельности и обусловило ее бурное развитие по всем направлени-1 ям. Произошла смена образовательной парадигмы, интенсивно разрабатывается новое содержание образования, технологии обучения и воспитания. Информационная революция дала начало развитию принципиально новым средствам, методам, формам управления. Наблюдается взрывообразное усиление роли общественных наук и человеческого фактора в управлении социальными системами, в том числе и образовательными. Существенным стимулирующим фактором развития теории управления школой в современной России стало интенсивное внедрение рыночных отношений в сис-тему образования. Если до 80-х гг. прошлого века управление понималось как процесс выработки, принятия и реализации управленческих решений, как деятельность руководителя, то в 80-е гг. управление характеризуется как целенаправленное и планомерное воздействие на всех участников управляемого процесса. Таким образом, под управлением понимается целенаправленное и планомерное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем, направленное на достижение запланированного результата (цели). Опыт мирового' развития ставит перед нашей страной, вышедшей на путь кардинального обновления всех сфер человеческой деятельности, проблему создания эффективной системы социального управления, способной обеспечить динамичное развитие всех отраслей, и в первую очередь — социальной сферы. В период перехода современной российской экономики и социальной сферы на рыночные основы использование законов и принципов общей теории управления (менеджмента) в сфере образования стало особенно актуальным. Как считают многие исследователи, в семантическом плане между понятиями «управление» и «менеджмент» существенной разницы нет. Термин «менеджер» (manager) идентичен словам «управленец», «руководитель». Что же подразумевается под такими понятиями, как «менеджмент», «менеджер», «менеджер образования», «педагогический менеджмент»? Первоначально под словом «management» понималось «искусство объезжать лошадей» (XVIII—XIX вв., Англия). Позднее в определение термина «менеджмент» стали вкладывать следующий смысл: вид деятельности; аппарат управления; наука и искусство управления; учебная дисциплина (ее преподавание начал в 1881 г. Джозеф Вартон в колледже США); система планирования, прогнозирования и организации производства; целенаправленное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем; деятельность по реализации управленческих задач и т. д. В настоящее время большинство ученых придерживаются точки зрения, что менеджмент представляет собой теорию и практику управления в социальных организациях. Существуют общепризнанные школы менеджмента — американская, японская, французская. Конечно, неэффективно идти путем простого копирования чужого опыта, но знать, что ценного из этого опыта можно взять для себя, необходимо. Например, наиболее привлекательными представляются: • в американском менеджменте — инициативность, высокий профессионализм, решительность, организованность и деловитость; • в японском — неподдельная забота о каждом работнике, сплоченность, настойчивость, желание достичь совершенства, внутренней гармонии, социально безопасного характера производства; • во французском — гуманность организационной культуры, достаточно высокая культура взаимосвязи; поиск, распознавание элементов национальной истории, культуры, традиций для формирования современной системы управления. При наличии особенностей национальной специфики школы менеджмента объединяет общий подход, а именно: • формирование условий для раскрытия личностного потенциала; • выявление интересов человека, его потребностей и ожиданий; • создание соответствующих условий, чтобы у человека была возможность благодаря старательному труду удовлетворить свои потребности; • стремление к неформальным, демократичным, гибким способам и методам управления. К основным принципам менеджмента относят: • целенаправленность и последовательность; • состязательность и максимальное вовлечение исполнителей в принятие решений; научность в сочетании с элементами искусства; • функциональную специализацию в сочетании с универсальной деятельностью; • оптимальное сочетание централизованного регулирования и самоуправления; • учет индивидуальных особенностей работников; • обеспечение единства прав и ответственности в каждом звене; • последовательность и непрерывность; • контроль, координация действий; • учет закономерностей как межличностных отношений, так и группового поведения. В зависимости от направления деятельности разновидностями менеджмента принято считать: управление производством (производственный менеджмент) — определение оптимального объема и структуры выпуска продукции, расстановка людей, организация подачи материалов и ремонта оборудования, устранение сбоев в поставке продукции, контроль качества, текущее руководство персоналом, стимулирование труда; управление материально-техническим снабжением и сбытом — заключение договоров, формирование каналов сбыта, доставки и хранения сырья, отправки продукции; управление инновациями (инновационный менеджмент) — процесс научных исследований, прикладных разработок, внедрение новинок в производство; управление персоналом (персонал-менеджмент) — управление кадрами и] повышение квалификации, улучшение условий труда и быта персонала, разрешение конфликтов; финансовое управление (финансовый менеджмент) — составление бюджета, формирование и распределение денежных ресурсов, оценка текущего j и перспективного финансового состояния; управление маркетингом (маркетинг-менеджмент) — изучение рынка j спроса на продукцию, выработка ценовой и рекламной политики; управление эккаунтингом (эккаунтинг-менеджмент) — процесс сбора, обработки и анализа данных о функционировании организации, сопоставление с планируемыми данными, выявление проблем, вскрытие резервов имеющегося потенциала1. В любой социальной системе центральным, системообразующим фактором является человек (менеджер), выполняющий управленческую деятельность на основе соответствующих научных принципов с применением' специальных приемов, методов, форм и средств. Менеджер — это профессионал, задачей которого является организация конкретной производительной работы в рамках определенного числа работников, функционально подчиненных ему. Администрация образовательного учреждения, с одной стороны, может j выступать в качестве совокупного субъекта управления по отношению к учительскому коллективу, с другой стороны, она является объектом управления (точнее, управляемой подсистемой) со стороны органов управления образовательным учреждением. В то же время администрация образовательного учреждения состоит из менеджеров определенных направлений деятельности школы, каждый из которых управляет своей совокупностью подчиненных ему работников, образующих управляемую подсистему.
