Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятие 12.1. Полемическое мастерство.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Занятие 12. Тема: Полемические приемы. Уловки в споре Логико-коммуникативные задачи: запись микролекции. Формирование навыков и умений в области профессиональной речи, делового общения; умений высказать свое мнение, выстроить систему аргументации.
Эффективность воздействия на слушателей обусловливается умением оратора наладить контакт с аудиторией. Для достижения данной цели исследователи рекомендуют использовать следующие приемы: 1) эффект первых фраз. Суть того приема состоит в том, чтобы сразу привлечь внимание аудитории к говорящему как к личности. Например, начав выступление фразой: «Я рад/а встрече с вами», «Выражаю вам признательность за предоставленное слово»; 2) эффект квантового выброса информации. Суть данного приема заключается в постоянном включении в речь новых, не знакомых аудитории фактов; 3) эффект аргументации. Суть приема состоит в применении доступных для усвоения слушателей доказательств. Например, использование примеров из жизни; 4) эффект релаксации. Суть данного приема заключается в психологическом объединении людей, присутствующих в зале путем включения в речь шутки, анекдота, меткого слова или высказывания; 5) эффект аналога. Суть приема состоит в сопоставлении не связанных между собой явлений. Например: «Информация в менеджменте, что очередь в магазине. Но если покупатель в магазине может дождаться своей очереди рано или поздно, то информация в менеджменте по истечении времени прекращает свое существование, не дождавшись своей очереди»; 6) эффект воображения. Суть приема – в использовании намеков, недосказанных фраз в речи с целью стимулирования мыслительных усилий аудитории. Слушателям предлагают строить догадки, выдвигать свои версии сказанного. 7) эффект дискуссии. Суть приема заключается в выдвижении перед аудиторией проблемного вопроса для обсуждения и принятия правильного решения. 8) эффект эллипса. Суть приема состоит в пропуске структурно необходимых элементов высказывания, которые в данном контексте легко восстанавливаются для того, чтобы аудитория сама завершила фразу или вставила пропущенные слова. Например, пропуск слова «пожнешь» в пословице: «Что посеешь, то и …». Задание 1. Приведите свои примеры использования полемических приемов.
Задание 2. Умение слушать. Очень важно не только уметь красиво говорить, но и хорошо слушать. Представьте себе такую ситуацию:
Задание 3. Это задание поможет определить словарный запас участников, направлено на развитие речи. Задача студентов – ответить оригинально на простой вопрос: «Как дела?». Все отвечают по очереди, ни один ответ не должен повториться.
Ведущий по очереди (по кругу) задает один и тот же вопрос участникам: "Как дела?" Задача каждого участника ответить на этот вопрос оригинально, то есть так, чтобы ответ не был похож ни на один из уже прозвучавших вариантов.
