Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 4. Риторический канон. Инвенция

Поиск

Работа в группах по методу развивающейся кооперации

Вопросы:

  1. Какова структура риторического канона?
  2. В чем состоят задачи, решаемые оратором на этапе инвенции?
  3. От чего зависит выбор темы и определение целевой установки будущего выступления?

 

Занятие 5. Диспозиция: правила расположения материала

Мозговой штурм

Вопросы:

1. В чем состоят задачи, решаемые на этапе диспозиции?

2. Какова типичная композиция и структура публичной речи?

3. Какие типы и приемы построения вступления и заключения вам известны?

4. Каковы основные принципы построения аргументации в основной части?

5. Каковы основные методы изложения материала?

Занятие 6. Элокуция: приемы и средства выражения мысли в речи

Работа в группах. Мозговой штурм

Вопросы:

1. В чем заключаются задачи, решаемые на этапе элокуции?

2. Каковы стилистические особенности судебной речи?

3. С какой целью оратор использует в речи риторические тропы и фигуры?

4. Какие средства диалогизации речи вам известны?

Управление самостоятельной работой студента.

Консультации по подготовке доклада, публичного выступления

Модуль 3. Жанры делового общения

Теоретические занятия (лекции) - 4 часа.

Лекция 7. Принципы и жанры делового общения

Лекция-беседа, лекция-дискуссия.

Специфика диалогических форм деловой коммуникации. Сущность принципа кооперации (П. Грайс) и предполагаемых им постулатов речевого общения. Основные жанры делового взаимодействия. Деловая беседа и ее типы. Консультирование: приемы, обеспечивающие его эффективность. Совещание: виды и методики проведения.

Конспект лекции

Коммуникация, без сомнения, является самым важным умением в жизни. Су­ществует четыре формы коммуникации: чтение, письмо, говорение и слушание. Большинство тратит от двух третей до трех четвертей времени бодрствования именно на выполнение этих четырех действий. Из всех четырех видов комму­никации 40-50% времени взаимодействия с другими людьми приходится на слушание — тот вид, которому нас меньше всего учат. Большинство из нас го­дами учатся читать, писать и говорить. Однако не более 5% людей проходит хотя бы двухнедельное формальное обучение тому, как нужно слушать.

Очень многие уверены, что умеют слушать, поскольку постоянно этим занимаются. Но на самом деле люди слушают других, исходя из своей собственной системы координат. Из пяти уровней слушания, представ­ленных на диаграмме Континуума слушания, — игнорирование, притворное слушание, выборочное слушание, внимательное слушание и эмпатическое слушание — только эмпатическое слушание, стоящее на самой верхней ступени, исходит из системы взглядов другого человека. По-настоящему слушать — значит выходить за рамки своей биографии, своей системы взглядов и системы ценностей, сложившейся у вас при­вычки к суждениям — и стараться глубоко вникнуть в обсуждаемый предмет или встать на точку зрения другого человека. Это называется эмпатическим слушанием. Такое умение встречается очень и очень ред­ко. Но это больше, чем просто умение. Намного больше.

После того как я проводил занятия для вождей индейских племен, живу­щих в Соединенных Штатах и Канаде, они вручили мне замечательный подарок — полутораметровый Жезл Говорящего с искусной резьбой и выгравированной надписью «Орлан». Жезл Говорящего веками являлся неотъемлемой частью процесса управления у коренных американцев. На самом деле от вождей Союза племен ирокезов кое-кому из отцов-основа­телей США (в частности, Бенджамину Франклину) было известно об идеях, стоящих за Жезлом Говорящего. Это один из наиболее мощных инструментов общения, который я когда-либо видел, поскольку, несмот­ря на свою материальность, он воплощает в себе идею, обладающую значительной синергетическои силой. Жезл Говорящего олицетворяет процесс достижения взаимопонимания между людьми с различными мнениями благодаря взаимоуважению, которое позволяет им справиться со своими разногласиями и проблемами синергетически или, в самом крайнем случае, путем компромисса.

