Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Умейте правильно определить предмет спора и выделить пункты разногласия.

Поиск

Предмет спора — это те положения, суждения, которые
подлежат обсуждению путем обмена различными точками
зрения, сопоставления мнений.

Предметом спора бывают вопросы, отражающие общечеловеческие интересы. К ним, в частности, относятся проблемы экологии, выживания человечества, сохранения мира на Земле и др.

В процессе спора могут затрагиваться национальные интересы, интересы определенных социальных слоев обще­ства.

Нередко приходится отстаивать групповые интересы, например, людей определенной профессии, коллективов отдельных предприятий, учреждений, ведомств, представи­телей неформальных объединений и т. п.

В споре защищаются семейные, а также личные интере­сы полемистов.

В конкретном публичном споре эти интересы обычно взаимосвязаны и взаимообусловлены, тесно переплетаются. Важно понимать социальную значимость предмета спора, чтобы в ходе обсуждения не палить из пушек по воробьям, не растрачивать свои силы и энергию на решение вопро­сов несущественных, имеющих второстепенное, третьесте­пенное значение.

Предмет спора должен сразу же обозначаться поле­мизирующими сторонами. Нередко он уточняется в ходе самой дискуссии, а порой может появиться и во время об­суждения какой-либо проблемы. Во время разговора спор может переходить с одного предмета на другой.

Важно, чтобы полемисты каждый раз ясно представля­ли себе, что же является предметом их спора.

Определив предмет спора, сформулировав спорное по­ложение, участники обсуждения должны точно указать, в каком именно пункте они не согласны с данной мыслью, т. е. «установить пункты разногласия». «Это должно быть исходной точкой каждого правильного спора», — считал С. И. Поварнин. В своей работе он приводил такой пример: «Положим, кто-нибудь говорит:

«Эти обвиняемые совершили преступление, предусмот­ренное такой-то статьей положения о наказаниях». Эта мысль показалась спорною. <...> Вам придется отдать себе отчет, в чем именно вы не согласны, и установить пункты разногла­сия. «Мест», в которых можно искать эти пункты, имеется несколько. В данной мысли мы можем не согласиться: а) с тем, что все обвиняемые совершили данное преступление; б) с тем, что вообще кто-нибудь из них совершил его; в) с тем, что дан­ный поступок преступление; г) с тем, что он — преступление, предусмотренное такой-то статьей; д) с тем, что эта мысль достоверна, и т. д.» Автор подчеркивает, что нужно приобрести навык быстро, иногда «моментально» находить и пересматривать все места, в которых возможно разногласие со спорной мыслью. Особенно необходим этот навык в юридической прак­тике. Далее он пишет: «Например, мы нашли два пункта разногласия: а) в том, что все обвиняемые совершили данный поступок; б) в том, что данный поступок — преступление, указываемое такой-то статьей закона. В подобном случае или каждый из этих пун­ктов становится источником особого спора (или особой час­ти составного спора); или же мы выбираем для спора один из них, наиболее для нас выгодный, оставив в стороне остальные пункты. Обыкновенно лучше все-таки и в этом случае огово­рить, т. е. по крайней мере предварительно установить все найденные пункты разногласия, хотя мы и спорим только об одном. Иначе молчание противник примет за знак согласия» [107, 13—14].

 

Таким образом, определение предмета спора и установ­ление пунктов разногласия — важная и ответственная часть спора. Неумение это делать зачастую приводит к беспомощ­ности и неопределенности в обсуждении вопросов, а порой и к нежелательным результатам в решении проблемы.

Не упускайте из виду главных положений, из-за кото­рых ведется спор.

Полемистам необходимо соблюдать важное правило —не упускать из виду главных положений, из-за которых ве­дется спор, не терять предмета спора в пылу полемических рассуждений. Нельзя забывать, что порой одна из сторон, участ­вующих в полемике, совершенно сознательно, в опре­деленных целях уводит своих оппонентов от обсуждаемой проблемы. К этому приему прибегают, когда хотят ввести в заблуждение участников спора, отвлечь от решения зло­бодневных задач, повлиять на формирование общественно­го мнения. Нередко этим способом пользуются идеологи­ческие противники.

Чтобы не потерять предмета спора, не дать возможности увести себя в сторону от решения основного вопроса, что­бы обсуждение спорной проблемы было плодотворным и результативным, чтобы спор не превратился в пустую гово­рильню, полемисты должны хорошо знать предмет спора, разбираться в поставленных задачах, тонкостях дела, быть эрудированными и компетентными

Четко определите свою позицию в споре.