1.1 (1) План - конспект занятия по русскому языку на тему: Художественно-литературный стиль и его признаки. Морфологические, лексические и синтаксические особенности стиля. Цели: 1. Углубить понятие охудожественном стиле речи. 2. Добиться осознания студентами тесной взаимосвязи языка и общества, основных функций языка в обществе, которые будут способствовать правильному стилистическому использованию изученных конструкций в речи. Аудирование Запомните! Функциональный стиль – это разновидность литературного языка, выполняющая определённую функцию в общении. Художественный стиль – это функциональный стиль речи, который употребляется в словесно-художественном творчестве. Цель художественного стиля – воздействие с помощью созданных образов на чувства и на мысли читателей, слушателей. Чем ярче и правдивее образ, тем сильнее он воздействует на читателя. На первый план в художественном тексте выходят эмоциональность и экспрессивность изображения. Языковые особенности стиля: 1. Неоднородность лексического состава: сочетание книжной лексики с разговорной, просторечной, диалектной и т.п. Вызрел ковыль. Степь на многие версты оделась колышущимся серебром. Ветер упруго принимал его, наплывая, шершавил, бугрил, гнал то к югу, то к западу сизо-опаловые волны. Там, где пробегала текучая воздушная струя, ковыль молитвенно клонился, и на седой его хребтине долго лежала чернеющая тропа. 2. Использование всех пластов русской лексики в целях реализации эстетической функции. Дарья нам минуту замешкалась и отказала: - Нет, нет, я одна. Туды я одна. Куда «туды» - она и близко не знала и, выйдя за ворота, направилась к Ангаре. (В. Распутин) 3. Активность многозначных слов всех стилевых разновидностей речи. Бурлит река вся в кружеве белой пены. На бархате лугов алеют маки. На рассвете родился мороз. (М. Пришвин). 4. Большая предпочтительность использования конкретной лексики и меньшая – абстрактной. Письмо Задание 2. Перепишите, вставьте пропущенные буквы. 1) Поэт – просв…титель Абай воспевал м…гучую роль родного языка в обр…зовании и в…спитании человека. (А.Табылдиев). 2) В 14 лет Абай посв…тил в…ликим поэтам Востока четверостишие, в котором просил их благ…словения. 3) Всё самое пр…красное р…ждается на перекрёстках культур, религий, философий. Это присуще и поэзии Абая – присутствие Запада и Востока. 4) Овл…дев русским языком, Абай прон…кает в мир Пушкина, Лермонтова, Крылова, Толстого и других п…сателей. Через русскую литературу Абай п…знал и западноевропейскую классику. (О.Жанайдаров). 5) Идеи и мысли Абая, изложенные в форме поэтических и философских раздумий, находили и всегда будут нах…дить отклик в каждом п…к…лении, ибо они созвучны эпохе, в них выражены думы и чаяния р…дного народа, его боль и надежды. (Н.А.Назарбаев). 6) Гений и титанический труд в…ликого поэта, мыслителя, т…лантливого к…мпозитора прол…жили путь к прогре…у мысли, науки и культуры нашего Отечества. (Н.А.Назарбаев). 7) В личности Абая счастливо с…шлись поэт, композитор, историк-философ, социолог, гуманист, востоковед. (Из газет).
Синонимы – слова, отличающееся друг от друга по звуковой форме, но совпадающее, сходное или очень близкое по значению. Задание 3. Подберите к предложенному слову синоним (или близкое по значению слово) другого грамматического рода. «Удача» мужского рода. «Фотография» мужского рода. «Окно» мужского рода. «Картина» мужского рода. «Обоняние» мужского рода. «Кокетство» мужского рода. «Резина» мужского рода. «Прищепка» мужского рода. «Сплетня» мужского рода. «Ткань» мужского рода. «Колонна» мужского рода. «Успех» женского рода. «Дом» женского рода. «Лес» женского рода. «Стол» женского рода. «Веник» женского рода. «Село» женского рода. «Автомобиль» женского рода. «Диван» женского рода. «Безделье» женского рода. «Фантик» женского рода. «Мираж» женского рода. «Спор» женского рода. «Обязательство», «ручательство» женского рода. «Дом» среднего рода. «Страна» среднего рода. «Огонь» среднего рода. «Туча» среднего рода. «Век» среднего рода. «Ребёнок» среднего рода. «Вокал» среднего рода.
