Русский язык В деловой документации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русский язык В деловой документации



РУССКИЙ ЯЗЫК В ДЕЛОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

 

Планы практических занятий и самостоятельной работы

для курсантов, обучающихся по программе высшего
профессионального образования

Специальность 030901.65 Правовое обеспечение национальной безопасности

 

 

Омск 2012


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

дисциплины «Русский язык в деловой документации»

по специальности 030901.65 Правовое обеспечение

национальной безопасности,

срок обучения 5 лет

№ темы Темы дисциплины, виды самостоятельной работы ПЗ Всего ауд. СРС Всего
  Стилевая система современного русского языка. Характеристика официально-делового стиля        
  Фонетические особенности современного делового русского языка        
  Лексические средства современного русского языка. Лексика деловой документации        
  Употребление отдельных морфологических средств языка в письменной деловой речи        
  Трудные случаи орфографии        
  Синтаксические нормы современного русского языка в деловой документации        
  Трудные случаи пунктуации        
  Служебные документы: типология, содержание, композиция, языковое оформление        
  Редактирование текстов документов. Устранение типичных ошибок в деловой речи        
Контрольная работа    
Зачёт    
Итого        

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основные цели дисциплины

Изучение дисциплины «Русский язык в деловой документации» объемом 72 часа имеет целью сформировать у курсантов основу теоретических знаний по языковому оформлению и редактированию служебной документации, используемой в практической деятельности работников правоохранительных органов, юридических служб и организаций; выработать у курсантов такие умения, как адекватная реализация коммуникативных намерений, владение профессионально значимыми письменными жанрами (в частности, умение составлять официальные письма, служебные записки, инструкции, протоколы и т. п.), грамотное оформление письменных и устных текстов в соответствии с требованиями норм русского языка; а также навыки работы с различными словарями и справочниками современного русского языка, редактирования служебной документации, эффективного устного общения в сфере деловой коммуникации.

Это предполагает усвоение информации по таким важным для будущих специалистов правоохранительных органов вопросам, как специфика структуры, композиции служебных документов, требования к их оформлению; стилистические особенности использования средств языка в деловой документации; типичные ошибки в деловой речи и их устранение. Отмеченные знания, умения и навыки, приобретенные при изучении данной дисциплины, необходимы обучаемым для качественного решения профессиональных задач в их дальнейшей деятельности.

Мировоззренческие задачи

Изучение дисциплины «Русский язык в деловой документации» призвано способствовать повышению у курсантов общей и речевой культуры, обеспечивать изучение и усвоение курсантами нормативно-правовых актов, регламентирующих использование русского языка в качестве государственного (официального) языка Российской Федерации (Конституции РФ, Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации», Закона РФ «О языках народов Российской Федерации» и др.); сформировать представления об основных направлениях развития языка, законодательной техники, юридической терминологии.

В процессе изучения дисциплины «Русский язык в деловой документации» необходимо дать знания об основных языковых нормах, о структуре, закономерностях функционирования, стилистических ресурсах русского языка; познакомить курсантов со спецификой официально-делового стиля; сформировать представление о языке законов как разновидности официально-делового стиля; развивать навыки письменной и устной речи, формировать практические навыки ведения документации и общения в профессионально значимых ситуациях, способствовать предупреждению речевых ошибок.

С учетом того, что преподавание дисциплины «Русский язык в деловой документации» в Омской академии МВД России в значительной мере ориентировано на подготовку сотрудников органов внутренних дел, курсантам необходимо дополнительно изучать практику деятельности данных органов, особенно полиции.

Изучение курса осуществляется в течение одного учебного семестра и завершается зачетом.

Рекомендации по видам занятий

По самостоятельной подготовке. Непременными условиями успешного усвоения учебного материала является глубокая проработка курсантами рекомендованных к изучению нормативных актов, учебной и научной литературы, а также постоянное взаимодействие с преподавателями кафедры для своевременного разрешения возникающих вопросов, особенно в часы, отведенные для консультаций.