Веснин В. Р. Основы менеджмента. 2-е изд. М, 2002.
Современного учителя, работающего в условиях активного вхождения школы в рыночные отношения, можно считать менеджером учебно-познавательного процесса, так как он является не только субъектом управления процессом обучения, воспитания и развития учащихся, но и оказывает образовательные услуги в условиях зарождающейся конкуренции. Педагогический менеджмент — это: а) комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития; б) научно-организованное управление со своеобразной иерархией: первый уровень — управление деятельностью педагогического коллектива, второй — управление деятельностью учащихся. Специфика педагогического менеджмента заключена в особенностях предмета, продукта, орудия и результатов труда менеджера образования. Предметом труда менеджера образовательного процесса является деятельность людей, которыми он руководит. Продуктом труда — информация об учебно-воспитательном процессе. Орудием труда — слово, речь. Результатом труда менеджера образовательного процесса является уровень обученности, воспитанности и развития объекта менеджмента — учащихся. Менеджмент не дает унифицированных рецептов, он учит тому, как, зная приемы, способы и пути разрешения тех или других управленческих задач, добиваться успеха. 2. Управление педагогическими системами как разновидность социального управления Основная задача любой науки — выявление закономерностей изучаемых явлений и процессов для более полного и глубокого понимания действительности. Наука управления педагогическими системами (в нашем случае — школой) призвана изучать процессы постановки и решения управленческих задач и получать знания о том, при каких условиях эти задачи будут решаться оптимальным образом. Общим предметом внутришкольного управления являются закономерные связи между свойствами управляющей подсистемы школы, характеристиками процесса управления и результатами функционирования и развития школы при различных внешних и внутренних условиях. Частными предметами рассмотрения внутришкольного управления являются: • учебно-воспитательный процесс (осуществление управления с учетом особенностей технологии образовательного процесса); • кадровая политика руководства учреждением (подбор и расстановка педагогических и управленческих кадров, технического персонала; осуществление аттестации работников учреждения; мотивирование их на эффективную работу; создание благоприятной психологической обстановки); • освоение новшеств и их влияние на процесс развития школы, также требующее управления (планирование, организация, контроль и мотивация); • осуществление взаимосвязи с социально-экономическим окружением школы и поиск оптимальных вариантов управления педагогической системой, функционирующей и развивающейся в конкретном социуме, и пр. Все исследования во внутришкольном управлении подразделяют на две группы: описательно-объяснительного и формирующего типов. Косновным задачам описательно-объяснительного типа исследований, рассматривающего развитие управленческого процесса как естественного процесса, имеющего свои закономерности и тенденции, относят: • анализ существующей управленческой практики; • выявление факторов, влияющих на эффективность реализации управленческих функций; • разработка соответствующих теоретических моделей, позволяющих объяснить исследуемые процессы и явления; • выработка рекомендаций по корректировке и регулированию процесса управления школой. Выявление закономерностей и тенденций развития управленческого процесса создает теоретическую базу для разработки программ развития управления в конкретных образовательных учреждениях. При решении задач описательно-объяснительного типа исследований используются традиционные для социальных наук методы: наблюдение, опрос, тестирование, контент-анализ документов; сбор, обработка, систематизация и анализ информации об опыте управленческой деятельности, его экспертиза и обобщение и пр. В исследованиях формирующего типа сначала разрабатываются модели новой управленческой деятельности, затем осуществляется их внедрение в практику управления конкретных образовательных учреждений с последующим анализом и оценкой последствий произведенных новшеств. В качестве основных при таком типе исследований используются методы проектирования (моделирования) деятельности и формирующего эксперимента; в дополнение к ним могут применяться методы наблюдения, опроса, тестирования, экспертизы, обработки и анализа статистических данных и пр. Взаимосвязь этих групп методов исследования управленческих процессов закономерна в силу того, что, с одной стороны, теоретические модели, составленные в результате описания и объяснения существующей практики управления, служат основой для создания новых моделей управления. С другой стороны, результаты реализации новых моделей, подвергнутые всестороннему анализу, становятся мощным фактором совершенствования существующей управленческой практики.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.100 (0.013 с.) |