Задание 4. Благодаря нашему "гостеприимному" русскому языку мы, даже того не подозревая, знаем много слов из тех иностранных языков, изучением которых никогда не занимались. Все вы знаете, как будет по-французски слово «гриб». Этим словом мы называем самые "магазинные" грибы. Так как же? Скажите по-французски «круг», если для нас это этап какого-либо соревнования или этап в выборах. Скажите по-французски «мальчик», если это французский официант. Скажите по-французски «никто», если это слово стало именем знаменитого капитана из романа Жюля Верна? Скажите по-французски «место уединения», если для нас это знаменитый художественный и культурно-исторический музей в Санкт-Петербурге. Скажите по-французски «столичный», если для нас это подземный вид транспорта в больших городах. Скажите по-французски «пена», если для нас это название сладкого блюда из взбитой фруктовой, ягодной, молочной или шоколадной массы. Французское слово «пенсне» в переводе на русский означает «защемлять нос», а «кашне» - «прятать нос». Теперь скажите, как будет по-французски «нос»? Скажите по-французски «украшение», если это украшение полагается к мясу или рыбе. Скажите по-французски «поцелуй», если для нас это пирожное из взбитых яичных белков и сахара. Скажите по-французски «вспышка», «молния», если для нас это пирожное из заварного теста с кремом внутри. Скажите по-итальянски "дыхание", если для нас это вокальное произведение для одного голоса в составе оперы или оперетты. Скажите по-итальянски «учитель», если мы так называем крупных музыкантов, живописцев и выдающихся шахматистов. Скажите по-португальски «змея», если для нас это не просто змея, а её конкретный очень ядовитый вид. Скажите по-португальски «огонь», «пламя», если для нас это красивая розовая птица. Скажите по-немецки «змея», если этой «змеёй» садоводы поливают свои грядки. Скажите по-польски «мир», если у нас это - состояние тишины, отдыха, бездеятельности и отсутствие беспокойства. Скажите по-нидерландски «человек», если для нас это бездушная кукла в витрине магазина. Скажите по-китайски «молодой листок», если мы видим эти листки исключительно в сушёном виде. Скажите по латыни «свет», если для нас это лучший номер в гостинице. Скажите по латыни «шар», если для нас это школьное пособие для урока географии.
Антонимы – это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения. Задание 5. Закончите пословицы 1. Ученье – свет, а неученье. 2. Знай больше, а говори. 3. Не бойся врага умного, бойся друга. 4. Лучшая вещь новая, лучший друг. 5. Мир строит, а война. 6. Смелый побеждает, а трус. 7. Ласточка день начинает, а соловей. 8. Корень ученья горек, да плод его. 9. Маленькое дело лучше безделья. 10. На языке - мёд, а на сердце -лёд. 11. Ни богу свечка, ни чёрту кочерга.
Омонимы – разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию единицы языка. Задание 6. Объясните смысл следующих омонимов, выберите из них не менее десяти слов и составьте связной рассказ: барашек, атлас, бокс, вал, валка, гусеница, ерш, зарядка, зуб, ворот, каток, ключ, косяк, лопатка, лук, коса, месяц, наряд, очки, проводник, собачка, узел, шашка, язык.
Паронимы (греч. «para» «возле, около» + опута «имя») – это слова, близкие по произношению, но разные по значению: контакт – контракт, поглотить – проглотить. В отличие от омонимов паронимы не совпадают полностью в произношении и на письме. Паронимами могут быть слова одного корня: описка – отписка, чувственный – чувствительный, а также разнокорневые слова: кворум – форум, экскаватор – эскалатор. Паронимические отношения возникают и между собственными именами: Эйзенштейн – Эйнштейн; Швеция – Швейцария. Задание 7. Перепишите предложения, вставляя вместо точек один из паронимов, данных в скобках. 1. У билетной кассы люди предъявляли свои (командировочные, командированные) удостоверения. 2. Мне кажется, что я припоминаю... (лицо, личность) этого человека. 3. На мебель были … (одеты, надеты) чехлы. 4. Молодая актриса играет ...(главную, заглавную) роль в спектакле «Анна Каренина». 5. Напрягая последние... (силы, усилия), мы достигли вершины горы. 6. На выставке представлен большой выбор красивой и… (практичной, практической) обуви. 7. Он внимательно слушал лекцию, делая... (пометы, заметки) в блокноте. 8. Мы так давно не виделись, что вначале я его не... (узнал, признал). Задание 8. Образуйте словосочетания, соединив существительные с подходящими по смыслу словами из скобок. 1. Визит, совет, взгляд (дружеский, дружелюбный, дружественный). 2. Дом, человек (добрый, добротный). 3. Бюро, предложение (конструкторский, конструктивный). 4. Блондинка, способ (эффектный, эффективный). 5. Речь, магнитофон (дефектный, дефективный).