По подготовке к практическим занятиям. В ходе проведения практического занятия курсанты выполняют упражнения и практические задания. Цель указанной формы обучения заключается в том, чтобы сформировать определенные практические умения и навыки составления текстов деловой документации, а также их редактирования. Поставленные цели могут быть достигнуты на основе изучения рекомендованных программой нормативных источников, научной и учебной литературы.

По проведению консультаций. При изучении дисциплины курсанты могут воспользоваться консультацией преподавателя. Плановые консультации проводятся преподавателями в соответствии с кафедральным графиком.

 

В планах практических занятий и самостоятельной работы используются следующие сокращения:

АО – административный округ;

ГИБДД – Государственная инспекция безопасности дорожного движения;

ДПС – дорожно-патрульная служба;

ОВД – органы внутренних дел;

РГ – «Российская газета»;

УМВД – Управление Министерства внутренних дел;

ФЗ – Федеральный закон.


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание заданий, подлежащих выполнению

Задание 1. В каких значениях употреблено слово язык в словосочетаниях и предложениях. Запишите конструкции, укажите в скобках значение, используя справочные материалы. Приведите синонимы к каждому из значений слова язык, представленных в словосочетаниях и предложениях: Он не владеет языком; Говорит тяжелым языком; Язык мой – враг мой; Трудный для понимания язык; Языком формул; Шершавым языком плаката.

Справочные материалы:

Язык 1. Орган в полости рта позвоночных животных и человека, способствующий пережевыванию и глотанию пищи, определяющий ее вкусовые свойства, а у человека, кроме того, участвующий в образовании звуков речи орган речи. 2. перен. Способность говорить (обычно в составе устойчивых сочетаний). 3. (мн. язык и и устар. яз ы ки). Система звуковых и словарно-грамматических средств, являющаяся орудием для выражения мысли и служащая средством общения людей. 4. Разновидность речи, обладающая теми или иными характерными признаками; стиль, слог. 5. чего. То, что выражает собой какую-либо мысль, может служить средством общения. 6. (мн. язык и и яз ы ки). Устар. Народ, народность. 7. Пленный, от которого можно узнать нужные сведения. 8. Металлический стержень (колокола, колокольчика), при ударах которого возникает звон (Малый академический словарь).

Язык 1 1. Подвижный мышечный орган в полости рта, являющийся органом вкуса, а у человека участвующий также в образовании звуков речи. 2. В колоколе: металлический стержень, производящий звон ударами о стенки.

Язык 2 1. Система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. 2. ед. Совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе, стиль. 3. ед. Речь, способность говорить. 4. Система знаков (звуков, сигналов и т. п.), передающих информацию. 5. ед., перен., чего. То, что выражает, объясняет собой что-нибудь (о предметах и явлениях). 6. перен. Пленный, от которого можно получить нужные сведения (разг.).

Язык 3 (стар.). Народ, нация (Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова).

Задание 2. Прочитайте определения культуры речи юриста. «Речевая культура профессионального общения юристов – это определенный уровень профессионально-языковой компетенции, позволяющий правильно построить и реализовать программу устного и письменного высказывания с учетом изменчивости речевых ситуаций при постоянстве требований Закона» (Т. В. Губаева); «Культура речи при производстве следственных действий состоит в использовании точных, ясных, понятных, соответствующих литературной норме и речевой ситуации языковых средств»; «…культура судебной речи состоит не в том, чтобы отказываться от использования определенных языковых средств, а в том, чтобы употреблять их там, где нужно» (Е. Е. Подголин). Какое из них наиболее точно, на ваш взгляд, отражает содержание понятия? Сформулируйте самостоятельно определение понятия «культура речи юриста», запишите в тетрадь.

Задание 3. Изучите одно из пособий (одну из статей) о культуре речи юриста. Выразите письменно свое мнение о прочитанном.

