Глава 7. Образовлние как общественное явление 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 7. Образовлние как общественное явление



И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПрОЦЕСС

 

Человеку, если он хочет стать че­ловеком, необходимо получить обра­зование.

Я. А. Коменский

1. Сущность образования как педагогической категории.

2. Генезис образования как социального явления.

Образование как процесс и результат педагогической деятельности.

4. Российские и международные документы по образованию.

 

Базовые понятия: образование, гуманизация образования, гуманитариза­ция образования, свойства образования, функции образования, образова­тельные ценности, генезис образования, проблемы образования, педагоги­ческие ценности, педагогическая культура, педагогическая деятельность, процесс и результат образования, образовательное право, концепция обра­зования на протяжении всей жизни.

 

  1. Сущность образования как педагогической категории

 

Под образованием понимают процесс физического и духовного форми­рования личности, сознательно ориентированный на исторически обуслов­ленные идеальные образы, зафиксированные в общественном сознании со­циальные эталоны (спартанский воин, добродетельный христианин, энер­гичный предприниматель, всесторонне развитая личность, разносторонне развитая личность). В педагогическом контексте это понятие обозначает те стороны формирования личности, в которых выражаются мировоззрение, нравственный облик, эстетический вкус, волевые и физические качества.

Образование в общекультурном контексте емко и метафорично опреде­лил автор одной из концепций современного образования В. Ф. Сидоренко. Он ассоциирует образование и культуру с «большим дыханием» по аналогии с вдохом и выдохом как совместное, ритмичное действие. «Для себя образо­вание — это образ культуры, а для культуры оно — образование культуры, точнее ее воспроизводство через образование, а для социума образование — это его «легкие». На «вдохе» образование «втягивает» в себя всю культуру, обретая тем самым содержание и предмет для творческого воспроизводства и само становясь особой формой к образам культуры. На «выдохе» культура воспроизводится, давая социуму культурную форму и дееспособность»'.

1 Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов-на-Дону, 1997. С. 53.

 

Образование изучается не только педагогикой, но и рядом других наук. Однако подходы к определению содержания и объема понятия «образова­ние» не выходят из сферы предметов данных наук. Так, философия исследует прежде всего цели и общее предназначение образования, социоло­гия — способность личности адаптироваться к социальной среде, психоло­гия — психологические аспекты педагогического процесса, экономика — качество подготовки трудовых резервов, инфраструктуру образования. Изыскания этих и других наук имеют большое значение для понимания сущности образования и формирования целостного представления об этом чрезвычайно многогранном явлении. Образование понимается и описыва­ется как уровень, процесс, деятельность, институт, система.

Ни для одной из наук, кроме педагогики, образование не является цент­ральной категорией. Для педагогической науки образование как реальный целостный педагогический (образовательный) процесс, целенаправленно организуемый обществом (целенаправленная составляющая образования), является предметом ее исследования.

Педагогический (образовательный) процесс — это движение от целей об­разования к его результатам. Любой процесс — это последовательная смена одного состояния другим. В педагогической действительности эта последовательная смена является результатом педагогического взаимодействия участников педагогического (образовательного) процесса. Таким образом, образование как процесс есть специально организованное взаимодействие пе­дагогов и воспитанников в ходе реализации содержания образования. Этот процесс целеустремлен как на удовлетворение потребностей общества вформировании личности с социально одобряемыми качествами, так и на удовлетворение самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Важно подчеркнуть, что сущностной характеристикой педагогического (образовательного) процесса является именно взаимодействие его участни­ков, а не воздействие педагогов на воспитанников. Педагогическое взаимо­действие — преднамеренный контакт (разной продолжительности по време­ни) педагогов и воспитанников, результатом которого являются взаимные из­менения в поведении, деятельности и отношениях.

Педагогическое взаимодействие реализуется при условии:

а) целенаправленного педагогического влияния;

б) активного восприятия и усвоения воспитанником разнообразных форм социокультурного опыта.

Активность воспитанника проявляется в непосредственных и опосредованных ответных влияниях на педагога и на самого себя.