Идея Жезла Говорящего в следующем. На всех собраниях говорить разрешено только тому, кто держит Жезл Говорящего. Если Жезл Говоря­щего находится у вас в руках, говорить можете только вы, до тех пор пока не почувствуете, что вас поняли. Другим не позволено высказываться, спорить, выражать свое согласие или несогласие. Все, что могут сделать другие, — это постараться понять вас и показать свое понимание. Воз­можно, им потребуется повторить ваши высказывания, чтобы вы подтвердили, что вас понимают правильно, а, возможно, вы просто почувс­твуете, что вас поняли.

Как только вы почувствовали, что вас понимают, вы должны передать Жезл Говорящего следующему человеку и приложить все усилия, чтобы понять его, а он это должен почувствовать. Когда говорит другой, вы должны слушать, повторять и проникаться его чувствами, пока он не поймет, что его действительно поняли. Таким образом, все участники берут на себя стопроцентную ответственность за коммуникацию — и когда говорят, и когда слушают. После того как все участники почувство­вали, что их понимают, как правило, происходит удивительная вещь. Негативная энергия рассеивается, разногласия испаряются, возникает взаимное уважение, и люди начинают действовать творчески. Появляют­ся новые идеи. Возникают Третьи альтернативы.

Помните, что понимать не означает соглашаться. Понимание — это способность посмотреть на проблему глазами, сердцем, умом и духом другого человека. Одна из глубочайших потребностей человеческой души — быть понятым. Как только она удовлетворена, личное внима­ние может переключиться на решение проблемы по принципу взаи­мозависимости. Однако, если данная очень насущная потребность в понимании не удовлетворена, начинается борьба эго. Встают вопросы сфер влияния. На первый план выходит оборонительное и защитное поведение. Иногда могут вспыхнуть раздоры, даже с применением силы.

Потребность человека в понимании можно сравнить с потребностью легких в воздухе. Если бы из комнаты, в которой вы находитесь, неожи­данно откачали весь воздух, насколько сильные мотивы получить воздух у вас бы возникли? Интересно ли вам было бы обсуждать или устанав­ливать различия между вами и другими людьми? Конечно же, нет. Вы бы стремились лишь к одному. Вы были бы готовы рассматривать все осталь­ные вещи только после того, как получите воздух. Ощущение понимания можно назвать психологическим воздухом.

Процесс, аналогичный рассмотренному, может происходить и без Жез­ла Говорящего в воображении людей, хотя в таком случае будет недо­ставать овеществленной дисциплины, заключающейся в четком обоз­начении ответственности говорить смело и слушать с эмпатией. Когда у вас в руках находится реальная вещь — Жезл, — это обеспечивает значительную концентрацию внимания и личного интереса. Однако иметь настоящий Жезл Говорящего совсем не обязательно. Можно вос­пользоваться карандашом, ложкой или кусочком мела — любым мате­риальным предметом, который физически налагает на выступающего ответственность передать его только когда он чувствует, что его поняли, и не ранее того.

 

Лекция 8. Подготовка и проведение переговоров

Проблемная лекция

Специфика проблемной ситуации, вызывающей потребность в переговорах. Этапы подготовки к переговорам. Виды, принципы и приемы проведения, возможные недостатки и типы совместных решений. Природа подлинного спора. Виды споров: диспут, дискуссия, полемика, дебаты (прения). Параметры классификации споров. Правила ведения спора. Основные стратегии, тактики и приемы ведения спора. Понятие третьей альтернативы (Ст. Кови).

Конспект лекции

Полемистам необходимо знать основные правила ведения спора, соблюдение которых повышает его эффективность и плодотворность, способствует успеху в дискуссии и полемике. Они выработаны многовековой практикой публичного спора, сформулированы в старых и новых риториках, приводятся в книгах по искусству спора и многочисленной методической литературе. Кратко охарактеризуем их.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.146.100 (0.009 с.)