 

Методические указания для курсантов по подготовке
к практическому занятию

При подготовке к занятию следует обратить внимание на вопросы, касающиеся структуры русского национального языка, уяснить содержание понятий: современный русский литературный язык, нормализация и кодификация литературного языка, динамическая теория нормы, языковая норма, варианты (вариантность). Необходимо изучить теоретический материал по теме занятия, подготовиться к обсуждению следующих учебных вопросов: 1. Понятие культуры речи. Три аспекта культуры речи. Коммуникативные качества речи. 2. Языковая норма. Вариантность нормы. Типы языковых норм. 3. Современный русский литературный язык, его признаки. Разновидности литературного языка. 4. Характеристика официально-делового стиля, его подстили, жанры. Языковые особенности официально-делового стиля. 5. Формы существования национального языка. Особое внимание при подготовке к практическому занятию следует обратить на изучение характерных признаков функциональных стилей: лексических, морфологических, синтаксических. Необходимо знать определения функциональных стилей; сферу применения; подстили, которые выделяются в каждом стиле; жанры.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Изучите материалы учебного пособия: Варлакова Т. В., Веретенникова А. Е. Речевая коммуникация в деятельности сотрудника правоохранительных органов. – Омск, 2010. – С. 8 – 29. Составьте и оформите в рабочей тетради конспект в соответствии с предлагаемыми учебными вопросами.

2. Составьте таблицу «Функции и характерные черты официально-делового стиля». Проиллюстрируйте каждую часть таблицы примерами из текстов документов.

3. Выберите несколько статей УК РФ, УПК РФ, проанализируйте тексты с точки зрения преобладания в них именных форм над глаголами. Выводы запишите в тетрадь. Подготовьтесь сделать сообщение.

4. По учебному пособию Н. Н. Ивакиной «Профессиональная речь юриста» (с. 384) прочитайте гл. 6 «Канцелярит» из книги К. Чуковского «Живой как жизнь». Составьте небольшой текст выступления перед группой на тему «Канцелярит – необходимая составляющая или болезнь речи?».

5. Подготовьте выступление «Языковые особенности (лексические, морфологические, синтаксические) официально-делового стиля». Сделайте сообщение в группе по указанной теме.

 

Рекомендуемые источники

Основные источники

Варлакова Т. В., Веретенникова А. Е. Речевая коммуникация в деятельности сотрудника правоохранительных органов: учебное пособие. – Омск, 2010.

Ивакина Н. Н. Профессиональная речь юриста: учебное пособие. – М., 2008.

Носкова Л. Г. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – М., 2009.

Русский язык и культура речи: учебник / под ред. В. И. Максимова, А. В. Голубевой. – М., 2010.

Дополнительные источники

Голощапова Т. Г. Русский язык и культура речи: учебно-методическое пособие. – М., 2007.

Губаева Т. В. Язык и право. Искусство владения словом в профессиональной юридической деятельности. – М., 2007.

Коренькова Е. В., Пушкарева Н. В. Русский язык и культура речи: учебник. – М., 2010.

Русский язык и культура речи: учебник / под ред. В. Д. Черняк. – М., 2010.

Штрекер Н. Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – М., 2010.

Содержание заданий, подлежащих выполнению

Задание 1.Образуйте от данных прилагательных глаголы совершенного вида. Поставьте ударение. Прочитайте:

Глубокий крепкий прочный

острый бодрый легкий

Задание 2. Образуйте глагольные формы прошедшего времени мужского рода, женского рода, множественного числа. Прочитайте:

Отнять, понять, начать, начаться, создать, класть.

Задание 3. Запишите существительные в форме родительного падежа множественного числа. Поставьте ударение:

Область, ведомость, простыня, плоскость, ступень, доска, дно, сирота, торт, шарф, порт, уголь, отрасль, местность, мощность, прибыль.

Задание 4. Образуйте отглагольные существительные. Обратите внимание на постановку ударения в них:

Договариваться, созывать, обеспечивать, сосредоточивать, намереваться, упрочить, упорядочить, занять, нанять.

Задание 5. Образуйте от прилагательных и страдательных причастий прошедшего времени краткие формы мужского рода, женского рода, множественного числа. Прочитайте:

Близкий, горький, длинный, ровный, глубокий, розданный, созванный, созданный, взятый, занятый, начатый.