Задание на СРСП: 1) Прочитайте 2) Выписать толкование слов глоссария. Задание на СРС: Задание 3, 4, 5. Литература 1 Ахмедьяров К.К. Русский язык: Учебное пособие для студентов казахских отделений университета (бакалавриат). – Алматы: КазНУ им. аль-Фараби, 2008. – 226 с. 2 Жаналина Л.К., Мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка: Учебник. – Алматы: Print-S, 2005. – 529 с.
5 План - конспект занятия по русскому языку на тему: «Стилеобразующие черты ОДС. Лексические, морфологические, синтаксические черты официально-делового стиля». Цели: 1. Углубить понятие о функционировании русского языка в Республике Казахстан. 2. Дать общее понятие об официально-деловом стиле речи.
Морфологические особенности 1) Существительные, обозначающие должности, употребляются, как правило, в форме мужского рода (бухгалтер, директор, лаборант, почтальон, контролер и др.). 2) «Цепочка» форм родительного падежа существительных (выяснение условий совершения преступления; проверка соблюдения паспортного режима). 3) Прилагательные и причастия в деловой речи часто употребляются в значении существительных (больной, отдыхающий, нижеподписавшиеся), продуктивны краткие формы прилагательных (должен, обязан, обязателен, необходим, подотчетен, подсуден, ответствен). 4) Во избежание неточностей, имя существительное не заменяется местоимениями и повторяется даже в рядом стоящих предложениях. 5) Вместо указательных местоимений (этот, тот, такой и т.п.) используются слова данный, настоящий, соответствующий, известный, указанный, вышеуказанный, нижеследующий и др.). 6) В официально-деловой речи более употребительны неличные формы глаголов – причастия, деепричастия, инфинитивы, которые особенно часто выступают в значении повелительного наклонения (принять к сведению, внести предложение, рекомендовать, изъять из употребления и т.д.). 7) Яркая черта официально-делового стиля – употребление в нем отыменных предлогов: в целях, в ходе, в силу, во избежание, по линии, на предмет, а также сочетаний существительных в предложном падеже с предлогом по: по причине, по болезни, по возвращении. Синтаксические особенности 1) Повествовательный характер изложения, использование номинативных предложений с перечислением; 2) прямой порядок слов в предложении; 3) тенденция к употреблению сложных предложений, отражающих логическое подчинение одних фактов другим.
Упражнение 2. Образуйте существительные от данных глаголов. Выделите суффиксы. Составьте с несколькими словами небольшой текст (3–4 предложения) официально-делового стиля.
Упражнение 3. Укажите слова и словосочетания, которым свойственна официально-деловая окрашенность. Асимметричный, вечерка, внештатный, газировка, грозиться, закаливание, ирреальный, запропаститься, заворот, злобствовать, злобиться, киношный, летучка, настой, откармливание, обмундировка, обкрутить, окрутить, обогрев, отжим, планшетка, переплав, псевдонаучный, рубануть, самообслуживание, складировать, трудоустроить, тормознуть, унифицировать, ультрамодный, шоферить.
Задание 4. Определите значение следующих слов: n холост, супруга, избираться, должность, призвать, образование, активный, женат, замужем. n социальное происхождение, социальное положение. Задание 5. Укажите вариант официально-делового стиля. Образец: Меня приняли в члены партии «Нур Отан». – Был принят в члены партии «Нур Отан». n Я пошел служить в армию – n Я вернулся из армии – n Я начал учиться в инязе – n Моя мама сидит дома – n Моя мама на пенсии – n Мой папа водит машину – n Сестренка учится в 5 классе – n Братишка работает в больнице и лечит детей – n В школе я учился на «4» и «5» – n Я был на олимпиадах по физике в городе и другой стране – n Я прошу дать общежитие – n Я не пришел на уроки в университет, потому что сломал руку – n Я хочу у вас попросить книги по английскому – n Моя сестра еще не вышла замуж – n Мой брат еще не женился –
Задание 6. В текстах предыдущего урока (статьях законов РК) найдите все средтсва официально-делового стиля.