Образование понимается не только как процесс, но и как результат это-го процесса, выраженный в различных уровнях образованности личности. Образованность личности — это характеристика, показатель определенного уровня усвоения личностью систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности.

Однако не всякий знающий и умеющий человек может быть признан образованным. Если рассматривать образование как результат придания человеку «образа», то оно может быть представлено как часть общечелове­ческой культуры. А культурным человек становится в процессе образова­ния только при условии формирования своего нравственного облика. Это воспитательная функция образования.

На основе знаний о законах развития природы и общества, сферы мате­риального производства и духовной культуры личность формирует определенные взгляды и убеждения, мировоззрение и нравственно-волевые качества. Таким образом, между образованием и воспитанием существует тесная связь.

Соотношение понятий «воспитание» и «образование» является предме­том многих дискуссий. Спорят о том, какое из этих двух понятий шире. Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Все зависит от того, в каком контексте и в каком смысле используются данные понятия в каждом конкретном случае.

Некорректным представляется употребление терминов «образование» и «воспитание» как обозначающих противоположные стороны педагогиче­ского (образовательного) процесса, поскольку образование как целенап­равленный процесс передачи знаний всегда включает в себя и воспитание личности. Направленность же воспитания даже при формально одинако­вом содержании и уровне образования может быть принципиально различ­ной: гуманистической или технократической, гражданской или политиче­ской, демократической или тоталитарной.

По справедливому утверждению Дж. Каунтса, «мы должны полностью отбросить наивную веру в то, что школа автоматически освобождает ум и служит делу человеческого прогресса. Фактически мы знаем, что она может служить любому делу. Она может служить тирании точно так же, как сво­боде, невежеству точно так же, как просвещению, лжи так же, как истине. Если мы хотим, чтобы она служила делу человеческой свободы, она должна специально проектироваться под эту цель»1.

Воспитание понимается и как сугубо педагогический (образовательный) процесс, осуществляемый в условиях учебно-воспитательных учреждений и организаций. Однако это лишь одна его сторона — профессионально-деятельностная. Воспитание в широком смысле — это вечная категория об­щественной жизни. Характер общественно-исторических отношений отра­жается в содержании и направленности воспитания, влияет на формы его организации.

Основной путь получения образования — обучение. Обучение, являясь частью воспитания, направлено на развитие прежде всего интеллектуаль­ной сферы личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности в ситуации регламентированно­сти педагогического (образовательного) процесса. Обучение регламентиру­ется нормативными предписаниями и в содержательном, и в организаци­онном отношениях.

Таким образом, как социальное явление, составляющее предмет педаго­гической науки, образованиеэто относительно самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориен­тированные на овладение личностью определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и по­литическим строем конкретного общества и уровнем его материально-техни­ческого развития (В. А. Сластенин).

Образование как педагогическая категория (категория — научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действитель­ности) обладает рядом свойств. Рассмотрим некоторые из них.

 

 

1. Целенаправленность образования.

Образование служит цели передачи от старших поколений младшим на­копленных человечеством культуры и опыта; созданию условий ДЛЯ их лич­ностного развития и подготовки к выполнению определенных социальных ролей в обществе, в результате чего достигается определенный уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений. Ос­новными целевыми компонентами понятия образования являются усвое­ние и использование духовного наследия, развитие творческих возможно­стей личности, установка человека на позитивное созидание.

2. Историчность образования.

Само понятие «образование» по своему характеру исторично. Так, в XIX в. оно целиком соответствовало буквальному смыслу термина (нем. Bildung) и означало «формирование образа (духовного или телесного)». В этом значении ввел его в научный оборот великий швейцарский педагог И. Г. Песталоцци (1746—1827), а в русскую литературу — известный про­светитель Н. И. Новиков (1744—1818). Система образования, прежде чем она сложилась в ее современном виде, прошла долгий и сложный путь ис­торического развития. В разных странах во все времена содержание и характер образования определялись требованиями общественного производст­ва, развития экономики, состоянием и потребностями научно-техниче­ского прогресса, духовной культуры, развитием педагогической теории и практики. При определяющем значении влияния материального производ­ства и духовно-нравственной жизни общества на систему образования она сама оказывает сильное воздействие на социально-культурное развитие стран и народов.

