Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лексические особенности официально-делового стиляСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1) Термины, обозначающие реалии социальной жизни гражданина (органы государственного управления, республиканские налоги и сборы, памятники истории и культуры, административно-процессуальное законодательство и под.). 2) Аббревиатуры, сложносокращенные наименования государственных органов, учреждений, организаций, обществ, партий и т.п. (ВДВ, МЧС, ВВС, НИИ, ЛДПР, ЧП, СНГ, Минфин, Минздрав), а также к сокращениям (неликвид, нал (черный), федерал и т.п.). 3) Речевые штампы – словосочетания, часто повторяющиеся во многих официально-деловых текстах и имеющие устойчивый характер (права и свободы, право на образование, иметь право, совершение правонарушения, исконная среда обитания т.д.) 4) Существительные, а также прилагательные, причастия и местоимения в значении существительных, называющие субъекты социальных отношений: не конкретных людей (Иван Иванович Иванов), а граждан, органы власти (истец, ответчик, Республика Казахстан, потерпевшие от преступлений, малоимущие), или указывающие на «обобщенный» субъект – любое лицо, оказывающееся в определенной ситуации (каждый, никто, любой гражданин). 5) Официально-деловая речь отражает не индивидуальный, а социальный опыт, поэтому ее лексика предельно обобщена в семантическом плане. Предпочтение отдается родовым, а не видовым понятиям: населенный пункт, транспортные средства, учебное заведение и т.д. 6) Словосочетания, состоящие из глагола и существительного, имеющие нейтральные однословные синонимы (оказывать помощь – помогать, нести службу – служить, наносить ущерб – вредить, относиться бережно – беречь, подвергать пыткам – пытать и под.). Лексика официально-делового стиля характеризуется полным отсутствием жаргонизмов, просторечных слов, диалектизмов и слов с эмоционально-экспрессивной окраской. Упражнение 1. Выделите лексические особенности официально-делового стиля. Найдите и охарактеризуйте допущенные ошибки. Исправьте текст так, чтобы он относился к официально-деловому стилю. На сегодняшней встрече с господином президентом МОК высказал вот этот вопрос господину президенту, что если Казахстан не нужен для большого спорта, всемирного, олимпийского, то в этой связи мы можем покинуть олимпийскую деревню и, наверно, объединить спорт высших достижений в кругу тех людей, которые бы хотели соревноваться на чистой спортивной арене и с хорошим судейством. Если не будут приняты решения и рассмотрены вопросы, которые официально я заявил президенту МОК, то казахстанская делегация не будет ни в хоккей играть, ни 30 километров бегать и, естественно, очень жестко ставит вопрос на перспективу о чистоте спорта, объективном судействе, о серьёзном отношении к спортсмену и тренеру, чтобы из спортсмена и тренера не делали гуттаперчевого игрушку или мальчика.
Морфологические особенности 1) Существительные, обозначающие должности, употребляются, как правило, в форме мужского рода (бухгалтер, директор, лаборант, почтальон, контролер и др.). 2) «Цепочка» форм родительного падежа существительных (выяснение условий совершения преступления; проверка соблюдения паспортного режима). 3) Прилагательные и причастия в деловой речи часто употребляются в значении существительных (больной, отдыхающий, нижеподписавшиеся), продуктивны краткие формы прилагательных (должен, обязан, обязателен, необходим, подотчетен, подсуден, ответствен). 4) Во избежание неточностей, имя существительное не заменяется местоимениями и повторяется даже в рядом стоящих предложениях. 5) Вместо указательных местоимений (этот, тот, такой и т.п.) используются слова данный, настоящий, соответствующий, известный, указанный, вышеуказанный, нижеследующий и др.). 6) В официально-деловой речи более употребительны неличные формы глаголов – причастия, деепричастия, инфинитивы, которые особенно часто выступают в значении повелительного наклонения (принять к сведению, внести предложение, рекомендовать, изъять из употребления и т.д.). 7) Яркая черта официально-делового стиля – употребление в нем отыменных предлогов: в целях, в ходе, в силу, во избежание, по линии, на предмет, а также сочетаний существительных в предложном падеже с предлогом по: по причине, по болезни, по возвращении. Синтаксические особенности 1) Повествовательный характер изложения, использование номинативных предложений с перечислением; 2) прямой порядок слов в предложении; 3) тенденция к употреблению сложных предложений, отражающих логическое подчинение одних фактов другим.