Необходимым условием эффективности спора является определенность позиций, взглядов его участников. Очень точно сказал об этом замечательный композитор Д. Б. Кабалевский, отдавший много сил, энергии и таланта музы­кально-эстетическому воспитанию нашего юношества:

«Если мой собеседник (особенно это относится к учите­лю, лектору) не насилует мою мысль, вызывает меня на раз­мышление и даже на спор — это отлично. Но при этом я хочу видеть у своего собеседника его собственную позицию, ясную и принципиальную. Пусть я с ним не соглашусь; и пусть он не навязывает мне свои взгляды, но если ученики (или про­сто собеседники, слушатели) не поймут позиции своего учи­теля, они могут воспринять это как беспринципность и сочтут это образцом для себя. Каждый учитель, естественно, может в чем-то сомневаться, чего-то не знать, и пусть он не боится признаться в том своим питомцам. Но в главном он должен быть убежден и силой своего убеждения должен воздейство­вать на аудиторию».

Правильно пользуйтесь в споре понятиями.

При обсуждении того или иного вопроса приходится пользоваться различными понятиями и терминами, необ­ходимыми для раскрытия существа рассматриваемой про­блемы.

Поэтому прежде всего необходимо выделить основные, опорные понятия, связанные с предметом спора и терми­ны их обозначающие.

Чтобы все участники дискуссии, полемики одинаково понимали употребляемые слова, целесообразно в начале спора уточнить значение основных понятий и терминов, или, по крайней мере, оговорить различный смысл, кото­рый каждый из участников вкладывает в одни и те же слова, обозначающие понятия.

Если спорящие не договорились об определении исход­ных понятий, то вести дискуссию просто бесполезно. Важ­ность соблюдения этого непременного условия становится особенно очевидной, если учесть, что в языке многие сло­ва многозначны.

Многозначность слов таит в себе потенциальную возмож­ность разных его пониманий. Неумение отграничивать отдельные значения слова, отбирать наиболее соответствую­щие для данной конкретной ситуации делает изложение неточным, приводит к речевым ошибкам. Поэтому нужно в отдельных случаях указывать, в каком из значений упо­треблено то или иное слово.

Таким образом, неточное употребление участниками спора терминов, особенно многозначных может привести к нежелательному результату, затруднить общение, поме­шать обсуждению спорной проблемы, стать причиной се­рьезных заблуждений.

Относитесь с уважением к своему оппоненту.

К сожалению, это правило часто нарушается. Нередко участники дискуссии, полемики нетерпимо относятся к людям, которые придерживаются иных взглядов, стоят на других позициях.

Практические и семинарские занятия - 4 часа.

Занятие 7. Принципы и жанры делового общения

Деловые игры: имитационные, операционные, ролевые

Задания

1. Представьте, что вам поручили организовать и провести межвузовскую научную студенческую конференцию. Для этого вам нужно встретиться с представителями других вузов, также ответственных за ее проведение. Разыграйте в группе из 3-4 человек деловую беседу на тему организации этой конференции. Заранее продумайте проблемы, которые вы считаете нужным обсудить, сформулируйте соответствующие вопросы.

2. Разыграйте в паре с кем-нибудь роль юриста, консультирующего клиента в своем офисе. Придумайте предмет консультации. Задействуйте в процессе консультирования все приемы, обеспечивающие его эффективность.

3. Проведите в группе деловое совещание по разным методикам. Тему и участников определите самостоятельно.

4. Представьте, что вы ищете работу. Вас пригласили на собеседование в одну фирму. Подготовьтесь к переговорам с потенциальным работодателем.

Занятие 8. Подготовка и проведение переговоров

Деловые игры: имитационные, операционные, ролевые

Задания

1. Проанализируйте спор Обломова со Штольцем о смысле жизни (И.А.Гончаров. Обломов. Ч. 1. Гл. IV). Каковы тезисы спорящих? Какие аргументы они приводят для доказательства? Корректны ли доказательства обоих спорящих? Кто побеждает в споре и почему? Как вы это определили?

2. Проанализируйте структуру доказательства в текстах, приведенных ниже: определите те­зис, найдите аргументы; как связаны тезис и аргументы (индукция? дедукция?).

а) Прежде всего следует определить, что такое рассуждение, поскольку это есть тот кирпи­чик, та, так сказать, клеточка, из «которой вырастает могучее древо познания» (Меськов B.C. и др. Логика: наука и искусство. М., 1993).

б) Между тем природная всем склонность к разрушению развивалась в нем необыкновенно. В саду он то и дело ломал кусты и срывал лучшие цветы, усыпая ими дорожки. Он с истинным удовольствием давил несчастную муху и радовался, когда брошенный им камень сбивал с ног бедную курицу. (Лермонтов Ю. Я хочу рассказать вам...).