3. Функциональность образования.

Образование как социальный институт решает ряд важных задач:

• передача (трансляция) знаний от поколения к поколению;

• распространение культуры;

• генерирование и хранение культуры общества;

• социализация личности, особенно молодежи, и ее интеграция в об­щество;

• определение статуса личности;

• социальный отбор (селекция), дифференциация членов общества, благодаря чему обеспечивается воспроизводство и изменение социальной структуры общества, индивидуальная мобильность;

• обеспечение профессиональной ориентации и профессионального отбора молодежи;

• создание базы знаний для последующего непрерывного образования;

• социокультурные инновации, разработки и создание новых идей и теорий, открытий и изобретений;

• социальный контроль1.

' Никандров Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М, 2000. С. 61-62.

Волков Ю. Г. Социология М., 2001. С. 165—166.

 

С педагогических позиций важно понимание двух основных функций образования: прагматической и культуролого-гуманистической.

Прагматическая функция состоит в создании условий для реализации потребностей людей в знаниях, которые являются необходимыми для обес­печения их жизнедеятельности.

Культуролого-гуманистическая функция состоит в развитии духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку достойно разрешать разнообразные по степени сложности жизненные проблемы; формирова­нии характера и моральной ответственности за принимаемые решения, со­вершаемые действия и их последствия в социальной и природной сферах; обеспечении возможностей для личностного и профессионального роста, самореализации; овладении средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии, счастья.

4. Целостность образования.

Образованию присуще внутреннее единство всех его компонентов при их относительной автономности.

Существуют различные подходы к проблеме целостности образователь­ного процесса. Есть точка зрения, согласно которой целостность процесса образования состоит в единстве обучения и воспитания. Целостный обра­зовательный процесс сводится в этом случае к воспитывающему обучению, реализации в педагогической деятельности образовательных и воспитатель­ных функций.

Другая точка зрения базируется на понимании целостности не только как единства обучения и воспитания, но и воспитания как единства на­правлений воспитательного процесса (умственного, нравственного, эстети­ческого, физического и др.).

Целостность образовательного процесса прослеживается и в характере взаимодействия воспитателей и воспитанников: в единстве отношений пе­дагогов и воспитанников; воспитанников между собой; в единстве «алго­ритмов управления» и «алгоритмов функционирования»; в специально ре­гулируемом взаимодействии на основе личностных отношений.

Ряд ученых сводит образовательный процесс к педагогической деятель­ности. С этих позиций его целостность представляется как единство ком­понентов деятельности педагога: диагностики, планирования, организации, регулирования, контроля и оценки результатов педагогического процесса.

5. Системность образования.

Рассмотрение педагогического (образовательного) процесса как целост­ного возможно только с позиций системного подхода. Система — упорядо­ченная совокупность элементов (компонентов), объединенных общей це­лью функционирования и образующих некоторое целостное явление (П. К. Анохин, В. Н. Садовский). Под педагогической системой понимает­ся множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном образовательном процессе. Структурными компонентами обра­зовательной системы являются цель образования, педагог, воспитанник, содержание образования, средства образования. Данная система характери­зуется как большая, сложная, выражаемая бесконечным разнообразием со­стояний, поведения и связей.

6. Процессуальность образования.

Процессуальность образования — это сменяемость одного состояния дру­гим, движение от целей образования к его результатам посредством педагоги­ческого взаимодействия участников образовательного процесса. В индиви­дуально-личностном аспекте образование как процесс представляет собой ос­воение человеком в условиях образовательного учреждения либо посредством самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентации и отношений.

7. Диалектичность образования.

Понятие «образование» находится в диалектическом движении. Оно из­меняется, развивается и совершенствуется в историческом и социальном плане. Это свойство образования можно проиллюстрировать разнообрази­ем подходов к определению данного понятия. Под образованием понима­ется процесс и результат усвоения систематизированных знаний и спосо­бов познавательной деятельности. К образованию относят и формирование мировоззрения'.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией дости­жения гражданином (обучающимся) установленных государством образова­тельных уровней (образовательных цензов).