Упражнение 2. Образуйте существительные от данных глаголов. Выделите суффиксы. Составьте с несколькими словами небольшой текст (3–4 предложения) официально-делового стиля.
Упражнение 3. Укажите слова и словосочетания, которым свойственна официально-деловая окрашенность. Асимметричный, вечерка, внештатный, газировка, грозиться, закаливание, ирреальный, запропаститься, заворот, злобствовать, злобиться, киношный, летучка, настой, откармливание, обмундировка, обкрутить, окрутить, обогрев, отжим, планшетка, переплав, псевдонаучный, рубануть, самообслуживание, складировать, трудоустроить, тормознуть, унифицировать, ультрамодный, шоферить.
Задание 4. Определите значение следующих слов: n холост, супруга, избираться, должность, призвать, образование, активный, женат, замужем. n социальное происхождение, социальное положение. Задание 5. Укажите вариант официально-делового стиля. Образец: Меня приняли в члены партии «Нур Отан». – Был принят в члены партии «Нур Отан». n Я пошел служить в армию – n Я вернулся из армии – n Я начал учиться в инязе – n Моя мама сидит дома – n Моя мама на пенсии – n Мой папа водит машину – n Сестренка учится в 5 классе – n Братишка работает в больнице и лечит детей – n В школе я учился на «4» и «5» – n Я был на олимпиадах по физике в городе и другой стране – n Я прошу дать общежитие – n Я не пришел на уроки в университет, потому что сломал руку – n Я хочу у вас попросить книги по английскому – n Моя сестра еще не вышла замуж – n Мой брат еще не женился –
Задание 6. В текстах предыдущего урока (статьях законов РК) найдите все средтсва официально-делового стиля.
Задание 7. Ответьте на вопросы, используя в нужной форме слова, данные справа, и употребляя предлоги в, на, из. 1. Куда вы ездили вчера? выставка, музей, бассейн 2. Куда вы собираетесь ехать? деревню, аул, родина 3. Где вы родились? город, село 4. Где вы учитесь? институт, университет, академия 5. Откуда вам прислали письмо? родные места Задание 8. Допишите предложения, употребляя подходящие по смыслу существительные с предлогом из. 1. Самолёт вылетел.... 2. Мы вернулись....3. Я получил уведомление.... 4. Скоро он должен вернуться.... 5. Об этой новости на моей родине я узнал.... 6. Делегация выехала.... Обратите внимание на употребление предлогов в и на с глаголами идти и ехать: 1) идти — двигаться пешком: Я иду в библиотеку. 2) идти — о движении самого транспорта; Этот автобус идёт в КазГУград. 3) ехать — двигаться на каком-нибудь транспорте: Я ехал на такси. Задание 9. З а п о м н и т е: на автобусе
Сравните употребление предлогов в и на
Задание 10. Употребите в данных предложениях предлог в или на. 1. К Акмарал мы решили ехать... трамвае.... трамвае дети заняли места у окна. 2. Друзей я встретил... маршрутном автобусе. На работу она ездит... маршрутном автобусе. 3. Участники фестиваля приехали... скором поезде.... скором поезде поддерживался образцовый порядок.
Глоссарий
Задание на СРСП: 1) Разновидности официально-делового стиля. Задание на СРС: Задание 5, 7. Литература 1 Ахмедьяров К.К. Русский язык: Учебное пособие для студентов казахских отделений университета (бакалавриат). – Алматы: КазНУ им. аль-Фараби, 2008. – 226 с. 2 Жаналина Л.К., Мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка: Учебник. – Алматы: Print-S, 2005. – 529 с.