Задание 7. Ответьте на вопросы, используя в нужной форме слова, данные справа, и употребляя предлоги в, на, из. 1. Куда вы ездили вчера? выставка, музей, бассейн 2. Куда вы собираетесь ехать? деревню, аул, родина 3. Где вы родились? город, село 4. Где вы учитесь? институт, университет, академия 5. Откуда вам прислали письмо? родные места Задание 8. Допишите предложения, употребляя подходящие по смыслу существительные с предлогом из. 1. Самолёт вылетел.... 2. Мы вернулись....3. Я получил уведомление.... 4. Скоро он должен вернуться.... 5. Об этой новости на моей родине я узнал.... 6. Делегация выехала.... Обратите внимание на употребление предлогов в и на с глаголами идти и ехать: 1) идти — двигаться пешком: Я иду в библиотеку. 2) идти — о движении самого транспорта; Этот автобус идёт в КазГУград. 3) ехать — двигаться на каком-нибудь транспорте: Я ехал на такси. Задание 9. З а п о м н и т е: на автобусе
Сравните употребление предлогов в и на
Задание 10. Употребите в данных предложениях предлог в или на. 1. К Акмарал мы решили ехать... трамвае.... трамвае дети заняли места у окна. 2. Друзей я встретил... маршрутном автобусе. На работу она ездит... маршрутном автобусе. 3. Участники фестиваля приехали... скором поезде.... скором поезде поддерживался образцовый порядок.
Глоссарий
Задание на СРСП: 1) Разновидности официально-делового стиля. Задание на СРС: Задание 5, 7. Литература 1 Ахмедьяров К.К. Русский язык: Учебное пособие для студентов казахских отделений университета (бакалавриат). – Алматы: КазНУ им. аль-Фараби, 2008. – 226 с. 2 Жаналина Л.К., Мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка: Учебник. – Алматы: Print-S, 2005. – 529 с.
Неделя 11 Культура общения. Основные качества речи. Культура речи – это владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики). Речевая культура - это показатель нашей профессиональной пригодности. Более подробно остановимся на характеристике основных качеств речи: 1) нормативные (правильность речи); 2) коммуникативные (точность речи, понятность и ясность, чистота, выразительность речи, богатство и разнообразие речи); 3) этические (речевой этикет). Правильность речи – это соблюдение норм литературного языка (орфоэпические, лексические, акцентологические, морфологические, синтаксические). Точность речи – строгое соответствие слов, обозначаемым предметам, явлениям, действиям. Все, что нас окружает, что познано или изобретено, все, о чем хотят спросить или рассказать, имеет свое название. Чем больше человек знает слов, тем точнее он может выразить свою мысль. Точность речи определяется знанием предмета, логикой мышления, умением правильно выбирать нужные слова. Понятность – доступность речи для тех, кому она адресована. Понятность речи зависит от правильного использования в ней терминов, иностранных слов, диалектизмов, жаргонизмов, профессионализмов. Богатство и разнообразие речи зависит от того, насколько человек осознает, в чем заключается самобытность языка. Богатство любого языка заключается в богатстве словаря. Необходимо постоянно заботиться о пополнении своего словарного запаса. Чистота речи – незасорённость ее внелитературными элементами, борьба со словами – «сорняками». Причиной появления слов – «сорняков» в речи бывает волнение, неумение мыслить публично, бедность индивидуального словаря говорящего. Выразительность – наличие в языке изобразительно-выразительных средств. Цитаты, пословицы, поговорки, образные сравнения способствуют яркости речи оратора и украшают её. Цитаты должны подчеркивать правильность своих мыслей оратора, а не заменять их чужими. Говорение Задание 1. Найдите цитаты, пословицы, поговорки о точности, правильности и выразительности речи. Задание 2. Подготовьте ситуацию на языке жестов («Признание в любви»; «Содержание известного фильма…»; и т.