8. Непрерывность образования.

На непрерывный характер образования личности на протяжении всей жизни человека указывает тот факт, что процесс становления личности со­знательно и подсознательно происходит непрерывно при обучении в учеб­ных заведениях различных ступеней, самообразовании, на работе, в об­щении с родителями и сверстниками. Это обстоятельство обусловливает необходимость создания условий для реализации образовательных потреб­ностей личности на всех возрастных этапах.

В заключение отметим, пожалуй, самое главное: образование изучается педагогикой и другими науками не в связи с чисто теоретическим интере­сом, не как явление само по себе, а только в связи с его важнейшим значе­нием в судьбах конкретных людей, составляющих судьбу человечества.

2. Генезис образования как социального явления

Система образования представляет собой важнейший социальный ин­ститут, однако прежде чем она сложилась в ее современном виде, был пройден долгий и сложный путь исторического развития. Сложный и мно­гогранный генезис образования как важнейшей сферы духовной культуры общества представляет огромный интерес для понимания современного со­стояния образования.

1 Основы общей педагогики / Под ред. Ф. Ф. Королева и В. Е. Гмурмана. М.: Просвещение, 1967.

Образование стало особой сферой деятельности с того момента, как процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием. Таким образом, образование возникает вместе с обществом, с развитием труда, мышления, языка.

Процессы социализации подрастающих поколений у первобытных на­родов значительно отличаются, но вместе с тем имеют общие черты, что позволяет говорить о системе обучения и воспитания в первобытную эпоху как исторически сложившемся архаичном типе образования.

Для архаичного типа образования характерен общественный характер воспитания в доклассовом обществе. Оно осуществлялось в процессе по­вседневной общественной (прежде всего производственной) жизни: все без исключения взрослые выполняли педагогические функции по отношению ко всем несовершеннолетним, а не только к своим детям, воспитательные функции родителей и других членов общины тесно переплетались; физи­ческие наказания отсутствовали, взрослые уважительно относились к лич­ности ребенка и учитывали его желания. Способ обучения был практически-деятельностным, словесные методы воспитания и передачи инфор­мации имели второстепенное значение. У детей не существовало особого периода подготовки к взрослой жизни, поскольку все необходимые знания, умения, навыки и способности приобретались в ходе непосредственной производственной и других видов общественной деятельности.

С возникновением частной собственности общественное воспитание по­степенно уступает место семейному, главной целью которого являлось фор­мирование хорошего хозяина, наследника. Богатые слои населения стали поручать воспитание своих детей образованным рабам и наемным учителям.

Со временем приходит понимание того, что материальное благополучие свободных жителей рабовладельческих государств зависело не только от их собственного благосостояния, но и от могущества государства. Наличие на­ряду с семейным государственных, храмовых и других форм общественного воспитания было общей закономерностью рабовладельческих обществ.

Изобретение письменности, математической символики привело к ра­дикальным изменениям в способах накопления, хранения и передачи ин­формации, вследствие чего изменилось и содержание образования. Овладе­ние письменностью было настолько трудоемким и сложным делом, что прежние формы приобретения знаний уже не годились. При этом, чтобы успешно обучать других, самим обучающим необходимо было целиком по­свящать себя этой деятельности, специализироваться в ней. Все это приве­ло к разделению единого процесса воспроизводства общественной жизни на два относительно независимых: материального и духовного воспроиз­водства. Способ образования стал в основном словесно-знаковым, обособ­ленным от производственной и всех других сфер жизни общества.

Процесс образования превратился в специфический вид умственной деятельности, связанной с передачей и восприятием знаний. Появляется специфическая социальная группа людей, профессионально занятых об­разовательной деятельностью в особых, приспособленных для этих целей учреждениях. Образование, дающее возможность участвовать в госу­дарственном управлении, религиозной деятельности, заниматься наукой, искусством, да к тому же требующее больших расходов, отвлечения под­ростков на учебу, стало привилегией господствующих классов. Распространенность образования в различные периоды древней' истории у разных народов была неодинаковой.

