Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 7. Образовлние как общественное явлениеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПрОЦЕСС
Человеку, если он хочет стать человеком, необходимо получить образование. Я. А. Коменский 1. Сущность образования как педагогической категории. 2. Генезис образования как социального явления. Образование как процесс и результат педагогической деятельности. 4. Российские и международные документы по образованию.
Базовые понятия: образование, гуманизация образования, гуманитаризация образования, свойства образования, функции образования, образовательные ценности, генезис образования, проблемы образования, педагогические ценности, педагогическая культура, педагогическая деятельность, процесс и результат образования, образовательное право, концепция образования на протяжении всей жизни.
Под образованием понимают процесс физического и духовного формирования личности, сознательно ориентированный на исторически обусловленные идеальные образы, зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, всесторонне развитая личность, разносторонне развитая личность). В педагогическом контексте это понятие обозначает те стороны формирования личности, в которых выражаются мировоззрение, нравственный облик, эстетический вкус, волевые и физические качества. Образование в общекультурном контексте емко и метафорично определил автор одной из концепций современного образования В. Ф. Сидоренко. Он ассоциирует образование и культуру с «большим дыханием» по аналогии с вдохом и выдохом как совместное, ритмичное действие. «Для себя образование — это образ культуры, а для культуры оно — образование культуры, точнее ее воспроизводство через образование, а для социума образование — это его «легкие». На «вдохе» образование «втягивает» в себя всю культуру, обретая тем самым содержание и предмет для творческого воспроизводства и само становясь особой формой к образам культуры. На «выдохе» культура воспроизводится, давая социуму культурную форму и дееспособность»'. 1 Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов-на-Дону, 1997. С. 53.
Образование изучается не только педагогикой, но и рядом других наук. Однако подходы к определению содержания и объема понятия «образование» не выходят из сферы предметов данных наук. Так, философия исследует прежде всего цели и общее предназначение образования, социология — способность личности адаптироваться к социальной среде, психология — психологические аспекты педагогического процесса, экономика — качество подготовки трудовых резервов, инфраструктуру образования. Изыскания этих и других наук имеют большое значение для понимания сущности образования и формирования целостного представления об этом чрезвычайно многогранном явлении. Образование понимается и описывается как уровень, процесс, деятельность, институт, система. Ни для одной из наук, кроме педагогики, образование не является центральной категорией. Для педагогической науки образование как реальный целостный педагогический (образовательный) процесс, целенаправленно организуемый обществом (целенаправленная составляющая образования), является предметом ее исследования. Педагогический (образовательный) процесс — это движение от целей образования к его результатам. Любой процесс — это последовательная смена одного состояния другим. В педагогической действительности эта последовательная смена является результатом педагогического взаимодействия участников педагогического (образовательного) процесса. Таким образом, образование как процесс есть специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников в ходе реализации содержания образования. Этот процесс целеустремлен как на удовлетворение потребностей общества вформировании личности с социально одобряемыми качествами, так и на удовлетворение самой личности в ее развитии и саморазвитии. Важно подчеркнуть, что сущностной характеристикой педагогического (образовательного) процесса является именно взаимодействие его участников, а не воздействие педагогов на воспитанников. Педагогическое взаимодействие — преднамеренный контакт (разной продолжительности по времени) педагогов и воспитанников, результатом которого являются взаимные изменения в поведении, деятельности и отношениях. Педагогическое взаимодействие реализуется при условии: а) целенаправленного педагогического влияния; б) активного восприятия и усвоения воспитанником разнообразных форм социокультурного опыта. Активность воспитанника проявляется в непосредственных и опосредованных ответных влияниях на педагога и на самого себя. Образование понимается не только как процесс, но и как результат это-го процесса, выраженный в различных уровнях образованности личности. Образованность личности — это характеристика, показатель определенного уровня усвоения личностью систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности. Однако не всякий знающий и умеющий человек может быть признан образованным. Если рассматривать образование как результат придания человеку «образа», то оно может быть представлено как часть общечеловеческой культуры. А культурным человек становится в процессе образования только при условии формирования своего нравственного облика. Это воспитательная функция образования. На основе знаний о законах развития природы и общества, сферы материального производства и духовной культуры личность формирует определенные взгляды и убеждения, мировоззрение и нравственно-волевые качества. Таким образом, между образованием и воспитанием существует тесная связь. Соотношение понятий «воспитание» и «образование» является предметом многих дискуссий. Спорят о том, какое из этих двух понятий шире. Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Все зависит от того, в каком контексте и в каком смысле используются данные понятия в каждом конкретном случае. Некорректным представляется употребление терминов «образование» и «воспитание» как обозначающих противоположные стороны педагогического (образовательного) процесса, поскольку образование как целенаправленный процесс передачи знаний всегда включает в себя и воспитание личности. Направленность же воспитания даже при формально одинаковом содержании и уровне образования может быть принципиально различной: гуманистической или технократической, гражданской или политической, демократической или тоталитарной. По справедливому утверждению Дж. Каунтса, «мы должны полностью отбросить наивную веру в то, что школа автоматически освобождает ум и служит делу человеческого прогресса. Фактически мы знаем, что она может служить любому делу. Она может служить тирании точно так же, как свободе, невежеству точно так же, как просвещению, лжи так же, как истине. Если мы хотим, чтобы она служила делу человеческой свободы, она должна специально проектироваться под эту цель»1. Воспитание понимается и как сугубо педагогический (образовательный) процесс, осуществляемый в условиях учебно-воспитательных учреждений и организаций. Однако это лишь одна его сторона — профессионально-деятельностная. Воспитание в широком смысле — это вечная категория общественной жизни. Характер общественно-исторических отношений отражается в содержании и направленности воспитания, влияет на формы его организации. Основной путь получения образования — обучение. Обучение, являясь частью воспитания, направлено на развитие прежде всего интеллектуальной сферы личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности в ситуации регламентированности педагогического (образовательного) процесса. Обучение регламентируется нормативными предписаниями и в содержательном, и в организационном отношениях. Таким образом, как социальное явление, составляющее предмет педагогической науки, образование — это относительно самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение личностью определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем конкретного общества и уровнем его материально-технического развития (В. А. Сластенин). Образование как педагогическая категория (категория — научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действительности) обладает рядом свойств. Рассмотрим некоторые из них.
1. Целенаправленность образования. Образование служит цели передачи от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта; созданию условий ДЛЯ их личностного развития и подготовки к выполнению определенных социальных ролей в обществе, в результате чего достигается определенный уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений. Основными целевыми компонентами понятия образования являются усвоение и использование духовного наследия, развитие творческих возможностей личности, установка человека на позитивное созидание. 2. Историчность образования. Само понятие «образование» по своему характеру исторично. Так, в XIX в. оно целиком соответствовало буквальному смыслу термина (нем. Bildung) и означало «формирование образа (духовного или телесного)». В этом значении ввел его в научный оборот великий швейцарский педагог И. Г. Песталоцци (1746—1827), а в русскую литературу — известный просветитель Н. И. Новиков (1744—1818). Система образования, прежде чем она сложилась в ее современном виде, прошла долгий и сложный путь исторического развития. В разных странах во все времена содержание и характер образования определялись требованиями общественного производства, развития экономики, состоянием и потребностями научно-технического прогресса, духовной культуры, развитием педагогической теории и практики. При определяющем значении влияния материального производства и духовно-нравственной жизни общества на систему образования она сама оказывает сильное воздействие на социально-культурное развитие стран и народов. 3. Функциональность образования. Образование как социальный институт решает ряд важных задач: • передача (трансляция) знаний от поколения к поколению; • распространение культуры; • генерирование и хранение культуры общества; • социализация личности, особенно молодежи, и ее интеграция в общество; • определение статуса личности; • социальный отбор (селекция), дифференциация членов общества, благодаря чему обеспечивается воспроизводство и изменение социальной структуры общества, индивидуальная мобильность; • обеспечение профессиональной ориентации и профессионального отбора молодежи; • создание базы знаний для последующего непрерывного образования; • социокультурные инновации, разработки и создание новых идей и теорий, открытий и изобретений; • социальный контроль1. ' Никандров Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М, 2000. С. 61-62. Волков Ю. Г. Социология М., 2001. С. 165—166.
