Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Широкое употребление эмоциональной и экспрессивной лексики, синонимов, антонимов.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Шиповник, наверное, с весны еще пробрался по стволу к молодой осинке, и вот теперь, когда время пришло справлять осинке свои именины, вся она вспыхнула красными благоуханными дикими розами. (М. Пришвин). В Эртелевом переулке помещалось «Новое время». Я сказал «помещалось». Это не то слово. Царило, властвовало. (Г. Иванов) 6. Обилие глаголов. Писатель называет каждое движение (физическое и/или психическое) и изменение состояния поэтапно. Нагнетание глаголов активизирует читательское напряжение. Григорий спустился к Дону, осторожно перелез через плетень астаховского база, подошел к прикрытому ставнями окну. Он слышал только частые удары сердца…Тихо постучал в переплет рамы… Аксинья молча подошла к окну, всмотрелась. Он увидел, как она прижала к груди руки и услышал сорвавшийся с губ ее невнятный стон. Григорий знаком показал, чтобы она открыла окно, снял винтовку. Аксинья распахнула створки. Он стал на завалинку, голые руки Аксиньи схватили его шею. Они так дрожали и бились на его плечах, эти родные руки, что дрожь их передалась и Григорию. (М.А. Шолохов «Тихий Дон»)
Задание 1. Прочитайте текст, определите его стилистическую принадлежность. Перескажите его. Мой Абай… Для таких титанов человеческого могущества, как Абай, трудно найти сравнения. Слова «гений», «классик», «великий» не могут вмещать в себя всю полноту их величия. Таким, как Абай, поэтическим пророкам тесна родная почва. Их простор – вся Планета! Шекспиры, Байроны, Гете, Пушкины, Абаи вечны, как само время. Они современники каждого поколения! Слово «старение» несовместимо с их именами. Нет ни одной грани человеческого характера, не воспетой Абаем. При этом очень верно подмеченные, правдиво и мастерски изображенные характеры. Абай - недосягаемая высота, вершина духа! Абай - недоступная глубина человеческой сущности! Иногда мне кажется, что от земной и огненной поэзии Абая даже греются звезды на небесах. Ибо Абай – светоносная Планета-Поэт, Поэт-Планета, никем еще полностью не опознанная. Да, Гималаи одни! Да, мой Абай один! (М. Алимбаев, народный писатель Казахстана) Письмо Задание 2. Перепишите, вставьте пропущенные буквы. 1) Поэт – просв…титель Абай воспевал м…гучую роль родного языка в обр…зовании и в…спитании человека. (А.Табылдиев). 2) В 14 лет Абай посв…тил в…ликим поэтам Востока четверостишие, в котором просил их благ…словения. 3) Всё самое пр…красное р…ждается на перекрёстках культур, религий, философий. Это присуще и поэзии Абая – присутствие Запада и Востока. 4) Овл…дев русским языком, Абай прон…кает в мир Пушкина, Лермонтова, Крылова, Толстого и других п…сателей. Через русскую литературу Абай п…знал и западноевропейскую классику. (О.Жанайдаров). 5) Идеи и мысли Абая, изложенные в форме поэтических и философских раздумий, находили и всегда будут нах…дить отклик в каждом п…к…лении, ибо они созвучны эпохе, в них выражены думы и чаяния р…дного народа, его боль и надежды. (Н.А.Назарбаев). 6) Гений и титанический труд в…ликого поэта, мыслителя, т…лантливого к…мпозитора прол…жили путь к прогре…у мысли, науки и культуры нашего Отечества. (Н.А.Назарбаев). 7) В личности Абая счастливо с…шлись поэт, композитор, историк-философ, социолог, гуманист, востоковед. (Из газет).
Синонимы – слова, отличающееся друг от друга по звуковой форме, но совпадающее, сходное или очень близкое по значению. Задание 3. Подберите к предложенному слову синоним (или близкое по значению слово) другого грамматического рода. «Удача» мужского рода. «Фотография» мужского рода. «Окно» мужского рода. «Картина» мужского рода. «Обоняние» мужского рода. «Кокетство» мужского рода. «Резина» мужского рода. «Прищепка» мужского рода. «Сплетня» мужского рода. «Ткань» мужского рода. «Колонна» мужского рода. «Успех» женского рода. «Дом» женского рода. «Лес» женского рода. «Стол» женского рода. «Веник» женского рода. «Село» женского рода. «Автомобиль» женского рода. «Диван» женского рода. «Безделье» женского рода. «Фантик» женского рода. «Мираж» женского рода. «Спор» женского рода. «Обязательство», «ручательство» женского рода. «Дом» среднего рода. «Страна» среднего рода. «Огонь» среднего рода. «Туча» среднего рода. «Век» среднего рода. «Ребёнок» среднего рода. «Вокал» среднего рода.
