Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модуль III. Жанры делового общения↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Направление подготовки (специальности) 030900 «Юриспруденция» Квалификация (степень) выпускника бакалавр Профиль подготовки (специализация) для всех профилей Форма обучения очная
Омск-2011 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Разделы рабочей программы 1. Цели освоения дисциплины. 2. Место дисциплины в структуре отдельной образовательной программы. 3. Структура и содержание дисциплины. 4. Формы контроля освоения дисциплины. 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины.
Приложения к рабочей программе дисциплины Приложение 1. Аннотация рабочей программы. Приложение 2. Технологии и формы преподавания. Приложение 3. Технологии и формы обучения. Приложение 4. Оценочные средства и методики их применения.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 030900 «Юриспруденция». Программу составил: Карабыков А. В., доцент кафедры иностранных языков, кандидат филологических наук, доцент
Эксперт: д. фил. н., профессор Омского юридического института Г. Г. Бабалова
Программа одобрена на заседании кафедры 31 августа 2011 протокол от 31.08.11 г. № 1.
Заведующий кафедрой (подпись) Денисов И. Ю.
ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения дисциплины «Профессионально-ориентированная риторика»является повысить уровень коммуникативной компетенции студентов, что невозможно без знания основ речевого поведения человека, законов, правил и приемов общения. Перечисленные результаты образования являются основой для формирования следующих компетенций: Общекультурных: владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3); способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5); способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10); Профессиональных: владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7); способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юрдической и иной документации (ПК-13); способен толковать различные правовые акты (ПК-15). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать о структуре самой дисциплины, которая включает базовые теоретические сведения о риторическом каноне, о истории риторики, основах делового общения; конкретные разновидности речевых действий в различных жизненных ситуациях; этапы подготовки к публичному выступлению. Уметь совершенствовать собственное речевое мастерство, уверенно чувствовать себя в ситуациях, когда требуется «встать и сказать»; свободно общаться с людьми; высказать публично и доказывать свое мнение, убедить в своей правоте, понимать потребности аудитории и собеседника. Владеть конкретными разновидностями речевых действий: уметь сделать доклад, прочитать лекцию, принять участие в деловой беседе, произнести тост, поздравление, сказать комплимент.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП Дисциплина «Профессионально-ориентированная риторика» относится к циклу гуманитарных дисциплин. Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются: знание русского языка, функциональных стилей, правил общения, умение строить связную речь, ясно излагать свои мысли; владение навыками публичных выступлений. Содержание дисциплины является логическим продолжением содержания дисциплины «Русский язык и культура речи» и служит основой для освоения профильных дисциплин. В таблице приведены предшествующие и последующие дисциплины, направленные на формирование компетенций, заявленных в разделе «Цели освоения дисциплины»:
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
3.1. Содержание дисциплины Модуль I. История риторики Причины развития риторики как искусства, учебной дисциплины и науки в Древней Греции. Пути профессионализации риторики. Учение и деятельность софистов. Риторический идеал античности: а) в его понимании софистами, б) «философами» (Сократом, Платоном, Аристотелем). Причины идейного расхождения этих школ в отношении целей и методов риторики. Стремление к синтезу их подходов у римских теоретиков красноречия: учение Цицерона. Место риторики в европейской культуре. Византийские «корни» русской риторики. Становление красноречия в средневековой Руси. Особенности русского риторического идеала. Развитие академического красноречия в России: концепция М.В. Ломоносова. Причины развития и основные черты русского судебного красноречия (А.Ф. Кони, В.Д. Спасович, Н.П. Карабчевский, Н.