В Средние века развитие системы образования в Западной и Централь­ной Европе находилось в полной зависимости от христианской религиоз­ной идеологии, отвергнувшей культурное наследие античного мира. В этот период общий уровень образования значительно снизился. Однако с усложнением общественной жизни и государственного механизма требова­лось все больше образованных людей. Их подготовкой занимались город­ские школы, независимые от церкви.

В XII—XIII вв. в Европе возникают университеты, пользовавшиеся извест­ной автономией по отношению к феодалам, церкви и городским магистратам. Они готовили врачей, аптекарей, юристов, нотариусов, секретарей и государ­ственных чиновников. Стало недоставать людей, способных выполнять роль педагогов. Отказ от индивидуального обучения и переход к классно-урочной системе в школах и лекционно-семинарской — в университетах позволил пре­одолеть это отставание. Эффективность образования повысилась в десятки раз, за счет чего снизилась стоимость обучения, повысилась его доступность.

Характер образования в докапиталистическую эпоху обусловлен разви­тием торговли, мореплавания, промышленности, но долгое время образование не оказывало существенного влияния на экономику. Ситуация изме­нилась после первой промышленной революции. Вместе с тем развитие промышленности, городов, мирового рынка сделало необходимым всеоб­щую грамотность трудящихся как одного из условий высокопроизводитель­ного труда. Кроме того, по мере технического прогресса требования к об­щеобразовательной подготовке рабочих стали быстро возрастать.

Перед Второй мировой войной для успешного овладения рабочими спе­циальностями все чаще стало требоваться среднее образование, а затем и профессиональная подготовка рабочих. К 50—60-м гг. XX в. образование стало необходимым условием воспроизводства рабочей силы.

С утверждением крупного машинного производства происходят глубокие качественные изменения в образовании: определяющее значение приобре­тет распространение естественно-научных знаний, снижается гуманисти­ческая роль образования, на первый план выходит функция профессионализации. В.содержании образования превалируют математические и техни­ческие дисциплины.

Вторая половина XX в. характеризуется небывалым охватом подрастаю­щих поколений и всего населения различными формами обучения, образовательным взрывом. На первый план вышли требования всесторонне и гармонично развитой личности. Эта задача решается прежде всего через поучение в школе. Школьное образование в современном мире является общим. Оно доступно большинству населения и является необходимым условием нормального функционирования человека в системе общества. И школе человек получает тот минимум научных знаний и представлений о разных сферах жизни, который общество считает обязательным для любогоцивилизованного человека. Образование, полученное в школе, со­ставляет основу, на которую затем накладывается специальное профес­сиональное образование, среднее или высшее. В школе впервые выявля­ются природные способности человека и перспективы их развития.

Каковы же основные проблемы образования в России в начале XXI в.? Выделим среди них следующие:

• проблема эффективности образования;

• проблема гуманизации и гуманитаризации образования;

• образовательные ценности и проблема образования как личностной ценности;

• проблема стратегической цели образования. Проблема эффективности образования.

Понятие «эффективность» в самой общей форме обозначает степень приближения к максимальному или «оптимальному» (наиболее желатель­ному) результату при минимуме негативных последствий или издержек.

Среди теоретиков и практиков еще очень сильна тенденция рассматри­вать сферу образования в экономическом отношении лишь как потребляю­щую национальный доход, но не участвующую в его создании. Тем самым за образованием признается только его социальная эффективность. С этим подходом связан так называемый принцип остаточного финансирования образования. Вместе с тем появляется все больше исследований, доказыва­ющих достаточно высокую народно-хозяйственную эффективность образо­вания. Образование действительно может быть экономически выгодным, высокорентабельным делом.

Сущность социальной эффективности образования заключается в мак­симальном использовании образования как фактора социального про­гресса при минимуме издержек, всевозможных негативных побочных последствий. Имеется в виду не только сокращение экономических за­трат для наиболее значительных учебно-воспитательных результатов, но и смягчение стресса при отрыве детей от родителей, усиливающегося с развитием общественно организованных форм воспитания и обучения; преодоление односторонности развития учащихся; уменьшения нрав­ственных потерь, вызванных сегрегацией различных возрастных групп школьников.