Задание 6. Прочитайте слова. Запишите, поставьте ударение:

Блокировать, маркировать, премировать, нормировать, национализировать, приватизировать, гофрировать, конструировать, пломбировать, экспортировать, делегировать, бомбардировать.

Задание 7. Пользуясь словарем, обозначьте ударение в следующих словах:

Агент, алиби, алкоголь, анатом, апелляция, аргумент, арест, афера, баловать, безудержный, валовой, вероисповедание, возбуждено, гастрономия, дактилоскопия, диалог, диспансер, договор, документ, закупорить, занятой (человек), занятый (кем-н., чем-н.), звонит, звонят, изобретение, идентификация, индустрия, каталог, квартал, километр, мастерски, медикамент, мизерный, набело, надолго, намерение, незаконнорожденный, некролог, обеспечение, облегчить, осведомить, осужденный, поимка, похороны, премировать, приговор, псевдоним, принудить, средства, соболезнование, сосредоточение, усугубить, феномен, ходатайство, эксперт, шофер.

Задание 8. Установите по словарю значения иностранных слов, обозначьте ударение, произнесите правильно.

Агрессия, альтернатива, аннексия, апартеид, аудиенция, аффект, афера, атлет, бытие, многоженец, брудершафт, кодекс, компетенция, опека, отель, конечно, скучно, никчемный.

Задание 9. Прочитайте словосочетания и предложения, обращая внимание на произношение выделенных слов. Запишите, поставьте ударение.

Принципы взаимовыгодных договорных отношений; приглашаем к сотрудничеству оптовых покупателей; акции крупных промышленных предприятий, нефтепроводов и газопроводов; специалисты по маркетингу; денежные средства акционеров работают во всех ключевых отраслях экономики; для оптовых покупателей – скидки; размер уставного фонда; разнообразие услуг фирмы приятно удивит занятых людей; вы правы.

Подтвердили намерение продолжить переговоры с целью обеспечения мира; подписание договора; решение экспертной комиссии; необходимо углубить и упрочить позитивные процессы; прибытие экспертов; в результате сложных маневров самолеты наемников смогли бомбардировать военные объекты противника; Правительства ряда стран осудили инцидент и выразили соболезнования семьям погибших.

Работа с каталогом; я очень занята; большой выбор тортов; вы правы; этот торт вкуснее и красивее; раз в месяц, обычно по средам.

Задание 10. Определите варианты произношения одинаковых по написанию слов, дайте толкование их значений. Как называются такие слова?

Железка – железка, истекший – истекший, небо – небо, падеж – падеж, оглашенный – оглашенный.

Задание 11. Объедините слова с твердым согласным перед е в одну группу, с мягким согласным – в другую.

Индексация, компьютер, академия, интеграция, музей, тезис, бизнес, крем, бартер, продюсер, термин, пресса, тенденция, кофе, прессинг, бутерброд, декада, тест, юриспруденция, Одесса, менеджер, менеджмент, альтернатива, анестезия, бандероль, бассейн, гейзер, геодезия, гипотеза, гротеск, декан, демагог, депо, депрессия, идентичный, индекс, кларнет, крепдешин, нейрохирург, панель, пастельные тона, партер, полонез, сервис, синтез, стратегия, экспресс, дельта, интервью, кредо, крейсер, нетто, орхидея, патент, пенсне, сессия, свитер, тент, фланель, штемпель, энергия, аннексия, декадент, сейф, сонет, тенор, фанера, шинель, шоссейный, эссенция, зажжен, обожжен.

Методические указания для курсантов по подготовке
к практическому занятию

Практическое занятие в первой его части проводится на основе рассмотрения следующих учебных вопросов: 1. Фонетические нормы. 2. Орфоэпия как система правил произношения. 3. Законы русского произношения. 4. Свойства русского ударения. 5. Акцентологические нормы.