В. Крыленко и др.). Возрождение риторики в России в XX в. Модуль II. Риторический канон Структура речевой ситуации. Уместность как одно из важнейших качеств публичной речи. Оратор и его аудитория: их типы и характеристики. Навыки и умения, необходимые оратору. Коммуникативные интенции участников общения. Специфика условий проведения публичного выступления. Требования, предъявляемые к оратору в связи с особыми условиями публичного выступления. Необходимые качества ораторской речи. Риторический канон как план процесса работы над речью. Структура риторического канона. Инвенция как искусство нахождения, предварительной систематизации и обработки материала. Выбор темы и определение целевой установки. Подбор материала и работа над конспектом. Изобретение содержания речи: «общее место» (топ) как смысловая модель. Смысловая схема речи. Задачи, решаемые на этапе диспозиции. Композиция и структура публичной речи. Цель, типы и приемы построения вступления и заключения. Устройство основной части выступления, принципы ее построения. Примерная композиция судебной речи: а) обвинительной, б) защитительной. Методы изложения материала: а) дедукция, б) индукция, в) метод аналогии, г) исторический (стадиальный) метод, концентрический метод. Понятие хрии. Структура простой и искусственной хрии. Задачи, решаемые на этапе элокуции. Взаимодействие риторики и культуры речи. Стили речи и выбор средств языка. Задачи, решаемые на этапе элокуции. Взаимодействие риторики и культуры речи. Стили речи и выбор средств языка. Стилистические особенности судебной речи. Риторические тропы, их смысловые особенности и экспрессивные возможности. Риторические фигуры и их классификация. Средства диалогизации речи. Риторический анализ речи. Лекции
Практические занятия
Лабораторные работы
3.5. Самостоятельная работа студента
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Рефераты 1. Теоретическое осмысление риторического идеала античности в трактате Аристотеля «Риторика». 2. Эпоха эллинизма и красноречие. 3. Европейская риторическая традиция и своеобразие русского логоса. 4. Первые русские учебные пособия по риторике. 5. «Секреты» убедительности речей Ф.Н. Плевако. 6. Литературное наследие А.Ф. Кони. 7. Требования к поведению говорящего. 8. Стратегии речевого поведения. 9. Речевая агрессия в современной логосфере. 10. Античный исторический канон как основа европейской риторической культуры. 11. Характеристика личности подсудимого и потерпевшего в традиции русской судебной риторики. 12. Объективные и субъективные факторы, влияющие на успех устного выступления. 13. Публичная речь – монолог или диалог? 14. Логические и речевые ошибки в речи политического оратора. Вопросы к зачету 1. Причины развития риторики в Древней Греции. 2. Почему из всех философских школ Древней Греции софисты первыми стали разрабатывать риторику? 3. Риторический идеал софистов. 4. Причины полемики школы Сократа с софистами о назначении и методе риторики. 5. Особенности риторики в Древнем Риме. 6. В чем римские теоретики риторики видели возможность преодоления разногласий между софистами и сократиками? 7. Судьба риторики в европейской культуре. 8. Особенности становления риторики на Руси. 9. Каковы основные особенности русской средневековой риторики? 10. Основные черты русского риторического идеала. 11. В чем заключается связь русского риторического идеала с христианским нравственным идеалом? 12. Важнейшие процессы в риторике 18 века и деятельность М.В. Ломоносова. 13. Судьба русской риторики в 19 веке: причины ее общего упадка, расцвет судебного красноречия. 14. Речевая ситуация: что должен учитывать оратор, готовясь к выступлению? 15. Каковы требования, предъявляемые к оратору в связи с особыми условиями публичного выступления? 16. В чем заключаются навыки и умения, необходимые оратору? 17. Какие типы аудитории и закономерности ее поведения вам известны? 18. Каковы важнейшие качества ораторской речи? 19. Риторический канон. Краткая характеристика его частей. 20. Какова структура риторического канона? 21. В чем состоят задачи, решаемые оратором на этапе инвенции? 22. От чего зависит выбор темы и определение целевой установки будущего выступления? 23. Топика. Топ как смысловая модель. 24. Композиция речи. Основные принципы построения выступления. 25. В чем состоят задачи, решаемые на этапе диспозиции? 26. Какова типичная композиция и структура публичной речи? 27. Какие типы и приемы построения вступления и заключения вам известны? 28. Каковы основные принципы построения аргументации в основной части? 29. Методы изложения материала (доказательств) в основной части речи. 30. Риторические тропы, их смысловые особенности и риторические возможности. 31. Риторические фигуры, их смысловая структура и функции. 32. Риторические средства диалогизации речи. 33. В чем заключаются задачи, решаемые на этапе элокуции? 34. Каковы стилистические особенности судебной речи? 35. Правила общения и речевой этикет. 36. Какие типы деловой беседы вам известны? 37. В чем состоят приемы, обеспечивающие эффективность проведения консультирования? 38. Каковы принципы и приемы проведения переговоров? 39. Консультирование: этапы и способы повышения его эффективности. 40. Совещание: типы и методики его проведения. 41. Переговоры: правила подготовки и их проведения. 42. Спор: его виды, правила ведения и полемические приемы. 43. Каковы основные параметры классификации споров? 44. В чем заключаются основные правила ведения спора?
Фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить результаты обучения по данной дисциплине и критерии оценивания перечислены в Приложении 4.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ а) основная литература:
б) дополнительная литература: 1. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Риторика для юристов: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону, 2005. 2. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.И.Максимова. – М., 2000. 3. Бороздина Г. В. Психология делового общения. – М., 2000. 4. Зарецкая Е. Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. – М., 2004. 5. Кузин Ф. Культура делового общения. – М., 2000. 6. Сопер П. Основы искусства речи. – М., 2003. 7. Ивакина Н. Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов). – М., 2004. 8. Дэвидсон Д. Полное руководство по ораторскому искусству. – М., 2005.
в) программное обеспечение, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные системы: 1)www.gumfak.ru/rhetorika.shtml - справочные материал по риторике. 2) http://studentam.net/content/category/1/33/42 - собрание электронных учебников по риторике.
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Микрофон, акустическая система Приложение 1 Аннотация рабочей программы Дисциплина «Профессионально-ориентированная риторика» является частью гуманитарного цикла дисциплин подготовки студентов по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция». Дисциплина реализуется на кафедре иностранных языков. Дисциплина нацелена на формирование компетенций: Общекультурных: владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3); способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5); способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10); Профессиональных: владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7); способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юрдической и иной документации (ПК-13); способен толковать различные правовые акты (ПК-15). Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с улучшением качества речи и с умением выступать публично. Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, мастер-классы, практические занятия, самостоятельная работа студента, консультации. Программой дисциплины предусмотрены следующие виды и формы контроля: устный опрос, публичное выступление, написание эссе, проведение тренинга. Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа. Программой дисциплины предусмотрены лекционные 16 часов, практические 16 часов занятия и 40 часов самостоятельной работы студента.
Приложение 2 Рекомендации по организации и технологиям обучения для преподавателя I. Образовательные технологии Преподавание дисциплины ведется с применением следующих видов образовательных технологий: Проблемное обучение по модулю 1 «История риторики». Работа в команде по модулю 2 «Риторический канон». Case-study по модулю 2 «Риторический канон». Игра по модулю 2 «Риторический канон» и по модулю 3 «Жанры делового общения». Индивидуальное обучение 2 «Риторический канон» и по модулю 3 «Жанры делового общения». Количество часов в интерактивной форме -
II. Виды и содержание учебных занятий
Модуль 1. История риторики Конспект лекции Полагают, будто красноречие делится на виды примерно так же, как делятся произведения поэтического искусства; это не так, ибо последние отличаются многообразием. В самом деле, трагедии, комедии, эпос, а также лирика и дифирамбы, привлекавшие такое внимание латинян, — все это область поэзии, но каждый из этих видов Противоположен в своей особенности остальным. Потому и Комическое в трагедии уродливо, и трагическое в комедии безобразно, да и в остальных жанрах у каждого свое звучание, внятное разумеющим. Но если кто станет рассматривать многообразие, существующее среди ораторов, таким образом, что одних почтет говорящими величественно, торжественно и протяженно, других — остро, точно и кратко, а всех прочих — как бы занимающими середину между ними, то это скажет кое-что о людях, о деле же — нимало. Ибо когда