С педагогических позиций важно понимание двух основных функций образования: прагматической и культуролого-гуманистической. Прагматическая функция состоит в создании условий для реализации потребностей людей в знаниях, которые являются необходимыми для обеспечения их жизнедеятельности. Культуролого-гуманистическая функция состоит в развитии духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку достойно разрешать разнообразные по степени сложности жизненные проблемы; формировании характера и моральной ответственности за принимаемые решения, совершаемые действия и их последствия в социальной и природной сферах; обеспечении возможностей для личностного и профессионального роста, самореализации; овладении средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии, счастья. 4. Целостность образования. Образованию присуще внутреннее единство всех его компонентов при их относительной автономности. Существуют различные подходы к проблеме целостности образовательного процесса. Есть точка зрения, согласно которой целостность процесса образования состоит в единстве обучения и воспитания. Целостный образовательный процесс сводится в этом случае к воспитывающему обучению, реализации в педагогической деятельности образовательных и воспитательных функций. Другая точка зрения базируется на понимании целостности не только как единства обучения и воспитания, но и воспитания как единства направлений воспитательного процесса (умственного, нравственного, эстетического, физического и др.). Целостность образовательного процесса прослеживается и в характере взаимодействия воспитателей и воспитанников: в единстве отношений педагогов и воспитанников; воспитанников между собой; в единстве «алгоритмов управления» и «алгоритмов функционирования»; в специально регулируемом взаимодействии на основе личностных отношений. Ряд ученых сводит образовательный процесс к педагогической деятельности. С этих позиций его целостность представляется как единство компонентов деятельности педагога: диагностики, планирования, организации, регулирования, контроля и оценки результатов педагогического процесса. 5. Системность образования. Рассмотрение педагогического (образовательного) процесса как целостного возможно только с позиций системного подхода. Система — упорядоченная совокупность элементов (компонентов), объединенных общей целью функционирования и образующих некоторое целостное явление (П. К. Анохин, В. Н. Садовский). Под педагогической системой понимается множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном образовательном процессе. Структурными компонентами образовательной системы являются цель образования, педагог, воспитанник, содержание образования, средства образования. Данная система характеризуется как большая, сложная, выражаемая бесконечным разнообразием состояний, поведения и связей. 6. Процессуальность образования. Процессуальность образования — это сменяемость одного состояния другим, движение от целей образования к его результатам посредством педагогического взаимодействия участников образовательного процесса. В индивидуально-личностном аспекте образование как процесс представляет собой освоение человеком в условиях образовательного учреждения либо посредством самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентации и отношений. 7. Диалектичность образования. Понятие «образование» находится в диалектическом движении. Оно изменяется, развивается и совершенствуется в историческом и социальном плане. Это свойство образования можно проиллюстрировать разнообразием подходов к определению данного понятия. Под образованием понимается процесс и результат усвоения систематизированных знаний и способов познавательной деятельности. К образованию относят и формирование мировоззрения'. В Законе Российской Федерации «Об образовании» под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). 8. Непрерывность образования. На непрерывный характер образования личности на протяжении всей жизни человека указывает тот факт, что процесс становления личности сознательно и подсознательно происходит непрерывно при обучении в учебных заведениях различных ступеней, самообразовании, на работе, в общении с родителями и сверстниками. Это обстоятельство обусловливает необходимость создания условий для реализации образовательных потребностей личности на всех возрастных этапах. В заключение отметим, пожалуй, самое главное: образование изучается педагогикой и другими науками не в связи с чисто теоретическим интересом, не как явление само по себе, а только в связи с его важнейшим значением в судьбах конкретных людей, составляющих судьбу человечества. 2. Генезис образования как социального явления Система образования представляет собой важнейший социальный институт, однако прежде чем она сложилась в ее современном виде, был пройден долгий и сложный путь исторического развития. Сложный и многогранный генезис образования как важнейшей сферы духовной культуры общества представляет огромный интерес для понимания современного состояния образования. 