К терминам, знание которых необходимо для обсуждения вопросов теоретического плана и выполнения заданий по теме занятия, относятся: орфоэпическая норма, акцентологическая норма, варианты, вариантность. Большое значение также имеет четкое представление о законах русского произношения. Поэтому при подготовке к практическим занятиям необходимо обратиться к указанным в списке рекомендуемой литературы источникам и изучить теоретические положения, раскрывающие закономерности русской произносительной системы, особенности русского ударения, его функции, подобрать иллюстративный материал.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Изучите материалы учебного пособия: Варлакова Т. В., Веретенникова А. Е. Речевая коммуникация в деятельности сотрудника правоохранительных органов. – Омск, 2010. – С. 29 – 41.

2. Составьте и оформите в рабочей тетради конспект, отразив основные положения, касающиеся норм произношения и ударения.

3. Запишите слова, в которых при употреблении наиболее часто, по Вашему мнению, допускаются ошибки в произношении и постановке ударения (по 20 слов). Укажите правильный вариант произношения и выбора ударного слога.

 

Рекомендуемые источники

Основные источники

Варлакова Т. В., Веретенникова А. Е. Речевая коммуникация в деятельности сотрудника правоохранительных органов: учебное пособие. – Омск, 2010.

Ивакина Н. Н. Профессиональная речь юриста: учебное пособие. – М., 2008.

Носкова Л. Г. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – М., 2009.

Русский язык и культура речи: учебник / под ред. В. И. Максимова, А. В. Голубевой. – М., 2010.

Дополнительные источники

Голощапова Т. Г. Русский язык и культура речи: учебно-методическое пособие. – М., 2007.

Губаева Т. В. Язык и право. Искусство владения словом в профессиональной юридической деятельности. – М., 2007.

Коренькова Е. В., Пушкарева Н. В. Русский язык и культура речи: учебник. – М., 2010.

Русский язык и культура речи: учебник / под ред. В. Д. Черняк. – М., 2010.

Штрекер Н. Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – М., 2010.

Содержание заданий, подлежащих выполнению

Задание 1. Соедините слова в устойчивые словосочетания. С тремя словосочетаниями составьте предложения.

Подвергнуть, здоровье человека, подлежать, способствовать, укрепление правопорядка, соответствовать, предание, наносить ущерб, подчиняться, противоречить, требование закона, содействовать, уделять внимание (придавать значение), суд, наказание, борьба с преступностью, общество, нормы морали, конфискация, оказывать помощь, закон, органы внутренних дел, причинить вред, причинить ущерб, государство, совершение преступления.

Задание 2. Образуйте устойчивые словосочетания, имеющие окраску официально-делового стиля, добавив к первой группе существительных соответствующие прилагательные, ко второй группе существительных – необходимые глаголы. Составьте фразы с полученными словосочетаниями.

Приговор, срок, лицо, дети, ответственность, действия, оборона, полномочия, обстоятельства, преступление, наказание, жалоба, пособие, органы, порядок, рассмотрение.

Приказ, контроль, должностные оклады, выговор, порицание, ошибка, содействие, порядок, выполнение, недоделки, дисциплина, совещание, обязанности, обследование, меры.

Задание 3. Прокомментируйте и исправьте ошибки, связанные с неточным пониманием значения выделенных слов.

1. В последние годы было создано массовое количество инновационных форм. 2. Сельским товаропроизводителям стало экономически ущербным реализовывать продукцию по сложившимся ценам. 3. Эти данные позволили автору основать следующие выводы и предложения. 4. На предприятии использовалось более прогрессивное оборудование. 5. Стала очевидной нетождественность замыслов программы социальным условиям жизни. 6. Мы должны бороться всеми нашими ресурсами. 7. Большую половину своего выступления докладчик посвятил анализу политической ситуации. 8. Умножение полномочий главы местной администрации обеспечено за счет предоставления местному самоуправлению широкой самостоятельности. 9. Далеко не все предприниматели вступили в новую эпоху с видом на будущее. 10. В парке было заложено 24 дерева. 11. Он познакомился с плеядой новейших компьютеров. 12. Принятое решение способствует улучшению отмеченных недостатков. 13. В зале в основном были люди изрядного возраста.