Неделя 11 Культура общения. Основные качества речи. Культура речи – это владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики). Речевая культура - это показатель нашей профессиональной пригодности. Более подробно остановимся на характеристике основных качеств речи: 1) нормативные (правильность речи); 2) коммуникативные (точность речи, понятность и ясность, чистота, выразительность речи, богатство и разнообразие речи); 3) этические (речевой этикет). Правильность речи – это соблюдение норм литературного языка (орфоэпические, лексические, акцентологические, морфологические, синтаксические). Точность речи – строгое соответствие слов, обозначаемым предметам, явлениям, действиям. Все, что нас окружает, что познано или изобретено, все, о чем хотят спросить или рассказать, имеет свое название. Чем больше человек знает слов, тем точнее он может выразить свою мысль. Точность речи определяется знанием предмета, логикой мышления, умением правильно выбирать нужные слова. Понятность – доступность речи для тех, кому она адресована. Понятность речи зависит от правильного использования в ней терминов, иностранных слов, диалектизмов, жаргонизмов, профессионализмов. Богатство и разнообразие речи зависит от того, насколько человек осознает, в чем заключается самобытность языка. Богатство любого языка заключается в богатстве словаря. Необходимо постоянно заботиться о пополнении своего словарного запаса. Чистота речи – незасорённость ее внелитературными элементами, борьба со словами – «сорняками». Причиной появления слов – «сорняков» в речи бывает волнение, неумение мыслить публично, бедность индивидуального словаря говорящего. Выразительность – наличие в языке изобразительно-выразительных средств. Цитаты, пословицы, поговорки, образные сравнения способствуют яркости речи оратора и украшают её. Цитаты должны подчеркивать правильность своих мыслей оратора, а не заменять их чужими. Говорение Задание 1. Найдите цитаты, пословицы, поговорки о точности, правильности и выразительности речи. Задание 2. Подготовьте ситуацию на языке жестов («Признание в любви»; «Содержание известного фильма…»; и т.д.) Задание 3. Обозначьте ударение. Укажите значения приведенных слов. Образец: Кроить атл а с – открыть а тлас Броня на билет - непробиваемая броня, бронированные места - бронированная техника, положить продукты в ледник - подниматься на ледник, развитая страна - развитая веревка, раскрыть заговор - заговор от боли, есть ирис - расцвел ирис, злая острота - острота лезвия, характерный поступок - характерный человек, языковая политика - языковая колбаса. Задание 4. Поставьте ударение в следующих словах. За справками обращайтесь к словарю. Агентство, баловать, дефис, договоренность, демократия, квартал, взаймы, километр, красивейший, кухонный, ножны, облегчить, обострить, одолжить, осведомиться, премировать, принудить, приобретение, приговор, плесневеть, побудить, портфель, статуя, случай, тренер, упрочение, фарфор, форзац, ходатайствовать. Задание 5. Прочитайте вслух приведенные слова. Обратите внимание на произношение чн как [чн] или[шн]. В каких случаях возможно двоякое произношение? Булочная, горчичник, сливочный, шуточный, горничная, молочница, конечно, прачечная, скучно, спичечный, копеечный, двоечник, девичник, нарочно, взяточник, пустячный, порядочный, убыточный, Ильинична. Письмо Задание 6. Перепишите. Вставьте, где необходимо, пропущенные согласные буквы. Аб..ревиация, авторал..и, агрес..ор, ак..лиматизироваться, ак..омпанировать, ак..уратность, ал..егорический, ал..юминиевый, антен..а, ап..ел..ировать, ап..аратный, ап..етитный, ар..тил..ерист, ас..им..етричный, ас..истировать, бал..ада, бар..ок..о, бацил..а, бел..етрист, вож..и, гор..ил..а, грам..офон.., грам..пластинка, грим..ировать, груп..а, груп..ка, гум..анизм, депр..ес..ия, дис..кус..ия, дрес..ировка, дрож..