судим о деле, то говорим, что- в нем можно признать наилучшим, о человеке же указываем, каков он есть. Поэтому и позволительно именовать Энния величайшим эпическим поэтом, если кому так представляется, Пакувия — трагиком, пожалуй, что Цецилия — комиком, но когда речь заходит об ораторах, суть не в том, чтобы определить, в каком жанре каждый выступает, а в том, чтобы обнаружить меру совершенного. Образ совершенства единственен, и те, кто к нему не приближен, не по виду разнятся, как отличен Теренций от Аттия, а не равны в совершенстве. Лучший оратор — тот, который речью своей и наставляет, и услаждает, и трогает сердца слушателей. Наставлять — его долг; услаждать — искусство, которым снискивает себе почет, трогать сердца — необходимо для; успеха. Пускай один превосходит здесь другого, все равно это будет различие не по виду красноречия, а по степени его совершенства. Совершенство же — единственно; то, что ему подобно, — к нему приближается, то, что с ним не сходно, — не годится. II. Поскольку красноречие слагается из слов и речений, то должно, говоря безукоризненно правильно на чистом латинском языке, следить, кроме того, за изысканностью слов, употребляемых как в собственном смысле, так и в переносном. Что до слов в собственном смысле, то надо выбирать самые подходящие, метафоры же нужны, чтобы, следуя сходству значений, с осторожностью пользоваться и несообразными словами. Разновидностей речений столько же, сколько достоинств у красноречия, мной выше перечисленных: наставления ради нужны речения едкие, услады для — меткие, а для пробуждения чувств — берущие за душу. Точно так же при сочетании слов необходимы ритмичность и плавность, ибо каждая преследует свою цель; речь получает строй и упорядоченность именно от того, насколько ритмичность и плавность придают ей доказательности. Но как основу здания составляет фундамент, так в речи основа, соединяющая все перечисленное, — память; свет же в наше здание внесет достойное поведение оратора суде. Тот, в ком всего перечисленного предостаточно — оратор искуснейший, в ком половина — посредственный, а в ком самая малость — негодный. И все при этом называются ораторами, как художниками зовутся даже бездарные, а различаются ораторы промеж себя не видами красноречия, а дарованием. Не оратор тот, кто не стремится стать подобным Демосфену, тогда как Менандр уподобиться Гомеру не пожелал бы, ибо отличен от него по самому роду поэзии. У ораторов так быть не может, а если и случается, что один, стремясь потрясти души, бежит изящества выражений, другой, напротив, желает говорить скорее остро, нежели красно, то каждый из них может быть сносным в избранной им манере, но никак не почтется наилучшим, ибо наилучшее есть то, что достохвально во всех отношениях. III. Право же, я сказал все это более кратко, чем требует суть дела, но для цели, которую себе сейчас ставим, больше и не надо было. Но уж раз мы договорились, что красноречие единственно, исследуем, каково оно есть. Красноречие таково, каким оно процвело некогда а Афинах; и с той поры истоки силы аттического красноречия пребывают неизведанными, слава же ораторов аттических ведома всем — большинство считает, что у ораторов тех вообще не было несовершенств, меньшинство же — что было у них немало достохвального. Ведь в речениях дурно то, что бессмысленно или некстати, расплывчато или безвкусно. Слова же дурны, если они грубы, вульгарны, неуместны, резки или вычурны. Так вот, почти все аттические ораторы или те, что говорят на аттический лад, избежали перечисленных недостатков. И насколько кому из них удалось держаться этих правил, настолько речи их оказались ладно и без изъяна сложенными, как бывают сложены атлеты, что легко добиваются победы в гимнасии, однако не смеют и подумать о борьбе за Олимпийский венок, лучшие — те, что, не имея изъянов, не довольствуются хорошим сложением, но развивают силу мышц, выносливость в сочетании с приятным внешним обликом. Если это наших силах, постараемся уподобиться им. Если же не удается, то уж лучше быть