Задание 4. Определите, какие из приведенных плеонастических словосочетаний закрепились в языке, а какие противоречат языковой норме.

Народная демократия, патриот своей родины, экспонаты выставки, букинистическая книга, свободная вакансия, прейскурант цен, народный фольклор, автобиография жизни, монументальный памятник, габаритные размеры, реальная действительность, период времени, огромная махина, практика работы, взаимно друг к другу, памятный сувенир, частная собственность.

 

Методические указания для курсантов по подготовке
к практическому занятию

Первое практическое занятие по указанной теме включает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть занятия проводится в форме фронтального обсуждения наиболее значимых в рамках данной темы вопросов: 1. Слово – основная единица языка. Признаки слова как единицы языка. Назывная функция слова. 2. Лексическое значение. Лексическая норма и лексическая сочетаемость. 3. Использование синонимов, многозначных слов в деловой речи. 4. Паронимы и явление паронимии. При обсуждении каждого вопроса приводятся примеры, подтверждающие то или иное раскрываемое положение. Поэтому при подготовке к занятию следует изучить материал учебника, провести работу по отбору языковых фактов, иллюстрирующих теоретические положения, выписать примеры в рабочую тетрадь.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Изучите теоретический материал учебного пособия: Ивакина Н. Н. Профессиональная речь юриста. – М., 2008. – С. 105 – 114; с. 128 – 136; с. 151 – 157.

2. Изучите и законспектируйте теоретический материал учебных пособий: Варлакова Т. В., Веретенникова А. Е. Речевая коммуникация в деятельности сотрудника правоохранительных органов. – Омск, 2010. – С. 86 – 95; Штрекер Н. Ю. Русский язык и культура речи. – М., 2003. – С. 186 – 193; с. 239 – 244. Найдите определения терминов лексическая норма, лексическая сочетаемость, плеоназм, тавтология, запомните содержание данных понятий.

 

Практическое занятие 2 часа

Содержание заданий, подлежащих выполнению

Задание 1. Выполните по учебному пособию Варлаковой Т. В., Веретенниковой А. Е. упражнение 2 (с. 125).Подготовьтесь дать подробные устные комментарии.

Задание 2. Выполните по вышеуказанному пособию упражнение 8 (с. 127).

Задание 3. Выполните по вышеуказанному пособию упражнение 9 (с. 127).

Задание 4. Выполните по вышеуказанному пособию упражнение 10 (с. 127).

 

Методические указания для курсантов по подготовке
к практическому занятию

Второе практическое занятие предполагает рассмотрение наиболее актуальных проблем, связанных с появлением большого количества заимствований в русском языке, с широким употреблением жаргонной лексики. Теоретическая часть занятия проводится в форме письменного фронтального опроса. Курсанты должны дать определения терминов «слово», «назывная функция слова», «лексическое значение», «лексическая норма», «лексическая сочетаемость», «паронимы», «паронимия», охарактеризовать особенности употребления лексических средств языка в деловой речи, в процессуальных документах. Далее обсуждаются вопросы: 1. Заимствования в речи юриста. 2. Профессионализмы и юридическая терминология. 3. Способы образования юридических терминов. В соответствии с заданиями для самостоятельной работы предполагается представление на занятии сообщений на темы: «Клише и штампы в речи юриста»; «Фразеологические обороты в речи юриста».

Предлагаемые по учебному пособию Варлаковой Т. В., Веретенниковой А. Е. задания выполняются с использованием справочников и словарей, изданных за последние 5 лет. При подготовке к занятию следует уточнить значения иноязычных по происхождению слов, записать краткий вариант толкования значений представленных в заданиях слов.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Изучите текст Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации». Обратите внимание на положение, определяющее использование заимствований в официальных ситуациях.

2. Изучите теоретический материал учебного пособия: Ивакина Н. Н. Профессиональная речь юриста. – М., 2008. – С. 175 – 238. Напишите конспект по следующему плану: 1. Заимствования в речи юриста. 2. Профессионализмы и юридическая терминология. 3. Способы образования юридических терминов.