1 Основы общей педагогики / Под ред. Ф. Ф. Королева и В. Е. Гмурмана. М.: Просвещение, 1967. Образование стало особой сферой деятельности с того момента, как процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием. Таким образом, образование возникает вместе с обществом, с развитием труда, мышления, языка. Процессы социализации подрастающих поколений у первобытных народов значительно отличаются, но вместе с тем имеют общие черты, что позволяет говорить о системе обучения и воспитания в первобытную эпоху как исторически сложившемся архаичном типе образования. Для архаичного типа образования характерен общественный характер воспитания в доклассовом обществе. Оно осуществлялось в процессе повседневной общественной (прежде всего производственной) жизни: все без исключения взрослые выполняли педагогические функции по отношению ко всем несовершеннолетним, а не только к своим детям, воспитательные функции родителей и других членов общины тесно переплетались; физические наказания отсутствовали, взрослые уважительно относились к личности ребенка и учитывали его желания. Способ обучения был практически-деятельностным, словесные методы воспитания и передачи информации имели второстепенное значение. У детей не существовало особого периода подготовки к взрослой жизни, поскольку все необходимые знания, умения, навыки и способности приобретались в ходе непосредственной производственной и других видов общественной деятельности. С возникновением частной собственности общественное воспитание постепенно уступает место семейному, главной целью которого являлось формирование хорошего хозяина, наследника. Богатые слои населения стали поручать воспитание своих детей образованным рабам и наемным учителям. Со временем приходит понимание того, что материальное благополучие свободных жителей рабовладельческих государств зависело не только от их собственного благосостояния, но и от могущества государства. Наличие наряду с семейным государственных, храмовых и других форм общественного воспитания было общей закономерностью рабовладельческих обществ. Изобретение письменности, математической символики привело к радикальным изменениям в способах накопления, хранения и передачи информации, вследствие чего изменилось и содержание образования. Овладение письменностью было настолько трудоемким и сложным делом, что прежние формы приобретения знаний уже не годились. При этом, чтобы успешно обучать других, самим обучающим необходимо было целиком посвящать себя этой деятельности, специализироваться в ней. Все это привело к разделению единого процесса воспроизводства общественной жизни на два относительно независимых: материального и духовного воспроизводства. Способ образования стал в основном словесно-знаковым, обособленным от производственной и всех других сфер жизни общества. Процесс образования превратился в специфический вид умственной деятельности, связанной с передачей и восприятием знаний. Появляется специфическая социальная группа людей, профессионально занятых образовательной деятельностью в особых, приспособленных для этих целей учреждениях. Образование, дающее возможность участвовать в государственном управлении, религиозной деятельности, заниматься наукой, искусством, да к тому же требующее больших расходов, отвлечения подростков на учебу, стало привилегией господствующих классов. Распространенность образования в различные периоды древней' истории у разных народов была неодинаковой. В Средние века развитие системы образования в Западной и Центральной Европе находилось в полной зависимости от христианской религиозной идеологии, отвергнувшей культурное наследие античного мира. В этот период общий уровень образования значительно снизился. Однако с усложнением общественной жизни и государственного механизма требовалось все больше образованных людей. Их подготовкой занимались городские школы, независимые от церкви. В XII—XIII вв. в Европе возникают университеты, пользовавшиеся известной автономией по отношению к феодалам, церкви и городским магистратам. Они готовили врачей, аптекарей, юристов, нотариусов, секретарей и государственных чиновников. Стало недоставать людей, способных выполнять роль педагогов. Отказ от индивидуального обучения и переход к классно-урочной системе в школах и лекционно-семинарской — в университетах позволил преодолеть это отставание. Эффективность образования повысилась в десятки раз, за счет чего снизилась стоимость обучения, повысилась его доступность. Характер образования в докапиталистическую эпоху обусловлен развитием торговли, мореплавания, промышленности, но долгое время образование не оказывало существенного влияния на экономику. Ситуация изменилась после первой промышленной революции. Вместе с тем развитие промышленности, городов, мирового рынка сделало необходимым всеобщую грамотность трудящихся как одного из условий высокопроизводительного труда. Кроме того, по мере технического прогресса требования к общеобразовательной подготовке рабочих стали быстро возрастать. Перед Второй мировой войной для успешного овладения рабочими специальностями все чаще стало требоваться среднее образование, а затем и профессиональная подготовка рабочих. К 50—60-м гг. XX в. образование стало необходимым условием воспроизводства рабочей силы. С утверждением крупного машинного производства происходят глубокие качественные изменения в образовании: определяющее значение приобретет распространение естественно-научных знаний, снижается гуманистическая роль образования, на первый план выходит функция профессионализации. В.