Задание 4. Благодаря нашему "гостеприимному" русскому языку мы, даже того не подозревая, знаем много слов из тех иностранных языков, изучением которых никогда не занимались. Все вы знаете, как будет по-французски слово «гриб». Этим словом мы называем самые "магазинные" грибы. Так как же? Скажите по-французски «круг», если для нас это этап какого-либо соревнования или этап в выборах. Скажите по-французски «мальчик», если это французский официант. Скажите по-французски «никто», если это слово стало именем знаменитого капитана из романа Жюля Верна? Скажите по-французски «место уединения», если для нас это знаменитый художественный и культурно-исторический музей в Санкт-Петербурге. Скажите по-французски «столичный», если для нас это подземный вид транспорта в больших городах. Скажите по-французски «пена», если для нас это название сладкого блюда из взбитой фруктовой, ягодной, молочной или шоколадной массы. Французское слово «пенсне» в переводе на русский означает «защемлять нос», а «кашне» - «прятать нос». Теперь скажите, как будет по-французски «нос»? Скажите по-французски «украшение», если это украшение полагается к мясу или рыбе. Скажите по-французски «поцелуй», если для нас это пирожное из взбитых яичных белков и сахара. Скажите по-французски «вспышка», «молния», если для нас это пирожное из заварного теста с кремом внутри. Скажите по-итальянски "дыхание", если для нас это вокальное произведение для одного голоса в составе оперы или оперетты. Скажите по-итальянски «учитель», если мы так называем крупных музыкантов, живописцев и выдающихся шахматистов. Скажите по-португальски «змея», если для нас это не просто змея, а её конкретный очень ядовитый вид. Скажите по-португальски «огонь», «пламя», если для нас это красивая розовая птица. Скажите по-немецки «змея», если этой «змеёй» садоводы поливают свои грядки. Скажите по-польски «мир», если у нас это - состояние тишины, отдыха, бездеятельности и отсутствие беспокойства. Скажите по-нидерландски «человек», если для нас это бездушная кукла в витрине магазина. Скажите по-китайски «молодой листок», если мы видим эти листки исключительно в сушёном виде. Скажите по латыни «свет», если для нас это лучший номер в гостинице. Скажите по латыни «шар», если для нас это школьное пособие для урока географии.
Антонимы – это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения. Задание 5. Закончите пословицы 1. Ученье – свет, а неученье. 2. Знай больше, а говори. 3. Не бойся врага умного, бойся друга. 4. Лучшая вещь новая, лучший друг. 5. Мир строит, а война. 6. Смелый побеждает, а трус. 7. Ласточка день начинает, а соловей. 8. Корень ученья горек, да плод его. 9. Маленькое дело лучше безделья. 10. На языке - мёд, а на сердце -лёд. 11. Ни богу свечка, ни чёрту кочерга.
Омонимы – разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию единицы языка. Задание 6. Объясните смысл следующих омонимов, выберите из них не менее десяти слов и составьте связной рассказ: барашек, атлас, бокс, вал, валка, гусеница, ерш, зарядка, зуб, ворот, каток, ключ, косяк, лопатка, лук, коса, месяц, наряд, очки, проводник, собачка, узел, шашка, язык.
Паронимы (греч. «para» «возле, около» + опута «имя») – это слова, близкие по произношению, но разные по значению: контакт – контракт, поглотить – проглотить. В отличие от омонимов паронимы не совпадают полностью в произношении и на письме. Паронимами могут быть слова одного корня: описка – отписка, чувственный – чувствительный, а также разнокорневые слова: кворум – форум, экскаватор – эскалатор. Паронимические отношения возникают и между собственными именами: Эйзенштейн – Эйнштейн; Швеция – Швейцария. Задание 7. Перепишите предложения, вставляя вместо точек один из паронимов, данных в скобках. 1. У билетной кассы люди предъявляли свои (командировочные, командированные) удостоверения. 2. Мне кажется, что я припоминаю... (лицо, личность) этого человека. 3. На мебель были … (одеты, надеты) чехлы. 4. Молодая актриса играет ...(главную, заглавную) роль в спектакле «Анна Каренина». 5. Напрягая последние... (силы, усилия), мы достигли вершины горы. 6. На выставке представлен большой выбор красивой и… (практичной, практической) обуви. 7. Он внимательно слушал лекцию, делая... (пометы, заметки) в блокноте. 8. Мы так давно не виделись, что вначале я его не... (узнал, признал). Задание 8. Образуйте словосочетания, соединив существительные с подходящими по смыслу словами из скобок. 1. Визит, совет, взгляд (дружеский, дружелюбный, дружественный). 2. Дом, человек (добрый, добротный). 3. Бюро, предложение (конструкторский, конструктивный). 4. Блондинка, способ (эффектный, эффективный). 5. Речь, магнитофон (дефектный, дефективный).
Задание на СРСП: 1) Прочитайте 2) Выписать толкование слов глоссария. Задание на СРС: Задание 3, 4, 5. Литература 1 Ахмедьяров К.К. Русский язык: Учебное пособие для студентов казахских отделений университета (бакалавриат). – Алматы: КазНУ им. аль-Фараби, 2008. – 226 с. 2 Жаналина Л.К., Мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка: Учебник. – Алматы: Print-S, 2005. – 529 с.
5 План - конспект занятия по русскому языку на тему: «Стилеобразующие черты ОДС. Лексические, морфологические, синтаксические черты официально-делового стиля». Цели: 1. Углубить понятие о функционировании русского языка в Республике Казахстан. 2. Дать общее понятие об официально-деловом стиле речи.
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.164.176 (0.008 с.) |