3. Используя материал учебного пособия Н. Н. Ивакиной, подготовьте сообщения на темы: «Клише и штампы в речи юриста»; «Фразеологические обороты в речи юриста».

 

Рекомендуемые источники

Основные источники

Варлакова Т. В., Веретенникова А. Е. Речевая коммуникация в деятельности сотрудника правоохранительных органов: учебное пособие. – Омск, 2010.

Ивакина Н. Н. Профессиональная речь юриста: учебное пособие. – М., 2008.

Носкова Л. Г. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – М., 2009.

Русский язык и культура речи: учебник / под ред. В. И. Максимова, А. В. Голубевой. – М., 2010.

Дополнительные источники

Голощапова Т. Г. Русский язык и культура речи: учебно-методическое пособие. – М., 2007.

Коренькова Е. В., Пушкарева Н. В. Русский язык и культура речи: учебник. – М., 2010.

Марфицин П. Г., Николаева Н. М. Юридическая техника составления документов предварительного расследования: учебно-практическое пособие. – Омск, 2003.

Русский язык и культура речи: учебник / под ред. В. Д. Черняк. – М., 2010.

Содержание заданий, подлежащих выполнению

Задание 1. Выполните по учебному пособию Варлаковой Т. В., Веретенниковой А. Е. упражнение 1 (с. 128).Упражнения оформляются письменно, без сокращений слов и текста. При выполнении необходимо написать только правильный вариант.

 

Задание 2. Выполните по вышеуказанному пособию упражнение 2 (с. 128). Задание оформляется в рабочей тетради.

Задание 3. Выполните по вышеуказанному пособию упражнения 3, 4 (с. 128). Задание оформляется письменно в рабочей тетради.

 

Методические указания для курсантов по подготовке
к практическому занятию

Практическое занятие включает обсуждение по заранее предложенным учебным вопросам и выполнение заданий на закрепление полученных теоретических знаний. Учебные вопросы, рассматриваемые на первом практическом занятии: 1. Морфологические нормы и варианты. 2. Определение рода имен существительных несклоняемых иноязычного происхождения. 3. Склонение имен существительных собственных. 4. Образование форм имен существительных мужского рода 2-го склонения именительного и родительного падежа множественного числа. На каждом практическом занятии после обсуждения учебных вопросов, рефератов проводится анализ текстов документов, написанных с нарушениями морфологических норм. При подготовке к занятиям по теме «Морфологические средства языка в деловой документации» курсантам необходимо составить четкое представление о содержании таких понятий, как морфологическая норма, морфологические варианты, аббревиация, несклоняемые имена существительные, двуродовые (общего рода) имена существительные, изучить в соответствии с названными разделами теоретический материал рекомендуемых учебников и учебных пособий.

Задания для самостоятельной работы

1. Изучите и законспектируйте теоретический материал учебного пособия: Ивакина Н. Н. Профессиональная речь юриста. – М., 2008. – С. 246 – 254.

2. Изучите и законспектируйте материал учебного пособия: Варлакова Т. В., Веретенникова А. Е. Речевая коммуникация в деятельности сотрудника правоохранительных органов. – Омск, 2010. – С. 96 – 103.

 

Практическое занятие 2 часа

Содержание заданий, подлежащих выполнению

Задание 1. Выполните по учебному пособию Варлаковой Т. В., Веретенниковой А. Е. упражнение 5 (с. 129).Упражнения оформляются письменно, без сокращений слов и текста. При выполнении необходимо написать только правильный вариант.

Задание 2. Выполните по вышеуказанному пособию упражнение 6 (с. 129). Задание оформляется в рабочей тетради.

Задание 3. Выполните по вышеуказанному пособию упражнение 7 (с. 129). Задание оформляется письменно в рабочей тетради.