евой, идил..ия, ил..юзион, ин..гал..яция, ин..ициатива, интел..ект, искус..ный, искус..твенный, капил..яр, кар..авел..а, кар..икат..ура, кас..ета, кил..ограм.., кил..ом..етр, кол..егия, кол..окольня, колон..а, колон..ада, колон..ка, колос..альный ком..ис..ариат, ком..ерческий, ком..унист, ком..промис..ный, кон..грес.., кор..идорный, кор..екция, кристал..ический, кристал..ик, крос..ворд, лот..ер..ейный, мас..ировать, метал..ический, метал..олом, мер..идиан, нарцис.., новел..а, норман..дский, один..адцать, ок..упировать, оперет..а, оперет..очный, оп..озиционный, пар..ал..ельный, пар..ал..елограм.., пас..ажир, пас..ивный, пер..иферия, пер..он, плис..овый, прес..а, примадон..а, програм..ировать, програм..ка, прогрес..ивный, проф..ес..ор, пятитон..ка, режис..ёрский, рос..ийский, рус..изм, с..ориться, (денежная) с..уда, стрес..овый, сум..арный, тен..исный, тер..аса, тер..орист, тон..аж, тон..ель, трол..ейбус, труп..а, фил..иал, фин..ский, хол.., цел..юлоза, шок.., шос..е, шоф..ёр,шул..ер, эксцес.., эл..егия, эл..икс..ир, эф..ект. Задание 7. Вставьте, где нужно, пропущенные согласные: а) бел_етристика, гал_ерея, артил_ерия, бал_кон, ил_юстрация; б) пас_ажир, видеокас_ета, импрес_арио, профес_ор, прогрес_; в) сим_етричный, драм_атургия, ком_ерческий, ком_ентарий, гум_анизм; г) ат_естат, либрет_о, оперет_а, генет_ика, грот_еск; д) колон_ада, гун_ы, тон_а, клан_, норман_ы; е) пер_он, кар_икатура, тер_орист, бар_икада, бюр_ократия; Задание 8. Вставьте пропущенные буквы: а) интел_игенция, кол_егия, эф_ективный, проблем_а, метал_ический; б) програм_ка, ок_упация, пятитон_ка, режис_ер, кристал_ьный; в) диф_еренциация, ил_юминация, кор_ектор, груп_ком, колон_ка; г) дис_идент, дил_етант, оп_озиция, привил_егия, собкор_; д) тер_ас_а, коэф_ициент, Ренес_анс, ак_омпанемент, ас_оциация. Задание 9. От следующих глаголов образуйте имена существительные, подчеркните у них удвоенные согласные. Диссимилировать, дифференцировать, аккумулировать, дискуссировать, плиссировать, регрессировать, репрессировать, ассистировать, комментировать, программировать, терроризировать, иммигрировать, иммунизировать. Задание 10. Перепишите, вставляя в соответствии с правилами буквы е или э. Проверьте написанное по орфографическому словарю. Ауди...нция, ди...та, каф..., кли...нт, кано..., м...н...джер, мод…лировать, нонс...нс, общеэкономический, пиру...т, ш...роховатый, грот...ск, дет...кторный, дюш...с, запро...ктировать, ма...стро, р...квием, р...кетир, сэкономить, портмон..., фу...те, эд...львёйс, стату...тка, ингр...ди...нт, про...кция, т...мбр, ш...злонг, кабар..., кафет...рий, ранд...ву, трёх...лементный, тра…ктория, с...ссия, д...канат. Задание 11. Перепишите, вставляя в соответствии с правилами буквы е или э. Проверьте написанное по орфографическому словарю. Ауди...нция, ди...та, каф..., кли...нт, кано..., м...н...джер, мод…лировать, нонс...нс, общеэкономический, пиру...т, ш...роховатый, грот...ск, дет...кторный, дюш...с, запро...ктировать, ма...стро, р...квием, р...кетир, сэкономить, портмон..., фу...те, эд...львёйс, стату...тка, ингр...ди...нт, про...кция, т...мбр, ш...злонг, кабар..., кафет...рий, ранд...ву, трёх...лементный, тра…ктория, с...ссия, д...канат.
1.2 (2) План - конспект занятия по русскому языку на тему: Изобразительно-выразительные средства языка в художественном тексте. Тропы и фигуры речи. Использование изобразительно-выразительных средств языка в художественном тексте, их функции. Цели: 1. Углубить понятие охудожественном стиле речи. 2. Добиться осознания студентами тесной взаимосвязи языка и общества, основных функций языка в обществе, которые будут способствовать правильному стилистическому использованию изученных конструкций в речи.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 5596; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.183.77 (0.009 с.) |