с теми, что отличаются крепким здоровьем, а таковы все аттики, нежели с такими нездорово пышнотелыми, каких в избытке поставляет нам Азия. Когда же достигнем сего — а удастся ли достичь, не известно, ибо задача эта претрудная, - тогда по возможности уподобимся Лисию со столь свойственной ему незамысловатостью в речах. Ибо Лисий мог подчас говорить весьма возвышенно, но предпочитал выступать по частным искам или писать речи для других, нарочито ограничивая себя делами мелкими и повседневными, отчего и представляется суховатым, ибо сам же низвел свой талант до подобных ничтожных тяжб. IV. Если человек говорит столь же посредственно, но не потому, что так хочет, а потому, что не может лучше, мы должны признать его оратором, но из самых заурядных, тогда как великий оратор говорит иногда так же, но лишь потому, что сообразуется с характером процесса. Демосфен, например, мог, если надо, говорить простецки, Лисий же не всегда, наверно, сумел бы придать своей речи подлинное величие. Те, что воображают, будто, несмотря на вооруженных воинов, заполнивших форум и все храмы окрест его, речь в защиту Милона следовало произносить так, как если бы мы говорили о деле частном пред лицом единственного судьи, — такие люди оценивают чужое красноречие по своей мерке, а не по обстоятельствам дела. Есть ведь немало таких, что утверждают, будто именно они-то владеют аттическим красноречием, или таких, что уверяют, будто вообще никто у нас не говорит в аттическом стиле; первыми давайте пренебрежем, ибо всем известно, что эти ораторы либо вовсе непригодны для дела, либо своими речами вызывают смех поистине в духе аттиков. Когда же они говорят, что люди, которые над ними смеются, не вправе судить об их аттикизме, то из этого видно лишь, что они вовсе и не ораторы; судить может каждый, у кого есть опыт, слух и здравый ум, подобно тому как человек с тонким вкусом, даже не умея писать картины, в состоянии верно их оценить. Те же, кому в способности к здравому суждению отказано, не могут судить основательно об услышанном; их не волнует возвышенное, не волнует торжественное, мощную и красивую речь они презирают, им подавай что-либо тонкое да изящное; вот оно-то — то есть, по сути, одно лишь сухое и точное — и делает, дескать, красноречие аттическим; на самом же деле в подлинном аттическом роде точность прекрасно сочетается с полнотой речи, с велеречием, с широким и свободным ее течением. Но скажите — к чему же нам все-таки стремиться в нашей речи: говорить ли всего лишь сносно или стараться вызвать восхищение? Ибо на сей раз, мы доискиваемся не того, что есть аттическое красноречие, а того, какое признать наилучшим. Сообразуясь с этой целью, можно заключить: поскольку самыми выдающимися из греческих ораторов были афиняне, а первым из них, бесспорно, Демосфен, постольку, кто ему уподобится, тот и будет говорить и по-аттически и наилучшим образом. А коли аттические ораторы представляются нам образцом, то хорошо говорить — это и значит говорить в аттическом роде. V. Однако, поскольку труднее всего понять, в чем именно состоит этот род красноречия, я и решил предпринять труд, мне самому ненужный, но для тех, кто изучает ораторское искусство, небесполезный. Вот я и перевел самые знаменитые, весьма различные между собой речи двух достигших вершин красноречия аттических ораторов, Эсхина и Демосфена. Перевел я их не как толмач, а как оратор, используя речения и формы их так, как если бы это были слова и фигуры, свойственные привычной нам манере изъясняться. При этом я не счел нужным переводить слово в слово, но сохранил характер речи и ее выразительность. Ибо рассудил, что читателю интересны не слова сами по себе, а их сила и впечатление, ими производимое. Труд мой имеет целью показать всем нашим, чего следует требовать от ораторов, желающих прослыть аттическими, и каким образцам надо бы им следовать. Коли так, скажут нам, лучше начать с Фукидида, ведь есть немало людей, которые восхищаются его красноречием. Это, конечно, верно. Но Фукидид не тот оратор, о котором