Методические указания для курсантов по подготовке
к практическому занятию

Практическое занятие посвящено рассмотрению следующих вопросов теоретического плана: 1. Употребление имен прилагательных в деловой речи. 2. Образование глагольных форм. 3. Использование имен числительных в деловой речи. Следуетизучить в соответствии с названными разделами теоретический материал учебника (учебного пособия). Далее, после обсуждения учебных вопросов, рефератов, проводится анализ текстов документов, написанных с нарушениями морфологических норм. В соответствии с применением технологии исследования частного случая необходимо выявить ошибку, принять решение – выбрать оптимальный вариант написания формы слова, сравнить с другими вариантами (предлагаемыми курсантами и преподавателем). При подготовке к занятию курсантам необходимо обратить особое внимание на такие аспекты изучаемых нормативных явлений, как образование несовершенного вида глаголов с помощью суффиксов -ыва-, -ива-; согласование сказуемого с подлежащим, в состав которого входит собирательное существительное; согласование сказуемого с подлежащим, в состав которого входит собирательное существительное с количественным значением; склонение составных количественных и порядковых числительных; употребление числительных полтора (полторы), полтораста; употребление собирательных числительных.Необходимо помнить, что специфика дисциплины предполагает постоянное обращение к текстам деловой, процессуальной документации. При рассмотрении использования различных частей речи в текстах документов рекомендуется обращать особое внимание на трудности, которые возникают у составителя в связи с выбором формы слова или одного из морфологических вариантов. Так, наиболее распространенными ошибками в употреблении имен прилагательных являются неправильно образованные формы сравнительной и превосходной степеней сравнения (более интенсивнее, самый строжайший), при образовании и употреблении в тексте документа глагольных форм затруднения возникают вследствие существующих стилистически неравноправных морфологических вариантов (обусловливать – обуславливать). Именно в таких профессионально значимых частях материала следует разобраться и уметь обосновать правильный выбор языковых средств в соответствии с морфологическими нормами.

Задания для самостоятельной работы

1. Изучите теоретический материал учебного пособия: Ивакина Н. Н. Профессиональная речь юриста. – М., 2008. – С. 256 – 266; с. 276 – 285.

2. Изучите и законспектируйте материал учебного пособия: Варлакова Т. В., Веретенникова А. Е. Речевая коммуникация в деятельности сотрудника правоохранительных органов. – Омск, 2010. – С. 103 – 114.

 

Рекомендуемые источники

 

Основные источники

Варлакова Т. В., Веретенникова А. Е. Речевая коммуникация в деятельности сотрудника правоохранительных органов: учебное пособие. – Омск, 2010.

Ивакина Н. Н. Профессиональная речь юриста: учебное пособие. – М., 2008.

Носкова Л. Г. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – М., 2009.

Русский язык и культура речи: учебник / под ред. В. И. Максимова, А. В. Голубевой. – М., 2010.

Дополнительные источники

Голощапова Т. Г. Русский язык и культура речи: учебно-методическое пособие. – М., 2007.

Коренькова Е. В., Пушкарева Н. В. Русский язык и культура речи: учебник. – М., 2010.

Русский язык и культура речи: учебник / под ред. В. Д. Черняк. – М., 2010.

Содержание заданий, подлежащих выполнению

Задание 1. Внимательно проанализируйте образование и правописание каждого слова с пропущенными буквами. Вставьте суффиксы.

Семья слесаря Матвеева вечером после работы смотрела телевизио…ую передачу. Неожида…о раздался выстрел, которым через окно была убита Серафима Ивановна. Раздался еще один выстрел, которым были ране…ы дочь Овчинниковой Анна и ее свекор Матвеев Николай Матвеевич. На квартире задерж…ого изъяли двухствольное охотничье ружье, в котором находились две стреля…ые гильзы. В результате произведе…ого расследования установле…о, что убийство было соверш…о Овчинниковым. Допрош..ый по существу предъявле…ого обвинения Овчинников признал свою вину в умышл…ом убийстве. Он показал, что у них с женой происходили постоя…ые ссоры. Описа…ые Овчинниковым обстоятельства убийства подтвержд…ы показаниями свидетелей (А. П. Бороданков).

Задание 2.Образуйте от каждого слова все возможные слова и формы слов с суффиксами -н-или -нн-.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 1124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.11 с.)