д.) Задание 3. Обозначьте ударение. Укажите значения приведенных слов. Образец: Кроить атл а с – открыть а тлас Броня на билет - непробиваемая броня, бронированные места - бронированная техника, положить продукты в ледник - подниматься на ледник, развитая страна - развитая веревка, раскрыть заговор - заговор от боли, есть ирис - расцвел ирис, злая острота - острота лезвия, характерный поступок - характерный человек, языковая политика - языковая колбаса. Задание 4. Поставьте ударение в следующих словах. За справками обращайтесь к словарю. Агентство, баловать, дефис, договоренность, демократия, квартал, взаймы, километр, красивейший, кухонный, ножны, облегчить, обострить, одолжить, осведомиться, премировать, принудить, приобретение, приговор, плесневеть, побудить, портфель, статуя, случай, тренер, упрочение, фарфор, форзац, ходатайствовать. Задание 5. Прочитайте вслух приведенные слова. Обратите внимание на произношение чн как [чн] или[шн]. В каких случаях возможно двоякое произношение? Булочная, горчичник, сливочный, шуточный, горничная, молочница, конечно, прачечная, скучно, спичечный, копеечный, двоечник, девичник, нарочно, взяточник, пустячный, порядочный, убыточный, Ильинична. Письмо Задание 6. Перепишите. Вставьте, где необходимо, пропущенные согласные буквы. Аб..ревиация, авторал..и, агрес..ор, ак..лиматизироваться, ак..омпанировать, ак..уратность, ал..егорический, ал..юминиевый, антен..а, ап..ел..ировать, ап..аратный, ап..етитный, ар..тил..ерист, ас..им..етричный, ас..истировать, бал..ада, бар..ок..о, бацил..а, бел..етрист, вож..и, гор..ил..а, грам..офон.., грам..пластинка, грим..ировать, груп..а, груп..ка, гум..анизм, депр..ес..ия, дис..кус..ия, дрес..ировка, дрож..евой, идил..ия, ил..юзион, ин..гал..яция, ин..ициатива, интел..ект, искус..ный, искус..твенный, капил..яр, кар..авел..а, кар..икат..ура, кас..ета, кил..ограм.., кил..ом..етр, кол..егия, кол..окольня, колон..а, колон..ада, колон..ка, колос..альный ком..ис..ариат, ком..ерческий, ком..унист, ком..промис..ный, кон..грес.., кор..идорный, кор..екция, кристал..ический, кристал..ик, крос..ворд, лот..ер..ейный, мас..ировать, метал..ический, метал..олом, мер..идиан, нарцис.., новел..а, норман..дский, один..адцать, ок..упировать, оперет..а, оперет..очный, оп..озиционный, пар..ал..ельный, пар..ал..елограм.., пас..ажир, пас..ивный, пер..иферия, пер..он, плис..овый, прес..а, примадон..а, програм..ировать, програм..ка, прогрес..ивный, проф..ес..ор, пятитон..ка, режис..ёрский, рос..ийский, рус..изм, с..ориться, (денежная) с..уда, стрес..овый, сум..арный, тен..исный, тер..аса, тер..орист, тон..аж, тон..ель, трол..ейбус, труп..а, фил..иал, фин..ский, хол.., цел..юлоза, шок.., шос..е, шоф..ёр,шул..ер, эксцес.., эл..егия, эл..икс..ир, эф..