Экономическую эффективность образования можно рассмотреть как в системе общественного производства, так и с точки зрения лучших обра­зовательных результатов при минимуме финансовых, материально-техни­ческих затрат со стороны как педагогов, так и учащихся.

Достижение необходимых обществу определенных социальных и эконо­мических результатов составляет смысл функционирования всей системы образования и всех ее элементов в отдельности. В отличие от прочих отрас­лей народного хозяйства результаты образования выражаются не в создании каких-либо средств улучшения жизни людей, а непосредственно в совер­шенствовании и развитии самого человека. В результате организованного образовательного процесса резко повышается и экономическая, и социальная ' отдача человека.

Сам образовательный процесс представляет собой относительно само­стоятельную сферу общественной жизни, функционирование которой про­исходит по специфическим законам педагогической науки. При этом со­циально-экономические аспекты существенно влияют на определение стратегической цели образования, исходных образовательных ценностей и методологических позиций.

Признание исключительной значимости научно-образовательного по­тенциала как фактора социально-экономического развития современных обществ не должно скрывать острых противоречий, нерешенных проблем в сфере образования. Причины неудовлетворительного положения дел в этой сфере связаны с усилением технократических тенденций, игнорированием гуманистических аспектов, недооценкой личностного фактора.

Проблема гуманизации и гуманитаризации образования.

Гуманизм — одна из фундаментальнейших характеристик общественно­го бытия и сознания, суть которой состоит в отношении человека к другим людям как к высшей ценности. Он проявляется в альтруизме, стремлении делать добро, в милосердии, сострадании. Гуманизм можно определить как совокупность объективных и субъективных отношений к каждому человеку как высшей самостоятельной ценности. Взаимопомощь и сотрудничество в достижении общих целей служат основой общественной жизни, условием развития индивидуальности каждого. Это не только не исключает, но и предполагает как диалектическую противоположность — антигуманизм, означающий отношение одного человека к другому как к средству своей жизни, средству удовлетворения эгоистических целей и потребностей. Вза­имодействие противоположностей — гуманизма и антигуманизма — про­низывает всю историю человечества. Тем не менее гуманистические тен­денции в образовании неуклонно нарастают в общественном сознании.

Гуманистические идеи могут распространяться и утверждаться в обще­ственном сознании лишь через просвещение и образование. Но и само об­разование и как социальный институт, и как образовательный процесс, и как результат педагогической деятельности должно отвечать принципам гу­манизации:

• признание приоритета личности воспитанника в образовательном процессе;

• учет его образовательных потребностей; гуманизация образовательной среды;

• соблюдение прав и свобод воспитанника в образовательном про­странстве.

Отношение между образованием и обществом характеризуется понятием «культура». Общество обеспечивает свое существование передачей культуры от поколения к поколению. Процесс передачи культуры есть именно то суще­ственное, что обозначается, по мнению Р. Кинга, термином «образование». Образование в его высоком гуманистическом смысле не должно отчуждаться от человека и фундаментальных общечеловеческих ценностей. К сожалению, бурный рост научно-технического прогресса, постоянно увеличивающиеся знания людей порождают порой гипертрофированные представления об абсо­лютном приоритете естественно-научных и технических достижений перед гуманитарными, логического познания перед эмоционально-чувственным, ве­щественного богатства перед духовным. Предотвратить эти опасные тенден­ции призвана гуманитаризация образования. Понятия «гуманизм» и «гуманитаризм» часто употребляются как синонимичные. Однако это ошибочно.

Гуманитаризм есть направление мышления и деятельности, ориентиро­ванное на всемерное развитие, освоение и использование гуманитарного знания в качестве средства гуманизации жизни.

Гуманизмэто направление мышления и деятельности, ориентированное на благо всех людей как высшую ценность и высший смысл жизни при безу­словном уважении свободы каждой личности.