в) Нравится вам это или нет, но в настоящий момент мы ведем борьбу с едва сдерживаемой яростью взбудораженных народов во всем мире, и математический расчет показывает, что шансы не на нашей стороне.

В настоящее время на нашей планете два с четвертью миллиарда населения. Из них девяно­сто миллионов краснокожих, двести миллионов чернокожих, шестьсот миллионов желтокожих и девятьсот белых. Другими словами, па каждого белого приходится трое небелых. (Браун Рональд. Арифметика, или Кто выживет?: Речь победителя финального соревнования ораторов 1953 г.)

3. Какие риторические ошибки в формулировке тезисов допущены в примерах?

а) Спорт необходим для здоровья.

б) Люди должны жить в собственных домах.

в) Компьютер необходим каждому.

г) Курение вредит вашему здоровью.

Как сформулировать тезисы по-другому? Предложите свои варианты. Как можно опроверг­нуть эти тезисы?

4. Докажите, что в основе большинства суеверий лежит логическая ошибка «после этого – не значит поэтому». Приведите примеры.

5. Организуйте и проведите дискуссию на любую интересующую вас тему. Используйте материалы из книги П. Солера «Основы искусства речи».

Управление самостоятельной работой студента.

Консультации по подготовке публичного выступления и по подготовке к ролевой игре

 


Приложение 3
к рабочей программе дисциплины
«Риторика и ораторское искусство»

 

ТЕХНОЛОГИИ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Рекомендации по освоению дисциплины для студента

Трудоемкость освоения дисциплины составляет 72 часа, из них 32 часов аудиторных занятий и 40 часов, отведенных на самостоятельную работу студента.

Рекомендации по распределению учебного времени по видам самостоятельной работы и модулям дисциплины приведены в таблице.

Формы контроля и критерии оценивания приведены в Приложении 4 к Рабочей программе.

 

Вид работы Содержание (перечень вопросов) Трудоемкость, час. (ЗЕ) Рекомендации
Модуль 1. «История риторики»
Подготовка к лекции №1 Самостоятельное изучение вопросов 2 См. уч. пособия, конспект лекций
Подготовка к практической работе №1 Изучение теоретического материала 2 См. описание лабораторной работы
Написание эссе Изучение теоретического материала 2 Использование учебной литературы и периодики
Подготовка к лекции №2 Самостоятельное изучение вопросов 2 См. уч. пособия, конспект лекций
Подготовка к практической работе №2 Изучение теоретического материала 2 См. описание лабораторной работы
Подготовка доклада Самостоятельное изучение вопросов 2 Использование учебной литературы и периодики
Итого по модулю 1   12  
Модуль 2 «Риторический канон»
Подготовка к лекции №1 Самостоятельное изучение вопросов 2 См. уч. пособия, конспект лекций
Подготовка к практической работе №1 Изучение теоретического материала 2 См. описание лабораторной работы
Подготовка доклада   2 Использование учебной литературы и периодики
Подготовка к лекции №2 Самостоятельное изучение вопросов 2 См. уч. пособия, конспект лекций
Подготовка к практической работе №2 Изучение теоретического материала 2 См. описание практического занятия
Написание эссе   2 Использование учебной литературы и периодики
Подготовка к лекции №3 Самостоятельное изучение вопросов 2 См. уч. пособия, конспект лекций
Подготовка к практической работе №4 Изучение теоретического материала 2 См. описание практического занятия
Написание эссе   2 Использование учебной литературы и периодики
Подготовка к лекции №3 Самостоятельное изучение вопросов 2 См. уч. пособия, конспект лекций
Подготовка к практической работе №4 Изучение теоретического материала 1 См. описание практического занятия
Подготовка к публичному выступлению   1 Использование учебной литературы и периодики
Итого по модулю 2   22  
Модуль 3 «Жанры делового общения»
Подготовка к публичному выступлению Самостоятельное изучение вопросов 1 См. уч. пособия, конспект лекций
Подготовка к практической работе №1 Изучение теоретического материала 1 См. описание практического занятия
Подготовка к публичному выступлению   1 Использование учебной литературы и периодики
Подготовка к публичному выступлению Самостоятельное изучение вопросов 1 См. уч. пособия, конспект лекций
Подготовка к публичному выступлению Изучение теоретического материала 1 См. описание практического занятия
Подготовка к публичному выступлению и тренингу   1 Использование учебной литературы и периодики
Итого по модулю 1   6  

Приложение 4
к рабочей программе дисциплины
«Профессионально-ориентированная риторика»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 518; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.250.19 (0.013 с.)