ект. Задание 7. Вставьте, где нужно, пропущенные согласные: а) бел_етристика, гал_ерея, артил_ерия, бал_кон, ил_юстрация; б) пас_ажир, видеокас_ета, импрес_арио, профес_ор, прогрес_; в) сим_етричный, драм_атургия, ком_ерческий, ком_ентарий, гум_анизм; г) ат_естат, либрет_о, оперет_а, генет_ика, грот_еск; д) колон_ада, гун_ы, тон_а, клан_, норман_ы; е) пер_он, кар_икатура, тер_орист, бар_икада, бюр_ократия; Задание 8. Вставьте пропущенные буквы: а) интел_игенция, кол_егия, эф_ективный, проблем_а, метал_ический; б) програм_ка, ок_упация, пятитон_ка, режис_ер, кристал_ьный; в) диф_еренциация, ил_юминация, кор_ектор, груп_ком, колон_ка; г) дис_идент, дил_етант, оп_озиция, привил_егия, собкор_; д) тер_ас_а, коэф_ициент, Ренес_анс, ак_омпанемент, ас_оциация. Задание 9. От следующих глаголов образуйте имена существительные, подчеркните у них удвоенные согласные. Диссимилировать, дифференцировать, аккумулировать, дискуссировать, плиссировать, регрессировать, репрессировать, ассистировать, комментировать, программировать, терроризировать, иммигрировать, иммунизировать. Задание 10. Перепишите, вставляя в соответствии с правилами буквы е или э. Проверьте написанное по орфографическому словарю. Ауди...нция, ди...та, каф..., кли...нт, кано..., м...н...джер, мод…лировать, нонс...нс, общеэкономический, пиру...т, ш...роховатый, грот...ск, дет...кторный, дюш...с, запро...ктировать, ма...стро, р...квием, р...кетир, сэкономить, портмон..., фу...те, эд...львёйс, стату...тка, ингр...ди...нт, про...кция, т...мбр, ш...злонг, кабар..., кафет...рий, ранд...ву, трёх...лементный, тра…ктория, с...ссия, д...канат. Задание 11. Перепишите, вставляя в соответствии с правилами буквы е или э. Проверьте написанное по орфографическому словарю. Ауди...нция, ди...та, каф..., кли...нт, кано..., м...н...джер, мод…лировать, нонс...нс, общеэкономический, пиру...т, ш...роховатый, грот...ск, дет...кторный, дюш...с, запро...ктировать, ма...стро, р...квием, р...кетир, сэкономить, портмон..., фу...те, эд...львёйс, стату...тка, ингр...ди...нт, про...кция, т...мбр, ш...злонг, кабар..., кафет...рий, ранд...ву, трёх...лементный, тра…ктория, с...ссия, д...канат.
1.2 (2) План - конспект занятия по русскому языку на тему: Изобразительно-выразительные средства языка в художественном тексте. Тропы и фигуры речи. Использование изобразительно-выразительных средств языка в художественном тексте, их функции. Цели: 1. Углубить понятие охудожественном стиле речи. 2. Добиться осознания студентами тесной взаимосвязи языка и общества, основных функций языка в обществе, которые будут способствовать правильному стилистическому использованию изученных конструкций в речи. Аудирование Задание 1. Прочитайте текст, определите его стилистическую принадлежность. Перескажите его. Укажитехудожественно-изобразительные средства. Айгерим … Это светлое лицо полно свежести. Мягкий вдумчивый взгляд проникает в душу. Продолговатые тёмные глаза, лучистые и глубокие, окружены лёгкой голубоватой тенью, Абай всё ещё не может налюбоваться на эту дымку вокруг глаз Айгерим и подолгу восхищённо на них смотрит. «Они – как птенцы, впервые выглянувшие в мир из тёплого гнезда…», – каждый раз думает он. (М.О.Ауэзов, «Путь Абая») Письмо Задание 2. Запишите предложения, используя один из синонимов, данных в скобках. Зимний дуб Тропинка обогнула куст орешника, и лес сразу (расступился, раздался, раздвинулся) в стороны: посреди поляны, в белых (блестящих, сверкающих, сияющих) одеждах, огромный и (величавый, величественный, царственный), как собор, стоял дуб. Казалось, деревья почтительно (раздались, расступились, раздвинулись), чтобы дать старшему брату развернуться во всей силе. Его нижние ветви шатром (разостлались, раскинулись, расстелились) над поляной. Снег набился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не (опала, облетела, осыпалась), дуб до самой вершины был покрыт листьями в (белых, снежных, белоснежных, седых) иголочках. Так вот он, зимний дуб. Анна Васильевна (боязливо, робко, несмело) шагнула к дубу, и могучий (прекрасный, великолепный, красивый) страж леса тихо качнул ей навстречу ветвью (Ю. Нагибин) Задание 3. Подберите синонимы к каждому из паронимов, пользуясь материалом для справок. 