ведем речь. Ибо одно дело — живописать прошлые события и совсем другое — доказать вину или рассеять навет; одно дело — увлекать слушателей рассказом и совсем другое — трогать сердца. Говорит-то Фукидид превосходно. Но ведь и Платон не хуже. Мы же ищем оратора, который речами своими разрешает судебные тяжбы и при этом поучает, Услаждает и волнует сердца. VI. Поэтому если кто-либо захочет вести речь при разбирательстве на форуме на Фукидидов лад, от того отвернется с пренебрежением каждый, кто хоть сколько-нибудь опытен в делах судебных и общественных; а вот коли ... Не заурядный боец, но опытный, крепкий Здесь с Пацидейаном схватился, что мощью своей превосходит Всех доселе рожденных... ибо действительно нельзя себе помыслить никого более великого, чем божественный соперник Эсхина. На эти наши доказательства возражают двояко. Первое возражение такое: так или иначе, по-гречески все получается лучше, так стоит ли допытываться, что может звучать лучше по латыни? Другое: зачем мне читать перевод, когда я могу прочесть по-гречески? Однако те, кто нам возражают, сами читают «Андрианку» и «Синэфебов», читают Теренция или Цецилия не меньше, чем Менандра. Тогда уж не брать бы в руки ни латинскую «Андромаху», «Антиопу» по-латыни или «Эпигонов», а то они ведь предпочитают Энния, Пакувия и Аттия Еврипиду или Софоклу. Так почему же то, что кажется им допустимым в стихах, столь неприятно им в переводах речей? VII. Однако вернемся к основному предмету и расскажем для начала, что за дело предстояло рассмотреть суду. В то время у афинян существовал закон: «да не выступит никто перед народом с предложением наградить венком магистрата, прежде чем тот отчитается в своей деятельности»; и другой закон: «тому, кто награждается народом, венок вручается в собрании народа, а тому, кто сенатом — в собрании сената». Случилось же так, что Демосфен был ответственным за состояние городских стен и восстановил их на собственные средства. И тогда Ктесифонт выступил с предложением (хотя Демосфен никакого отчета не представил) наградить его золотым венком и венок вручить при стечении народа в театре — хоть по закону собирать сходки в таком месте не полагалось; причем возгласить собирались так: «Награждается за доблесть, проявленную по отношению к народу афинскому, и за благодеяние, ему оказанное». Тогда Ктесифонта привлек к суду Эсхин, так как тот нарушил законы, ведь венок магистрата он предлагал вручить до получения отчета, и притом в театре, да к тому же о доблести Демосфеновой и благодеяниях его Ктесифонт якобы солгал, ибо Демосфен доблестью не отличается и заслуг перед общиной за ним не числится. Дело это, конечно, очень далеко от наших обыкновений, однако оно весьма важно. Ибо тут мы видим, как тонко толкуются законы обеими сторонами и обсуждается с противоположных точек зрения столь важный вопрос: суть заслуг перед государством. Эсхин же начал дело потому, что ранее сам был обвинен Демосфеном в уголовном преступлении: будто бы, участвуя в посольстве, изменил он долгу. Так что процесс, в сущности, возник из стремления Эсхина отомстить недругу. И хотя поводом для разбирательства было предложение Ктесифонта, приговор предстояло вынести деяниям и славе Демосфена. Вот почему Эсхин лишь бегло упомянул о непредставленном отчете, а говорил больше о том, что бесчестного якобы гражданина восхваляют словно наилучшего. Эсхин выступил с обвинением против Ктесифонта за четыре года до смерти Филиппа Македонского, суд же состоялся через несколько лет после его смерти, когда Александр стал уже властителем Азии. Так что народ, как говорят, сбежался на этот суд со всей Греции. И вправду стоило поглядеть и послушать, как столкнутся в деле столь серьезном два величайших оратора, как прозвучат их речи, тщательно разработанные и одушевленные взаимной ненавистью. Если, как надеюсь, мне удалось передать обе речи, сохранив все их красоты — обороты, фигуры, ход мысли и даже слова, насколько допускают такую точност
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.214.1 (0.014 с.) |