Гуманитаризация образования не всегда означает его гуманизацию, по­скольку гуманитарные дисциплины могут быть наполнены и антигуманис­тическим содержанием. Негуманно, к примеру, создавать ситуацию учеб­ной перегрузки, ведущей к переутомлению, заставляя учащихся под видом гуманитаризации изучать увеличивающиеся объемы учебного материала по общественным наукам.

Образовательные ценности и проблема образования как личностной ценности. Реализация тех или иных ценностей приводит к функционированию раз­личных типов образования. Первый тип характеризуется наличием адаптив­ной практической направленности, т. е. стремлением ограничить содержа­ние образовательной подготовки минимумом сведений, имеющих отноше­ние к обеспечению жизнедеятельности человека. Второй — основан на широкой культурно-исторической ориентации. При таком типе образования предусматривается получение сведений, которые заведомо не будут востре­бованы в непосредственной практической деятельности. Оба типа ценност­ных (аксиологических) ориентации неадекватно соотносят реальные воз­можности и способности человека, потребности производства и задачи обра­зовательных систем. Для преодоления недостатков первого и второго типов образования необходима ориентация на культурно-гуманистические ценно­сти в разработке образовательных проектов. Современный человек должен понимать динамику процессов природного и социального развития, воздей­ствовать на них, адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жиз­ни, обладать умениями оценивать собственные возможности и способности, брать на себя ответственность за свои убеждения и поступки.

Образование является общечеловеческой ценностью. Однако образование, наряду с другими общечеловеческими ценностями, на индивидуально-лич­ностном уровне признается в разной степени. «Очевидно, что отношение человека к образованию во многом зависит от того, насколько вознаграж­дается — и прежде всего чисто материально — образованность, насколько достоин образ жизни учащих и учащихся. Во всех странах, и у нас в России тоже, сейчас все более признается личностная ценность образования. Ины­ми словами, образование — это не только «подготовка кадров», оно важно для самого человека»'. На отношение человека к образованию как к лично­стной ценности влияет и общая направленность личности, личностная шкала ценностей, опыт образовательной успешности на предыдущих эта­пах образования, отношение к образованию «значимых других».

Ценность образования, ранг которой в системе ценностей молодежи не­сколько снизился в начале 90-х гг., вновь повышается, при этом достаточ­но устойчивым становится прагматический подход к образованию, просле­живается тенденция рассматривать образование как средство получения материальных благ и удовольствий.

 

1 Никандров Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2000. С. 62.

 

Образование как процесс и результат педагогической деятельности

 

Образование как процессэто освоение человеком в условиях образова­тельного учреждения либо посредством самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, цен­ностных ориентации и отношений.

Образование как результатхарактеристика достигнутого уровня образованности.

Образование как процесс реализуется в образовательной системе, сово­купности преемственных образовательных программ и государственных об­разовательных стандартов и сети реализующих их образовательных учреж­дений, органов управления образованием.

Этот процесс протекает, результат достигается, а система функциони­рует не сама по себе, а посредством специфической человеческой дея­тельности — педагогической деятельности. Напомним, что образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизне­деятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обу­чением и воспитанием, т. е. педагогической деятельностью. От качества педагогической деятельности во многом зависят характер и эффектив­ность образования. Очевидно, что педагогическую деятельность осу­ществляют не только педагоги, но и родители, общественные организа­ции, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, в известной мере средства массовой информации. В первом случае — это деятельность профессиональная, а во втором — общепедаго­гическая, которую сознательно или неосознанно осуществляет каждый человек по отношению к другим и к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием.

Профессиональная педагогическая деятельность протекает в специаль­но организованных обществом образовательных учреждениях. Как для про­фессиональных педагогов, так и не для профессионалов важно иметь зна­ния основ профессиональной педагогической деятельности как наиболее поученной в педагогике и смежных науках. Итак, педагогическая деятель­ность — особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленный на подготовку подрастающего поколения к самостоя­тельной деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями.

Структурными компонентами педагогической деятельности являются:

• цель деятельности;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 3902; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.058 с.)