содержании образования превалируют математические и технические дисциплины. Вторая половина XX в. характеризуется небывалым охватом подрастающих поколений и всего населения различными формами обучения, образовательным взрывом. На первый план вышли требования всесторонне и гармонично развитой личности. Эта задача решается прежде всего через поучение в школе. Школьное образование в современном мире является общим. Оно доступно большинству населения и является необходимым условием нормального функционирования человека в системе общества. И школе человек получает тот минимум научных знаний и представлений о разных сферах жизни, который общество считает обязательным для любогоцивилизованного человека. Образование, полученное в школе, составляет основу, на которую затем накладывается специальное профессиональное образование, среднее или высшее. В школе впервые выявляются природные способности человека и перспективы их развития. Каковы же основные проблемы образования в России в начале XXI в.? Выделим среди них следующие: • проблема эффективности образования; • проблема гуманизации и гуманитаризации образования; • образовательные ценности и проблема образования как личностной ценности; • проблема стратегической цели образования. Проблема эффективности образования. Понятие «эффективность» в самой общей форме обозначает степень приближения к максимальному или «оптимальному» (наиболее желательному) результату при минимуме негативных последствий или издержек. Среди теоретиков и практиков еще очень сильна тенденция рассматривать сферу образования в экономическом отношении лишь как потребляющую национальный доход, но не участвующую в его создании. Тем самым за образованием признается только его социальная эффективность. С этим подходом связан так называемый принцип остаточного финансирования образования. Вместе с тем появляется все больше исследований, доказывающих достаточно высокую народно-хозяйственную эффективность образования. Образование действительно может быть экономически выгодным, высокорентабельным делом. Сущность социальной эффективности образования заключается в максимальном использовании образования как фактора социального прогресса при минимуме издержек, всевозможных негативных побочных последствий. Имеется в виду не только сокращение экономических затрат для наиболее значительных учебно-воспитательных результатов, но и смягчение стресса при отрыве детей от родителей, усиливающегося с развитием общественно организованных форм воспитания и обучения; преодоление односторонности развития учащихся; уменьшения нравственных потерь, вызванных сегрегацией различных возрастных групп школьников. Экономическую эффективность образования можно рассмотреть как в системе общественного производства, так и с точки зрения лучших образовательных результатов при минимуме финансовых, материально-технических затрат со стороны как педагогов, так и учащихся. Достижение необходимых обществу определенных социальных и экономических результатов составляет смысл функционирования всей системы образования и всех ее элементов в отдельности. В отличие от прочих отраслей народного хозяйства результаты образования выражаются не в создании каких-либо средств улучшения жизни людей, а непосредственно в совершенствовании и развитии самого человека. В результате организованного образовательного процесса резко повышается и экономическая, и социальная ' отдача человека. Сам образовательный процесс представляет собой относительно самостоятельную сферу общественной жизни, функционирование которой происходит по специфическим законам педагогической науки. При этом социально-экономические аспекты существенно влияют на определение стратегической цели образования, исходных образовательных ценностей и методологических позиций. Признание исключительной значимости научно-образовательного потенциала как фактора социально-экономического развития современных обществ не должно скрывать острых противоречий, нерешенных проблем в сфере образования. Причины неудовлетворительного положения дел в этой сфере связаны с усилением технократических тенденций, игнорированием гуманистических аспектов, недооценкой личностного фактора. Проблема гуманизации и гуманитаризации образования. Гуманизм — одна из фундаментальнейших характеристик общественного бытия и сознания, суть которой состоит в отношении человека к другим людям как к высшей ценности. Он проявляется в альтруизме, стремлении делать добро, в милосердии, сострадании. Гуманизм можно определить как совокупность объективных и субъективных отношений к каждому человеку как высшей самостоятельной ценности. Взаимопомощь и сотрудничество в достижении общих целей служат основой общественной жизни, условием развития индивидуальности каждого. Это не только не исключает, но и предполагает как диалектическую противоположность — антигуманизм, означающий отношение одного человека к другому как к средству своей жизни, средству удовлетворения эгоистических целей и потребностей. Взаимодействие противоположностей — гуманизма и антигуманизма — пронизывает всю историю человечества. Тем не менее гуманистические тенденции в образовании неуклонно нарастают в общественном сознании. Гуманистические идеи могут распространяться и утверждаться в общественном сознании лишь через просвещение и образование. Но и само образование и как социальный институт, и как образовательный процесс, и как результат педагогической деятельности должно отвечать принципам гуманизации: • признание приоритета личности воспитанника в образовательном процессе; • учет его образовательных потребностей; гуманизация образовательной среды; • соблюдение прав и свобод воспитанника в образовательном пространстве. Отношение между образованием и обществом характеризуется понятием «культура». Общество обеспечивает свое существование передачей культуры от поколения к поколению. Процесс передачи культуры есть именно то существенное, что обозначается, по мнению Р. Кинга, термином «образование». Образование в его высоком гуманистическом смысле не должно отчуждаться от человека и фундаментальных общечеловеческих ценностей. К сожалению, бурный рост научно-технического прогресса, постоянно увеличивающиеся знания людей порождают