1. Адресант, адресат; 2. Воинственный, воинствующий; 3. Деспотический, деспотичный; 4. Невежа, невежда; 5. Дружеский; дружественный; 6. Безответный, безответственный. Для с п р а в о к: 1) отправитель; получатель; 2) агрессивный; борющийся, ведущий борьбу с кем-, чем-либо; 3)тиранический; самодур; 4) грубиян; неуч; 5)товарищеский; дружелюбный; 6) забитый, пришибленный, бессловесный; беспечный, беззаботный. Задание 4. Укажитехудожественно-изобразительные средства. 1)...каменные деревья стояли молча и неподвижно днем и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались холодные костры. А еще страшней было, когда сердитый ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню… 2) Сердце Данко пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям… (М.Горький, «Старуха Изергиль»). Задание на СРСП: 1) ПрочитайтеВыпишите средства художественной выразительности. Задание на СРС: Задание 2, 3, 4, 5. Литература 1 Ахмедьяров К.К. Русский язык: Учебное пособие для студентов казахских отделений университета (бакалавриат). – Алматы: КазНУ им. аль-Фараби, 2008. – 226 с. 2 Жаналина Л.К., Мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка: Учебник. – Алматы: Print-S, 2005. – 529 с.
6 План - конспект занятия по русскому языку на тему: Разновидности официально-делового стиля речи. Обиходно-деловой подстиль официально-делового стиля. Изучение образцов частных деловых бумаг. Автобиография как жанр частного делового документа. Особенности автобиографии в официально-деловом стиле. Цели: 1. Углубить понятие о функционировании русского языка в Республике Казахстан. 2. Добиться осознания студентами тесной взаимосвязи языка и общества, основных функций языка в обществе, которые будут способствовать правильному стилистическому использованию изученных конструкций в речи.
Краткий словарь документов Автобиография – документ, содержащий социально значимые сведения из жизни автора. Акт – документ, содержащий запись о каком-либо юридическом факте. Биография – документ, содержащий общественно важные сведения из чьей-либо жизни. Деловое письмо – документ, используемый для передачи информации на расстояние, служащий средством общения между учреждениями, а также между учреждениями и частными лицами. Доверенность – документ, дающий кому-либо право действовать от имени лица, его выдавшего. Докладная записка – документ, адресованный руководителю учреждения, информирующий о имеющем место явлении, факте, событии, о сложившейся ситуации, о выполненной работе. Заявление – документ, содержащий просьбу о чем-либо. Инструкция – документ, содержащий указания, свод правил, устанавливающий порядок и способ осуществления чего-либо. Объяснительная записка – документ, поясняющий содержание отдельных положений основного документа или объясняющий причины какого-либо события, факта, поступка. Отчет – документ, содержащий сведения о выполнении какого-либо задания, представляемый вышестоящему учреждению или должностному лицу. Постановление – 1. Правовой акт, принимаемый высшими и некоторыми центральн
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 612; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.95 (0.017 с.) |