Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Стилевая система современного русского языка. Характеристика официально-делового стиляСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Практическое занятие 2 часа Содержание заданий, подлежащих выполнению Задание 1. В каких значениях употреблено слово язык в словосочетаниях и предложениях. Запишите конструкции, укажите в скобках значение, используя справочные материалы. Приведите синонимы к каждому из значений слова язык, представленных в словосочетаниях и предложениях: Он не владеет языком; Говорит тяжелым языком; Язык мой – враг мой; Трудный для понимания язык; Языком формул; Шершавым языком плаката. Справочные материалы: Язык 1. Орган в полости рта позвоночных животных и человека, способствующий пережевыванию и глотанию пищи, определяющий ее вкусовые свойства, а у человека, кроме того, участвующий в образовании звуков речи орган речи. 2. перен. Способность говорить (обычно в составе устойчивых сочетаний). 3. (мн. язык и и устар. яз ы ки). Система звуковых и словарно-грамматических средств, являющаяся орудием для выражения мысли и служащая средством общения людей. 4. Разновидность речи, обладающая теми или иными характерными признаками; стиль, слог. 5. чего. То, что выражает собой какую-либо мысль, может служить средством общения. 6. (мн. язык и и яз ы ки). Устар. Народ, народность. 7. Пленный, от которого можно узнать нужные сведения. 8. Металлический стержень (колокола, колокольчика), при ударах которого возникает звон (Малый академический словарь). Язык 1 1. Подвижный мышечный орган в полости рта, являющийся органом вкуса, а у человека участвующий также в образовании звуков речи. 2. В колоколе: металлический стержень, производящий звон ударами о стенки. Язык 2 1. Система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. 2. ед. Совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе, стиль. 3. ед. Речь, способность говорить. 4. Система знаков (звуков, сигналов и т. п.), передающих информацию. 5. ед., перен., чего. То, что выражает, объясняет собой что-нибудь (о предметах и явлениях). 6. перен. Пленный, от которого можно получить нужные сведения (разг.). Язык 3 (стар.). Народ, нация (Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова). Задание 2. Прочитайте определения культуры речи юриста. «Речевая культура профессионального общения юристов – это определенный уровень профессионально-языковой компетенции, позволяющий правильно построить и реализовать программу устного и письменного высказывания с учетом изменчивости речевых ситуаций при постоянстве требований Закона» (Т. В. Губаева); «Культура речи при производстве следственных действий состоит в использовании точных, ясных, понятных, соответствующих литературной норме и речевой ситуации языковых средств»; «…культура судебной речи состоит не в том, чтобы отказываться от использования определенных языковых средств, а в том, чтобы употреблять их там, где нужно» (Е. Е. Подголин). Какое из них наиболее точно, на ваш взгляд, отражает содержание понятия? Сформулируйте самостоятельно определение понятия «культура речи юриста», запишите в тетрадь. Задание 3. Изучите одно из пособий (одну из статей) о культуре речи юриста. Выразите письменно свое мнение о прочитанном.
Методические указания для курсантов по подготовке При подготовке к занятию следует обратить внимание на вопросы, касающиеся структуры русского национального языка, уяснить содержание понятий: современный русский литературный язык, нормализация и кодификация литературного языка, динамическая теория нормы, языковая норма, варианты (вариантность). Необходимо изучить теоретический материал по теме занятия, подготовиться к обсуждению следующих учебных вопросов: 1. Понятие культуры речи. Три аспекта культуры речи. Коммуникативные качества речи. 2. Языковая норма. Вариантность нормы. Типы языковых норм. 3. Современный русский литературный язык, его признаки. Разновидности литературного языка. 4. Характеристика официально-делового стиля, его подстили, жанры. Языковые особенности официально-делового стиля. 5. Формы существования национального языка. Особое внимание при подготовке к практическому занятию следует обратить на изучение характерных признаков функциональных стилей: лексических, морфологических, синтаксических. Необходимо знать определения функциональных стилей; сферу применения; подстили, которые выделяются в каждом стиле; жанры.
Задания для самостоятельной работы 1. Изучите материалы учебного пособия: Варлакова Т. В., Веретенникова А. Е. Речевая коммуникация в деятельности сотрудника правоохранительных органов. – Омск, 2010. – С. 8 – 29. Составьте и оформите в рабочей тетради конспект в соответствии с предлагаемыми учебными вопросами. 2. Составьте таблицу «Функции и характерные черты официально-делового стиля». Проиллюстрируйте каждую часть таблицы примерами из текстов документов. 3. Выберите несколько статей УК РФ, УПК РФ, проанализируйте тексты с точки зрения преобладания в них именных форм над глаголами. Выводы запишите в тетрадь. Подготовьтесь сделать сообщение. 4. По учебному пособию Н. Н. Ивакиной «Профессиональная речь юриста» (с. 384) прочитайте гл. 6 «Канцелярит» из книги К. Чуковского «Живой как жизнь». Составьте небольшой текст выступления перед группой на тему «Канцелярит – необходимая составляющая или болезнь речи?». 5. Подготовьте выступление «Языковые особенности (лексические, морфологические, синтаксические) официально-делового стиля». Сделайте сообщение в группе по указанной теме.
Рекомендуемые источники Основные источники Варлакова Т. В., Веретенникова А. Е. Речевая коммуникация в деятельности сотрудника правоохранительных органов: учебное пособие. – Омск, 2010. Ивакина Н. Н. Профессиональная речь юриста: учебное пособие. – М., 2008. Носкова Л. Г. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – М., 2009. Русский язык и культура речи: учебник / под ред. В. И. Максимова, А. В. Голубевой. – М., 2010. Дополнительные источники Голощапова Т. Г. Русский язык и культура речи: учебно-методическое пособие. – М., 2007. Губаева Т. В. Язык и право. Искусство владения словом в профессиональной юридической деятельности. – М., 2007. Коренькова Е. В., Пушкарева Н. В. Русский язык и культура речи: учебник. – М., 2010. Русский язык и культура речи: учебник / под ред. В. Д. Черняк. – М., 2010. Штрекер Н. Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – М., 2010.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.16.251 (0.006 с.) |