порой гипертрофированные представления об абсолютном приоритете естественно-научных и технических достижений перед гуманитарными, логического познания перед эмоционально-чувственным, вещественного богатства перед духовным. Предотвратить эти опасные тенденции призвана гуманитаризация образования. Понятия «гуманизм» и «гуманитаризм» часто употребляются как синонимичные. Однако это ошибочно. Гуманитаризм есть направление мышления и деятельности, ориентированное на всемерное развитие, освоение и использование гуманитарного знания в качестве средства гуманизации жизни. Гуманизм — это направление мышления и деятельности, ориентированное на благо всех людей как высшую ценность и высший смысл жизни при безусловном уважении свободы каждой личности. Гуманитаризация образования не всегда означает его гуманизацию, поскольку гуманитарные дисциплины могут быть наполнены и антигуманистическим содержанием. Негуманно, к примеру, создавать ситуацию учебной перегрузки, ведущей к переутомлению, заставляя учащихся под видом гуманитаризации изучать увеличивающиеся объемы учебного материала по общественным наукам. Образовательные ценности и проблема образования как личностной ценности. Реализация тех или иных ценностей приводит к функционированию различных типов образования. Первый тип характеризуется наличием адаптивной практической направленности, т. е. стремлением ограничить содержание образовательной подготовки минимумом сведений, имеющих отношение к обеспечению жизнедеятельности человека. Второй — основан на широкой культурно-исторической ориентации. При таком типе образования предусматривается получение сведений, которые заведомо не будут востребованы в непосредственной практической деятельности. Оба типа ценностных (аксиологических) ориентации неадекватно соотносят реальные возможности и способности человека, потребности производства и задачи образовательных систем. Для преодоления недостатков первого и второго типов образования необходима ориентация на культурно-гуманистические ценности в разработке образовательных проектов. Современный человек должен понимать динамику процессов природного и социального развития, воздействовать на них, адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни, обладать умениями оценивать собственные возможности и способности, брать на себя ответственность за свои убеждения и поступки. Образование является общечеловеческой ценностью. Однако образование, наряду с другими общечеловеческими ценностями, на индивидуально-личностном уровне признается в разной степени. «Очевидно, что отношение человека к образованию во многом зависит от того, насколько вознаграждается — и прежде всего чисто материально — образованность, насколько достоин образ жизни учащих и учащихся. Во всех странах, и у нас в России тоже, сейчас все более признается личностная ценность образования. Иными словами, образование — это не только «подготовка кадров», оно важно для самого человека»'. На отношение человека к образованию как к личностной ценности влияет и общая направленность личности, личностная шкала ценностей, опыт образовательной успешности на предыдущих этапах образования, отношение к образованию «значимых других». Ценность образования, ранг которой в системе ценностей молодежи несколько снизился в начале 90-х гг., вновь повышается, при этом достаточно устойчивым становится прагматический подход к образованию, прослеживается тенденция рассматривать образование как средство получения материальных благ и удовольствий.
1 Никандров Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2000. С. 62.
Образование как процесс и результат педагогической деятельности
Образование как процесс — это освоение человеком в условиях образовательного учреждения либо посредством самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентации и отношений. Образование как результат — характеристика достигнутого уровня образованности. Образование как процесс реализуется в образовательной системе, совокупности преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов и сети реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием. Этот процесс протекает, результат достигается, а система функционирует не сама по себе, а посредством специфической человеческой деятельности — педагогической деятельности. Напомним, что образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием, т. е. педагогической деятельностью. От качества педагогической деятельности во многом зависят характер и эффективность образования. Очевидно, что педагогическую деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, в известной мере средства массовой информации. В первом случае — это деятельность профессиональная, а во втором — общепедагогическая, которую сознательно или неосознанно осуществляет каждый человек по отношению к другим и к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием. Профессиональная педагогическая деятельность протекает в специально организованных обществом образовательных учреждениях. Как для профессиональных педагогов, так и не для профессионалов важно иметь знания основ профессиональной педагогической деятельности как наиболее поученной в педагогике и смежных науках. Итак, педагогическая деятельность — особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленный на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями. Структурными компонентами педагогической деятельности являются: • цель деятельности; • субъект деятельности (педагог); субъект-
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 4066; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.192.214 (0.013 с.) |